Сочинения Максима Грека, посвященные «самовластию человеческому», были написаны в Москве в 1523—1524 годах, когда в Западной Европе напряженно следили за диалогом между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером. Диатриба Эразма «О свободе воли» была опубликована в сентябре 1524 года, ответ Лютера «О рабстве воли» — в декабре 1525–го . Эти издания не могли быть известны Максиму Греку. Но с высокой степенью вероятности можно предполагать, что он знал памятник итальянского гуманизма, посвященный этой же теме, а именно «Речь о достоинстве человека» Джо- ванни Пико делла Мирандола, опубликованную в 1496 году, уже после смерти автора (1494). Михаил Триволис мог познакомиться с ней в замке Мирандола, на службе у Джованни Франческо Пико. Ученый афонский монах в Москве защищал свободу воли, свободный выбор, основываясь на других, нежели Пико, традициях и источниках, черпая аргументацию по преимуществу из сочинений восточных Отцов Церкви. Но выбор темы, способа полемики, характер ответа на вызовы оппонента обнаруживают влияние его итальянского прошлого. Ответ вышел далеко за рамки стоявших перед автором задач. Предложенные Булевым условия полемики сами по себе не требовали и не предполагали постановки вопроса о человеческом самовластии. Максим Грек доказывает, что фатализм астрологов, по существу, отрицает такую важную часть христианского вероучения, как свобода воли; также из астрологических выкладок «звездоблазнителей» следует, что Бог, сотворивший звезды, оказался бы и творцом зла. В сочинениях Максима Грека на эту тему появляется проблема, которая в дальнейшем будет обсуждаться как теодицея, «оправдание Бога». Слово «самовластие» является калькой греческого «aute- dzousia». По словам русского богослова В. Н. Лосского, это «свойственная человеку свобода, его способность внутреннего самоопределения, в силу которого человек сам является началом своих действий» . Данное определение находится в разделе «Образ и подобие», где приведены разнообразные утверждения и толкования, имеющиеся в святоотеческой традиции по поводу сотворения человека по образу и подобию Божию, о котором говорит Откровение. В. Н. Лосский следовал за определениями преподобного Анастасия Синаита, писавшего, что «на сей счет экзегетами высказываются многие и различные мнения. Одни говорят, что под [выражением] « " по образу и подобию Божию " подразумевается начальствующее и самовластное положение человека [в мире], другие — что умное и незримое начало души [человеческой], третьи — нетленное и не греховное начало, [имевшееся тогда], когда появился на свет Адам, и, наконец, четвертые утверждают, что здесь изрекается пророчество о крещении» " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Писания с идеями морального христианства, заимствованными у Эразма Роттердамского. Хотя Хельгесен сохранил верность католич. Церкви и впосл. даже полемизировал с дат. лютеран. проповедниками, его библейский гуманизм подготовил почву для лютеран. реформации в Дании. Значительный интерес к учению Л. проявлял получивший гуманистическое образование кор. Дании Кристиан II (1513-1523). В 1521 г. он инициировал ряд церковных реформ; он вступил в переговоры с курфюрстом Фридрихом и виттенбергскими теологами и добился отправки в Копенгаген в качестве проповедника Карлштадта. Однако Карлштадт, прибывший в Копенгаген в мае 1521 г., пробыл здесь менее месяца, т. к. король, нуждавшийся для борьбы с народными волнениями в поддержке имп. Карла V и епископов, был вынужден заявить о своей лояльности католич. Церкви и на время прекратить поддержку протестантизма. Во время междоусобных войн кор. Кристиан II был вынужден бежать в Германию, где стал ревностным лютеранином; нек-рое время он жил в Виттенберге и занимался переводом Свящ. Писания на дат. язык. Впосл. по политическим мотивам он вновь обратился в католицизм, однако его попытки вернуть себе дат. корону не имели успеха. Занявший дат. престол в 1524 г. кор. Фредерик I (1524-1533) издал распоряжение о запрете проповеди лютеран. учения в королевстве, однако на практике оно не исполнялось. В Дании формировались лютеран. общины; король отказывался бороться с ними силовыми методами. В 1530 г. по инициативе короля должны были состояться переговоры между католич. духовенством и лютеран. проповедниками в Копенгагене; хотя по политическим причинам эти переговоры были отменены, составленное при подготовке к ним лютеран. проповедниками Копенгагенское исповедание (Confessio Hafniensis) способствовало консолидации дат. Л. После прихода к власти сына Фредерика I кор. Кристиана III (1534-1559), который еще в 1521 г. во время Вормсского рейхстага познакомился с Л. и оказывал постоянное покровительство лютеранам в Дании, незамедлительно началась подготовка церковной реформы.

