Питая твёрдую уверенность, что в том движении в области византиноведения, которое падает на последнюю четверть истекающего столетия, сказалась назревшая потребность русской науки, которая и выразилась как в учёных трудах Васильевского, так и в нарождающейся под его профессорским влиянием школе молодых византинистов, мы не имеем оснований предаваться унынию и печали при мысли о будущих судьбах русского византиноведения. Если Византия в настоящее время не находится более в том состоянии, когда она представлялась загадкой во всемирной истории, то этим мы обязаны в значительной мере мастерским исследованиям Васильевского, на которых лежит печать таланта. Потеряв своего вождя, русские византинисты могут с гордостью называть его имя и с благодарностью извлекать полезные уроки из его сочинений. Во имя благодарной памяти к учителю 1 – ещё два слова к ученикам В.Г. Васильевского . В попытке оживить византийские занятия в настоящее время замечается благородная конкуренция, вследствие которой мы становимся свидетелями небывалого подъёма интереса к этим занятиям в Западной Европе и в России. Мне казалось бы делом первостепенной важности рассмотреть учёные труды Васильевского по связи с общим движением в византийской науке за последние годы. Это столько же полезно с точки зрения задач византиноведения в России, сколько в частности для подведения итогов заслугам, оказанным Васильевским. Было бы поэтому весьма желательно сделать предметом специального изучения, предметом диссертации на учёную степень – историю византиноведения в последней четверти столетия и отметить, на основании параллельного изучения этой истории в России и в Западной Европе, те задачи и проблемы, которые в науке поставлены на очередь и которые могут считаться наиболее важными и обязательными в настоящее время. В частности, ради поддержания интереса в России к византийским занятиям, было бы желательно отобрать лучшие исследования Васильевского и переиздать их с той целью, чтобы они могли служить в качестве пособия в исторических семинариях при университетах, для толкования и объяснения византийских письменных памятников, ибо не подлежит сомнению, что редкое сочетание счастливых дарований у Васильевского получает прекрасную гармонию в бесподобной отделке частных вопросов и в превосходном освещении отдельных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1. Слабое знакомство представителей мировых религий с вероучением друг друга. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929–2008) отмечал, что христианским и мусульманским мыслителям было бы полезно знакомиться с полнотой вероучения друг друга, причём как можно более регулярно. Он считал весьма желательным развитие христианско-исламского диалога, основанного на общепризнанных научных фактах, который обязательно послужит расширению взаимодействия в научно-исследовательской сфере и изучению вероучительных положений обеих религий, а также создаст «глубинную основу для развития многогранного сотрудничества между нашими религиозными общинами» 456 . Такого же мнения придерживается митрополит Владимир (Иким), который в своей книге пишет, что знать то общее, что существует между двумя религиями, очень полезно, а предвзятое отношение к исламу с христианской стороны есть следствие слабых знаний и элементарного невежества в этой области 457 . Он также подчёркивает, что «для многих может стать поразительным открытием то, что при ближайшем рассмотрении мусульмане оказываются несравненно лучшими христианами, чем адепты бесчисленных псевдохристианских конфессий» 458 . 2. Исламский фундаментализм. Исламский фундаментализм является ещё одним камнем преткновения, который создаёт немало затруднений в наше время. По словам современных богословов, причина этой проблемы в незнании не только чужой религии, но ещё больше в безразличии к изучению основополагающих истин своей веры. Современный богослов митрополит Иларион (Алфеев) считает, что Россия может послужить весьма положительным примером сосуществования христиан и мусульман, причём этот пример может быть полезен и в других государствах, где исповедуются обе мировые религии. Ведь проблема непонимания между их последователями «заключается, прежде всего, в так называемом религиозном фундаментализме», в основе которого «лежит невежество»: очевидно, что, «когда люди плохо знают свою собственную веру», то они «ещё хуже знают веру своих соседей», и именно на этой почве чаще всего возникают религиозные конфликты 459 . Он также замечает, что все религии, в том числе и ислам, содержат в себе призывы к миру, но греховно-агрессивное начало в человеке берёт над ним верх. И для того, чтобы дать выход этому агрессивному началу, нередко могут использоваться какие-либо религиозные мотивы: «Религиозный фундаментализм… очень опасен; к сожалению, в исламе существует такое крыло, которое иногда берёт власть, и