Затем состоялось выступление почетных гостей. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о роли старчества в раскрытии истинного назначения Оптиной пустыни. Владыка Климент также сообщил, что духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» будет проводиться ежегодно. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щёголев поздравил с началом проекта и закладкой камня в основание будущего памятника. Он указал на особое значение творчества Достоевского, затрагивающего важные вопросы служения России и православной вере, российскому обществу, пути духовного возрождения нации в современных условиях. Председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин  в свою очередь отметил, что Ф.М. Достоевский по-прежнему самый читаемый и экранизируемый автор во всем мире, личность которого притягивает и вызывает особый интерес. В связи с этим проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» может стать уникальным явлением в культурной жизни России. Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова сказала об особой значимости и актуальности для подрастающего поколения творческого наследия писателя, в котором затронуты вопросы традиционных ценностей и роли семьи как фундамента современного общества. Советник Президента РФ по вопросам культуры и искусства В.И. Толстой затронул тему духовного влияния Оптиной пустыни на русских писателей XIX века. Председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов подчеркнул актуальность тем, которые поднимаются в творчестве писателя. Также он указал на готовность региона оказать всестороннюю поддержку проекту, способному стать визитной карточкой края. «Гордимся, что на нашей калужской земле рождаются новые традиции. Сейчас особенно важно говорить о непреложных ценностях и смыслах, которые заложены в произведениях великого писателя — о служении России, духовном возрождении нации, будущем Русского мира», — сказал представитель Калужской области в Совете Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/5946733.ht...

Закрыть Ответ на критику По следам публикации «Лагерь польских военнопленных в Оптиной Пустыни. Катынь: мифы и реальность» 18.07.2013 1274 Время на чтение 4 минуты В моей статье «Катынь: мифы и реальность. Лагерь польских военнопленных в Оптиной Пустыни» , опубликованной в «Оптинском альманахе», а затем в интернете на Русской народной линии, на основании изученных мною материалов признается факт убийства поляков в Катыни немцами и необоснованность установления мемориальной доски в Оптиной пустыни. Там некоторое время был лагерь для польских военнопленных, и где они, замечу, жили в нормальных условиях. За этими публикациями последовали недовольство как одного игумена, так и жалоба от музея «Мемориал. Катынь»; мне были высказаны претензии с явным желанием прекратить такие публикации. Это их право. Суть претензий такова: 1. Все в статье неправда, поляков расстреляло НКВД. Здесь нечего и обсуждать. Это «общеизвестно». 2. Даже если изложенное в статье правда, но в ней нет света в конце туннеля; а мемориальную доску в Оптиной Пустыни установить необходимо, ибо этого требуют принципы христианской дружбы, к тому же это привлекло бы многочисленные группы поляков в обитель... На первый пункт отвечу так. Боль за Польшу и полное отсутствие любви к своему Отечеству, мне не непонятна. Такова позиция либерально-демократической прессы, основанная на западной идеологии, она уже давно вбивается в головы несведущих в истории православных людей: всегда и во всем виноват НКВД! Кропотливый поиск правды излишен. И так всё ясно. Иногда в таких высказываниях и работах есть просто корысть: написать угодную начальству диссертацию, услужить Западу. Не потому ли статья так задела музей «Мемориал «Катынь», где экскурсия за сомнительную, с исторической точки зрения, информацию, для взрослого человека составляет 800 рублей, а для школьника и пенсионера ее можно узнать за 500 руб.? Из этого вытекает простой вопрос: а нужен ли такой компромисс христианину, и нужен ли он вообще? Эту проблему пусть решают богословы, а исторические статьи, которые они опровергают, требуют для историков документального опровержения.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

