Снаружи часовни, на восточной стороне, начертана золотыми буквами следующая надпись: «7 Сентября 1860 года скончался Введенской Оптиной Пустыни Предтеченского Скита Старец Иеросхимонах Макарий, родившийся 20 Ноября 1788 г., происходил из дворянской фамилии Ивановых Орловской губернии. В монашестве провел 49 лет. Делом и словом учил, особенно, двум добродетелям: смирению и любви. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф. 5:19 ). Поминайте, наставники ваша. Подражайте вере их». Последние слова особенно дороги и знаменательны для Оптинского братства: когда сооружался памятник, некоторые лица, принимавшие в сем деле участие, имели случай, при разговоре о сем с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Филаретом, представить ему предположенную надпись, которая первоначально оканчивалась вышеприведенными словами Господа: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небесном». Митрополит, желая почтить память старца и оставить ученикам его полезное напоминание, благоволил дополнить надпись, приписав собственноручно на представленном ему листке последние слова: «Поминайте наставники ваша. Подражайте вере их». Сверху, над этой надписью, в полукружии, начертаны те же апокалипсические слова, которые изображены над входом в часовню: «Блажени мертвии, умирающии о Господе, отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» ( Откр. 14:13 ). Далее, на полдень, могила с памятником скитоначальника иеросхимонаха о. Илариона, в мире – Иродиона Никитича Пономарева; родом был из Балашова, Саратовской губернии, из купеческого сословия; родился 8-го Апреля 1805 г.; до поступления в монашество находился в ближайшем общении с известным ревнителем православия, почтенным балашевским крестьянином, Семеном Климовичем, более известным в том крае под именем Климчонка. По примеру и наставлению своего прежнего духовного руководителя, и о. Иларион, бывши еще мирским человеком, много потрудился в обращении раскольников и в преследовании хлыстовской секты 48 ; а потом, по совету же Климчонка, избрал монашескую жизнь, поступив в 1838 г. в скит при Оптиной Пустыни, где и прожил 34 года. Из них 20 лет пробыл келейником при великом и всеми уважаемом старце, иеросхимонахе Макарии, во все это время служил ему с великим усердием и сыновней любовью. В 1849 г. пострижен был в монашество, в 1853 посвящен в иеродиакона, в 1857 – в иеромонаха, а в 1862 назначен был начальником скита и указным духовником обители. Кроме монастырского братства, о. Иларион и вне Оптиной Пустыни имел много духовных детей, преимущественно, из женских обителей. В начале 1872 г. заболел многотрудной болезнью, продолжавшейся год и восемь месяцев, и принял пострижение в схиму. Тяжкие и продолжительные свои страдания переносил с великим благодушием, терпением и преданностью воле Божией. Скончался тихой и мирной кончиной 18 Сентября 1873 года. На его могиле, усердием духовных его детей, поставлен памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Открыв составленные преподобноисповедником Никоном " Заметки и примечания к тому V сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) " 85 , мы нашли исчерпывающее объяснение отношения Оптинских отцов к учению святителя Игнатия. Эти заметки были составлены о. Никоном на его Голгофе - в Калужской тюрьме перед отправкой в ссылку, где он вскоре погиб. Монахиня Амвросия (Оберучева), через которую " Приношение современному монашеству " с пометками о. Никона было передано на волю, восприняла эти заметки как духовное завещание последнего Оптинского старца его духовным детям 86 . На двенадцатую и тринадцатую главы " Приношения современному монашеству " преподобноисповедник Никон дал самое пространное примечание, уже тогда предупредив и полностью опровергнув будущие нападки отца Доримедонта: " Примечание к гл. 12: О жительстве в послушании у старца: Некоторые соблазняются содержанием 12-й и (следующей) 13-й глав, видя в них учение как бы против старчества. А некоторые вообще настроены и предубеждены против сочинений епископа Игнатия. Между прочим, и в Оптиной пустыни сочинения епископа Игнатия были у некоторых старцев не в благоволении. Причина этому такова. Епископ Игнатий писал вообще для монашества российского, вообще для всех монастырей и монахов, и писал как раз тогда, когда в Оптиной пустыни были великие старцы, был, так сказать, расцвет монашества, чего в огромном большинстве монастырей не было. Оптина пустынь была в особом, исключительном положении. При наличии духовного богатства в Оптиной пустыни сочинения епископа Игнатия не могли для ее насельников иметь того особого, важного значения, которое они имели для других монастырей и даже мирян, ищущих спасения души. Неопытному, новопоступившему