Диодор написал сочинение Πρς Εφρνιον φιλσοφον, κατ πεσιν κα πκρισιν (Ad Euphronium philosophum, per interrogationem et responsionem). Это сочинение также, по всей вероятности, запечатлено апологетическим характером 1408 . Диалогическая его форма ( πεσις κα πκρισις) и философское содержание ещё пред Фабрицием 1409 ставили вопрос – не есть ли это сочинение одно из тех двух, которые были посланы Диодором около 373 года св. Василию Великому для прочтения 1410 ? В несторианских источниках называются ещё 24 книги Диодора „возражений и разъяснений” (contentiosa et explicationes) 1411 , из коих к VII веку было только уже четыре. Если предыдущее произведение Диодора πρς Εφρνιον может разъясняться предположением, что это – одна из книг, представленных св. Василию для прочтения, то отмечаемое собрание возражений и разъяснений может также претендовать на объяснение, что среди них могут находиться книги, представленные св. Василию 1412 , ибо отличительной особенностью этих книг было изложение возражений противников и ответов на них 1413 . Вот и все сведения об апологетической литературной деятельности Диодора Тарсского. Ещё менее можно сказать об исторических произведениях Диодора. Мы знаем только одно заглавие такого сочинения – Χρονικν διαρθομενον τ σφλμα Εσεβου το Παμφλου περ τν χρνων (Chronicon, quo erratum Eusebii Pamphili de teniporibus corrigit). Диодору, наконец, принадлежат κεφλαια πρς Γρατιανν. Очень вероятно, что адресатом этого произведения являлся западный император Грациан, а содержанием – защита восточных в их деятельности на втором вселенском соборе, особенно в поставлении Флавиана епископом Антиохии, вместо скончавшегося св. Мелетия, и Нектария – в Константинополь, вместо св. Григория Богослова 1414 . Исторические обстоятельства жизни Диодора выдвигают его участие и в поэтической литературной деятельности своего времени. Он не был поэтом в духе Аполлинария Лаодикийского. Если поэзия последнего была риторической, учёной, представляла собой в соответствующей стихотворной форме, применение классической литературы к христианским идеям 1415 , то поэзию Диодора следует представлять самобытным проявлением религиозно-одушевлённого духа, сохраняющим зависимость от античной поэзии лишь в языке и размере.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Что полное последование Христу возможно, только для монахов, это – католическое учение. С ним оказался вполне солидарным Шопенгауэр; он прославляет христианство только постольку и потому, что оно способствовало появлению таких аскетов, как св. Антоний или св. Франциск; что же в христианском благовестии лежит вне этого, то представляется философу бесполезным и соблазнительным. В более глубоком рассуждении, чем Шопенгауэр, и с пленительной мощью чувства и силой языка выставляет аскетические черты Евангелия Толстой и соединяет их вместе, обобщает для руководства. Аскетический идеал, который он сообщает, придает (entnimmt) Евангелию, – горяч и силен и включает в себя служение ближним; но бегство от мира является и у него характеристическим. Тысячи наших «образованных“ возбуждены и раздражены его рассказами; но в глубине души они спокойны и довольны, что христианство означает отрицание мира, ибо они теперь знают определенно, что к нему не подходят и ему следовать по принципу не будут. Они с правом сознают, что этот мир им дан для того, чтобы они оказались полезными внутри его благ и порядков; если христианство требует чего-то другого, то это только доказывает его противоестественность и, следовательно, полную непригодность для жизни. Но действительно ли христианство, отрицает мир? Есть очень известные места, на которые обычно ссылаются и которым, по-видимому, нельзя придать никакого другого значения, кроме аскетического. 