http://pravenc.ru/text/лютеранства.html

Наиболее ярким памятником деятельности проповедников-евангелизаторов в Мо и своеобразным синтезом трудов Л. д " Э. как экзегета и как переводчика стало соч. «Послания и Евангелия для пятидесяти двух недель года» (Épistres et Évangiles pour les cinquante et deux sepmaines de l " an; факсимильное переизд. 1-го изд. 1525 г.: Screech. 1964; критическое переизд. на основе изд. 1534 г.: Bedouelle, Giacone. 1976). Хотя это произведение было опубликовано без имени автора и, вероятно, является результатом совместной работы Л. д " Э. и его учеников, оно содержит несомненные следы стиля и идей Л. д " Э. По-видимому, в сочинении была зафиксирована вошедшая в употребление в еп-стве Мо не позднее 1524 г. практика читать в праздничные и воскресные дни полагающиеся по церковному уставу апостольское и евангельское чтения на франц. языке, а также произносить после них краткую проповедь, в к-рой объяснялся смысл прочитанных отрывков (об этой практике Л. д " Э. сообщал в письме Фарелю от 6 июля 1524 г.; см.: Herminjard. 1866. T. 1. P. 222). Тексты НЗ в издании даются на франц. языке по переводу Л. д " Э.; сопровождающие их проповеди имеют преимущественно вероучительный характер. Наряду с чтениями для воскресных дней приводятся чтения для господских и богородичных праздников, а также для дней памяти нек-рых святых. Вместе с тем по сравнению с обычными католич. собраниями гомилий этого периода число святых было радикально сокращено; традиц. рассуждения о заслугах Пресв. Богородицы и святых, а также призывы обращаться к ним за помощью в сборнике Л. д " Э. отсутствуют и заменены евангелическими призывами читать Свящ. Писание, быть твердыми в вере, искать помощи у Бога, стремиться к христ. любви и т. п. (ср.: Hughes. 1984. P. 163-164). Все издания Л. д " Э. вскоре после их выхода становились предметом внимания франц. теологов, осуждавших их и пытавшихся воспрепятствовать их распространению. В марте 1523 г. фак-т теологии Парижского ун-та принял постановление, запрещавшее публикацию новых библейских переводов и использование ранее сделанных лат.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

С нач. 20-х гг. XVI в. Л. д " Э. работал над переводом Библии на франц. язык, начав с перевода НЗ и Псалтири. В 1523 г. парижский издатель С. де Колин, невзирая на действовавший цензурный запрет, опубликовал перевод НЗ в 2-х т.; в 1-й т. вошли 4 Евангелия, а во 2-й т.- остальные книги НЗ. В 1524 г. он же издал франц. перевод Псалтири. Вероятно, не желая привлекать дополнительное внимание цензоров и теологов, Л. д " Э. предпочел использовать в качестве источников для переводов общеупотребительный латинский текст Библии без всяких изменений и исправлений; этого принципа он придерживался и во всех последующих переводах библейских книг на франц. язык. Каждый из 3 томов открывался «Побудительным посланием» (Epistre exhortatoire; текст см.: Rice, ed. 1972. P. 449-470. N 137-139); все они начинались с весьма показательных своим подчеркнуто евангелическим характером обращений: «Всем христианам и христианкам благодать, просвещение и спасение в Иисусе Христе» (Ibid. P. 339); «истинное познание Его слова и любовь к Нему» (Ibid. P. 457). В этих посланиях Л. д " Э. подчеркивал абсолютное значение Свящ. Писания как слова Божия и насущную необходимость сделать его свет, очищающий душу, доступным каждому человеку. Отмечая, что духовный смысл Свящ. Писания открывается человеку Богом, а не приобретается путем мыслительных усилий, Л. д " Э. во франц. переводах отказался от практики давать комментарии к тексту или к.-л. образом пояснять его. В духе радикального евангелизма он призывал читателей оставить «всякое упование на любое творение и всевозможные человеческие предания, которые не могут даровать спасения, и следовать слову Божию, которое есть дух жизни» (см.: Cameron. 1970. P. 125). В «Побудительном послании», открывавшем 2-й т. НЗ, Л. д " Э. давал читателям указания, как следует читать Свящ. Писание дома, призывая размышлять о сложных местах, посещать проповеди и после приобретения познания наставлять др. людей (см.: Hughes. 1984. P. 156-160). Издание французских переводов Л. д " Э. и др. трудившиеся в Мо проповедники считали своим главным достижением. В письме Фарелю от 6 июля 1524 г. Л. д " Э. сообщал о благотворном влиянии переводов на церковную и религиозную жизнь в еп-стве: «После публикации французского Нового Завета Бог во многих местах склонил умы простых людей к принятию Его слова...» (см.: Herminjard. 1866. T. 1. P. 220). Переводы Л. д " Э. использовались в Мо при богослужении, а также для проведения занятий с народом, в ходе которых проповедники читали и толковали Свящ. Писание (см.: Ibid. P. 222; Hughes. 1984. P. 136-137).

