е. к погибели в аду ( 2Петр.3:7 ; Евр.10:39 ). И идущих по этому пути и этими вратами много; так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении. Тесныя же врата и узкий путь, это образ добродетельной жизни, ведущей в живот в жизнь блаженную в раю ( Мф.25:46 ), и мало людей идет этим путем; так как это путь многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния (Мих.). «Узкими вратами, пишет блаж. Феофилакт, Господь называет искушения, как произвольные, напр., пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее». «Кто гордится пред другими, кто пресыщается замными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести; те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», учит один святитель. Как согласить слова Господа о трудности пути в царство небесное с Его словами: иго мое блого и бремя мое легко, (чит. в объяснении этих последних слов, гл. 11, ст. 30). Зач. 22-е. О лжепророках Читается во вторник 2-й недели по Пятидесятнице. 15. Внемлите же лживыхъ проркъ, иже приходтъ къ вамъ во деждахъ вчихъ, внтрь же сть волцы хищницы: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные Пророками назывались у Евреев особенные люди – посланники Божии, которым Бог открывал будущее, учители народные. Название «пророк» происходит от слова прорекать, т. е. предсказывать будущее. Воздвигаемые Богом, пророки и предсказывали будущее по Его откровению, и учили народ вере и добродетели, руководили их в известных случаях, обличали в пороках. Лжепророк, это человек, которого Бог не посылал ни предсказывать будущее, ни вообще быть учителем народа; но который сам выдает себя за посланника Божия. Таких лжепророков особенно много было около времен Вавилонского плена ( Иер.23:9 и дал.; Иез.13:1 и дал.). Иисус Христос под именем лжепророков разумеет вообще лжеучителей своего времени, которых тогда также было довольно между Иудеями, и в частности лжеучителей христианских, имевших появиться в самой христианской церкви ( Мф.24:24 ; Феоф.), и тех людей, которые, ведя недостойную, напр., развратную, жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, так называемых льстецов (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 15 Зач. 60-е. Беседа Иисуса Христа с фарисеями о преданиях старцев Читается в среду 7-й недели по Пятидесятнице 1. Тогда пристпиша ко иже книжницы и глаголюще: Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят Тогда, т. е. в то время, когда Иисус Христос прибыл в землю Геннисаретскую и исцелил тут многих больных (14:35–36). Иерусалимские (от Иерусалима) книжники и фарисеи, это те, из еврейских ученых и зараженных известною фарисейскою ересью (чит. о фарисеях в объясн. 7 ст. 3 гл.), которые жили в главном городе Иудейской земли, Иерусалиме и были гораздо хуже прочих, живших в других местах Иудеи; так как пользовались большею честью и от этого более надмевались. «Галилейские книжники доносили своим иерусалимским старейшинам обо всем, что касалось Господа, и вот теперь эти столичные руководители их нарочито прибыли в Галилею, чтобы преследовать Его, как опасного для них учителя» (Троиц, лист.). 2. почто учнцы тво престпаютъ не умываютъ бо ркъ своихъ, хлбъ дтъ. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб Предание старцев, т. е. то, что не записано в свое время в книгах, а передается устно из рода в род, именно постановления и обычаи, не записанные в законе Моисеевом, но происходившие будто бы от Моисея, по преданию. Иудеи верили, что Моисей на Синае будто бы получил два закона, один записанный им в его книгах, а другой не записанный, который переходил из уст в уста от родителей к детям, что Моисей перед своею смертью передал этот не записанный закон Иисусу Навину, а он передал судиям, судии же пророкам и т. д., пока, впоследствии не записали его в Талмуде. Предание называлось «преданием старцев», т. е. древних предков, и значит предание древнее и потому обязательное. Предание это касалось разных