1350. Букв. «хотя Писания могут на поверхности полагать такое». 1351. Или «не иссох». 1352. Букв. «жили во многих пороках» 1353. Букв. «Свой вечный помысел». 1354. Букв. «и цель премудрости Своей». 1355. Букв. «дом Адама». 1356. Вар. «хитро». 1357. Синтаксис этого абзаца сложен. 1358. Букв. «с нами». 1359. «Блаженный Толкователь» — Феодор Мопсуестийский. 1360. Имеется в виду восточно–сирийская традиция. 1361. Ср. Феодор Мопсуестийский. Против утверждающих, что грех присущ человеческому естеству (Clavis patrum graecorum 3860). 1362. Мф.5:26; Лк.12:59. 1363. Лк.12:47–48. 1364. Ср. Ин.8:17. 1365. Диодор Тарсийский был другим не менее авторитетным для восточно–сирийской традиции писателем. 1366. Т.е. Феодора Мопсуестийского. 1367. Сир. dubbara d–la mayotuta — «образ жизни (поведение) бессмертия». 1368. Т.е. за пределы того, что они заслужили. 1369. Смысл фразы: неизвестно, будет ли Бог вечно терпеть наказание грешников за их грехи. Иначе говоря, Диодор в данном тексте оставляет вопрос о возможности вечных мучений открытым. 1370. Букв. «вводит рассуждения даже о личностях демонов». 1371. Т.е. мнения Феодора и Диодора. 1372. Букв. «из–за причин и времен». 1373. Преп. Исаак подчеривает, что мысль о не–вечности мучений не ведет человека к беспечности; скорее наоборот, помышляя о милосердии Создателя, человек стыдится своих злых дел и стремится исправиться. 1374. Вар. «Он (Бог) показывает». 1375. Буквальный перевод этой фразы затруднителен. 1376. Букв. «по сравнению с действиями». 1377. Т.е. в словах Писания о Боге. 1378. Букв. «телесностью», «вотелеснением». 1379. Букв. «противоположным тамошним вещам». Смысл сказанного преп. Исааком заключается в том, что многое в будущем веке окажется противоположным тому, что нам представляется сейчас. 1380. Букв. «всякую точность сознания». 1381. Букв. «и помыслы его суть причины и от времен получают начало». Смысл сказанного: о воздаянии можно говорить, когда некто следит за происходящими событиями и в зависимости от них замышляет наказание или награду; Бог же заранее знает все, что произойдет, и Его мысль не меняется в результате действий людей.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Не бессознательно ( γνστως), как мнится некоторым [духовно] мертвым, пожигает он воспламенившуюся душу, ибо она – не бесплотная материя, но в ощущении и сознании ( εν αισθησει και γνσει)... Очистив нас совершенно от скверны стра­стей, он становится внутри нас пищей и питием, просвещением и непрестанной радостью и нас самих делает светом по причастию... Когда все это истре­бится и останется одна только сущность души, без страстей, тогда сущностно ( ουσιωδς) соединяется и с ней Божественный и нематериальный огонь... То­гда и само тело становится огнем, причастившись Божественного и неизреченного света 1359 . Подобное, – продолжает Симеон, – произошло с Петром, Павлом и прочими апостолами, а также со Святыми Отцами, которые «силой этого Божественного огня попалили все ереси». Подобное же случается со всеми, кто любит Бога до такой степени, что не щадит· ради Него собственной жизни 1360 . Во всем этом Симеон очень близок к Макарию Египетскому , который тоже говорит о том, как душа возгорается пламенем Божества 1361 , просвещается Божественным светом, и происходит это «в сознании и ощу­щении» ( εν γνσει και αισθσει) 1362 . Макарий описывает воспламенение души Божественным огнем 1363 и говорит об участии тела в преображении человеческого естества 1364 Он также ссылается на апостола Павла и других апостолов как примеры людей, возгоревшихся Божест­венным огнем 1365 . Симеон часто пользуется символикой огня. Он пи­шет о свете, который горит, подобно огню 1366 и имеет вид огненного облака 1367 ; о солнце, которое является шарообразным и световидным огнем 1368 ; о пламени Хри­стова Божества 1369 ; о горении Божественной любви и желания 1370 ; о пламени, которое сходит в сердце 1371 и просвещает душу 1372 . Огонь этот Симеон определяет как «Божественный» 1373 и «духовный» 1374 . Согласно Симео­ну, Божественный огонь «неудержим, несотворен, не­видим, безначален и нематериален, совершенно неиз­менен, равно как неописуем, неугасим, бессмертен, со­вершенно неуловим» 1375 . Описывая Божественный огонь, Симеон часто пользуется динамичными образ­ами, связанными с символикой языков или кругов ( περιδρομο) пламени: «О игра света! О движение огня! О круги пламени во мне!» 1376