тогда возникают очень серьёзные проблемы, возникают даже гонения на христиан» 460 . По этой причине взаимопонимание между православием и исламом может принести прекрасные плоды, а отсутствие такового – привести к смертельно опасным последствиям 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Но тем не менее многие и сегодня утверждают, что наука занимается описанием только материальных объектов. — Не обязательно. Возьмите, например, социологию: здесь описывается виртуальный мир человеческих интересов, борьбы субъектов. Или психология. То же самое мы видим и в религиоведении. Ученому совершенно неважно, истинно ли то или иное верование или нет. Его задача показать, как была устроена эта религия, какие социальные реалии она создавала, как со временем менялся ее идейный каркас. Поэтому современная интеллектуальная дисциплина требует, чтобы ученый научился четко понимать, по каким правилам и на каком поле он ведет сейчас игру — для того, чтобы избежать ошибочных интерпретаций. И я, как ученый, никогда не стану рассказывать коллегам о своих мировоззренческих симпатиях. Точно так же и в религиозном поле научные аргументы, по моему убеждению, просто-напросто неуместны (если они не относятся, конечно, к конфессиональным наукам). — Почему неуместны? — Давайте приведем пример из другой сферы. Представьте, что нейробиолог попробует с помощью языка науки объяснить какие-то явления в области искусства. Любой поэт или музыкант, ознакомившись с таким исследованием, скажет такому ученому: «Вы пытаетесь объяснить мне творчество с помощью взаимодействия сетей нейронов в моем мозгу? Но поймите, ни мне, ни моему слушателю или читателю это не нужно. Мы из другого мира, где действуют совершенно другие правила». Вот наглядный пример некорректного перехода из одной области в другую. Ученому для своей научной сферы может быть и полезно будет провести такие исследования, но для человека искусства в этом нет никакого смысла. Можно привести другой пример. Известно, что современные ученые занимаются изучением того, как религиозное мировоззрение влияет на наш мозг. И ясно, что какую-то логическую и биологическую взаимосвязь можно будет найти. Но для самого верующего человека такое исследование ровным счетом ничего не объяснит. И если ученый таким образом попробует его в чем-то убедить, то покажет свою научную некомпетентность. Верующему человеку после того, как он ознакомится с этими данными, совершенно не обязательно, условно говоря, крест с себя снимать.

http://foma.ru/skoro-li-nauka-obyasnit-m...

поиск:   разделы   рассылка Егор Холмогоров Язык без гостей Русский можно выучить хотя бы за то, что на нем разговаривают в приемных комиссиях российских Источник:  Ум+ Требование президента не сокращать количество часов на изучение русского языка в школах нацреспублик и изучать нацязыки только на добровольной основе – это, как говорится, открытка многим. Лишь недавно прокуратура Башкортостана указало республиканским властям на недопустимость принуждать к изучению башкирского языка в республике тех, для кого он не родной. Но и то, как сообщают с мест, прямое государственное принуждение лишь заменилось телефонным правом и намеками на " желательность " всеобщности такого обучения. В Татарстане обучение татарскому и вовсе является однозначно принудительным и это вызывает систематически протесты множества родителей, не испытывающих никакой необходимости в навязывании чадам этой школьной дисциплины (а в быту никто из принуждаемых говорить на этом языке, разумеется, не будет). Абсурдней всего сложилась ситуация в республике Коми, где трем четвертям населения – русским навязывается обязательное изучение языка четверти населения (которая, к тому же, тоже не вся его употребляет). Отрицательные последствия такой лингвистической " обязаловки " очевидны – сокращение количества русского языка в школе, а значит более слабая подготовка по базовому для поступления в любой вуз предмету, а значит – фактическая дискриминация жителей этих республик при поступлении в вузы и приеме на работу При изучении нацязыка его носители и те, кому он навязывается искусственно, ставятся в заведомо неравное положение, а значит русские школьники оказываются в вечных отстающих. К этому прибавьте чувствительную атмосферу идеологического запугивания, когда отказ от изучения татарского, башкирского или коми, приравнивается к нелояльности к " титульной нации " – читай к республиканским элитам, и это может иметь немалые последствия в реальной жизни. Собственно, главная скрытая причина, по которой навязываются эти языки, вполне прозрачна. Сформировать у русского населения республик неуверенность в себе, ощущение, что они находятся не у себя дома – в России, а " в гостях " у " титульной нации " , и должны соблюдать какую-то особую специфическую гостевую вежливость, чувствовать себя сидящими на краешке стула.