     В 1999 году Виктор Афанасьев принял монашеский постриг. Он был наречен Лазарем в честь преподобного Лазаря-иконописца. «Постригал его схиархимандрит Илий (Ноздрин) на московском подворье Оптиной пустыни в Ясеневе, – вспоминает Владимир Воропаев. – С этого времени оптинская тема стала едва ли не главной в творчестве монаха Лазаря. Им написаны жития Оптинских старцев (помимо Исаакия и Варсонофия) – преподобных Моисея, Антония, Нектария, – книги " Житница жизни " (2005), " Оптинские были " (2011), " Древо чудоточное " (2011)». Вспоминает Дмитрий Шеваров: «…так родился монах Лазарь. Но это событие не зачеркивало жизнь Виктора Васильевича, которому было тогда уже 67 лет, а венчало его долгий путь поэта, переводчика, литературоведа. Познакомился я с батюшкой благодаря Тамаре Михайловне Казаковой, лингвисту, публикатору святоотеческих текстов, вдове писателя Юрия Казакова. Она сказала, что есть такой исследователь, монах Лазарь, который всю жизнь посвятил золотому веку русской поэзии. Я сразу же позвонил ему, и он живо откликнулся. В нем было огромное стремление помочь, подсказать, одарить. Каждого, кто вслед за ним устремлялся в девятнадцатый век, он принимал как собрата». Монах Лазарь продолжает жить в Москве, а с 2006 года – в Сергиевом Посаде. «Став монахом уже на пороге старости, отец Лазарь по множеству своих недугов не мог нести обычные монашеские послушания, – рассказывает Дмитрий Шеваров, – и поэтому в самой Оптиной пустыни он не жил. Он сердцем пребывал там, а жил в Москве или Сергиевом Посаде. Из Оптиной, как он сам вспоминал, мешками привозили ему старинные документы из библиотеки, из сохранившегося архива, документы, которые никогда не публиковались. И он приступил, пожалуй, к своему главному труду – написанию истории Оптиной пустыни. Эту историю он решил написать в портретах Оптинских старцев. И оказалось, что многие его прежние герои – писатели и поэты – связаны были с Оптиной: русскую литературу XIX века трудно представить без влияния этого духовного центра. Получилась книга не только об истории обители, но и об истории духовного влияния Оптиной на всю русскую жизнь, не только на литературу. И вот, уже после смерти отца Лазаря, эта его главная работа увидела свет в издательстве Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Книга называется " Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители " ».

http://pravoslavie.ru/129085.html

Между прочим, и в Оптиной пустыни сочинения епископа Игнатия были у некоторых старцев не в благоволении. Причина этому такова: епископ Игнатий писал вообще для всех монастырей и монахов, и писал как раз тогда, когда в Оптиной пустыни были великие старцы, был, так сказать, расцвет старчества, чего в огромном большинстве монастырей не было. Оптина пустынь была в особом, исключительном положении. При наличии духовного богатства в Оптиной пустыни сочинения еп. Игнатия не могли для ее насельников иметь того особого, важного значения, которое они имели для иноков других монастырей и даже мирян, ищущих спасения души. Неопытному новопоступившему послушнику Оптиной пустыни они (собственно, две эти статьи) могли даже и повредить, зародив в нем мысль недоверия к старцам, и отвлечь его от простосердечного им послушания во вред своему иноческому преуспеянию. Предохраняя некоторых своих духовных детей от возможности такого явления, старцы и не советовали им читать вообще сочинения еп. Игнатия, доставляя им понимание иночества с духовной стороны своим руководством и подбором другого, преимущественно святоотеческого чтения. Но для тех, кто постоянного старца не имел (а это было в большинстве монастырей), сочинения еп. Игнатия были драгоценны. Они были драгоценны и для иноков Оптиной пустыни, которые пользовались ими для иноческого своего назидания; они им не мешали быть в послушании у своих старцев, причем даже сами старцы указывали на них, как на прекрасное руководство к пониманию истинного иноческого подвига. Читающий