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Имманентная необходимость Понятия состоит в том, что оно имеет в себе самом «свое начало» 1339 и «свои условия». 1340 Оно обусловлено только собою и своею природою; оно не обстоит ни «в другом», ни «из другого», ни «через другое»; 1341 оно всецело «покоится на самом себе», 1342 пребывает «у себя» 1343 и потенциально 1344 хранит в самом себе всю «внутреннюю возможность»; 1345 жизнь его проходит в «согласовании с собою» 1346 и во внутреннем «мире». 1347 А это значит, что Понятие свободно; ибо свобода есть не что иное, как чистая и полная, внутренняя самозаконность, не скованная никаким инобытием. Вот почему Гегель говорит, что свобода есть «истина» необходимости, 1348 и поясняет это так: «Понятие само есть для себя сила необходимости и действительная свобода»; 1349 оно есть нечто «свободное, в качестве для себя сущей субстанциальной силы». 1350 Итак, Понятие есть свободная, 1351 разумная сила, самодеятельно творящая свою форму 1352 и свое содержание. 1353 Это означает, что оно есть не только «субстанция», но в то же время и «субъект». Смысловая субстанция есть субъект потому, что она не мертва и не коснеет в неподвижности, но является всегда, по самому существу своему, живою самодеятельностью. Субъект есть начало творческого беспокойства: 1354 он «движет себя», 1355 относится к себе 1356 негативно 1357 и создает себя 1358 в этой рефлексии; 1359 он живет в себе, 1360 и жизнь его есть его «собственная деятельность»; 1361 он совершает в себе диалектический процесс; 1362 вызывает в себе противоречия 1363 и тем углубляется в себя. 1364 Этим он сообщает себе «самостную форму», 1365 форму творческой, бесконечной 1366 самостоятельности, 1367 и в то же время «уверенной в себе» 1368 конкретной единичности. 1369 Но именно абсолютному Понятию и только ему присущи все эти свойства и притом в высшей степени, так что оно «само по себе сплошь и насквозь субъективно». 1370 «Разум есть субстанция, бесконечная сила, бесконечная материя, бесконечная форма» и в то же время творческое созидание «этого своего содержания». 1371 Или, иными словами: Понятие в качестве субъекта есть не что иное, «как ряд своих действий», 1372 творчески сосредоточенных в едином, всеобъемлющем, 1373 богатейшем и конкретнейшем результате. 1374 Единое и субстанциальное, оно может быть определено как универсальная «всеобщая самость». 1375

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Архиепископы Г. обладали значительными каноническими правами и привилегиями: созывали провинциальные Соборы, утверждали избрание епископов на территории Польши, принимали от епископов присягу, проводили визитации еп-ств, имели право наказывать подчиненных им епископов. В 1207 г. папа Иннокентий III предоставил Гнезненскому архиеп. Генриху Кетличу и его преемникам право предношения креста (crux erecta) по всей Польше; в 1238 г. эта привилегия была подтверждена папой Григорием IX . После Кревской унии (1385-1386), положившей начало объединению Польского королевства и Литовского великого княжества , и католич. крещения Литвы (1387) архиеп-ству Г. были подчинены литов. католич. еп-ства. На Констанцском Соборе Гнезненский архиеп. Николай Тромба получил для себя и буд. преемников титул примаса Польши, в ведении к-рого была 2-я по значимости католич. митрополия в Польше -Львовская (Галицкая). 25 июля 1515 г. папа Лев X буллой «Pro excellento preeminentia» даровал архиеп. Яну Ласкому и его преемникам титул «прирожденный легат апостольского престола» (legatus natus Sedis Apostolicae). 