В 1417 году, уже довольно сознательным пятилетним ребенком, он узнает, что родился и живет в Московском княжестве в составе улуса Большой Орды, правитель которой считается «царем». На западе лежит Великое Княжество Литовское, враждебное и опасное, а на севере – богатая Новгородская республика, где господствует беззаконие. Оттуда на ушкуях приезжают злые разбойники, которым в лапы лучше не попадать. Правда политическое размежевание не влечет пока за собой культурного разделения. Православие остается господствующим мировоззрением и в Москве, и в Новгороде, и на большей части Литвы, несмотря на ее государственные контакты с католической Польшей. Ситуация представляется предельно устойчивой, а изменение ее – невозможным. И тут вдруг русская история понеслась вскачь – словно впряглась в нее пресловутая гоголевская тройка – и на протяжении жизни одного относительного долгожителя, того самого − 1412 года рождения, произошли дела поистине чудесные. Прямо скажем – небывалые. Представим теперь себе нашего ветерана, отмечающего свое почтенное 80-летие в кругу почтительных сыновей, внуков, правнуков и в соответствующем моменту женском окружении. Ведь для русского человека − если в детстве мамка не приспит, да от оспы с чумой не помрет, а заодно и в битвах уцелеет – 80 лет не возраст. Ежели он, конечно, не царь или великий князь. Эти у нас долго не живут. Профессия исключительно вредная. А так – живи, не хочу. И что же увидел бы наш ветеран, оглянувшись вокруг? В 1492 году от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа, или в году 7000-м от Сотворения Мира, нет уже ни Большой Орды, ни Новгородского веча, ни самостоятельной Литвы, превратившейся в окраину королевства Польского, уничтожающего православных подданных. Зато появилось на свет Великое Княжество Московское – de facto – Царство Российское, назвавшее себя Третьим Римом, во главе с Государем Всея Руси Иоанном III Васильевичем – да продлит Господь его дни! Духовный центр Православия всей Земли, а значит и Вселенной , − поскольку и в XXI веке нет пока разведданных, что за спрутоподобных гуманоидов с Альдебарана принимал крестную смерть Господь наш Иисус Христос. Буде эти спрутоподобные существуют вопреки всем космографическим представлениям.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/...

О Феодосии кроме Витовта (пр. 4.) Фотий в окружн. грам. 1 т. Ист. Акт. По Летоп. Даниловича (234) «тогож (1411) лета поеха Фотий м. во Литву и тамо на Киеве постави Савостияна Владыку ко Смоленску. В лето 6920 мес. Сентября 8 в Луцку великом постави епископа Турову Евфимия. От Галича пойде к Москве мес. Августа 1 (1412 г.)». 3 Дочь в. князя Василия Дмитриевича Анна вступила в супружество с Иоанном Палеологом, сыном Имп. Мануила в 1414 г.; она умерла в Константинополе от моровой язвы в 1417 г. (См. Путеш. иерод. Зосимы стр. 42–44 Карамз. 5, 130). Собор литовских епископов сильно жалуется на самоволие Мануила в деле церковном. Сам Фотий м. говорит в духовном завещании, что его послал в Россию царь Мануил. Соф. Врем. 2. 45. 4 Грамота Витовта недавно издана в Акт. Зап. Рос. 1. 25; в ней показан весь ход дела по понятию Витовта. Витовт говорит: «а иныя люди с стороны ркут: осподарь не вь той вере, того для Церковь оскудела», т.е., он хочет казаться покровителем православию, от которого отступил с ошибкой против политики (Новг. 1 Лет. 101.). Витовт говорит: «Мы пригласили (на Собор) наших русских князей русской нашей земли и наших епископов и архимандритов». Несколько сведений в лет. Никон. 5, 15–59. Соф. Врем. 1. 250, 251. Густ. 353. Лет. Даниловича 234–238. 6 В день Благовещения Фотий освящал походный храм, устроенный Витовтом для православных, и говорил Слово (Дополн. Ист. Акт. 1, 182). Вслед за тем писал окружное увещание литовским священникам и мирянам, где говорил: «Паки Христос смирение мое в Церковь свою введе советованием – Вел. Кн. Александра (Витовта)». Там же стр. 338. Примирение последовало в июне 1420 г., когда Фотий был у Витовта с греческим послом; на пути в Киев крестил он тогда в Слуцке Симеона, старшего сына кн. Олельки, потом был в Галиче и на Рождество во Владимире (а в Вильну прибыл на Крещении (1420 г.); оттоле отправился в Борисов, Друцк, Тетерин, Мстислав и через Смоленск возвратился в Москву в великий пост (Летоп. Данилов. 