сочинения еп. Игнатия внимательно и без предубеждения, ясно увидит, что они и не идут против старчества, а указывают лишь на то, что ныне истинные старцы весьма оскудели, что старца найти ныне весьма трудно, и что независимо даже от того, каков старец и имеется ли он налицо – самое житие под руководством у старца стало ныне редкостью и по многим причинам весьма затруднительным или, как выражается еп. Игнатий, и не надо нашему времени, возможно лишь усвоение духа его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Архимандрит Леонид знал Оптину с детства, а в 1852 году стал ее послушником и здесь через 5 лет пострижен в монашество. Тогда же он испытал благодатное духовное воздействие старца Макария, жизнеописанию которого посвятил одну из лучших своих книг — «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария» (М., 1861). Перу о. Леонида принадлежит и фундаментальный труд «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни» (ч. 1-2, четвертое прижизненное издание — М., 1885). В своём письме к нему келейник Порфирий подробно описывает последние дни, кончину и погребение старца Илариона (в миру Родион Никитич Пономарёв; 18. IV. 1805-18. IX. 1873). Письмо это целиком публикуется впервые, незначительные извлечения из него бытописатель Пустыни иеромонах Агапит (Беловидов) включил в свою книгу «Жизнеописание старца Оптиной Пустыни, иеросхимонаха Илариона», вышедшую в 1897 году в Калуге без указания сочинителя, сказано лишь: «составлена одним из учеников» старца. Это письмо и авторские к нему приложения весьма ценны для всех, кто изучает историю Оптиной, кто интересуется творчеством бытописателей обители. Другие материалы сборника помогут читателям полнее представить круг чтения насельников обители, их собирательские наклонности. Замыкает рукописную книгу раннее произведение Сергея Нилуса «Голос веры из мира торжествующего неверия» — воспоминания о посещении Сарова летом 1901 года. Книжка вышла в свет в 1902 году (цензурное разрешение 5 декабря 1901 г.). Отдельным почерком монастырского писца исполнен текст первого духовного творения Нилуса, целиком вошедшего затем в состав тома «Великое в малом». Можно предположить, что Сергей Нилус был знаком с этим рукописным сборником и даже в какой-то мере участвовал в его составлении. Ведь занятия в Оптинском архиве он рассматривал как своё монастырское послушание. А. Н. Стрижев О последних днях страданий, кончине и погребении Оптиной Пустыни духовника и начальника скита, старца иеросхимонаха Илариона (Пономарева), в Бозе почившего 18 сентября 1873 года Составлено для своих келейных воспоминаний о Старце очевидцем, монахом Порфирием Письмом нашего отца Игумена Вы извещались о постигшей нас глубокой и горестной скорби: в лишении дорогого и незабвенного нашего старца, батюшки отца Илариона, мирно почившего о Господе 18 сентября 1873 года, в половине шестого утра, тихою христианскою кончиною.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Прощание и погребение состоится в Оптиной пустыни 26 мая. ПРАВМИР.  25 мая 2022 года на 101-м году жизни скончалась монахиня Василисса (Рослякова) – мама убитого в 1993 году насельника Оптиной пустыни иеромонаха Василия (Рослякова). Об этом сообщают в группе Оптиной пустыни в «ВКонтакте». «Матушка сегодня встречается со своим сыном и наконец едет в Оптину… чтобы поселиться здесь насовсем», – написано в сообщении Тело почившей монахини Василиссы перевезли в Оптину пустынь для прощания и похорон. Напомним, что в пасхальную ночь с 17 на 18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители – иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Убийство совершил Николай Аверин, живший в селе неподалеку от Оптиной пустыни. Его задержали и после экспертизы признали невменяемым. С диагнозом «шизофрения» мужчину отправили в спецлечебницу закрытого типа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2023 29 декабря, 2021 3 декабря, 2021 12 июня, 2021 26 октября, 2020 13 сентября, 2020 15 апреля, 2020 9 августа, 2018 22 января, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/na-101-godu-zhizni-ume...

