—27— Дамаскин в главе об антихристе говорит о нём: «родится человек от блудодеяния». 1561 Однако в Св. Писании нет основания для этого мнения, если не считать основанием то, что антихрист в книге Даниила ( Дан.11:21 ) назван «презренным». Источником этого мнения, было убеждение многих отцов Церкви, что дьявол , воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать Иисусу Христу. В частности отцы учили, что дьявол будет подражать воплощению Сына Божия. Иисус Христос родился от девы, поэтому и дьявол произведёт своё орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то он устроит дело так, что антихрист родится от девицы, впадшей в блуд, произойдёт от незаконной связи её. 1562 Св. отцы 1563 учили также, что эта девица будет иудеянка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Св. Писании. Прежде всего – в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрёк при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт.49:17 ). «Сие пророчество, говорит один из наших противораскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в своё отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змей-антихрист и ухватится зубами своими перед вторым Христовым при- —28— шествием». 1564 – Далее, в Апокалипсисе, в 7 гл., при перечислении запечатлённых рабов Бога, упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева; но при этом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают, потому, что из этого колена произойдёт антихрист. – Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения, – слова книги пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его. От громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас, говорит Господь ( Иер.8:16:17 ). – Наконец приводят ещё пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своей смертью сынов Израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Васана ( Втор.33:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспомним о католических судах, предавших костру Яна Гуса и других и казнивших множество христиан из числа реформаторов. Вспомним религиозные войны, французскую «кровавую баню в Васси» (март 1562 года), страшную Варфоломеевскую ночь 1572 года и многое другое. Можно вспомнить также нашего Афанасия Брестского, казненного по приговору польского духовного (католического) суда в 1648 году. В своей нетерпимости и жестокости католикам никогда не уступали и протестанты, разрушавшие католические монастыри и убивавшие католических священников (например, гибель на корабле сорока иезуитов под ножами кальвинистов около 1560 года). И эта братская христианская кровь кощунственно проливалась «во имя служения Христу», часто по благословению и распоряжению пап, по постановлениям духовных трибуналов и судов. Замечательно, однако, что не кровь только, пролитая в религиозных распрях, ставится в вину блуднице. Откровение говорит, что в Вавилоне (в мнимой церкви Христовой) была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» ( Откр.18:24 ). Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и их благословляли и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории. Вот почему, согласно тексту Откровения, святой апостол Иоанн «дивился удивлением великим» ( Откр.17:6 ). Власть зверя была так велика, что уверенность в правильности мерзких действий, творимых «во имя Христа», господствовала в целых поколениях. Зверь умело скрывал свою «тайну» ( Откр.17:5 ), и сатана «правил свой бал» руками мнимых учеников Христовых и представителей официальных Церквей. В главе 18 Откровения продолжаются гневные обличения великой блудницы. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным видом блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр.18:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Так началась для иудеев история Вавилонского плена. Послушаем назидательные слова, которые сказал древний писатель, давший античному миру знание о Священной истории: «Все это мы привели потому, что на основании его вполне возможно объяснить тем, которые еще не знают сущности Божества, насколько велик и мудр Всевышний, насколько все Его решения исполняются в положенное время и как Он предсказывает все, что должно случиться. Равным же образом из этого возможно уяснить себе невежество и неверие людей, вследствие чего никто не хотел предвидеть того, что должно было случиться, и благодаря чему они без удержу ринулись в свою собственную гибель, как будто бы им было невозможно избегнуть всех этих испытаний» 1560 . Видишь ли, душа моя, повод, который подает история Иеремии к тому, чтобы размыслила ты о жизни своей? Видишь ли, почему преподобный Андрей зовет тебя подражать «плачевной» участи пророка? Видишь ли, как пророк оказался готовым претерпеть всякое наказание, многие наветы и презрение людское, но остался верным Божией воле, которая открылась ему? Видишь ли, как даже в самых стесненных условиях, когда и сама жизнь его оказалась под угрозой, не прекратил он, исполняя правду Божию, плача о граде Сионском, об участи людей, собранных в нем в те дни Господом и подвергнутых самым тяжким несчастьям? Глядя на злострадания великого пророка, вспомни, душа, Христовы слова: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5, 10–12 ). Вспомни о том, душа моя, что «гонение терпят не одни мученики, но и многие другие – за вспоможение обидимым и вообще за всякую добродетель : потому что под именем правды разумеется всякая добродетель» 1561 . Помни об этом и не впадай в уныние, когда видишь, что добродетели твои не оценены людьми: «Устрашимся, братие, поскольку горе тем, кои имеют похвалу от людей. Ибо должно заслужить похвалу и от людей, но прежде – от Бога» 1562 . Не печалься же, когда не находишь добродетелям твоим отзвука в сердцах людей, – печалься более о себе, о гордыне своей: как можешь ты судить о себе? как можешь ты почитать поступки свои добродетелями? ведь то, что ты почитаешь за добродетель, легко может оказаться тягчайшим пороком при свете нетленном вечной Правды! как дерзаешь ты дать оценку тому, чему Судия – один Господь?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

