То есть курс не является обязательным для абитуриентов магистратуры? — Освоение программы профессиональной переподготовки и не может быть обязательным условием для последующего поступления в магистратуру. Задача курса — дать абитуриентам возможность более качественно подготовиться к последующему обучению в магистратуре. В этом смысле название «пропедевтический курс» достаточно условно: оно отражает не юридической статус программы, а характер ее логической и содержательной связи с последующим обучением в магистратуре. В самое ближайшее время информация об этой новой программе появится на сайте ОЦАД. — Вы упомянули, что программа «Православная теология. Христианские источники» будет разделена на два профиля — «Патрология» и «Историческая литургика» В чем их специфика? Казалось бы, профили фундаментальные, базовые… — В этом и суть. В Московском регионе по благословению Святейшего Патриарха реализуется сетевое взаимодействие высших духовных учебных заведений. Смысл в том, чтобы профили магистратуры в духовных школах как можно меньше дублировали друг друга и в совокупности давали студентам возможность заниматься максимально разнообразной научной проблематикой. К примеру, библеистика и греческая духовная словесность есть в МДА , смысла открывать аналогичную программу нет. А вот профилей по патрологии и исторической литургике как раз нет ни в одной магистратуре духовных школ, хотя это и фундаментальные области. По патрологии мы стремимся дать базу, причем, в отличие от МДА, с упором на богословие, а не филологию. Студенты изучают тексты «золотого периода» святоотеческой письменности — от самого ее начала до VII Вселенского Собора. Дальше они смогут двигаться по разным траекториям — уйти в изучение более поздних византийских авторов или, к примеру, при изучении дополнительных языков — сирийского, коптского и армянского, — в сопредельные патрологические области. Историческая литургика — очень важная дисциплина, которая сейчас требует особого попечения. С одной стороны, по ней решительно не хватает преподавателей, с другой, это одна из дисциплин, которые наименее хорошо усваиваются в бакалавриатах семинарий.

http://patriarchia.ru/db/text/5979584.ht...

Картины в начальной школе чаще всего употребляются при изучении священной истории. Необходимость их при изучении этого отдела Закона Божия ясна из того, что в священной истории дети слышат о событиях, для которых нельзя указать аналогий в окружающей их действительности. Обстановка этих событий также совершенно незнакома детям и потому несмотря на самое тщательное и живое изложение священно-исторических рассказов законоучителем, дети без картины не могут получить полного представления о событии, а в худшем случае приходят даже к неверным представлениям. Священно-исторические картины должны поэтому являться необходимой принадлежностью каждой школы и пользование ими каждый законоучитель должен считать для себя безусловно обязательным. Для того, чтобы священно-исторические картины удовлетворяли своему назначению, они должны, прежде всего, соответствовать исторической правде. Иначе они не будут давать верного представления об изучаемом предмете или событии. Когда законоучитель рассказывает, согласно Евангелию, что, при воскресении Господа Иисуса Христа, с неба сошел светозарный Ангел, отвалил камень от двери гроба и сел на нем, а на картине нарисованы: два Ангела и оба стоят коленопреклоненными, то ясно, что такая картина плохая помощь законоучителю. Кроме того, картина должна быть полной, т. е. в ней должны найти себе место по возможности все детали, характерные для данного события, и упоминаемые в рассказе. Поэтому картины, в которых на первый план ставится художественность замысла и исполнения, обычно не пригодны в качестве классного пособия. С внешней стороны желательно, чтобы священно-исторические картины были настолько велики по размерам и красочны по исполнению, чтобы они могли быть ясно видны для целого класса. Хорошо также, если в серии картин, лица, встречающиеся на нескольких картинах, изображены одинаково, чтобы дети могли сами узнавать их. Благодаря этому, дети скорее понимают содержание картины и в их памяти тверже запечатлеваются определенные образы исторических лиц. При этом картины должны, конечно, удовлетворять эстетическим требованиям и быть по возможности художественными, а по характеру исполнения – церковными, т. е. вполне соответствовать установившемуся в Церкви представлению и способу изображения упоминаемых в священной истории лиц и событий. Произведения слишком реалистического или декадентского характера не содействуют возникновению в детях возвышенных образов и благоговейного настроения и могут даже смущать их религиозное чувство; поэтому пользование ими при преподавании Закона Божия безусловно недопустимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: Перепись населения может стать обязательной 05.04.2011 369 Как уже сообщала РНЛ , обнародованы первые итоги переписи населения, которая состоялась осенью прошлого года. Результаты эти не радуют: население страны стремительно сокращается. О предварительных итогах второй переписи населения в 21 веке ведущие «Утра России» поговорили с генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерием Федоровым, сообщает Вести.ру . По результатам этой переписи, численность населения в России уменьшилась на 2 миллиона. Однако, по словам гендиректора ВЦИОМ, такой убыли на самом деле может и не быть – ведь социологи сравнивают показатели нынешнего года с показателями предыдущей переписи, прошедшей в 2002 году. Он пояснил, что и тогда, и сейчас «посчитали» не всех граждан. Многие люди просто не открывают двери переписчикам, не хотят предоставлять информацию о себе, ведь от этого, по их мнению, в их жизни ничего не изменится. Между тем, по словам Валерия Федорова, информация, полученная в ходе переписи, чрезвычайно важна. «Те вопросы, которые задаются в рамках переписи, дают социологам, демографам, экономистам огромную информацию, которая необходима для подготовки государственных решений», – сказал он. В частности, по итогам этой переписи выяснилось, что в нашей стране есть почти 19 тысяч населенных пунктов, где практически никто не живет. «Эта информация должна лечь в основу целого ряда решений о сохранении или, наоборот, об изменении нарезки нашей страны на муниципальные образования», – рассказал Валерий Федоров. Глава ВЦИОМ отметил, что далеко не все данные, которые можно получить через перепись, имеются в тех или иных ведомствах. «Во многих ведомствах нет даже федеральной объединенной базы данных, – сказал он. – Интеграция этих баз данных – длительный сложный процесс. Если они объединятся, то, безусловно, потребность проведения переписи по нынешней технологии, которой уже больше ста лет, существенно снизится».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/05/ge...