http://religare.ru/2_112873.html

Очевидно, на одно из сих меньших судилищ указывается Господом в Евангелии от Матфея ( Мф. 5:22 ). 15. Синагога Слово синагога (гр. συναγωγ – собрание вместе, евр. keneseth) прилагалось как вообще к собранию в областных городах, так и к тому зданию, в котором собирались члены и народ еженедельно для взаимного обучения, решения спорных церковных вопросов, ведения судебных дел, а в субботние дни для молитвы и богослужения, но не для жертвоприношения. Учреждение синагог, по всей вероятности, ведет свое начало от времен Вавилонского плена. Эти здания служили местами собраний для прений, школами для детей и библиотеками для юношей. В одном Иерусалиме находилось 480 синагог. Должностными лицами синагоги были следующие лица: а) Батланим (Мужи досуга) По Иудейским постановлениям нигде не дозволялось сооружать синагогу, если только не будут выбраны находиться при ней десять мужей досуга, решившихся посвящать свое время на служение нуждам оной. Это были, по Евангелию, начальники синагоги, называемые также пастырями и старейшинами. Во время богослужений они занимали особенные, почетные места ( Мф. 23:6 ), равно как составляли местный синедрион, или судилище. б) Шелиах (Уполномоченный) Это был один из старейшин, назначаемый главным начальником синагоги (parnas) для чтения важнейших мест Священного Писания при богослужениях. Впрочем, должность шелиаха не сосредоточивалась в одном каком-либо постоянном лице, но он назначался только на известное время и в известных случаях. От шелиаха обязательно требовалось, чтобы он был безусловно нравственным, вел добрую, хорошую жизнь. Чтение и объяснение Писания принял на себя однажды Господь наш Иисус Христос в Назаретской синагоге ( Лк. 6:16 ). в) Хаззан (буквально Надзиратель) Постоянный служитель синагоги, на обязанности которого лежали частью церковные, частью гражданские дела ( Лк. 6:20 ). Хаззаны часто действовали в качестве школьных учителей. г) Метургеман (Истолкователь) Так как учреждение синагог явилось сравнительно в позднейшие времена до Рождества Христова, когда еврейский язык мало понимался и выходил уже из употребления, а греческий употреблялся более и более в общественной жизни, то закон был истолковываем собранию особым лицом, выбиравшимся для сего из лиц ученых, и потому знакомых с языками, с целью предохранить народ от лжетолкований Священного Писания. Ученые составили целое общество истолкователей, составивших книгу “Парафразис”, в еженедельных уроках, и назвавших оную “Таргумом”. Слово метургеман заменили впоследствии новейшим словом драгоман.   Читать далее Источник: Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе/Труд и издание архимандрита Никифора. - Москва : Тип. А.И. Снегиревой, 1894-./Вып. 1: Политическое состояние Иудеи в I в. по Р. Х., иудейския секты, партии, общества и учреждения. - 1894. - IV, 43 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Мы вырабатываем иммунитет тем, что делаем для организма вид, как будто мы переболели. Потому что известно, что самый крепкий иммунитет – природный, выработанный после заболевания. Чтобы этот иммунитет приобрести, мы стараемся сымитировать болезнь прививкой, а чтобы это было безопасно, вирус вводится в малых дозах, с ослабленными или убитыми возбудителями. Мне иногда кажется, что людям надо прямо в школе преподавать историю инфекций на Земле и историю вакцинации, просто чтобы напомнить, что вакцинация – это не какая-то вредная инициатива государства, а важная мера, выработанная годами, сложная, продолжающая разрабатываться огромным количеством людей и денег. И именно вакцинация с наибольшей вероятностью приведет к наилучшим результатам относительно безопасности и защищенности человечества от инфекционных болезней. Фото с сайта provizor.org Возрастные риски или стоит ли откладывать прививки «на попозже» – Понятно, что детей нужно прививать на каком-то определенном возрастном этапе. Есть ли какая-то зависимость рисков? – Конечно, поэтому график прививок составлен, во-первых, исходя из возрастных рисков, а во-вторых, из того, как в каком возрасте иммунная система отвечает на определенные вакцины. То есть надо давать прививку в том возрасте, когда она вызовет нужный нам ответ-защиту. Но риски тоже учитываются. Допустим, есть новая вакцина от ротавирусной инфекции, ее безопасность изучена только у детей раннего возраста. То есть первую дозу надо дать до трех месяцев жизни. Позже восьми месяцев ее запрещено вводить, потому что безопасность не изучена, она может вызывать риски, о которых мы не знаем или о которых знаем. И мы это обязательно учитываем. Мы учитываем все, о чем есть доказательные данные. Проблема в том, что общество ожидает от нас учета и недоказанных данных, каких-то умозаключений, гипотез, домыслов, предположений. Очень может быть, что со временем они окажутся верными. Но пока они не доказаны, как мы можем их учитывать? – Если говорить о разных возрастах и о разных рисках, когда нужно говорить о более сложных последствиях от прививок?

