Я даже так думаю, что под конец его все и везде позабыли; но уже никак ведь нельзя сказать, что и прежде совсем не знали. Бесспорно, что и он некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения, и одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносились чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского и только что начинавшего тогда за границей Герцена. Но деятельность Степана Трофимовича окончилась почти в ту же минуту, как и началась, — так сказать от «вихря сошедшихся обстоятельств». И что же? Не только «вихря», но даже и «обстоятельств» совсем потом не оказалось, по крайней мере в этом случае. Я только теперь, на днях, узнал, к величайшему моему удивлению, но зато уже в совершенной достоверности, что Степан Трофимович проживал между нами, в нашей губернии, не только не в ссылке, как принято было у нас думать, но даже и под присмотром никогда не находился. Какова же после этого сила собственного воображения! Он искренно сам верил всю свою жизнь, что в некоторых сферах его постоянно опасаются, что шаги его беспрерывно известны и сочтены и что каждый из трех сменившихся у нас в последние двадцать лет губернаторов, въезжая править губернией, уже привозил с собою некоторую особую и хлопотливую о нем мысль, внушенную ему свыше и прежде всего, при сдаче губернии. Уверь кто-нибудь тогда честнейшего Степана Трофимовича неопровержимыми доказательствами, что ему вовсе нечего опасаться, и он бы непременно обиделся. А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке... ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. Но ведь с людьми науки у нас на Руси это сплошь да рядом случается. Он воротился из-за границы и блеснул в виде лектора на кафедре университета уже в самом конце сороковых годов. Успел же прочесть всего только несколько лекций, и, кажется, об аравитянах; успел тоже защитить блестящую диссертацию о возникавшем было гражданском и ганзеатическом значении немецкого городка Ганау, в эпоху между 1413 и 1428 годами, а вместе с тем и о тех особенных и неясных причинах, почему значение это вовсе не состоялось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1932...

От отставных чиновников военных и гражданских канцелярских служителей и нижних военных чинов нужно требовать аттестаты и указы об отставке; от зачисленных в запас армии, по отбытии установленного срока в рядах армии, – билеты об увольнении их в запас армии от действительной службы, выданные военным начальством. Как в указах об отставке чиновников гражданского и военного ведомства, так и в билетах увольнительных, выдаваемых зачисленным в запас армии, показывается: женаты ли эти лица, холосты или вдовы 122 . Для удостоверения в том, что брачующиеся лица принадлежат именно к православному, а не к какому-либо другому вероисповеданию и не к раскольническому толку, требуется, чтобы жених и невеста, если они не исповедовались в той церкви, в которой желают венчаться, представили пред браком от своих духовных отцов свидетельства о бытии своем у исповеди и Св. Причастия. Если же жених или невеста не могли по каким-либо причинам представить упомянутого свидетельства, а священнику было неизвестно, исполнили ли они в том году христианский долг, в таком случае он может потребовать от них, чтобы они говели и исповедовались пред браком. Так как браки вообще должны быть венчаны в приходской церкви жениха или невесты, то жених и невеста, желающие повенчаться не в своей приходской церкви, должны заручиться письменным согласием на то со стороны своих местных причтов 123 . При рассмотрении документов, касающихся жениха и невесты, нужно иметь в виду, чтобы те из них, которые не свободны от гербового сбора, были надлежащие образом оплачены. Те документы, кои основаны на метрических книгах, как наприм., указывающие на лета, на брачное или безбрачное состояние, непременно должны иметь гербовую марку в 60 коп, (Ук. Син. 1877 г. 1413. п. 1; Сравн. Мнен. Государ. Совета высоч. утвержд. 28 дек. 1878 г. о возвыш. гербов. сбора, в Правит. Вестн. за 1879 г. I) 124 . Свидетельства, выдаваемые священником о вероисповедании, бытии у исповеди и Св. Причастия, о совершении оглашения и беспрепятственности к повенчанию в чужой церкви не подлежат гербовому сбору (Ук.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

