Предшественник района Гусь-Хрустальный уезд был образован декретом ВЦИК от 23 Августа 1926 года в составе Владимирской губернии РСФСР. В уезд вошли части территорий упразднённых Судогодского и Меленковского уездов, а также часть территории Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1926 году в состав уезда входило 7 городских и 302 сельских населённых пунктов. В дозорных книгах 1647 года в будущем Касимовском уезде по левую сторону Егорьевского тракта числилось село Великодворье с церковью при колодцах, с той же стороны тракта упоминалось в 1640 году село Парахино с церковью при речке Гусе. Сёла Великодворье и Парахино указаны в книжных схемах похода Государя, который во Владимире был лишь на обратном пути. В направлении же Казани Государь шествовал минуя Владимир — по старому тракту через Мещёру, о которой местные краеведы правильно пишут, что она не была глухой и непроходимой, как считали историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и другие, которые в своих трудах «направили» русское войско в сторону Казани через г. Владимир. В Парахино и Великодворье — в Малой Мещёре, и у современной пристани-причале г. Касимова на реке Оке и находят много монет времён Царя Ивана Грозного — серебряных «чешуек». Многие опричники Царя Ивана IV были из касимовских татар и здешних великороссов. В людской молве, веками передававшейся из уст в уста, свидетельствуется о посещении Царем Иваном Грозном здешних храмов, где Государь останавливался помолиться. Его пути навечно запечатлены в очень красивых иконах. В Мещёре и Касимове Государь наверняка был! Тогда сам собой напрашивается другой вопрос, а был ли Царь Иван Грозный в Елатьме? В период между концом 1360-х и началом 1370-х годов Великий Князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (1350 — †1389) приобрел Елатьму, которая тогда называлась Мордовским городком вместе с Городцом Мещерским, переименованным позже в Касимов, у мещерского князя Александра Уковича (Оковича). Сохранилось договорная грамота между Москвой и Рязанским Князем Олегом Ивановичем (в крещении Иаков, в схиме Иоаким; умер в 1402) Великим Князем Рязанский с 1351 года. Он наследовал княжение по смерти князей Ивана или Василия Александровича, датированных 1381 годом. В грамоте сказано, что Мещёра, купленная Великим Князем Дмитрием Донским у Мещерского князя Александра Уковича (Оковича), остаётся за Москвой. После покупки Мордовский городок поменял название и стал называться Елатьмой. В.Н.Татищев пишет: «Город в Месчере провинции Шатской, на реке. Имя татарское Еглатм — не застав кликать, в калмыцком Елатма — хвастун, самохваст».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/io...

Что касается «особых миссий», то появление их восходит к началу царствования Николая I. Так, одна за другой, были учреждены миссии в епархиях Пермской (1828 г.), 1355 Пензенской (1828 г.), 1356 Саратовской (1833 г.), 1357 Черниговской (1838 г.), 1358 Иркутской (1839 г.), 1359 Олонецкой (1854 г.), 1360 Симбирской (1857 г.) 1361 и др. Миссионеры обыкновенно выбирались из лиц местного духовенства, иногда вызывались из другой епархии, 1362 – по два на епархию и больше. Им выдавалось приличное из казны жалование, иногда единовременное пособие, редко служили безмездно. 1363 Если миссия оказывалась полезною, её увеличивали, как составом лиц, так и по обеспечению их содержания. 1364 Во избежание гласности и замедления преосвященным поручалось ведать миссионерские дела непосредственно, помимо консистории, 1365 во избежание нарекания со стороны заблуждающихся предписывалось миссионерам действовать «без всякого пособия со стороны полиции». 1366 О своих действиях миссионеры должны были доносить епархиальному архиерею еженедельно, архиерей же Синоду ежемесячно. 1367 Имея своею обязанностью «преподавать приходским священникам наставления» – как действовать на заблуждающихся, 1368 миссионеры, по крайней мере в некоторых епархиях, могли совершать, по мере надобности, богослужение и требы церковные по старопечатным книгам. 