Мы намеренно опускаем вторую часть урока, заключающую в себе вопросы: Где совершается таинство причащения? Как называется Богослужение, в котором оно совершается? и т. д.: сообщение и изъяснение этого материала идет по тому же плану, с теми или иными вариациями. Указанный материал будет предметом уже нового урока. IV. Богослужение Литургия оглашенных. Изъяснение богослужения детьми школьного возраста полагается в третий год обучения. Поэтому является возможность заранее познакомить учеников как с священными предметами, так и с священнодействиями. Законоучитель приготовит детей наилучшим образом к прохождению курса богослужения, если во второй год обучения сделает обязательным посещение детьми алтаря. Где возможно — по очереди, где невозможно — вразбивку, ученики присутствуют в алтаре за церковными службами и помогают старшим мальчикам в отправлении ими обязанностей „прислуживания“ в церкви. Правда, такое ведение дела вызовет не мало затруднений, но все они, при желании, устранимы. Если примем во внимание, не говоря уже о городе, что из любой деревни бывают ученики в церкви хотя бы в великие праздники, то вопрос этот можно считать исчерпанным. Далеко живущих от храма законоучитель поставит в алтаре в такие именно праздники. Разумное усвоение курса по богослужению возможно только при условии должного внимания детей к тому, что находится в церкви, что здесь читается и поется и что делается . A внимание, как известно, прежде всего обусловливается интересом предмета. Следовательно, необходимо заботиться о том, чтобы дети „понимали язык церкви, значение священнодействий, вошли сколько возможно для них в качестве мирян и по степени полученного образования в дух их и чувствовали потребность более и более усвоить своему сердцу назидание от храма Божия и всего, что в нем совершается, одним словом, приобрели навык жить под кровом и влиянием церкви“ (программа церковно-приходских школ). Таким образом, изучение богослужения направляется к той цели , чтобы дети сознательно присутствовали при церковных службах с тем, чтобы эти службы назидали их. Цель эта достигается в том только случае, если дети понимают, что видят и что слышать в церкви. С этой точки зрения становится совершенно понятным, какую задачу преследует изучение богослужения. Недостаточно, если дети понимают только то, что видят и слышат в храме. Следовательно, задача изучения богослужения распадается на два вида: а) на выяснение символического смысла того, что дети видят в церкви, и б) на объяснение того, что дети слышат здесь.

http://azbyka.ru/deti/hristianskoe-vospi...

е., как полнота и универсальность, термин «смысл» употребляется в разных значениях. Во втором случае мы имеем в виду действительно высший смысл человеческого существования, его конечную судьбу. А это, совершенно очевидно, не является вопросом историческим. В этом случае мы говорим не о том, что случилось, – а это единственная область, в которой историки компетентны – а, скорее, о том, что еще случится, и случится именно потому, что «должно» случиться. Но можно справедливо утверждать, что ни «предельное», ни «будущее» не входят в область исторического изучения, которое по самому своему определению ограничивается пониманием человеческого прошлого. Исторические предсказания неизбежно предположительны и ненадежны. Они, в действительности, есть лишь «экстраполяции» без гарантии. Истории людей и обществ являются историей, но История Человека – действительно История всеобщая и провиденциальная, – уже не история. На самом деле, все «философии истории» Нового времени оказывались крипто-богословскими или, вероятно, лже-богословскими: Гегель, Конт, Маркс, даже Ницше. Во всяком случае, все они основаны на верованиях. То же самое относится и к современному заменителю философии истории, обычно известному, как социология, на самом же деле являющемуся морфологией истории и занимающемуся постоянными и повторяющимися схемами или структурами человеческой жизни. Но может ли человек во всецелости своего многообразного и личного существования быть предметом чисто исторического изучения и понимания? Считать, что может, уже само по себе является, своего рода, богословием, даже если оно оказывается не более как «апофеозом человека». С другой стороны – и в этом основная трудность всякого исторического исследования – никакой историк не может, даже в своей ограниченной и частной области, внутри своей компетенции, избежать постановки предельных вопросов человеческой природы и судьбы, не сводя себя до роли регистратора эмпирических происшествий и не жертвуя своей задачей «понимания». Так, например, для того, чтобы просто исторически понять «греческий дух», историк обязательно должен иметь свой собственный взгляд, хотя бы и не оригинальный, на весь ряд тех проблем, над которыми трудились «высокие умы» античности, в конфликте или в согласии друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