После этого город стали заново строить на левом берегу Волги при великом владимирском князе Ярославе Всеволодовиче (1238-1246). Есть основания считать, что в 60–70-х г.г. XIII в. было положено основание костромскому кремлю на левой луговой части берега Волги. Это объясняется и тем, что в 1272 г. костромской князь Василий Ярославич (последний, девятый, сын Владимирского князя Ярослава Всеволодовича) вступил по праву старшинства на великое Владимирское княжение и в течение пяти лет, до его смерти, Кострома являлась столицей великого княжества. Находился кремль первоначально на берегу реки Сулы (примерно на месте пересечения нынешней улицы Пятницкой с улицей Островского). Ко второй половине XIV в. Костромской кремль стал уже сильной для своего времени крепостью, являлся одним из пограничных форпостов Московского княжества. За стенами его нашел себе надежное укрытие от войск хана Тохтамыша в 1382 г. великий князь Дмитрий Донской с семьей. В 1408 г. великий князь московский Василий Дмитриевич скрывался в Костроме от набега хана Эдигея. Во время междоусобной войны, которую вел великий московский князь Василий Васильевич с галичским князем Юрием Дмитриевичем в 1433 г., и позднее, в 1448 г., когда московский князь боролся с князем Дмитрием Шемякой, Кострома, окруженная крепостными стенами, также служила оплотом московскому князю. Имеются сведения о том, что старый кремль сильно пострадал во время пожара 1413 г. Административный центр Костромы вместе с крепостью стали восстанавливать примерно в 1416 г., но уже на новом, возвышенном месте (в районе теперешнего парка культуры и отдыха). Крепость на возвышенном месте было легче защищать от врагов; кроме того, кремль подняли выше по берегу Волги, который часто затоплялся в весеннее время. И кремль снова не раз играл роль боевой крепости, защищал жителей от врагов. В 1539-1540 г.г. город дважды пытались взять татары, но были разбиты костромским ополчением. В «смутное время» стены кремля выдержали не одну осаду со стороны польских захватчиков.

http://sobory.ru/article/?object=35077

Выступая как руководители дублинской администрации, магнаты стремились добиться определенного уровня независимости от англ. короны. Для этого они шли на компромиссы в отношениях с ирл. парламентом, в к-ром доминировали представители мелкого дворянства, городских общин и духовенства. Эти группы населения с подозрением относились к деятельности магнатов и питали особую вражду к гэльским ирландцам (в частности, им запрещался доступ во мн. городские корпорации — согласно грамоте (1414), дарованной Лимерику кор. ГehpuxoмV , ирландцам запрещалось занимать городские должности и наниматься в подмастерья). Ирландцы, желавшие жить в городах, быть ремесленниками и торговцами, должны были приобрести англ. юридический статус и отказаться от использования ирл. языка и обычаев. Негативное отношение к ирландцам проявлялось и в Англии. Так, в 1401 г. пресв. Николай, посетивший Лондон по пути в Рим, был задержан как «дикий ирландец» (un wilde Irisshman) и враг короны. В 1413 г. был издан статут о высылке из Англии всех ирландцев, за исключением студентов ун-тов, монашествующих и торговцев с хорошей репутацией. В 1417 г. кор. ГehpuxV велел возвратить всех уроженцев И. на родину, мотивируя это необходимостью укрепления и защиты колонии, однако подобные распоряжения, неоднократно подтверждавшиеся властями, оставались без последствий из-за практики выдачи «лицензий» на проживание в Англии. В 1447 г. наместником И. был назначен Ричард, герц. Йоркский, наследник англ. престола, однако он прибыл на остров только летом 1449 г. Совершив поход к границам Ольстера, герцог принял клятвы на верность от ряда правителей во главе с Энри О Нейлом, к-рый, став вассалом Ричарда, обязался сохранять мир, вернуть земли, некогда входившие в состав Ольстерского графства, и защищать привилегии католич. Церкви. После похода в Лейнстер герцогу подчинились Мак Мурхада и др. местные правители, причем представители рода О Бронь обязались выучить англ. язык и носить англ. одежду. На совещании знати в Дублине было решено отказаться от реквизиций и принудительного размещения войск на постой (ahrл.cuddy, от upл.cuid oidhche — ночная трапеза).

