Ведь одна эта злоба и гордыня, кажется, могли бы служить лучшим доказательством того, что все это учение от сатаны, ибо то же Слово Божие указывает на эти два качества, а особенно на злобу, как на явные признаки указанного сейчас источника их происхождения: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» 84 ; «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» 85 ; «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому, что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин.2:11 ) 86 ; «дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» 87 . Но, увы, сами спириты, как зачумленные, не хотят видеть этого. А о нетерпимости спиритов и говорить нечего, когда меня обличал, быть может, очень резкий; быть может, тоже страдающий нетерпимостью, но человек, безусловно, ревностный и искренний в своем служении, известный миссионер, И.Е.Айвазов, – я готов был, как говорится, уничтожить его, и только теперь с уважением и признательностью отношусь к нему, т.к. он этою своею резкостью намного ближе подвинул меня к правде. Далее, когда выступил с обличением меня, ныне почивший С.Д.Волков-Давыдов, под псевдонимом Серапион Волкович, правда, с обличением, довольно утрированным, в своей брошюре «Спиритизм яд интеллекта», – я дал ему такую отповедь, что мне за нее сейчас более чем стыдно. Наконец, когда выступил в борьбу против распространяемой мною ереси, известный миссионер о.Черкассов в журнале «Кормчий», в деликатной и высоко-христианской форме, – о, как я резко отвечал ему и как я недостойно защищал сатану. А, между тем, до вступления в сферу спиритизма, я был человек очень деликатный и терпимый по отношению к людям. ... И таким образом, незаметно, – медленно, с большими паузами, продолжал свою обличительную, обращенную ко мне, именно ко мне, святую речь этот великий прозорливец: последовательно, сам того не замечая, – уж очень тонко, нигде так тонко не действует сатана, как в спиритизме, – отходит человек от Бога, от церкви, хотя заметьте, в то же время дух тьмы настойчиво, через своих духов, посылает запутываемого им человека в храмы Божии, служить панихиды, молебны, акафисты, приобщаться Святых Христовых Таин, и в то же время понемножку вкладывает в его голову мысли: «ведь все это мог бы сделать ты сам, в своей домашней обстановке, и с большим усердием, с большим благоговением и даже с большей продуктивностью в смысле получения исполнения прошений»!..

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

«Мы сталкиваемся с огромным по важности феноменом: обмирщенным отношением к жизни тех самых людей, которые находятся внутри церковной ограды... Это апостасия, искажение, зло, демоническая активность и обмирщение в таком масштабе, в каком оно ранее еще никогда не существовало в истории мира». Иеромонах Серафим (Роуз) Ныне же через людей, которые по сути орудия сатаны, строится храм-капище антихристу – вводится новый мировой порядок с целью установления политико-экономической и духовной диктатуры мирового правительства во главе с антихристом. Устанавливается новый мировой порядок с помощью создающейся электронно-компьютерной системы тотального контроля и управления людьми». Всеобщая кодификация населения и строжайший контроль над личностью – это составляющие общемирового глобализационного проекта – нового мирового порядка. По словам Батюшки, таким образом ныне и каждого человека, и Россию в целом втягивают в мировую систему зла. Заботясь о том, чтобы не оставить своих духовных чад в неведении, о. Гавриил разъяснял: «Неправильно рассуждают те, кто думает, что процесс глобализации – это естественный ход развития человеческой истории, то есть – нечто неизбежное. Священное Писание ясно говорит о подготовке к воцарению в конце времен единого мирового правителя – антихриста. Стирание государственных границ, национальных особенностей, культуры – такое «объединение» или глобализация ведет именно к этой цели. Мировое правительство уже создано и открыто заявляет о себе». «В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические... Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи. нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия». Митрополит Агафангел (Саввин) Беседуя с чадами, он постоянно побуждал их не быть равнодушными, иметь дух исповедничества и жертвенности, предупреждал словами Апостола: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противустойте ему твердою верою... Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Пет.5:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще и еще предлагаю тебе на рассмотрение указание святых Отцев, что спасение или хотя бы надежду на спасение человек обретает только лишь принимая в простоте сердца церковную жизнь не отчасти, а полностью, срастворившись в оной. Только чрез это понуждение себя к участию в богослужении и Таинствах Церкви человек может обрети силу Божию ко исправлению своих пороков. И тако навыкнув в церковной жизни в миру, войдя в духовное Тело Церкви, можем иметь дерзновение посетить монастырь. Иначе сие может быть не на пользу нам, ибо, не понимая неизбежности духовной иерархии, глубоко уязвляемся демонами, не имея достаточного смиренномудрия. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Не может человек безнаказанно, не очистившись, присутствовать на брачной трапезе, како и повествует Святое Евангелие от Матфея ( Мф.22:11–13 ). Худо нам будет, если нет у нас в сей жизни скорбей и внешних, и внутренних. Не за что будет Владыке Христу венчать непотребных раб Своих... «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях за Христа; ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ), – тако глаголет Апостол. Правда, в наше время большей частью вместо этого нам приходится терпеть благодушно телесные болезни, да стараться препобеждать леность и нерадение в отношении к церковной жизни, не увлекаясь зело мирскими попечениями. Это брань с диаволом, и ее надо вести, не опуская руки в унынии. Дай Бог вам чаще вспоминать в глубине души таящуюся Пасхальную радость, так быстро страстями нашими скрываемую. Из больничной кельи пожелания: Утвердих стопы моя на камене. Камень же бе Христос. Много мыслей у нас, не требующих толикого внимания обращения. Много чувств у нас, неуместно в сердце медлящих. Како избыть такого потопа? Да стоим на Камени, порой и молитовку Иисусову устами сердечно творяще. Верую с надеждой и прошу Господа устроить разрешение твоих смущений. Из бесед

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ссылаясь на слова старца Паисия Святогорца о «доброй обеспокоенности», Батюшка призывал быть трезвыми до конца: нельзя забывать, в какое время мы живем, надо готовиться к тому, что придется сделать выбор – исповедничество или отступничество. Понимая, что непринятие электронных документов, отказ от вхождения в мировую глобальную систему неизбежно вызовет преследования со стороны властей, что такие люди будут поставлены вне закона, вне общества, он обращал внимание духовных чад на то, с какой осторожностью, покаянием и страхом Божиим нужно будет принимать решения в таких условиях. Главное – жить по-евангельски и молитвенно искать волю Божию. «К сожалению, и некоторые современные «гностики» пеленают своих. духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. Это неважно, говорят они, лишь бы вы имели веру внутри себя... Тогда как, говори они людям: давайте жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками, – они бы хоть как-то подготовили их к грядущим трудностям... Нужно извещать верующих и вкладывать в их души благое беспокойство, которое заставит их правильно приготовиться». Старец Паисий Святогорец «Можно ли сохранить благодать Святаго Духа, – писал о. Гавриил, – веру и правильное сердечное устроение, если внешне принять номер, связанный с числом зверя, по своему произволению? Нет! Об этом свидетельствует бесчисленный сонм новомучеников, жертвенной кровью которых мы имеем время на покаяние и продолжение их подвига исповедничества. Неведение, боязливость и малодушие не будут оправданием для того, кто примет число имени зверя. Принятие числа повлечет за собой вместо успокоения попущенное Богом наказание, предвозвещенное в Апокалипсисе Иоанна Богослова: Кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией... приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем. И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его ( Откр.14:9–11 ). В то время как в исповеднических скорбях Бог не оставит верных рабов Своих. Нам известно много символов богоборчества, и некоторые из них были атрибутами нашей жизни, но именно о числе антихриста нас предупредило Священное Писание две тысячи лет назад...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Галина С., г. Москва Из записной книжки В последний год жизни о. Гавриил вел записную книжку, в которую заносил, наряду с собственными размышлениями, то, что было наиболее созвучно его душевному состоянию: цитаты из Священного Писания, выдержки из творений святых Отцов и прочитанных книг. Эти строки раскрывают, о чем размышлял о. Гавриил незадолго до кончины. Записная книжка приводится практически без сокращений. Последняя запись сделана за день до его отъезда в больницу. 2 .07.2004 «Разделяше языки Вышний», – было тогда. Ныне, в богопротивление, – единообразие без Бога паки. Следовать Христу дальше Тайной Вечери, до Голгофы, до Креста... 14 .07.2004 «Люди, оживая безумно друг для друга, оживая душевною глупою привязанностию, умирают для Бога, а из пепла блаженной мертвости, которая – ради Бога, возникает, как златокрылый феникс, любовь духовная». Святитель Игнатий Кавкасский. 20 .07.2004 Повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: ...яко свободны, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии... Бога бойтеся, царя чтите ( 1Пет.2:13–17 ). Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие... и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:20–21 ). 22 .07.2004 Одно дело – благое рассуждение о имяславии, другое – ересь имябожия. Имя – не есть Бог , но чрез призывание Его имени усвояемся Христу. Схимонах Иларион в своей книге благо рассудил, но некоторые поняли превратно. 26 .07.2004 ...Заповедь Господа и Спаса: сие прежде ведяще, яко приидут в последния дни ругателе, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование Пришествия Его; отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания ( 2Пет.3:2–4 ). 