В соответствии со 2-м пониманием, более распространенным в современной науке, К. рассматривается не столько в аспекте его объективного философско-богословского содержания, сколько как локальное историческое явление, т. е. как зародившееся в XVII в. гетеродоксальное направление в католической мистике ( Pacho. 1986. Col. 2756-2757). Вместе с тем на основании анализа источников исследователи выделяют 2 принципиальных доктринальных пункта, позволяющих не только исторически, но и идейно отделить К. от иных схожих духовных движений, направлений и школ: учение о «созерцательной», «безобразной», «умной» молитве, предполагающей пассивное переживание человеком воздействующей на него благодати Божией, и учение о полном самоотречении человека и «чистой любви» к Богу ради Самого Бога, которая является высшей степенью достижимого земного совершенства ( Meredith. 1997. S. 41; ср.: Pourrat. 1947. P. 128; Омэнн. 1994. С. 307-308). Нюансы предлагавшихся внутри К. различных объяснений этих 2 его основоположений свидетельствуют как об определенном смысловом согласии, так и о некоторых расхождениях между его основными представителями. При этом вопрос о влиянии предшествующей богословской и духовно-мистической традиции на представителей К. должен решаться индивидуально для каждого из квиетистских богословов, поскольку нередко сходные религиозные идеи черпались ими из различных источников. Во многом именно различием источников и влияний объясняются наиболее важные расхождения между испано-итал. и франц. течениями К. Квиетисты Испании и Италии в большей степени были ориентированы на практическое богословие созерцательной молитвы и мистического соединения с Богом. В значительной мере они опирались на традицию католич. мистиков, в число к-рых входили католич. св. Петр Алькантарский (1499-1562), францисканец Франсиско де Осуна († ок. 1540), католич. св. Хуан де ла Крус (1542-1591), католич. св. Франциск Сальский (1567-1622), католич. св. Тереза Авильская (1515-1582) и др. Франц. квиетисты, позаимствовав из итал. К. его мистическое основание в виде учения о созерцательной молитве, соединили его с идеями христианизированного платонизма (наиболее ярким его выражением в восточном христианском богословии были «Ареопагитики» , а в западном богословии - взгляды блж. Августина ), а в неявной форме восприняли также и некоторые тенденции европейского протестантизма, предложив в качестве альтернативы протестантскому учению о спасении одной только верой учение о спасении одной только любовью к Богу. К. в Италии и Испании

http://pravenc.ru/text/1684047.html

В булле «In supremae praeminentia dignitatis» от 20 апр. 1303 г. об учреждении Римского ун-та (впосл. ун-т Сапиенца) папа Римский Бонифаций VIII закрепил за камерарием Римской Церкви пост архиканцлера этого ун-та. В 1306 г. папа Римский Климент V определил, что должность камерария будет пожизненной, а в случае смерти камерария в период sede vacante кардиналы должны избрать исполняющего обязанности камерария. К XIII в. относится преобразование camera thesauraria в Апостольскую палату, к к-рой в XIII-XIV вв. отошли мн. адм., финансовые и юридические функции, связанные с управлением Папской областью . Во время т. н. Авиньонского пленения пап Апостольская палата превратилась в центральный орган управления Папским гос-вом, что привело к еще большему возвышению камерариев при папском дворе. Это было закреплено папами Римскими Урбаном V (конституция «Apostolatus officium» от 12 окт. 1363) и Урбаном VI (конституция «Apostolicae Camerae» от 8 сент. 1379). В XV в. должность камерария получила наименование «камерленго» и окончательно стала кардинальской. 6 июля 1444 г. папа Римский Евгений IV утвердил устав коллегии прелатов-клириков при Апостольской палате, возглавляемой К. Папа Римский Лев Х конституцией «Licet» от 12 июля 1517 г. подтвердил, что юрисдикция К. распространяется не только на Рим, но и на всю территорию Папского гос-ва. Положения данной конституции уточнил папа Римский Павел III в дек. 1544 г. При папе Римском Павле IV прерогативы К. были сокращены, но его преемник папа Римский Пий IV 13 нояб. 1560 г. вернул их К., а буллой «In eligendis» от 9 окт. 1562 г. подтвердил право К. на управление имуществом Папского престола в период sede vacante, а также установил обязанности К. по организации и проведению конклава для избрания нового папы. До кон. XIX в. К. совершал особую процедуру офиц. констатации смерти папы - трижды прикасаясь небольшим серебряным молоточком ко лбу умершего папы, К. называл его по имени, данному при крещении, и после 3-го раза провозглашал: «Vere Papa mortuus est» (Папа действительно умер). С этого момента понтификат считался оконченным и К. вступал в управление имуществом Папского престола. В кон. XIX в. данная церемония была заменена составлением офиц. медицинского заключения, на основании к-рого К. объявлял о кончине папы. Следующим актом К. было изъятие т. н. перстня рыбака - личной печати Римского понтифика. На собрании кардиналов К. демонстрировал изъятую печать и передавал церемонимейстеру, к-рый ее разбивал. После избрания нового папы К. надевал ему на палец новый перстень рыбака, где было выгравировано имя нового папы.

