В 1185 - 1186 годах Всеволод Юрьевич вновь вмешался в междоусобную борьбу правителей Рязани, Пронска и Коломны, на этот раз неудачно, - его дружина была взята в плен в Коломне , князей - противников Всеволода Юрьевича поддержал Черниговский еп. Порфирий . Стремясь укрепить свое влияние в Южной Руси, 11 июля 1186 года Всеволод Юрьевич выдал дочь Всеславу замуж за кн. Ростислава Ярославича, сына правителя Чернигова и племянника киевского кн. Святослава Всеволодовича. 30 июня 1188 года владимирский князь выдал 8-летнюю дочь Верхуславу за белгородского кн. Ростислава , старшего сына Рюрика Ростиславича, соправителя Святослава Всеволодовича в Киеве. В 1189 году Всеволод Юрьевич поддержал в борьбе за стол в Галиче своего племянника Владимира Ярославича (сына сестры Ольги), обещавшего владимирскому князю " быть в твоеи воле... всегда " . Конец 1180-х - первая половина 1190-х годов для Всеволода Юрьевича отмечены переходом от военных действий к дипломатическим и обустройством собственных земель. По инициативе князя в Северо-Восточной Руси развернулось активное строительство храмов и крепостных сооружений. Во Владимире с участием немецких мастеров был возведен собор вмч. Димитрия - домовый храм княжеской семьи. В январе 1197 года в соборе были помещены принесенные из Солуни " доска гробная " с раки вмч. Димитрия и сорочка святого. Деревянные храмы в честь небесного покровителя Всеволода Юрьевича в годы его правления были возведены в Дмитрове и Москве. Во Владимире при Всеволоде Юрьевиче был перестроен и расширен пострадавший от опустошительного пожара в 1185 году Успенский собор (освящен 14 авг. 1189), появились храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и надвратная церковь во имя Богоотец Иоакима и Анны . В Суздале руские мастера заново отстроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . В правление Всеволода Юрьевича в Северо-Восточной Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: мужской владимирский Богородице-Рождественский монастырь и женский владимирский Княгинин Успенский монастырь , мужской ярославский Преображенский монастырь и др. Над образами и фресками для церквей и монастырей работали артели византийских и русских иконописцев.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Успенский собор (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский кафедральный собор во Владимире Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы , кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов. Содержание История [ править править код ] Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж. Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской , стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году " ...заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день... " . В 1160 году собор был уже отстроен: " Того же лета создана бысть святая Богородица... благоверным... князем Андреем... и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_ " летом 1161 года. Успенский собор Андрея Боголюбского, Владмир Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавый собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней. В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново построена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой . В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей - " гробницей " . Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Успенский собор во Владимире. 1158-1160, 1185-1189 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Успенский собор во Владимире. 1158-1160, 1185-1189 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Правление Всеволода Юрьевича Большое Гнездо стало эпохой политического и экономического расцвета Владимиро-Суздальской земли, князь к-рой был авторитетом для всей Руси. В то же время если Андрей Боголюбский, оставаясь во Владимире, еще пытался диктовать свою волю южнорус. князьям, то Всеволод уже предпочитал ограничиваться простым признанием с их стороны своего старейшинства. Такая политика Юрьевичей имела 2 важных следствия. Первым стало наиболее резкое (сравнительно с др. землями) обособление Владимиро-Суздальской земли внутри Древнерусского гос-ва, выразившееся, в частности, в попытках Андрея, пусть и неудавшихся, учредить в 60-х гг. XII в. во Владимире отдельную от Киева митрополию (после смерти в 1167 киевского кн. Ростислава Мстиславича Андрей стал генеалогически старейшим и планы создания Владимирской митрополии были оставлены). 2-м следствием было интенсивное образование владений многочисленных Всеволодовичей и их потомков. Накануне монгольского нашествия таких удельных столов было уже не менее 5 (Ростов, Ярославль, Углич, Переяславль Залесский, Юрьев Польской), притом что основная территория оставалась в руках вел. князя Владимирского. Эти владения быстро превращались в отчины (Ростов стал отчиной потомков кн. Василька Константиновича, старшего внука Всеволода, Переяславль - отчиной потомков Ярослава (Феодора) Всеволодовича и т. д.). В дальнейшем это дробление быстро прогрессировало. При сдержанном интересе к делам на юге Д. Р. владимиро-суздальские князья, преследуя, вероятно, стратегическую цель обеспечить свои интересы в международной торговле, направляли большие усилия на контроль над Новгородом и на борьбу с Волжской Булгарией. Уже к посл. четв. XII в. оформилось совладение Владимира и Новгорода в ключевом пункте на юге Новгородской земли - Торжке, что давало Владимиру мощный рычаг влияния на Новгород, т. к. именно через Торжок шел с юга столь необходимый для Новгорода хлеб. Против Волжской Булгарии были направлены походы: в 1120 г. при Юрии Долгоруком (после чего был заключен мирный договор, соблюдавшийся, насколько можно судить, почти до конца правления Юрия), в 1164 и зимой 1171/72 г. при Андрее Боголюбском, грандиозный поход 1183 г. при Всеволоде Большое Гнездо (также завершившийся долгосрочным мирным договором), в 1220 г. при Юрии Всеволодовиче. Эти военные действия сопровождались расширением территории Владимиро-Суздальского княжества вниз по Волге (не позднее 60-х гг. XII в. был основан Городец Радилов, в 1221 - Н. Новгород), а также приведением в вассальную зависимость мордов. племен, ранее подчинявшихся булгарам. Новгородская земля