1369 Более подробно права и обязанности миссионеров иногда определялись особыми инструкциями. 1370 В царствование Александра II некоторые из миссий николаевского времени были упразднены, некоторые получили преобразование, 1371 возникли также вновь. В настоящее время специальная миссия существует везде, где имеются раскольники. 1372 Вопрос о миссионерах для каждой епархии был возбужден на соборе епископов в Казани (1885 г.) 1373 и 18 марта 1886 года получил утверждение со стороны Св. Синода. 1374 В «Правилах об устройстве миссий» 1375 дело представляется в таком виде. В каждой епархии, где имеются раскольники, учреждаются, по мере потребности, один или несколько епархиальных миссионеров, из священнослужителей и светских лиц, знакомых с расколом, обладающих даром слова, равно благонадежных по своим нравственным качествам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Скачать epub pdf 71. Дмитрий IV Иванович, прозванием Донской, великий князь московский и всей Руси сын Ивана II Ивановича, великого князя московского и всей Руси, от второго брака с Александрой Ивановной (в иночестве Мария, см. 8), дочерью отца, истории неизвестного, знаменитый победитель Мамая. Родился, по некоторым известиям, в Звенигороде 12 октября 1350 г.; на встрече Алексея, митрополита московского, возвращавшегося из Орды, говорил ему приветствие в 1358 г.; по завещанию отца получил уделом Можайск и Коломну в 1359 г.; был в Орде на поклоне у хана Хидыря в 1360 г.; по внушениям матери своей, св. Алексея, митрополита, и бояр объявил себя соперником Дмитрию Константиновичу суздальскому (см. 72) в достоинстве великокняжеском в 1361 г.; снабженный великокняжским ярлыком от хана Мурута, выступил из Москвы и, принудив соперника бежать в Суздаль, занял Владимир, где оставался 3 недели в исходе 1362 г.; с получением второго ярлыка, от хана Авдула, соперника Мурутова, вторично отправился во Владимир принять великокняжение, а по возвращении в Москву, сведав о занятии Владимира князем Дмитрием суздальским, выступил с полками и окончательно выгнал Дмитрия в 1363 г.; заключил родственный договор с двоюродным братом своим, князем Владимиром Андреевичем боровским (впоследствии Храбрый, см. 52), в 1364 г.; помог прежнему своему сопернику, князю Дмитрию суздальскому, утвердиться в Нижнем Новгороде, захваченном его братом (Борисом) в 1365 г.; намеревался оружием смирять новгородцев в 1366 г.; участвовал в примирении между собою князей тверских и «всех князей русских, – говорит летописец, – привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся, на тех нача посягати» в 1367 г.; вероломным (с согласия св. Алексея митрополита) захватом князя Михаила Александровича тверского (см. 137), гостя в Москве, навлек на землю русскую нашествие Литвы и должен был выдерживать в Кремле московском тесную осаду от Ольгерда, великого князя литовского, в 1368 г.; выдержал вторичную осаду Кремля Ольгердом в 1370 г.; отказав в требовании ханском уступить великокняжение владимирское князю Михаилу тверскому, сам ездил в Орду и отдал Рязань Олега (см. 152), разбитого полками московскими, князю, согласившемуся зависеть от Москвы, в 1371 г.; после третьего нашествия Литвы заключил мирные договоры с Ольгердом и Михаилом под с. Любутским в 1372 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Татары убили родителей Иоанникия и всех живших в том доме, самый дом, ограбив, сожгли, и только один малютка, будущий Брацлавский архиерей, забился под печку и каким-то чудом Божиим спасся и от татар, и от пожара. Через несколько времени брат главы убитого семейства явился на развалины и здесь, к своему удивлению, отыскал еле живое от голода и страха дитя 1357 . Дядя отдал мальчика в ученье 1358 . По окончании Киевской академии, он был учителем в Смоленской и Тамбовской семинариях, и в последней исправлял должность ректора. В 1771 году принял монашество. В 1775 году назначен «иеромонахом (законоучителем) в