Следующее лето 1912 года я провел в Шамордине, заканчивая там и подготовляя к печати свое жизнеописание старца о. Амвросия. В Шамордине же я провел с семьею лето 1913 года, посещая при этом довольно часто и Оптину Пустынь. Лето 1914 года я снова провел с семьею в Оптиной Пустыни. После того я еще раз, уже один, посетил Оптину Пустынь в сентябре 1918 года, по пути из Москвы в Полтаву. Это девятое посещение Оптиной Пустыни было моим прощанием с нею и оставило во мне неизъяснимо грустное воспоминание. Чувствовалось, что над обителью нависла жуткая власть большевиков, и что недалеки дни ее полного запустения. С тех пор я потерял возможность не только бывать в Оптиной Пустыни, но даже и получать оттуда письма. Все вышеизложенные подробности рассказаны мною с той целью, чтобы показать, что Оптина Пустынь известна мне не из вторых рук и не по чужим рассказам, и что весь мой последующий рассказ будет основан главным образом на моих собственных наблюдениях и впечатлениях.   Протоиерей Сергий Четвериков , Братислава. 1926.2. ΙΙ Глава 1. Местоположение и внешний вид оптиной пустыни Оптина Пустынь расположена в двух верстах от небольшого старинного уездного города Козельска, Калужской губернии, на правом берегу не широкой, но глубокой и полноводной реки Жиздры, у опушки огромного векового бора, который в глубину тянется на 30 верст, а в длину идет от знаменитых Брянских лесов Орловской губернии до столь же знаменитых Муромских лесов Владимирской губернии. Белые монастырские здания и стены и голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на зеленом фоне сосен и елей. Глубокая тишина леса нарушается лишь шорохом падающей ветки или звуком птичьих голосов. Воздух напоен дивным ароматом. В отдалении живописно раскинулся на холме Козельск, оживляя общую картину, но не нарушая тишины и безмолвия. Откуда бы ни приближался путник к Оптиной Пустыни, от Лихвина ли по глухой лесной дороге, мимо так называемого «Чертова Городища» (неизвестно откуда взявшейся груды огромных, в беспорядке нагроможденных камней и скал среди сплошного леса), или от Калуги по «большаку», или, наконец, от Козельска лесом по правому берегу Жиздры, или лугом по левому ее берегу – Оптина Пустынь производит одинаково сильное, глубокое и какое-то умиротворяющее душу впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Эта встреча, как он потом вспоминал, протянула в нем тонкую ниточку к истории христианства, к вере. Но он шел к этому долго, претерпевая множество сомнений, искушений. Его привели к вере и поэты XIX века: и Пушкин, и Батюшков, и даже Фет, которого некоторые до сих пор считают атеистом, а отец Лазарь убедительно доказал, какую роль играло православие в жизни Фета, и что на самом деле тот был глубоко верующим человеком. Фото из личного архива Натальи Афанасьевой Монах и исследователь Оптиной Пустыни Став монахом уже на пороге старости, отец Лазарь по множеству своих недугов не мог нести обычные монашеские послушания, и поэтому в самой Оптиной Пустыни он не жил. На протяжении почти четверти века он сердцем пребывал там, а жил в Москве или Сергиевом Посаде. Из Оптиной, как он сам вспоминал, мешками привозили ему старинные документы из библиотеки, из сохранившегося архива, документы, которые никогда не публиковались. И он приступил, пожалуй, к своему главному труду – написанию истории Оптиной Пустыни. Эту историю он решил написать в портретах Оптинских старцев. И оказалось, что многие его прежние герои – писатели и поэты – связаны были с Оптиной:  русскую литературу XIX века трудно представить без влияния этого духовного центра. Получилась книга не только об истории обители, но и об истории  духовного влияния Оптиной на всю русскую жизнь, не только на литературу, И вот недавно, уже после смерти отца Лазаря, эта его главная работа увидела свет в издательстве Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Книга называется «Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители». Главное достоинство прозы отца Лазаря – его стиль, восходящий к пушкинской прозе: простота, ясность в выражении своих мыслей, чистота слога, нами уже забытая, чуждость всякому пафосу и велеречивости, и в тоже время – величайшее благоговение. Когда читаешь отца Лазаря, то сразу проникаешься благоговением к тому предмету, к той личности, о которой он пишет, – это передается через слог, почти утраченное искусство в нашей литературе.

http://pravmir.ru/monah-lazar-i-russkaya...