5 . Наконец, мы должны провести четкое различие между Септуагинтой и Христианскими Греческими Писаниями. Септуагинта – перевод Еврейских Писаний. Работа над этим переводом началась приблизительно в 280 г. до н. э. 12 Книги Закона (писания Моисея), по-видимому, были закончены к 180 г. до н. э.; полный перевод Еврейских Писаний был закончен не ранее II века н. э. Христианские Греческие Писания, с другой стороны, были написаны не ранее 41 г. н. э. (Матфей) и не позднее 98 г. н. э. (Евангелие от Иоанна, 1-е, 2-е и 3-е Иоанна) 13 . Хотя первые христианские собрания широко использовали Септуагинту, эти два текста Писаний существовали совершенно независимо друг от друга. Утверждение, справедливое в отношении одного из этих текстов, не обязательно справедливо в отношении другого. То обстоятельство, что в некоторых вариантах Септуагинты использовался Тетраграмматон, никоим образом не доказывает, что последний присутствовал в Христианских Греческих Писаниях. Наличие Тетраграмматона в Греческих Писаниях должно быть установлено путем тщательного изучения древних рукописей. И все же, Септуагинта оказала на Греческие Писания огромное влияние. Иисус и авторы Греческих Писаний очень часто цитировали Септуагинту. Септуагинта была Библией первых христианских собраний. В большинстве случаев, когда авторы Греческих Писаний цитировали Еврейские Писания, они пользовались не еврейскими документами, а Септуагинтой. Но, как бы важен ни был этот перевод для истории и изучения Греческих Писаний, было бы неверно полагать, что разночтения, присутствовавшие в одном тексте, непременно должны присутствовать и во втором. Эти два документа существуют совершенно независимо друг от друга, их разделяют 200 лет, и они созданы разными культурами. Глава 3. Надежный текст Библии Греческие Писания были составлены на греческом языке. Первая книга Греческих Писаний, возможно, была написана уже в 41 г. и. э. 14 , а последняя (Евангелие от Иоанна) – примерно в 98 г. н. э. Насколько мы знаем, до наших дней не сохранился ни один рукописный оригинал. Остались лишь рукописные копии с оригиналов. Тем не менее, в руках ученых-библеистов – более 5000 древних греческих манускриптов Греческих Писаний. Древнейшие из сохранившихся копий были сделаны в течение относительно небольшого периода времени – в пределах 150 лет с момента составления Греческих Писаний. В одном случае, у нас есть очень маленький рукописный отрывок из Евангелия от Иоанна, эта копия была сделана примерно в 125 г. н. э., т. е. через 25 лет после составления оригинала 15 . Другие сохранившиеся манускрипты – это копии, сделанные через 200–500 лет после составления оригиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imja-bog...

В Европе действительно могут смело говорить о межрелигиозном образовании, поскольку традиции образования собственно религиозного (то есть изучения своей веры) там не прерывалась. Например, мало кто знает, что даже в самой секулярной европейской стране - Франции, с ее поистине радикальным отделением государства от Церкви и Церкви от школы, учащимся специально выделяется время для получения религиозного образования, а в частных школах оно является обязательным. То есть возможность изучать свою религию у школьников имеется, а принцип светскости регламентирует только механизм осуществления этой возможности. В целом же в восемнадцати из двадцати семи стран ЕС религиозное образование является обязательным, в остальных - факультативным, имеющим в качестве альтернативы светскую этику. В России, как мы знаем, - по-другому. Система религиозного образования у нас последовательно уничтожалась на протяжении многих десятилетий. В этом году исполнилось 80 лет печально известному постановлению советской власти, в котором полностью запрещалось какое-либо организованное религиозное воспитание и образование. Так выросло несколько поколений людей, ничего не знающих о своих корнях, культуре и вере предков. Стало быть, сегодня нам для того, чтобы прийти к европейскому пониманию этой проблемы, нужно в первую очередь озаботиться изучением собственных корней. Поэтому заинтересованность Русской Православной Церкви в теме религиозного образования в рамках Совета Европы - особенная. Когда мы произносим словосочетание " необходимость религиозного образования " , то, в отличие от европейцев, подразумеваем не рассказ о разных религиях, а преподавание основ той религиозной культуры, к которой принадлежит учащийся. Содействовать восстановлению такого образования в нашей стране - одна из главных задач Русской Православной Церкви в Совете Европы. Конечно, присутствие Церкви в международной организации - не панацея, но и в этом направлении нам нелишне прилагать усилия. Ведь европейское пространство включает в себя в том числе и пространство российское. Принимаемые в Совете Европы решения, если они даже и не являются обязательными, все же оказывают влияние на законодательные и общественные процессы в нашей стране. А значит, надо пытаться участвовать в разработке этих решений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