артиллерийский инженерный кадетский корпус» в Петербурге, где преподавал и греческий язык. Через четыре года определён настоятелем Владимирского второклассного Цареконстантиновского монастыря 1359 ; потом скоро переведён в Нижеломовский второклассный 1360 , затем в Черниговский Троицкий Ильинский 1361 и, наконец, в Нижегородский Печерский первоклассный 1362 , всюду занимая настоятельскую должность и – в Чернигове и Нижнем-Новгороде – будучи присутствующим в консисториях. В 1793 году Иоанникий вызван был в Петербург на «чреду служения и проповедания слова Божия», но архиерейства не получил и был послан в Москву – архимандритом первоклассного Донского ставропигиального монастыря 1363 , и членом московской св. синода конторы 1364 . По смерти преосвященного Георгия Коннисского, Иоанникий был представлен в синодальном докладе императрице вторым кандидатом на Могилёвскую кафедру 1365 , но был утверждён первый кандидат. Высочайший указ 12 апреля 1795 года застиг Иоанникия в Москве. Оба новоназначенные епископы, согласно синодальному указу, предписывавшему не медлить 1366 , в скором времени получили хиротонию: Иоанникий – в большом Успенском соборе в Москве 13 мая 1367 , а Варлаам в Киеве, в Соборной Лаврской церкви, 3 июня 1368 . Иоанникия хиротонисал митрополит Московский Платон, в сослужении собора московских иерархов 1369 ; Варлаама, за болезнью митрополита Самуила, «приглашённый от него» Черниговский преосвященный Иерофей «с другими там находившимися преосвященными» 1370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое. К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция). Вы прочитали статью Икона Рождества Христова — как её понять? Читайте также: Поздравления с Рождеством Рождество Христово Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xrist...

Самыми замечательными памятниками церковной письменности 14 века были Жития Святых. Много книг было переведено с греческого или пришло к нам в сербском переложении. Южные славяне, до покорения их турками в конце 14 века, были в постоянных культурных сношениях с Россией. К 14 веку относятся также отдельные поучения и слова. Возрождение церковного искусства после татарского погрома связано с именами Феофана Грека и его ученика Андрея Рублева. Уже в начале 14 века в Россию прибыли греческие мастера и расписывали новгородские церкви. Они восстановили прежнее искусство фрески. В середине века русские мастера расписали храм на Волотовом поле, около Новгорода. Расцветом церковного искусства являются годы от приезда в Новгород Феофана (1370) до начала 15 века. Это время создания замечательных фресок церквей Феодора Стратилата, Спаса Преображения и Спаса на Ковалеве в Новгороде. Андрей Рублев признан теперь во всем мире, как один из самых замечательных иконописцев. Он родился около 1360 года, по-видимому, в Радонеже, работал в 90 годах по приглашению преп. Никона в Сергиевской Лавре и в Звенигороде, принял вместе с Феофаном Греком и Прохором участие в росписи Благовещенского Собора в Московском Кремле (1405), трудился над украшением Успенского Собора во Владимире (1408), а в 20-х годах 15 века расписывал Троицкий собор Сергиевой Лавры, который был разрушен в 1408 году во время нашествия хана Едигея и только что вновь отстроен. Самым замечательным произведением Андрея Рублева является образ св. Троицы, написанный для иконостаса Лавры преп. Сергия. Умер Андрей Рублев около 1430 года. Строительное искусство обновилось в 14 веке главным образом в Псковской области, но и в Москве были сооружены каменные храмы: Успенский собор (1326–27), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333). Оба собора были впоследствии целиком перестроены. В 14 веке было установлено в память Куликовской битвы (1380) особое поминовение всех павших на поле брани воинов. Оно было приурочено к ближайшей к дню памяти вел. муч. Димитрия субботе (Дмитриевская суббота). 3. Пятнадцатый век.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