http://pravenc.ru/text/1470113.html

Когда из бывших земель Феодоро был сформирован Мангупский кадылык, он еще долгое время оставался христианским. Дело в том, что после завоевания турки проявили мудрость и не стали добивать остатки поверженных врагов, избавляя себя от изнуряющей «партизанщины». Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов. Мусульманам даже было запрещено долгое время на них селиться. Языком местных христиан оставался готский, то есть германский диалект, о чем в письме от 1562 года упоминал австрийский дипломат Ожье Гислен де Бусбек. Письмо содержит список из 96 местных слов и фраз, а также записанную послом песню на готском языке. В последующие века готов, конечно же, постепенно ассимилировали, и их следы в Крыму сегодня заметны только в белокурости и североевропейских чертах лица отдельных крымских татар и караимов. Историк Андрей Буровский пишет, что последние деревни готов еще существовали в Крыму даже в XVIII веке, но из-за какого-то конфликта их жители были перебиты татарами буквально накануне присоединения полуострова к России. Спастись удалось лишь одному подростку, уплывшему на лодке в море, — его подобрали русские моряки. Мангуп Хорошо сохранившиеся руины крепости столицы княжества Феодоро можно увидеть и сегодня. Твердыня выстроена на вершине горы Баба-даг, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250 метров, а над уровнем моря — на 583 метра. Место было выбрано не только из-за отвесных скал, но и потому что тут была вода — из земли били два источника. Руины города Мангуп. Фото: wikipedia.org    Баба-даг и без крепостных стен крайне неудобна не то что для штурма, но и для простого подъема. Гора представляет собой отдельно-стоящее «столовое» плато, круто обрывающееся к югу. С северной стороны на нее взобраться хоть и сложно, но можно: там крутые обрывы имеют четыре протяженных выступа, разделенных пологими оврагами. Их жители перегородили мощными стенами с башнями и пропускали только гостей с мирными намерениями.