В Европе действительно могут смело говорить о межрелигиозном образовании, поскольку традиции образования собственно религиозного (то есть изучения своей веры) там не прерывалась. Например, мало кто знает, что даже в самой секулярной европейской стране — Франции, с ее поистине радикальным отделением государства от Церкви и Церкви от школы, учащимся специально выделяется время для получения религиозного образования, а в частных школах оно является обязательным. То есть возможность изучать свою религию у школьников имеется, а принцип светскости регламентирует только механизм осуществления этой возможности. В целом же в восемнадцати из двадцати семи стран ЕС религиозное образование является обязательным, в остальных — факультативным, имеющим в качестве альтернативы светскую этику. В России, как мы знаем, — по-другому. Система религиозного образования у нас последовательно уничтожалась на протяжении многих десятилетий. В этом году исполнилось 80 лет печально известному постановлению советской власти, в котором полностью запрещалось какое-либо организованное религиозное воспитание и образование. Так выросло несколько поколений людей, ничего не знающих о своих корнях, культуре и вере предков. Стало быть, сегодня нам для того, чтобы прийти к европейскому пониманию этой проблемы, нужно в первую очередь озаботиться изучением собственных корней. Поэтому заинтересованность Русской Православной Церкви в теме религиозного образования в рамках Совета Европы — особенная. Когда мы произносим словосочетание «необходимость религиозного образования», то, в отличие от европейцев, подразумеваем не рассказ о разных религиях, а преподавание основ той религиозной культуры, к которой принадлежит учащийся. Содействовать восстановлению такого образования в нашей стране — одна из главных задач Русской Православной Церкви в Совете Европы. Конечно, присутствие Церкви в международной организации — не панацея, но и в этом направлении нам нелишне прилагать усилия. Ведь европейское пространство включает в себя в том числе и пространство российское. Принимаемые в Совете Европы решения, если они даже и не являются обязательными, все же оказывают влияние на законодательные и общественные процессы в нашей стране. А значит, надо пытаться участвовать в разработке этих решений.

http://foma.ru/derzhatsya-kornej.html

поиск:   разделы   рассылка ООН против православия? Цена просвещенного обскурантизма " Чем раньше начинается изучение основ религии, тем лучше " ООН предлагает подвергнуть цензуре программу российских школ, утверждая, что изучение основ мировых религий в РФ станет причиной межрелигиозной розни. Интернет-портал РЕЛИГАРЕ опросил преподавателей школ и вузов. Они не согласны с заявлением ООН об опасности изучения основ мировых религий в России. Ольга Михайловна Моргулева, кандидат филологических наук, преподаватель курса " Основы православной культуры " средней общеобразовательной школы г. Кольчугино Владимирской области: " Когда ОПК изучают представители разных культур, возникает уникальное поле для диалога " . На мой взгляд, представители ООН целенаправленно озвучивают совершенно надуманную проблему. В школе, где я преподаю, некоторые дети четко позиционируют себя как атеисты. В 12-13 лет у них уже сформировались взгляды. Они говорят: " Я ни в какого Бога не верю. Абсолютно " . Но курс " Основ православной культуры " им все равно интересен. Их занимает архитектура, живопись, литература, особенности менталитета, которые формировались под влиянием христианства. Также среди моих учеников немало детей баптистов и иеговистов. Родители вначале опасались пускать их на мои уроки ОПК, писали заявления с просьбой освободить от посещений. Потом одноклассники рассказали этим детям, что мы не учимся на уроках читать молитвы и поклоняться православным святыням. Мы изучаем то, что необходимо знать каждому живущему в России человеку, чтобы хорошо понимать ход нашей истории, развитие русской культуры и искусства. Родители-протестанты это поняли и успокоились. И даже благодарили меня за актуальность курса, потому что их дети с большим интересом взялись читать русскую литературу. Теперь у меня учатся чада местного протестантского пастора. В этом году я провела предварительное собрание с родителями, чтобы заранее подготовить их к тому, что теперь курсы ОПК и " Основы мировых религий " будут вводиться не с 5-го, как раньше, а с 4-го класса. Все родители настроены позитивно. Они справедливо считают, что минимальное знание библейского контекста – обязательная часть нормального кругозора. Знание христианских сюжетов, образов, фразеологизмов сегодня необходимо даже для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз. А детям из нецерковных семей таких знаний больше никто нигде не даст.