244, 245.). Летоп. у Карамз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воплощением – общники Богу « Божественнаго быхом общницы естества , Тобою Богородице Приснодево: Бога бо нам воплотившагося родила еси» 1361 . Проповедь апостолов: о чем? «Они же мирови проповедаху Твое воскресение, благодать и воплощение » 1395 . Воплощение – на последнем месте, а воскресение – на первом; так проповедовал и апостол Петр 1396 : это – сильнее действовало! А потом – о Духе Святом; в конце уж – о воплощении. Таинство Распятия и воскресения «Непостижимое Распятия, и несказанное востания богословим 1402 вернии таинство неизреченное : днесь бо смерть и ад упразднися, род же человеческий в нетление облечеся. Темже благодаряще вопием Ти: слава Христе востанию Твоему» 1403 . С душою ко аду «С душею Тя пришедша ко аду Слове, видевше вся души праведных, от вечных уз отрешахуся, песнословяще яже паче ума силу Твою» 1410 . Обновление – Причащением, благодатию «Хлеб ядуще Плоти Господни, и Кровь приемлюще ребра Владычня, обновлением Духа да жительствуим, живуще благодатию » 1411 . Крестом от клятвы: смертию от диавола «Крестом Твоим Христе, древния клятвы свободил еси нас, и смертию Твоею, естество наше (от) мучащаго диавола упразднил еси» 1412 . Совет (Троицы) был «Да радуется днесь светло небо и земля, яко Христос явися воплощаемь яко человек , да Адама измет от клятвы 1413 всеродна... Темже вси вернии поклонимся, нас ради волею обнищавшему 1414 , благоутробным СОВЕТОМ 1415 » 1416 . Яко Сын Божий свободил «Вшел еси и дверем заключенным ко учеником Твоим, показуя им телесная СТРАДАНИЯ» яже подъял еси Спасе долготерпевый... яко Сын же Божий мир свободил 1417 еси: великая Твоя милость» 1418 . Воплощение – для прочего «Облекся в плоть, Крест претерпел еси, и воскрес из мертвых, возшел еси со славою к началосветному Отцу Твоему, умиротворивый 1419 всяческая» 1420 . Вознесение – вознесло естество наше «Священное торжество вся тварь приносит яве вознесению Твоему Слове Божий, имже 1421 принесл еси Отцу Твоему, еже от нас естество восприял еси паче Слова неизменне» 1422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1411 Flusser, Judaism, 505, who also notes Jesus» unique contributions to first-century Judaism (505–7). 1412 Cross, Library, 206, 215–16; Mowry, «Scrolls,» 86; Hunter, John, 9; Brown, Community, 30; idem, Essays, 188–90. Despite common theological vocabulary, the theology does differ (cf. Koch, «Investigation»). 1413 E.g. (the list could be multiplied further), Meeks, «Jew,» 1:163; Smith, «Learned,» 218–22; Charlesworth, «Scrolls and Gospel»; Kaufman, Disciple, 27–28; Braine, «Jewishness»; Quast, Reading, 3–4; Stibbe, Gospel, 62; Sylvia Mary, Mysticism, 61–64. 1414 E.g., Smalley, John, 60; Longenecker, Christology, 19–20, 76; Martyn, «Religionsgeschichte»; Davies, «Aspects.» 1416 Flusser, Judaism, 23–24. Teeple, «Qumran,» 6–25, argues unconvincingly against the parallels. Bultmann " s pre-DSS suggestion of Jordanian baptismal sects (Robinson, «Trajectory,» 234, n. 4) read later gnosticizing into the sects, whereas the Scrolls are all before 70. 1417 See Charlesworth, «Reinterpreting»; idem, Disciple, 313 n. 84; cf. Flusser, Judaism, 72–73. Capper, «Monks,» even suggests that the beloved disciple was part of a Jerusalemite Essene group early drawn to the circle of Jerusalemite Christians (cf. Acts 6:7). Despite its clearly Asian provenance, some have cited possible parallels between Qumran literature and Colossians (Bruce, «History,» 45; Longenecker, Christology, 55–56; Yamauchi, «Qumran and Colosse,» 141–52). 1421 Dodd, «Background,» 334. John explains purely Palestinian usages, but priests, Lévites, Pharisees, Elijah, and Isaiah appear immediately after the prologue without explanation (ibid.). 1423 E.g., in his Christology, Hengel, «OT.» John generally is most interested in the sense of the Bible as a whole, read from a christocentric perspective (see Beutier, «Scripture»). 