28 .07.2004 Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор.2:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Что есть ложная благодарность к Богу? Ложная благодарность, когда, получая от Бога щедрые, незаслуженные дары духовные и вещественные, языком благодарят за оные Бога и употребляют только в свою пользу, не разделяя их с ближними; получают и скрывают их в своих сокровищницах, сундуках, книгохранилищах, лишая чрез то многих братий своих духовного просвещения, назидания, утешения или пищи, питья, одежды, жилища, врачевства в болезни или передвижения с места на место для добывания средств к продовольствию. Такая благодарность есть ложная и богопротивная. Это значит: языком благодарить, а делом являть крайнюю неблагодарность и злонравие. А как много таких «благодарных», или, вернее, неблагодарных». Глава 18. Поучение и вразумление ближних Научайте и вразумляйте друг друга. Кол. 3, 16 Немногие делайтесь учителями. Иак. 3, 1 Мы часто склонны бываем обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним из-за отсутствия любви, потери душевного равновесия, появления раздражения. Учить другого – это очень трудное и ответственное дело и под силу лишь возросшим духовно. Как пишет прп. Иоанн Лествичник : «Желающий научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей, чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же». Нам надо всегда помнить о словах Господа: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф. 7, 3–5 ). Поэтому игумен Феодосий из Оптиной пустыни имел обыкновение давать братии такой совет: «Смотри на себя и будет с тебя». Кроме того, надо знать, что св. отцы запрещали вообще давать другим указания, если не было о том просьбы. «Прежде вопроса не хорошо начинать говорить», – говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

На опасность ожесточить детей обращением или наказанием, связанными с раздражением, указывает нам ап. Павел: «Вы, отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»  (Еф. 6, 4; Кол. 3, 21). Образец любовного, кроткого вразумления ребенку дает само Евангелие. Отрок Иисус, по мнению Матери, провинился перед Нею и Иосифом: не сказав им ничего, Он остался в Иерусалиме после праздника Пасхи, когда они отправились домой в Назарет. Его Мать и Иосиф разыскивали Его в течение трех дней. Прочтем в Евангелии укор Матери: «Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (Лк. 2, 48). Здесь изложение вины Отрока. Здесь укор. Но какой нежный укор, какая любовь слышится в каждом слове Матери! И когда мы увидим наших детей в чем-либо виновными, когда нам понадобится вразумить их, то вспомним этот евангельский образец любовного обличения и будем подражать ему. Ведь только любовь может провести наши слова до сердца наших детей. Прп. Серафим Саровский так говорил одному игумену: «Будь к детям своим (духовным) не отцом, а матерью». Этими словами преподобный указывал на необходимость проявления не столько суровости и строгости отцов, сколько нежной любви и снисходительности матери. Поэтому нам следует бояться как своей слабости — излишнего снисхождения и пренебрежения поступками, так и духовного разрыва — отчуждения от нас детей и их ожесточения. Такое ожесточение сердца еще не так опасно в более раннем возрасте: ребенка тогда легче уговорить, переупрямить, смягчить лаской или наказанием. Но для юношей это может иногда не иметь успеха, и они будут в чем-либо настаивать на своем и не слушаться. Иногда дело может быть очень серьезным, и тогда родителям остается применять средство, которое можно назвать подвигом любви. Характерный пример такого воздействия имеется в летописях Оптиной пустыни. Один скитский брат перестал ходить на ночное бдение, оправдывая себя тем, что сам скитоначальник — игумен Антоний, тоже не ходит на бдение. А у последнего в это время так болели ноги, что он не в силах был стоять. Много раз увещевал игумен Антоний нерадивого брата, но тот говорил, что посещение ночного бдения свыше его сил и он скорее выйдет из монастыря, чем будет ходить на бдение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Были великие, богопросвещенные старцы в Оптиной пустыни. Один из них, Нектарий, однажды в разговоре с превозносившимся сказал: «А ты знаешь, что Бог сотворил мир из ничего, из ни-че-го?», – и рукой помахал. Из ничего сотворил мир, а какая красота в нем. Пока сам себя не признаешь ничем, пока смиренно не скажешь, что ты ничто, до тех пор не начнет Божия благодать творить в тебе что-то чистое и доброе. Только тогда, когда с полной искренностью скажем: «О Господи, ведь я ничто», – только тогда станет Господь творить добро в тебе: всё чистое, святое, доброе раскроется в душе твоей. Итак, если не умалимся и не станем как дети, если не сумеем стяжать чистого, святого смирения, не сможем войти в Царство Божие. Это запомните, эти слова Христовы напишите на своих гордых сердцах и начните путь святого смирения. О непостоянстве на пути добра 25 августа 1948 г. Среда 9-й недели по Пятидесятнице Когда Господь наш Иисус Христос Своим необыкновенно мудрым ответом посрамил врагов – книжников и фарисеев, – тогда сказал Он: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» ( Мф. 21:28–32 ). Кто этот первый сын, который сказал: «Не хочу, не пойду работать», – а потом, раскаявшись, пошел? Это те грешники, те блудницы, те мытари, которые в жизни своей отвергали путь Божий, не хотели идти путем праведным, жили по-своему, жили в угождении плоти и страстям своим. И когда услышали они призыв Божий, сказали сперва: «Не хочу, не пойду». А потом раскаялись и пошли. Много, много было таких, которые долгие годы жили, предаваясь страстям своим, жили в неповиновении Богу, но потом неожиданно коснулся Бог сердца их, содрогнулись они, раскаялись и сказали: «Пойдем, пойдем работать по призыву Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