http://religare.ru/2_94178.html

Но тут есть тонкость. С одной стороны, человек понимает прошлое через настоящее, проводит ассоциации. Например, Боярскую думу он воспринимает в том же ключе, что и современный парламент, Ост-Индская компания представляется ему чем-то вроде нынешних транснациональных корпораций, Иван Грозный видится ему таким вот старинным Сталиным. В общем-то, это естественная вещь, это первая стадия изучения прошлого. Открывает человек для себя какую-то эпоху, читает о ней книги, статьи, рассматривает экспонаты в музеях — и думает: да они же были совсем как мы! Но потом, если продолжает изучать эту тему, то встречает и противоположное мнение: нет, они были совсем другими, иначе мыслили, иначе видели мир, сходство между нами лишь кажущееся. То есть возникают как бы такие весы с чашами «сходство» и «различие». И лишь когда чаши уравновешиваются, тогда достигается полнота знания. Тогда человек понимает: да, вот в этом, этом и этом отношении люди той эпохи действительно были похожи на нас — но еще в пятидесяти других отношениях они совершенно от нас отличались. А с другой стороны, размышляя о проблемах настоящего, человек концентрирует внимание на их корнях, тянущихся из прошлого. И здесь тоже есть опасность серьезно ошибиться. — Один вариант такой ошибки сходу могу привести. Берется какая-то проблема настоящего — допустим, российская коррупция. Прослеживаются ее исторические корни. Допустим, начало XX века, Японская война, Первая мировая. Но у тогдашней коррупции тоже были свои корни, значит, нужно копнуть глубже — скажем, в эпоху Петра Первого. Но ведь и коррупция петровских сподвижников не из воздуха взялась, у нее были свои предпосылки, а значит, нужно заглянуть в эпоху Московской Руси... а потом домонгольской, а потом в Византию, а потом в Древний Рим... и так чуть ли не до Адама с Евой. В результате вся интеллектуальная энергия тратится на погружение в прошлое, а что же делать с нынешней коррупцией, так и остается непонятным. — Да, это часто случается. Людям нравится искать в истории развилку, когда все пошло не так. Для кого-то развилка — 1917 год, для кого-то — эпоха Петра, для кого-то — монгольское вторжение на Русь, для кого-то — IV век, эпоха императора Константина, и так далее. Действительно, можно дойти до грехопадения Адама. И поэтому очень важно понимать, где следует остановиться, до какой глубины спускаться по шкале истории. Естественно, всеобъемлющего ответа здесь быть не может, в каждом случае по-разному. Есть проблемы, для осмысления которых вовсе не обязательно забираться в седую старину.

http://foma.ru/gde-rokovaja-razvilka-ist...