1425 Freed, Quotations, 117–30; cf. Ellis, «Uses,» 201; Lindars, Apologetic, 13; contrast Dodd, Tradition, 46; Fitzmyer, Essays, 59–89. Matthew probably drew from whole sections of the Hebrew Bible (Gundry, Use, 205–8), but not necessarily testimonia (Stendahl, School, 207–17). Allegro, «References,» esp. 182–87, found «Messianic» testimony in the Scrolls, but apart from two such citations in 4Q175, this text and 4Q176,4Q177, are mainly simply eschatological verse collections; more useful would be 4Q174 3.10–13; 4Q252 1 5.1–4; 11Q13 2.15–20.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Текст изд.: Коваленко и др. 2001, 162–164 62) – документ датирован 4 апреля по последней упомянутой дате (с. 395); Лобачёв 2003, 347–348 – документ датирован временем после 4 апреля. (л. 287) 1395 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государевъ, новгородцкой 1396 Никон митрополитъ, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году марта въ 26–й день по твоему, государеву, указу прислан в Великий Новгород твой, государевъ, Яков с твоею, государевою, грамотою ко мн, богомольцу твоему. А велено по той твоей, государеве, грамоте призвать к соборной апостольской церкви всяких чинов людей. И я, богомолец твой, в соборную церковь марта въ 27-й день новгородцов всяких чинов людей//(л. 288) призывал, земских старостъ и всяких чинов людей и 1397 по твоему, государеву 1398 , указу им говорилъ, чтоб они от дурна престали и теб б, государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии 1399 вину свою принесли, и воров, меж себя сыскав 1400 , окольничему твоему, государеву, и воеводе князь 1401 Федору Андревичю отдали. И старосты, и лутчие о том дле помалчивают, а иные добрые люди всяких чинов живут в хоронех 1402 . А воры, которые, забыв твое, государево 1403 , крестное целованье, всякую неправду длаютъ, воруютъ, и т шумели 1404 , и говорили 1405 : мы, де 1406 , государю 1407 не виноваты 1408 , и вины, де, нам государю приносить н о 1409 чем. И я, богомолец 1410 твой, марта въ 29-й день в другой ряд призывал и говорил им по твоему, государеву, то же. И он мн 1411 , богомольцу, то же сказали. Да с ним же, Яковом, послана твоя, государева грамота в Великий Новгород ко всяким чином 1412 людем, а веле//(л. 289) но их собрать в 1413 съзжую избу твоему, государеву, окольничему и воеводе князю Федору Андревичю Хилкову, и 1414 велено им та твоя, государева, грамота всяким чином людемъ вычесть 1415 . И всяких чинов люди, твою, государеву, грамоту выслушав 1416 , назвали е непрямою грамотою. А онъ, Яковъ, им, всяким чином людем, против твоего, государева, указу 1417 говорил словом. И они ево тх слов не послушали и назвали ево, Якова, человком твоего, государева, Бориса Ивановича и взяли к себ земскую и в зем//(л. 290) ской изб ево роспрашивали о всем, и к тмъ роспросным рчем велли ему, Якову, и руку приложить. И после роспросу отдали ево, Якова, за пристава Ивашку Жеглову, И былъ онъ, Яков, у него за приставомъ судки 1418 и от Ивашка Жеглова переведен онъ был на Александровское подворье, и былъ на Александровском подворье за крепкими 1419 сторожи. А тово мн, богомольцу твоему, невдомо, для чево ево у себя держали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1410       История инквизиции в Испании. СПб., 1914 (третий том вышедшего в издательстве Брокгауза-Ефрона перевода «Истории инквизиции» Г.Ч. Ли под редакцией Лозинского); Святая инквизиция. Л., 1927; История папства. Т. 1. Л., 1934 (дополн. изд. – 1961, 1986). 1411       Огнем и кровью во имя бога. M., 1924; Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в. M., 1958; Папство. M., 1959; От Пия IX до Uoahha XXIII : Ватикан за 100 лет. M., 1966; Христианский социализм. M., 1969; От Пия IX до Павла VI. M., 1979. 1412       Социальная сущность Талмуда. Л., 1929; Реакционная сущность иудаизма: Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии. M.; Л., 1960; Ленин и проблемы атеизма. M.; Л., 1961 (пер. на нем. и польск. яз.); Современная мистика в свете науки. Л., 1965; Гойа против папства и инквизиции. M., 1965; Закат иудейской религии. Л., 1965; Первобытная мифология и философия: Предыстория философии. Л., 1971; Происхождение философии и атеизм. Л., 1973 (пер. на армянск. яз.); Приметы верные и суеверные: Очерки народного знания и бытового суеверия. Л., 1984; Тайны бога: Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. Κ., 1990; Петербургские мистики. СПб., 1996. 