Л. Маури Виджевани XVI в. Дать лаконичную и обобщающую характеристику христ. муз. культуры И. XVI в.- задача непростая по неск. причинам: 1) муз. культуре Европы этого времени был присущ интернациональный характер, обусловленный не только распространением репертуара, но и миграцией композиторов и исполнителей; 2) рассматриваемый период относительно однороден в стилевом отношении, но при этом в нем сосуществуют традиц. (напр., canto piano, canto fratto, простая полифония) и новые (вокальные и инструментальные сочинения с использованием 2 и более хоров, начало развития стиля concertato) элементы, бытование к-рых выходит за рамки XVI в.; 3) взаимодействие, часто недооцененное, между церковной и духовной музыкой, с одной стороны, и светской и церемониальной - с другой (искусственное разделение этих сфер создает риск неверной оценки рассматриваемого периода). На протяжении XVI в., начало к-рого ознаменовано достижениями франко-фламанд. школы (композиторов поколения Жоскена Депре; см. Нидерландская школа ), предпринимались стилистические эксперименты различного рода: постоянное развитие искусства контрапункта и одновременно освоение гоморитмического письма, призванного обеспечить ясность пропеваемого текста (напр., в произведениях Гаспаро Альберти (де Альбертиса; ок. 1489 - ок. 1560), Винченцо Руффо (ок. 1508-1587), Томаса Луиса де Виктории (ок. 1548-1611)); практика cori spezzati (деление хора на неск. групп) в Сев. Италии и различные воплощения идеи многохорности; прием выразительного чтения текста (напр., в мотетах Луки Маренцио (1553/54-1599)), близкого к строгому формульному речитативу библейских чтений. Canto fratto: «Credo». «Conceptionis» в Кириале-Градуале. 1599–1600 гг. (Trento. Fondazione Bibl. S. Bernardino. 327) Canto fratto: «Credo». «Conceptionis» в Кириале-Градуале. 1599–1600 гг. (Trento. Fondazione Bibl. S. Bernardino. 327) Существует обширная лит-ра о деятельности отдельных центров и институтов, об истории форм композиции, о жизни и творчестве итал. и иностранных композиторов, работавших в И. в этот период: Костанцо Фесты (ок. 1485/90-1545), Андреа Габриели (1532/33(?)-1585), Адриана Вилларта (ок. 1490-1562), Кристобаля де Моралеса (ок. 1500-1553), Франческо Кортеччи (1502-1571), Якоба Аркадельта (1507(?)-1568), Чиприано де Роре (1515/16-1565), Джованни Анимуччи (ок. 1520-1571), Виктории, Маренцио и др. В данном разделе рассмотрены наиболее характерные аспекты итал. церковной музыки этого времени.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

В 1-й трети ХХ в. зап. ученые подвергли пересмотру и периодизацию, и само понятие Н. ш., установив, что новые тенденции в муз. искусстве 1-й пол. XV в. имеют северофранц. происхождение. «Принципиальной художественной заслугой этой эпохи (как в музыке у Дюфаи, так и в живописи у Яна ван Эйка) является, по мнению Бесселера, осуществление перехода от «готики» к собственно «нидерландской эпохе», начинающейся с поколения Й. Окегема. Этот переход, произошедший в искусстве того времени, связывается им с возвышением… Бургундского герцогства» ( Лопатин. 2010. С. 29-30). В свою очередь мастера «бургундской школы» испытали влияние англ. композитора Дж. Данстейбла. По мнению П. Ланга, предложившего в 1939 г. термин «франко-фламандская школа», «французы, нидерландцы и итальянцы, также испанцы и поляки вносили свой вклад в универсальную европейскую музыкальную культуру, которая фактически не имела географических разделений» (Там же). Тем не менее наименование «нидерландская школа» имеет право на существование, если принять во внимание, что ее представители были выходцами из Исторических Нидерландов, и если