мелочей; но Иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему большую важность, чем самым постановлениям Писания, так что нередко бывало так: предание сохраняли, а писание нарушали. «Внимай более словам книжников, учили они, чем словам закона». Таково, напр., было предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Преданием об умовении рук, конечно, имелось в виду соблюсти чистоту и опрятность, это дело похвальное; но из сего обычая Иудеи делали предрассудок, и соблюдение его соединяли с разными мелочными правилами, напр., о количестве воды, о числе омовений и пр. (Мих.). «Апостолы не умывали рук, пишет св. Златоуст, потому что уже презирали излишнее, а заботились об исполнении необходимого. Они не считали законом ни умываться, ни оставаться неумовенными, но поступали и так и иначе, как случится; и могли ли они заботиться об этом, когда не заботились о самой пище, необходимой для них»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Зиновия бросилась к нему и, обратившись к мучителю, сказала: «и я исповедую Христа вместе с братом своим, с ним хочу и пострадать и умереть за Христа». – «Женщина, побереги себя, – сказал Зиновии Лисий. – Стыдно и больно тебе будет, если я велю обнажить и мучить тебя». – «Больший стыд приносит нагота духовная, – отвечала св. мученица, – чем телесная, и несравненно мучительнее страдания в аду, чем на земле». Мучитель приказал жечь горячими угольями Зиновия и Зиновию, положенных на железном одре, и сам смеялся: «пусть Христос придет и поможет вам». Господь сохранил невредимыми Своих угодников, тогда мучитель велел отсечь им головы. (Ч. М. окт. 30). 3. Св. муч. Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательною красотою, и отец хотел определить ее в языческие жрицы. Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но св. Христина в своем одиночестве, нередко любуясь природою, – созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, – задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом св. Христина своих прислужниц, и те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда же узнал об этом отец Христины, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердою. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласками склонять к отречению от Христа; но, видя непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась пред отцом. Отец хотел погубить мученицу мечом на другой день, но не успел, потому что в ночь умер. Мучил ее новый начальник города, но и тот был наказан смертью. Заступивший место сего начальника приказал посадить святую в разожженную печь и затворить ее там. Но она 5 дней пробыла в печи и осталась живою и невредимою. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила св. мученица около 300 года, при Диоклитиане. (Ч. М. июля 24). Неделя пред Рождеством Христовым Еванг. от Матф. зач. 1-е и 2-е, гл. I, 1–25 ст. 1. Родословие Господа нашего Иисуса Христа Родословие И. Христа у евангелиста Матфея распадается на три отдела: с Авраама до Давида (2–6); с Давида до плена Вавилонского (7–11) и с плена Вавилонского до Христа (12–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.1:51 . сотвори держáву мышцею своéю: расточи гóрдыя мыслию сéрдца их: (явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;) Сотвори державу мышцею Своею (явил силу мышцы Своей). Мышца, это – знак могущества. Словом мышца называется Божие всемогущество. В этих и дальнейших Своих словах, Пресв. Богородица изображает предвиденный Ею, великий переворот, который совершит Господь чрез устроение царства сына Ее, Мессии. Расточи гордыя мыслию (рассеял надменных помышлениями) сердца их. Надменный, или гордый, это – несмиренный, думающий о себе много и кичащийся собою, возвышающийся и на разум Божий. Под надменными здесь разумеют язычников, и слова расточи (рассеял) и пр. значат, что не в среде гордых язычников, а среди бедного, униженного еврейского народа явился Спаситель, от сего