Числа, отражающие послепотопную историю, в «Древностях» представлены гораздо скуднее, однако те, которые имеются, соответствуют современному еврейскому чтению. Наряду с этим, сочинение пс.-Филона подтверждает широкую распространенность в его время вполне определенных эсхатологических представлений: здесь прямо указывается, что время земной жизни человечества продолжится всего 7000 лет (Древн. XXVIII. 8). При этом, однако, актуальные эсхатологические чаяния автора представляют собой проблему. Он сообщает, описывая разговор Господа с Моисеем, что до всеобщего воскресения «4,5 прошло и 2,5 осталось» (Древн. XIX. 15; ср. XXVIII. 8), не уточняя, о какой именно длительности этих единиц идет речь. Если предположить, однако, что 4,5 + 2,5=7 тыс. лет, то выходит, что смерть Моисея в «Древностях» датируется на 500 лет позднее, чем в Септуагинте, и, значит, увеличение допотопной хронологии по сравнению с МТ представляет собой здесь отнюдь не какую-либо раннюю или позднюю, но во всяком случае неуклюжую гармонизацию с LXX, а вполне самостоятельное решение своей собственной задачи. Трудно предположить, чтобы расхождения в хронологических системах никак не относились к тому единственному религиозному объяснению их значимости, которое мы в состоянии себе представить на основе имеющихся данных 1524 . А именно, речь идет о 7000-летнем цикле мировой истории, в преддверии последней фазы которого должен был прийти Мессия. Основано было это воззрение на трех принципах: а) экстраполяции субботней (недельной) символики на продолжительность бытия мира, б) экстраполяции юбилейной символики, включая праздник пятидесятницы, когда рабы были отпускаемы на свободу, на длительность истории 1525 , в) буквальном понимании фраз «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт 2:17 ) и «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс 89:5 ) 1526 . В начале нашей эры подобные ожидания достигли апогея, что служит косвенным обоснованием подлинности летосчисления Септуагинты. Подтверждается это следующими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Отсюда, в будущем 1913/14 году я могу быть, без ущерба в учебном отношении, освобожден от чтения лекций и ведения практических занятий. Вместе с сим, имею честь заявить Совету Академии о своем желании дать темы для семестровых сочинений на III к. во второй половине будущего года (1913/14) в качестве подготовки слушателей к специальному курсу по моей кафедре». Определили : Признавая просьбу и. д. доцента Академии Н.Д. Протасова заслуживающей уважения и подтверждая, что от заграничной командировки его для учебного дела в Академии действительно не представляется никаких неудобств, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом: а) о командировании и. д. доцента Протасова на будущий 1913–1914 учебный год, с научной целью, заграницу, с сохранением за ним прав службы и содержания по должности доцента Академии; б) о назначении г. Протасову, сверх упомянутого содержания, пособия на расходы по означенной командировке из духовно-учебного капитала в количестве шестисот рублей (600 р.) и в) об отпуске в распоряжение г. Прота- —147— сова особой суммы на приобретение указанных в его прошении учебных пособий для практических занятий студентов Академии, в размере двухсот рублей (200 р.). IX . Отчет профессорского стипендиата Академии Василия Муратова об его занятиях в течении 1912–1913 учебного года. Определили : Отчет передать для рассмотрения ординарному профессору Академии С.