22 сент. 1749 г. папа Бенедикт XIV пожаловал архиеп. Адаму Коморовскому и его преемникам право ношения кардинальского облачения на территории Польши. Архиепископы Г. играли важную роль в гос. жизни Польши. Они короновали польск. королей, сохранив это право и после перенесения в 1370 г. места коронации из Гнезно в Краков. Эта привилегия была подтверждена папским легатом (1375), королями Казимиром IV Ягеллончиком (1451), Сигизмундом I (1512), Сигизмундом II Августом (1550), Папским престолом (1589 и 1675) и конституциями сейма (1633, 1641 и 1736). Архиепископы Г. имели право благословлять королевские брачные союзы, короновать королев, совершать погребение королей и членов их семей. С XIV в. архиепископы Г. замещали польск. короля в случае его отсутствия; с 1360 г. они пользовались титулом «первый князь» (primus princeps); в 1411 г. кор. Владислав II Ягайло даровал им наименование «генеральный викарий нашего Польского королевства» (vicarius Regni nostri Poloniae generalis). На сейме в 1572 г. архиепископам Г. была предоставлена должность временного главы гос-ва в период междуцарствия (interrex). В обязанности входило уведомление о смерти короля правителей др. гос-в, ведение текущих гос. дел, прием иностранных послов, созыв элекционного сейма, назначение времени и места избрания короля, а также провозглашение, приведение к присяге и коронация нового короля. Архиепископы Г. обладали правом чеканить монету (с 1293; подтверждено в 1286, 1564 и 1666), основывать города и устанавливать в них рынки и ярмарки (подтверждено в 1550 Сигизмундом II Августом). Со времен Казимира III Великого (XIV в.) архиепископ Г. имел ряд судебных привилегий.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Полемика с идеей пресыщения Полемика с идеей пресыщения души добродетелью или же благом красной нитью проходит через произведения Григория – от толкований О блаженствах до Точного изъяснения Песни песней Соломона. В диалоге О душе и воскресении Григорий прямо отрицает возможность утоления внутритроичной любви в Самом Боге. Идея эпектасиса, которую Григорий противопоставляет идее пресыщения души, имеет в этой полемике один из своих главных источников. Нерешенным остается вопрос, что именно было мотивом самой полемики. Э. фон Иванка убежден, что полемика Григория нацелена против Оригена и его учения о первоначальном пресыщении душ созерцанием, следствием которого якобы стало развитие и циклическое повторение космического процесса 1360 (как мы уже знаем, антиоригеновские анафематизмы VI в. действительно цитируют мысль Оригена , что душа пала, «пресытившись божественным созерцанием» 1361 ; в переводе Руфина фигурирует «пресыщение благом» 1362 ). Против этого можно указать следующее: во-первых, нет полной уверенности, что Ориген действительно вкладывал этот смысл в понятие «пресыщения» (см. М. Harl 1363 ); во-вторых, самому Оригену была знакома идея бесконечного пути души, подобная эпектасису Григория (ср. Ronald Е. Heine 1364 ). Вчитываясь в мысль Оригена (в переводе Руфина), мы увидим, что Ориген говорит об изначальном постепенном падении, вызванном «сытостью» (satietas), или же «небрежением» (neglegentia 1365 ), не в связи с повторением космического цикла, а чтобы побудить души к постоянно растущей, никогда не прекращающейся, никогда не насыщающейся жажде 1366 , – в таком случае, он имеет в виду то же, что и Григорий! Даже более поздние антиоригеновские анафематизмы, очевидно, осуждают не столько идею о нерадении души как причине падения, сколько саму мысль об изначальном бестелесном существовании душ (ψυχς), которые лишь из-за своего «охлаждения (ποψυγεσας) в любви к Богу» ниспали в тела 1367 . М. Арль предполагает, что неоплатоники придали термину «пресыщение» значение «технического термина», сделав его неприемлемым для Григория 1368 . Т. Бём подчеркивает неоплатоническое использование этого