народа произошло спасение мира ( Иоан.4:22 . Мих.). Лк.1:52 . низложи сильныя со престóл, и вознесé смирéнныя: Лк.1:53 . áлчущыя испóлни блáг, и богатящыяся отпусти тщы. (низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;) Низложи сильныя (сильных) со престол. Низложить с престола значит опровергнуть и уничтожить. Образ взят с низвержения царей. Эти слова значат, что в царстве Христовом будет низвергнуто все гордое и надменное, а возвышены будут люди смиренные, – по-видимому, уничиженные, но этим смирением и уничижением своим стяжавшие высокое нравственное достоинство. Алчущия (алчущих) исполни благ. Здесь разумеются алчущие духовных благ, то же, что у еванг. Матфея ( Мф.5:6 ), алчущие правды, т. е. стремящиеся к оправданию пред Богом, желающие насытиться благами царства Мессии. Богатящияся отпусти тщы (богатящихся отпустил ни с чем), т. е. те, которые в своей гордости считали себя богатыми духовными совершенствами и не имели алчбы к духовным благам царства Мессии, остались ни с чем. Здесь разумеются нежелающие принять Христовой веры, каковы, напр., были, считавшие себя праведниками и гордившиеся своею праведностью, фарисеи (О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В самом деле, Слово Божие, говоря первоначально к людям, или о людях известного места и времени, имевших свои обычаи, оравы, понятия, предрассудки, ученость, законы, вероисповедания, секты, даже особенные явления природы, не только прямо упоминает инде о таких местностях, но и часто, чтобы ближе и внятнее изъясняться для людей об истинах своих, употребляет слова, выражения, предметы, заимствуемые из круга обыкновенной жизни народов. Применить и знать это есть одно из важных средств к разумению Писания, в особенности Новозаветного. Св. Златоуст , толкуя 15 ст. 3 гл. к Галатам, говорит: «Что значит: по человеку глаголю? – по человеческому обычаю. Св. Павел часто употребляет такой способ доказательства как для того, чтобы умягчить речь свою, так и для того, чтобы сделать ее более удобоприемлемой и для самых простых людей понятной». Напр. Kop. 1: 9, 7. Евр. 9, 17 . И Саам Бог в В. 3. говорит часто таким образом. Ис. 49, 15. 45, 9 » В. 3., быв писан для Иудеев, не разделен с их историей, которая достаточно заключается так же в нем самом. Сторонние сведения, напр. толкования Раввинов, не излишне знать для того только, чтобы видеть, как и от чего образовались между Иудеями некоторые понятия, чуждые Писанию, к тому времени, когда настал З. Н. (Мат. 15, 36.). К разумению 3. Н. нужно знать а) народность Евреев того времени, как появлялись книги 3. В. что и известно, говорим, большей частью из самых книг; б) народность их во время происхождения книг Н. 3., что знать можно из Раввинских творений и общей истории, и в) народность язычников, особенно тех странах мира, к которым написаны книги Апостольские, и которые были представителями мира языческого, в раздельности Римлян, Греков и варваров. Примером в первом отношении может служить Послание ко Евреем и все те места Н. 3., где делаются указания на В. Примером тому, сколь нужно знать народность Еврейскую во втором отношении, может быть Св. Евангелие ох Матфея, и особенно все те места в нем, где говорится или против предубеждений Иудеев о земном царстве их ожидаемого Избавителя, или против чувственных понятий их о Законе, в чем и состоит напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