послушнику Оптиной пустыни они (собственно, две эти статьи) могли даже и повредить, зародив в нем мысль недоверия к старцам, и отвлечь его от простосердечного им послушания во вред своему иноческому преуспеянию. Предохраняя некоторых своих духовных детей от возможности такого явления, старцы и не советовали им читать вообще сочинений епископа Игнатия, доставляя им понимание иночества с духовной стороны своим руководством и подбором другого, преимущественно святоотеческого, чтения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Всего же в Оптиной Пустыни насчитывалось от двух до шести тысяч человек. Пленных поляков кормили три раза в день. Офицеры жили не в бараках, а в маленьких комнатках и питались отдельно, а кухня находилась в Введенском соборе. Между Казанским и Введенским соборами была устроена крытая галерея, которая и служила столовой. В лагере работала прачечная, парикмахерская, баня. В помещениях царил порядок, все пленные покупали для себя постельное белье. Работали они на расчистке дорог, в подсобном хозяйстве, на заготовке дров. «Все очевидцы единодушно утверждают, что отношения между поляками и русскими были мирными, не было недовольства, озлобления, не чувствовалось что это враги. Поляки относились к нашим людям с доверием, симпатией, подкупали своей вежливостью, культурой общения. А наши жители платили им сочувствием, старались хоть чем-то помочь». Эти факты, собранные монашествующими Оптиной Пустыни, подтверждают оставшиеся в живых свидетели. Многие из них вспомнили необычное прощание поляков с лагерем. Они шли колоннами до козельского вокзала пешком. На их руках, шапках, плечах сидели птицы, словно провожали добрых друзей. Следует также заметить, что большинство польских военнопленных было осуждено ОС НКВД к лишению свободы от 3 до 5 лет, и никто из них не был приговорен к расстрелу. Поэтому идея увековечить трагическую гибель польских пленных на территории Оптиной Пустыни совершенно не оправдана. Некоторые источники в Интернете, не приводя доказательств, сообщают, что в Козельском лагере находился 4421 узник, и все они были расстреляны в Катынском лесу под Смоленском, в 2-х км от станции Гнездово. Так ли это было на самом деле? Катынь - небольшой поселок под Смоленском, который стал символом бесчеловечности для всех польских граждан, потому что именно там впервые, в 1943 году, были обнаружены массовые захоронения польских военнопленных офицеров. В наше время чуть ли не признаком хорошего тона стало шельмовать историю России, для чего используются всевозможные поводы, в том числе и трагедия Катыни. Многочисленные публикации, представленные в Интернете, подтверждают это. «Сражения» историков на эту тему подробно описаны в работе российского политолога Владислава Шведа и Сергея Стрыгина под названием «Тайна Катыни». В книге дается серьезный анализ российско-польских отношений, и в частности говорится не только о гибели польских офицеров в 40-е годы, но и гибели пленных русских красноармейцев в 20-е годы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

Июля 21 дня 1808 года». По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый Монарх всемилостивейше изволил согласиться на прошение игумена Авраамия. Указом из Святейшего Синода 1809 года января 18 дня, дозволено: «к настоящему, в Оптиной Пустыни штатному положению монашествующих, прибавить еще двадцать три человека, так, чтобы число оных и с настоятелем было из тридцати». Восполнив таким образом важнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий в последующее время не ослабевал в трудах своих и попечении о благе ее. Не умолялось, также, но еще более возрастало и, заслуженное им, благорасположение калужских архипастырей. Так, преемники преосвященного Феофилакта, епископы Евлампий и Евгений, оказывали особое благоволение к Оптиной Пустыни. Первый из них даже желал провести в обители остаток дней своих в молитвенном покое, почему и построена была для него на сей предмет особая келья (ныне настоятельская). Таким образом, обитель Оптина процветала в тиши безмятежной, упокоеваемая заботливостью своего настоятеля. Когда наступил грозный двенадцатый год, с сокрушенными сердцами принимались в обители вести о бедствиях отечества, о взятии Смоленска, занятии Москвы и нечестии нового Амалика, не пощадившего святыни московской. Храмы обители были открыты с утра до глубокой ночи и полны народа, который, признавая над собою крепкую руку Божию, плакал и молился, да сотворит Господь, со искушением и избытие. Несмотря на близкую опасность, епархиальное начальство не сделало никакого распоряжения о удалении иноков и вывозе церковного имущества, потому что фельдмаршал, князь Кутузов, уверил калужского градского главу и депутатов от