Бог тем только «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 ); поэтому «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царство Божие“ ( Иоан. 3: 5 ). Св. Апостол так говорит возрожденным в св. Крещении христианам: «И такими (во грехах) были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего“ ( 1Кор. 6: 11 ). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию (а не верою), мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». ( Тит. 3: 5–7 ). Отсюда видно, что мы спасаемся и делаемся наследниками вечной жизни не верою и не от дел, а чрез веру ( Еф. 2: 8 ) и чрез дела ( Иак. 2: 14, 21–22 ) благодатью Отца Небесного, к Которому имеем «доступ чрез веру“ в Сына Божия ( Еф. 3: 12 ). Таким образом, ни вера ни дела сами собою еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее: «Итак, говорит св. Апостол, оправдавшись верою (то есть – чрез веру), мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим. 5: 1–2 ). Следовательно для всякого ясно, что слова ап. Павла: «воскресил“, «посадил на небесах“, «спасены чрез веру“ относятся к прошлой, а не к будущей нашей жизни, – что их нужно понимать в том смысле, что Господь воскресил наши души от греховной смерти в бане возрождения, т. е. крещения, ибо мы и все умершие телами еще не воскресали ( 1Кор. 15: 22–23 ), что Господь только отверз нам небо, ибо мы еще не сидим на небесах, а лишь «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда“ ( 2Петр. 3: 13 ); мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней ( Фил. 3: 12–14 ) и получим ее при том непременном условии «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца“ ( Евр. 13: 14 ), почему св. Апостол и говорит: «со страхом и трепетом совершайте (значит, оно еще не совершилось) свое спасение“ ( Фил. 2: 12 ), «зная, поясняет он в том же послании к Ефесянам, что каждый получит (следовательно, еще не получил) от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6: 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В глубокою тайну возрождения с Божественной стороны («рожденное от Бога») проникнуть трудно, и потому более целесообразно попытаться увидеть, что же происходит с человеческой стороны. По нормальной схеме происходит следующее: отвержение прежних, греховных установок в области нравственной, и приятие новых, предлагаемых Божественным откровением. Почему происходит этот процесс с человеком, каковы его нравственно-психологические мотивы – всегда загадка. Ясно только, что и здесь не обходится без Бога, еще точнее без слова Божия, что и подтверждается самим словом Божиим: «родил Он нас словом истины» ( Иак. 2,18 ). Слово истины таинственным образом оплодотворяет душу, и она уже не может жить многими словами лжи, как она жила прежде. Поэтому прежняя душа, с этими многими словами лжи, иначе говоря, со многим грехом, перестает существовать, и в ней начинает говорить святое и чистое слово истины. Этот переворот очень точно отражает ситуацию возвращения от сумасшествия к здравомыслию, что трогательно и убедительно показано в знаменитой притче о блудном сыне. В ней рассказывается о том, как некий сын весьма почтенного родителя, промотав с блудницами и грешниками выданную ему отцом часть наследства, стал нищенствовать в далекой стране, нанявшись работником, был доволен похлебкой, которую ели свиньи. Но затем он «пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного тельца и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лук. 15,17–24 ). Нравственно и психологически переломный момент этого, и всякого подобного покаяния – возрождения заключается в словах: пришед в себя. Это означает, что прежняя жизнь была по сути «бытием-не-в-себе», что в глубоком языковом сознании означает: сумасшествие. Человек сошел с ума своего и бытийствует не в себе: не в своей воле, не в своем сознании, не в своих чувствах, хотя со стороны психологической он полностью погружен в свои переживания и не хочет знать и видеть ничего и никого. Это наиболее страшный и наиболее повсеместный вид плененности души, когда такая плененность не ощущается.