– Как взойти на степень мученичества в борьбе со страстями и как побеждать их? (38:212) – Где тьма и спутанность помыслов, там и страсти (39:214). – Омрачение страстей разгоняет милостыня (41:223). – Страсти препятствуют созерцанию (43:233). – Страсти и в безмолвии не скоро утишаются (44:240). – Должно внимательно рассматривать действия страстей: какие из них изнемогли в нас, и какие совсем отступили от нас, и по какой причине (45:242–243). – Виды страстей и способы их действия (45:243–244). – Не все страсти ведут брань приражением помыслов, некоторые налагают на душу тяжесть (45:244). – Страсти не умирают у безмолвствующих, но помысл у них умирает (46:254–255). – В чем состоит бесстрастие человеческое? (48:265–266) – Когда сила страстей оказывается бессильной по отношению к духовным чувствам души? (48:266) – Имения и житейские дела – причины страстей (50:281). – Прежде всех страстей – самолюбие (51:283). – Жестокость скорбей очищает сердце от лукавых страстей (51:284). – Хорошо ли удаляться от всего, раздражающего страсти? (54:297–298) – Без чистоты от страстей душа не исцеляется от недугов греха (54:300). – Заповеди даны против страстей, для уврачевания души (55:301). – Пустыня усыпляет страсти, но не искореняет их (55:307). – Страсти ослабевают во время болезни (55:307). – Страсти нередко усыпляют одна другую (55:307). – Желая достигнуть чистоты, должно стараться о побеждении страстей (55:315–316). – Побеждай страсти смирением, а не превозношением (55:317). – Нельзя возлюбить Бога, не победив страстей (55:320). – Обучение и ведение при страстях не приносят пользы (55:322–323). – Исполненным страстей не должно учить о бесстрастии (55, 305–306:339–340). – Связанный любостяжанием есть раб страстей (56:342). – Какие главные причины страстей и для чего должно от них удаляться? (57:359) – Всякая страсть врачуется соответствующим ей подвигом (57:361–362). – Кто вначале противоборствует страсти, тот скоро возгосподствует над ней (57:362). – Почему Бог соизволил быть естеству нашему удобоприемлющим в себя страсти и для чего посылает на нас скорби и искушения? (57, 367–369; 58:377) – Чем лучше побеждать страсти? (58:385) – Если ты чист от страстей и колебаний сердца, Бог возведет тебя на верх совершенства (58:393).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Часть II: содержание памятника. Здесь автор прежде всего рассматривает то, что он называет катехизическою частью памятника (исчисление пороков, от которых особенно вменяется христианину воздерживаться; богословие «Учения», при чем решается вопрос: отчего в памят- —319— нике не находим обстоятельного раскрытия догматических истин), а потом – литургическую часть памятника (крещение, пост и молитва, евхаристия); от обзора литургических сторон памятника автор переходит к обзору дисциплины, как эта последняя излагается в «Учении 12-ти» (здесь речь ведется о так называемых учителях, апостолах – не учениках Христа, пророках христианских, странствующих братиях, а также о некоторых правилах жизни христианских общин, о лицах иерархических, на сколько говорится об этом в «Учении» и о церковном суде); заканчивается обзор содержания памятника рассмотрением эсхатологических воззрений здесь. – В заключении говорится о значении новооткрытого произведения древности (стр. 7–302). В сочинении автора в конце его помещено много приложений, – а именно: латинский фрагмент «Учения» с критическими и пояснительными замечаниями о нём (303–315). Полный текст «Учения» на оригинальном языке с русским переводом (который впрочем появляется в печати не впервые) и подстрочным комментарием (316–353). Отрывки