393 Собр. л. 230, 231; 5, 228–230; 8, 10. Никон. л. 4, 12, 16; 3, 217. Степ. кн. I, 458. Вероятно, во время посещения Киева св. Алексий встретил новые неприятности со стороны Романа. В 1361 г. Константинопольский собор отправил в Россию доверенных своих рассмотреть поступки Романа на месте и, отобрав отзывы епископов, князей и других достоверных лиц, донес собору. Ж. м. просв. 1847 г. июня 141, 142. Но смерть Романа прекратила дела. 394 Бердибек в 1359 г. убит был Кулпой, – который в том же году умерщвлен был Наврузом; весной 1360 г. Хызрь (Хидырь) убил Навруза и в следующем году убит был сыном своим Темир-Ходжеей, который властвовал только 5 недель; в то же время был ханом Орду-Мелик, скоро убитый Гильдибекомг (1361–1362 г.), которого свергнул Хаир-Пулад. Смуты в Орде происходили от честолюбивого Мамая. Против него восстал Мюрид (1361–1363 г.), но Мамай поднял против него Абдуллаха (1362–1369 г.), который должен был воевать с ханами Джанибеком 2, Пулад-Тимуром, Азисом; в 1370 г. Мамай возвел на престол Мугаммед-Буляка. Запис. археол. общ. XII, 28–48, 190, 214. 397 По летописи в 1393 г. скончалась – «игумения алексеевская, Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чермечествовавши лет более 30 (след. с 1361 г.). Игуменья, бывши 90 черницам iu общему житью женскому начальница сущи многим девицам утешительница бывши». Г. Снегирев (старина 4, 80–81) вместе с тем, как указывает на слова летописи, называющей Иулианию дочерью богатого родителя из Ярославля, признает эту первую игуменью сестрой св. Алексия. Но сестра св. Алексия была Юлия, а не Иулиания; она с другой старшей сестрой Евпраксией была инокиней в Алексеевском монастыре, Алексий родился в Москве, а не в Ярославле. По нижегородскому печерскому синодику род св. Алексия: «Феодор, Мария, игуменья Юлия, монахиня Евпраксия, Феофан, Матвей, Константин, Александр» и проч. Если Юлия, сестра св. Алексия, и была игуменьей Алексеевской: то разве после Иулиании, с 1393 г. Сл. львов. л. 2, 162.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому они не могут быть прямыми источниками для изображения системы Вардесана, ибо их принадлежность Вардесану только доказывается сходством содержащегося в них учения с подлинным учением Вардесана 1357 .– Самое важное сочинение Вардесана – его гимны,– где излагалось его учение,– не сохранились. Таким образом мы видим, что нет никакой возможности изобразить не только жизнь и деятельность, но хоть учение Вардесана на основании его сочинений. 05. Главным источником для возстановления системы Вардесана и отчасти его жизни справедливо считаются творения св. Ефрема Сирина 1358 , гимны, или, как они названы в издании Assemani, «Sermones Polemici adversus hereees – LVI“ 1359 . Особенно важны последние речи или гимны. Затем имеют значение акты св. Ефрема, напечатанные в начале III латино-сир. тома издания Ассемани (XXII-LXIII).– Церковные историки Евсевий 1360 , Созомен 1361 , Феодорит 1362 и ересеологи Ипполит 1363 , Епифаний 1364 не говорят о Вардесане ничего ценного и нового сравнительно с Ефремом, за исключением общих и не вполне вразумительных указаний на его литературно-полемическую деятельность. Блаж. Иероним 1365 в своем изложении о Вардесане следует Евсевию. Есть некоторые другие источники, содержащие отрывочные сведения о жизни, деятельности и учении Вардесана или его учеников. Они собраны у Нагпаск’а 1366 и Nau 1367 . 06. По свидетельству Михаила сирского 1368 , патриарха Антиох., родители Вардесана Нугама и Назирам (Nnhama и Nahsiram) переселились из Персии или Парфии в 144 г. в правление Ману (139–163, 167–179) в Едессу, расположенную вблизи реки Десана (Daisan). Здесь у них родился в 154 г. 1369 сын, которого они назвали по имени реки – Ibn Daisan, Bar – Daisan, переделанное потом в греческое Βαρδησνης. На иностранное происхождение Вардесана указывают наименования его парфянином (Βαρδησνης Πρθος) 1370 и вавилонянином (νρ Βαβυλνιος) 1371 . По объяснению Ηó 1372 , «муж вавилонянин“ означает халдеянина, т.е. человека, искусного в астрологии. Название Вардесана у Ипполита 1373 «арменином“ (Βαρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