1413 «Если тебе соблазняет твой глаз, вырви его и брось от себя; если тебя соблазняет твоя рука, отруби ее“, или ответь богатому юноше: “поди и продай все, что ты имеешь, и будешь иметь сокровище на небе“, или слово о тех, которые себя оскопили ради царствия небесного, или изречение: «кто ко Мне приходит и не возненавидит своего отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, а также своей собственной жизни, не может быть Моим учеником“. Из этих слов и из других мест выводят, что Евангелие вообще проповедует бегство от мира, следовательно, оно вполне аскетично. Но в виду этого тезиса Harnack ставит три рассуждения (Betrachtungen), которые, по его мнению, должны вести нас к другому решению вопроса. Первое получается из образа поведения Христа, образа Его жизни и жизненных указаний; второй основывается на впечатлении, которое Он производил на своих учеников и которое они отражали, отпечатлевали в собственной жизни; третий, наконец, коренится в том что касается основных черт Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Ряд памятников отражает московское великокняжеское Л. 2-й пол. XV в., для к-рого реконструируется неск. последовательных этапов переработки. Свод нач. 70-х гг. XV в. (основанный в свою очередь на Софийской I летописи) отразился в Никаноровской, Вологодско-Пермской летописях, Летописи Лавровского и Музейском летописце (по Лурье); свод 1477 г.- в «Летописце русском от 72-х язык» (в Лихачёвском, Прилуцком и Уваровском списках). Свод 1479 г. сохранился в почти неизменном виде в Архивском списке кон. XVII-XVIII в. и Эрмитажном списке XVIII в., в несколько переработанном виде - в Уваровском списке XVI в.; в лит-ре называется также «Московский свод кон. XV в.». Свод 1479 г. отличается от предшествующего Л. более светским характером содержания, значительным объемом дополнительно привлеченных источников (владимиро-суздальских, южнорусского). Составитель этого свода в изложении событий прошлого целенаправленно изменял текст источников в промосковском духе. В 80-90-х гг. XV в. московское великокняжеское Л. продолжалось. Его материалы за эти годы отразились в ряде памятников: в тексте Уваровского списка за 1479-1493 гг., в неопубликованном Лихачёвском списке «Летописца русского от 72-х язык» (Арх. СПбИИ РАН. Кол. 238 (Н. П. Лихачёва). 365), в Погодинском и Мазуринском видах Сокращенных сводов, в Симеоновской летописи (последняя представляет собой свод рубежа XV и XVI вв.), а также в Воскресенской летописи и др. сводах XVI в. Московское Л. 2-й пол. XV в. не сводится, по-видимому, к официальным памятникам. Так, «частной» летописью (по С. Н. Кистерёву) являлся один из источников свода 1518 г.,- общего протографа Софийской II и Львовской летописей,- к-рый ученые связывают с клиром одной из кремлевских церквей. Л. в XV в. развивалось и в др. центрах, причем некоторые летописи характеризует независимая политическая позиция, отличавшаяся, скажем, от взгляда великокняжеских летописцев. Примером может служить Л. Ростова, по-прежнему связанное с Ростовской кафедрой. До 1419 г. ростовское Л. отразилось в Московско-Академической летописи. Согласно О. Л. Новиковой, текст этой летописи за 1413-1419 гг. составлен уже в Москве, в резиденции ростовского владыки в Дорогомилове. К этому же памятнику восходит «Летописец русский» кон. XV в., опубликованный Насоновым по спискам ГИМ. Син. 941 и РГБ. Муз. 3841. Ростовский свод 1489 г. составил основу Типографской летописи. В этом своде обнаруживается независимая от великокняжеской власти позиция по ряду вопросов (напр., летописец осуждает репрессии в присоединенных к Москве Новгороде и Твери).