считать, что оно не указывает на географические рамки, поскольку нидерланд. композиторы работали практически по всей Европе. В последнее время принято выделять 5 поколений композиторов Н. ш. К 1-му поколению относят Г. Дюфаи (ок. 1397-1474) и Жиля Беншуа (ок. 1400-1460). Дюфаи работал в Камбре, Римини, Болонье, Риме, во Флоренции, в Савойе; Беншуа - в Монсе, Лилле, Суаньи. Ко 2-му поколению относится Й. Окегем (ок. 1410, близ Монса - 1497, Тур), который работал в Антверпене и Мулене (Франция), Париже и Туре. Композиторы 3-го поколения - Жоскен Депре (ок. 1450-1521) и Я. Обрехт (1457/58, Гент - 1504/05, Феррара); 1-й работал в Экс-ан-Провансе, Милане и Риме, Ферраре и Конде-сюр-л " Эско, 2-й - в Утрехте, Камбре, Брюгге, Антверпене. А. Вилларт (ок. 1490-1562), главная фигура 4-го поколения, работал в Ферраре и Венеции, где стал основателем т. н. венецианской школы . Самый известный представитель 5-го поколения, О. ди Лассо (1532-1594), жил в разных городах Италии, а также в Монсе, Антверпене и Мюнхене. Кроме упомянутых к Н. ш. относятся А. Бюнуа, Л. Компер, А. Агрикола, Х. Изак, П. де ла Рю, А. Брюмель, Н. Гомберт, Я. Аркадельт, Я. Клеменс, Ч. де Роре, Ф. де Монте и др. Многие из названных композиторов были певчими, регентами в капеллах крупных церквей, вплоть до папской, также в аристократических капеллах; некоторые имели духовный сан.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

Все клирики получали годовые и праздничные сукна деньгами или материей, им полагалось также носильное платье или давалась материя. Соборные диаконы кроме общих годовых, праздничных и «радостных» сукон получали до 1652 г. «кликальные» сукна за провозглашение царского многолетия на службах в навечерие Рождества и Богоявления, совершавшихся по обыкновению в присутствии царя. В качестве царских духовников протопопы Б. с. получали особое содержание, складывавшееся из годового денежного жалованья на поденный корм и на милостыню нищим, неокладных дач товарами и деньгами, а также подарков деньгами и ценными вещами от царской семьи. По-прежнему практиковалось пожалование им земельных владений. Сохранились подлинники 2 жалованных грамот царя Михаила Феодоровича 1613-1616 гг. на вотчины в Ярославском у. протопопу Кириллу. Во владении Стефана Вонифатьева находились 22 двора, населенных 43 душами муж. пола. Очевидно, и др. настоятели Б. с. были владельцами населенных земель. С кон. XVII в. ружное жалованье духовенству сокращалось, в XVIII в. были отменены всякого рода натуральные дачи. В 1764 г. Б. с. лишился всех земель и угодий, перешедших в ведение Коллегии экономии, к-рая на содержание 3 московских кремлевских соборов выдавала 5868 р. в год (см. ст. Секуляризация церковных имуществ ). В XIX в. причт собора получал дополнительный доход в виде процентов с гос. ценных бумаг и банковского капитала, принадлежавших собору. Настоятели Б. с. Протопопы: Феодор (упом. в 1477), Афанасий (упом. в 1490/91), Фома (упом. в 1504), Василий (упом. в 1523 - ок. 1531-1533), Алексий (упом. в 1533), Феодор Бармин (упом. в 1547 - нач. 1548, с 6 янв. 1548 монах Чудова мон-ря), Иаков (упом. в 1548); Андрей (упом. в 1553-1562, в монашестве Афанасий, с 1564 митр. Московский и всея Руси), Симеон (1-я пол. 60-х гг. XVI в., из Пскова, принял постриг с именем Симон в Иосифо-Волоколамском мон-ре), Евстафий (упом. в 1567-1570), Елевферий (упом. в 1584/85), Феодор (упом. в мае 1606), Терентий (упом. в июле - окт.