С. Глаголеву. X . Отношения: а) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 16 мая за 1524, с уведомлением о получении высланных в Канцелярию Его Высокопреосвященства, для пользования епархиального миссионера протоиерея Симеона Никольского , изданий Библии на греческом, латинском и еврейском языках и еврейско-русского словаря Штейнберга. б) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 27 апреля за 1203, с возвращением рукописи Волоколамской библиотеки под 3 («Стихирарь»). в) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 29 апреля и 8 мая за 1219 и 1307, с препровождением рукописей Московской Синодальной Библиотеки: a) под 927 (Сборник XVI в.) – на трехмесячный срок; б) под 381 (Устав греческий), 380 (Устав греческий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1482 г., после смерти Марии Бургундской, верховная власть в Н. перешла к Габсбургам. Максимилиану Габсбургу, правившему в Н. в качестве регента при сыне Филиппе до 1493 г., удалось заметно укрепить центральную власть. Он преодолел оппозицию городов, в 1492 г. подавил мощное антиналоговое восстание крестьян и городского плебса в Сев. Голландии и Зап. Фрисландии, получившее название «война хлеба и сыра», положил конец борьбе «крючков» и «трески». Его политику продолжили Бургундский герц. Филипп Габсбург (1493-1506), при котором была отменена бóльшая часть положений «Великой привилегии», и его сын, герц. Карл II (1515-1555; впосл. император Свящ. Римской империи Карл V). На рубеже столетий важнейшим политическим фактором в Северных Н. оставалась начатая в 1492 г. герцогом Гелдернским Карлом Эгмонтом (1492-1538) и длившаяся более 40 лет борьба за независимость Гелдерна от власти Габсбургов. Нидерланды в XV-XVI вв. Нидерланды в XV-XVI вв. В 1512 г. все нидерландские владения Габсбургов были объединены в т. н. Бургундский округ империи. В 1524 г. к этому округу имп. Карл V присоединил Фрисландию. В том же году по рекомендации архиепископа Кёльнского капитулы и горожане Утрехта избрали своим епископом Генриха Баварского, оказавшегося между 2 противоборствующими сторонами - Карлом V и герцогом Гелдернским Карлом Эгмонтом. Под угрозой аннексии Утрехтского еп-ства герц-ством Гелдерн Генрих Баварский был вынужден обратиться за помощью к Габсбургам. В 1528 г. он поклялся в верности имп. Карлу V и передал ему все светские владения и права Утрехтских епископов, к-рыми они обладали с XI в. Т. о., Утрехтское еп-ство было секуляризировано и присоединено к Бургундскому округу. Западная часть епископских земель (Nedersticht) была преобразована в сеньорию Утрехт, восточная (Oversticht) - в сеньорию Оверэйссел. С того времени епископ Утрехта осуществлял только духовное попечение в пределах своего еп-ства и потерял политическое влияние в регионе. Карл V получил право номинировать кандидатов в епископы. В 1529 г. епископом Утрехта был поставлен кардинал нидерланд. происхождения Виллем ван Энкевойрт, к-рый, активно участвуя в политике Папского престола, редко посещал Н. Льеж сохранил статус епископства-княжества, в церковном отношении подчинялся Кёльнскому архиеп-ству, в адм. отношении входил в Нижнерейнский-Вестфальский округ империи. В 1536 г. Карлу V удалось присоединить к своим владениям также Гронинген и Дренте. В 1543 г., после долгого противостояния Карла V с Карлом Эгмонтом и смерти последнего (1538), не оставившего законных наследников, Карл V захватил Гелдерн. Т. о., в состав Бургундского округа вошли 17 провинций Н.: герц-ства Брабант, Лимбург, Люксембург, Гелдерн; графства Фландрия, Артуа, Геннегау (Эно), Голландия, Зеландия, Намюр; сеньории Фрисландия, Мехелен, Утрехт, Оверэйссел, Дренте, Гронинген, Лилль (с Дуэ и Орши). Согласно Прагматической санкции (1549), Бургундский округ мог быть передан в наследство только как единое целое.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

