9, 16). И в другом месте: " Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни " (Тит. 3, 5-7). При чем же тут мои труды? Мое исполнение закона? Мой подвиг? Помилование зависит не от моего доброго произволения и не от моих подвигов, а от Бога. Мы спасаемся не " делами праведности " , то есть не исполнением закона, а банею возрождения, " благодатью " , которая обильно излита на нас. При чем же тут я? И при чем тут закон?. Неужели это не явное противоречие? И если нет, то каково же тогда взаимоотношение этих двух понятий - закона и благодати в христианском учении? Духовник. Недоумение твое весьма поучительно. Если подойти к христианскому учению так, как делаешь это ты - " противоречия " можно найти на каждой странице. Это - обычная ошибка всех, кто хочет понять Слово Божие своим, умом и подходит к пониманию Божественного откровения как к обычной, человеком созданной книге. Божественное откровение надо брать не по частям, а целиком, как единую всеобъемлющую истину, и тогда все кажущиеся " противоречия " разрешаются сами собой. Но задача эта не под силу человеческому разуму. Все " секты " - тому живой пример. Полноту истины вмещает только Церковь. И потому только Церковь не знает никаких противоречий в Божественном откровении. Все это относится и к тем противоречиям в учении о законе и благодати, о которых говоришь ты. Неизвестный. Но как же их примиряет Церковь? Духовник. Вот это я и постараюсь показать тебе. Ты знаешь церковное учение о таинствах. Мы рассмотрим с тобой значение благодатных даров в деле нашего спасения. Ты ставишь теперь вопрос о взаимодействии Божественной Благодати и Божественного закона, поскольку он требует для своего исполнения личных человеческих сил. Неизвестный. Да. Ты совершенно точно формулируешь мой вопрос. Духовник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1921...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 7 К оглавлению Мы говорили о грехе, за который Господь покарал допотопное человечество (это грех полного отторжения от истинного Богопочитания) и одновременном мистическом грехопадении, когда сыны Божии входили к дочерям человеческим и от них рождались исполины. И «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12). Перед нами раскрывается картина падения нравов на земле. История исполинов — это история искажения религиозного сознания, богоборчества человека, подпавшего под власть демонов. Это измена Богу истины. Замечательной чертой сказания об исполинах является то, что люди здесь действуют совершенно независимо от Бога. Если мы вспомним первые строки, повествующие о времени Каина, о первых людях, то увидим, что Каин обращается к Богу, он общается с Ним. И Господь говорит ему: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? У дверей грех лежит, и он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7). То есть между человеком и Богом еще идет некий диалог, который полностью исчезает ко временам, когда на земле появились исполины. То, что связь сынов Божиих с женщинами нечестива и преступна, подтверждается самой их жизнью, далекой от истинного Богопочитания. Эта связь показывает, что люди действуют совершенно независимо от Бога, как будто Бога не существует. Растление и зло охватывают весь человеческий род, и зло торжествует. Приходит потоп, я мы видим новое избрание, некий остаток — отдельный человек и его семья обретают благодать в очах Божиих, потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). Нравственные достоинства и праведность являются здесь непременными условиями спасения избранников. Ной избран как единственный праведник среди развратившегося людского рода. Ной спасает все человечество и все земное творение. Но он не возрождает человека, как возрождает его Христос; он только Его прообраз, он обеспечивает продолжение жизни на земле. Сама история потопа вкратце такова: был голос Божий к Ною, и Ной не скрывал ни от кого своего замысла. Построение ковчега являлось проповедью о том, что Господь ему открыл грядущее наказание за грех. Если мы посмотрим фильм о Ноевом потопе, то увидим, как режиссер решил эту проблему: Ной строит ковчег далеко от моря, что вызывает насмешки и издевательства. Это все равно что посреди Москвы строить линкор для плавания по Тихому океану. Естественно, это может вызвать только недоумение. Тем не менее Ной продолжал строить ковчег, и строительство это продолжалось много лет. Ною было 600 лет, когда потоп водный пришел на землю (Быт. 7:6).

