– о Богородице: «Она – женский Архетип, Архетип Вечно-Женственного, и в то же время – женская София-Мудрость» (т. 2, с.116); в одной этой фразе содержится несколько неприемлемых с христианской точки зрения идей: 1) понятие «архетипа», которое ввел в научный обиход Карл Юнг; 2) тем более сомнительна идея «Архетипа Вечно-Женственного», как и просто «Вечно-Женственного»; 3) что касается «Софии-Мудрости», то софиологический подход, несмотря на все усилия некоторых философско-ориентированных богослов, так и не признан церковью – в силу множества присутствующих там проблем и ошибок; – об Эросе: «Сердце – центр Эроса, божественного и человеческого...» (т. 2, с.320). Скажем о последнем подробнее. Позов использовал такие словосочетания, как «аскетический Эрос» (т. 2, с. 318), «сверхкосмический Эрос» (т. 2, с. 339), «божественный Эрос» (т. 1, с. 282; т. 2, с. 156, 229, 238, 273) и «Божественный Эрос» с двумя заглавными буквами (т. 1, с. 240, 272, 280, 303; т. 2, с. 148, 257, 294, 315). Так, например, он писал: «Человеческий Эрос можно понять по аналогии с Божественным Эросом, который формулирован в Евангелии, как любовь Бога к Сыну (и Духу) и к миру ( Иоан. 5, 20 ), которая безгранична. “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог” ( 1Иоан. 4, 16 )» (т. 2, с. 315). При этом Позов просто «не заметил» что в греческом тексте Нового Завета ни разу не используется термин эрос и что как любовь Бога к человеку, так и любовь человека к Богу обозначается только термином любви-агапе. Это очень принципиально и показывает, непонимание Позовым как буквы, так и духа Новозаветного учения о любви. Подробнее о последнем мы уже писали раньше, приводя соответствующую аргументацию (Зенько. 2007). Перейдем к общим выводам : – приходиться констатировать, что несмотря на отдельные интересные и полезные идеи работа Позова «Основы древне-церковной антропологии» имеет общую нехристианскую, а нередко и антихристианскую, оккультную направленность; – Позов практически везде смешивает святоотеческие мысли и оккультные идеи, а это может иметь очень негативные последствия: читатель его книги сначала как бы успокаивается наличием имен признанных христианских авторитетов, а потом в сознание читателя внедряются либо собственные сомнительные мысли Позова, либо оккультные и нехристианские идеи;

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/d...

В подтверждение последней мысли приведем примеры того, как Позов применяет принцип триадности в отношении к выделяемым им частям человека: духу, душе и телу. О духе и душе Позов пишет: «Дух и душа созданы по принципу богоподобия и потому стали тройственны. Дух образован из трех частей или способностей: ума, воли и силы, а душа состоит из мыслительной части (logikon), раздражительной или чувствительной части (thymos) и желательной или вожделевательной части (epithymia)» (Позов. 1996, с. 11). Да, тройственность души является общецерковным учением, но учения о тройственности духа не встречается в святоотеческой литературе. Более того, последнее столь «прикровенно» (или, может быть, относится к столь любимому Позовым «христианскому эзотеризму» (там же, с. 9)), что ни у одного из св. отцов нельзя прочесть столь важной для Позова фразы: «дух образован из трех частей или способностей: ума, воли и силы». И дело здесь не в том, что эта фраза неизвестна нам: ее не приводит и сам Позов. А уж если она ему была бы известна, то, без всякого сомнения, он ее привел бы, и не один раз. А в целом получается так, что мысли и идеи св. отцов используются Позовым как отдельные аргументы для его «обобщающих» положений. И это получается очень неудачно, потому что тексты св. отцов говорят сами за себя, и в них нет тех мыслей, которые в них хочет видеть Позов. Приведем несколько примеров этого. Позов приводит слова Мелетия Монаха: «Человек – Микрокосм есть смесь обоих миров, состоит из двух природ и может созерцать их, но не две природы – человек, а из двух природ...» (Позов. Т. 1. 1965, с. 20). Как с точки зрения дихотомизма-трихотомизма можно проанализировать данную мысль? – В ней идет речь именно о двух природах человека, а значит Мелетий Монах видит человека двусоставным – дихотомичным. Позов же из этого текста делает именно трихотомический вывод, который он помещает сразу за приведенной выше цитатой: «Человек есть целое, не дух и не душа, и не тело. Человек в целом есть триада духа, души и тела...» (там же, с.20). Что касается дихотомической позиции Мелетия Монаха, то она не вызывает сомнений, ибо он пишет вполне определенно: «человек составлен из души и тела, но ни душа одна не оставляет ипостаси (личности), ни тело: они только существуют в ипостаси» (De nat. hom., Migne, t. 94 gr., col. 1309 B. цит. по: Владимирский. 1998, с.284).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/d...