http://pravenc.ru/text/2463619.html

переводов и парафразов Л. д " Э. и Эразма Роттердамского (текст см.: Clerval. 1917. P. 379-380, N 22). В июне того же года теологи подали в Парижский парламент жалобу на Колина, издавшего без дозволения теологического фак-та «Вводные комментарии к четырем Евангелиям». Парламент поддержал жалобу и вызвал Колина для объяснений, однако кор. Франциск I распорядился прекратить процесс против него (см.: Farge. 2015. P. 51-60. N 49-50). Поскольку запретить книгу не удалось, теологи начали рассматривать ее содержание с целью найти в ней еретические утверждения; одновременно они пытались убедить парламент начать следствие против Л. д " Э. В апр. 1524 г., вероятно, по ходатайству покровителей Л. д " Э., кор. Франциск I в обращении к парламенту отметил, что нападки теологов на Л. д " Э. связаны с их завистью к его заслуженной славе; король запретил парламенту подвергать цензуре переводы Л. д " Э., пообещав, что при необходимости он сам созовет комиссию для их изучения или предложит их для оценки Собору франц. епископов (текст письма см.: Ibid. P. 82-83. N 67; о заступничестве короля Л. д " Э. упоминал в письме Фарелю: Herminjard. 1866. T. 1. P. 222). К активным действиям против Брисоне, Л. д " Э. и др. трудившихся в Мо проповедников парижские теологи перешли в кон. 1524 - нач. 1525 г., когда Франциск I вел военные действия в Италии и после битвы при Павии был захвачен в плен испан. войсками. Вскоре после этого с одобрения регентши Луизы Савойской (1476-1531), матери короля, была образована комиссия из 4 теологов и членов парламента, получившая от Папского престола и франц. властей широкие полномочия по расследованию деятельности «еретиков» во Франции (см.: Hughes. 1984. P. 169-171). 3 окт. 1525 г. парламент предписал Брисоне, Л. д " Э. и др. проповедникам из Мо предстать перед комиссией; при этом Кароли, Русселя и Ж. Прево следовало задержать даже против их воли, а от остальных ожидали добровольной явки (см.: Farge. 2015. P. 217-219. N 137; ср.: Cameron. 1970. P. 130-131). Опасаясь ареста, Л.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агриппа Неттесгеймский. Гравюра. XVIII в. [Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма . Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V . За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому . В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей.