Вообще я в принципе большею частию согласен с Колем. Наконец, в своей последней книге «Lehrkunst und Lehrhandwerk» О. Иегер практическим, как всегда, взором проследил также преподавание и греческого языка. II. Историческое развитие преподавания греческого языка 5. История преподавания греческого языка собственно не имеет существенной связи с методикой и дидактикой этого предмета. Здесь нужно выдвинуть вперед только существенные точки зрения и те изменения, которые определяли значение и место греческого языка в преподавании прежде, определяют и выясняют это теперь, и знание которых может содействовать тому, чтобы избегать ошибок. Несмотря на то, что уже Квинтилиан для правильного понимания латинского языка и уменья стилистически владеть им рекомендовал занятия греческим языком, только педагогике времен реформации удалось под влиянием гуманизма ввести в школу преподавание греческого языка. Но и это было сделано в очень ограниченных размерах, в виде отдельных попыток и без всякого значительного успеха. Но и для самых видных гуманистов знание греческого языка само по себе не есть цель; они стремились к нему не для того, чтобы выдвинуть вперед сокровища богатой, большею частию образцовой литературы. Изучение греческого языка для гуманистов было только пособием для понимания Нового Завета; оно действительно опирается, таким образом, на тот принцип, который теперь сразу приобрел себе такую дурную славу: всякий преподаваемый предмет должен приносить какую-либо осязательную пользу, должен преследовать очевидную цель. Только в эпоху новогуманизма, в конце XVIII и начале XIX века, когда вместе с новым идеалом человечества проложил себе дорогу и новый образовательный идеал, когда в искусстве, в поэзии, в историографии и в философии греки признаны были образцами и стали предметами подражания, постепенно греческий язык делается в гимназиях обязательным учебным предметом для поступления в университет. Изучение его должно было вести к идеалу человека, который воплотился в греках. «Быть греческой душой в этом северном мире» – это высшая похвала, которую Гёте получает от Шиллера и которую он принимает в качестве меткой характеристики.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/d...