С назначением печатником (8 февраля 1561 г.) Висковатый хотя и продолжал исполнять свои обязанности по званию Посольского дьяка, но теперь является у него помощник, другой дьяк Посольский, которого впервые встречаем 11 февраля 1561 г., т. е. тотчас же за новым назначением Висковатого, Андрей Васильев. (Игнатьев?), бывший Разрядным дьяком еще в 1549 г. и в 1561 г. очевидно перешедший в Посольский приказ. Он выходит с ответом (11 февраля 1561 г.), дает приставам наказы (16 февраля 1561 г.), датский гонец является теперь «в избу к дьяку Андрею Васильеву», который «допрашивает что его приезд» (6 июня 1562 г.), и он же отпускает его (12 июня 1562 г.), принимает на царской аудиенции грамоту у гонца (10 июня 1562 г.), дает «писарям» датских послов копию грамоты, на которой они «крест целовали государю». Все это он делает еще до отъезда Висковатого в Данию (после 18 августа 1562 г.), когда последний находился в Москве; но он тогда не был думным дьяком, а обязанности думского Посольского дьяка исполнял Висковатый. С отъездом последнего из Москвы Васильев (с последних чисел ноября 1562 г.) называется уже «царского величества думным дьяком» и остается им и по возвращении из Дании Висковатого вплоть до 1570 г. 22 июня сего года царем велено ему быть «у своего государева слова у грамоты» (перемирной с литовскими послами; для справки велено быть у него дьяку Вас. Степанову), а на другой день ему велено было показать прежние грамоты польских послов в виду возникшего разногласия в «приписи» на них. Но в промежуток времени после сего и до ноября он вместе с Висковатовым был казнен по обвинению в измене 34 . 33 Об осуждении Висковатого см. в Истории Русской церкви Е. Е. Голубинского , т. II, первая половина, М. 1900 г., стр. 841 и след. Назначение его в Данию состоялось 18 августа 1562 г.; 2 ноября 1563 г. возвратился в Москву. О казни см. в Истории государства Российского Н. М. Карамзина , т. IX, прим. 293. У Висковатого были вотчиты в Переславском уезде, а одно поместье в Коломенском. Н. П. Лихачев, Разрядные дьяки, стр. 192, 193, 260. Нет основания предполагать, что Висковатый и по назначении печатником остался начальником Посольского приказа, а Васильев был вторым Посольским Дьяком. В аналогичных случаях (существования двух дьяков в приказе) оба они и поименовываются в приказных бумагах; но этого нет по отношению к Висковатому после 1562 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

[Discours au séance d " ouvérture des États généraux. Orléans, 1560]//Ibid. P. 58). Свидетельством изменения политического курса в отношении протестантов стал коллоквиум в Пуаси (сент. 1561). Созыв ассамблеи духовенства для выборов делегатов на очередную сессию Тридентского Собора (1545-1563) был использован для открытой дискуссии между франц. католич. прелатами и министрами реформатских церквей по вопросу осмысления таинства Евхаристии. Коллоквиум в Пуаси стал первым случаем, когда кальвинист. богословы (Т. Беза , П. Мартир ) выступили с изложением своих религ. воззрений в присутствии короля. 17 янв. 1562 г. был издан «эдикт терпимости», согласно к-рому кальвинистам предоставлялась свобода собираться для богослужений, но без оружия и за городской чертой. Г. были ограничены в действиях во время католич. праздников и др. торжеств (Déclaration sur la repression des troubles nés à l " occasion de la religion réformée//Ibid. P. 124-129). Январский эдикт предоставил максимально возможные уступки протестантам, впосл. Г. стремились только к восстановлению его условий. В 1-й из серии религ. войн (1562-1563), спровоцированной «резней в Васи» (март 1562), дворяне герц. Франциска Гиза напали на толпу Г., организовавших публичное моление в городе, и 23 Г. было убито, ок. 100 ранено. Расправы с кальвинистами произошли в Анже, Сансе, Осере, Туре, Труа и Каоре. В свою очередь протестанты заняли Лион, Тулузу, Бурж, Орлеан. Во главе Г. встали адмирал Гаспар Колиньи и принц Людовик Конде. Армии католиков возглавили коннетабль Анн де Монморанси, герц. Гиз и маршал Ж. д " Альбон де Сент-Андре, составившие «триумвират», к к-рому присоединился Антуан Бурбон. Захватив Пуатье (30 мая 1562) и Бурж (31 авг. 1562), королевская армия направилась к Руану, бывшему в руках Г. Через неск. дней после взятия города скончался раненный там Антуан Бурбон (17 нояб. 1562). 19 дек. 1562 г. Гиз одержал победу над Г. в битве при Дрё. Главы обеих армий, Конде и Монморанси, были захвачены в плен, Сент-Андре убит.