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Протестантизм. Персоналии ДИППЕЛЬ Иоганн Конрад (псевд. Кристиан Демокрит) (1673-1734), нем. протестант. теолог, сторонник движения пиетизма КАЛЬВИН Жан (1509-1564), богослов, проповедник, пастор; ведущий деятель европ. Реформации, основоположник кальвинизма КАМЕРАРИЙ Иоахим (1500-1574), нем. гуманист, приверженец лютеран. Реформации, филолог, церковный историк и педагог КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф (1486-1541), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; один из ведущих деятелей Реформации КЕТЛЕР Готхард (ок. 1517 - 1587), последний ландмейстер Тевтонского (Немецкого) ордена в Ливонии (1559-1562), первый герц. Курляндии и Семигалии (c 1562) КИНГ Мартин Лютер (1929-1968), баптистский проповедник, лидер движения за гражданские права афроамериканцев в США, почитается как мученик в Протестантской епископальной церкви в США и в Евангелическо-лютеранской церкви в Америке КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор КЛАРК Джеймс Фриман (1810-1888), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства МЮНЦЕР (ок. 1490 - 1525), нем. проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров радикальной Реформации ОЗИАНДЕР Андреас († 17.10.1552), нем. евангелический проповедник и теолог; крупный церковный деятель периода Реформации

http://pravenc.ru/rubrics/208563_3.html

Чтобы смягчить эти муки, может быть полезно ходатайство живых верующих, а именно Жертвоприношение Мессы, молитвы, милостыня и другие благочестивые деяния, которые верующие имеют обычай совершать ради других верующих согласно установлениям Церкви. – (1305) Что касается тех душ, которые, приняв Крещение, никоим образом не запятнали себя грехом, а также тех, которые, запятнав себя грехом, очистились, будь то в теле или оставив его, как об этом было сказано ранее, то они немедленно принимаются на Небесах и ясно зрят Самого Бога Триединого, Таким, как Он есть; однако же одни более совершенно, нежели другие, согласно различию их заслуг. – (1306) Что же до тех душ, которые умирают в состоянии совершенного смертного греха или же с одним первородным грехом, то они незамедлительно попадают в ад, где получают, однако, неравное наказание. Булла Льва X «Exsurge Domine» (15 июня 1520 г.) Заблуждения Мартина Лютера 474 В числе осужденных папой Львом X положений Лютера есть некоторые, касающиеся чистилища. В самом деле, совершенно в логике учения об оправдании и бесполезности добрых дел отвергать возможность искупления грехов. Но в первых своих трудах Лютер не решился открыто опровергать существование чистилища. Он довольствовался тем, что отрицал его обоснованность Писанием [ХВ 968–969], оспаривая, в числе прочего, каноничность Второй книги Маккавейской, один из стихов которой [ 2Мак 12, 42 ] обычно приволился как доказательство [существования] чистилища. Он подвергал сомнению также и состояние, и возможности человека, страдающего в чистилище [ХВ 969–969/2]. 1487) 37. Нельзя доказать [существование] чистилища ни одни текстом Священного Писания, который входил бы в канон. 1488) 38. Души чистилища не уверены в своем спасении, или, по крайней мере, не все. Никакой довод и никакой текст Писания не доказывает, что они находятся в состоянии, в котором могут обрести заслуги и в котором их любовь возрастает. 1489) 39. Души чистилища согрешают беспрестанно, столь долго, сколь ищут покоя и страшатся мук. 1490) 40. Души, освобожденные из чистилища благодаря ходатайству живых, менее счастливы, чем если бы они воздали удовлетворение за себя сами. Декрет об оправдании 476 По сравнению с первыми своими трудами, Лютер занял значительно более жесткую позицию относительно чистилища, особенно после публикации Аугсбургского исповедания, где об этом не было упомянуто. Поэтому Тридентский Собор вынужден был вынести вопрос на широкое обсуждение. Первое опровержение реформаторских тезисов было сделано в 1547 г. в Декрете об оправдании. ХВ 612 22-я сессия (17 сентября 1562 г.) Учение о пресвятом Жертвоприношении Мессы 477 Перевод заседаний Тридентского Собора в Болонью и вызванные этим трудности не помешали Отцам продолжать дебаты о чистилище и индульгенциях. Но только в 1562 г. в декрете и канонах о св. Мессе появляется новое, уточненное положение учения. ХВ 768, 778