1415       Крестовые походы. M., 1956; Папство и крестовые походы. M., 1960; Крестоносцы и их походы на Восток в XI–XIII веках. M., 1962; История крестовых походов в документах и материалах. M., 1977; Крестом и мечом. M., 1979; Крестоносцы на Востоке. M., 1980; Иоанниты//Вопр. истории. 1984. 9; Мальтийские рыцари//Религии мира. M., 1984. 1416       Введение в историографию крестовых походов: (Латинская историография XI–XIII веков). M., 1966. 1417       Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли: От начала средних веков до наших дней. М.; Л., 1940; Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. 1418       См., например: Антинародная деятельность католической церкви вв.)//Куба: Историко-этнографические очерки. M., 1961; Прикладная миссионерская этнография//Современная американская этнография. M., 1963; Католическая церковь в истории Эквадора//Эквадор: Историко-этнографические очерки. M., 1963; Преступления инквизиции в Испанской Америке вв.)//Новая и новейшая история. 1966. 6; 1967. 7; Преступления португальской инквизиции//Новая и новейшая история. 1969. Христианство и расизм//«Нет!» – расизму. M., 1969; «Мятежная» церковь в Латинской Америке. M., 1972; Крушение иезуитского ордена в колониальной Америке//Новая и новейшая история. 1973. 5, 6; Рабство и церковь в колониальной испано-португальской Америке//Новая и новейшая история. 1976. 5; История инквизиции (XIII–XIX века). M., 1970; Инквизиция. M., 1976; 3-е изд. M., 1985; Папство: Век XX. M., 1981; Лаврецкий И. Ватикан: Религия, финансы и политика. M., 1957; Он же. Кардиналы идут в ад. M., 1961. См. также: Чиков М.В. Наш человек в Ватикане, или Посол чужой страны. M., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И между разговорами сказал царь: «Естли сия рыба на сковраде оживет и соскочит в воду, то и Царьград турка возмет». Ибо как царь выговорил сие слово, то в ту же минуту рыба на сковроде стрепехнулась и соскочила в воду, в Живоносный источник, которая рыба и ныне плавает, а в величину не прибывает: каковая была тогда, таковая и ныне величиною. 1411 22 Еще июля 6-го дня был в Цареградской патриаршей церкве, в которой есть мощей трои: 1-е – великомученици Ефимии Всехвальные, 2-е – Феофании святыя, 3-и – святыя Соломонии. 1412 В той же церкве есть столп на правой стороне, в нем вложена часть немалая того столпа, к которому привязаннаго Христа мучили всю нощь. 1413 Еще есть образ Пресвятыя Богородицы, которой еще писан во время жизни Павла апостола, ибо он весь изображен мусиею, то есть мелкими камешками. По достоинству одежды, лица и венца такие и камни золотые, зеленые и жолтые. То ж Иоанна Крестителя 1414 – такой же образ старинной и весма древней. Такоже мусиею изображен, стоит на правой стороне в церкве. А где была Влахерская соборная Пресвятая Богородици церковь , в которой сама Богородица явилась Андрею Юродивому на воздусех, еще цареградским мастерам каменщикам, коих подряжала Киево-Печерскую церковь строить, ибо она им показалась в виде земной Царици, с ними разговаривала и образ им дала во имя Успения Пресвятыя Богородици, чтоб во имя ея был зделан началной храм в Киево-Печерской лавре, 1415 то тут ныне одно место пустое, весь разорен, а образ и ныне в Киеве над царскими дверми поставлен. А зделанная царем Иустинианом церковь Софиа, или Премудрости Божии, и ныне стоит на том же месте, не разорена турками, а толко в ней турки по своему обряду совершают свое богомолие. 1416 А в олтарь, в коем была у христиан та святая трапеза, никто ис турок не входит, ибо он так и стоит закладен. А когда турки взяли Царьград и стали в сей церкве свое богомолье совершать, и стали было входить во святы олтарь, то все начали умирать, или другие призывали христианских священиков, чтобы тех выводили живых, а сами они не выдут. В некоторое одно время взошел в олтарь и сам царь, салтан турецкой, и не мог выти из него, доколе не призвал греческаго патриарха, которой, помолившись Богу, его и вывел. После сего салтан наложил клятву, чтоб никто из турок не входил в тот олтарь, потому и ныне не входят, и стоит закладен. 