http://pravenc.ru/text/2463609.html

И дунет, на воду 3-жды. и знаменает ея 1412 рукою трищи, погружая персты, креста образно, и глаголет се.   Да сокрушатся под знамением, воображения креста твоего, вся сопротивныя силы. Трижды. Да отступят от нас вся воздушная и невидимая привидения. и да не утаится в воде сей бес темен, ниже да снидет со крещающимся дух лукав, помрачение помыслом, и мятеж мыслен на разум наводя. Но молимтися 1413 Владыко, ты Господи всех. покажи воду сию, воду покоя. воду избавления, воду освящения. воду очищение 1414 скверны плоти и духа. ослабу юзам, оставление согрешением просвещение души. баню паки бытия, обновление духа, сыноположения дар, одеяние нетления, источник живота. ты бо рекл еси Господи: измыйтеся. и чисти будете. отъимите лукавьствия от душ ваших. ты бо даровал еси нам свышнее порождение, водою и духом. явися Господи воде сей 1415 , и даждь претворитися еже в ней крещаемому, имрк. во еже отложити убо ветхаго человека тлеющаго по похотению прелести. одеятижеся вноваго обновляемаго, по образу твоему создавшаго его. яко да будет соединен уподоблению смерти твоей ради крещения 1416 , причастник и воскресения да будет. и сохранив дар Святаго ти Духа, и умножив предание 1417 благодати. приимет мзду горняго звания, и сопричтется первородным написаным на небесех. тебе бо слава подобает и держава, честь и поклоняние, Богу и Господу нашему Ису Христу. вкупе со безначалным ти Отцем, и со пресвятым и благим и животворящим ти Духом, ныне и присно и в веки веком, аминь.   Мир всем. Диякон. Главы ваша Господеви преклоните. и преклоняет иерей главу свою, над сосудом масленым. держиму от кума, или бабою 1418 и дунет в него, трижды. и знаменает рукою нань креста образно, трижды. глаголет молитву сию.   Владыко Господи Боже отец наших. иже сущим вковчезе ноеве. голубь послал еси, сучец масличен имущь во устех. пременения образ спасения еже от потопа 1419 , и благодати таиньство онеми предобразуя. и масличный плод во исполнение святых ти таин подав. и тем и еже взаконе Духом Святым исполнил еси, и сущих во благодати совершая. Сам благослови, и се масло. силою и действом и явлением Святаго ти Духа. яко быти тому помазание нетления. оружие правде, обновление души и телу. всякаго дияволя действа отбегателно 1420 в пременение всяких зол, мажущимся сверою, или и вкушающим от него;

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В заключение своей речи я приношу сердечную благодарность моему руководителю А. П. Лебедеву , который направил мои силы на изучение византийской история, дал самую тему для моей первой работы в этой, теперь уже моей излюбленной области, и своими опытными советами и указаниями участливо помогал мне в занятиях 1413 . Введенский А. И. Философия в современной Германии (Гносеология). IV. Философия религии//Богословский вестник 1893. Т. 3. 9. С. 351–389 (2-я пагин.). (Окончание.) 4. О категориях, категориальных понятиях и руководящих идеях Тогда как представители рационалистического реализма, различаясь между собой в определении числа категорий, все согласны в признании за ними значения как субъективно необходимых и универсальных понятий, так и объективно-реальных мировых связей, – представители релятивизма обнаруживают неменьшее единомыслие в отрицании за ними и того и другого значения. В их учении о категориях довольно ясно и недвусмысленно выступает скептико-позитивистическая тенденция, под влиянием которой они хотят приравнять категориальные понятия к обыкновенным, образуемым нами по обще-логическим началам и нормам, понятиям. Мы познакомимся здесь с учением релятивистов лишь о некоторых важнейших понятиях. а. Вещь и субстанция Понятие о субстанции возникло из понятия о вещи или предмете вообще, – точнее, из критики этого последнего понятия. Наивное сознание находит понятие о предмете совершенно ясным и удовлетворительным: вещь для него есть всякое пространственно отграниченное целое, синтетическое единство свойств, определяемое целью, которой эти свойства в своём соединении предназначены удовлетворять. Однако, метафизическое мышление этим —352— понятием не удовлетворяется. Оно предъявляет к нему ряд вопросов, пред которыми понятие вещи или предмета остаётся так сказать безответным. Как, – спрашивает метафизик, – мыслить единство вещи, при многоразличии её свойств, состояний, действий, страданий? Тожество предмета с собою как мыслимо при его изменениях? Как отделить в предмете то, что в нём остаётся неизменным от элементов подвижных, изменяющихся? Если я уничтожу все части предмета или их внешнюю сопринадлежность, исчезнет и самый предмет и однако останется нечто такое, что выражает внутреннюю сопринадлежность его частей, – его цель, идею: что же это такое? На этот вопрос, пред которым простой человек с понятием о вещи или предмете остаётся безответным, метафизик отвечает указанием на субстанцию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

