Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXII ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин ИКОНОЛОГИЯ направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры ИКОНОМИЯ [букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИКОСИФИНИССА [Косиница], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви ИКУМЕНИЙ [Экумений], визант. экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви 77-110 110-113 ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель 113-118 118-119 119-120 ИЛАРИЙ И ТАТИАН († 284?), мученики (пам. зап. 16 марта), пострадали в г. Аквилея (Италия); почитаются как покровители города и архиеп-ства Гориция 120-122 ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 122-126

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИЙ [лат. Hilarius Pictaviensis] (ок. 315, г. Пиктавий, ныне Пуатье, Франция - 367, там же), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Важнейшим источником биографических сведений об И. служат его сочинения, а также упоминания современников и позднейших зап. церковных писателей: блж. Иеронима Стридонского (100-я гл. каталога «О знаменитых мужах», «Хроника» и др. сочинения), блж. Августина («О христианском учении», «О Троице» и др. сочинения), Сульпиция Севера («Хроники», «Жизнь св. Мартина»), прп. Иоанна Кассиана Римлянина («О воплощении»), Викентия Леринского («Памятные записки»), Факунда , еп. Гермианского («В защиту Трех Глав», «Против Мокиана»), Кассиодора («Наставления в науках божественных и светских»), Алкуина («Поэмы», «Против Феликса») и др. (собрание фрагментов см.: PL. 9. Col. 203-208). Сохранилось древнее Житие И. (Vita et virtutes S. Hilarii; BHL, N 3885-3887; CPL, N 1038; PL. 9. Col. 185-200 (=PL. 88. Col. 439-454); критическое изд.: MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11), написанное Венанцием Фортунатом - зап. церковным писателем и поэтом (VI в.; впосл. епископ Пиктавийский) (см.: Greg. Turon. Glor. conf. 2//PL. 71. Col. 830-831). Ему также принадлежит похвала И., помещенная им в «Житии св. Мартина» ( Venant. Fort. Vita Mart. I//PL. 88. Col. 369-370). Наиболее важные исследования Нового и новейшего времени, рассматривающие жизнь И.: Tillemont. Mémoires. T. 7. P. 432-469, 745-758; Coustant. 1844; Borchard. 1966; Kannengiesser. Hilaire. 1968; Meslin. 1969; Brennecke. 1984. S. 223-247, 335-367; Smulders. 1984; Rocher. 1987. P. 9-67; Doignon. 1971; Idem. 1991; Idem. 2005. P. 15-42; Williams. 1991; Iidem. 1992; Henne. 2006. P. 15-146. Фундаментальные отечественные труды, посвященные И.: Орлов. 1908; Попов. 2004. Происхождение, образование, семья, крещение (315-345) Свт. Иларий, еп. Пиктавийский. Роспись базилики свт. Илария, еп. Пиктавийского, в Пуатье. Кон. XI - нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/389089.html

4 . Ut propheticae et apostolicae interpretationis linea secundum ecclesiastici et catholici sensus normam dirigatur (лат.) – «Направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания». 5 . Иларий Пиктавийский (Иларий из Пуатье; лат. Hilarius Pictaviensis, ок. 315–367) – святой, богослов, представитель латинской патристики, епископ Пиктавы (ныне Пуатье; 353), отец и учитель Церкви. Известен как поэт-гимнограф. Защитник православного учения в борьбе с арианством. Инициатор созыва нескольких соборов в защиту православия. Разработчик латинской богословской терминологии. Заслуга Илария как богослова состоит в том, что в полемике с арианством он сформулировал основные принципы православной триадологии. Основные труды: «De Trinitate» (О Троице), «Liber contra Constantium imperatorum» (Книга против императора Константина), «De Synodis» (О Соборах), «Tractatus mysteriorum» (Трактате тайнах), «Commentarius in Matthaeum» (Толкование на Евангелие от Матфея), «Tractatus super psalmos» (Трактат на псалмы). 6 . Маркион (греч. Μαρκων; ок. 85 – ок. 160) – христианский богослов, гностик. Источниками сведений о Маркионе являются полемические богословские сочинения Иустина Философа , Тертуллиана , Иринея Лионского , Оригена и др. Свои взгляды он изложил в сочинении «Антитезы» (не сохранился), которое представляло собой противопоставление различных положений о Боге в Ветхом о Новом Заветах с опорой на учение св. апостола Павла. Понимая Ветхий Завет как творение злого бога, упраздненное Новым Заветом, Маркион отвергал ветхозаветный закон, оспаривал иудейское учение о Мессии, в целом занимал резко антииудейскую позицию. 