Предисловие Лично автор держится той мысли, что учение о христианской надежде должно быть и поставляемо, и изучаемо не прежде, а после учения о христианской Любви. Оно есть не пропедевтика к закону, а «исполнение» закона в смысле наибольшего расширения и углубления последнего. Так сказал Спаситель, так конечно выходить и по существу дела. Мы вынуждены изменять некоторые подробности Десятословия (напр. о субботе – Воскресенье) и еще более вносить в объем его в немало нового – новозаветного содержания, так чтобы это было не ветхозаветное, а христианское учение. Но никакие усилия не помогут нам внести в объем Десятословия многие учения, который даны в Молитве Господней и в изречении блаженств. II Они не укладываются в пределы Десятословия. Это – грандиозные идеалы, пусть идеалы не только обязательные для христианина, но и бесспорно близкие его душе. Это идеалы, говорю; и потому когда в школах после изучения их учитель переходить с учениками к изучению Моисеева, пусть и христианизованного Закона, то чувствует, что он как бы падает с высоты вниз. Во всяком случае идеалы эти не скажу: заслуживают, но: господственно запрашивают к себе самого напряженного внимания, как от дидактологов, так и от дидаскалов. И конечно, я ничем не застрахован ни от неуменья, ни от неспособности. Но все таки предлагаемые строки в подкладке своей имеют не только долговременную законоучительскую практику, но и посильный ученый труд.             В. 1. Что есть христианская надежда? О. Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге, происходящее от уверенности в том, что Бог подаст нам все средства, при коих возможно достигнуть истинно христианской настроенности и готовности ко всем христианским подвигам. В. 2. Где дано указание истинно христианской настроенности ? О. В молитве Господней. В. 3. А что разуметь под молитвою вообще? О. Обращение человека к Богу с благоговением и верою. В. 4. Выражает ли человек такое обращение своей души к Богу и при помощи телесного своего естества? О. Он осеняет себя крестным знамением и делает преклонение к земле, воздаяние рук и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Если этого нет и жизнь сложная, вся из выживания, стресса и непредсказуемости, то нет места нормальному любопытству и изучению мира. Для взрослого это как в джунглях оказаться: представить 24 часа в такой ориентировке довольно сложно, это очень большой напряг. У детей, к сожалению, от интеллектуальной деятельности все эти эмоциональные проблемы отнимают силы. Мама умерла – как говорить об этом с ребенком Печаль в ходе процесса горевания может быть иногда очень сильна, вплоть до депрессии. Здесь опасно может быть то, что человек задумается о варианте суицида. Это может происходить по-разному: либо невыносимо трудно переживать, либо как мечта о воссоединении с ушедшим значимым человеком, такое тоже бывает. Это, конечно, важно вовремя замечать и своевременно реагировать. Ясно, что та же мама, которой нет рядом, не хотела бы, чтобы ребенок за ней шагнул. Про это надо думать. Депрессию, суицидальные моменты надо иметь в виду. Суицид не обязательно будет реализован, но если такие мысли возникают, надо об этом знать. Они не только у взрослых бывают, но и у детей. Это самая сложная стадия – острого горя, она может длиться и год, и дольше. Недаром в разных культурах есть традиции траура длиною именно в год. Это в среднем, это не значит, что обязательно год, а если меньше или больше, то ты не уложился. Это примерный срок, все индивидуально. Как мы видим, на этом этапе много переживаний: злость, несогласие с потерей, грусть и пр. В работах у известного автора Э.Кюблер-Росс описано 5 стадий горя (отрицание, злость, торг, депрессия, принятие). Первая стадия как раз про рассмотренный нами этап шока. Злость, торг и депрессия относятся к острому периоду горевания. И последний этап, уже после острого горя – принятие, когда происходит возвращение человека к его привычной жизни с учетом произошедших перемен. Ответственность за кого-то еще, за других людей или даже животных часто держит людей на плаву в тяжелые периоды. Я люблю приводить пример одной девочки 8-9 лет, которая по факту смерти мамы попала в учреждение. До этого мама плохо с ней не обращалась, алкоголизм у мамы появился не сразу и был не в запущенной форме. Она всю жизнь работала, при всех провалах из-за болезни у нее всегда был какой-то карьерный рост, она явно была со способностями. Девочка вовремя пошла в школу, хорошо училась и т.д.

http://pravmir.ru/myi-ne-bem-i-kormim-no...