по изд.: Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвсгвующих… Сс. 150, 250–251). О богословских и философских взглядах Варлаама Калабрийского см. особенно следующие исследования: Sinkewic χ R. The Doctrine of the Knowledge of God in the Early Writings of Barlaam the Calabrian//Mediaeval Studies. 44, 1982. Pp. 181– 242; Fjrigos A. Barlaam Calabro tra l’aristotelismo scolastico e il neoplatonismo bisantino//II Veltro. 27, 1983. Pp. 185–195; Vlogaus R. Palamas and Barlaam revisited…; Гоипе В. An Aristotelian ontology around the Proclean Henad: the theology of Barlaam of Calabria and its byzantine background//Аристотель и средневековая метафизика/Отв. ред. О. Э. Душин. СПб., 2002. Pp. 137–144; Demetracopoulos J. Further evidence on the ancient, patristic, and byzantine sources of Barlaam of Calabrian’s Contra Latinos (A propos de A. Fyrigos (ed.), Barlaam Calabro. Opere contro I Lanini)//Byzantinische Zeitrschrift. 96:1, 2003. Pp. 83123.; Krausmbller D. Barlaam of Calabria and Gregory Palamas on Knowledge and Ignorance [In print]. 1410 Триады 1.3.9 (ср.: 2.3.36; о том, что святые видят Божественный свет в себе, см.: Там же 1.3.5). Обратим внимание на учение свт. Григория о разлитом по всем видимым вещам Божественном свете. Оно соо тносится с его словами о невидимом обожении, актуализируемом в пригодном для этого подлежащем (Там же 3.1.34). 1413 Там же 1.3.34, 42. Как отмечает А. Риго, для языка, который использует свт. Григорий, говоря о восприятии Божества, иногда характерна некоторая неточность и непоследовательность. Так, встречаются выражения о том, что Божественный свет был видим чувственными очами, ибо ум смотрит через зренне (Там же 1.3.27, ср.: 1.3.8–9; слова свт. Григория о восприятии Божественного света телесными очами как раз и вызвали обвинения в мессалиансгве со стороны ангипаламитов), однако далее может говориться о юм, что Божественные дары познаются не чувственными очами, но прежде всего умом (Там же 1.3.33). Как указывает Риго, за неточностью выражений, которая порой затемняет смысл, в данном случае стоит желание указать на понимание мистического видения Бога, превосходящего как неоплатонический интеллектуализм, так и тенденцию к пониманию восприятия Божесша в ма1ериалистпческом духе (fogo A.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

После того, как в 18 гл. было сообщено о плаче земных нечестивых людей, о погибели Вавилона, столицы антихристианского царства, в гл. 19 говорится о торжественной радости на небе по поводу того же события. Это событие хотя и совершилось на земле, но было исполнением небесной воли; оно было поводом плача нечестивых, оно может быть и поводом небесной радости, так как предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины над злом и заблуждением в будущем вечном царстве. Таким образом, содержание 19 главы – не начало нового отдела, не начало нового порядка явлений, но окончание предыдущего, его завершение: заключение к явлению о падении Вавилона – еще шаг к окончательной развязке, к последнему суду над миром. Когда замолкли слова ангела, возвестившего Иоанну о причине и непоправимости гибели нечестиваго Вавилона, св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т.