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Теплинский Богдан, помещик, 1578 г., Арзамас Теплухин , крестьянин, 1624 г., Курмыш Теплый Ананьич Напольский [см. Напольский], 1551 г., Переяславль Тепляк, Тепляков : Тепляк, крестьянин, 1545 г., Новгород; Первый [ср. Первуша] Тепляков, московский подьячий, 1627 г.; писец в Костроме Тепляк – теплый весенний ветер; тепляки – валенки Теприцкий Павел Никитич и Неупокой Реутов [см. Неупокой, Реут], 1568 г., Ярославль [см. Тевриз] Тептюков Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1506 г., Переяславль Теребихин Глеб, 1567 г., Москва Теребов Федор, крестьянин, 1545 г., Олонец Теремов Василий, посадский человек, 1660 г., Тотьма Терех – распространено; Тереховы, помещики, XVI в., Тула [см. Гольцевы] Терех – Терентий, в Новгороде – Терехно Терновский Ермолай Тютрюм [см. Тютрюм], середина XVI в.; Иван и Судок [см. Судак] Ермолаевичи Тютрюмовы, 1597 г., Рязань Терпигорев Федор Федорович, гонец вел. кн. с грамотами в Смоленск, 1490 г.; несколько Терпигоревых, помещики, с конца XV в., Новгород; Федор, писец, середина XVI в., Обонежская пятина [см. Четвертка] Терпилов Семен, крестьянин, 1483 г., Белоозеро Терюшный ( Терюшной ) Леонтьевич Облязов [см. Обляз], воевода, 1615 г., Ярославль (1613 г., Дорогобуж? – С. В.) Ср. терюха – лихорадка; терюх – бестолковый человек Теряй Дмитрий Иванович Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], конец XV в.; его сын Михаил Дмитриевич Шат [см. Шат] Теряев, 1531 г.; от них – Теряевы Тесалов Иван, крестьянин, 1545 г., Ярославль Тесмин см. Тясмин Тесто Иван Семенович Плещеев [см. Плещей], первая половина XVI в.; Федор Григорьевич Тесто Бутурлин [см. Бутурля], 1606 г.; Потеха [см. Потеха] Тестов, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Тестярев Василий Пятого, 1572 г., Стародуб Ряполовский Тетерев Кузьма Ананьин, крестьянин, 1524 г., Дмитров Тетеревик кн. Иван Федорович Тростенский-Оболенский [см. Тростенский], 1550 г. Тетерка кн. Василий Иванович Палецкий, первая половина XVI в. Тетеря, Тетерин : Иван Назарович Тетеря Хлопов [см. Хлопов], 1571 г.; Павел Григорьевич Тетерин, 1425 г., Суздаль; Тимофей Пухов [см. Пух] Тетерин, в 1562 г. бежал в Литву, за что казнено 17 человек Тетериных [см. Гундор, Смиряй]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кукишка Яков, крестьянин, 1498 г., Новгород Кукишка – кукиш Кукла, Куклин : Кукла Григорий, крестьянин, 1545 г., Новгород; Трофим Куклин, 1630 (1636? – С. В.) г., Устюг Кукля Василий, крестьянин, 1609 г., Арзамас Кукмачев Майко [см. Майко] Кузьмин, подьячий, 1570 г. Куковой , крестьянин, 1545 г., Новгород Куковской Афанасий, посадский человек, 1625 г., Зарайск Кукольников Ермак [см. Ермак], крестьянин, 1526 г., Пошехонье Кукоров Петр, крестьянин, 1495 г., Новгород Кукосов Конон, 1530 г., Рязань Куктин Дмитрий, пушкарь, 1625 г., Зарайск Кукубяка кн. Василий Федорович Мезецкий, вторая половина XV в. Кукуев Ульян, крестьянин, 1564 г., Олонец Кукуй, кокой – день Ивана Купалы Кула , крестьянин, 1540 г., Новгород Кула, кулага – прошлогодняя трава под снегом Кулаев Яков Семенов, посадский человек, 1614 г., Тверь Кулак, Кулаковы – очень распространено; крестьяне, 