термина, несовместимое с концепцией Григория о неутолимой жажде 1369 . Рассмотрим идею «полноты», как она представлена у Плотина, достаточно близкое знакомство Григория с тестами которого вполне вероятно 1370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Для остальных греков, не избравших для своего земного пути «ангелоподобной жизни», политические обстоятельства слагались внушающим всё более опасения образом. Смерть Стефана Душана в 1355 г. была всемирно-историческим несчастием для восточного христианства. Неудержимые центробежные силы феодализма и племенного партикуляризма разрушили величественное здание сербского царства; сербские и албанские главари отделились; Босния стала независимой. Так в безумном ослеплении сами христиане терзали и ослабляли друг друга, когда уже надвигалась гибель. Удар османов прежде всего пал на жалкую ромейскую империю. В 1360 г. султан Мурад И переправился через Геллеспонт. Год спустя, он уже взял важные крепости Цурул и Дидимотих; и несмотря на отважное сопротивление, он овладел Адрианополем, вторым городом империи, который он сделал в 1365 г. своей резиденцией. В 1363 он завоевал Филиппополь, затем Серры, и в 1365 г. заключил союз с республикой Рагузой, которая держала в своих руках континентальную торговлю на Балканском полуострове, и подтвердил её привилегии. Маленькие христианские державы никак не могли прийти к соглашению и действовать единодушно в виду этих успехов османов. Император Иоанн ссорился со своим сыном Андроником, и в 1365 г. при ведении переговоров в Тырнове о союзе против турок он был захвачен другом Андроника царём Шишманом. Тогда ему пришёл в 1366 г. на помощь его двоюродный брат граф Амадей Савойский, который вырвал у османов Каллиполь и после удачного набега вдоль болгарского побережья Понта принудил Шишмана освободить императора. В 1369 г. император решил отправиться в Авиньон, чтобы привлечь курию к организации вспомогательного похода на помощь стеснённой империи. Но напрасно он с чисто греческой готовностью подписал символ унии: папа Урбан V не мог или не хотел дать военной помощи. Как глубоко пало значение когда-то всемогущего ромейского императора, показывает поведение венецианцев: венецианские банкиры, ссудившие его деньгами для путешествия в место пребывания папы, задержали его в Венеции, а посаженный регентом в Константинополе его сын Андроник отказывался платить за него. Только его младший сыл Мануил, который управлял в Солуни, с большими жертвами сделал возможным для отца возвращение в 1370 г. на родину. Плачевное зрелище этих бедных государей вызвало презрение Запада: его выдающиеся владетельные дома уже давно отказались заключать брачные узы с неравными в их глазах Палеологами. Иоанн V из мести лишил в 1371 г. права на престол своего сына Андроника и назначил наследником Мануила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Милостивый Государь, Яков Карлович, На похоронах Каткова 1358 и после, с кем ни встречался я из серьезных людей образованного класса, 1359 я слышал одно: «Теперь вы одни остались, на вас надежда». Объясняя себе, что дело идет о представителях направления, я не оспоривал, что из публицистов с охранительным, 1360 но вместе 1361 независимым образом мыслей, остался действительно я один. Но кроме того, очень многие обращались ко мне с советами заместить Каткова 1362 не в публицистике вообще, а прямо 1363 в издании «Московских ведомостей»; другими словами, чтобы я вступил соискателем, когда кончится настоящий контракт по аренде 1364 этой газеты. 