http://pravmir.ru/anna-sonkina-esli-nepr...

Пусть значительно правы проповедники наши в оценке действительности; но в отношениях к ней они жестоко и несправедливо поступают. Если современность распущенна и во всех смыслах извращена, – её врачевать нужно, пастырям необходимо её наблюдать тщательно и выводить на дорогу добродетельной жизни. Если наша действительность богата философией и наукой, – тогда и вовсе необходимо сосредоточить на ней всё внимание проповедников. Тогда все силы их надо направить к защите религии и Церкви от современных отрицаний... Только в таком случае церковная проповедь будет жизненной и интересной даже для полурелигиозных людей; тогда от неё не станут бегать интеллигенты наши, и простецы потекут к ней, как олени, жаждущие на воду. Вместо такого направления проповеднических сил» наши гомилеты „до сего дня“ всё спасение своё и других видят в изучении проповеднических образцов. Они старательно изучают, какие проповеди составлены были, положим, в неделю о самарянке. Делая отсюда выводы, – они рекомендуют о том же говорить молодым проповедникам... Мы не отрицаем принципиально пользы от изучения даже таким подражательным порядком гомилетического материала. Мы только утверждаем, что это полдела. Мало ли о чём говорили наши церковные проповедники, изъясняя беседу Христа с самарянкой лет пятьдесят тому назад? Тогда были свои нужды; ныне – свои. Тогда учения гр. Толстого в его теперешней форме не существовало; тогда волна сектантская была меньше и не так захлёстывала людей... Поэтому современным гомилетам, за изучением исторического материала, обязательно нужно подумать о том, какие запросы выдвигает нате время и как лучше всего ответить в проповедях на них? Ответить не по шаблону, а „живо и действенно“, как требует нужда, – как хотят того живые люди. Рутина и шаблон – самые злые враги спасительной проповеди. Они убивают творческий дух в проповеднике; они же усыпляют его совесть словами и фразами, которые по риторике-то очень красивы, а с внутренней стороны – бессодержательны... Если за проверкой слов наших обратиться к жизни, она скажет нам, что для проповедника не должно существовать никаких обязательных шаблонов. Что хорошо в местности, тронутой рационализмом и сектантством, то не подойдёт в дебрях народных, населённых старообрядцами-отщепенцами. В одном случае проповедник дело своё созидает на вдохновенном изъяснении Евангелия, подтверждая слова свои только всем доступными жизненными наблюдениями, – и он право действует; в другом – он обязательно для подтверждения речи своей должен обратиться к св. отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее, в Евангелии ключевое место занимают чудеса (например, девственное рождение Иисуса и Его воскресение). Тот же самый исследователь пытается рассмотреть их с научной точки зрения и даже в целом принимает достоверность сведений о воскресении Иисуса 135 . Но тогда он говорит уже не как ученый, ведь чудо на то и чудо, что оно нарушает законы природы, а наука занимается изучением этих законов. Понятия «чудо» и «наука» исключают друг друга. Поэтому и возможность установления датировки, и возможность реконструкции исторических событий на основании библейского текста все чаще подвергаются серьезным сомнениям. Все большее распространение получает вероятностная модель, согласно которой та или иная историческая реконструкция может быть принята лишь с определенной долей вероятности. История может даже пониматься не как попытка реконструкции событий, а как исследование коллективной памяти народа об этих событиях 136 . В самом деле, нас скорее интересуют не точные даты жизни Авраама или Моисея, а то место, которое занимали они в сознании израильтян. Историческая критика часто воспринималась как атеистическая атака на авторитет Писания. Часто это действительно было так, но это совсем не обязательно должно так быть, ведь утверждение, что тот или иной библейский текст не является исторически точным повествованием, вовсе не обязательно означает подрыв его авторитета – это может быть образная, поэтическая или пророческая речь. Она может быть не менее верна истине, чем исторически точное повествование, но верность ее – не в буквальной точности. С другой стороны, историки нередко дают полезные объективные критерии: например, некаконические евангелия, в отличие от канонических, нередко содержат в себе много анахронизмов, географических неточностей и т.д. Становится очевидно, что автор такого текста представляет себе Палестину I в. н.э. весьма приблизительно, и доверять ему нет оснований – а сделать такой вывод может именно историк 137 . 2.3.2.3. Анализ источников Если текстология утверждает, что лежащий перед нами текст библейской книги вовсе не есть точная копия текста, вышедшего некогда из-под пера автора, и если, с другой стороны, историческая наука требует критического анализа любого источника, то вполне естественно будет для ученого задуматься, как вообще возник этот текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