из послания Варнавы (354–359) с переводом, конечно, тоже не новым. Далее так называемые « Церковные каноны » в греческом оригинале с переводом, появляющемся в нашей литературе в первый раз (360–367). Большой отрывок из Постановлений Апостольских с русским переводом, который уже имеется в нашей литературе (368–397 стр.). Далее в приложении же у автора помещен греческий текст параллельных Διδαχ мест Св. Писания (398–402 ст.). Наконец в этом же отделе сочинения помещен г. Карашевым обзор важнейшей иностранной литературы по вопросу об изучаемом им памятнике (403–426 стр.). Обзор содержания труда г. Карашева дает ясно понимать, что автор вращается в среде тех же вопросов, —320— какими заняты при изучении того же памятника и исследователи иностранные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 22 (15.05.1991) 461, σ. 12–14.) 4       См Βλ. Φειδ, Τ πρβλημα το σκοπο τς παιδεας ες τν νετερον λληνισμν, Αθνα 1985. 7 · Johannes, cardinal Willebrands, «Die Bedeutung der Einheit der Christen fur Europa», в книге Europa – Krise und Hoffung , изд. Kommissariat der Deutschen Bischôfe , Bonn , Doc. 8, c. 24. 8 Χρυσοστμου Κωνσταντινδη, Μητροπολτου Μρων (νν Γροντος φσου). ’Ορθδοξοι Κατψεις, τ. 1, Κατερνη, 1991, с 367 9 Плюрализм, который не ограничивается единством – конфузия; единство, которое не зиждится на плюрализме – тирания. 10 Выступление на открытии XI Международного Последипломного Богословского Семинара, организованном Православным Центром Вселенской Патриархии (Шамбези, Женева. 01. 05. 1990). См. το Σαμπεζ. Смотри также Οκονομικς Ταχυδρμος 36 (06.09.1990), σ. 65–70; в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 21 (01.07.1990) 440, Σ. 2–3. 11 (Доклад на VII Всегреческом Богословском Съезде Всегреческой Ассоциации на тему «Православие в Объединенной Европе» (Афины, 07–09. 09. 1990), в Εκκλησιαστικ λθεια 315 (01.10.1990), σ.3 κα 7; см также в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 21 (01.10.1990) 446, σ. 16–17) 12 См. Δαμασκηνο Παπανδρου, Μητροπολτου βετας, ρθοδοξα κα » Ηνωμνη Ευρπη, ΤΕΡΠΟΣ 1989. 15 Cm Patristic and modem theology в книге Procès verbaux du ler Congrès de théologie orthodoxe, 1939, c. 241 и далее. 16 Joseph cardinal Ratzinger, L " Europe: un héritage qui engage la responsabilité des chrétiens. В книге Joseph cardinal Ratzinger, Damaskinos Métropolite de Suisse: L " héritage chretien de l’Europe, «Τρτος», 1989, cc. 18–20. 17 Выступление на церемонии присвоения звания Почетного Доктора Кафедры Богословия Богословского Факультета Афинского Университета, 26. 11. 1990. В ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 22 (15.02.1991) 455, σ. 12–16; в ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗ ΝΑΥΣ, Ζ, 30 (ολιος, Αγουστος, Σεπτμβριος 1991), σ. 8–10 κ.ξ. 18 Выступление на церемонии присвоения звания Почетного Доктора Московской Духовной Академии в ΕΠΙΣΚΕΨΙΣ 23 (31.10.1992) 484, σ. 22–27. 19 Выступление на открытии IX Международного Последипломного Богословского Семинара, организованном в Православном Центре Вселенской Патриархии (Шамбези, Женева, 03.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1889 Примечания См. “Физиологическое объяснение некоторых элементов чувства красоты. Психофизиологический этюд” Л. Е. Оболенского. [СПб.], 1878 г. Более притязательно, но зато и менее основательно сочинение г. Вл. Велямовича “Психофизиологические основания эстетики. Сущность искусства, его социальное значение и отношение к науке и нравственности (Новый опыт философии искусств)”. Часть первая и вторая. [СПб.], 1878 г. Как единственный в русской литературе опыт систематической эстетики, эта