1512 Все те три смысла, о которых мы говорили в связи с предшествующим фрагментом, приложимы и к «огненным удилам». 1514 Этот и следующий фрагмент убедительнейшим образом показывают, что Плотинова максима бегства (т. е. бегства от материи/зла) не была в платонизме единственной возможной. И Оракулы, и Синезий понимают благочестие скорее как битву за тело, нежели как бегство от него. 1517 Фраза, очевидно отсылающая к античным мистериальным практикам: молчанию при созерцании священных зрелищ и неразглашению виденного. Одновременно, та же максима действенна и для тех, кто обретает философским путем способность видеть божественное. И, наконец, в третьих нельзя забывать о «молчании Отца», благодаря которому и для человека становится возможным высшее, творящее молчание. 1524 Речь идет о богословском знании: Прокл цитирует эту фразу в связи с учением о молитве, а именно первой молитвенной ступенью – знанием всех видов богов. Понимание это «раскалено» и потому, что оно внутреннее для души понимание (а сама душа есть «искра» божественного огня), и потому – что в богословском, молитвенном знании человек соприкасается с существами огненными и своим изначально огненным истоком: огнем, создающим душу. 1529 Здесь, как и в предшествующем фрагменте, речь идет о появлении формы у того, что по существу безвидно. 1535 Акустические теофании для автора определенно выше, трансцендентнее визуальных, что свидетельствует о семитической интуиции автора. 1542 В смысле: не светящимся из себя, а потому требующим – для того, чтобы их увидели – света извне. 1543 Этот фрагмент дает яснейшее представление о демонизации космического основания, материи, «бездны», превращении «вместилища», встречающегося уже в платоновском Тимее (49a-52d), в полноценный Тартар у философов на рубеже эр. Понятно, что сам чувственный космос выглядел в этом инфернальном свете неважно. 1548 Marinus, іта Proclі. 28; Psellus, Р. G., 122, 1133 а 4; Nicephoras Gregoras, Іп Synesii de insomniis, Р. G., 149, 540 b 11. По-видимому, речь идет о колесе с распятой на нем птицей – вертишейкой: такое колесо весьма широко использовалось во всевозможных магических ритуалах, и особенно связанных с Гекатой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Почетный титул был учрежден 11 мая 1524 г. папой Римским Климентом VII . Предположительно 1-м лат. патриархом Западных Индий стал Антонио де Рохас Манрике, архиеп. Гранады. В 1560 г. испан. кор. Филипп II отправил папе Римскому Пию IV прошение о наделении лат. патриарха Западных Индий юрисдикцией, однако эта инициатива не получила поддержки Папского престола. Регулярно титул стал присваиваться с 1602 г., когда были оставлены попытки придать ему реальную силу. 10 марта 1762 г. бреве папы Римского Климента XIII титул патриарха Западных Индий был объединен с должностью Генерального военного викария (Vicariato General Castrense) Испанского королевства. После смерти в 1963 г. Леопольдо Эйхо-и-Гарая, еп. Мадрида и Алькала, титул не присваивался. Лиссабонский Патриархат Мон-рь Сан-Висенте-де-фора Лиссабонского патриархата. 1582–1627 гг. Мон-рь Сан-Висенте-де-фора Лиссабонского патриархата. 1582–1627 гг. (Лат. Patriarchatus Lisbonensis; португ. Patriarcado de Lisboa). К нач. XVIII в. королевская капелла оказывала большое влияние на религ. жизнь Португалии. Особое значение она имела также для португ. кор. Жуана V, который в 1709 г. создал при ней капитул, а в 1710 г. добился от папы Римского Климента XI присвоения статуса коллегиальной церкви (булла «Apostolatus ministerio»). 7 нояб. 1716 г. папа Климент XI разделил диоцез Лиссабона между архиепископом и патриархом, резиденция к-рого находилась при Королевской капелле во дворце Рибейра (Santa Igreja Patriarcal). Буллой «Gregis dominici cura» от 3 янв. 1718 г. понтифик подтвердил титул патриарха за капелланом Томашом ди Алмейдой, к-рому 3 окт. того же года был дарован сан архиепископа. Поддержка папой Климентом XI инициатив кор. Жуана V связывалась в первую очередь с активным участием Португалии в антиосманской коалиции. Однако 13 дек. 1740 г. буллой папы Римского Бенедикта XIV «Salvatoris nostri Mater» Лиссабонское архиеп-ство было объединено с Патриархатом; почетный титул патриарха сохраняется за архиепископом Лиссабона. Лит.: Hotzelt M.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