§ 4. Изучить «церковное Богослужение“ во всей его полноте и обширности, и надлежащим образом постигнуть дух его – всего лучше чрез самоеж Богослужение, т. е. чрез живое и деятельное участие в нем, тем более, что это участие не только возможно, а и непременно обязательно для вас; «наукаж о Богослужении», в деле изучения Богослужения, должна быть только помощницей, лишь мудрой спутницей, подготовляя нас, так сказать, к знакомству с столь высоким и священным предметом нашего изучения, и руководя особенно в тех случаях, когда нашего собственного соображения и понимания бывает не достаточно, для надлежащего полного познания предмета. Главный предмет науки § 5. Сообразно с нашим понятием о долге и цели нашей науки; с другой стороны, имея в виду не столько пытливые, притязательные требования разума, сколько сознательное возбуждение и поддержание благоговейного религиозного чувства, – будем, при нашем изложении церковного Богослужения православной церкви, главным образом вникать в существо и содержание этого Богослужения, вводя подробности его и различные изследования лишь на столько, на сколько этого потребуют наши собственные нужды и личное усмотрение. Порядок изложения науки § 6. Главный порядок нашего изложения» будет порядок обыкновенного обозрения изучаемых предметов, т. е. Сначала покажем источники церковного Богослужения и общий состав его (это будет часть «общая», или «предварительная»); За тем изложим самое Богослужение, по частям и в различных его видах (часть «составительная», или существенная); Наконец сделаем необходимые приложения к нашему «изложению», для пополнения и пояснения его (часть «прикладная», или добавочная). 1 В книгах церковных, «службы церковные» вообще называются: последованиями, иначе: «следованиями», или «возследованиями», так же – чином (церковным); некоторые же из них известны под именем: треб, молитвословий, молебных пений; а по-просту они называются: службой, молебствием, молебном и проч. 4 Помимо церковного Богослужения, других положительных, более надежных средств к получению спасительной «благодати» не представляет нам, ни св. писание, ни практика церкви Христовой, как современной нам, так и древней; то же самое подтверждается и догматом о божественном происхождении «церковной иерархии» (смотр примеч. 2-е) и о «непрерывном в ней преемстве» благодатных даров Духа Всесвятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для российских баптистов характерна обязательность жизни по заповедям для всех верующих, что в практическом богословии квалифицируется как святость. В вероучении провозглашается, что «члены церкви должны сохранять послушание и верность Господу» 408 . При этом для поддержания «моральных стандартов» общины, входящие в РСЕХБ, повсеместно используют практику отлучения от церкви 409 . Морально-этические нормы и принципы российских баптистов за последние десятилетия в основном не изменились. В то же время стремительно меняющийся мир требует формирования позиций относительно вопросов, лежащих в плоскости политики, экономики, медицины и др. Ответ на эти вызовы современности нашёл своё отражение как в фундаментальном документе «Социальная позиции протестантских Церквей России» 410 , так и в более узконаправленных изданиях Российского Союза евангельских христиан-баптистов. В данной статье будут рассмотрены два наиболее заметных, но не единственных, направления в практическом богословии российских баптистов: личное благочестие и семейная жизнь. В баптистской вероучительной и катехизической литературе подчёркивается важнейшее значение личного благочестия. «Духовность проявляется в ежедневной молитве, добрых делах, трудовой деятельности, образе жизни. Мы стараемся свести к минимуму разрыв между декларируемыми принципами и повседневностью», – говорится в одном из баптистских изданий 411 . Существуют минимальные требования к молитвенной жизни. Они прописаны в баптистском катехизисе: «Господь будет рад многократной и постоянной молитве, но молитва утром и вечером обязательно совершалась верующим с ветхозаветных времён... Молитва обязательна при каждом вкушении пищи, поскольку еда освящается молитвой» 412 . При этом, в отличие от православной или католической традиции, баптисты не используют сборников молитв, признавая только личную молитву, предполагая, что она более осознанна и искренна 413 . Ещё одним важным требованием в рамках личного благочестия традиционно является изучение Библии. Провозглашается особое значение чтения Библии в домашних условиях и по возможности ежедневно. Приветствуется самостоятельное изучение и анализ текста 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010