7 . Тетраморфное Евангелие («четверообразное Евангелие» от греч. τετρμορφον τ εαγγλιον) – наименование четырех евангельских книг у св. Иринея Лионского . См. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses, 3. Ириней Лионский отстаивал идею равенства всех четырех Евангелий как основы истинного вероучения. 8 . Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Хиларий (Иларий) Пиктавийский, или Пуатевинский (ок. 315ок. 367 гг.), знаменитый церковный деятель, называемый Афанасием Запада из-за своих работ о Троице и борьбы с арианами. Родился он в знатной языческой семье в г. Пуатье, получил прекрасное образование, однако обратился в христианство после прочтения Библии. Епископом Пуатье он был избран народом ок. 353 г. Почти с самого своего вступления в управление епархией Хиларий начал борьбу с арианами. В Галлии главным представителем арианства был митрополит области, епископ Арльский Сатурнин, обративший в арианство 7 провинций. В 355 г. император Констанций на соборе в Милане потребовал осуждения Афанасия Александрийского , а отказавшихся это сделать епископов сослал. Хиларий по этому случаю обратился с посланием к императору, в котором защищал православие. Тогда Сатур-нин созвал собор, состоявший из арианских епископов, и осудил Хилария на изгнание. Он был отправлен во Фригию весной 356 г., где пробыл более 4 лет. Паства в Пуатье не приняла нового назначенного епископа, и Хиларий продолжал ею управлять через пресвитеров. Уже из ссылки Хиларий отправил Констанцию послание, в котором протестовал против его действий на том основании, что насильственные меры противны самому существу религиозного убеждения. Во время изгнания Хиларий написал труд «О Троице» (в котором доказывал божественность Сына и его единосущность с Отцом) и составил сборник «О соборах» – перевод с его собственными комментариями постановлений церкви о Троице. Он также писал толкования Евангелия и песенные гимны, которые использовались как для проповеди, так и для борьбы против арианства. Вообще, находясь близко к столице, Хиларий присутствовал на нескольких соборах в Константинополе и активно включился в литературную полемику. Арианская партия сочла его пребывание вблизи столицы и императора опасным для себя и сама исходатайствовала ему возвращение в епархию. Впоследствии кроме перечисленных трудов Хиларий написал трактат «Против Авксенция» и составил особую, так называемую галльскую литургию, которая была в употреблении в Галлии до Карла Великого, когда для всего Запада стала обязательной римская литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мумрижов В.О. (упом. 1923), иконописец из Мстеры 454, 455 Мумриков Иван Егорович (вторая половина XIX в.), иконописец из Мстеры 170, 181, 408 Мумриков Михаил Никитич (вторая половина XIX в.), иконописец из Мстеры 181, 408 Муравьев Андрей Николаевич (1806–1874), духовный писатель, путешественник 25, 77, 411, 466 Муратов П.П., историк искусства 179, 291, 292 Н Наговицын Василий (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Невский А.Л. 72, 466 Некрасова М. 168, 458 Немчинов (упом. 1722), старовер, мученик за веру 150 Нерадовский П. И. 195, 275, 277, 466 Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), художник 273, 296, 336 Нефедов М.И. (начало ХХ в.), иконописец из Палеха 315 Никандр Псковский (ум. 1581), святой 67 Никита Константинов Добрынин (ум. 1 682), суздальский священник, старовер и писатель-полемист 121 Никитин В. 63, 69, 466 Никитин Григорий (упом. 1817), иконописец 195 Никитин Гурий (ум. 1691), иконописец Оружейной палаты 323 Никитин Иван, мещанин 195 Никитин Федор (XIX в.), иконописец-старинщик 216 Никитина С. Е. 71 Никифоров Полиевкт (XVII в.), царский иконописец 200 Никифоров Савелий (упом. 1718), иконописец из Мстеры 160 Никодим Кожезерский (ум. 1640), святой 67 Никола Новый (ум. 1555), святой 151 Николаев Андрей 46 Николай I Павлович (1796–1855), император (с 1825) 108, 234, 235, 244, 246, 247, 408, 421, 424 Николай II Александрович (1868–1918), император (1894–1917) 15, 22, 52, 1 39, 185, 188, 236–238, 240, 241, 243–245, 248, 251, 253, 258–260, 270, 278, 283 Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских (ум. ок. 345–351), святой 47, 50, 52, 56, 57, 122, 168, 169, 268, 305, 381, 417, 418, 446, 456, 475 Николс Р. 236, 466 Никон (Минов Никита, 1605–1681), патриарх Московский и всея Руси (с 1652) 25, 77, 85–88, 96, 97, 100, 108, 109, 118, 124, 140, 144, 147, 148, 150, 323, 338, 344, 365, 367, 384 Никон Радонежский (ум. 1424), ученик Сергия Радонежского, святой 240 Нил Сорский (ок. 1433–1508), церковный деятель, писатель, святой 12, 79 Нил Столбенский (ум. 1554), святой 330, 349, 350, 376