http://sedmitza.ru/lib/text/432084/

    «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17—18).     «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5:11). I БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ... Определение    Божественное практическое правоведение, или богословие деятельное, есть знание о том, как сообразовать свои действия с божественным законом. Совокупность же божественных законов, разнообразно явленных миру и составляющих вместе один закон Божий, можно назвать божественным правом. Предмет    Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей, но возрожденных. Ибо только таковые через веру в Иисуса Христа могут угождать Богу и любить Его и ближнего, что составляет исполнение всего закона, и могут испрашивать и получать божественные силы для совершения добрых деяний. Цель    Цель божественного закона, а, следовательно, и божественного правоведения рассматривается с двух сторон, а именно: по отношению к людям возрожденным и невозрожденным.    1. По отношению к возрожденным цель сего закона состоит в том, чтобы они проявляли постоянное усердие следовать во всем воле Божией. Хотя они освобождены от осуждения закона и оправдываются через заслуги Христа, усвоенные верой, однако же обязываются и к совершению добрых дел с готовностью души и с сыновним расположением. Следовательно, обязываются без принуждения исполнять волю Божию в полной надежде, что через веру получат прощение грехов. 2. По отношению к невозрожденным цель божественного закона состоит в том, чтобы показать им их грехи, а равно и то, что за эти грехи следует осуждение на вечную смерть, и таким образом возбудить их к снисканию отпущения грехов во Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, пусть ищут той благости, которую Бог уготовляет уповающим на Него, а не той, которую Он будто бы приготовляет презирающим и хулящим Его. За пределами настоящей жизни человек напрасно ищет того, чего не хотел приготовлять, находясь в своем теле. Точно так же и слова апостола: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать», сказаны не в том смысле, будто Он никого не осудит, а в том, какой вытекает из предыдущей речи апостола. Ибо, сказав об иудеях, имеющих впоследствии уверовать, апостол обращается со своими словами к уверовавшим уже язычникам, которым писал свои послания: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы» (Рим. XI:30-31). Вслед за этим прибавляет он слова, которые они ложно толкуют в свою пользу, и говорит: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. XI:32). Кого это всех, если не тех, о которых апостол вел свою речь раньше, как бы говоря теперь так: «И вас, и их»? Таким образом, и язычников, и иудеев, «кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. VIII:29), всех заключил в непослушание, чтобы они, почувствовав через покаяние горечь своего непослушания и обратившись через веру к святости милосердия Божия, восклицали словами псалма: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя!» Итак, Бог милостив ко всем сосудам милосердия. Но к кому именно «ко всем»? Да к тем, кого Он как из язычников, так и из иудеев предопределил, призвал, оправдал и прославил; только из этих всех Он не осудит никого, а не вообще из всех людей. Глава XXV. Могут ли благодаря таинствам надеяться на освобождение от вечного наказания те, которые крещены у еретиков, и после вследствие дурной жизни делаются худшими, или которые возрождены у кафоликов, но уклоняются в ереси и расколы, или которые хотя и не отклонились от кафоликов, у которых возрождены, но продолжают жить порочно

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

                                                преданным тебе собратом. Мюльхайм, 1 июля 1740 г.   (2, III , 11)     Комментарии ( 6): А. Маркелл, Киев 05 апреля 2021г. 09:40 Прелесть, по мысли святитель Игнатия (Брянчянинова), есть повреждение естества человеческого ложью . Это повреждение произошло через грехопадение человека в райском саду при его недоверии Богу и послушании дьяволу (см. Быт. 3: 1–7). С трагического для человека момента такое повреждение стало ему свойственным как в индивидуальном, так и в социальном сознании. Оно проявляется подобным образом — человек упорно не признает правды Божией и охотно принимает дьявольскую ложь. Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги (Быт. 3: 5) — эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. Критерием индивидуальной и социальной жизни человека все чаще стают не заповеди, а так называемые права человека на удовлетворение тех или иных похотей. «Все мы в прелести, – пишет святитель Игнатий. – Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос» . Прелесть — состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость. Геннадий, Санкт-Петербург 07 апреля 2021г. 17:52 " Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги (Быт. 3: 5) — эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. " (с) А у них глаза, разве, не открылись? Разве, они не вступили на путь познания добра и зла? Разве они ( Адам, в частности ) в этом отношении не уподобились Богу ( " одному из Нас " )? " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " (Быт.3.22) Как Вы понимаете и трактуете смысл этого отрывка из книги Бытия ( Быт.3.22 )? Как иронию Бога? Но тогда и последние слова - " не стал жить вечно " - тоже надо считать иронией.