Содержание Можно ли воспитать религиозность у детей Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).    Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям только знание о Боге.      А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину души. Знание Бога отличается от знания о Боге. Знание Бога - непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, знание о Боге - достояние ума и памяти.      О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). О том же говорит пророк Исаия: Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,3).      И самое слово " религия " означает не простое понятие о Боге, а живую связь между живыми существами - человеком и Богом.      Когда я учился в духовном училище и гимназии, то из пройденного мною девятилетнего курса Закона Божия во мне оставил впечатление только курс приготовительного класса, до сих пор сохранившийся в моей памяти и в моем сердце, может быть потому, что преподаватель сумел придать своему преподаванию особенную наглядность и задушевную простоту.      Между тем независимо от уроков Закона Божия во мне, в моем раннем детстве, существовала религиозная жизнь. Я действительно чувствовал присутствие Божие - и это чувство сказывалось в любви к посещению храма, в любви к церковным песнопениям, к праздничным религиозным обычаям, в чтении книг религиозного содержания, особенно житий святых, в любви к домашней молитве, к чтению акафистов, к религиозным процессиям и т.д. Будучи ребенком, я не скучал в церкви, а когда выучился читать, то свои небольшие карманные деньги тратил не на лакомства, а на покупку житий святых. И эта религиозная жизнь была во мне не потому, что я как-то узнал своими внешними чувствами Бога, как внешний для меня предмет. Такое познание Бога вообще невозможно, так что, когда неверующие говорят, что они не веруют в Бога, потому что никогда Его не видели, да и никто другой Его не видел и видеть не может, они делают грубую ошибку, применяя к познанию Бога тот способ, каким мы познаем окружающие нас видимые предметы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям только знание о Боге. А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину души. Знание Бога отличается от знания о Боге. Знание Бога - непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, знание о Боге - достояние ума и памяти. О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). О том же говорит пророк Исаия: Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,3). И самое слово " религия " означает не простое понятие о Боге, а живую связь между живыми существами - человеком и Богом. Когда я учился в духовном училище и гимназии, то из пройденного мною девятилетнего курса Закона Божия во мне оставил впечатление только курс приготовительного класса, до сих пор сохранившийся в моей памяти и в моем сердце, может быть потому, что преподаватель сумел придать своему преподаванию особенную наглядность и задушевную простоту. Между тем независимо от уроков Закона Божия во мне, в моем раннем детстве, существовала религиозная жизнь. Я действительно чувствовал присутствие Божие - и это чувство сказывалось в любви к посещению храма, в любви к церковным песнопениям, к праздничным религиозным обычаям, в чтении книг религиозного содержания, особенно житий святых, в любви к домашней молитве, к чтению акафистов, к религиозным процессиям и т.д. Будучи ребенком, я не скучал в церкви, а когда выучился читать, то свои небольшие карманные деньги тратил не на лакомства, а на покупку житий святых. И эта религиозная жизнь была во мне не потому, что я как-то узнал своими внешними чувствами Бога, как внешний для меня предмет. Такое познание Бога вообще невозможно, так что, когда неверующие говорят, что они не веруют в Бога, потому что никогда Его не видели, да и никто другой Его не видел и видеть не может, они делают грубую ошибку, применяя к познанию Бога тот способ, каким мы познаем окружающие нас видимые предметы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2009...

Письмо Для каждого прочитанного или составленного из деревянных букв слова, для каждого предметного урока, для каждого действия мы готовим маленькие карточки с напечатанными словами. Из них потом будем составлять предложения, как из букв подвижного алфавита слова. Начинаем с соединения двух слов: сладкая конфета, голубое платье. Получаются первые маленькие предложения: суп горячий, роза маленькая. Мария стирает юбку. Дети сначала составляют предложения из карточек со словами, затем списывают фразу в тетрадь. Чтобы слова было легче находить, мы раскладываем карточки в специальные отделения коробочек. На одной крупно написано Существительные, а на отделениях — еда, одежда, люди животные и т. п. На другой коробочке написано Прилагательные, а на отделениях — цвет, форма, качество и т. п. Есть коробочка служебных частей речи с отделениями для предлогов и союзов. Коробка глаголов с отделениями для форм времени, лица, числа. Дети привыкают находить карточки в тех или иных отделениях и класть их на место. Придет день, когда учитель объяснит значение слов, написанных на каждой коробке (существительное, прилагательное). Так начнется изучение грамматики. Грамматика Существительными называют людей и предметы. Если позвать человека, зверя, они ответят, предметы — нет, они не могут. А если бы могли, обязательно ответили бы. Вот я говорю: Евгения! И Евгения отвечает. Я говорю: фасоль! Но фасолинки не отвечают, они не могут. А если бы могли, обязательно ответили бы. Если я назову предмет, вы поймете меня и сможете принести то, что я назвала: фасоль, тетрадь. Если не назвать имя предмета, вы не поймете, о чем идет речь, ведь у каждой вещи свое имя. Это имя — существительное, оно называет предмет. Я произношу имя существительное, и вы сразу понимаете, какой предмет я имею в виду. Дерево, скамейка, ручка. Если я не произнесу существительное, вы не узнаете, о чем я говорю. Предположим, я скажу: принесите мне, быстро давайте сюда, я хочу, чтобы мне принесли! Но что? Если я не назову существительное, вы не поймете меня. Предмет называется словом. Это слово — имя существительное. Чтобы понять, является ли слово существительным, нужно спросить себя: это предмет? Ответит ли он мне, если сможет? Смогу ли я принести его учителю?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010