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Мусульманских приходов в Татарстане в 5 раз больше, чем православных 10.03.2010 Управление Министерства юстиции РФ по Республике Татарстан обнародовало данные по религиозным организациям в республике. В 2010 году в Татарстане были зарегистрированы 1440 религиозных организаций. Из них более 1100 - это мусульманские приходы и лишь около 200 - православные , передает ИА REGNUM. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. общая численность населения Республики Татарстан составила 3 779,3 тыс. человек. Численность татар - более 2 млн. чел. или 52,9% от общей численности населения республики. При это далеко не все они мусульмане: кряшены - православный тюркский народ, отличающий себя от татар при переписи были записаны как татары (18 760 чел.). Русских, большинство из которых исповедуют Православие, в Татарстане около 1,5 млн. чел. или 39,5%. На третьем - чуваши (126,5 тыс. чел. или 3,4%) - также преимущественно православные. Таким образом, налицо очевидная диспропорция: почти половина населения Татарстана - православные верующие, однако при этом число их общин в 5 раз меньше, чем исламских. Общее число религиозных организаций в РТ за год выросло незначительно: в 2009 году их было 1413, из которых 1087 были представлены мусульманскими общинами. По данным же Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ, на данный момент в его структуре состоит 1247 махаллей - приходов-мечетей. Мухтасибаты (подразделения ДУМ РТ) есть сейчас во всех муниципальных районах Татарстана. В республике имеется 11 профессиональных мусульманских учебных заведений. На дневном отделении в них числятся 723 студента, которых обучают 150 преподавателей. Кроме этого, воскресные курсы, организованные в различных районах Татарии, постоянно посещает свыше 35 тысяч мусульман. О количестве зарегистрированных православных приходов в пресс-релизе минюста не сообщается. По данным, опубликованным на сайте Казанской епархии МП РПЦ, в 20 благочиннических округах действует сейчас 201 приход, совершают служение 324 священника и 66 дьяконов. В 1909 году в Казанской епархии насчитывалось 770 священников и 279 дьяконов. Количество церквей и монастырей в епархии составляло 794 и 27 соответственно. В Казани было 7 действующих монастырей. Седмица.Ru Редакция текста от: 10.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/8019.html

После 4-го крестового похода усилившаяся Венеция подчинила себе Д. и 150 лет (1205-1358) пыталась ограничить его торговые контакты, видя в нем конкурента. Однако городские купцы продолжали устанавливать новые торговые связи, а формировавшийся городской нобилитет укреплял органы местного самоуправления: в 1235 г. были учреждены Большой и Малый советы, в 1252 г.- сенат. В 1272 г. был составлен кодекс законов города - Статут, значительно ограничивший власть венецианского наместника. В XIII-XIV вв. экономические позиции Д. на Балканах усилились: кварталы дубровчан, имевшие право внутренней автономии, появились во мн. крупных городах полуострова. Расширялись и владения Д.: в 1272 г. был присоединен о-в Ластово, в 1333 г. у Сербии был приобретен п-ов Пелешац с крепостью Стон, в 1345 г. было окончательно закреплено за Д. владение о-вом Млет. После поражения в войне с венг. кор. Лайошем I Великим по Задарскому договору 1358 г. Венеция отказалась от притязаний на далматинские города, а Д. перешел под сюзеренитет Венгрии, оформленный в том же году соглашением в Вишеграде. Этот договор был выгоден Д., т. к. всю власть фактически получил городской нобилитет. Благодаря вмешательству Венгрии Д. продолжал расширять свои владения: в 1399 г. было присоединено Сланское приморье (местность между Д. и п-овом Пелешац), в 1413-1417 гг. овладел островами Корчула, Брач и Хвар (но вскоре был вынужден отдать их Венгрии), в 1419 и 1426 гг. купил плодородную область Конавле. Новые земельные приобретения увеличили территорию Д., превратившегося из города-коммуны в гос-во-республику, вся власть в к-рой была сосредоточена в руках немногочисленных патрицианских родов. Они занимались торговлей, ростовщичеством, из них выбирали князя (с 1358 ректор), номинально возглавлявшего городское управление. Наряду с патрициями важную роль играли граждане города - купцы и владельцы ремесленных мастерских. Основное население составляли пучане (народ) - мелкие купцы, ремесленники и моряки. К сер. XV в. республика осталась единственной в Далмации территорией, независимой от Венеции, чьи границы долго не изменялись.