За этим кладбищем находятся также глубокие рвы и крутые валы, защищающие оное. Означенный царь Балын-Гозя, очевидно, жил в конце XV или начале XVI в., когда по дальнейшим словам акта один из приставленных Сафаралеем к палатке его сторожей татарин Барамгоскя умер уже по взятии Казани; самый этот похоронивший его Татарский царь Сафаралей должен быть Сафа-Гирей, царствовавший в Казани от 1524 до 1549 г. 23 А потому Балын-Гозя XV–XVI в. не мог быть строителем или основателем города Балымерского, чего не требует и акт, а был только одним из поздних царей этого города. На этом основании Билярску, судя по развалинам, очень древнему городу, и можно усвоить другое наименование – Балымерского города. В противном случае с большою натяжкою надобно предположить, что Балын-Гозя из другого царственного града своего Балымерского, примерно из вышепомянутого городища Балымерского, по смерти перенесен на Билярское кладбище, где мог лежать род его. Соображая изложенные городища 2–9 мы видим, что столица Булгарского царства обведена была полуциркульною линиею укреплений по рекам Утке, Майне и малому Черемшану, начиная от Балымерского городища и кончая Билярским. Скажем еще более. Далее за Билярском прямо на север к Каме доселе видны еще три городища: первое на речке Изгар, впадающей в малый Черемшан, село Никитинское Городище, Изгар тож, от Билярска по прямому направлению 25 верст, второе прямо против этого городища на север, в 10 верстах от него деревня Городище, Студеный Ключ тож (равно и соседственная деревня Ромашкина), третий на Каме близь Чистополя Жукотинское городище и Змиево Жукотинское тож 24 . О всех этих городищах говорит осматривавший их г. Артемьев в статье своей: Древний город Жукотин 25 . Никитинское городище по нему окружено было тройным валом, как и Жукотинское, о коем и сами мы скажем ниже. Таким образом помянутая укрепленная линия городищ идет от Булгара полукругом, простираясь до самой Камы, в том месте, где ныне город Чистополь. – Так точно по Исследованию городищ оказывается, что в половине XII века южную границу Руси с кочевыми племенами составляла река Донец и впадающие в нее Уда и Можа, – и по берегам сих рек шла оборонительная линия укреплений или городищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Naturalia [природные вещи] у Майстера Экхарта суть образы высших реальностей. Перед нами мир Аристотеля, который утратил свою непрозрачность и, будучи сведен к «вторичному», «формальному» бытию вещей в более обширной доктринальной перспективе, вновь стал прозрачным для богословских аналогий, подобно миру платонизирующих богословов XII в. 1523 . Экзегеза Майстера Экхарта именно потому открывает в текстах Писания «природные» истины о структуре вещей этого мира 1524 – истины о возникновении и изменении, о форме и материи, о субстанции и акциденции, – что низшее объясняется через высшее, от которого зависит, а «духовное» и «божественное», то есть истина о рождении и об исхождении божественных Лиц, отраженная во всей лестнице порождений naturae et artis [природы и искусства] 1525 , иллюстрируется более или менее красноречивыми примерами в низшей области. Например, во всяком действии naturae, moris et artis [природы, нрава и искусства] обнаруживается троичность рождающего, рожденного и их взаимной любви. Но рождение субстанциальной формы имеет целью бытие рожденного, в коем рожденный находит свой совершенный образ, по ту сторону становления, в котором деятель всегда видит нечто неподобное, что устраняется через изменение. Стало быть, «троичность» характеризует принятое бытие, тогда как двоичность деятеля и претерпевающего присуща