е. звуки пения (ср. 10:3; 16:18). Иоанн говорит только о том, что голос был подобен шуму говора народа (ς φων), но не говорит о самом народе и из кого он состоит. Имея в виду содержание 4 и 6 ст., под ним нельзя разуметь прославленных людей (7:9, 14) 1410 ни вообще небожителей 1411 , но исключительно блаженных ангелов 1412 с четырьмя серафимами-животными во главе (4:8). Они взывают: «аллилуия» (с еврейского языка «хвалите Бога»). С этим словом и с таковым же его смыслом мы не однажды встречаемся в свящ. Писании; так, в Пс. 103:35 читаем: да исчезнут грешники с земли... Благослови, душе моя, Господа. Аллилуия! (ср. Пс. 105:48 ). Как там, так и здесь прославление Бога поставляется в связь с падением нечестивых, там – грешников вообще, здесь Вавилона. Аллилуиа – песнь торжества и победы 1413 . Но собственно здесь это слово только начало песни; содержание песни далее: спасение и слава и честь и сила Господу нашему. Таково чтение наших переводов, но более правильное следующее: спасение, сила и слава (σωτηρα, δναμις κα δξα) 1414 ; спасение (σωτηρα), как и в 7:10 и особенно в 12:10, нужно понимать в смысле совершенного избавления христианского общества, как царства Божия, от козней дьявола, как окончательную победу Господа; под славою же нужно разуметь славу Божию, которая, сколько свойственна Господу от века, столько же и еще очевиднее будет принадлежать Ему после окончательной победы на земле добра над злом. А сила, как Бож. всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества. В совершившемся падении Вавилона, в этом начале конца Господь Бог является во всей силе Своего всемогущества, как праведный Судья и Мздовоздатель, не отступающий от истины и правды (ст. 2). Он погубил Вавилон, так как тот растлил землю своим блудодейством (11:18; ср. Иер. 51:25 ); Он взыскал с него за (6:10) кровь Своих рабов-служителей, которая была пролита его руками 1415 : в этом его вина, в этом и вторая причина его наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

е. к 1413–1414 гг.) написал отдельные главы, которые хранились у него в свитках и тетрадях, но не расположены были по порядку: «По лете убо единемь или по двою по преставлении старцеве аз, окаанныи и все-дръзыи, дерзнухь на сие … начахь подробну мало нечто писати от житиа старцева, … имеях же у себе за 20 лет приготованы таковаго списания свитки, в них же беаху написаны некыа главизны еже о житии старцеве памяти ради – ова убо в свитцех, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди» (л. 276 об. – 277). За это время автор собрал сведения о Сергии и от древних старцев – «самовидцев и неложных свидетелей», и от его старшего брата Стефана, и от его келейника, прислуживавшего Сергию на протяжении многих лет, записал также то, что «своима очима видех» и что слышал из уст самого Преподобного. Окончательную отделку своего труда сочинитель предпринял через 26 лет по преставлении Сергия (т. е. в 1418–1419 гг.), убедившись, что никто другой не дерзнул писать о нем. Стилистически Предисловие к Житию Сергия Радонежского вполне однородно с другими сочинениями Епифания Премудрого : видна та же фразеология, обращение к одинаковым темам, ссылка на одни и те же авторитеты. Сравним тексты 231 : Похвальное слово Сергию Житие Сергия Радонежского Се бо мощии твоих гроб пред очима нашима видимьесть всегда (л. 121) Гроб его у нас и пред нами есть, к нему же вероюповсегда при-текающе, велико утешение душам нашимприемлем и от сего зело пользуемся (л. 276 об.) Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского да бы былъ гроб твои в земли нашеи прямо очиманашима, да бы был нам увет не худ и утеха поне велика(88) дарова нам такова старца свята … в земли нашеиРусстеи, и в стране нашеи полунощнеи, в дни наша,в последняа времена (л. 276 об.) Похвально слово Сергию таковыи святыи старец, пре-чюдныи и предобрыи (л.276 об.) сицева мужа свята и съвръшена … сего Бог проявил естьв по-следняа времена,… сего Бог прославил есть в Русскоиземли (л. 115 об. – 116) и желанием побеждаася; и на-иде ми желание несытоеже како и коим образом начати писати (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этим необузданным завоевательным порывом было сметено и могущество Баязида. В решающем сражении при Анкаре 28 июля 1402 г. 1306 после тяжелой и продолжительной битвы Тимур сокрушил османское войско. Великий султан попал в руки победителя и окончил свою жизнь в монгольском плену. Впрочем, Тимур уже в 1403 г. покинул малоазийские области, а через два года престарелый повелитель народов умер во время похода в Китай 1307 . Тем не менее его столь же краткое, сколь и мощное вмешательство в судьбы Малой Азии имело далеко идущие последствия. Он сокрушил