http://pravenc.ru/text/180532.html

К этому остается прибавить только «когда мы избавимся, наконец, от этого колхозного президента, который даже не понимает, что мы на его же телевидении устраиваем ему Майдан», - и картина будет полной. При этом до последних минут сериала ни слова не говорится о том, что с XVII века «белорусская шляхта» говорила только на польском, была только католическая и никогда и нигде не называла себя белорусами - вплоть до конца XIX века, когда иного способа сохранения власти над простым белорусским народом у них не осталось. Очевидно, до последних минут не собираются заказчики «Брутальной шляхты» и говорить белорусам (и самому А.Лукашенко), что отнюдь не белорусскую «брутальную элиту» во благо Белоруссии выковывают они за бюджетный счет на главном телеканале страны. Уже в первой части можно найти логически завершенный пассаж, вбирающий в себя вкупе все лукавство, тщеславие и затаенные обиды заказчиков создателей идеологической бомбы: «Вот тут и начинает играть роль тот самый славный шляхетский гонор... После третьего раздела Речи Посполитой благодаря именно тем древним переписям белорусам, хоть и не многим, повезет отстоять свой статус или добиться хоть некоторого уважения при новой администрации. И никакими поляками они себя не признавали, несмотря на ярлыки: около 40% всей имперской шляхты по языку себя так и называли - белорусы» (Ч.1.: 14.10). На самом деле, невозможно найти ни одного (!) «гонорливого шляхтича», который бы назвал себя белорусом (равно как и такого сочетания у дореволюционных деятелей «национального возрождения»): появившиеся после поражения польского бунта 1863 года хлопоманы либо всячески скрывали перед народом (в том числе, в своей писанине) свою шляхетность, либо убеждали народ, что белорусскому крестьянину всегда было чудесно под польским шляхтичем, «пока не пришли москали». Как бы в подтверждение «белорусскости» шляхты, авторы, ничтоже сумняшеся, указывают, что «сам термин " шляхта " приходит к нам с территории Польши вместе с теми правами, которые часть шляхты Беларуси и Литвы получила от польской шляхты по итогам Городельской унии 1413 года» (Ч.1.: 16.26), и, более того, что «само понятие " шляхта " происходит от древненижненемецкого Schlaht - род, происхождение, порода» (Ч.1.: 15.16).

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/19/brut...

В 1382 г. Карл III назначил аббата гос. канцлером и поддержал его в борьбе с баронами. После кончины Пьетро де Тартариса аббатом стал Энрико Томачелли (1396-1413/14), родственник папы Бонифация IX , а затем - Пирро Томачелли (1414/1415-1437). Во время военных действий против Папской области кор. Владислав оккупировал разоренные монастырские владения; аббатство утратило нек-рые укрепления, мн. монахи бежали из обители (к 1424 в М.-К. оставалось 13 монахов). Аббат Пирро Томачелли восстановил крепостные стены Сан-Джермано, реорганизовал капитул св. Германа и основал в городе жен. мон-рь (существовал до 1578). Однако выступление аббата на стороне Альфонса Арагонского (впосл. кор. Альфонсо V Великодушный) привело его к конфликту с папой Мартином V . М.-К. было захвачено и разграблено, аббат бежал из мон-ря и вскоре попал в плен. Понтифик направил в М.-К. администраторов, основными задачами к-рых были возвращение монастырских владений и борьба с бандитизмом. Впосл. Пирро Томачелли получил прощение и стал папским наместником в Сполето, но в 1437 г. поднял восстание и был низложен папой Римским Евгением IV . В ответ кор. Альфонсо V оккупировал Сан-Джермано и др. крепости на землях М.-К. В этот период монашеская община фактически жила независимо как от аббатов, занимавшихся в основном военными действиями, так и от папских администраторов. Общину возглавлял приор Эразмо да Нарни († 1440), его преемниками были немец Генрих и француз Бенедикт; они пытались наладить монашескую жизнь доступными им средствами. В 1440 г. монахи попросили папу Римского Евгения IV разрешить им избрать аббата, указывая на тяжелое положение обители, к-рую долгое время возглавляли некомпетентные настоятели. Тогда в М.-К. жили 12 монахов и 3 конверса во главе с приором. Понтифик не дал им разрешения, но обратился к кор. Альфонсо V с просьбой содействовать возвращению монастырских владений и направил в М.-К. духовного и светского администраторов. Стремление Евгения IV сохранить контроль над аббатством было связано с военным значением мон-ря как крепости на границе Папской области с Неаполитанским королевством. Кроме того, папская курия использовала монастырские владения по своему усмотрению, раздавая их в качестве бенефициев; в состав папских владений была включена крепость Понтекорво, ранее принадлежавшая монастырю. В 1443 г. папа Римский Евгений IV передал аббатство на условиях комменды влиятельному кард. Лудовико Тревизану, но после примирения понтифика с кор. Альфонсо V согласился с назначением аббата Антонио Карафы (1446-1454), происходившего из влиятельного неаполитанского рода. Король вернул ему отобранные у мон-ря владения. В 1443 г. по просьбе монарха приор Генрих отправил неск. монахов во главе с Антонием из Авиньона в аббатство Монсеррат (Каталония), чтобы восстановить там бенедиктинскую дисциплину (см.: Leccisotti T. Aspetti della crisi dell " età moderna a Montecassino//Montecassino. 1992. P. 15-114). После кончины Карафы в аббатстве была введена комменда.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Каторга стала для Достоевского местом, где он заново открыл для себя Евангелие. Поэтому он вспоминал о ней не только без ропота, но даже с благодарностью. «О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! – восклицал он, например, в 1874 г. в разговоре с писателем Вс.С. Соловьевым. – Я только там и жил здоровой и счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа. Ах, если бы вас на каторгу!». Именно по выходе из каторги Достоевский в письме к Н.Д. Фонвизиной записал свой знаменитый «символ веры»: «верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Пометы Достоевского Книга, подаренная Достоевскому в Тобольске, представляет собой первое полное издание Нового Завета на русском языке (без параллельного славянского текста) в переводе Российского Библейского Общества (1823). Страницы ее содержат многочисленные следы чтения Достоевского — сгибы листов, отчеркивания ногтем и сухим пером, карандашом и чернилами, а также краткие записи. Эти пометки впервые были изучены норвежским литературоведом-русистом Г. Хьетсо в специальном исследовании «Достоевский и его Новый Завет» (1984). В 2010 г. они были полностью воспроизведены в комментированном фототипическом издании экземпляра Нового Завета Достоевского, подготовленном В.Н. Захаровым, В.Ф. Молчановым и Б.Н. Тихомировым. При подготовке этого замечательного издания было выявлено (при помощи самых современных технических средств) 1413 пометок.    Благодаря проекту «Евангелие Достоевского», осуществленному под руководством профессора В.Н. Захарова: http://dostoevskij.karelia.ru/Gospel/ , сейчас любой желающий может познакомится с ними и в сети интернет.