1417 А христиане повествуют, что из святаго олтаря благодать Божия неизшедшая, потому по всему сему и гадают, что будет впредь царь христианской, и святы престол будет поставлен на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот же патролог признавал, что основная идея антропологии свт. Василия раскрыта в его учении о Богопознании. Это представление о человеке, «как существе динамическом, становящемся, всегда находящемся в пути» 1410 . Эта «общая мысль всех трех каппадокийцев», однако, не получила здесь дальнейшего раскрытия в плане учения о телесном изменении человеческой природы в обожении. Что касается догматического учения Святителя о характере изменения материи в таинствах и особенно в св. Евхаристии, то здесь мы не находим практически никаких замечаний или оценок исследователей. 4. 2. 2. Учение о воскресении и об обожении плоти Повторяя несколько раз впервые сформулированное Оригеном и укрепившееся в Александрийской богословской традиции выражение «домостроительство вочеловечения» 1411 (οκονομα τς νανθρωπσεως) 1412 , свт. Василий, однако, намного чаще использует формулу «домостроительство по плоти» (κατ σρκα οκονομα). Эта богословская формулировка, восходящая к Клименту Александрийскому , практически не использовавшаяся Оригеном 1413 и утвержденная в богословии через многократное употребление защитником православия свт. Афанасием 1414 , с несущественными вариациями (οκονομα τς σαρκσεως; νσαρκον οκονομα; ν σαρκ οκονομα) прочно вошла в богословие великого каппадокийца 1415 . Вторя свт. Афанасию, свт. Василий также употребляет редкую в святоотеческой письменности формулу «домостроительство Воскресения». Так, в Толковании на Псалом 44 Святитель говорит, что Христос «нисходил во ад ради домостроительства Воскресения» 1416 . Кроме отмеченного митр. Макарием (Оксиюком) высказывания из Письма 261, где утверждается, что в воскресении мы примем плоть, которая будет уже не подвержена смерти и греху 1417 , учение о воскресении и обожении человеческой плоти выражено у свт. Василия и в других текстах. Так, например, в Толковании на Псалом 61 он говорит о том, что «природа человеческая, будучи сложною», была «преклонена грехом», но «по обновлении» Спасителем должна «воспринять безопасность, неразрушимость и неувлекаемость по чьему-либо злоумышлению в новое падение» 1418 . При этом для описания обновления свт. Василий использовал выражение «πλιν νασκευασθεσαν» 1419 . Здесь им использовано производное от глагола «νασκευζω» (строить заново, перестраивать) 1420 в не совсем привычном для античности употреблении по отношению к природе человека. При исследовании текстов базы TLG нами было установлено, что в таком контексте впервые производное этого глагола употребил Климент Александрийский 1421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Замечательно, что одинаково и у противников монтанизма, и у его защитников пророчество это называется «новым» 1402 , и сам Тертуллиан говорит, что именно о форме пророчества у монтанистов идет спор с психиками 1403 . «Черты, не встречаемые в отношениях других ересиархов, в описании, например, основателей гностических сект, обрисовывают весьма живо эксцентричные фигуры фригийских пророков, которые, видимо, весьма сильно походили на помешанных» 1404 . Поэтому должно признать монтанистическое пророчество явлением болезненно-сектантским, зародившимся во Фригии, может быть, не без влияния восточных культов, как это в свое время указывал Неандер 1405 . Поставить монтанистическое пророчество на одну ступень с древнехристианским решительно отказывается историк монтанизма Бонвеч 1406 , а также и Гарнак 1407 . Новое пророчество предполагает и новое откровение, и действительно, монтанизм является с новым учением об откровении; вопрос, таким образом, касается уже весьма существенного пункта – христианского Откровения 1408 . Об отношении нового пророчества к новозаветному откровению мы можем