могущество осман и тем самым продлил жизнь Византийской империи еще на полстолетия. В разрушенной османской державе начались тяжелые неурядицы 1308 . Несмотря на это, Византия не смогла вполне воспользоваться той передышкой, которая была ей предоставлена разрушением турецкой державы, ибо обессиленная изнутри Византийская империя оказалась уже неспособной к возрождению. Тем не менее положение на Востоке полностью изменилось, что означало для Византии заметное облегчение. Старший сын Баязида Сулейман, утвердившийся в европейской части и пребывавший в состоянии войны со своими правившими в Малой Азии братьями, заключил договор с Византией, с сербским деспотом Стефаном Лазаревичем 1309 , а также с морскими державами Венецией, Генуей и Родосом (1403) 1310 . Византия освободилась от своих вассальных обязательств и прекратила выплату дани туркам. Более того, ей были возвращены Фессалоника с окрестностями, Халкидика с горой Афон, а также группа островов Скиафос-Скопелос-Скирос и важные прибрежные полосы на Черном и Мраморном море 1311 . Обратной стороной этого было то, что византийцы в силу договора о дружбе с Сулейманом были втянуты во внутреннюю борьбу турецких претендентов на престол. Сербские властители также не смогли остаться в стороне от этой борьбы, определявшей развитие событий на юго-востоке. Падение Сулеймана, который после всех перипетий той войны уступил своему брату Мусе (1411), грозило Империи новым кризисом, поскольку Муса жестоко мстил союзникам Сулеймана и даже приступил к осаде Константинополя. Впрочем, окончательную победу в междоусобной борьбе братьев одержал Мехмед I (1413–1421), который посвятил себя по преимуществу внутренней консолидации своей державы и укреплению своей власти в Малой Азии, прочно придерживаясь при этом соглашения с византийским императором. На протяжении его правления византийско-османские отношения оставались в целом безоблачными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брат Вулк восстал против Стефана. Дав обещание Сулейману быть данником его, он с его войском пошел опустошать Сербию. Стефан разбил его. Вулк привел более грозные полчища магометанские. Стефан, не находя себя в состоянии бороться с столькими врагами, с горестию говорил в молитве Господу: «Ты видишь,   18) Гласник V, 94. Об исправлении Дечанской обители грамата у Миклошича 248. 492. В грамате Стефана Лазаревича 2 дек. 1405, данной Дубровнику, мать Стефана называется почившею кира Евфросиниею. Запись на Вулковом хиландарском типике: «м. ноеврия 11 дьнь престави се монахи Евфросини, подружие светаго кнеза Лазаря». В хиландарских граматах: «аз благовернаа монахы Евгениа и с богодарованными сынови моими» (Миклошича Monum. 246-251). По этим памятникам кн. Милица пред смертию приняла великую схиму и с тем вместе имя крещения своего, имя Евфросинии; а по кончине супруга была монахинею Евгениею. О мон. Любостинии Хр. Чт. 1865 г. 2, 141. 142. 19) Монеты его в Зап. археол. общ. 1, 367. IX, 176. 177; в Гласнике V, 215. Сл. заметку современника в прим. 22. 20) Раича III, 106. 107. 21) Летоп. у Шафарика в Памятниках стр. 61. несправедлив ли я» и уступил Вулку половину Сербии. Вулку не прошли даром неправды его. Вскоре между тремя сыновьями Баязета закипела упорная борьба. Старший сын Муса, не столько жестокий, сколько пьяный, после 5 лет правления прогнан был с ковра султанского; Солиман остался полновластным. Но Муса нашел помощь у валахов. Младший брат Мхоммед также поднялся против Солимана. По совету византийского императора Бранковичи и Лазаревичи, за исключением одного Стефана, перешли к Сулейману. Муса был разбит в Азии; но в Адрианополе попались ему в руки изменившие ему и они все, кроме Юрия Вуковича, преданы были смерти. Муса восторжествовал над Сулейманом; но сын убитого им брата Оркан поднялся с местию за отца. – Муса стал изливать жестокости над теми, в коих видел неверных ему. Наместник болгарский Юсуф и Юрий Бранкович бежали под защиту Стефана. – В 1413 году Муса поднялся на Сербию, с тем, чтобы все истребить в ней. Махмуд и Оркан спешили на помощь к Стефану, венгерцы также. Произошла страшная сеча, подобная Косовской; Муса был разбит и пойманный казнен. Стефан утвержден был в звании деспота Махмудом22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010