в объясн. 12 ст. 21 гл.). Соблазняя Господа броситься сверху вниз, диавол ссылается на слова из Псалтири, где обещается помощь Божия всякому, уповающему на Бога ( Пс. 90:11–12 ). Тут диавол имел в намерении возбудить в И. Христе желание – вынудить, так сказать, чудо со стороны Бога, при чем обнаружились бы в Нем тщеславие, самонадеянность и духовная гордость (Мих.) житейская гордость. Не можем не привести здесь несколько строк из Троиц. лист., очень поучительных для наших раскольников и сектантов. «Диавол привел слова Писания: Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя, но умолчал, что там же дальше сказано: во всех путех твоих; а предлагаемый Господу диаволом путь броситься с кровли храма в надежде на чудесное спасение от Бога, не есть путь, Богом определенный. Какой урок, кто берется самочинно, по своему смышлению, толковать Свящ. писание! Спаситель показал, что нельзя брать места Свящ. писания отрывками, не обращая внимания на другия места того же писания; но именно так и делают все те, которые по своему мудрованию толкуют слово Божие все раскольники, сектанты, все пашковцы, молокане, штундиты и им подобные». 7. Рече (же) паки писано не исксиши гда бга твоег. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего Не искусити (не искушай) Господа Бога твоего. Эти слова – из книги Второзакония (6:16). Их говорил Моисей Евреям, запрещая им искушать Бога, когда они требовали чуда по недостатку воды ( Исх.17:1 и дал.). Смысл ответа Спасителя таков: не должно требовать чуда от Бога по своему произволению. Бог помогая своим верующим, совершает для них и чудеса, но только в случаях опасности, угрожающей верующим, а не по всякому желанию последних; так, например, было при переходе Евреев через Чермное море; тем более не тогда, когда человек сам добровольно подвергает себя опасности, или когда имеет в виду суету, тщеславие, гордость (Пав. Кишин.). 8. Паки потъ на гор высок и показа вс и слав ихъ, Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Неделя пред Рождеством, свв. отец. (Евангелие от Матфея, зач. 1, ст. 1–25; Апостол к Евреям, зач. 328, гл. 11, ст. 9–10, 17–23, 32–40, тот же что и на 1-ой неделе по Пятидесятнице). 1) Раав. Красная веревка, поданная соглядатаям Раавью, спасла ее, потому что она веровала в силу Бога Израилева. Соглядатаев спасло доверие к Раави. Господь дает нам вервь спасения, кровавую вервь с Креста Своего. Ухватимся за нее. 2) Не откажем бросить веревку гибнущим. Господь вознаградит за это. Неделя по Рождеству (Евангелие от Матфея, зач. 4, гл. 2, ст. 13–23; Апостол тот же, что и в 20-ю неделю по Пятидесятнице). 1) Рассказ о младенческих днях жизни Христа (ст. 13–23). 2) Темы из апостольского чтения см. 20-ю неделю по Пятидесятнице (с. 472). Неделя пред Богоявлением (Евангелие от Марка, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 298, гл. 4, ст. 5–8). 1) Покаяние – есть изменение разумения жизни. Изменение всего уклада жизни по духу Христову. 2) Каждый может спастись в своем звании. Прежде всего нужно уметь маленькое дело делать честно, по-Божьи; на своем посту быть «благословением всем», посланцем Божиим. 3) Подвиг жизни в несении нашего креста, в добром пользовании нашими талантами, в следовании за Христом. Венец правды в будущей жизни готовится всем истинным христианам (ст. 8 из Апостольского чтения). Неделя по Богоявлении (Евангелие от Матфея, зач. 8, гл. 4, ст. 12–17; Апостол к Ефессянам, зач. 224, гл. 4, ст. 7–13). 1) Святые – суть Тело Христово, а грешники не принадлежат к Церкви ( 1Кор.22:12 ). Постная Триодь Неделя о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, зач. 89, гл. 18, ст. 10–14; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 296, гл. 3, ст. 10–15). 1) Наставление слушателям о том, с какими чувствами должно входить в храм Божий и как там нужно себя вести (ст. 10–14 Быт.28, 17 ; Лк.19:46 ). 2) Нужно быть смиренным, считать себя нагим и низким перед Богом, вменять себя в ничто. Эта нищета духа – первый шаг к спасению. Кто считает себя праведным или не очень грешным – не начнет дела спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Святая Великая Суббота (Евангелие от Матфея, зач. 115, гл. 28, ст. 1–20; Апостол к Римлянам, зач. 91, гл. 6, ст. 3–11). Он в гробу, но из этого гроба Он восстанет завтра. Приблизимся к гробу – войдем мыслью в событие нынешнего дня. С Ним умер доселе победоносный грех . Умерла сама смерть. Умертвим грех в себе. Спогребемся Ему покаянием, чтобы воскресла наша мертвая душа. Темы на неподвижные праздники Праздник Воздвижения Креста Господня (Евангелие от Иоанна, зач. 60, гл. 19, ст. 6–11, 13–20, 25–28, 30–35; Апостол см. в Великий Пяток). 