http://bogoslov.ru/article/6170051

   Вот ты убедил меня, что таинства  необходимы для тех высших задач, которые ставит перед человеком христианское учение. Необходимо крещение как рождение свыше, миропомазание как печать дара Духа Святого, таинство покаяния как благодатное освобождение от греха, причащение, в котором мы соединяемся со Христом, таинство брака, перерождающее наше животное влечение и создающее семью как домашнюю Церковь, елеосвящение, в котором мы получаем благодатное исцеление, и таинство хиротонии, где утверждается иерархический строй Церкви. Я понял это. И согласился с тобой, что всё это так. И вот  закон. Человек  должен поступать так-то и так-то. Этого требует Бог. Казалось бы, раз Бог  требует, значит, человек  должен. Но по христианскому учению получается совсем не то. Бог дал закон, требует его исполнения, но человек  не может его исполнить. Самая мысль об исполнении закона своими силами -- преступление, непростительная  гордость. Исполнить закон можно только силой Божественной благодати. Другими словами, Бог даёт человеку Божественный  закон для того, чтобы Своей Божественной силой его исполнить? Какой же в этом смысл? Человек должен делать какие-то " усилия " , что-то должен " исполнять " , на каждом шагу ему говорится, что закон требует того или иного, что, нарушив закон, он совершает грех, -- его призывают к борьбе, к подвигу, к усилиям и в то же время говорят: " Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " (Рим. 9, 16). И в другом месте: " Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни " (Тит. 3, 5-7).    При чем же тут  мои труды?  Моё исполнение закона?  Мой подвиг? Помилование зависит не от моего " доброго произволения " и не от моих " подвигов " , а от Бога. Мы спасаемся не " делами праведности " , то есть не исполнением  закона, а " банею возрождения " , " благодатию, которая обильно излита на нас " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  Прогноз непогоды 15 - 21 апреля 2002г;   " Постное меню "   Роман Вершилло   Интересный бытовой факт: многие в России соблюдают Великий пост. Это своеобразное подвижничество окружает нас: оно выглядывает даже из окна ресторана. На стекле крупно написано - " Постное меню " . Или так: " Роскошный пост " . По данным исследовательского центра РОМИР, 27,6 % россиян стараются соблюдать пост. Именно в пост очень резко упали продажи алкогольных напитков. " Возрождение православных традиций все больше влияет на бизнес производителей товаров народного потребления. - пишет Роман Кутузов в " Ведомостях " , - В этом году Великий пост обрушил продажи многих предприятий алкогольной отрасли. Некоторым заводам выпуск продукции пришлось сокращать почти вдвое " Один мой знакомый - преуспевший в бизнесе человек - второй год постится, оставаясь при этом посторонним церковной жизни. И именно это знаменательно. Многим из наших сограждан кажется слишком жестоким принять Христианство, как религию. И при этом для них вполне приемлемо Христианство, как быт, как образ жизни. Постясь, они проявляют лояльность к русским ценностям и заботятся о своем здоровье. Но это не все. Соблюдая пост, эти люди успокаивают свою совесть. И такое успокоение совести - не обман, а сама действительность. Во-первых, совесть не обманешь, а во-вторых, даже " роскошный " , извиняюсь за выражение, пост - это все же ограничение. Десять месяцев в году мы живем в самоубийственном обществе, сжигающем и уничтожающем себя тысячами забавных способов. И поэтому хорошо, что инстинкт самосохранения пробуждается хотя бы в пост. Но мне почему-то кажется, что более всего пост должен возбуждать в нас чувство справедливости. Казалось бы, нет никакой связи между воздержанием от пищи и правдой. Но вот что Господь говорит о посте: " Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... Тогда ты воззовешь, и Господь услышит " . Плоха не роскошь, в которой живут новые русские. Плохо то, что эта роскошь грязная, она пахнет ложью. А пока в нашей стране царствует ложь и смерть, и духовное возрождение - всего лишь любопытный бытовой факт.         На главную страницу