судить по сочинениям Тертуллиана . Тертуллиан старается доказать, что Параклет нового ничего не вводит 1409 . У монтанистов и психиков одна вера, один Бог, тот же Христос, та же надежда, то же крещение; словом сказать, это – одна Церковь 1410 . Пророки – Монтан, Прискилла и Максимилла не проповедуют другого Бога, не отвергают Иисуса Христа, не извращают «Правила веры» 1411 . Параклет ничего нового против кафолического Предания не вносит, тогда как ересь всегда искажает «Правило веры» (regulam adulterans fidei) 1412 . Параклет говорит не от себя, а то, что ему поручает Христос 1413 ; Параклет – викарий Господа 1414 . Но есть веские основания не соглашаться в этом пункте с Тертуллианом . Тертуллиан в домонтанистический период своей жизни был, как мы видели, ревностным защитником апостольского Предания, сохраняемого в Церкви; он же, полемизируя с гностическим учением о тайном предании, доказывал, что истина вся сообщена Христом и усвоена апостолами и всеми верующими. Понятно, что и в монтанистический период жизни Тертуллиан не мог говорить резко противоположного тому, что сам же высказывал раньше 1415 . В действительности же проповедь монтанистических пророков выступала именно как новое откровение. Св. Ипполит говорит о монтанистах, что они считали своих пророчиц выше апостолов и что те, по их мнению, говорили нечто большее, чем Сам Христос 1416 . Писатель, дополнивший трактат Тертуллиана «De praescr. haer.», о монтанистах пишет: они говорили, что в апостолах был Дух Святой, Параклета же не было; Параклет через Монтана сказал больше, чем Христос в Евангелии, и не только больше, но даже и лучше и выше 1417 . Да и у самого Тертуллиана многое едва ли согласуется с его уверениями, будто Параклет ничего нового не вносил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ИЗ САГЛЫ Георгий из Саглы [или Георгий из Гасчи; эфиоп.   -  , или   -  ] (XIV-XV вв.) (пам. эфиоп. 7 хамле (1 июля)), эфиоп. св., церковный деятель, автор многочисленных работ. Среди ученых нет единого мнения о том, идентичен ли Г. С. Георгию из Гасчи. Одни считают, что это одно и то же лицо (Таддесе Тамрат, Гетачеу Хайле, Колен), другие полагают, что это тезки, жившие в разное время (Я. Бейене). Г. C. род. в мест. Сагла, вероятно, в начале правления эфиоп. царя Давида II (1380-1412). Согласно Житию Г. C., составленному в XV в., вскоре после смерти святого, его отец, к-рый был священником царской походной церкви, отправил сына учиться в школу в островном мон-ре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Настоятель этого мон-ря Сарака Берхан († 1403) был убежденным противником идеи почитания субботы наряду с днем воскресным, к-рая широко обсуждалась тогда в эфиоп. церковных кругах. Г. C. оказался сторонником этой идеи и впосл., заняв место своего отца, стал активно ее пропагандировать. Г. С. получил при дворе должность воспитателя царских сыновей, и, вероятно, именно он учил буд. эфиоп. царя Зара Якоба и внушил ему идею субботствования. Богословская ученость, лит. труды и поэтический талант снискали Г. С. благоволение эфиоп. царей Давида II и Исаака (1413-1430), а его субботствование - стойкую неприязнь митрополита Варфоломея (1399-1436) и насельников мон-ря Дэбрэ-Либанос. Царь Давид назначил Г. С. «рукоположенным», т. е. протоиереем мон-ря Дэбрэ-Дамо и благочинным этой округи; случалось, что Г. С. был при дворе в опале. В конце концов он удалился в Гасчу, в мон-рь, основанный св. Бацалотой Микаэлем , был избран его настоятелем и скончался там в 1417 г. Лит. наследие Г. C. велико; ему приписывают 10 произведений: «Органон восхваления», «Восхваление Креста», «Восхваление Девы», «Восхваление апостолов», в области литургики - новый эфиоп. часослов (Книга славословия дневного и ночного), к-рый почти полностью вытеснил из употребления прежний, а также «Молитву преломления». Г. С. написал также книгу «Толкование веры». В 1424 г. он создал «Книгу Таинства» - большое сочинение, называемое эфиоп. Summa Theologicae по тому значению, к-рое оно оказало на развитие богословской мысли в Эфиопии.

http://pravenc.ru/text/164361.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010