Столь яркому раскрытию литературного таланта Достоевского, несомненно, способствовала напряженная духовная жизнь писателя, которая была тесно связана с Оптиной пустынью, где он впервые побывал 145 лет назад, 7 июля 1878 года, и имел общение с преподобным Амвросием. Мы знаем, что эта встреча значительно повлияла на писателя, а через его произведения — и на всех будущих ценителей его творчества. Замечательно, что проходящие в эти дни на благословенной Оптинской земле духовно-просветительские мероприятия фестиваля вносят свой вклад в увековечение памяти Федора Михайловича и помогают молодому поколению через приобщение к его творчеству найти ответы на многие важные вопросы. Значительной лептой в популяризацию литературного наследия Достоевского и зримым свидетельством нашей ему признательности является открытие памятника писателю, совершившееся ныне у стен прославленной Свято-Введенской обители. Призывая на всех Божие благословение, желаю вам крепости душевных и телесных сил и щедрой помощи от Господа в добрых делах». Затем состоялось торжественное открытие памятника Ф.М. Достоевскому (автор монумента — народный художник России Салават Щербаков). Наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф совершил молебен преподобным старцам Оптинским. Официальную часть мероприятия продолжило выступление полномочного представителя Президента РФ в ЦФО И.О.Щеголева. Он сказал о важности духовно-просветительского служения Оптиной пустыни, куда люди культурного круга в наши дни теперь могут прийти за утешением и вразумлением, подобно тому как 145 лет назад пришел к дверям кельи старца Амвросия Ф.М.Достоевский. «Чтобы его слова и мысли не лежали под спудом, но как светильник были бы на виду и на слуху», — отметил одну из задач духовно-просветительского проекта представитель Президента РФ. Председатель ИППО С.В.Степашин заявил, что Достоевский был не просто великим писателем, но и пророком, предвидевшиим многое из того, что происходило в XX веке и происходит сейчас. В заключение С.В.Степашин поддержал идею о ежегодном проведении в Оптиной пустыни духовно-просветительского проекта, посвященного писателя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/09/ne...

Она чувствует себя спокойной и жизнерадостной, несмотря на тяжелые внешние условия своего существования. Врачи, лечившие ее раньше, видя ее настоящее состояние, говорят ей, что она вылечилась посредством внушения, но это совершенно неверно. Когда ее лечили в Москве посредством внушения в лечебнице, то ей не только не становилось лучше, а делалось хуже, так, что когда она уезжала из Москвы обратно, то должны были вносить ее в вагон на руках, между тем как отправляясь в Москву для лечения, она еще в состоянии была ходить сама. Не могли оказать на нее влияния в Оптиной пустыни и благоприятные климатические условия, так как она провела тогда в Оптиной всего только пять дней. С. А. имеет твердую и непоколебимую уверенность, что о. Амвросий, исцеливший ее от тяжкой болезни, не оставляет и ныне ее своим попечением. С того момента, как она получила исцеление в Оптиной пустыни, эта обитель, как она говорит и в своей записке, сделалась ей чрезвычайно дорога и, кроме того, сделалась для нее необходимым источником нравственной силы и духовного подъема, так что она стала чувствовать потребность каждое лето бывать в ней для духовного обновления и укрепления. Но при полной своей материальной необеспеченности она не имела никакой возможности предпринимать подобные путешествия. И вот тут-то и сказалась снова заботливость о ней о. Амвросия. Каждый раз, когда наступало лето, обстоятельства складывались так, что у С. А. являлись необходимые средства для поездки, и вот уже шестой год, как она ежегодно бывает в Оптиной пустыни и проводит здесь по нескольку времени исключительно милостию любвеобильного старца Амвросия. Приводим еще рассказ рясофорной послушницы Крайшевского Свято-Тихвинского монастыря, Саратовской губернии Аткарского уезда Ксении Алексеевны Шершевой. «Почитаю святым долгом известить вас, – пишет она настоятелю Оптиной пустыни о. архимандриту Ксенофонту, – о полученном мною исцелении по молитвам в Бозе почившего старца о. Амвросия. До 30 июля 1906 года я с месяц хворала головною болью, сопровождавшеюся иногда лихорадкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010