1545 г., Новгород Кулебакин Никита Семенович, конец XV в., Новгород, Бежецкая пятина; Иван Кулебака, крестьянин, там же [см. Несговор, Ометюк] [Ср. Колюбакин] Кулемин Степан, крестьянин, 1564 г., Заонежье Кулема – ловушка для мелкого зверя Кулешевы , вторая четверть XV в. и позже, Дмитров Кулешин Василий, дьяк, 1490 г., в посольстве к римскому императору; Тимофей, казнен в опричнине Кулеш – жидкая каша, размазня Кулешов Иван, посадский человек, 1624 г., Зарайск Кулибаев Тихон Семенов, подьячий, 1531 г.; ср. Замятня [см. Замятня] Иванович Кулебаев, 1562 г., Кашин Куливерев ( Кулибарев ) Киприан, крестьянин, 1499 г., Бежецкий Верх Кулигин Иван, посадский человек, 1630 г., Руза Кулик, Куликов : Иван Иванович Кулик Самарин [см. Самара] Куликовы, помещики, конец XV в. и позже, Новгород Куличин Трофим, крестьянин, 1627 г., Белев Куличка кн. Дмитрий Константинович Щепин-Оболенский [см. Щепа], вторая половина XV в.; Василий Куличкин, дворцовый подьячий, 1678 г. Кулич, куличка – сдобная ватрушка Кулкишов Ефим Окулов [см. Окул], крестьянин, 1534 г., Белоозеро Куломзин Салтан [см. Салтан] Артемьевич, дьяк, 1582 г.; Куломзины, XV–XVII вв., Кострома

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЕН [англ. Allen] Уильям (1532 - 16.10.1594, Рим), кард. Род. в семье ланкаширского дворянина, учился в Оксфорде (Ориел-колледж, 1547-1554), затем там же преподавал. В 1556-1561 гг. глава колледжа Сент-Мэри-Холл. В 1562 г. эмигрировал из Англии и поселился в Лувене (Лёвен, Бельгия). Читал лекции по теологии в Лувенском ун-те, позднее в Мехелене, в коллегии бенедиктинцев. В 1565 г. принял сан священника. В 1568 г. основал в Дуэ первую англ. семинарию на континенте. С этого времени и до конца жизни А. оставался неофиц. главой англ. католиков. В 1585 г. был отозван в Рим (в связи с подготовкой Армады против Англии). В 1587 г. папа Сикст V сделал его кардиналом. С 1591 г. и до конца жизни папский библиотекарь, участвовал в издании Вульгаты в 1592 г. А. был автором ряда политических памфлетов, посвященных взаимоотношениям католиков с протестант. правительством Англии. Самые известные: «Апология основания двух Английских коллегий» (1581), «Правдивая, искренная и умеренная защита английских католиков» (1584) и «Увещевание знати и народа Англии» (1588). Соч.: An Apology of the Foundation of the Two English Colleges. Antw., 1581; True, Sincere and Modest Defense of the English Catholics. Reims, 1584; An Admonition to the Nobility and People of England. Antw., 1588; Letters and Memorials/Ed. T. F. Knox. L., 1882. Лит.: Haile M. An Elizabethan Cardinal. N. Y., 1914; Guilday P. K. The English Catholic Refugees on the Continent, 1558-1795. N. Y., 1914; Mattingly G. William Allen and Catholic Propaganda in England//Travaux d " Humanisme et Renaissance. 1957. Vol. 28. P. 325-329; Duffy E. W. Cardinal Allen, 1534-1594//Recusant History. L., 1994. N 22. P. 117-129; Williams M. E. William Allen: The 16th century Spanish Connection//Ibid. P. 129-140. А . Ю . Серёгина Рубрики: Ключевые слова: АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации

http://pravenc.ru/text/114724.html