– Есть у тебя Иисусова молитва, которую никто не отнимает, и она заменит крест. А насчет татуировки креста, мне что-то это не нравится. На исповеди я сказала: – Я сомневаюсь, есть ли у меня любовь к Господу. – Исполняй заповеди, тогда и чувство придет. 11 августа мы нашли более вместительную квартиру к зиме. В воскресенье мы спросили Батюшку, не перебираться ли нам сегодня? Он отвечал: – Не надо в праздник, Праздником надо дорожить, чтить его, без крайней нужды не надо работать. Этот день надо посвящать Богу: быть в церкви, читать дома и молиться и посвящать время на добрые дела. Если же для умершего потребуется что сшить, то можно и в праздник при необходимости, – и напомнил слова: «если вол упадет в колодец...» На вопрос о молитве за староверов Батюшка ответил: – Только в домашней молитве можно молиться и только за живых, потому что еще надеемся, что они обратятся. Чтение псалтыри (представлялся случай читать у старообрядца) есть уже наполовину церковная молитва. О самоубийцах, о молитве за них, Батюшка привел рассказ о монахине Афанасии (в кн. Подвижники благочестия) : Брат монахини А. окончил жизнь самоубийством. Для облегчения его участи, старица Пелагея Ивановна Дивеевская посоветовала ей наложить на себя подвиг – затвориться и читать по 150 молитв Богородицы с поклонами. Через 40 дней такого подвига она увидела во сне брата и была извещена, что ему после трехкратного такого подвига дано освобождение (до того он был прикован цепями к кровавому камню), но блаженства не получил. Причем другой страдалец произнес: «Счастлив ты, что имеешь таких молитвенников». Батюшка Никон очень хорошо служил с самого начала, и ему говорили: верно, вы хорошо выучили всю службу? Он на это ответил: «Нет, до посвящения в диакона, я никогда не брал в руки служебника и не читал его, потому что не знал, достоин ли я быть священнослужителем. И только когда меня посвятили в диакона, я стал читать служебник. Когда я начал служить, то братия учили меня, и я от всех принимал то, что мне говорили и даже просил, чтобы мне указывали мои недостатки в службе. Принимал все то, что мне говорили, а потом рассуждал об этом, и то, что подходило ко мне, я принимал, а то, что не подходило, отвергал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Вот и старец Алексий Зосимовский . Он был священником в Успенском соборе. Его уговаривали не уходить, так как он, как маститый старец, был бы украшением собора. Но уйдя в монастырь и даже в затвор, и как бы погубив душу свою, т. е. душевные способности, он приобрел духовные, которые ведут в жизнь вечную. И даже теперь он больше пользы приносит и известен по всей России. 12 июня 1924 г. В этот день в 1917 г. я приехала в монастырь и поступила в него. Теперь пришел к нам Батюшка Никон и стал рассказывать о своем старце Варсонофии, о наставлениях его к духовным детям, которые заключали в себе мысль: жизнь есть блаженство. Можно возразить: как же это может быть, если кругом в жизни мы видим скорби, страдания, лишения? Но Батюшка все учил: – Жизнь есть блаженство. В чем же оно? – Господь наш Иисус Христос отвечает нам, в чем заключается блаженство. – Блаженни нищии духом, ибо их есть Царство Небесное. Значит, блаженни смиренные, т. е. сознающие свои грехи, свое недостоинство. Из одной заповеди вытекает другая – кто сознает себя недостойным и грешником, тот плачет о своих грехах и, таким образом, соблюдает вторую заповедь: Блаженни плачущие, ибо они утешатся. Кто сознает свое недостоинство, кто плачет о грехах своих, тот не может гневаться на другого, тот будет кроток по примеру Спасителя, Который сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем... и таким образом будем исполнять третью заповедь – блаженни кротции, ибо они наследуют землю. Такие будут желать всей душой только правды Божией – если будут исполнять четвертую заповедь: блаженни алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Исполнив все эти заповеди, человек так очищает сердце, так приуготовляет себя, что уже никакие страдания и лишения, ради Господа переносимые, не тягостны ему. Блаженни вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня, радуйтесь и веселитеся, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Когда священник, благословляя, произносит молитву – во имя Отца и Сына и Св. Духа, то совершается тайна – благодать Св. Духа нисходит на того человека. И наоборот, если человек только устами произносит отречение, то благодать тотчас отходит от него, и человек тот делается другим, и понятия его изменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010