книга заслуживает упоминания, но, впрочем, не нуждается в критике. В сущности над этим воззрением не возвысился, несмотря на свои “трансцендентальный реализм”, и Эд. Гартман в своей недавно вышедшей объемистой и многословной “Эстетике”. Известно различие, которое немецкая эстетика (особенно со времен Канта) полагает между прекрасным и возвышенным (erhabenes), причем звездное небо относится к этой последней эстетической категории. Нам кажется, что здесь известный оттенок прекрасного возведен без достаточного основания на степень независимой категории, противупоставляемой прекрасному вообще. Впрочем, нельзя приписывать важного значения этому терминологическому вопросу, а во всяком случае на русском языке мы имеем полное право говорить о красоте звездного неба. Примечание для читателей, беспечных по части логики: из того, что все прекрасные звуки должны быть выражениями внутренней жизни, никак не следует, чтобы все звуковые выражения внутренней жизни были прекрасны. См. пояснение этого указания с богословской (библейской) точки зрения в моей книге “La Russie et l’Eglise Universelle”, 2me ed. Paris, p. 248–252. Claus: “Зоология” (русск. перев.: Одесса, 1888), том I, стр. 345. Ibid., 315. Claus: “Зоология”, 367. Ibid., том II, стр. 1. Ibid., стр. 6. Ibid., том I, стр. 533. Дарвин. “Происхождение] челов[ека] и полов[ой] подбор”. Немецк. перевод Виктора Каруса. Штуттгарт, 1871. Том I, стр. 246–247. Agassiz. “De I’Espece et de la Classification”, 1869, p. 106. Дарвин. O[p.]c[it].I, стр. 301–303.

http://azbyka.ru/fiction/krasota-v-priro...

Библейскими предтечами Четыредесятницы были посты Моисея, Илии и Самого Иисуса в пустыне 686) . На Западе пост продолжался шесть недель и составлял тридцать шесть дней, так как по воскресеньям не постились 687) . В практике Римской церкви, например, постные недели перемежались с непостными, что сокращало длительность поста в два раза. Августин предписывает “стремящимся” ничего не есть до трех часов дня. В оставшееся время они должны были довольствоваться лишь самым необходимым, исключив из своего рациона вино и мясо. Помимо этого, “стремящиеся” воздерживались от супружеских отношений и купания в общественных банях 688) . Тех, кто открыто не подчинялся церковной дисциплине, Августин исключал из числа “стремящихся” 689) . Помимо поста, “стремящиеся”, как и “готовящиеся к просвещению” на Востоке, подвергались экзорцизмам, проводили ночи в пении псалмов и гимнов, простаивали подолгу на власянице ) и лежали распростертыми на полу в знак покаяния. Экзорцизмы в Западной церкви, в отличие от Восточной, имели публичный характер: их проводили на виду у собравшихся в церкви верных 690) . Экзорцизмы были главной частью обряда scrutinium , который состоял в тщательном осмотре телесного и духовного состояния кандидатов. Главными песнопениями древней церкви были псалмы. Из латинской церковной поэзии ничего не сохранилось от первых трех веков христианства 691) . В IV в. новое вино евангельской вести было влито в старые мехи классических поэтических форм. Рождение самобытной гимнографии на Западе связано с именами Илария Пиктавийского (315–367) и Амвросия Медиоланского . Последний ввел антифонное пение, дотоле неизвестное в Западной церкви, у себя в Милане. Впоследствии этот стиль церковного пения получил распространение и в других западных епархиях. Гимны были не только славословиями Богу, но также имели дидактическое значение. Их, в частности, сочиняли по случаю церковных праздников, во славу подвигов местных мучеников. В церкви нашлись “пуритане”, которые считали хоровое церковное пение подражанием языческому театру 692) . Церковным учителям не составляло труда ответить на их возражения. Поговорка “поющий дважды молится” отражает мнение большинства верующих.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