8. «1984» Джордж Оруэлл Учебник обществознания Год 1949, перевод на русский — 1989 Страна Великобритания Цитата «Кто управляет прошлым, — гласит партийный лозунг, — тот управляет будущим» Тэги Человек и власть, сопротивление системе, маленький человек 9. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес Учебник познания вечности Год 1967, перевод на русский — 1970 Страна Колумбия, опубликован в А­ргентине Цитата «Человек — вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей» Тэги Человек и война, реальность и волшебство, прекрасное далеко 10. «Гарри Поттер» Джоан Роулинг Учебник взросления Год 1997–2007, переводы — 2000–2007 Страна Великобритания Цитата «Для высокоорганизованного разума смерть — очередное приключение» Тэги Реальность и волшебство, борьба добра со злом, повесть о настоящем человеке, инфантилизм 11. «Мертвые души» Николай Гоголь Учебник русского характера Год 1842 Страна Российская империя Цитата «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Тэги Авантюризм, русская душа, цинизм, погоня за богатством, сатира 12. «Анна Каренина» Лев Толстой Учебник семейной жизни Год 1875–1877 — журнальная публикация, 1878 — книга Страна Российская империя Цитата «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Тэги Любовь по-русски, человек и Бог, человек и дьявол, человек и власть, Россия на  распутье, ответственность за поступки 13. «Идиот» Федор Достоевский Учебник человечности Год 1868–1869 Страна Российская империя Цитата «Мир спасет красота» Тэги Человек и Бог, человек и дьявол, инфантилизм, сострадание 14. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд Учебник декаданса Год 1890, впервые переведен в 1906-м Страна Великобритания Цитата «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу» Тэги Красота и уродство, вечность, и­нфантилизм 15. «Горе от ума» Александр Грибоедов Учебник русского менталитета Год 1824 Страна Российская империя Цитата «И дым отечества нам сладок и приятен» Тэги Человек и власть, искренность и ложь, Россия и Запад

http://pravmir.ru/genom-russkoj-dushi-10...

далее), так и комплексы документов, такие, как акты Кремоны, Падуи, Венеции (так называемые акты Риальто). Не все было опубликовано, многое осталось в виде транскрипций, картотек, выписок и т. п. Среди работ, увидевших свет, особо выделяются две обстоятельные публикации кремонских и падуанских актов. В издании «Акты Кремоны XIII–XVI вв.», увидевшем свет в 1961 г., которое явилось продолжением публикации «Акты Кремоны X–XIII веков в собрании Академии наук СССР» (М.; Л., 1937), подготовленной к изданию С. А. Аннинским, тогдашним хранителем Западноевропейской секции, и с предисловием О. А. Добиаш-Рождественской, Е. Ч. не только участвовала в подготовке текстов – совместно с коллегами В. И. Рутенбургом и Л. Г. Катушкиной – и написала «Очерк из истории Кремоны», но и взяла на себя труд быть редактором совместно с В. И. Рутенбургом. Книга получила положительные отзывы как в нашей стране, так и за рубежом (см. подборку рецензий: Оп. 1. Ед. хр. 225). Издание «Акты Падуи конца XIII–XIV в. » вышло из печати в 1987 г. – после смерти Е. Ч., но, как отметила в «Археографическом введении» к публикации А. М. Кононенко (1931–1984) – ученица Е. Ч., хранитель Западноевропейской секции Архива, также не дожившая до публикации актов, «идея подготовки к изданию «Актов Падуи» принадлежала доктору исторических наук Е. Ч. Скржинской (1897–1981). Ей не довелось увидеть это издание завершенным. Воздавая долг ее памяти, мы считаем необходимым сказать о том, сколько внимания, знаний, труда, любви и заботы вложила она в подготовку текста. Практически каждый документ, кем бы он ни был прочитан, затем прошел через ее руки. Она же подготовила предметно-терминологический указатель». 1889 В 1956 г. появилась работа Е. Ч., посвященная «Истории» Олимпиодора, дошедшей до нас в передаче патриарха Фотия в составе его «Библиотеки». 1890 Автор V в. Олимпиодор описал события 407–425 гг., происходившие в Западной Римской империи во время правления Гонория. Ярко представлены такие личности, как Стилихон, Аларих, Галла Плацидия, дочь византийского императора Феодосия I и жена правителя везеготов Атаульфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1174 Патерик Печерский, изд. D. Tschiewskij. München, 1964: Vie de Théodose. Слово 18. P. 40: Isakij. Слово 36. P. 185 ff. 1178 Exercices spirituels, Seconde semaine, Quatrie jours. Trad, de P. Jennesseaux. Paris, 1886. P. 182 ff. 1184 Н. В. Гоголь, Собрание сочинений в 7-и тт. Т. III. Москва, 1984. С. 62–113; ср.: P. Evdokimov, Gogol... P. 45–49. 