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Но для вечного спасения необходимо твердо верить также в Воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Такова правая вера: мы верим и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос , Сын Божий, есть Бог и Человек: Он есть Бог, от сущности Отца, рожденный прежде веков; и Он есть Человек, от сущности Матери, рожденный во времени; Совершенный Бог, Совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческого тела, равный Отцу по Божеству, низший Ему по Человечеству. Хотя Он есть и Бог, и человек, но не двое, а один является Христом, один не потому, что Божество вошло в плоть, а потому, что Человечество было принято в Бога; совершенно один не из-за смешения Сущностей, а благодаря Единству Лица. Ибо, так же, как разумная душа и тело составляют одного человека, так и Бог и человек составляют одного Христа. Он пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, на третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых. С Его Пришествием все люди воскреснут в своих телах и каждый отдаст отчет в своих делах; те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную, а те, кто творил зло, – в вечный огонь. Такова кафолическая вера, которой если кто не придерживается твердо и верно, не сможет быть спасен. XI Толедский собор (7 ноября 675 г.) Толедский символ Этот поместный собор собрал лишь 17 епископов. Во время его открытия митрополит Куирикий предлагал Символ веры , который был вскоре принят и который остается важным для нас. В нем мы находим самые глубокие мысли и самые ясные формулы о двух основных тайнах христианства: Троице и Воплощении. На самом деле речь идет о заимствовании догматического решения, особенно решения VI Толедского Собора (638) 7 ; Символа веры , особенно так называемого Символа Афанасия и трудов великих Учителей Церкви: Амвросия Медиоланского (ок. 340–397), Гилария (Илария) Питавийского (ок. 315–367), Фульгенция Руспийского (467–532) и особенно св. Августина (354–430). Почтение к этому Символу впоследствии придало ему догматическое значение. Он намеренно не был подтвержден ни Вселенским Собором, ни папой, но большинство его утверждений принадлежат вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Сам по Себе (De decret. Nic. Syn. 11). Свт. Иларий, еп. Пиктавийский (ок. 315-367), в основу своего учения о Боге положил понятие об истинном Б. (esse). По мнению святителя, именно это имеется в виду в Исх 3. 14, где Сам Бог называет Себя «Сущий» (или, в Vetus Latina, «ego sum qui sum», «Я есмь Тот, Кто есмь»): «Ибо нет ничего более свойственного Богу, чем бытие (esse): то, что есть бытие само-по-себе, это есть бытие безначальное и непреходящее» ( Hilar. Pict. De Trinit. I 5). По словам свт. Григория Богослова (329/30 - ок. 390), Бог «сосредоточил в себе целокупное бытие, безначальное и бесконечное, как бы некую бездну сущности, беспредельную и безграничную, превосходящую всякую мысль о времени и природе» ( Greg. Nazianz. Or. 38. 7; 45. 3). Рассуждая об отношении Отца и Сына в Пресв. Троице, свт. Григорий Богослов пишет: «И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца» ( Greg. Nazianz. Or. 30. 11), при этом разъясняет, что речь идет не о том, что Б. Сына «поддерживается» Отцом: «Сын от Отца существует довременно и безвиновно» (Ibidem). В определении основного имени Божия, считает свт. Григорий, надо руководствоваться таким именем, «которым бы всецело выражалось естество Божие, или самобытность, и бытие, ни с чем другим не связанное» (Ibidem). Таким именем является «Сущий, действительно принадлежащее собственно Богу и всецело Ему одному» (Ibidem). Согласно свт. Василию Великому (329/30-379), сущность Божия есть само Б. Божие ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 10). Связь сущности и Б. ясно показана свт. Василием в Ep. 214. 4: «Каждый из нас причастен бытию благодаря понятию сущности». То же относится и к Богу: «Мы признаем в Божестве единую сущность, так что понятие бытия безразлично относится (к каждой Ипостаси)» (Ep. 236. 6), т. е. у всех Ипостасей Св. Троицы один «логос бытия», а значит, и одна сущность (что подтверждается этимологией: οσα < εναι, поэтому τς οσας λγος < το εναι λγος). В «Беседах на Шестоднев» свт. Василий неоднократно отмечает, что Создатель мира, Бог, весь видимый мир «привел в бытие одним мановением воли» ( Basil.