http://pravoslavie.ru/51647.html

В 1381 г. сербы восстали. В 1387 г. они одержали свою первую и единственную победу над турками при реке Теплицы. Турки подтянули новые силы. 15 июня 1389 г. состоялась знаменитая битва на Косовом поле. Перед самым началом сражения Мурад был убит в собственном шатре молодым сербом, выдавшим себя за перебежчика, желающего сообщить султану важную конфиденциальную информацию. Однако этот отчаянный шаг не помог - командование перешло к старшему сыну султана Баязиду, скрывшему от войска смерть своего отца, и сербы были разбиты. Король Лазарь был взят в плен и казнен в том же шатре, где убили Мурада. Баязид , получивший почетное прозвище Йылдырым (Молниеносный), продолжал захватывать византийские земли. В 1396 г. в битве у Никополя он разгромил западное войско, направлявшееся против него крестовым походом. В 1402 г. он осадил Константинополь. Однако в этот момент счастье ему изменило: к нему прибыли посланцы Тимура (Тамерлана) с требованием вернуть христианскому императору все захваченные у него земли. Баязиду пришлось снять осаду с Константинополя и выступить навстречу новому врагу. Правитель среднеазиатских земель Тимур (Тамерлан) (1336-1405) своими военными походами создал к этому времени империю от Китая и Бенгальского залива до Средиземного моря. Он был блестящим полководцем и завоевателем, не знавшим ни жалости, ни пощады, ни милосердия. Но, в отличие от Чингисхана, он не создал прочного государства: Тимур был гением разрушения, не терпящим ничьей независимости. После его смерти громадная империя незамедлительно развалилась. 25 июля 1402 г. в битве при Анкаре армия Баязида была уничтожена войском Тимура, Баязид взят в плен, и вскоре скончался. Османское государство было ввержено в хаос. Там началась гражданская война между сыновьями Баязида, которая продолжалась 11 лет - до 1413 г. Если бы всем христианским силам удалось объединиться, с османской опасностью было бы покончено раз и навсегда. Но, как всегда, этого не произошло. Все были слишком озабочены своими непосредственными делами. А у одних византийцев имелось слишком мало сил, чтобы воспользоваться такой возможностью. Им лишь удалось отвоевать у турок несколько городов во Фракии и вернуть себе Салоники. И это было все. Османская катастрофа лишь оттянула гибель Империи на полвека.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010