1365 Доходит до курьеза: некоторые сообщают 1366 о предстоящем переходе ко мне «Московских ведомостей» как о решенном 1367 деле. Конечно, я не прочь бы взять на себя издание «Московских ведомостей»; это было бы легчайшим решением альтернативы, открываемой пустотою, образовавшеюся за смертию Каткова: продолжать ли его непосредственно, или преобразовать свою газету («Совр(еменные) изв(естия)») в большой орган. Но дело в том: как отнесутся ко мне власти? Я почувствовал бы себя глубоко (и незаслуженно) оскорбленным, когда бы ходатайство мое получило отказ. Итак, чувство достоинства внушает мне: выступить соискателем только при уверенности в успехе. А по правде сказать, даже гражданский долг 1368 обязывает меня употребить силы, чтобы не допускать столь важного органа в сомнительные руки. Знаете ли, кто между прочим имеет виды? Братья Поляковы, подставляя Мейна в редакторы, 1369 – того Мейна, который, помните, на Пушкинском юбилее был виновником известной телеграммы «Голоса» и статьи, позорившей 1370 Каткова. 1371 Это было бы непростительным оскорблением памяти почившего публициста. Но евреи – сила; пожалуй, им может удаться. Называют еще: 1) Мещерского, 2) Циона, 3) Цитовича. 1372 Не знаю, как Вы смотрите на этих публицистов; но мне приходит в голову остроумное изречение: «Отрицать Бога еще можно, но непозволительно его компрометировать». 1373 Назначение таких лиц будет позором правительству. А между тем слышал я, что о Ционе и Цитовиче упоминал, между прочим, даже И. Д. Делянов. 1374 Мне передавал 1375 это Н. П. Игнатьев, 1376 которому (если ему верить) министр назвал меня да этих двух. Меня, по правде, пронимает дрожь, что ставят меня на одну доску с Ционом, например, которого били в Париже 1377 (способностей его, хотя не очень бойких, не отрицаю). Впрочем, зятю Малкиеля почему бы и не быть органом тех же Поляковых? 1378

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1360 Даммасские ворота отождествляют с Ефремовыми и Вениаминовыми. Herzog. Real-Encyclopädie, Band XVIII, S. 627. Zeller. Biblisches Wörterbuch. В. I, S. 676. Олесницкий. Святая Земля. Ч. I, стр. 469 и 474. – Норов, там же, стр. 332. 333. 1363 Кедрон не имел своего источника, но наполнялся только зимними дождями. Zeller. Bibl. Wörterbuch., I, 792 (Kidron, Bach). 1368 Отсюда Тит впервые увидел Иерусалим с его величественным храмом. Josephus Flavius. De Bello Judaico, V, 2, § 3. Норов (цит. соч., ч. 2., стр. 3) снимал вид Иерусалима, помещенный на 335 стр. 1-й части его соч. Ritter (ibidem., s. 516) с него восторгался утренней панорамой Иерусалима с его куполами и минаретами при свете восходящего солнца. 1370 Теперь это место носит название: Tuleil el Fulil (Fûl). Ritter. Erdkunde; В. XVI; Ss. 111. 520. 521. 1371 Развалины ее укреплений уцелели еще и до настоящего времени. Ritter. Erdkunde В. XVI, s. 539. 1373 Ritter. Erdkunde. В. XVI. Ss. 111. 521. Robinson. Notes on Biblical Geogr.: Gibeah of Saul в Bibliotheca Sacra. New-Jork. 1844. Pp. 600–602. 1378 1Цар.10:26; 11:4; 15:34; 18:19; 26:1 . – Подробнее о Гиве см. у Rimmer’a. Erdkunde. В. XVI. Ss. 111:323:385:518:520:521:522:526:528:536:538:539. Cf. Riess. Bibl. Geographie. S. 25. – Солярский. Опыт библ. словаря, том I, стр. 415–416. Hersog. Real-Encykl, В. V, S. 144 und В. XIV, s. 744. Zeller, Bibl. Wörterb. В. I. S. 501–502. Норов, Пут. по св. земле, т. 2. Стр. 5. 1381 Ritter. Erdkunde. В. XVI. Ss. 103. 535. По Иерониму – на 7 миль (рим.) от Иерусалима. Riess. Bibl. Geogr. Ss. 9. 1383 Об источниках у Rimmer’a. Erdk. В. XVI. S. 535 и Норова. Путеш. по св. зем., ч. 2, стр. 9, который, кстати сказать, ошибочно принял Е1 Birch за древний Гаваон. 1399 О Вакхиде см.: 1Макк.7:12. 8. 19; 9:1. 25. 32. 34. 43. 57. 63. Josephus Flavius. Antiqq. XII, 10. 11; XIII, 1. 1403 Ritter, ibid. Cf. Manndrell. Journey. 1867. 25 March., p. 64:65. – На этом промежутке от Вефиля до Гофны Eli Smith отыскал первый сохранившийся след выложенной плитами viae Romanae, ведшей от Иеру­салима в Кесарию. Ritter. Ibidem.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1345 Таких немало было и на этот раз. И хоть я и противник всяких странностей, Не замечать их вовсе все ж неправильно: Ничем не лучше веры неразборчивой Все отрицать огульно. Легкомыслие – 1350 В одном, в другом же – дерзость неуместная. Итак, о книга, расскажи о чуде том И нашим, и грядущим поколениям! День наступил, но – из-за непроглядных туч – Не покидала город тьма кромешная, 1355 Для торжества, как наше, – хуже некуда; Важна тут ясность неба, и врагов моих Не мог, конечно, этот мрак не радовать: Мол, Бог происходящего не жалует. Я сам, признаться, тоже опечалился... 