Кроме этих обрядов в Успенском соборе, во время Всероссийских патриархов совершались ещё некоторые другие обряды, или действа. Таковы: В неделю святых Отец – пещное действо, в воспоминание бывших в Халдейской пещи трёх отроков: Анания, Азария и Мисаила; В неделю мясопустную – действо воспоминания Страшного Суда; Сентября 1 – исхождение в начало индикта, или действо многолетнего здравия. В неделю Ваий – торжественное шествие патриарха на осляти 17 . О крестных ходах, совершаемых из Успенского собора Крестные ходы, совершаемые в Москве в честь праздников и событий, ознаменованных милостью и благодеяниями Божиими, замечательны особенным торжеством и благолепием и возбуждают самые благоговейные чувства к Богу. Они исходят из Кремля, из Успенского собора, в сопровождении кремлёвской святыни – крестов, Евангелия, хоругвей и икон, при многочисленном духовенстве, во главе коего бывает архиерей. Такие крестные ходы совершаются: Января 6, в воспоминание Крещения Господня, совершившегося на реке Иордане, ради нашего спасения, – на Москву реку, для освящения воды; В день Преполовения Пятидесятницы, в воспоминание Божественного учения Иисуса Христа в храме Иерусалимском, во время праздника Кущей о благодатных дарах Святаго Духа, которые Он уподобляет живоносной воде, подающей жаждущим духовное спасение и жизнь вечную, – на Москву реку, для освящения воды; Августа 1, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня, в воспоминание чудес, совершившихся от Животворящего Креста Господня, явленных в 1164 году греческому императору Мануилу и русскому великому князю Андрею Георгиевичу в победе их над врагами,– на Москву реку, для освящения воды; Августа 26, в память сретения Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву и в воспоминание избавления России от нашествия татар в 1395 году, при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане, – в Сретенский монастырь; Июня 23, в воспоминание избавления России, помощью и заступлением Богоматери, от нашествия татарского хана Ахмата, при великом князе Иоанне Васильевиче III и митрополите Геронтии, в 1480 году, – в Сретенский монастырь; Мая 21, в память поновления Владимирской иконы Богоматери в доме митрополита Варлаама в 1514 году, и в воспоминание избавления России помощью и заступлением Богоматери от нашествия татар крымских, ногайских и казанских, при великом князе Василии Иоанновиче и митрополите Варлааме, в 1521 году, – в церковь Владимирской иконы Богоматери; Июля 28, в честь Смоленской иконы Богоматери. В воспоминание торжественного отправления этой иконы из Москвы: в Смоленск в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче и митрополите Данииле, – в Новодевичий монастырь; Августа 19, в честь Донской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления Москвы от нашествия татар в 1591 году, – в Донской монастырь; Июля 8, в честь явления Казанской иконы Богоматери, бывшего в 1579 году, в городе Казани, при царе Иоанне Васильевиче IV и архиепископе Казанском Иеремии, – в Казанский собор;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Крупнейшее на территории России мусульм. гос-во - Золотая Орда - не заставляло иноверцев обращаться в И., не поощряло мусульм. миссионерства, предоставила правосл. Церкви ряд льгот. Борьба Великого княжества (а позднее царства) Московского с Ордой не носила религ. характера и определялась политическими интересами обретения независимости. К кон. XIV в. Московское княжество окрепло настолько, что смогло при поддержке Церкви выступить против темника Мамая и нанести поражение его войску в битве на Куликовом поле (1380). Впосл. московский князь был вынужден возобновить выплату дани хану Тохтамышу, но в дальнейшем стремление Московского гос-ва освободиться от данничества Орде только возрастало, завершившись отказом вел. кн. Иоанна III Васильевича (1472) от выплаты дани и Стоянием на Угре (1480). Распри и междоусобицы претендентов на власть и разгром Тохтамыша Тамерланом привели к распаду Золотой Орды, возникновению Казанского, Ногайского и Крымского ханств. На Сев. Кавказе образовались неск. небольших мусульм. гос-в, к-рые вели частые войны друг с другом и с более могущественными закавказскими соседями. Формально они входили в сферу влияния сефевидского Ирана и османской Турции, между к-рыми в XVI-XVIII вв. велись непрестанные войны за право обладания регионом. Кавказ, прежде всего юго-вост. области, стал объектом шиитской экспансии утвердившейся в Иране династии Сефевидов. Методы пропаганды Сефевидов были схожи с военно-религ. методами гази XI-XII вв. При шахе Исмаиле (ум. в 1524), родоначальнике новой династии, шиизм имамитского