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В древней Церкви таинством также считалось Священство. С XV века (времена Симеона Солунского ) установились таинства, которые известны нам сейчас: Крещение, Миропомазание, Причастие, Покаяние, Соборование, Брак, Священство. Согласно традиционному догматическому богословию таинства отличаются от священных обрядов богоустановленностью. Крещение: ключевые тексты Нового Завета. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Существует непосредственная взаимосвязь Крещения и веры. Корень Крещения – Божественная любовь Отца, Сына и Святого Духа и распятие Господа. Крещение – это новое рождение от Бога, когда человек приобретает возможность видеть Царствие Божие. Вода омывает тело, дух омывает душу, но Крещение одно, в воде, которое совершает Дух Святой. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3, 6 ). Из этих слов видно, что человек становится богоподобным существом, подвластным Святому Духу. В Крещении человеку даются новые духовные чувства (зрение, слух, и т.д.). Виды крещения. Мы знаем восемь видов крещения: Всемирный потоп. Когда был крещен весь мир, смыто было зло. Крещение евреев при Моисее в облаке и в море. Ритуальное еврейское омовение. Иоанново крещение, покаяние. Крещение Христово. Таинство Крещения. Крещение кровью мучеников. Крещение слезами, покаяние. Крещение огнем. Погружение в огонь навсегда. В огненном озере будут крещены все без исключения, кроме крещеных водой. Установление Таинства Крещения. Таинство Крещения установлено со смертью и Воскресением Господа. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19 ). Из этой заповеди вырос наш Символ Веры . Крестит Сам Господь через священника. Крещение – это «банею водною посредством слова» ( Еф. 5, 26 ). Крещение спасает человека. В послании к Титу Господь говорит, что спасает нас через «баню возрождения»: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В обобщающей таблице (см. выше) мы определили, что разница между этими отношениями заключается в пропозиции «причины»: в одном случае она объясняет «почему», в другом – «как» Отношения «средства» также следует отличать от отношений «инструментальных» В качестве «инструмента» обычно выступает неодушевленный предмет, посредством которого производится некое действие, «Он разбил окно молотком», или Длинным прутом он вытащил рыбу из реки» В отличие от этого, мы можем говорить о «средстве», если имеет место какое–либо действие, обусловливающее результат. Следует отметить, что во многих случаях появления этого отношения в Библии действие в пропозиции «средства» скорее подразумевается, чем утверждается. В то же время иногда функцию «инструмента» выполняет образно выраженное «средство» В ниже приведенных цитатах за исключением некоторых примеров ( Рим 15:4 и 1 Петр) мы наблюдаем логическую инверсию, т. е. за результатом следуют средства, используемые для его достижения. Деян 21:19 «… что сотворил Бог у язычников служением его» Рим 15:4 «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» Кол 1:20 «…умиротворив чрез Него, Кровию креста Его…» Кол 1:21–22 «И вас … Ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его)…» Тит 3:5 «Он (Бог) спас нас… банею возрождения и обновления Святым Духом…» (два «средства») 1Петр 1:18–19 «…не тленным серебром или золотом искуплены вы … Но драгоценною Кровию Христа…» (ср. с «инструментом») Эти примеры являются еще одним доказательством близости отношений типа СРЕДСТВО–РЕЗУЛЬТАТ и ПРИЧИНА–РЕЗУЛЬТАТ. Возможно, «средство» обусловлено «причиной»; тем не менее, именно «средству», а не «причине» уделяется основное внимание в настоящей форме суждения. Проверкой правильности отнесения конкретного случая к тому или иному типу может служить иная формулировка пропозиций при предположительном изменении результата на цель. При этом лишь при отношении СРЕДСТВО–РЕЗУЛЬТАТ не теряется смысл. Так, изменив в ранее использованном стихе ( Тит 3:5 «Он спас нас … банею возрождения и обновления…») отношения на СРЕДСТВО–ЦЕЛЬ, можно прочитать его следующим образом: «Он возродил нас и обновил нас для того, чтобы спасти» В то же время, если Мк 6:6 (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