http://pravoslavie.ru/70333.html

В середине VII века на обломках Тюркской державы возник Хазарский каганат . С его усилением восточные аланы, владевшие Дарьяльским проходом, попали в зависимость от хазар и стали их данниками (восточная часть Алании входила в состав каганата как особая административно-территориальная единица, в которой находилась ставка наместника кагана и постоянно размещалось хазар. войско). Контроль над этим и другими проходами в Закавказье играл для хазар стратегически важную роль, особенно в период арабо-хазарских войн середины VII века. Арабо-хазарские войны привели к ослаблению Хазарского каганата, и в конце IX века аланы смогли вернуть политическую независимость. В конце IX - начале X века развернулась борьба между Византией и Хазарией за влияние на Аланию. Византийцы начали миссионерскую деятельность среди аланов, стараясь обратить их в христианство и тем самым укрепить свой союз. Византийцам удалось распространить христианство среди части западных аланов, но все же во время византийско-хазарской войны в 913 - 914 годы аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме византийской армии. Но уже около 932 года аланы пошли войной на хазар. Потерпев поражение, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали византийских священников. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X веке в результате похода дружины русского князя Святослава в 965 году. В XIII веке Северный Кавказ, в т. ч. территория Ингушетии, был завоеван монголо-татарами и вошел в состав Золотой Орды . В конце XIV века Тамерлан (1336-1405) проник в предгорья Ингушетии, в район современных селений Галашки, Мужичи, Даттых, Ангушт. В начале XV века ингуши селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалук. Но во второй половине XVI века в результате похода кабардинского князя Темрюка (декабрь 1562 ), поддержанного ногайскими мурзами и русским царем Иоанном IV Грозным, ингуши вновь были вынуждены уйти в горы. В горах складывались общества, основанные по территориальному принципу, - шахары. По письменным источникам известен ряд обществ (самоуправляющихся сельских общин или их объединений) - Кякалинское (Галгаевское), Цоринское, Феппинское (Кистинское), Джайраховское. В начале XVII века ингуши стали возвращаться в лес и лесостепь, миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка и продолжалась до первой половины XIX века. В XIX веке общества слились в единый ингушский народ и определилась территория их современного расселения.

http://drevo-info.ru/articles/13678795.h...

На вотчинное землевладение налагалась служебная повинность в одинаковой степени, как и на землевладение поместное. Следовательно, вотчиной могло владеть только лицо физическое или юридическое, способнее нести военную службу лично или через своих вооруженных слуг. Отсюда закон стал ограничивать право распоряжения вотчинами, чтобы помешать их переходу в руки, неспособные к службе, или помешать их выходу из рук способных, т. е. предотвратить ослабление служебной годности служилых фамилий. Это стеснение коснулось права отчуждения и права завещания вотчин, именно родовых, т. е. наследственных, а не благоприобретенных. Государство старалось обеспечить и поддержать служебную годность не только отдельных лиц, но и целых служилых фамилий. Отсюда и вытекали ограничения, каким подвергалось право отчуждения и завещания родовых вотчин. Эти ограничения наиболее полно изложены в двух законах – 1562 и 1572 гг. Оба этих указа ограничивали право отчуждения вотчин княжеских и боярских. Князья и бояре по этим законам не могли продавать, менять, вообще каким-либо образом отчуждать свои старинные наследственные вотчины. На деле допускались случаи, в которых вотчинники могли продавать свои родовые вотчины, впрочем ни в каком случае не более половины, но это дозволенное отчуждение стеснялось правом выкупа родовых вотчин родичами. Это право определено уже в Судебнике царя Ивана и в дополнительных к нему указах. Отчуждение родовых вотчин обусловливалось молчаливым согласием родичей. Вотчинник, продавая родовую вотчину, отказывался от права выкупать ее за себя и за своих нисходящих потомков. Боковые родственники, подписываясь свидетелями на купчей, этим самым отказывались от права выкупа проданной вотчины, но это право сохранялось за остальными родичами, которые не давали своих подписей на купчей: они могли выкупить проданную вотчину в продолжение 40 лет. Притом родич, выкупивший свою родовую вотчину, лишался уже права дальнейшего отчуждения ее в чужой род, а был обязан передавать ее путем продажи или завещания только членам своей фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В соответствии с «Условиями...» Ливонский орден подлежал секуляризации и роспуску. Большая часть земель ордена (в т. ч. важная в стратегическом отношении Рига) переходила непосредственно под управление кор. Сигизмунда и преобразовывалась в герц-ство Задвинское в составе Литвы; меньшая часть была выделена в герц-ство Курляндия и Семигалия, становившееся родовым владением К. как вассала кор. Сигизмунда. Курляндское герцогство представляло собой область к югу от р. Зап. Двина (Даугава), которая имела вид длинной полосы, растянутой от запада к востоку; оно не было сплошной территорией, т. к. внутри его было немало чужих владений (см.: Документы к истории присоединения Ливонии к Польше. 1880. С. 414-415; Арбузов. 1912. С. 184-185). Из-за невозможности в краткие сроки добиться согласия от польск. сейма на присоединение Ливонии формально Ливония получила статус не части Литвы или Польши, но особого «личного наследственного владения» кор. Сигизмунда; при этом король брал на себя обязательство добиться освобождения Ливонии от вассальной зависимости по отношению к имп. Свящ. Римской империи и ее полноправного вхождения в союзное гос-во Литвы и Польши (Документы к истории присоединения Ливонии к Польше. 1880. С. 412). Статус провинций Ливонии как подчиненных непосредственно польск. королю остался неизменным и после Люблинской унии (1569), в результате которой Польша и Литва образовали единое гос-во - Речь Посполитую. В «Условиях...» было оговорено, что рыцари ордена, владевшие землями на территории созданного Курляндского герцогства, становились вассалами К. и получали все права польских дворян. В «Привилегиях...» закреплялось право ливонских дворян на их земельные владения, подтверждалась неизменность «германского управления» в Ливонии, т. е. всех действовавших правовых норм, договоров и обычаев. Т. к. мн. представители знати Ливонии к этому времени были протестантами, а кор. Сигизмунд оставался верным католицизму, специально была оговорена свобода вероисповедания: «Дабы оставалась священной и неприкосновенной религия, хранимая согласно евангельскому и апостольскому Писанию, Никейскому Символу и Аугсбургскому исповеданию» (Codex diplomaticus regni Poloniae. 1759. P. 243-244). 5 марта 1562 г. К. в Риге в присутствии рыцарей Ливонского ордена передал кн. Н. Радзивиллу ключи от орденских замков и печать ордена; рыцари сняли кресты и орденские мантии в знак сложения с себя духовного звания. К. принес присягу на верность кор. Сигизмунду и получил назад ключи от замков уже как вассал короля и «наместник Ливонии». Тем самым существование Ливонского ордена прекратилось ( Henning. 1848. S. 240-241; Schirren. 1885. Bd. 3. S. 285-287; ср.: Арбузов. 1912. С. 163; Klocke. 1931. S. 430).