купечества, что он не пустит Наполеона в Калугу; а слова архистратига наших сил принимались тогда всеми, как слова пророчества, исполнение которого, как уверены были все, не замедлится. Однако, игумен Авраамий принял некоторые необходимые меры предосторожности, особенно, от него зависевшие, а именно: церковную утварь, ризницу и библиотеку приказал уложить в сундуки; свечи и другие церковные вещи были заложены в палатку, что под соборной церковью. Братия приискали в дремучем бору, окружающем их Пустынь, недоступный по положению своему овраг с пещерой, в 15-ти верстах от обители, чтобы удалиться в него на первый случай, при появлении врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В отношении к вещам — к тому медицинскому оборудованию, на котором врачу приходится работать в больнице, к инструментам, перевязочному материал у, мебели в ординаторской и т.п. Всякому врачу, ревнующему о спасении, положено вечером испытывать свою совесть и, уяснив себе все неправды и ошибки, допущенные днем в мыслях, словах и делах, очистить их покаянием, т.е. делать то же, что делает запылившийся путник: путник умывается водой, а ревнующий о спасении очищает себя в конце дня покаянием. Что увидишь неправым, рассмотри, как случилось, что ты сделал то, когда держишь постоянно желание делать одно правое, какие были к тому поводы и причины — внутренние и внешние, как бы тебе следовало править собой в данном случае, чтоб не погрешить, и почему ты этого не сделал; затем, осудив себя, а никого и ничего другого, разумно определи, как след ует тебе держать себя, чтобы впредь не погрешить в таких же или подобных обстоятельствах, и предпиши то себе в закон с решимостью и исполнять его без уклонения и поблажки себе или человекоугодию пользуясь, таким образом, для удобрения нивы сердца своего и нечистотами. Положи твердое намерение строго следить з а собой в следующий день, чтоб ничего не прорывалось недолжного, не только в делах и словах, но и в мыслях, и чувствах. В свете слов преп. Никодима уместно нам, любезные коллеги, вспомнить о самоиспытании врачебной совести. Я редко встречал врачей, которые бы постоянно каялись во «врачебных грехах». Святитель Лука Крымский (Войно–Яс енецкий). Автобиография. Я полюбил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 65. Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. VI moм. М. — 2005., С. 10. Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. IV moм. М. — 2005., С. 10. Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. IV moм. М. — 2005., С. 10-11. Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. IV moм. М. — 2005., С. 11.

http://azbyka.ru/zdorovie/duxovnyj-oblik...

Нет, нет, нет, мы поедем на Мелькомбинат к Ольге Степановне». – «А! Батюшка, а нас ждут!» А он, как не слышит. Поехали на Мелькомбинат. Там и панихиду послужили, и молебен, там и потрапезничали, потом еще к Жуковым заехали, и батюшка говорит: «Петро, поехали!» Ну, думаю, к нам. Хоть поздно, а все же приедем. Доехали до нашего дома, у ворот остановились, батюшка говорит: «Ольга Федоровна, выходите». – «Батюшка, – говорю, – да как же?! Как же меня дома встретят?! Что я буду отвечать?! Почему вы не заходите?!» Он ничего не сказал и уехал. А ведь частенько мне говорил: «Ольга Федоровна, смирение – прежде всего, на будущее вам». Так он мог смирять. А при следующей встрече: «Ольга Федоровна, вы уж меня извините, что я не поехал, что-то я… даже не помню почему… или торопился… или плохо себя чувствовал… не помню уже». – «Ох, – говорю, – батюшка, и досталось же мне дома!» Вот так вот. Были сестры, которые оставили в истории Карагандинской общины яркий след. Это мат. Анастасия и мат. Агния. Они были знакомы с преп. Севастианом по Оптиной Пустыни. Мат. Анастасия, неся подвиг юродства, жила в Оптиной Пустыне, а мат. Агния была духовной дочерью старца Варсонофия. Приехали они в Караганду после войны. Схимонахиня Анастасия (Анастасия Ивановна Шевеленко). Родилась в 1888 году в Витебской области, в семье сапожника. В Оптиной Пустыни старец Анатолий благословил ее на юродство. Жила в Оптиной, когда преп. Севастиан был послушником у старца Нектария. Ходила в красной рваной юбке, и через нее Господь открывал пороки братии, за что бывала бита. Но батюшка ее не бил, а только на ноги наступал, когда она забиралась в келью старца. «А помнишь, Настя, – вспоминал как-то батюшка, – как я тебя в Оптиной турнул однажды, когда ты спряталась к старцу под кровать? Кубарем по лестнице летела. А о. Нектарий говорит мне: «Ну-ка, Стефан, турни ее, непослушную. Ишь, спряталась! Расправься с ней! Все равно будешь юродствовать, другой дороги тебе нет». Тут батюшка замолчал, потом говорит: «Как мне было тогда тебя жалко! Но – послушание».