толка был объявлен гос. религией на всей территории державы Сефевидов. Несмотря на это, среди кавказских горцев суннизм сохранил свои позиции. При шахе Аббасе I (1587-1629), после изгнания османов из Азербайджана и Дагестана, центром распространения шиизма на Сев. Кавказе стал Дербент. Московское княжество разрослось за счет подчинения др. рус. княжеств, неуклонно накапливало мощь и стало централизованным царством. Оно повело военное наступление на мусульм. гос-ва, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды. Церковь усилила антимусульм. пропаганду, особенно после разгрома Казанского ханства и взятия Казани в 1552 г. Включив в состав Московского княжества мусульм. владения в Поволжье и Зап. Сибири, христ. Россия превратилась в страну с крупной иноверческой общиной. Необходимо было выработать свою политику в отношении мусульм. подданных. Во 2-й пол. XVI в. рус. воеводы и иерархи правосл. церкви приняли ряд жестких мер по ограничению влияния И. в присоединенных к Московии областях Поволжья и Приуралья: число городских мечетей сократилось, часть из них была разрушена. Мусульм. знать и низшее военно-служилое сословие либо перешли на службу к рус. князьям, либо сменили род занятий.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Здесь покоятся мощи пр. Корнилия (см. 20 февр.). В мон. находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, называемая одна – «Успение» Псково-Печерская, а другая – «Умиление» Псково-Печерская. Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473 г. Вторая св. икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524 г., находится в храме архангела Михаила; она представляет собою список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 г. благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе свв. иконы, будучи принесены из мон. в Псков, во время его осады Стефаном Баторием в 1581 г., прославились чудесным спасением этого города от погибели, при чем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, тихо упало пред выставленной на ней св. иконой Умиления и никому не повредило; в 1812 г. по молитвам пред св. иконой Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользуются также в мон. особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери – Казанская и Одигитрии, а также резное изображения св. Николая чудотворца. В пещерах погребены: основатель мон., отшельник Марк († 1480 г.), Иона († 29 мар. 1473 г.), супруга его (в иночестве Васса) и затворник Иоанн. В ризнице хранятся: деревянные потир и ковш, по преданию, употреблявшиеся при священнодействии Ионой, плащаница, шитая золотом Анастасией Романовной, – дар ее в 1552 г.; серебряная кружка немецкой работы – дар шведского короля Густава, и вещи царя Иоанна Васильевича Грозного: цепь червонного золота в 50 колец, нож, ложка и вилка в серебряной оправе, денежный кошелек бархатный с серебряной цепочкой, жестяная военная труба и пороховница. Из мон. совершается в Псков крестный ход в седьмую неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения города от осады Баторием, и с 3-го по 15 окт., в память избавления от нашествия французов, a 2 сент. бывает торжественное перенесение чудотворной иконы Умиление в г. Ригу для поклонения (см. о Св.-Троиц. мон. Риж. еп.). При мон. школа. Святогорский Успенский , 2 кл., в Опочецком y., в 55 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4) Церковь Сошествия Святого Духа, сооружённая царём Иоанном Васильевичем, в память взятия Казани. Подле этой церкви, с северной стороны – часовня, в которой помещается гробница знаменитого учёного XVI столетия Максима Грека . Преподобный Максим Грек родился в 1480 году, в Албании, был сын богатого сановника города Арты. В юности он занимался науками и в особенности изучал Священное писание. Из любви к духовному просвещению, Максим оставил мир и удалился на Афонскую гору, где принял иночество в Ватопедской обители и начал подвизаться в духовной жизни. В 1518 году, великий князь Василий Иоаннович вызвал Максима из Афона в Москву для разбора царской библиотеки и для перевода и исправления церковных книг. По прибытии в Москву, Максим помещён был в Чудовом монастыре. На первый раз ему поручено было перевести толковую Псалтирь с греческого языка на славянский. Максим при посредстве переводчиков исполнил это в год и 5 месяцев. Потом возложено было на него исправление церковно-служебных книг по греческим подлинникам. В этих трудах он провёл около 10 лет. После этого Максим начал писать сочинения против общественных недостатков и ложных сочинений, которые были распространены в то время в народе. Литературная деятельность преподобного Максима , соединённая с его высокой нравственной жизнью скоро навлекла ему врагов, из которых самыми сильными были приверженцы к древнеписьменным книгам. Максим, нашедши в древних славянских книгах множество ошибок от неискусных переводчиков и переписчиков, огласил их неисправными. Это сильно раздражило ревнителей старины и возбудило в них злобу на исправителя книг. Враги были возмущены и успели возбудить гнев на него самого великого князя Василия Иоанновича. В 1524 году великий князь задумал развестись с своею добродетельной, но неплодной супругой Соломонией и вступить в новый брак с Еленою Глинской для того только, чтобы иметь наследника. Тогда Максим открыто высказался, что правила Святых Отец ради неплодия разводиться не позволяют. Это противоречие Максима вывело великого князя из терпения. Когда же присоединилось к этому донесение врагов Максима, что он творить укоризну царству русского царя к что он, исправитель церковных книг, дерзко низводит словеса по своему разуму, тогда осудили Максима, как еретика, испортившего текст Священного Писания и отправили его в Волоколамский Иосифов монастырь. Здесь в тяжком заключении преподобный Максим томился более 12 лет и, как узник, терпел все лишения и страдания; ему запрещено было даже ходить в церковь и приобщаться Святых Христовых Таин. Здесь предстал ему Ангел Господень с утешением и возвестил ему, что «сими временными муками избудеши вечных мук». После этого; Максим написал канон Святому Духу Утешителю, который он начертил углём на стенах своей темницы. Впоследствии времени, при царе Иоанне Васильевиче Грозном, Максим переведён был в обитель Живоначальной Троицы, где находился до конца своей жизни. Скончался он в 1556 году, на 76 году своей жизни 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Псалом 117 Аллилуия. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет (сие) 1514 дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет дом Ааронов, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажут все боящиеся Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его. В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня (изведши) на простор 1515 . Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Господь мне помощник, и я буду взирать на врагов моих 1516 . Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Со всех сторон 1517 окружили меня, но именем Господним я воспротивился им 1518 . Окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но именем Господним я воспротивился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня. Крепость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением. Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу. Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу. Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. Научая, наказал 1519 меня Господь, смерти же не предал меня. Отворите мне врата правды: вошедши в них, я исповедаюсь Господу. Это – врата Господни: праведные войдут в них 1520 . Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа было это 1521 и дивно 1522 в очах наших 1523 . Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. О Господи, спаси же! О Господи, поспеши же! Благословен грядущий во имя Господне! 1524 Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь, и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами 1525 (доходящими) до рогов жертвенника. Ты – Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты – Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. 1515 Греч. πλατυσμν – слав. в пространство: «немедленно рассеял опасности» (Феодорит; ср. 17:20). 1519 Греч. παιδεων παδευσεν – слав. наказуя наказа, как родители детей воспитывают, учат, а иногда и наказывают. 1520 С видимым храмовым служением Богу псалмопевец соединяет духовное служение праведною жизнью (Феодорит; ср. 14 и 23:3–4). 1521 Слав. сей соответствует ατη – ж. р. по-евр. соответствует нашему ср. р., а потому правильно переводится ср. р. в слав. и синод. пер. в Новом Завете ( Мф. 21:42 ). Следовало бы и здесь по-слав. поставить сие:, в синод. пер. это. 1522 Греч. ж. р. αυμαστ – по-слав. м. р. дивен, а в Новом Завете – ср. р. дивно (см. пред. прим.). 1525 Слав. во учащающих – греч. πυκζουσιν; составьте торжество, чтобы стеснившееся множество народа достигало до жертвенника (Феодорит). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