1) На праздник Воздвижения см. темы в Великий Пяток и в 3-ю неделю Великого поста (см. стр. 484 и 482). Праздник Рождества Христова (Евангелие от Матфея, зач. 3, гл. 2, ст. 1–12; Апостол к Галатам, зач. 209, гл. 4, ст. 4–7). 1) Они (Св. Мария и Сын) не нашли места в городе. Находит ли Христос место в нашем сердце? Не отгоняем ли мы от дома своего меньших братьев Христовых? 2) Что принесем в дар Господу. Песни ангелов. Смиренное поклонение волхвов. «Чадо! даждь ми сердце свое». Принесем ему свою волю, смиренное послушание и любовь. Принесем по силе и дар вещественный братьям Его (нищим). 3) Христос на земле: встречайте... Для праздника нужно очистить не только дома, но и души. Христос уместился в яслях, но есть для Него «убежище» более достойное – душа – детски чистая, готовая принять Господа... Откроем двери сердца Вечному Младенцу. 4) Цель пришествия в мир Христа. Объяснение 3-го члена Символа веры . 5) «Любовь Божия к людям», явленная в Рождестве Спасителя мира, Сына Божия. 6) Где вожделенный мир на земле, провозглашенный ангелами по Рождестве Христа? 7) «Звезда шла пред волхвами» ( Мф.2:9 ). Праздник Обрезания Господня и Новый Год (Евангелие от Луки, зач. 6, гл. 2, ст. 20–21, 40–52; Апостол к Колоссянам, зач. 254, гл. 2, ст. 8–12). 1) Новый Год. Счастье . Счастье во Христе. В исполнении воли Его. Россыпи счастья везде: в семье, в труде, в природе. Только открывает «золото счастья» – любовь. Освети любовью семью, отношение к подчиненным и ты будешь счастлив. Счастье твое в счастье других.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

19) Драгоценная находка. «Православный собеседник», 1. 20) Вл. Соловьев. Царство Божие и Церковь в откровении Нового Завета. Притчи Иисуса Христа ( ) «Православное обозрение», 1885. 21) Епископ Феофан. Размышления на разные места из 13 гл. Еванг. Матфея. «Домашняя беседа», 1871. 22) Экземплярский. О причинах религиозного сомнения в современном нам обществе ( Мф.13:15 ). «Воскресное чтение», 1880. 23) На Еванг. от. Марка Мк.4:26–27 . «Тако есть Царствие, якоже человек вметает семя в землю. «Воскресное чтение», 1816. 24) Мысли епископа Феофана на тот же текст. «Домашняя беседа», 1871. 25) На Еванг. от Луки Лк.8:5–8 . Беседа в нед.21 по Пятидесятнице. «Воскресное чтение», 1810. 26) Ст. 11. Семя есть слово Божие. «Воскресное чтение», 1808; 1816. 27) Ст. 15. Свящ. В. П. Плодотворное слышание слова Божия. «Воскресное ние», 1832. 28) Ст. 5–15. Белюстин. Проповедь. «Воскресное чтение», 1823. 29) Ст. 5–15. Сеятель. (Евангельская притча). «Православный собеседник», 1865. 30) Ст. 17. Мысли епископа Феофана. «Домашняя беседа», 1871. В Словах и Беседах 31) На Еванг. от Матфея МФ.13:24–30. Никанор, архиеп. Херсонский. Высокое значение притчи о человеке, посеявшем доброе семя, сущность притчи и нравственный смысл ее. 32) Ст. 24–30, 37–13. Григорий, архиеп. Казанский. Нравственное зло – его происхождение, причины попущения и конец. 33) Ст. 27. Дмитрий, архиеп. Волынский. О появлении ересей и расколов в Церкви Христовой вскоре по утверждении ее на земле и о том, что они произведение диавола. Слово в нед. 7-ю по Пасхе. 34) Ст. 28. Филарет, митр. Московский. О происхождении душевных плевел – заблуждений и пороков и о нашей беспечности. 35) На Еванг. Луки Лк.8:1–3 ст. Никанор, архиеп. Херсонский. О праве собственности. 36) Ст. 4–15. Филарет, архиеп. Черниговский. Беседа на притчу о сеятеле и семени. 37) Ст. 5–8. Дмитрий, архиеп. Волынский. О том, что семя есть слово Божие, и о препятствиях к его плодоношению. 38) Ст. 15. Леонтий, архиеп. Варшавский. Изъяснение притчи о сеятеле и семени. Отправление двенадцати апостолов на проповедь (Мк.6 7–13; Лк.9:1–6; Мф.9:35–38,10:1–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010