http://pravoslavie.ru/2277.html

После о. Моисея скитоначальником стал его младший брат о. Антоний. Новый начальник скита о. Антоний, родился в 1795 г. С юных лет подобно братьям, стремился к монашеству. При нашествии французов в 1812 г. он оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Еле спасся. После многих мытарств он присоединился к о. Моисею, жившему пустынником в Рославльских лесах. Здесь он навык истинному подвижничеству, смирению, послушанию. Он вместе с братом, как было уже сказано, собственными руками выстроил скит в Оптиной Пустыни. Начальником скита он стал в тридцатилетнем возрасте. В Оптиной Пустыни в скитском братстве не было такого смиренного послушника, каким был молодой скитоначальник о. Антоний, который ни малейшего распоряжения не делал без благословения своего старца и брата о. Моисея. В сохранившихся его помянниках мы читаем: «Помяни, Господи, господина моего духовнаго отца и благодетеля всечестнейшаго игумена иеромонаха (в других игумена, схиархимандрита) Моисея». Скитская братия состояла главным образом из почтенных старцев и какой кротостью и каким тактом надо было обладать молодому начальнику, чтобы не иметь ни с кем недоразумений. Ввиду малочисленности братства, сам начальник исполнял многие братские послушания. Часто доводилось ему оставаться без келейника, который исполнял обязанности то повара, то садовника, то хлебопека. «Как самый бедный бобыль, – писал о. Антоний в 1832 г. одному родственнику, – живу в келье один: сам и по воду, сам и по дрова… Чином священства почтенных, теперь у нас в скиту собралось пять человек; но все они престарелы и многонемощны, почиму и тяготу служения за всех несу один». Он жил «всем бых вся, да всяко некия спасу» ( 1Кор. 9:22 ). Этот текст в прямом смысле относится к старческому служению. Однако, ни о. Антоний, ни о. Моисей не брали на себя прямой обязанности душепопечения лиц монастырской братии. Но будучи сами духоносными старцами, они понимали значение старчества и представили тем великим старцам, которых они привлекли в Оптинский скит, самое широкое поле деятельности. Таким образом насаждение в Оптиной Пустыни старчества было всецело обязано этим двум братьям. И не только насаждение, но и процветание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Паисий был настоятелем монастырей Драгомирны, Секула и Нямца (в Молдавии). В. Лясковский, Братья Киреевские, стр. 46–48. Житие и писания мол давского старца Паисия Величковского . М. 1892, третье изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. Биография о. Паисия помещена была в первый раз в «Москвитянине» 1845 г. кн. 4. 156 На Афоне Паисий нашел нужные для перевода подлинники одновременно стал учиться по-гречески и переводить. При жизни Паисия в Москве вышла одна из переведенных им книг «Доброолюбие», в 1793 г. 157 Е. В. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни. Св. Троицк. Лавра, 1902 г. стр. 84–85, 87. 158 Оценивая значение книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни, деятельности, совершавшейся не без участия Киреевского автор «Исторического описания» пустыни между прочим пишет «Под влиянием запада Европы печать в России породила громадное количество литературных произведений, отвлекающих читателей от неотразимых вопросов духа человеческого, или решающих оные поскольку неверно, постольку и дерзко, о том: откуда и кто мы, отчего несчастны, где спасение, что должно делать, чтоб и быть мудрыми в своей жизни и достигнуть счастья и что ждет нас впереди? Ответов на эти вопросы ни одна наука дать не в силах; между тем как на все эти запросы, присущие каждой человеческой душе, уже дан ответ свыше Создателем всего мира в Откровении и вера с достаточною ясностью и убедительностью разрешает эти вопросы. Кто сам на себе испытал животворные действия Божественной благодати, у того уже исчезает всякое сомнение в цели жизни» (85–86 стр.). До предпринятого Оптиной пустынью издания аскетические святоотеческие сочинения были распространены у нас мало, так как за малыми исключениями существовали в рукописях (там же, стр. 85). В частности «Добротолюбием» интересовался между прочим кн. В. Ф. Одоевский и даже рекомендовал эту книгу другим. Возможно, конечно, что Одоевский узнал эту книгу через Киреевского. Сакулин, В. Ф. Одоевский, т. I, ч. 3, стр. 393. 