1194 Ibid. P. 36 ff.; И. Пятницкий, Опыт православного нравственного богословия. Ставрополь, 1890. С. 238. 1201 Пространный христианский катехизис Праворлавно-Кафолической Восточной Церкви. Москва, 1914; Tyszkiewicz, Moralistes. P. 83. 1207 Н. Бердяев , О назначении человека. Париж, 1931. С. 99. Бердяев, который борется против «объективации» в гносеологии, является гораздо большим врагом абстрактной нравственности, которую он разоблачает в толстовстве; ср.: О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. С. 30. 1210 Н. Федоров, Философия общего дела. Т. 2. С. 236, 264; Н. Лосский, История русской философии. С. 409. 1211 С. Гессен, Философия наказания//Логос. 1912–1913; Философия добра в «Братьях Карамазовых»//Современные Записки, 1928; ср.: Н. Лосский, История русской философии. С. 409. 1215 Н. Лосский, История русской философии. С. 272; С. Н. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 263. 1216 Л. П. Карсавин, О личности. Каунас, 1929; О началах. Берлин, 1925. С. 59; Н. Лосский, История русской философии. С. 387. 1217 L. Karsavin, Der Geist des russischen Christentums, §6//Bubnoff II. S. 335; ср.: H. Лосский, История русской философии. С. 387 и сл. 1218 В своих снах Раскольников снова и снова ударяет старуху по голове, но каждый раз после этого она начинает заливаться жутким смехом. Он никак не может до конца убить ее. Кара ясна: «Не старушонку я убил, а себя самого», – думает Раскольников (Преступление и наказание. Ч. III, VI//Собр. соч. Т. 6. Ленинград, 1973. С. 211 и сл.). 1220 I. Hausherr, Philautie. De la tendresse pour soi-même a la charité selon Maxime le Confesseur//OCA 137. Rome, 1952; см. также: Столп и утверждение истины. XII, письмо 11-е.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Ко второму разделу относятся работы о литургических традициях Римско-Католической Церкви, продолжившие труды профессоров А. Л. Катанского и Е. И. Ловягина . Это сочинения: «Сравнительные достоинства православного и католического богослужения (с археологической и литургической точки зрения)» (1886), «Сравнение православной литургии с римско-католической» (1893), «История чина причащения в Восточной и Западной Церкви» (1900), «Богослужение Галликанской Церкви» (1911) 56 . В третий раздел входят работы, написанные в связи с принятием Римско-Католической Церковью на I Ватиканском соборе 1870 г. нового догмата о непогрешимости папы Римского. Авторы этих работ подвергли критическому анализу правомерность принятия названного догмата, ставшего еще одним препятствием на пути к достижению вероисповедного единства Восточной и Западных Церквей. К этой теме относятся сочинения: «Разбор учения Ватиканского собора о непогрешимости папы» (1882), «Критика догматических определений Ватиканского собора 1870 года» (1895), а также «Значение Рима и его преданий в истории развития папской власти» (1893) и «Содействие духовенства развитию папской власти в первом периоде отдельной истории Западной Церкви» (1893). Следует также отметить, что в ноябре 1890 г. доцент по кафедре патристики СПбДА Т. А. Налимов защитил представленное им на соискание степени магистра богословия сочинение «Вопрос о папской власти на Констанцском соборе» 57 . Особое место в научных исследованиях профессоров и студентов СПбДА по римо-католичеству по-прежнему занимали работы о попытках сближения Римско-Католической и Православных Церквей в прошлом. Продолжая труды, начатые профессором А. Л. Катанским , приват-доцент СПбДА А. Садов написал сочинение «Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма» (в 1883 г. вышло отдельным изданием – СПб., 1883) и был удостоен за него ученой степени магистра богословия 58 . На страницах еще одного печатного органа СПбДА – журнала «Странник» – также помещались статьи, относящиеся к данной проблеме. Таково, например, исследование Ф. Д. Делекторского «Флорентийская уния и вопрос о соединении Церквей в древней Руси» 59 . Той же теме были посвящены и некоторые кандидатские сочинения выпускников СПбДА, как, например, «Критический разбор попыток к соединению Церквей на Лионском и Ферраро-Флорентийском соборах» (1881), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XII и XIII вв. Исторический очерк» (1914), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XIV и XV столетиях. Исторический очерк» (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Творения, оригинальный текст Migne,PG. – Т. 80–84. A. Mohle. Theodoret von Kyros, Komnentar zu Jezaia.