http://pravenc.ru/text/63398.html

В кон. 1523 г. К. Т. вернулся в Рим. Для реформирования католич. духовенства он предложил создать новый орден регулярных (уставных) клириков, к-рые должны были совмещать монашескую жизнь в строгой бедности с активным социальным служением (работой в госпиталях, приютах для неизлечимо больных и т. п.) и пастырской деятельностью; членам ордена надлежало обязательно участвовать в общих богослужениях, прежде всего в Евхаристии. К. Т. поддержали др. члены рим. оратория Божественной любви - архиеп. Бриндизи Дж. П. Караффа (впосл. папа Римский Павел IV ), пресвитеры Б. деи Колли и П. Консильери. Получив одобрение папы Римского Климента VII (бреве «Exponi nobis» от 24 июня 1524) и отказавшись от имущества, церковных бенефициев и должностей, 14 сент. 1524 г. К. Т., Дж. П. Караффа, Б. деи Колли и П. Консильери принесли торжественные обеты в Ватиканской базилике в присутствии Джамбаттисты Бончанни, еп. Казерты. Новый орден был напрямую подчинен Папскому престолу; его членов стали называть театинцами (Teate - лат. название г. Кьети, кафедру которого в 1505-1518 занимал еп. Дж. П. Караффа, избранный 1-м генеральным настоятелем (супериором) ордена). Орденская обитель сначала находилась близ ц. Сан-Никола-деи-Префетти на Марсовом поле, затем в районе холма Пинчо. Уже в 1525 г. в ордене появились новиции (в 1526 их было 12), гл. обр. из числа членов римского оратория Божественной любви. В 1527 г., после захвата и разграбления Рима войсками имп. Карла V (Sacco di Roma), театинцы покинули город и перебрались в Венецию (с нояб. 1527 резиденцией ордена была ц. Сан-Никола-да-Толентино). 14 сент. 1527 г. К. Т. был избран генеральным настоятелем ордена; занимал эту должность в течение 9 лет (3 срока). Он оказывал поддержку, в т. ч. при Папском престоле, мн. католич. деятелям, стремившимся к обновлению Церкви: католич. св. Иерониму (Джироламо) Эмильяни (1486-1537), к-рый помогал сиротам и беспризорным детям, в 1531 г. организовал в Венеции, Бергамо и Комо приюты для них, а позднее основал конгрегацию регулярных клириков для ухода за немощными и нищими (Общество служителей бедным; см.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

Bd. 3. S. 239. N 153). М. рассчитывал, что Гут, хорошо знакомый с книгопечатниками, поможет найти ему подходящее место для публикации сочинений против Лютера; он оставил Гуту одну рукопись, а сам по его совету отправился в Нюрнберг, куда через какое-то время прибыли также Гут и Пфайффер. Городской совет Нюрнберга поддерживал умеренную лютеран. Реформацию, однако был настроен решительно против радикальных учений. В городе проповедовали сторонники Лютера, в т. ч. теолог А. Озиандер (1498-1552); составленный им для городского совета отрицательный отзыв на сочинения, к-рые Пфайффер намеревался опубликовать в Нюрнберге, свидетельствует, что Озиандер разделял негативное отношение Лютера к «пророкам» и считал ошибочным учение о построении с помощью меча земного «царства избранных». В кон. окт. 1524 г. городской совет распорядился об изгнании Пфайффера из города, однако М. удалось какое-то время тайно пробыть в Нюрнберге. Благодаря посредничеству Гута в типографиях нюрнбергских печатников Х. Херготта и Х. Хольтцеля в кон. окт. - нач. дек. 1524 г. были изданы 2 сочинения М. Вскоре после завершения печати книги были конфискованы городскими властями, однако решения оказались запоздалыми и какое-то число экземпляров удалось вывезти (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 282-287). Как долго сам М. пробыл в Нюрнберге, установить невозможно. В письме Майнхарду М. сообщал, что мн. горожане желали услышать его проповеди. М. подчеркивал, что, если бы он действительно был подстрекателем к возмущениям, как это утверждали его противники, ему было бы нетрудно устроить бунт в Нюрнберге, однако он приехал для издания сочинений и публично не проповедовал (см.: MüntzKGA. Bd. 2. S. 383-386. N 107). Возможно, тайное пребывание М. в Нюрнберге стало возможным благодаря покровительству К. Фюрера, состоятельного горнопромышленника и члена городского совета; сохранился список неск. богословских вопросов, к-рые Фюрер предложил М., с краткими ответами М., однако точно датировать этот документ невозможно (текст см.: Bubenheimer.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