http://pravenc.ru/text/180439.html

В 1185 году при содействии князя Всеволода на Владимирскую кафедру был поставлен епископ Лука, " муж смирен и кроток речью и делом " . Только один месяц прошёл со дня его рукоположения, когда страшный пожар уничтожил большую часть Владимира. Пострадал и Успенский собор. Сохранилась только чудотворная Владимирская икона. С великой скорбью и слезами взирал великий князь Всеволод на разрушенный пожаром Успенский собор. восстанавливая храм, он решил стены, пораженные пожаром, сохранить, а на расстоянии от них воздвигнуть новые. Отстроенная церковь была увенчана пятью куполами - центральным, позолоченным, и четырьмя по углам, покрытыми серебром. В старых стенах, которые остались внутри, были проделаны широкие проёмы. Получились столпы, соединённые между собой арками. В галереях между стенами устроили усыпальницу, в углублениях новых стен поместили гробницы почивших святителей, Владимирских князей и членов их семей. Греческие мастера, опять приглашённые из Константинополя, расписали собор фресками. Так вместо прежнего был воздвигнут новый величественный храм невиданных по тому времени на Руси размеров. 11 августа 1189 года, незадолго до своего престольного праздника в честь Успения Пресвятой Богородицы, собор был торжественно освящён епископом Лукой " В лето 6697 (1189) освящена бысть церквы соборная святая Богородица, великим священьем, блаженным епископом Лукою, при князи Великом Всеволоде, и сыне его Констянтине, и Ярославичи Ростиславе зяти его, и бысть радость велика в граде Володимери, и освящена бысть на канун святое Богородицы Успенья " . Так было записано в Лаврентьевской летописи. При пожаре 23 июня 1193 года, истребившем половину города, сгорело 14 гордских храмов; Успенский собор тоже пострадал: были опалены пламенем и закопчены дымом его наружные стены. Но вскоре церковь была обновлена. Преемником великого князя Всеволода с 1218 года стал его сын Георгий. При содействии князя Георгия на Владимирскую кафедру был поставлен епископ Симон. В 1227 году, по его кончине, на Владимирскую епископскую кафедру был возведён игумен Богородице-Рождественского монастыря Митрофан. При епископе Митрофане весной 1230 года во Владимир были перенесены мощи мученика Аврамия. В том же году, как сообщает Лаврентьевская летопись, во Владимире случилось землетрясение: " Лета 6738, месяца мая в 3 день на память святаго Феодосия игумена Печерского, в пяток, во время святыя литургии, что Святому Евангелию в церкви соборной святыя Богородица во Володимери, потресеся земля, и церквы и трапеза и иконы подвижшася по стенам и паникадило с свещами и светильна поколебашася и людье мнози изумешася " .