В «Письме к Донату» Киприан описывает пороки своего времени, жестокость римских нравов, ужасы гладиаторских ристалищ и коррупцию должностных лиц. «После опасных дорог, после многоразличных браней, рассеянных по всему миру, после кровавых или гнусных зрелищ, после мерзостей сладострастия, совершаемых публично в непотребных домах или скрывающихся внутри домашних стен, где обыкновенно бывают тем необузданнее, чем неприметнее, – торжище, может быть, покажется тебе невинным, свободным от наглых обид, неприступным для соблазнительного бесчинства. Хорошо: обрати туда взор свой. И здесь встретишь множество тех же самых мерзостей, достойных отвращения, и тем скорее поспешишь отвратить оттуда свои взоры» [Киприан: 347] . Исповедальные мотивы в «Письме» касаются бурной молодости Киприана. Карфагенский святитель, буду еще язычником, предавался всем «прелестям» римской жизни и, наконец прозрев, с тревогой и ужасом описывает свое прошлое. Киприан в глубоком смирении благодарит Бога за освобождение от этого зла. Авторы первых христианских исповедей воспринимали свое покаяние, обращение к новым ценностям как второе рождение. «Приняв Духа Небесного, соделался я по второму рождению новым человеком», – заключает Киприан [Киприан: 348] . После крещения он уже новым взглядом наблюдает свое прошлое и исповедует свою жизнь другу Донату.   «Возвышающаяся кривая» Илария Пиктавийского Еще один древний святоотеческий текст, содержащий исповедальные мотивы, принадлежит выдающемуся епископу и учителю Церкви святителю Иларию Пиктавийскому (315367 гг.). Он был главой христианской общины в современном французском городе Пуатье ( лam. Picmavium). Главное богословское сочинение Илария «De Trinitate» (О Троице) излагает христианский догмат о божественной сущности Иисуса Христа. Иларий получил блестящее латинское образование. Его аристократическая семья не жалела средств на обучение сына. В поисках смысла жизни Иларий проходит классический путь многих мыслителей, обучается в философских школах, посещает мудрецов.

http://bogoslov.ru/article/5541777

359 Русская Старина, 1892 г., февраль, Заметки фон-Герлаха о пребывании в Петербурге, с 18 января по 8 апреля 1826 года, (с нем. И. И. Ореус), стр. 381. 364 «Вестн. Евр.» 1868 г., «Российское Библейское общество», т. V, 263; т. VI, стр. 247–248. Неизлишне заметить, что даже А. Ф. Лабзина поражала эта нетерпимость мистиков: «Спрашивается, писал он Карнееву, по поводу высылки из Петербурга архиеп. Антония Знаменского, почему сии внутренние христиане не терпят никаких себе возражений?» Р. Арх. 1892. А. Ф. Лабзин и его ссылка, 12, стр. 361 365 Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 г.), изд. А. Н. Львовым. (СПБ. 1900), стр. 63–64. Письмо не датированное, но относящееся к 13 июня 1824 г.; ср. стр. 74, 81 и др. 366 А. Пыпин. Общественное движение при Александре I, «Исторические очерки» (Спб. 1871), стр. 315–316. 367 «Р. Стар.», 1905, февраль, стр. 194, 203. Автобиография Юрьевского арх., Фотия. Это замечание Фотия о своей тактике может служить ключом и к объяснению подлинного смысла той переписки, которая в эти годы скрытой борьбы происходила между ним и Голицыным (см. Русск. Ст., 1882, март-июнь, август. Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822–1825 году. Переписка, сообщ. Н. Барсов ). Приходится удивляться лишь сдержанности, проявленной обеими сторонами в этих письмах. Совершенно не касаясь злободневных вопросов, они как замечает их издатель, «содержат в себе общие пиэгистические рассуждения в ответ на таковые же вопросы и указания Фотия» (Март, стр. 770, предисловие). 