Илия, епископ упоминается в 1120–1128 Косма, епископ рукоположен с 1143 упоминается до 1156 неизвестно Дионисий, епископ, свт. назначен Николай, епископ бывший епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 неизвестно Владимир, епископ упоминается неизвестно Каллист I, епископ упоминается в начале XIII века неизвестно Алексий, епископ упоминается в 1231 первая пол. XIII века неизвестно Симеон, епископ, свт. упоминается с 1260 по 1271 епископ Тверской; 3.02.1289 Иаков, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается неизвестно Феодосий, архиепископ рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий, архиепископ упоминается неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1450 по 1456 неизвестно Полоцкая и Витебская Имена Сведения Каллист II, епископ упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается неизвестно Симеон, архиепископ рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митрополит Киевский и всея Руси Иона (Глезна), архиепископ рукоположен с 1482 до 1492 митрополит Киевский и всея Руси Лука, архиепископ управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 позже 1503 Евфимий (Окушкович Боский), архиепископ упоминается в 1504–1512 Симеон, архиепископ упоминается неизвестно Киприан, архиепископ упоминается в начале XVI века неизвестно Иосиф (Русин), архиепископ управлял с 1516 по 1523 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил, епископ упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Имена Сведения Мисаил, архиепископ рукоположен с 27.04.1534 неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1534 до 1549 неизвестно Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ упоминается Герасим (Корсак Глеб), епископ управлял с 28.03.1558 неизвестно Волович Григорий Маркович пан (не рукоположен), управлял, упоминается ранее октября 1562 до 22.10.1562 Арсений (Шишка), архиепископ рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Имена Сведения Трифон (Ступишин), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2. Агиограф, писатель-полемист, переводчик (2-я пол. XV в.- после 1535). Несколько раз (с 1515 или 1516 до 1520 г., затем с кон. 1525 до 1528 г. и в 1-й пол. 30-х гг.- до 1534) был протом Афона . Прот с тем же именем, упоминаемый в афонском акте 1562 г. из архива Эсфигмена ( А. Света Гора и Хиландар у Османском царству XV-XVII. Београд, 2000. С. 265), является, по всей видимости, др. лицом. Нек-рые исследователи (М. Н. Тихомиров, Дж. Радойчич) отождествляли с Г. инока афонского Ксиропотамского мон-ря (возможно, серб. обители св. Павла Ксиропотамского), упоминаемого в «Выписи о втором браке Василия III», к-рый в 1525 г. приехал в Москву с посольством И. А. Колычева и привез соборный ответ святогорцев по поводу каноничности развода московского князя с Соломонией Сабуровой и допустимости 2-го брака (его рассказ составляет значительную часть этой историко-полемической компиляции). Произвольность отождествления этих двух лиц справедливо отметил А. А. Зимин ( Зимин А. А. Выпись о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 134). Прозвище этого Гавриила Мстиславич, по неизвестной причине считающееся указанием на его рус. происхождение, содержится в единственном списке «Выписи» XVIII в. (РГБ. Унд. 338) и явно не восходит к архетипу текста. Между 1517 и 1519 гг. Г. написал Житие патриарха К-польского Нифонта II (1488-1490, 1499-1500, 1502; † 1508), к-рое является ценным источником для составления как биографии святителя, так и истории К-польского Патриархата посл. четв. XV - нач. XVI в. Житие сохранилось на греч., слав. и румын. языках ( Popescu N. Nifon II. Bucur., 1914. P. 22-23). Вопрос о языке оригинала является предметом научной дискуссии: П. А. Сырку считал, что памятник изначально был написан по-славянски ( Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV и XVII вв. СПб., 1901. С. 252), К. Иричек оригинальным считал греч. текст ( Иричек К. Ucmopuja Срба. Београд, 1952. 2. С. 374). Через королевского логофета (управлявшего слав. канцелярией) Лацко из Мэчешти Г.

http://pravenc.ru/text/161273.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010