http://sobory.ru/article/?object=00186

В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым. Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора. В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Народные традиции празднования Успения Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи. У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице. На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после». «Ореховый, или Хлебный, Спас» «Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

http://foma.ru/28-avgust-2013.html

В 1172 г. была заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построили Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино. Далее с 80 гг. и до конца XII в. строительство в Н. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1–2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180–1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185–1192), Вознесения на Прусской ул. (1185–1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188–1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения Ризы и Пояса Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195–1196), Кирилла (1196), Преображения в Ст. Русе (1198), Преображения Господня на Нередице (1198), св. Илии Пророка на Славне (1198–1202), Сорока мучеников (1199–1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князь. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологически. В 10–30-е гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварине мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор заложили ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлевой ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.— ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится единственный сохранившийся памятник — ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из всех этих построек помимо Перынской ц. изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования В. А. Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). Высота собора 32,3 м.  Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции " Три отрока в пещи огненной " , " Вознесение Александра Македонского на небо " и " Сорок мучеников севастийских " , а также львиные и женские маски. В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах собора были прорублены арки. Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом " аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции ( " Вознесение Александра Македонского на небо " и " Сорок мучеников севастийских " ) оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные " капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов . Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г. В южной галерее видна часть композиции " Чудо Федора Тирона " начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции " Страшного суда " , занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы. На своде Христоссудия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) " Престол уготованный " , по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=00186

времени ситуация соседства и соперничества христ. исповеданий, отношения общин регулируются светской иноверной властью. По непонятным причинам правосл. Иерусалимские патриархи кон. XII в. предпочитали оставаться в К-поле. Патриарх Досифей I (ок. 1185-1189), получивший сан с согласия имп. Исаака II Ангела, в 1189 г. был выдвинут на вдовствующую К-польскую кафедру, однако вскоре низложен церковным Собором из-за нарушения канонического права. Его преемник Марк II Катафлор (1190-1195) скорее всего также проживал в К-поле. Первым патриархом, пребывавшим в Св. земле, стал Евфимий II, бежавший из К-поля после захвата его крестоносцами в 1204 г. и предположительно возведенный на Патриарший престол уже в Иерусалиме. Патриарх Евфимий, вероятно, поддерживал план 5-го крестового похода (1217-1221) и был связан с крестоносцами Акры. Крестовый поход спровоцировал гонения на христиан во владениях Айюбидов, и с этим связано бегство патриарха в синайский мон-рь вмц. Екатерины, где он скончался в дек. 1223 г. (В. Грюмель предлагает дату 1230; Grumel. 1962. P. 197-198; Rose. 1992. P. 241). Остатки ц. Св. Сиона (XII в.) и Сионская горница (XII–XIV вв.) Патриарх Афанасий II Иерусалимский (предположительно выходец с Балкан) поддерживал тесные контакты со всем правосл. миром. Известны его переписка с К-польским патриархом по вопросам обрядовых расхождений православных с латинянами, участие в утверждении автокефалии Болгарской Православной Церкви в 1235 г. В 1229 и 1234-1235 гг. Св. землю посещал свт. Савва I, архиеп. Сербский, друживший с патриархом Афанасием и игуменом лавры св. Саввы Николаем. Житие свт. Саввы Сербского сохранило подробную информацию о положении ближневост. Православия в 1-й трети XIII в. Свт. Савва делал богатые вклады в палестинские мон-ри и св. места, основал неск. мон-рей, в т. ч. обитель в Акре, к-рая должна была служить гостиницей для правосл. паломников. Покровительствуя правосл. обителям на Св. земле, свт. Савва продолжил политику отца - вел. жупана Стефана Немани (см.