http://pravenc.ru/text/153741.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Томас Стернз Элиот (1888-1965) — без сомнения великий поэт (англо-американский, точнее — просто англоязычный), драматург, литературный критик, мыслитель. Одна из крупнейших фигур культуры XX века, выдающийся… далее» (1926 — 1992 гг.) — учёный с мировым именем, патролог, историк Церкви. Вошёл в золотой фонд патрологии своими исследованиями паламизма. Выпускник Св.-Сергиевского Института, один из активных… далее» Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987) — выдающийся литургист, богослов, историк, музыковед, археолог. Ученик великого дореволюционного литургиста Дмитриевского. Преподавал как в духовных, так и в светских учебных заведения,… далее» Аяко Соно (род. 1931; настоящее имя — Тидзуко Миура, в девичестве — Тидзуко Матида) — японская писательница, вместе со своим мужем Сюмоном Миурой и классиком Сюсаку… далее» (1897—1975 гг. ) — классик американской литературы 20 века, автор религиозно-философских романов, драматург и эссеист. Современники упрекали его в невнимании к современным проблемам. В каком-то смысле… далее» Иларий Пиктавийский (Гиларий; Иларий из Пуатье; ок. 315—367) — «Афанасий Запада», один из величайших богословов Церкви, к стыду всех очень мало известный в России (переведено лишь  несколько… далее» Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.) –французский писатель, лётчик, погибший на Второй Мировой. В центре его творчества стоит экзистенциональный выбор, определяющий судьбу человека, критика… далее» Серафим (Роуз) (в миру — Юджин Дэннис Роуз; 1934-1982) — известный православный богослов. Родился в обычной американской семье в Калифорнии. Воспитанный в протестантизме, Роуз разуверился в… далее» (1881-1972) — писатель русского зарубежья. Сам определял своё творчество как как «импрессионизм в литературе». Его книги проникнуты религиозным восприятием мира, симпатией к непоседам и изгнанникам, неприятием… далее» Семен Самуилович Виленский (род. 1928) — основатель и глава историко-литературного общества «Возвращение», узник сталинский лагерей, поэт, мемуарист, издатель. В 1948 г., будучи студентом филологического факультета МГУ,… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

453 Феодосий II (401–450 гг.), восточно-римский император с 408 г., сын Аркадия и Евдоксии. В 402 г., еще ребенком, стал августом. В период его правления велись многочисленные войны на границах; с 430 г. Феодосий начал платить дань королю гуннов Аттиле. В 424–425 гг. Феодосий помог Валентиниану III и его династии утвердиться в Западной Римской империи. В целях защиты в 413–439 гг. Константинополь был обнесен мощными стенами («стены Феодосия»), в 425 г. здесь был построен университет. Во время его правления духовенство вело дискуссии по христологическому вопросу, в котором император отдавал предпочтение монофизитству. В 429–438 гг. Феодосий подготовил свод императорских законов («Кодекс Феодосия»), начиная с 313 г. действовавший в обеих частях Римской империи. 454 Правильное его имя Ницетий (Никита, Nicetas), миссионерский епископ и христианский писатель. Ок. 370 г. он стал епископом Ремесианы (совр. г. Бела Паланка), находящийся на римской дороге между Белградом и Константинополем, и достиг больших успехов в обращении в христианство диких племен. Никитий состоял в близкой дружбе с Паулином Ноланским, из трудов которого мы узнаем о двух визитах Никития в Италию. Многие же труды самого Никития очень рано стали приписываться Никитию Аквилейскому или Никитию Трирскому. 