частях Мезоамерики, включая область расселения майя. В VI в., в период расцвета, Теотиуакан являлся одним из крупнейших городов мира, с населением порядка 100-150 тыс. чел. Языковая принадлежность жителей Теотиуакана остается предметом споров, но, по всей видимости, это были носители одного из диалектов науа. Город Теотиуакан строился по необычной для Мезоамерики псевдорегулярной системе планировки, когда жилые кварталы, пристраивавшиеся к главному церемониальному центру, представляли собой прямоугольные замкнутые компаунды, проходы между к-рыми и образовывали подобие регулярной сетки улиц. К VIII в. вслед. потери контроля над периферией и внутреннего кризиса Теотиуакан постепенно пришел в упадок и был покинут большей частью населения; впосл. почитался как священное место, где обитали боги и предки. Место огромной державы заняли небольшие политические образования, созданные бывш. теотиуаканскими адм. центрами (Шочикалько, Какаштла, Чолула, Эль-Тахин), просуществовавшими не более 2 веков. План Теночтитлана из кн.: Cortésh. Praeclara Ferdinãdi. Nürnberg, 1524 План Теночтитлана из кн.: Cortésh. Praeclara Ferdinãdi. Nürnberg, 1524 В IX-X вв. классические культуры и гос-ва Мезоамерики повсеместно сошли с исторической арены вслед. целого комплекса причин (войны, политический и социальный кризисы, проблемы экологии и др.), уступив место культурным традициям постклассического периода (X - 20-е гг. XVI в.). Его ранняя фаза (950-1250) отмечена доминированием сильного военного государства тольтеков (одно из племен языковой группы науа), появившегося на обломках Теотиуаканской державы. Ок. IX в. тольтеки переселились в Центральную М. из пустынных сев. районов нагорья Сьерра-Мадре и основали в долине Пачуки легендарный г. Толлан (Тула). В XIII-XV вв. правители многих гос-в этого региона возводили свою родословную к тольтекским владыкам, в частности к легендарному Топильцину Кецалькоатлю. Согласно известной легенде, он, названный в честь почитаемого божества, властвовал над тольтеками, но когда достиг вершины могущества, то ушел за море, на восток. (Данный мифологический сюжет вновь стал актуальным, когда ацтеки были покорены испанцами, в т. ч. и потому, что те якобы приняли бородатых конкистадоров, приплывших с востока, за посланников Кецалькоатля.)

http://pravenc.ru/text/2562792.html

1526) армия венг. короля была разбита, Лайош II и все командующие войсками погибли. На венг. трон были избраны короли Фердинанд I Габсбург и Янош I Запойяи, к-рые фактически поделили страну между собой: зап. районы получили Габсбурги (Венгерское королевство), восточные - Запойяи (Трансильвания). В борьбе с Габсбургами Янош Запойяи заключил союз с турками (1528). К. пытался увещевать его, но безрезультатно; в 1529 г. папа отлучил Запойяи от Церкви. В мае 1529 г. турки вторглись в Венгрию. Одержав неск. побед, они подчинили Запойяи центральные и южные области страны. В июле 1529 г. Янош Запойяи принес присягу турецкому султану и был признан им королем Венгрии. Трансильвания стала самостоятельным княжеством под протекторатом Османской империи. При продвижении тур. войск к Вене папа, недавно выплативший огромный выкуп и освободившийся из заключения, не мог оказать помощь Фердинанду Габсбургу. В кон. мая 1529 г. К. назначил нунцием в Австрию Винченцо Пимпинеллу, еп. Россано, предоставив ему возможность отчуждать церковное имущество для военных нужд (булла от 27 авг. 1529). 27 сент. 1529 г. турки осадили Вену, но 14 окт., после неск. неудачных попыток взять город, им пришлось снять осаду. В июне-авг. 1530 г. папа выпустил ряд бреве, адресованных европейским государям, предложив им совместно собирать на военные нужды до 80 тыс. дукатов ежемесячно (планировалось, что император и франц. король выделят по 20 тыс. дукатов, англ. король - 10 тыс., папа Римский и кардиналы - 10 тыс., остальные 20 тыс. должны были дать правители Португалии, Шотландии и итал. гос-ва), однако все под разными предлогами отказались. Климент VII, папа Римский. Ок. 1533 г. Худож. С. дель Пьомбо (Пинакотека, Парма) В 1523-1524 гг. фламанд. теолог Альберт Пигге в составленной для К. записке о делах Московии отмечал важность союзнических отношений с московскими князьями в условиях тур. угрозы. Папа в послании от 25 мая 1524 г. хотя и писал вел. кн. Московскому Василию III только о «соединении» Церквей, не касаясь др.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010