http://pravenc.ru/text/168241.html

Карле IX (1560-1574) регентшей стала Екатерина Медичи. Она и новый канцлер Мишель де Лопиталь, пытаясь предотвратить назревавшую гражданскую войну, проводили политику примирения подданных и умиротворения гос-ва. Важную роль в этой политике играл К., ставший членом Королевского совета. Летом 1561 г. в Пуаси была созвана ассамблея французского духовенства, где обсуждалась возможность реформы католич. Церкви во Франции; осенью того же года состоялся богословский диспут (см. ст. Коллоквиумы ), в котором приняли участие католич. и протестант. теологи. Результатом политики примирения стал «эдикт терпимости» от 17 янв. 1562 г., предоставивший гугенотам возможность собираться для богослужений без оружия за городской чертой. Убийство Г. Колиньи в Варфоломеевскую ночь. Гравюра. XVII в. (Отдел гравюр и фотографий Парижской национальной б-ки) Убийство Г. Колиньи в Варфоломеевскую ночь. Гравюра. XVII в. (Отдел гравюр и фотографий Парижской национальной б-ки) Однако после «резни в Васи» (март 1562), когда дворяне из окружения Гизов напали на собравшихся на моление гугенотов, началась 1-я религ. война (1562-1563). К. обратился к королеве-матери с требованием предать виновных справедливому суду, когда же этого не последовало, открыто выступил на стороне гугенотов. В кон. апр. 1562 г. армии гугенотов, во главе которой встал принц Людовик де Конде, стремившийся «обратить все королевство к истине Евангелия», удалось захватить долину Луары с городами Орлеан, Тур, Блуа, Анже, Божанси, Сансер, Ла-Шарите, а также провинции Дофине и Лангедок, подчинить Гиень, Гасконь, обл. Ангумуа, Сентонж и Пуату, взять Лион, а в Нормандии - Руан, Кан и Дьеп. Армии католиков во главе с коннетаблем де Монморанси, герц. де Гизом, маршалом Жаком д " Альбоном де Сент-Андре и генеральным наместником Франции Антуаном де Бурбоном (ради этой должности ему пришлось вернуться из кальвинизма в католич. веру) удалось дать отпор гугенотам. Были отвоеваны Пуатье, Бурж, Руан, затем и др. города. В битве при Дрё (19 дек. 1562) принц Конде был взят в плен и К. пришлось командовать армией гугенотов. В ожидании военной помощи от англ. кор. Елизаветы I Тюдор (условия были закреплены договором от 20 сент. 1562, к-рый заключил принц Конде) К. укрылся в Орлеане. Армия католиков под командованием герц. де Гиза осадила город, но после того как герцог был убит гугенотом Жаном де Польтро де Мере, отступила. В марте 1563 г. при посредничестве Екатерины Медичи был заключен Амбуазский мир. По требованию Гизов дело К., к-рого обвиняли в убийстве Франциска де Гиза (схваченный в Орлеане Польтро де Мере во время расследования показал, что на убийство его подвигли К. и Теодор де Беза ), должно было рассматриваться Парижским парламентом, но в знак достигнутого умиротворения в гос-ве Карл IX отменил судебное разбирательство и признал К. невиновным.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