//Mutteilungen des Septuaginta-Unternehmens der Wissenschaften zu Gottingen. – Bd. V. – Berlin, 1932. L. Parmentier. Theodoret. Kirchengeschicte.//Die griechischen christlichen Schriftsteller. – T. 19. – Leipzig, 1911. SChr.: Theodoret de Cyr. Commentaire sur Isaie. – T. 276, 295, 315. – Paris, 1980–1984. – Correspondance,lettres I-LII. – T. 40. – Paris, 1982. – Correspondance, lettres 1–95. – T. 98. – Paris, 1964. Correspondance, Iettres 96–147. – Till. – Paris, 1965. – Correspondance. – T. 429. – Paris, 1998. – Histoire des moines de Syrie. – T. 234, 257. Paris, 1977 – 1979. – Therapeutique des maladieshelleniques, v. 1 –2. – T. 57. – Paris, 1958. Творения , русский перевод Блаженный Феодорит. Толкование на Песнь Песней (на слав. яз. ). – М., 1840. Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Ч. 1–7. – М., 1855–1861. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. Письма (ч. 1 – 2). – Ч. 7–8. – Сергиев Посад, 1907–1908. История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках, блаженного Феодорита . – СПб., 1853. – То же. – Репринт. – М., 1996. Церковная история Феодорита , епископа Киррского. – СПб., 1852. Литература Глубоковский Н. Блаженный Феодорит . – Т. 1–2. – М., 1890. Глубоковский Н. Историческое положение и значение личности бл. Феодорита , епископа Киррского.//Прибавления к творениям святых отцов. – М., 1891. – Ч. 47. – С. 309–396. Горский А., протоиерей. Жизнь блаженного Феодорита , епископа Кирского.//Прибавления к творениям святых отцов. – М., 1855. – Ч. 14. – С. 309–396. Малушкович В. Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Ветхого Завета. – Л., 1959. Artzer J. J. The Imagery in the De providentia and the Graecorum affectionum curatio of Theodoret of Cyr. – The Catholic University of America, 1970. Ashby G. W. Theodoret of Cyras as Exegete of the Old Testament. – Grahamstown, 1972. Asmus J. R. Theodorets Therapeutik und ihr Verhaltnis zu Julian.//Byzantinische Zeitschrift. – Leipzig, 1894. – T. 3. – S. 116–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не следует упускать из виду и богатейшую житийную литературу, которая при всей своей формальной обусловленности законами жанра обладает чертами, свойственными историческим сочинениям. Подобное смещение центра тяжести в развитии сказалось и позднее, уже в эпоху развития науки нового времени. Скрупулезному изучению исследователями в большей степени подвергались (и продолжают подвергаться) главным образом труды ранневизантийских историков. Исторические сочинения западных писателей IV–V вв., как правило, стоят где-то на втором плане; из них действительно нельзя составить столь же блистательной цепочки типа: Евсевий – Сократ – Феодорит – Созомен. Об их творчестве см., например, следующие фундаментальные исследования отечественных ученых: Лебедев А. П. Греческие церковные историки IV, V и VI веков. М., 1890 (позднее переиздано в книге «Собрание церковно-исторических сочинений». Т. 1. М., 1898 в качестве первого отдела труда «Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX» под названием «Греческая церковная историография древних времен». С. 3–236); Глубоковский Н. Н. Блаженный Феодорит , епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1–2, М., 1890; Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии/Византийский временник. Т. 43. М., 1982. С. 3–21; Удальцова З.В. Филосторгий – представитель еретической церковной историографии/Византийский временник. Вып. 44. М., 1983; Удальцова З.