исключительно становлению, которое предшествует рождению. Исходя из этой «естественной» истины, можно подняться к «божественной» истине о Троице и творении, сопоставляя высшее с низшим: «Accidentia, proprietates naturales et omnia forinseca habent se sicut creatio seu creaturarum productio ad trinitatem patris, filii et spiritus sancti, ad generationem et spirationem in divinis» [«Акциденции, природные свойства и все, что вовне, так относятся , как творение, или произведение тварей, – к троичности Отца, Сына и Святого Духа, к рождению и к исхождению в Боге»] 1526 . Эта метафорическая «аналогия пропорциональности» у Майстера Экхарта предполагает универсальное соответствие, позволяющее всему быть иллюстрацией всего, причем без отождествления различных уровней в плане бытия и даже без подведения их под одну и ту же метафизическую интерпретацию 1527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

482 Со знаком вставки на верхнем поле листа другим почерком киноварью приписан заголовок: О Симоновском монастыри. 486 Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О преставлении Алексиа митрополита. 487 Со знаком вставки на боковом поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О Митяи. 488 Со знаком вставки на верхнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О побежении татар и иже на Дубенке о монастыри. 498 Со знаком вставки на верхнем поле листа другим почерком киноварью приписан заголовок: О видении Пречистыя. 501 Слова святыи же въстав виде ученика от страха малодушьствующа и повръгша себе вписаны другим пером. 509 Здесь кончается основная часть списка. Троиц. 746, на последующих листах переписан текст 4 ой Пахомиевской редакции на другой бумаге и другой рукой (почерком писца Троиц. 136, который приписал киноварные заголовки и в основной части Троиц. 746). Окончание текста воспроизводится по копии, сделанной в 1524 г. (Троиц. 771, л. 251 об. – 254). 512 Здесь помещен знак вставки, а на верхнем поле приписано той же рукой, но киноварью другого оттенка: в нем же имат от божественых чюдес его; списася от священоинока Пахомия от Святыя Горы и Епифа священоинока духовника, ученикъ быв и послушник святого Сергиа. 786 После слова како приводим чтение списка О, в рукописи текст искажен: ублажаем тужда милостиваго, вас же аще не бо приведе си. 833 Далее рукой Симона Азарьина зачеркнуто: 14. О напрасном поклепе монастырьскиа казны; против этого места на полях помета его же рукой – Перенесть. 836 Далее рукой Симона Азарьина зачеркнуто: 29. О обидящих святые места, яко сего ради гнев Божий бывает; против этого места на полях помета его же рукой – Перенесть. 844 Приписано рукой Симона Азарьина; далее им же зачеркнуто: 56. О спорной земле в чюдотворцове вотчине, а на полях помечено – Перенесть. 851 Против этого на боковом поле: Глава 1. Ссылка имеет в виду печатное издание Жития Сергия 1646 г. 859 В Ч фраза читается следующим образом: И во 161 м году паки был святейший вселенский патриарх Афанасий Царяграда. Еще же паки речем – и в нынешнем в 164 году бысть святейший патриарх Макарий Антиохийский и Сербски первосвятитель Гавриил, его же имяноваху тамо сущии во своей ему области патриархом (выделенные разрядкой слова вписаны рукой Симона Азарьина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Gratian. Pars 1. D. 96. с. 13-14) (автор справедливо отметил, что этот текст отсутствовал в первоначальной версии Декрета и был добавлен более поздним редактором). Т. о., Валла фактически опровергал не предание о К. д. в его первоначальной форме, а позднейшую интерпретацию этого предания, к-рую использовали сторонники папства. В эпоху Реформации сочинение Валлы получило широкую известность. Впервые трактат был напечатан в 1506 г. в Страсбурге; др. издание, подготовленное Ульрихом фон Гуттеном , было опубликовано в 1518 