159 См. письма И. В. к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Вот что являет собою, не только в одних моих глазах, а в глазах сотен тысяч людей, более лучших, более высоких, более чистых, и в миллион раз менее поврежденных, чем я, Оптина пустынь! Когда я последний раз был в Оптиной пустыни, при мне выезжал оттуда, гостивший там, и только что обратившийся к Господу, бывший раньше большим невером и отрицателем, воспитанный на Марксе, Каутском и др., молодой инженер В.А.В., и одна из провожавших его благочестивых паломниц Оптиной пустыни, в массе многих пожеланий, выразила ему чудное пожелание: «Желаю вам, В.А., возможно дольше сохранить Оптинское настроение!..» Лучшего пожелания я не хотел бы придумать ни одному человеку, посетившему Оптину пустынь, поэтому я, от всей души, желаю каждому человеку, посетившему Оптину, навсегда сохранить Оптинское настроение; а всем своим дорогим соотечественникам, каждому истинному христианину, в особенности же каждому, запутавшемуся в дебрях искания правды в лживых путах спиритизма и оккультизма, – не бывшим в Оптиной пустыни, – приобрести Оптинское настроение. 32 Этот известный в свое время всей Москве инок в течение почти 35 лет отчитывал бесноватых, порченых, больных и т. п. 40 Один из недавних тяжелых судебных процессов в Петербурге, в котором судили двух юношей из высшего общества, Гейсмара и Далматова, совершивших убийство женщины с целью грабежа. 41 Я особенно подчеркиваю этот факт в назидание г.г. спиртам всем вообще и в особенности членам спиритических кружков г.Ч. – в Елисаветграде; г-на Н.П.О-ва – в Казани; г. Е.И.Н. – в Ростове на Дону, где, согласно их личным заявлениям, руководящие этими кружками духи покровители являются точно в такой же форме голубя и дают поражающие своей точностью предсказания. В подробностях об этом будет изложено в моей лекции «Спиритизм перед судом религии и науки”. 49 Необходимо обратить внимание, что о.Венедикт человек образованный, до поступления в иночество, был белым священником. 89 Новый факт, свидетельствующий о том, что спиритическое учение само в себе носит начало, аннулирующее и могущество, и милосердие Божие, и любовь к человечеству искупившего его Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Моисей с Леонидом, а иные называли это просто новою ересью. Сначала роптали только между собою, потом стали доносить об этом, конечно по своим понятиям и со своими прибавлениями, Епархиальному Начальству и успели исходатайствовать у Преосвященного Гавриила указ из Консистории, в котором было сказано, чтобы четыре иеромонаха из старшей братии вместе со строителем и Казначеем, участвовали в совещаниях по всем важнейшим делам Пустыни и без общего их согласия ничего, относящегося к благоустройству Обители, не предпринималось и не вводилось в действие. Строителю предписывалось об этом для надлежащего исполнения и объявления братии, с тем, чтобы впредь все исходящие бумаги, по оной Пустыни поступали по принадлежности от имени его Строителя с братию. Это было в 1830 году, т. е. год спустя после водворения в Оптиной Пустыни О. Леонида. Каково было О. Моисею искренно и вседушно ревновавшему, прежде всего о нравственном благе Обители, получить этот указ, выражавший недоверие к нему и связывававший ему руки в распоряжениях! Но, возвергая, по обыкновенно, печаль свою на Господа, он верно и при этом случае повторял, как говаривал впоследствии: «Да, всякое дело само себя оправдает». Побеждая противных терпением и молитвою, О. Строитель шел неуклонно своим путем, поручая новопоступавших в Обитель руководству О. Леонида и не возбраняя ему принимать на исповедь всех желавших. Некоторые из недовольных братий стали успокоиваться, другие, по необходимости сходили со своего поприща, число новых учеников Старца Леонида увеличивалось и благотворное влияние его на братию, вопреки усилиям противников, делалось все сильнее и обширнее. Но невидимый враг мира и духовного преуспеяния не дремал. Поднялась новая буря. Один из скитских иноков и вместе старожилов Оптиной Пустыни, схимонах Вассиан, воспылал мнимою ревностью за то, что к О. Леониду ходят мирские люди ради совета, назидания и исповеди. Согласясь с некоторыми нерасположенными к О. Строителю и О. Леониду братиями, О. Вассиан неоднократно писал к Преосвященному доношения о стечении к О.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010