17 ст. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Собственно всякое нарушение Евангельских заповедей, Евангельского закона есть грех, но есть грехи, которые не ведут к нравственной смерти, если мы в них чистосердечно раскаиваемся, то – грехи невольные, грехи неведения, грехи по немощи... 18 ст. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем... откуда? из учения Господа Иисуса Христа, из свидетельства в нашем сердце Духа Божия, что всякий христианин, возрожденный от Духа Божия, в таинствах, как рожденный от Самого Бога нс грешит, т. е. не в. том смысле, что совсем перестает грешить, делается безгрешным, нет; а что старается выйти из под власти греху, старается, чтобы он (грех) не обладал им, как возрожденный от Самого Бога старается хранить себя не только от грехов к смерти, но и от грехов невольных, грехов слабости и грехов неведения. И лукавый не прикасается к нему, т. е. теряет свою силу над таким христианином, удаляется от него. 19 ст. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Мы знаем из того же божественного учения Христа, что мы, т. е. верующие во Христа Сына Божия, пришедшего во плоти, от Бога, т. е. мы дети Божии, что нам не свойственно жить во грехе, как, в противоположность нам, живут во грехе чада мира сего; все невозрожденные в этом мире во зле лежат и находятся во власти дьявола. 20 ст. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Итак мы знаем из всего вышесказанного, заканчивает ап. свою речь, что Сын Божий пришел в мир и просветил нас светом святого учения Своего, научил, вразумил нас понимать это святое учение, просветил наш разум к познанию Бога истинного, т, е. Самого Бога Отца, да зная Бога отца, пребудем в Его Сыне, да будем знать и Его истинного Сына. Этот Христос есть истинный Бог и живот вечный, т. е. от вечности сущий, носит жизнь в Себе Самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1869). IV До сих пор мы говорили о действии сострадающей любви, а теперь устремим свое внимание на ее носителей: в каком же ощущении, в каком переживании она сказывается? Ясно, что во внутреннем страдании за других, в сострадании. Вот мы дошли до понятия об искупительном страдании. Теперь пред нами открыта дверь к посильному разумению искупительной силы Христовых страданий. О том, что благодать возрождения дается от сострадающей любви Христа Спасителя каждому из нас, об этом Церковь ясно учит причастников Христовых тайн следующими словами преп. Симеона Нового Богослова , в 7-й молитве ко св. причащению: «Ни грехов моих множество превосходит Бога моего долготерпение и человеколюбие крайнее, но милостью сострастия (сострадания) тепле кающияся и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно». Это тоже драгоценные слова, поясняющие тайну искупления и представляющие собою распространенный смысл слов Павловых ( Евр.4:15 ); «мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Говоря о себе самом, как служителе возрождения, Апостол Павел совершенно ясно выражает ту истину, что исполненное любви и ревности сострадание пастве есть возрождающая сила, вносящая постепенно духовную жизнь в те сердца, где ее еще не было, подобно тому, как в мучениях родильницы подается жизнь рождаемому младенцу: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, пока не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 . – Ср. Ин.16:21–22 ). В другом месте Апостол пишет, что духовная жизнь паствы возрастает по мере того, как умирает телесно в пастырских страданиях их учитель: «так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор.4:12 . ср. 1Кор.4:10–16 ). В тайносовершительной молитве над преемниками апостольского служения, т. е епископами, возрождающая сила их служения изображается тоже, как страдание (т. е. сострадание грешной пастве), причем архиерей замещает людям истинного Учителя и Искупителя Христа: «понеже невозможно человеческому естеству Божественного понести существа...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