370 Этот эпизод, многократно воспроизводимый в характеристиках данной эпохи, обстоятельно, хотя и компилятивно, изложен в ст. И. Остроглазова «История одной редкой и замечательной книги». Библиографические Записки, 1892 г. 3, 4, 5, 8, 9 и 10. 374 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древн. Росс., 1838 г., III, Записки адмирала А. С. Шишкова, стр. 43. Читать далее Источник: Духовная цензура в России. (1799-1855 гг.) : [Дис.]/Ал. Котович. - Санкт-Петербург : тип. " Родник " , 1909. - XVI, 608, XIII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

— «Ундина» 16, 101, 106, 386 З агоскин Михаил Николаевич 13, 24, 40, 42–44, 256, 366, 369–371, 421 — «Недовольные» 371 Залесский Богдан 14, 88, 382, 383 Запорожье 15, 19, 21, 25 Зарг, лицо неустановленное 107, 388 Зедергольм Карл Альбертович 431 Зедергольм Надежда Карловна 280, 302, 304, 328, 337, 431, 438, 445 Золотарев Иван Федорович 15, 132, 133, 148, 151, 394, 397 И ванов Александр Андреевич 15, 19, 26, 27, 249, 251, 289, 338, 339, 344, 346, 348–350, 353, 354, 356, 359, 360, 418, 419, 434, 435, 448, 450–455 Иванов И. 373 — «Вид Невского проспекта» 47, 373 Изола Белла, остров 118, 390 Иноземцев Федор Иванович 242, 416 Иордан Федор Иванович 289, 339, 349, 435, 448, 459 Ипатьевская летопись 116 Исаев 211, 219 Искио, остров 167 Испания 62, 81, 89, 380 Италия 19, 24, 34, 42, 57, 59, 74, 75, 78, 80, 81, 86, 87, 93, 95–98, 104–107, 109–114, 117–119, 121–124, 127, 129, 135, 137, 139, 142, 146, 157, 159, 161, 164, 165, 167, 173, 176, 179, 183, 194, 199, 212, 225, 231, 234, 240, 246, 294, 296, 299, 305, 315, 324, 338, 350, 354, 360, 380, 390, 391, 394, 415, 434, 435, 448, 450, 452 К авказ 218 Казанович Е. П. 429, 453, 454 Казань 205 Кайсевич Иероним 391 Калам 173 Камчатка 315, 441 Каневский, художник 146, 396 Капнист Василий Васильевич 430 Капнист Иван Васильевич 278, 280, 430 Капри 164 Карамзин Александр Николаевич 37 («Карамзины»), 367 Карамзин Андрей Николаевич 112, 131, 367, 389, 393 Карамзин Николай Михайлович 16, 364, 367, 388, 393 Карамзина Екатерина Андреевна 37 («Карамзины»), 367 Карамзина Софья Николаевна 37 («Карамзины»), 367 Каратыгин Василий Андреевич 230, 412 Каратыгин П. А. 368 Карафа М.-А.-Ф. 200 («Фридрих»), 407 — «Эдинбургская темница» 200, 407 Карл Великий 53, 56, 225 («Карломанов») Карлсбад 165 Карлсруэ 15 Карташевская Надежда Тимофеевна, рожд. Аксакова 442 Карташевский Григорий Иванович 322 («узнала великую утрату»), 442 Кастелламаре 17, 167, 239, 415 Касти Джамбаттиста 143 («Autori burleschi italiani» — ), 173, 396, 403 Каченовский Михаил Трофимович 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Смирнова (Россет) Александра Осиповна 14, 16, 106, 108, 109, 112, 363, 374, 386–389, 418, 443 Смоленск 20, 420 Снегирев Иван Михайлович 27, 116, 223, 390, 411 — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 116 («описание праздников и обрядов»), 390 Соболевский Сергей Александрович 37, 367 «Современник» 11, 12, 14, 16, 35 («Журнал Пушкина»), 50 («его журнал»), 101, 108, 133, 134, 363, 366, 367, 371, 374, 382, 388, 393, 394 Соленик Карп Трофимович 34, 365 Соллогуб Владимир Александрович 404 Сологуб Л. А. 16 Сосницкий Иван Иванович 12, 38, 173, 368, 379, 402 Средиземное море 133 Станиславич, художник 344, 345, 450 Станкевич Н. П. 422 Стасов В. В. 451, 452 Страсбург 16 Строганов, владелец дома 260 Строев Сергей Михайлович (Скромненко) 219 («Строевы»), 262, 410 Сухарева, владелица дома 89 Сципион 128, 130 «Сын отечества» 409 Т альма Франсуа-Жозеф 82, 331 Тальони Мария 83, 123, 381, 392 Тамбурини Антонио 81, 381 Танеев В. И. 410 Тарвальдсен Бертель 408 Тассо Торквато 102, 197 Тассони А. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 «Телескоп» 11 Теребенева, владелица дома 352 Террачин 167, 168 Тибр 143 Тиволи, горы 144, 147 Тимченко, соседи Гоголей по имению 137, 395 Тихонравов Николай Саввич 367, 372, 379, 381, 422, 427, 441 Тициан 138, 177 Толстое, имение 132, 154, 394 Толстой Дмитрий 198 Тортони, ресторатор 95 Точе, река 400 Травемунд 50 Треви 395 Триест 20, 253, 254, 315, 420 «Тройчатка», альманах 393 Трохимовский Николай Михайлович 209, 408, 409 Трощинская Ольга Дмитриевна 216, 249, 410 Трощинский Андрей Андреевич 171, 189, 216, 249, 393, 402, 405, 409, 410 Трушковский Михаил Павлович 80 («сестра благополучно разрешилась сыном»), 380 Трушковский Николай Павлович («Коля») 59, 88 («племянник»), 90, 104, 114, 165, 171, 329, 355, 382, 389, 402, 423, 439, 445, 447 Трушковский Павел Осипович 32, 36, 44, 59, 64 («человек был близок к нам»), 364, 366, 377, 392 Тургенев Александр Иванович 11, 12, 14, 108, 133, 174, 233, 277, 281, 288, 364, 388, 394, 403, 413, 430 Тургенев Иван Сергеевич 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

365       Этого уточнения не встречается в других источниках. Если исходить из более поздней церковной практики, для мужчин должен был быть отведен южный, правый от входа неф, а для женщин – северный. 366       Прокопий указывает на идентичность северного и южного нефов, тогда как Павел Силенциарий наряду с этим (Paul. Sil. Soph. 580–581, с. 312–313) подчеркивает также сходство их с галереями второго яруса (Paul. Sil. Soph. 390–391,586–587, с. 286–287,314–315). 367       Имеются в виду галереи второго яруса, предназначенные для женщин, откуда и проис­ходит примененный здесь устойчивый термин «гинекит» (букв, «женский»). Ср.: Paul. Sil. Soph. 389–397, 541, 562, 587 (с. 286–289, 306–307, 310–311, 314–315). 368       Прокопий не уточняет, какие именно дворы и портики кроме большого атриума он имеет в виду. Ср.: Paul. Sil. Soph. 590–616 (с. 314–319). 369 Павел Силенциарий уделяет описанию мраморного декора значительно больше места (Paul. Sil. Soph. 617–666, с. 318–327), что легко объяснить различием целей обоих произведений. Об уподоблении природы художнику см.: Procopio di Cesarea. Santa Sofia... P. 122–127, 170–171, nt. 143. 371 Cp.: Paul. Sil. Soph. 678–681 (c. 326–327); HagSoph 16 (c. 420–423). По подсчетам исследователей, упоминаемая Прокопием цифра не выглядит неправдоподобной (40 000 литр равняются примерно 13 т серебра). Хотя, как свидетельствуют Иоанн Малала и Феофан, при обрушении купола и сводов в 558 г. алтарь, киворий и амвон были разбиты (см. с. 236–239, примеч. 91), серебро могло быть использовано вновь. Восстановленное серебряное убранство храма подробно описано у Павла Силенциария (Paul. Sil. Soph. 366–367,420–422,682–754, с. 284–285,290–291, 328–337; Paul. Sil. ambo. 62–66,121–125, c. 370–373, 376, 377). Cm.: Ecclesiastical silver plate... P. 128–130; Procopio di Cesarea. Santa Sofia... P. 119–120. 373       Прокопий в конце описания, как и в начале, напоминает о ключевой роли в строитель­стве императора Юстиниана. 374 Лор – ремень, в том числе в конской упряжи, а также широкая перевязь в одежде императора и придворных. В значении «подпружная арка» этот термин употреблен здесь (и ниже, 75) единственный раз: вероятно, это технический термин, возникший аналогично термину «подпружная арка».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010