На этой сессии присутствовало 110 участников; на следующей сессии заседали 180 чел., а всего в 1562-1563 гг. в Тренте приняли участие в работе Собора свыше 250 чел. Большинство епископов по-прежнему были итальянцами, значительные группы прелатов представляли Испанию и Францию (в нояб. 1562 на Собор впервые прибыла делегация франц. епископов во главе с кард. Карлом Лотарингским). На 18-й сессии Тридентского Собора (26 февр. 1562) была сформирована комиссия по пересмотру принятого папой Павлом IV Индекса запрещенных книг, который был сочтен излишне строгим (CTrident. T. 8. P. 358). Дальнейшая работа Собора была затруднена возобновлением дебатов о природе власти правящего епископа и степени его зависимости от Папского престола в управлении диоцезом. Летом 1562 г. участники Собора обсуждали догматические вопросы, связанные с мессой, в т. ч. вопрос о причащении под двумя видами. После долгих дискуссий на 21-й сессии (16 июля 1562) Собор принял декрет о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей, в к-ром подтверждалось, что миряне не обязаны причащаться под двумя видами, т. к. Тело и Кровь Христовы пребывают одновременно и в евхаристическом хлебе и в вине. Собор позволил (но не запретил) не причащать маленьких детей до «возраста разумения» (CTrident. T. 8. P. 698-700; Denzinger. Enchiridion. 197636. Р. 405-407. N 1725-1734). Декрет о реформе, принятый на этой сессии, регулировал практику рукоположения священников епископами, доходы каноников, создание приходов и сбор милостыни в диоцезе (CTrident. T. 8. P. 701-704). Декретом о Пресв. Жертве Евхаристии, принятым на 22-й сессии (17 сент. 1562), подтверждалось учение о Евхаристии как о жертвоприношении, а не только как о воспоминании об искупительной жертве Христа. Декретом устанавливались общие нормы совершения мессы. Подчеркивалось важное значение обрядов и молитвословий мессы, подтверждалась в качестве допустимой практика служения приватных месс, запрещалось служение мессы на национальных языках (CTrident. Т.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

P. 14). По условиям финансового соглашения 1561 г. требования короля принимали регулярный характер, королевская казна получила новый источник постоянного дохода (вплоть до Французской революции 1789-1799). Контракт, заключенный в Пуаси, был рассчитан на 16 лет (1562-1577). По его условиям духовенство было обязано сначала (с 1 янв. 1562 по 31 дек. 1568) ежегодно уплачивать 1,6 млн турских ливров, к-рые должны были пойти на выкуп отчужденного некогда королевского домена, а с 1 янв. 1569 г.- выкупать ренты парижского муниципалитета (rentes sur l " Hôtel de ville; о рентах см.: Schnapper B. Les rentes au XVIe siècle: Histoire d " un instrument de crédit. P., 1957) на сумму не меньше 700 тыс. турских ливров в год (Recueil des actes, titres et mémoires concernant les affaires du clergé de France. P., 1771. Vol. 9/1. P. 9; о контракте подробнее см.: Laferri è re J. Le Contrat de Poissy. P., 1905). Продолжая политику примирения, 17 янв. 1562 г. король издал «эдикт терпимости», согласно которому кальвинистам предоставлялась свобода собираться для богослужений без оружия за городской чертой. Гугеноты были ограничены в действиях во время католич. праздников и др. торжеств (Déclaration sur la repression des troubles nés à l " occasion de la religion réformée//Recueil général des anciennes lois françaises/Éd. F.-A. Isambert e. a. P., 1829. Vol. 14. P. 124-129). Однако уже в марте 1562 г. дворяне герц. Франциска Гиза напали на гугенотов, исполнявших в сельской риге религ. песнопения, 23 из них были убиты и ок. 100 ранены. «Резня в Васи» стала началом 1-й религ. войны (1562-1563). Хотя гугеноты оказались подготовленными к войне, она завершилась победой армии католиков. Согласно подписанному в Амбуазе мирному договору (19 марта 1563), гугенотам было дозволено собираться в пригородах лишь неск. крупных городов (кроме Парижа). Контроль за исполнением этого и последующих эдиктов о примирении с гугенотами возлагался на особых королевских комиссаров. Они должны были разбирать судебные дела, касавшиеся религ.