http://pravenc.ru/text/1684285.html

XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции , т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов . В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV . Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп). В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

3,3 Ибо апостол, ясно уча, какими должны быть души, удаляющиеся от плотского брака и мірских уз и желающие целиком упражняться в девстве, говорит: «Дева 1549 заботится о Господнем, чтобы быть святою не только телом, но и духом» 1550 , – быть свободною от действительных и мысленных, то есть от явных и тайных, прегрешений повелевая душе, как невесте Христовой, стремящейся сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем. Ибо оной непорочной и пречистой Красоте должна уподобиться душа, желающая сочетаться с Ним и стремящаяся прийти в единый с Ним дух, по сказанному блаженным Иоанном. «И всякий, – говорит он, – имеющий сию надежду, очищает себя, как Он чист» 1551 . И [апостол Павел говорит]: «Будьте подражателями мне, как я Христу» 1552 . Ведь не от явных только прегрешений, как то: блуда, воровства, убийства 1553 , чревоугодия, клеветы, лжи, празднословия, крика, смеха, острословия, сребролюбия или любостяжательности – должна быть чистой душа, отрекшаяся от плотского 1554 общения, удалившаяся от міра, упражняющаяся в девстве, обручившая себя союзу и общению с нетленным Женихом, но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, то есть от вожделения, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, коварства 1555 , злонравия 1556 , ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самоугодия, самолюбия, кичения и подобных сим невидимых страстей бесчестия 1557 . Писание, если верим только словесам Духа, и сокровенные душевные грехи может почитать равными и подобными грехам явным 1558 , 1559 1560 , так как говорит: «Господь рассыпал кости человекоугодников» 1561 ; и: «мужа кровей и льстивого гнушается Господь» 1562 , лесть и убийство причисляя к одному преступлению; и: «[не погуби меня с] глаголющими мир с ближними своими, злое же в сердцах своих; дай им 1563 по делам их» 1564 ; и еще: «ибо в сердце беззаконие делаете на земле» 1565 . И Господь, укоряя человекоугодников, говорит: «Всё же делают, чтобы видели их люди» 1566 , а потому заповедует, говоря: «Смотрите 1567 , не творите милостыни вашей пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» 1568 , – то есть: стремитесь искать и домогаться похвалы и славы за добрые поступки не от людей, но от единого 1569 Бога, у Которого как слава истинна и вечна, так и бесчестие вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