в Зап. Европе появились сведения о существовании христ. общин в Центр. Азии, к-рые считались основанными В., мн. хронисты говорят о монг. происхождении В., относя их к жителям царства Фарс в Азии. Целью нашествия татар в XIII в., т. о., считалось стремление похоронить тела предков, почитаемых в Кёльне, в Германии. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что В. были вост. царями. По всей вероятности, на возникновение этой т. зр. повлияли стихи мессианского Пс 71. 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему», а также слова из Ис 60. 6: «Множество верблюдов покроет тебя [Иерусалим] - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана (Adv. Marcion. III 3), однако в его сочинении речь, по всей видимости, не идет о действительном царственном достоинстве В., но подчеркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). Аутентичность слов о царском достоинстве В. в гомилии св. Афанасия (PG. 38. Col. 961) и в проповеди блж. Августина (PL. 39. Col. 2018) оспаривается ( Gordini. Sp. 501) и потому не может служить доказательством правомерности подобного подхода. Т. о., в ранней патристической лит-ре утверждение о царском достоинстве В. встречается только у Кесария , еп. Арелатского (VI в.; Sermo. 139), в большинстве случаев о В. говорится как о мудрецах, астрологах, ищущих истину. Представление о В. как о вост. царях окончательно сложилось в средневек. Европе начиная с IX в.; в это же время стали считать, что В. были потомками или представителями всей земли: Сима , Иафета и Хама , т. е. прообразовали Вселенскую Церковь ( Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria//PL. T. 114. Col. 73). Такое толкование вызвало полемику во время Реформации ( Luther M. Predigt von 1524//WA. Bd. 15. S. 409), а также скептическое отношение у нек-рых католич. экзегетов ( Maldonat J.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

Но об этих словах никак иначе не скажешь: либо наглая ложь, либо грубое невежество. Седьмая заповедь звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20:10), равно предписывается: не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор 23:17). Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6:32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23:22, 30). Именно блуд со стороны древних евреев становится причиной отвержения Израиля: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц (Иер 5:7). А система двойных стандартов, более жесткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: " ...и услышал от него Пророк: " Мой сын работал на этого человека и совершил прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и девушку-рабыню " . Пророк ответил: " Забери своих овец и рабыню обратно, а сын твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку побейте камнями " (Малик 493:1524). 2. ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ: О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ АПОЛОГЕТЫ? Казанский профессор рисует прямо-таки сказочные условия для женщины в исламе ( " Такова кораническая концепция супружеских отношений: любовь, милосердие, покой, отсутствие права собственности друг на друга и двойной морали " ) и даже утверждает, что " в Исламе женщине предлагается некое равноправие " . Объективности ради, мы изложим некоторые факты, о которых умолчал мусульманский апологет, и предоставим читателям самим судить, насколько эти заявления правдивы. 2.1. ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

http://pravoslavie.ru/1454.html

Потому «радуйтесь» по Воскресении. Потому «пьяны» после Сошествия Святого Духа. Потому спасались и жили в веселии и простоте сердца ( Деян. 2:46 ). Потому, при всей немощности своей, и я мирствую и хвалю Бога «от скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены» 1524 , со дерзновением приступая к Общению во Святых Тайнах. «Да отверзу двери, яже Ты един создал еси» 1525 . Итак ныне нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу ( Рим. 8:1 ). Во Христе я примирился. Но когда мысль хочет все же попытаться уразуметь эту «тайну», в которую и ангелы лишь хотят приникнуть, – тогда она находит ответ не сама, а в Откровении же... Как же это случилось? Что произошло Там, у Бога? Ответ на это в одном слове: ЖЕРТВА... «Распятаго же ЗА НЫ». Но об этом нужно писать в другом письме... И с разных точек зрения. Много еще мыслей. И не хочется их сокращать... Закончу же словами апостола: я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ). Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией ( Гал. 2:20–21 ). Аминь. Божиею благодатию Е.