http://pravenc.ru/text/1681067.html

января 13, 1562 г. мая 27). Пристава, назначенные для встречи послов, обязаны были теперь, проводив их на подворье, «явиться царя и великого князя дьяку Ивану Михайлову» (1555 г. январь, 1556 г. Октябрь, 1558 г. июнь). Послы о своих желаниях заявляют теперь Висковатому; так, астраханский царь Дервиш 20 января 1552 г. присылает к нему имилдеша своего; пристава посланников передают ему их просьбы (в августе и декабре 1559 г., в марте 1562 г.). Висковатый принимает посланников, – датского 14 января 1559 г., ногайских 4 сентября 1559 г., литовских в августе 1560 г. и марте 1562 г., а 5 февраля 1555 г. он один был послан «с ответом» к литовскому посланнику. При отпуске в апреле 1562 г. литовского посланника он, по приказанию царя, отдает ответную грамоту. При приемах литовских послов митрополитом Макарием, Висковатый один из дьяков присутствует (1552 г. декабря 11) даже тогда, когда у митрополита никого не было из бояр (1552 г. декабря 21, 1558 г. июня 26); его царь посылает к митрополиту предупредить о предстоящем посещении посла и с распоряжениями об его приеме (30 января 1555 г.). Висковатый один же из дьяков присутствует 22 декабря 1552 г. при приеме боярами кн. И. М. Шуйским и Данилом Романовичем Юрьевым литовского посланника. В феврале 1549 г. он проверяет изготовленный список перемирной грамоты, берет оба списка ее, а при крестоцеловании ее царем Иваном IV читает ее; к нему обращается литовский посол с просьбой дать на письме сведение о «царском постановлении» (основаниях принятия титула царя Иваном IV); ему же приказывается «справить» привезенную послами из Литвы грамоту с тою, что послы писали в Москве; он отдает 10 марта 1552 г. литовскому послу грамоту. Он один из всех дьяков, как уже сказано, постоянно назначается в комиссии Боярской Думы для ведения переговоров с послами. Ближайшее участие в делах внешней политики Московского государства Висковатый стал принимать несколько ранее апреля 1549 года, когда он впервые берет от турецкого посла привезенную грамоту. Записи говорят, что он с самого начала января сего года стал назначаться в комиссии Боярской думы для ведения переговоров с иноземными послами: так, 2 января 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В серии работ, выполненных, вероятно, по частному заказу в нач. 60-х гг., нашли отражение политические события в Нидерландах, переживавших последний этап испан. владычества. Фантастические образы чудовищ, к-рыми наполнены картины этого цикла, продолжают традицию Босха («Падение ангелов». 1562, Королевский музей изящных искусств. Брюссель; «Безумная Грета». 1562, Музей Майер ван ден Берг. Антверпен; «Триумф смерти». 1562, Прадо. Мадрид). Эта тема проникла и в работы художника на евангельские сюжеты, где Б. С. передал свое восприятие христ. истории как живой реальности. Библейские персонажи включены в типичный пейзаж нидерланд. деревни времени Б. С., занятиями, одеждой они почти не отличаются от деревенских жителей, как, напр., в картине «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевский музей изящных искусств. Брюссель) прав. Иосиф и Богородица. Тревожное настроение создается присутствием солдат (напр., «Избиение младенцев». 1565, Хамптон-Корт. Лондон), неведением или безразличием людей к происходящему на полотне «Несение креста» (1564, Художественно-исторический музей. Вена), где фигура Христа, упавшего под тяжестью ноши, теряется в толпе, безучастной к страданиям Спасителя. В «Вавилонской башне» (1563, Вена и 1564, Роттердам) поражает эффект грандиозности и неосуществимости сооружения, образ к-рого создан художником под впечатлением развалин Колизея. Слепые. 1568 г. (Национальные музей и галерея Каподимонте. Неаполь) Слепые. 1568 г. (Национальные музей и галерея Каподимонте. Неаполь) Цикл «Месяцы» (1565) построен на сочетании непосредственного визуального опыта и стилизации, идеального и реального, где человеческое существование вплетается в вечные циклы бытия. Смена времен года позволяет передать процесс непрерывного становления и обновления природы. Пейзажные работы несут и дидактическое содержание, мн. детали могут быть прочитаны в традиции средневек. моралистического символизма, но в то же время нидерланд. крестьяне узнаваемы по типам лиц и костюмам. Б. С. строит это произведение так, что оно представляет собой бесконечную космическую панораму, как и его пейзажи. Впервые этот принцип был применен в картине «Поклонение волхвов» (1564, Национальная галерея. Лондон) и развит в «Крестьянской свадьбе» (1568, Художественно-исторический музей. Вена), иконографическая программа к-рой восходит к сюжету Тайной вечери или Брака в Кане и предполагает изображение большого количества персонажей, сидящих за столом; по композиции наиболее близка к «Тайной вечери» Я. Тинторетто (1561). Б. С. позволял себе и пародии на итал. стиль, напр., в «Разорителе гнезд» (1568, Художественно-исторический музей. Вена) узнается пластика микеланджеловских фигур, помещенных в подчеркнуто приземленный контекст.

http://pravenc.ru/text/153405.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010