455 Олимпий, согласно одним источникам, епископ Толедо, согласно другим – епископ в Барселоне. Время его жизни можно определить, базируясь на данных Августина, который называет Олимпия среди наиболее известных, по его мнению, церковных писателей (С. Iul., II, 10, 33; III, 17, 32). Оба раза, когда Августин упоминает этих церковных деятелей, он называет их строго в определенном порядке: Ирений (130/140–202 гг.), Киприан (ум. 258 г.), Ретициан (начало IV в., участвовал в соборах 313–314 гг.), Олимпий, Хиларий (315–367 гг.), Амвросий (334–397 гг.), Григорий (330–390 гг.), Иннокентий (401–417 гг. понтификата), Иоанн (Хризостом, 347–407 гг.), Василий (Великий, 329–379 гг.). Итак, очевидно, что Августин намеренно расставляет этих отцов церкви в хронологическом порядке. Исходя из этого следует предположить, что время деятельности Олимпия приходится на первую половину IV в. Возможно, подтверждением этого является упоминание Оптатом (I, 26) некоего епископа Олимпия, который в 316 г. вместе с епископом Евномием был послан императором Константином в Карфаген для решения спора с донатистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С псалмами произойдет еще одно чудо. Христиане так сживутся с ними, что многие из них искренне станут верить, будто создателей псалмов вдохновляла не жизнь собственного народа, а идеи христианства. Так, некий Никита, родившийся где-то в Дакии во второй половине IV века и ставший впоследствии епископом Ремезианы, уже не сомневался в том, что мастерство Давида было сильно не потому, «что такова была мощь его кифары, а оттого, что образ креста Христова был тайно облечен в дерево [инструмента] и натяжение струн...» (Никита из Ремезианы. Об использовании гимнов 5). Желание во что бы то ни стало увидеть символику своей веры там, где ее никогда не было, – во внешнем виде киннора Давида или в форме древнегреческой кифары, – привело к столь удивительному утверждению Никиты. Поскольку струны расположены по центру звукового ящика и благодаря этому его края словно выступают вправо и влево, то при большом желании можно увидеть во взаимном размещении струн и деревянной части инструмента искомую форму креста. Ту же самую форму можно усмотреть и в тех разновидностях еврейского киннора, столь похожего на эллинскую кифару, в которых вместо узкого звукового ящика имеются «выступающие» ручки, а вместе с вертикально натянутыми струнами они также могут вызывать в сознании ассоциации с крестом. Благодаря такому незначительному усилию воображения псалом из-за формы сопровождавшей его кифары или киннора приобретает христианские истоки. Но епископ Ремезианы не был одинок в своих изысканиях. Епископ города Пуатье Гиларий (ок. 315–367 гт.) также утверждал, что причина удивительного художественного и нравственного воздействия псалмов объясняется формой инструмента Давида: «И хотя мы знаем по свидетельству самого Господа, что все произносившееся Давидом пришло от Святого Духа, даже внешняя форма этого пророчества проповедует ту же мысль, то же знание высокой и божественной доктрины, проявившееся в ней. Ибо пророчество произносилось на музыкальном инструменте, называемом по-гречески псалтырем, а по-древнееврейски – наблой, который является единственным [в своем роде], потому, что он самый прямой из всех музыкальных инструментов, не имеющий в себе ничего искривленного или косого, и его музыкальная гармония не производится путем движения его нижних частей. Взамен [того], этот инструмент построен по форме тела Господня и сделан без всякого внутреннего или внешнего изгиба, инструмент, [струны] которого вибрируют и бряцаются вверху, рожден, чтобы петь о небесном и божественном учении, а не тот, что озвучивает низменный земной дух, как другие земные инструменты. Ибо Господь не проповедует низменного и земного в инструменте своего собственного тела...» (Гиларий из Пуатье. Устройство псалмов 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010