собора Товинского 527 г.) и постановления армяно-грегорианских патриархов-католикосов. По присоединении части Армении к России и в частности города Эчмиадзина – местопребывания патриарха-католикоса – (в 1828 г.), при последнем учрежден постоянный синод. Постановления этого синода служат также источником права для армяно-грегорианской церкви, как находящейся в пределах, так и вне пределов России. Для русской армяно-грегорианской церкви в частности имеет особенное значение устав армяно-грегорианской церкви (утвержденный в 1836 г.). 4. В евангелическо-лютеранской церкви особенными источниками церковного права являются: 1) Правила, в которых изложено вероучение этой церкви, так наз. Символические книги или Исповедания (Bekenntnisschriften), содержащие принципиальные учения относительно управления делами евангелическо-лютеранской церкви. Таковы у лютеран: Аугсбургское исповедание 1530 г. и его апология 1531 г., Шмалькальденские артикулы 1537 г., катихизисы Лютера – малый и большой 1528 и 1529 гг. и отчасти формула соглашения (Concordienformel) 1580 г.; у реформатов – Гейдельбергский катехизис 1562 г. и др. 2) Церковные уставы (Kirchenordnungen), изданные светскими государями, а также имперскими городами и определяющие подробности церковного устройства и управления. 3) Государственное законодательство, дополняющее и изъясняющее эти церковные уставы. Главным основанием устройства и управления протестантских общин в России служит устав 1832 г. А. Сборники церковного права на Востоке § 9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях Апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы Римской Империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изложения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Исторически Конгрегации предшествовала комиссия, созданная в февр. 1562 г., во время работы Тридентского Собора, и состоявшая из 18 членов Собора. Целью комиссии была ревизия И. з. к. 1559 г. и создание на основе решений Собора нового И. з. к. Однако в связи с постоянным количественным ростом печатных изданий возникла необходимость в создании постоянно действующего органа в составе Римской курии. В 1571 г. папа Пий V учредил Конгрегацию индекса. Первое заседание новой Конгрегации состоялось 15 марта 1571 г. Папа Сикст V , в ходе реформы Римской курии создавший новую систему постоянно действующих Конгрегаций (булла «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588), определил круг обязанностей Конгрегации индекса: изучение книг и в случае обнаружения в их содержании положений, противоречащих католич. вероучению или морали, их запрещение или предписание авторам внести соответствующую правку. Конгрегация получила право привлекать экспертов в области богословия и канонического права, а также сотрудничать с наиболее значимыми европ. университетами. В случае необходимости Конгрегация имела право выдавать отдельным лицам разрешение на чтение запрещенных книг. Кроме публикуемого И. з. к. Конгрегацией составлялся не предназначавшийся для обнародования список сочинений, не подпадавших под запрещение, но содержащих разделы, требующие исправления или изъятия. Папа Бенедикт XIV конституцией «Sollicita ac provida» от 9 июля 1753 г. установил регламент процедуры изучения и запрещения книг, усложнив ее с целью избегать принятия поспешных решений. Папа Лев XIII конституцией «Officiorum ac munerum» от 25 янв. 1897 г. внес ряд изменений в порядок работы Конгрегации индекса. Во главе ее стоял кардинал-префект; ее члены назначались папой из числа кардиналов. В качестве «постоянного ассистента» в Конгрегации состоял магистр апостольского дворца (с 1968 должность называется «богослов Папского дома»). Должность секретаря Конгрегации индекса закреплялась за представителем католич. ордена доминиканцев . Советники Конгрегации назначались папой из числа епископов, прелатов и представителей монашеских орденов и конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/389555.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010