19 стих: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» ( Откр.11:19 ). Вот так описывается кончина мира. Появляется ковчег – это тот самый ковчег, который был в Иерусалимском храме, который евреи несли по пустыне, который был сохранен после первого уничтожения храма, который пропал после уничтожения второго храма. Вот этот самый ковчег Завета объявится в Небесном храме. И всем будет ясно всё, такой будет этот момент удивительных духовных потрясений. Громы, землетрясения, великий град, молнии, снег, огонь – мир кончается. И как я вам уже говорил неоднократно, Бог даст людям перед началом Суда, когда Господь с Ангелами вторгнется в сферу этого мира, сорок дней на покаяние. Будет выдержана такая пауза. И некоторые воспользуются этим, потому что Бог не может давать что-то такое, чем никто не воспользуется, но многие окажутся настолько осатанелыми, что уже не смогут примириться с Богом. Потому что таково будет свойство тех печатей, которые, как учили святые Отцы, не позволяют принявшим их даже перекреститься. Вот печать антихриста она чем будет опасна? Человек, который ее получит, не сможет даже перекреститься. Святые Отцы говорят, что тот, который получит печать антихриста, он не сможет даже перекреститься. Итак, мы сегодня рассмотрели 11 главу Книги Откровение, этой древнейшей христианской книги. Я думаю, что многое из того, что вы услышали, соответствует реальности наших дней. Но, как я всегда говорю и буду это повторять далее, мы не можем быть уверены, что здесь говорится именно о наших днях, потому что Господь скрыл дату Своего Пришествия. Эта тайна непостижима будет до момента самого Пришествия. Поэтому никто из нас не может с уверенностью утверждать, когда это будет. Вот у меня есть свое субъективное мнение, я его иногда высказываю. Я говорю, что пойдет еще лет 500. Потому что Господь говорил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Иначе говоря, те события, о которых мы с вами прочитали, они будут происходить, когда веры уже практически не будет. А сейчас я вижу – мне приходится ездить и по России, и в разных других странах бывать, – что идет возрождение веры. Но в то же время сам процесс возрождения может настораживать, потому что есть пророчества библейские о том, что возрождение веры будет перед окончательной апостасией, перед окончательным отступлением от Бога. Когда будет как бы последний призыв к совести рода человеческого по всему земному шару, последняя проповедь Евангелия, – тогда, конечно, будет подъем, а потом неожиданно наступит резкий спад.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

21:6); и действительно, остался ли камень на камне? Христос сказал: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Разве не сбылось и это? Прочитай историю Иосифа: у тебя займется дух при одном рассказе о бедствиях, какие претерпели иудеи на самом деле. Говорят, что эти ужасы не имеют себе примера в истории, что никогда не разражалось над народом такой войны. Напоминаю об них не с тем, чтобы огорчить вас, но чтобы обеспечить вам безопасность в будущем; ведь, утешая вас напрасными надеждами, я мог бы подвергнуть вас тягостнейшим наказаниям. И скажи мне: почему бы ты не заслуживал быть наказанным за грехи твои? Не предупредил ли тебя Бог обо всем? Не угрожал ли Он тебе? Не устрашал ли? Не употреблял ли тысячи средств для твоего спасения? Не даровал ли тебе баню возрождения, и не простил ли всех прежних грехов твоих? И после этого возрождения, после отпущения грехов, не дал ли тебе, когда ты опять стал грешить, нового пособия — в покаянии? Не облегчил ли тебе способов получить прощение во грехах, соделанных и после этого? Итак, выслушай, что заповедал Бог. Если будешь прощать грехи ближнему, то и Я, говорит Он, прощу тебе. Разве это неудобно? «спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю» (Ис.1:17—18). Разве это трудно? «Говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Какая в этом тягость? «Искупи грехи твои... милосердием к бедным» (Дан. 4:24). Какой в том труд? Мытарь сказал: «будь милостив ко мне грешнику..., и пошел оправданным» (Лк. 18:13—14). Трудно ли подражать мытарю? Но и после всего этого ты не хочешь убедиться, что есть и казнь, и мучение. Может быть ты скажешь, что и дьявол не наказывается? Сказано: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Но если нет геенны, то и он не наказывается. Если же дьявол наказывается, очевидно, что будем наказаны и мы, которые делаем дела его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3970...

21). Уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. «Апостол говорит, что предназначенное прежде создания мира ныне явлено или совершилось. И для кого совершилось? Для вас. Ибо для вас, говорит, Бог воскресил Его из мертвых, чтобы очистив себя послушанием истине чрез Духа, вы имели веру и упование на Бога. Почему очистив? Потому что веруя в Того, Кто воскресением из мертвых положил начало вашей нетленной жизни, вы и сами должны ходить в обновленной жизни» (блж. Феофилакт). 22–25). Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть, – как трава и всякая слава человеческая, – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. «Как нетленна ценность Господнего страдания, которым мы искуплены, так же нетленна и тайна священного источника (крещения), которым мы возрождены, – они столь связаны между собой, что одно без другого не могло бы принести нам спасение» (св. Беда). «Сказав, что христиане возрождены не от тленного семени, апостол выставляет на вид ничтожность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает. Для подтверждения приводятся трава и цвет на траве; им и Давид уподобляет нашу жизнь (ср. Пс.102:15 )… Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие имеет вечное пребывание» (блж. Феофилакт). Вторая глава 1–2). Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; «Что есть злоба, если не желание вредить? Что коварство, как не то, когда мы знаем одно, а стараемся показать другое? Что есть лицемерие, как не обольщение ложной похвалой? Что такое зависть, как не ненависть к чужому счастью? Что такое злословие, как не язвительный упрек?» (блж. Августин. Беседа 353). «Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в искажении рожденной сущности. Посему говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие ( Лк.18:16 )) и питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ) (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(31-год по Р.Х. месяц Март). Ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68, 10 . Еванг. Ин. 2, 17 ). Приближался праздник Пасхи, и Господь пошел в Иерусалим с Своими учениками. Когда Он вошел в храм, то увидел, что там (в так называемом дворе язычников) сидели торговцы и продавали для жертвоприношений быков, овец, голубей, а около столбов столы, за которыми менялы разменивали разную монету на еврейские сикли. В храме громко раздавались споры продавцов с покупателями, звон монеты и крики разных животных. Господь пришел в негодование и, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их волами и овцами, у менял опрокинул столы и рассыпал деньги их, а продавцами голубей сказал: „возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли“. Начальники храма спросили Господа: „каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?“ Иисус сказал им в ответ: „разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его“. Господь указывал здесь на самое высшее чудо, которым Он докажет Свое божественное достоинство, именно на Свое воскресение из мертвых. Но иудеи не поняли Его слов и с укоризной сказали: «сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» В течение праздника Пасхи Господь совершил много чудес, и многие из иудеев уверовали в Него. § 18. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. (Ин. 3 гл) В Иерусалиме был знаменитый законоучитель из секты фарисеев, именем Никодим. Сердце влекло его к Спасителю, но он боялся, как бы кто его не осудил, и поэтому пришел к Нему ночью. „Равви“, сказал он Господу, «мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Господь сказал ему: „истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше не может увидеть царствия Божия“ 32 . Никодим спросил: „как человек может родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?“ Господь сказал ему, что это возрождение человека не телесное, а духовное и может совершиться не иначе, как силою Святого Духа. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в царствие Божие. Рожденное от плоти – плоть есть (т. е, от грешных родителей рождаются заражённые грехом дети), а рожденное от Духа – дух есть“. Вместе с сим Господь объяснил Никодиму что это духовное возрождение есть великая тайна. «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно родиться свыше. Дух (ветер) дышит где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит так бывает со всяким, рожденным от Духа» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