http://moral.ru/pr15-21apr.htm

б) Казалось бы, приход в Церковь сам по себе должен положительно влиять на возрождение человека, и в том числе на укрепление мужественности в мужчинах. Но современный апостасийный мир не только окружил Церковь со всех сторон, но и входит в души и умы людей церковных, людей верующих. Чаще он просто остается в душе, как неосознанное наследство периода жизни, предшествовавшего воцерковлению. Средство от этого известно, и оно универсально. Это следование Божиим заповедям. Хотя звучит это банально, но банально – не значит ошибочно. Дело в том, что исполнение заповедей в христианстве необходимо связано с трудностями: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), – предупреждал Господь учеников. Входите тесными вратами; …потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 13–14). А как мы говорили выше, преодоление трудностей является необходимым условием формирования мужского характера и, кроме того, приводит человека к осознанию неспособности своими силами исполнить заповеди, что, в свою очередь, помогает познать необходимость молитвы. В молитве же и в церковных таинствах муж учится жить под главою Христом (Еф. 1, 10). Важно и то, что исполнение заповедей, молитва, Исповедь, Причастие, пост являются универсальными средствами для мужчин и женщин, для одиноких и семейных, для здоровых и больных, для ученых и неграмотных… А возрождение мужчины, в частности, в русском народе, зависит от самого народа, от степени его обращенности к Богу и Церкви. Мы же можем лишь стараться более-менее трезво оценивать ситуацию, в которой находимся, и стараться жить по вере, по Евангельским заповедям. Лишь в этом случае у нас остается надежда на то, что Господь возродит нас – и мужчин, и женщин – и не оставит ни в этой жизни, ни в будущей. Тогда и мужчины, подобно Евангельскому расслабленному, долгое время находившемуся в параличе, восстанут для жизни во Христе, а наши женщины получат в них надежных руководителей к вечным и истинным целям. Рейтинг: 9.6 Голосов: 2211 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/112562.html

б) Казалось бы, приход в Церковь сам по себе должен положительно влиять на возрождение человека, и в том числе на укрепление мужественности в мужчинах. Но современный апостасийный мир не только окружил Церковь со всех сторон, но и входит в души и умы людей церковных, людей верующих. Чаще он просто остается в душе, как неосознанное наследство периода жизни, предшествовавшего воцерковлению. Средство от этого известно, и оно универсально. Это следование Божиим заповедям. Хотя звучит это банально, но банально - не значит ошибочно. Дело в том, что исполнение заповедей в христианстве необходимо связано с трудностями: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), - предупреждал Господь учеников. Входите тесными вратами; ...потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 13-14). А как мы говорили выше, преодоление трудностей является необходимым условием формирования мужского характера и, кроме того, приводит человека к осознанию неспособности своими силами исполнить заповеди, что, в свою очередь, помогает познать необходимость молитвы. В молитве же и в церковных таинствах муж учится жить под главою Христом (Еф. 1, 10). Важно и то, что исполнение заповедей, молитва, Исповедь, Причастие, пост являются универсальными средствами для мужчин и женщин, для одиноких и семейных, для здоровых и больных, для ученых и неграмотных... А возрождение мужчины, в частности, в русском народе, зависит от самого народа, от степени его обращенности к Богу и Церкви. Мы же можем лишь стараться более-менее трезво оценивать ситуацию, в которой находимся, и стараться жить по вере, по Евангельским заповедям. Лишь в этом случае у нас остается надежда на то, что Господь возродит нас - и мужчин, и женщин - и не оставит ни в этой жизни, ни в будущей. Тогда и мужчины, подобно Евангельскому расслабленному, долгое время находившемуся в параличе, восстанут для жизни во Христе, а наши женщины получат в них надежных руководителей к вечным и истинным целям. Андрей Горбачев Даниленченко Л . Мужское здоровье и экология.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/30/mez...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010