О.А. Родионов Статья посвящена малоизученному и до сих пор лишь частично изданному корпусу сочинений Каллиста Ангеликуда – одного из самых интересных представителей поздневизантийского исихазма. В статье рассматриваются различные проблемы рукописной традиции, в частности, впервые приводятся сведения об афонской рукописи Vatop. 610, до сих пор не попадавшей в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда . Кроме того, в статье предлагается новый подход к систематизации корпуса творений Каллиста. В заключение в статье исследуется происхождение уникального памятника, возможно, созданного в конце XIV в.: Канона умилительного Господу Иисусу Христу, атрибутируемого в рукописях Макарию Катафигиоту, предположительно – ученику Каллиста Ангеликуда . Содержание 1. Слова 1.1. Слова, объединяемые под условным заглавием «Исихастское утешение» 1.2. Слова из других рукописей 2. Главы 2.1. 222 главы, нередко именуемых «Исихастским обучением» 2.2. 115 Глав 2.3. «Катафигиотовы» главы или «О божественном единении» 2.4. «Главы под видом Слов» 3. Гимны и молитвы 3.1. Гимны 3.2. Молитвы 4. «Против Фомы Аквинского» 5. Послания     Цель настоящей статьи – уточнить состав корпуса сочинений Каллиста Ангеликуда на основе данных о рукописной традиции, полученных в последние десятилетия 1 . Каллист Ангеликуд Меленикеот – выдающийся византийский богослов-исихаст 2 , творения которого в их полноте были открыты лишь в последние десятилетия 3 . О Каллисте Ангеликуде мы знаем мало, однако достаточно, чтобы утверждать, что в 1370-е – 1380-е гг. он руководил монастырем в городе Меленикон в Македонии (ныне Мелник в Болгарии). Акты патриарха Константинопольского Филофея 1371 г. не содержат упоминания других лиц, а также имени обители Каллиста 4 . В то же время отдельное собрание глав Каллиста Ангеликуда , по-видимому, еще при жизни надписывалась именем Каллиста Катафигиота (так это, напр., в ценнейшей Ватопедской рукописи Vatop. 610 конца XIV в., – о ней подробно будет рассказано ниже), что могло указывать на наименование монастыря: Катафиги (Καταφυγ; таких обителей на территории Византии было несколько) или, скорее, Катафигион (Καταφγιον). Документы Ватопедской обители, которые в настоящий момент готовятся к изданию, позволяют определенно сказать, что монастырь Каллиста Ангеликуда в Мелениконе носил именно такое название: Катафигион (Καταφγιον) 5 . Расцвет его деятельности, по-видимому, приходится на 1360-е – 1380-е гг. Все эти данные позволяют отождествить Каллиста Ангеликуда из Меленикона, упомянутого в актах патриарха Филофея, и автора исихастских текстов – Каллиста Ангеликуда Меленикеота 6 . Собственные тексты Каллиста практически не содержат каких-либо сведений, на основании которых можно было бы воссоздать какие-то страницы биографии автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ Патриарх Иерусалимский (1360 (?)-1370 (?)). После незаконного отлучения в 1344 г. Патриарха Лазаря были почти одновременно избраны разными партиями два Патриарха - Герасим и А. Сохранился документ от ноября 1344 г., в к-ром среди подписавшихся А. значится как Патриарх. Но, вероятно, он уступил кафедру Герасиму и занял ее только в 1360 г., когда умер Лазарь, вторично взошедший на Патриарший стол в 1349 г. после изгнания Герасима. В 1367 г. он участвовал в переговорах об унии Церквей в К-поле. А. оставался Патриархом до смерти в 1370 г. О этих событиях см. ст. - Лазарь, патриарх Иерувслимский Лит.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. T. 2. Σ. 255-257; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ιεροσ. Σ. 434; Wirth P. Die Patriarchate des Gerasimos und des Lazaros von Jerusalem//BZ. 1961. Bd. 54. S. 319-323; ΘΗΕ. T. 3. Σ. 242. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76198.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010