г., скорее всего в Базеле. До сер. XVI в. сочинение Валлы было переведено на чеш., франц., нем., англ. и итал. языки. Вероятно, независимо от Валлы подложность К. д. попытался доказать Реджинальд Пикок, еп. Чичестера (1450-1459; † ок. 1461). Схоластическая аргументация Пикока основана гл. обр. на противоречиях между преданием о К. д. и более достоверными источниками. Как и Валла, Пикок опровергал легендарные сказания о крещении имп. Константина папой Сильвестром, однако в отличие от итал. гуманиста он пришел к выводу, что император принял крещение незадолго до смерти в Никомидии (Валла, опираясь на Лжеисидоровы декреталии, считал, что Константин принял крещение при папе Мильтиаде) (см.: Laehr. 1932. S. 140-148; Levine. 1973). Несмотря на убедительные доказательства подложности К. д., приведенные авторами XV в., предпринимались попытки отстоять достоверность предания, в т. ч. кард. Хуаном де Торквемадой (см.: Laehr. 1932. S. 174-175) и итал. филологом Агостино Стеуко ( Augustini Steuchi Contra Laurentium Vallam de falsa donatione Constantiniana libri duo. Lugduni, 1547). Папская комиссия по подготовке новой редакции Декрета Грациана (т. н. correctores Romani) сохранила К. д. в составе канонического свода (см.: Petersmann. 1974. S. 368-369, 416; Fried. 2007. P. 31-33). Подлинность К. д. отстаивал кард. Цезарь Бароний (см.: Laehr. 1932. S. 179). Сцены из предания о К. д. были включены в цикл росписей зала Константина в Ватиканском дворце, выполненный Джулио Романо и Джанфранческо Пенни (1520-1524) по рисункам Рафаэля .

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Но ничто не оправдало их предсказаний.    Несколько лет спустя, в 1198 году, разнесся слух о конце мира. Но на этот раз миру предстояло разрушиться без посредства небесных явлений; предсказали, что в Вавилоне народится антихрист, и через него погибнет род человеческий.    В конце XIII столетия алхимик Арно де Вильнев объявил, что антихрист народится в 1335 году.    Винцент Ферве, знаменитый испанский проповедник, уверяет, что мир просуществует столько лет, сколько стихов в псалтири, т. е. около 2537 лет.    Один из знаменитейших математиков Европы, по имени Стофлер, усердно работавший над разборкой календаря, предсказал, что в 1524 году будет всемирный потоп. Этот потоп должен был случиться в феврале, потому что тогда Сатурн, Юпитер и Марс должны были соединиться в знаке Рыбы. Все народы Европы, Азии и Африки, прослышавшие об этом предсказании, были поражены унынием и страхом. Невзирая на радугу, все ожидали потопа. Многие писатели того времени передают, что жители приморских провинций Германии решили продавать по самой низкой цене свои земли, и что люди, имеющие деньги и не очень доверявшие предсказаниям, скупали эти земли. Каждый запасался лодкой на манер ковчега. Доктор из Тулузы, по имени Орион, заказал для себя, своего семейства и своих приятелей ковчег, отличавшийся большими размерами. Подобные же предосторожности принимались в большей части Италии. Наконец, наступил февраль, — и не выпало ни одной капли дождя. Никогда, ни в одном месяце, не было такой засухи, и никогда астрологи не чувствовали такого смущения. Однако эти достойные люди не упали духом, и им не переставали верить. Тот же Стофлер, вместе со знаменитым Региомонтаном, снова предсказали, что в 1588 году будет конец миру, или, по крайней мере, последуют какие-нибудь важные происшествия, долженствующие всколебать землю.    Новое предсказание — и новое разочарование! И 1588 год не ознаменовался никаким необычайным происшествием. В 1572 г. было, правда, явление весьма странное, которое могло оправдать все опасения: неизвестная звезда внезапно зажглась в созвездии Кассиопеи, эта звезда отличалась ослепительным светом и была видна далее днем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010