7. И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына через Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына, и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына – через Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец. 8. Но Отец назван от Духа высочайшим и Вседержителем, Господом воинств, чтобы мы познали Бога, что Он есть Творец неба и земли, всего мира, создатель Ангелов и людей, Господь всего, через Которого все произошло и от Которого все питается; Господь милосердный, милостивый, благостный, добрый и праведный, Бог всех, как иудеев, так и язычников, равно как и верующих, но верующих, как Отец, ибо в конце времен Он открыл Евангелие детей Божиих. Бог иудеев, как Господь и Законодатель, ибо в то время, когда человечество забыло Бога, отдалилось и отступило от Него, то Он посредством закона привел их к служению, чтобы они узнали, что имеют над собой Господа, Создателя и Основателя мира, дающего дыхание жизни, Которому мы должны поклоняться день и ночь. Он же и Бог язычников, как Творец и Вседержитель, как и Питатель, так и Царь, и Судия; ибо никто не избежит Его Суда: ни иудей, ни язычник, ни верующий, который согрешил, ни Ангел. Но те, которые теперь не надеются на Его благость, на Суде увидят Его силу, как говорит блаженный апостол: Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2: 4–6). И это Тот, Который в законе назван Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, Богом живых. И, несмотря на все это, высоту и величие этого Бога невозможно описать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? 7) Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые. 8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божьим, оправдались ли перед Богом? «Спасены ли баней возрождения и обновлены Святым Духом»? 8) Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ; Деян. 2:38  и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти, ибо Христос спасает людей «баней возрождения (т. е. Крещением) и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). 9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом Крещении? 9) Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Иоан. 3:6 ). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть. 10) Какая ждет участь некрещенных? 10) «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). «Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор, 15:50). 11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу через Крещение и тем губящих их души? 11) «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). таинствах св. Крещения учили многие св. отцы и учители Церкви: 1) Апостол Варнава так учит о таинстве св. Крещения: «Мы сходим (т. е. погружаемся) в воду (крещения) полные грехов и нечистоты, а выходим из нее с приобретением: со страхом в сердце и с надеждой на Иисуса в духе; получая же отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделываемся новыми, совершенно вновь созданными, так что имеем младенческую душу, как воссозданные духовно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8 . Ибо необходимо сказать, что такое Крещение, зачем оно вошло в нашу жизнь и какие доставляет нам блага. Но сначала, пожалуй, давайте поговорим о наименовании этого таинственного очищения. Ведь у него не одно, но много разных названий. Этот обряд очищения называется баней возрождения, ибо сказано: «Он спас нас... банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Он называется и просвещением, как сам Павел опять-таки назвал его: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» ( Евр.10:32 ), и в другом месте: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, ...и отпадших, опять обновлять покаянием» ( Евр.6:4, 6 ). Он называется и крещением: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Называется и погребением, ибо сказано: «Вы погреблись с Ним крещением в смерть» 21 . Называется и обрезанием: «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти» ( Кол.2:11 ). Называется и крестом: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» ( Рим.6:6 ). Можно указать много и других названий, но, чтобы не истратить все время на [перечисление] названий этого дара, давайте обратимся к первому названию и, объяснив его значение, остановимся на этом. А пока дадим истолкование того, о чем сказали чуть выше. Крещение – купель очищения 9 . Есть общее у всех людей омовение в купальнях, которое очищает тело от грязи. Есть и иудейское омовение 22 , которое хоть и возвышеннее первого, но ниже благодатного. Ибо и оно очищает телесную грязь, но не только телесную, но также зависящую от немощного сознания. Ведь есть множество вещей, которые по природе своей не являются нечистыми, но становятся нечистыми по немощи сознания. И как в случае с детьми, маски и прочие пугала, которые по своей природе не страшны, кажутся детям страшными по немощи их естества, так и в этом случае, о котором я сказал. Например, прикосновение к мертвому телу не может быть нечистым по своей природе, но когда оно затрагивает немощное сознание, то делает прикоснувшегося нечистым. Ведь то, что вещь не может быть нечистой по природе, показал сам учредитель этого закона Моисей, который невредимо нес с собой тело Иосифа и оставался чистым 23 . Поэтому и Павел, рассуждая об этой нечистоте, которая происходит не от природы, а от немощи сознания, так говорит: «Нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим 14:14 ). Ты видишь, что нечистота возникает не от природы вещи, а от немощи разума. И еще: «Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» ( Рим.14:20 ). Вот причина нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010