В свою очередь, христианин, достигший состояния созерцания посредством чистой молитвы, через соединение ума с сердцем, получает благодатную возможность пресекать действие греха при самом его зарождении. 93 При этом важно помнить, что кажущаяся невозможность подлинно нравственной и святой жизни снимается не теоретическими рассуждениями, а практикой церковной жизни и духовной борьбой – подвижничеством на пути к Богу. На таком пути не сам человек своими ограниченными силами, а Сам Господь помогает одержать нам победу. В этом заключается глубина Премудрости и Любви Божией к тем, кто верует в Него, потому что «невозможное человекам возможно Богу» ( Лк.18:27 ), т.к. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор.9:8 ). Таким образом, мы можем утверждать, что православная нравственность является составной частью духовного подвига христианина. По благодати, через соблюдение заповедей подвижник сподобляется от Бога богоуподобления – достигает подобия Божьего и Его Царства. 94 Другими словами, нравственность есть еще и средство для получения духовных даров, без нее невозможно достичь никакой подлинной духовности. Духовное делание приобщает христианина к благодати Божией, а от благодати происходит нравственное преобразование нашей воли. Источником благодати для всех верующих во Христа является Церковь Божия. Церковные таинства, нравственность и духовное возрождение человека О том, как происходит нравственное возрождение человека в Церкви Христовой, пишет преподобный Максим Исповедник . По его словам, через Таинство Крещения, которое вводит человека в Церковь , происходит первый образ рождения человека. В этом состоянии человеку подается благодать усыновления или уподобления Богу в состоянии возможности, однако нравственное преобразование нашей желающей (гномической или личной) воли через обожение дает лишь второй образ рождения. Такое рождение приводит благодать усыновления, данную в Таинстве Крещения, в состояние действительности. Это рождение приобретается на пути духовного делания, у тех, кто, как уже говорилось, приобрел навык в добродетели и ведении. Причастный обожению на основании своего личного опытного богопознания уже не может отступать от Бога и у таких людей «произволение явно стало безгрешным …, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано». 95 (См.: 1Ин.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

В этот час Сын Божий завершил искупление человечества из рабства греха и, вознесшись на небеса, " воссел одесную (престола) величия на высоте " (Евр.1:3). Но наследие это Иисус Христос стяжал не только для Себя. Он передает его возрожденному человечеству, призывая людей войти в Свою Церковь и стать сонаследниками царства. Об этом апостол пишет следующее: " И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное " (Евр.9:15). Чтобы наследование было законным, учит апостол Павел, завещатель должен умереть, " ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив " (Евр.9:16-17). Приведенное здесь объяснение апостолом Павлом смысла смерти воплощенного Сына Божьего, в сопоставлении с его словами в послании к Ефесянам (Еф.1:4-10), приводит к выводу, что важнейшей целью пришествия Христа на землю было возвращение человеческой природе царственного достоинства, утраченного грехопадением прародителей, и через это воссоздание первозданной гармонии и совершенства мира. Своим пришествием во плоти Иисус Христос основал Себе Богочеловеческое царство на земле. Возглавив Святую Свою Церковь, Он вновь вручает землю в обладание возрожденному человечеству. И люди, как сонаследники Его, удостаиваются участия в вечном наследии путем, который проложил им Христос, получая обетованное также через смерть и воскресение. Смерть же и воскресение людей, вставших на путь покаяния и спасения, происходит в таинстве крещения, утверждается новой духовной жизнью во Христе. Священник Владимир Сушков , клирик Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