1360 Но вот, когда мы были с императором Уже за огражденьем, в алтаре святом, И люди стали, простирая руки вверх И громко восклицая, славить Господа, Нежданно, как по Божьему велению, 1365 Выходит солнце, тучи расступаются И храм, который мрачен был до этого, Молниеносно ярким светом полнится И принимает образ древней скинии, В которой воссияло пламя Божие 31 . 1370 Все это людям смелости прибавило: Мрак и в сердцах развеялся, и стал народ Меня как им единственно угодного В епископы всеобщим криком требовать: Мол, будет властью ныне нам оказана 1375 Честь большая, чем сам престол епископский, Коль я здесь буду возведен на кафедру! Причем едины были знать и люд простой – Их равными то требование сделало. О том же с верхних галерей и женщины 1380 Кричат, едва не позабыв приличия, И храм весь гулким эхом оглашается. И вот тогда, поскольку от смятения Мой голос обессилел, я сидящего Со мною рядом поднял и в уста его 1385 Вложил такое обращенье к бывшим там: «Сдержите ваши крики, пыл умерьте свой! Сейчас настало время евхаристии, Позднее будем обсуждать все прочее». Народ рукоплесканьями ответил мне – 1390 Ведь всем по нраву сдержанность. Одобрил нас И император, вскоре удалившийся. На этом и окончилось собрание, Одно лишь устрашало – для смирения Народа, не на шутку возбужденного, 1 395 Меч обнажен был, обнажен и в ножны скрыт. Врачевать спасительными средствами (φαρμακεειν φαρμκοις σωτηρας) О том, что было дальше, будет трудно мне

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

1955 Этой теме богослов посвящает большую часть своего трактата, поскольку именно она явилась доминирующей в паламитских спорах. 1956 Это некоторым образом повлияло на учение Ангеликуда о двух видах молитвы: Богу-Отцу и Богу-Сыну. 1957 Один из пунктов дискуссии выходит за рамки паламитских споров: это вопрос об «отцовстве и сыновстве» в Божестве, имеющий непосредственное отношение к спорам о Filioque, обострившимся в Византии в 1330-е и 1360-е гг. в связи с переговорами с латинянами о заключении унии. 1958 Один из пунктов дискуссии выходит за рамки паламитских споров: это вопрос об «отцовстве и сыновстве» в Божесгве, имеющий непосредственное отношение к спорам о Filioque, обострившимся в Византии в 1330-е и 1360-е гг. в связи с переговорами с латинянами о заключении унии. 1960 Перевод выполнен по рукописям собрания Барберини и Иверского монастыря на Афоне: cod. Barb. gr. 420 (конец 1360-х – пер. пол. 1370-х гг.); cod. Iwir. 506 (кон. 1360-х1370-е гг.); датированы А. Ю. Виноградовым. В примечаниях кодексы обозначены как В и I соответственно. Перевод данного сочинения готовится к изданию в серии «Smaragdos Philokalias». 2013 τον πειρκις περως περπειρον. Обычное для апофатики Ангеликуда выражение. Наиболее близкие параллели ему – у прп. Максима Исповедника (см.: Вопросоответы к Фалассию 60 и 63). Выражение, по всей видимости, основано на богословском лексиконе Дионисия Ареопагита (см., например: О Божественных именах 8.2), однако в форме πειρκις πειρος и т.п. встречается в древнегреческих философских сочинениях задолго до Corpus Areopagiticum. В V в. наиболее часто употребляется Проклом. 2023 Перевод выполнен под ред. О. А. Родионова по изд.: Koutsas S. Callistos Angelicoudfcs. Quatre traites hesychastes inedits/Introduction, texte critique, traduction et notes par Archim. Symeon Koutsas, Dr. en Theol. Athenes, 1998. 2028 В переводе сохранена двусмысленность подлинника: «обетовано свыше излить», либо «обетовано свыше излить». 2043 Ср. с ц. – слав. переводом: «Поели Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя», и с Синодальным переводом: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010