В. Письмо об Искуплении 2 Продолжаю об «Искуплении». Господи, помилуй мя, грешного, и по милости Твоей не осуди меня за дерзновение касаться этого вопроса. – По благодати... до уразумения, сколько возможно и сколько дашь Ты, Господи! Прежде всего я считаю важным отметить факт всецерковного сознания на дело Спасителя нашего Господа Иисуса Христа именно как на ЖЕРТВУ. Здесь я должен дать материал из трех областей: слова Божия, Писаний святых отцов, богослужения. Начну с последнего, потому что оно, в общем, всем известно и, так сказать, вошло незаметно в нашу плоть и кровь. Конечно, я отмечу только главное, наиболее выпуклое, иначе нужно было бы писать не только «Письма», а книги. Когда я в тот день (см. предыдущее письмо) стоял за литургией и стал произносить слова, поднимая Святые Дары: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то понял (хотя это и ранее бывало) смысл их так.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1487 Из стихотворения А.Блока «Балаганчик»: «Истекаю я клюквенным соком!» «Религиозный союз за право на аборт» (англ.). 1490 Ср.: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:11–13 ). 1510 «В особенности проникнитесь важностью исполнения долга, на чем всегда настаивал мой первый духовник». «Христос умер, – говорил он мне. – выполняя свой главный долг». «Причина всех несчастий, физических и нравственных, – вглядывание в самого себя» (фр.). 1513 «Голос Шмемана – один из сильнейших в современном Православии, и к нему следует прислушаться. Пророческий и парадоксальный, он побуждает к размышлениям. («Вне Церкви нет настоящей свободы», – пишет он на стр.184. Перед тем, как возразить: «Если так, то вне Церкви нет и осуждения», прочитайте всю статью «Свобода в Церкви» и попробуйте разобраться в том, что он хочет сказать.) Его богословие – противоядие против того блестящего камешка, который предлагается поставленным на коммерческую основу богословием в качестве живого хлеба потребительскому обществу» (англ.). 1521 «…и я хочу подчеркнуть, Отче, что личное знакомство с Вами, после того как я Вас уже много читал, доставило мне огромное удовольствие… Пророческий аспект, если я осмелюсь так высказаться, большей части Ваших выступлений на наших собраниях, а также глубокое значение важности ближайшего будущего Православия, которые я ощутил в Вашем докладе…» (Фр.). 1524 «Только несколько строк благодарности за то, чем Вы делитесь с нами в ваших писаниях Я уже прочитала несколько Ваших книг, и у меня нет других слов, чтобы выразить мою благодарность, кроме очень сердечного спасибо… Возможно, я никогда не встречусь с Вами лично, но я могу образовывать себя в духе Христа и в Вашем, читая Ваши слова. Да сохранит Вас Бог и даст Вам долгую жизнь и крепкое здоровье для продолжения Его дела…» (англ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Заключение относительно времени происхождения 95 и сродных с ним псалмов, выведенное нами из рассмотрения песни, приводимой писателем кн. Паралипоменон по поводу описания торжества освящения Сионской скинии, естественно имеет полную свою силу и при решении вопроса о времени происхождения и двух других, входящих в состав этой песни псалмов 104 и 105-го. Как известные и находившиеся в богослужебном употреблении во времена написания 1 кн. Паралипоменон, оба эти псалма, точно также как и Пс. 95 , конечно, могли и должны были произойти на сколько-нибудь ранее, а никак не позже написания названной книги 1519 , а с другой стороны, по употреблению в них позднейших богослужебных формул славословия Богу: «славьте Господа, ибо он благ; ибо милость Его вечна» 1520 и «аллилуиа» 1521 , о которых не упоминается раньше времени царей иудейских, не могут быть возводимы к более ранней поре Иудейского царства и тем более ко времени Давидова царствования 1522 . Других более определенных признаков времени написания в содержании 104-го Пс. не находится, так что, при рассмотрении его отдельно от Пс. 105 -го, мы и должны бы были ограничиться сделанным нами приблизительным указанием границ, ранее или позже которых нельзя возводить его происхождения. Но псалом 104 по своему поучительно-историческому содержания и характеру, равно как по образу выражения, находится в теснейшей связи с Пс. 105 , который очевидно составляет продолжение прерванного в первом изложения древней истории Евреев от исхода их из Египта до плена Вавилонского 1523 , так что нельзя сомневаться в принадлежности обоих их одному писателю и времени написания. Что же касается псалма 105, то из содержания его ясно видно, что он относится ко времени, когда народ иудейский находился в плену, в рассеянии между язычниками, в ожидании своего избавления; так как псалмопевец, после упоминания о состоянии Иудеев во время плена, сказавши, что Господь «призирал на скорбь их, когда слышал вопли их, и возбуждал к ним сострадание во всех пленивших их» 1524 , обращается за тем с молитвою к Господу о возвращении их в свое отечество: «спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010