http://pravenc.ru/text/293788.html

(Чт. ОИДР. 1860. Кн. 4). Но: а) не понятно, с чего такой авторитет получил Суздальский ключарь 1770 г. при решении вопросов о событиях XII стол. Анания, как очевидно, не имел у себя никаких свидетельств о своем первом Симоне епископе, когда сказал: «бе в лето 6600». Напротив, летописи говорят другое. Путаница в голове Анании – от того, что он принял Поликарпа, писателя житий, за одно лицо со св. архимандритом Поликарпом; б) Симон, писатель житий, говорит: «супруга кн. Ростислава Верхуслава пишет ко мне, желая видеть тебя (Поликарпа) епископом в Новгороде на месте Антония». Антоний рукоположен в Новгород в 1211 г. на место изгнанного Митрофана, а в конце 1218 г. новгородцы приняли опять Митрофана, а в следующем году Антоний и Митрофан были на суде митр. Матвея (см. 10 февраля). Это-то замешательство на Новгородской кафедре и имеет в виду блаж. Симон. Итак писатель житий Симон был епископом Владимирским в 1218 г., а не прежде того. По летописи, «в л. 6697 (1189) князь в. Всеволод отда дщерь свою Верхуславу Бел­городу за Рюриковича Ростислава м. июля 30 д.» (Собр. л. 1, 171). Ясно, что писатель житий вступил на кафедру после 1189 г. и напрасно придумали первого Симона епи­скопа, будто бы предшествовавшего Луке, посвященному в 1185 г. (Собр. л. 1, 165). Иначе Симон получил бы письмо от Верхуславы тогда, как уже лежал в земле. 825 Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской лавры; Четьи- Минеи 10 мая. Вероятно 10 мая, когда лавра празднует день памяти св. Симона, был днем перенесения мощей его в Киев. По ркп. святцам св. Симон показан и между почивающими в Киевской пещере, и между святыми г. Владимира. 827 Описание жизни и чудес прп. Агапита составлено было в 1715 г. по воле Вар­навы, епископа Холмогорского, во время вынужденного пребывания его со свитою в обители (Вологодские губернские ведомости. 1849. 44. 45; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. V). 828 О нем см. подробно: Сабинин М.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Regula ad monachos, 967–70. SERAPIONIS, MACARII, PAPHNUTII et alterius MACARII regula ad monachos, 34, 971–78. Regula alia ad monachos, 977–80. Regula tertia 979–82. Regula orientalis ex patrum orientalium regulis collecta a Vigilio diacono, 983–90. ATHANASIUS. Vita S. Antonii, 26, 836–976. PALLADIUS. Historia Lausiaca, 34, 995–1262. ANONYMUS. Paradisus Patrum seu ægyptiorum monachorum historia, 65, 441–56. ANONYMUS. Apophtegmata Patrum, 65, 71–440, 106, 1383–88. APPENDIX ad vitas utriusque Macarii, 34,207–264. EUSEBIUS CÆS, De operibus bonis et malis, 24, 1189–96 et 1195–1208. ATHANASIUS. Epistolæ ad Amunem, 26, 1169–78. Ad Orsisium, 977–80. Ad monachos ægypti, 26, 1185–6, 1189–90. Ad Joannem et Antiochum, 28, 1165–8. Ad Palladium; 1167–70. PSEUDO-ATHANASIUS. Syntagma doctrinæ ad monachos, 28, 833–46. Doctrina et Sermo ad Antiochum ducem, 555–90; 589–93. Vitæ monasticæ institutio, 845–50. Epistolæ 1–2 ad Castorem, 849–72, 871–906. Sermo exhortatorius, 1107–14. Syntagma ad quemdam politicum, 1395–1408. Sermo pro iis qui sæculo renuntiarunt, 1409–20. Doctrina ad monachos, 1421–6. De corpore et anima, 1431–34. Vita sanctæ Syncleticæ, 1487–1558. BASILIUS CÆS. Ascetica, 31, 617–1428. Prævia institutio ascetica, 619–26. Sermo de renuntiatione sæculi, 625–48. Sermo de ascetica disciplina, 647–52. De judicio Dei, 653–76. De fide, 675–92. Moralia, regulæ 1–80, 699–870. Sermo asceticus 1–2, 869–82, 881–8. Regulæ fusius tractatæ 1–55, 889–1052. Regulä brevius tractatæ 1–313, 1051–1306. Ро_епæ in monachos delinquentes, 1305–14, in canonicas, 1313–6. Constitutiones asceticæ, 1315–1428. De humilitate, 525–40. De gratiarum actione, 31, 217–38. Adversus iratos, 353–72. De invidia, 371–86. Quod mundanis adhærendum non sit, 31, 539–64. In illud attende tibi, 197–218. Sermones 1–24 de moribus, ex operibus Basilii a Symeone Metaphrasta collecti, 33, 1115–1382. De informatione ascetica, 1509–14. De consolatione in adversis, 1687–1704. De misericordia et judicio, 1705–14. Consolatoria ad ægrotum, 1713–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010