Вдумаемся в слова Апостола: говорит ли он здесь о церковной иерархии? Он говорит о том, что каждый христианин должен подражать Христу, о доброй христианской жизни, о принесении духовных жертв, которые состоят в сердечном расположении к раскаянию, в сетовании о грехах ( Пс.50:18–19 ), в славословии и молитве ( Пс.49:14–15 ), в милостыне ( Евр.13:15–16 ), в телесных подвигах ( Рим.12:1; 6:13 ) и в мученичестве за веру ( 2Тим.2:5 ). Эти жертвы должен приносить каждый христианин, и они не могут заменить те благодатные дары, которые подаются в святых Таинствах только через священников Церкви. Называя христиан родом избранным, царственным священством, народом святым, апостол Петр указывает на превосходство их нравственного состояния, как возрожденных в Таинствах, перед состоянием людей некрещеных и потому не возрожденных ( 1Пет.1:10; 9:25 ). В Ветхом Завете всему еврейскому народу Бог сказал: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Однако для жертвоприношения и совершения общественного богослужения были назначены особые лица из дома Аарона, поставленные на это особым образом, и когда против них восстал Корей, говоря, что «все святы, и среди их Господь» ( Чис.16:3–32 ), он был сурово наказан Богом. Так не заслуживают ли куда более сурового наказания те, кто отвергает священство, поставленное Самим Господом Иисусом Христом вместо священства Ааронова, которое было временным ( Евр.7:11–12 )? Христово же священство – вечно ( Евр.7:24 ). Протестанты ссылаются и на слова святого Иоанна Богослова из Апокалипсиса: «... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр.1:6; 5:10 ; ср.20:6). Если понимать эти слова апостола в буквальном смысле, как это делают протестанты, т.е. что все христиане – священники, то нужно тогда считать их и царями, ибо сказано: «царями и священниками», но это невозможно. Из текста ясно, что апостол Иоанн Богослов, как и апостол Петр, называют христиан царями и священниками в духовном смысле, т.е. как людьми, освященными святыми Таинствами, царствующими над своими грехами и страстями, и приносящими себя в жертву хвалы, благотворения и общительности ( Евр.13:15–16 ), «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Деян. 2:2427 , цитата из Пс. 15:810 ; курсив добавлен. В этом псалме Давид, пророчески говоря от имени Христа, выражает уверенность в том, что Бог не оставит Христа. Таким образом, утверждать, что Бог оставил Иисуса – будь то на кресте или в «аду», – просто неправильно, потому что, как говорится в псалме, Господь всегда был с Иисусом. Был ли Иисус рожден вновь? Последний аспект учения Движения Веры о смерти и воскресении Христа, который мы рассмотрим, гласит, что Иисус был вновь рожден в аду, а потом воскрешен из мертвых. В богословии Веры учение о возрожденном Христе вытекает из утверждения, что Он стал грехом, – Ему нужно было родиться вновь. Поскольку мы убедились, что Иисус никогда духовно не умирал, можно с уверенностью сказать, что Он не нуждался в новом рождении. Однако проповедники Веры ссылаются на ряд библейских отрывков, которые якобы подтверждают их точку зрения, – эти отрывки мы и рассмотрим. Первая цепочка рассуждений, посредством которой проповедники Веры пытаются подвести библейское основание под учение о возрожденном Иисусе, начинается со слов 2-го Псалма: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (стих 7). Эти слова, которые в контексте псалма Бог говорит помазанному царю Израиля, Новый Завет применяет к Христу в контексте Его воскресения из мертвых ( Деян.13:33 ; Евр.1:5 ). Из этого факта проповедники Веры заключают, что в момент воскресения Иисус был в буквальном смысле «рожден» как Божий Сын; а поскольку Он и прежде был Сыном Божьим, речь идет Его новом рождении в этом качестве. Если последовательно применять эту логику к другим библейским текстам, она окажется несостоятельной. По крайней мере некоторые проповедники Веры (в том числе Хейгин) признают, что Иисус был Сыном Божьим еще до рождения в Вифлееме. Однако в Лк.1ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Значит ли это, что Иисус стал Сыном Божьим только через непорочное зачатие? Те проповедники Веры, которые (как и я) верят, что Иисус был сыном Божьим еще до Своего рождения, скажут «нет»; но если они понимают Лк.1так же, как они понимают Евр.1и Деян.13:33 , то скажут «да».