В. Развитие исторической мысли/Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984, раздел о церковных историках см. на С. 179–245; Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998 и др. Здесь мы не имеем в виду жития и полемическую литературу, также содержащие, безусловно, ценные исторические сведения. Кроме того, говоря об исторических сочинениях, мы хронологически захватываем период начиная с середины IV в. и не затрагиваем известного «О смерти гонителей» Лактанция , не отражавшего все-таки в полной мере специфики именно западной христианской исторической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Промышленные районы, населенные преимущественно старообрядцами, также подлежали ведению Православной Церкви, действовавшей через подготовленных миссионеров-проповедников, поддерживая на крупных фабричных предприятиях свой высокий авторитет. 242 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1890–1891 гг. СПб., 1893. С. 41. 243 О поселении при заводах рекрут, присылаемых на оные//ПСЗ РИ. Т. 9. 1735. 6831. П. 10. С. 597. 244 См.: Устройство церкви при Илгинском казенном винокуренном заводе//ПСЗ РИ. Изд. 2. Т. 15. 1840. Производство свяшенно-церковным служителям при казенных горных заводах увеличенных окладов жалованья//Там же. Т. 18. 1843. 16632; Об окладах содержания священно- и церковнослужителей Нерчинских горных заводов//Там же. Т. 19. 1844. 17952; О пенсиях духовенству оружейных и пороховых заводов//Там же. Т. 20. 1845. 19007; Число священников при церкви Сестрорецкого оружейного завода//Там же. Т. 26. 1851. 24794 и др. 246 Федоров С. А. О воскресном отдыхе//Труды высочайше утвержденного торгово-промышленного съезда 1896 года в Нижнем Новгороде. СПб., 1897. Т. 3. Вып. 5: Улучшение быта рабочих. С. 398. 248 Двадцатипятилетие Глуховского начального училища на фабрике компании Богородско-Глуховской мануфактуры (1870–1895 гг.): Историческая записка, составленная заведующим Глуховскими, Министерства народного просвещения, училищами, священником Богородского Богоявленского собора А. Ф. Каптеревым. М., 1895. С. 19. 249 См.: Васильев В. Численность, территориальное размещение, состав фабрично-заводского пролетариата Центрального района России в эпоху империализма//Пролетариат Центрального промышленного региона в 1907 – феврале 1917 г. Иваново, 1984. С. 28. 252 См.: Ромашова В. И. Образование постоянных кадров рабочих в пореформенной промышленности России//Рабочий класс и рабочее движение в России 1861 – 1917. М., 1966. С. 153. 257 ГА РФ. Ф. Р–7952. Оп. 3. Д. 271. Л. 232. Автобиографии и биографии рабочих завода Московского металлического завода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. 1979. Л. Срезневский И. И. , 1846а. Архитектура храмов языческих славян//Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М. Срезневский И. И. , 18466. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков. Срезневский И. И. , 1848. Исследования о языческом богослужении древних славян. СПб. Срезневский И. И. , 1853. Збручский истукан Краковского музея//ЗРАО. Т. 5. Срезневский И. И. , 1858. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. З. М. Снорри Стурлуссон, 1980. Круг земной. М. Сумцов Н. Ф., 1885. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков. Сумцов Н. Ф., 1890. Культурные переживания. Киев. Татищев В. Н., 1962. История Российская. Т. 1, 2. М. Тацит Корнелий, 1970. О происхождении германцев и местоположении Германии. Сочинения в двух томах. Т. 1. П. Тейлор Э. Б., 1989. Первобытная культура. М. Тельнов Н. П., 1988. Исследования славянского селища Скок//Археологические исследования в Молдавии в 1983 г. Кишинев. Тельнов Н. П., 1989. Раскопки поселения Скок//Археологические исследования в Молдавии в 1984 г. Кишинев. Терский-Шеломенцев B. C., 1968. Новые находки печатей из летописного Звенигорода//Нумизматика и сфрагистика. Т. 3. Киев. Терский-Шеломенцев B. C., 1978. Исследования детинца Звенигорода Галицкого//СА. Тиваненко А. В., 1979. Древние культовые святилища – новый тип археологических памятников Забайкалья//Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. Новосибирск. Тиваненко А. В., 1989. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск. Тимофеев Е. М., 1961. Расселение юго-западной группы восточных славян по материалам могильников Х-ХШ вв.//СА. Тимощук Б. О., 1969. Nibhiчha Буковина – земля слов " янська. Ужгород. Тимощук Б. О., 1976. Словяни Nibhiчhoi Буковины V–IX вв. Kuib. Тимощук Б. О., 1982. Давньоруська Буковина. Kuib. Тимощук Б. А., 1987. Социально-территориальная структура княжеской крепости X–XI вв. в Теребовле//Задачи советской археологии в свете решений XXVII съезда КПСС. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010