А учебник будет для них опорой и напоминанием для домашнего повторения, опорой, благодаря которой рассказ оседает в памяти хорошо и прочно. Повторяю, может быть, передать они сумеют только основу, но и в памяти и в сознании у них останется библейская глубокая повесть целиком. А вернее всего, они и передадут более, чем даст учебник. Нет, конечно, нужды сразу передавать обязательно всю историю до конца, у детей может даже недостать внимания надолго, а у законоучителя не будет времени проверить, усвоено ли то, что он говорил. Нужно только уметь разделить библейскую повесть на такие кусочки, чтобы в каждой части было нечто законченное, дающее впечатление. Нужно, чтобы известный круг событий, связанных теснейшей связью, был рассказан в связи. Берем для примера историю Иосифа. Можно, например, в первый урок рассказать о его снах, но в то же время обязательно рассказать и о продаже его братьями. Это уже будет целая законченная драма. Но рассказать сегодня о снах, а на следующий урок о продаже Иосифа в Египет, значит, убить «трогательность» рассказа, убить впечатление. Точно так же, конечно, невозможно рассказать в один урок историю Моисея. Но дробить всю ее на кусочки неосмысленно, педагогическое преступление. Его детство до призвания его на службу Господом – один эпизод, и только, когда рассказан весь, может производить на детей впечатление. А то, что им понравилось, они запоминают не хуже, чем сказку. «Но ученики не в силах приготовить, запомнить длинного, длинного рассказа, да притом рассказанного подробнее учебника», – скажете вы. «Длинный рассказ не мыслим как «урок», как «задавание» на дом». Совершенно верно, но это уже другое дело: урок, заданный им, может быть и меньше того, что рассказано. Он может равняться всего одному рассказу учебника. Для целей изучения во второй раз (в тот же урок) может быть повторен только этот нужный параграф. Однако это уже после того, как библейская картина взята целиком. Простой связанный рассказ законоучителя обыкновенно вполне удобен при преподавании священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Вот этого не должно быть. “Вечерняя Москва”, 2002, 2 декабря. Мона Платонова, “ Три „НО” на пути религии в школу ” . Конечно, любому культурному человеку, верующему или неверующему, необходимо иметь представление о различных религиозных конфессиях, об их влиянии на культуру. Однако вряд ли такой урок, как “православная культура”, будет давать ученикам информацию об основах всех мировых религий. Это первое большое “НО” предполагаемого курса. Второе “НО” связано с национальным составом наших школ . Кто вам сказал, что семьи, живущие по законам ислама, буддизма, иудаизма, захотят изучать православную культуру? И третье “НО”: “Кто этот предмет будет преподавать?” Если священнослужители, то где гарантия, что они не станут использовать учебные часы на “обращение” ребят в свою веру? А если “светские учителя”, то где их взять? “Русская линия” (Санкт-Петербург), 2002, 2 декабря. “Представители традиционных религий России поддерживают введение курса „Основ православной культуры” школах”. В письме министру образования Российской Федерации В. М. Филиппову заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России Фарид Салман выразил поддержку усилиям министерства по оказанию помощи учебным заведениям в области изучения православной культуры. “ Некоторые материалы СМИ намеренно создавали у людей ложное впечатление, будто бы Министерство образования РФ вводит изучение учебного предмета „Православная культура” в качестве обязательного для всех учащихся или ставили под сомнение право российских граждан на изучение своей традиционной религиозной культуры в российской общеобразовательной школе, — говорится в письме. — По нашему мнению, такие выступления являются в лучшем случае некомпетентными заявлениями, а в худшем — ксенофобскими и провокационными выступлениями, направленными на провоцирование в обществе религиозной и национальной вражды”. Центральное духовное управление мусульман России выражает заинтересованность в расширении возможностей для российских детей изучать ценности родной для них религиозной традиции в общеобразовательных учреждениях .