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Во Христе впервые плоть отделилась от греха, была безукоризненна в смысле нравственном и служила средством к освобождению от него и искуплением перед Богом. В человеческой возрождённой природе она также должна быть очищена и служить средством искупления. Плоть верующего должна служить средством к аскетизму и мученичеству. Значение физического тела, как орудия аскетизма, основывается на том, что вообще тело есть средство для обнаружения нравственного настроения. До возрождения оно служило слепым орудием греха, после возрождения оно умерло для греха и стало орудием праведности. И вот теперь, когда в душе происходит борьба между духом и плотью, человеческая воля может воспользоваться телом, как средством против греха. Измождением и порабощением ( 1Кор.5:5 ; Рим.9:27 ) его он даёт торжество духовному началу. Впрочем, аскетическое учение апостола самое умеренное. Общим законом человеческой природы он считает питать и греть плоть ( Еф.5:29 : никто никогда не имел ненависти к своей плоти), а с другой стороны эти попечения о плоти он запрещает превращать в похоти ( Рим.13:14 ). Наконец, он вооружается против ложного аскетизма, на дуалистической подкладке, который саму физическую плоть считал нравственным злом ( Кол.2:23 ). Аскетизм, таким образом, есть повторение внутреннего момента искупления. Но сходство идёт далее. Страдание человеческой плоти имеют искупительное значение для других. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле (σμα) нашем. Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти (ν ϑνητ σαρκ) нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор.4:10–12 ). Для каждого верующего, как члена церкви, есть всегда возможность вспомнить скорби Христовы за церковь в его собственной плоти. Это личное мученичество, искупляющее других, должно развиваться, бесконечно приближаясь к бесконечным скорбям Христовым за церковь ( Кол.1:24 ). Итак, в искупленной и возрождённой жизни человека те же моменты, что и в жизни Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Возможно, однако, их понимать и иначе: само по себе наивысшее напряжение Бытия, в своей неисчислимой динамике, может переживаться как «движение». Но вернее исходить в нашем суждении о вечности из Христа-человека, Который есть, несомненно, мера всех вещей и основание всякого познания. Если Он, как Сын Человеческий, вошел во Святая Святых Троичного Божества и воссел одесную Бога и Отца, то и для людей обетована та же конечная слава: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на Престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам» ( Откр.3:21–22 ). И еще: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ). О современном человечестве Сотворение свободных персон – заключало в себе «риск творения». Отсутствие детерминации извне создавало возможность отступления твари, то есть падения и последовавшего затем трагизма всей истории нашего мира. Гуманизм, зародившийся в эпоху Возрождения, вначале носил в себе элементы христианского влияния, но главным импульсом его было художественное и культурное творчество, вдохновленное древней классической Грецией. Параллельно с этим зарождается и экспериментальная наука. Дальнейшая эволюция гуманизма связывалась со все возраставшим отрывом от Бога и культом человека: все для человека, являющегося наивысшей ценностью в бытии космоса. Нетрудно усмотреть в этом движении «возрождения» райского падения с новой силой в истории человечества. Всякий гуманизм, в силу частичного и более полного удаления от Бога, снижает уровень человека, и он становится «продуктом природы», подвластным тварным, космическим, стихиям и своим же абстрактным идеям. Адаму – Всечеловеку, сотворенному «по образу» для бытия «по подобию» своему Творцу, в сущности нет выбора иного, как реализовать в себе сей образ и подобие через сообразование жизни своей с Его, Творца, волею. Бог, как Абсолютное Бытие, не мог бы почтить Адама выше, чем совершил сие – предложив Адаму и его потомству быть с Ним вечно. Следовательно, гуманисты правы, считая человека венцом творения, но они ошиблись, не поняв, что им не дано сотворить их собственный мир в отказе от своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010