http://pravoslavie.ru/4849.html

Однако существует много других, более благородных наук. В самом деле, естественная философия, которая учит познавать природу вещей, гораздо лучше, чем некоторые из упомянутых наук (имеется в виду традиционный перечень наук тривиума и квадривиума. О.Б.). Метафизика, которая человеческим способом и посредством доказательств, найденных согласно человеческой природе, трактует о Боге и об отдельных субстанциях... Этика, являющаяся наукой об управлении собой, экономика наука об управлении семьей и политика наука об управлении обществом и государством... Естественная философия, хотя она и ниже метафизики, держит все же первенство среди всех других наук, открытых человеком» т. 2, с. 154155]. Обучение в том или ином объеме признавалось желательным для всех, вне зависимости от возраста («учиться никогда не поздно»), пола и социального положения. Раймунд Луллий 102 в трактате «Об обучении мальчиков» писал о необходимости изучения национального языка и обучения их какому-либо ремеслу независимо от происхождения. Гуго Сен-Викторский и Этидий Римский считали, что законными извинениями невозможности обучения можно признать только третье препятствие 103 в обучении, называемое Гуго Сен-Викторским судьбой: бедность, болезни, а также отсутствие книг или учителя. Впрочем, Винсент из Бове, соглашаясь с ними, подчеркивал, что если нужно, то следует поддержать ученика и дать ему деньги на книги или учителя т. 2, с. 116, 151]. Воспитание предполагало формирование достаточно всесторонне развитого человека и было направлено на его волю, интеллект и тело. Если сказать современным языком, педагогика этого времени придавала большое значение воспитанию не только морально-этическому (ему по-прежнему отдавалось предпочтение), но и умственному, эстетическому, физическому и даже трудовому 104 . Вместе с тем в трудах авторов, выражавших интересы различных сословий, присутствуют указания на необходимость преимущественного изучения тех или иных предметов в зависимости не только от возраста, но и социального положения обучаемого. Прямо об этом говорит Винсент из Бове. Подробно пишет о содержании образования детей правящей элиты Эгидий Римский. Письменность, латинский язык и музыка обязательны для всех детей благородных людей. Для того чтобы научиться руководить собой и другими, они должны знать моральные науки. По его мнению, особо усердно ими, а также риторикой и диалектикой, должны заниматься дети государей и правителей, поскольку они властвуют над народом. Представитель рыцарства Филипп Новарский, выделяя четыре этапа в жизни человека, особое внимание уделял детству и молодости, считая эти возрасты не только, по его словам, наиболее «опасными», но и решающими. Следуя принципу сословной дифференциации, детей рыцарей он советует обучить прежде всего «рыцарскому ремеслу», куртуазной и хорошей речи, знанию истории, воспитывать их мудрыми, щедрыми, галантными и жизнерадостными. Детей простолюдинов следует обучать «хорошему ремеслу», которое станет для них источником существования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Фото http://s-vlad-school.ru/ На днях Президент России Дмитрий Медведев предложил начать преподавание в школе основ религиозной культуры. Как президент, так и Патриарх, подчеркнули, что неволить никого не будут. Родителям будет предложен выбор из трех вариантов; можно будет выбрать изучение какой-то конкретной религии, из четырех — Православия, Ислама, Иудаизма и Буддизма. Можно будет выбрать изучение истории всех четырех религий. Дети, чьи родители не пожелают иметь с религией вообще ничего общего, смогут изучать основы этического поведения. Сначала экспериментальное преподавание начнется в 18 российских регионах, а с 2012 года преподавание станет обязательным для всей страны. Это решение назревало уже довольно давно, и, в основном, оно встретило благожелательное отношение. Причины этого понятны. Люди понимают, что они не могут жить в безнравственном обществе — а наше общество все более безнравственно. Никаких же других средств морального восстановления, кроме религии, не существует. Атеист, несомненно, может быть порядочным человеком и законопослушным гражданином — но для того, чтобы сделать человека непорядочного — порядочным, пьяницу — трезвенником, преступника — мирным и честным соседом, нужна вера. Никто еще не пережил морального возрождения под влиянием секуляристкой идеологии. Были и негативные отзывы, и на них стоит остановиться. Так, например, Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, говорит на страницах « Комсомольской правды »: «В школу должно прийти не православие, а специальный курс духовно-нравственного воспитания, который обязательно должны преподавать только светские учителя. Если этот курс в нашей многонациональной стране монополизирует только одна конфессия - взрыв и обострение межрелигиозных конфликтов будут неизбежны». Здесь собрано сразу несколько возражений, и на них стоит ответить по порядку. Предложение президента предусматривает возможность курса светской этики, и, казалось бы, самая естественная линия поведения для людей, озабоченных ростом влияния Церкви, это срочно засесть за написание учебника и подготовку курса, который мог бы оказаться более привлекательным для колеблющихся родителей, чем курс, основанный на Православии. Но нет; речь идет не о том, чтобы выигрывать в борьбе за симпатии и доверие родителей, а о том, чтобы не допустить в школы Православие. Можно понять, что написать такой учебник сложно — что такое «светская духовность»? К каким безусловным ценностям и авторитетам может апеллировать «светская нравственность»? Но, если вам есть что предложить — предлагайте; есть у вас есть некая весть, способная противостоять нравственному распаду, что же, возвестите ее.

http://pravoslavie.ru/37637.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010