Была продемонстрирована способность Византии вмешиваться в дела Италии. Однако, учитывая огромное количество золота, которое было потрачено на этот проект, он также продемонстрировал пределы того, чего могут достичь только деньги и дипломатия. 87. 1158–1161 Экспедиции против сельджуков Цель – покорение сельджукского Конийского султаната. Заключение мирного договора в 1162 году. По нему некоторые пограничные районы, включая Сивас, переходили под власть Византии в обмен на денежные выплаты. 88. 1163–1167 Война с Венгрией. Война возникла как результат непростой внутриполитической ситуации в Венгрии и ранее нерешенных конфликтов с Византией. Победа Византии в битве при Сирмии, после которой Империя возвращает большую часть Западных Балкан. 89. 1169 Совместный рейд Византии и крестоносцев на Дамиетту. Союзнические силы вели военные действия в рамках четвертого вторжения крестоносцев в Египет. Рейд не удался. 90. 1171–1177 Война с Венецией. Война началась в результате византийского заключения венецианских торговцев и граждан по всей Империи (10 000 человек были заключены в тюрьму только в столице Византии). Первые действия венецианцев в Эгейском море были остановлены византийским флотом. Перемирие, заключенное в 1177 году, мирный договор в 1183 году. 91. 1176–1180 Война с сельджуками. Цель — покорение турков-сельджуков. Последняя, безуспешная попытка византийцев отвоевать территории Анатолии у турок-сельджуков. По началу успешная кампания против турок заканчивается катастрофическим поражением в битве при Мириокефалоне, что приводит к постепенной потере территории в Анатолии. 92. 1185 Война с норманнами на Балканах. Военная операция норманнов с целью захвата территории. Норманны берут Диррахий и Фессалоники, прежде чем потерпеть поражение. 93. 1185 Восстание Асена и Петра. Восстание болгар было вызвано повышением налогов императором Исааком II Ангелом. Восстание привело к восстановлению Болгарской империи. 94. 1189–1190 Византийский конфликт Священной Римской империи во время Третьего крестового похода.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Герм. имп. Фридрих I Барбаросса принес крестоносный обет на церемонии в соборе в Майнце 27 марта 1188 г. В мае 1189 г. он двинулся на Восток во главе армии из 5 тыс. рыцарей и 200 тыс. др. воинов. В составе армии находился венг. контингент кн. Гезы, брата венг. кор. Белы III. Вопреки печальному опыту 2-го крестового похода войско вновь двигалось по суше - через владения Венгрии, Византии и Румского султаната, что неизбежно приводило к конфликтам с местным населением, а правители в этом регионе рассматривали армию крестоносцев как страшную угрозу и не оказывали ей никакой помощи. Визант. имп. Исаак II Ангел (1185-1195, 1203-1204), сохранявший дружественные отношения с Салах-ад-Дином, но не имевший возможности остановить армию Фридриха Барбароссы силой, разрешил крестоносной армии пройти по землям Византийской империи. По пути крестоносцы занимали и грабили города: Сердику (ныне София), Филиппополь (ныне Пловдив), Адрианополь (ныне Эдирне); громили тех, кто пытались им сопротивляться. В конце лета и осенью 1189 г. продвижение крестоносцев по Балканам фактически превратилось в военное противостояние византийцам; одновременно велись переговоры об условиях переправы армии Фридриха Барбароссы в М. Азию. Лишь в февр. 1190 г. соглашение было заключено, переправа состоялась, и крестоносцы столкнулись с новым противником в лице Румского султаната. Медленное продвижение отрядов Фридриха Барбароссы дало возможность султану Кылыч-Арслану II (1156-1192) подготовиться к войне и заключить союз с Салах-ад-Дином. Не имея возможности сдержать многочисленное войско крестоносцев, сельджуки согласились пропустить его, однако вскоре были вынуждены оказать сопротивление крестоносцам, которые совершали грабежи. Продвижение нем. армии вновь превратилось в военный поход. Имп. Фридрих I Барбаросса в 3-м крестовом походе. Миниатюра из поэмы Петра из Эболи «Книга в похвалу императора». 1196 г. (Bern. Burgerbibl. 120 II. Fol. 143) Имп. Фридрих I Барбаросса в 3-м крестовом походе. Миниатюра из поэмы Петра из Эболи «Книга в похвалу императора». 1196 г. (Bern. Burgerbibl. 120 II. Fol. 143) В мае 1190 г. Фридрих Барбаросса достиг столицы султаната г. Иконий (ныне Конья) и под стенами города разбил главные силы сельджуков. Иконий был захвачен и разграблен крестоносцами, султан и его двор бежали в вост. районы страны, организованное сопротивление крестоносцам прекратилось. После ухода войска Фридриха Барбароссы султанат быстро восстановил свою столицу.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1176 Далее, ликующим и радующимся так же подходит смех, как печалящимся и скорбящим – плач. Итак, Творец, предвещая причины для смеха и плача, первым сказал о том, что плачущие будут смеяться. 13. Следовательно, Тот, Кто начал с утешения бедных, униженных, алчущих и плачущих, пожелал сразу явить Себя Тем, на Которого Он указал через Исаию: Дух Господа на Мне, потому что Он помазал Меня благовествовать бедным 1177 – блаженны нищие, ибо их есть Царствие Небесное; 1178 послал Меня исцелять сокрушенных сердцем 1179 – блаженны алчущие, ибо они насытятся; 1180 утешать удрученных 1181 – блаженны плачущие, ибо будут смеяться; 1182 дать сетующим на Сионе славу и вместо пепла радость помазания, и одежду славы вместо духа уныния. 1183 14. Если Христос, придя, сразу это исполнил, 1184 то или Он является Тем, Кто предрек, что Он придет для этого, или, если Тот, Кто предрек, еще не пришел – смешно, но сказать необходимо – Он, вероятно, поручил Христу Маркиона. Блаженны будете вы, когда люди возненавидят вас и будут укорять, и отвергнут имя ваше как негодное из-за Сына Человеческого. 1185 15. Этими словами Он, без сомнения, побуждает к терпению. Разве меньше Творец через Исаию? Не бойтесь бесчестия от людей и презрением с их стороны не умаляйтесь. 1186 Какое бесчестие и какое презрение? Которое будет за Сына Человеческого. Кто это? Тот, Кто от Творца. На основании чего мы это докажем? 16. На основании ненависти, также предвещенной по отношению к Нему, 1187 как через Исаию виновникам ненависти – иудеям: Из-за вас хулится имя Мое у язычников, 1188 и в другом месте: Освятите Того, Кто обрекает Свою душу, Кто презирается язычниками, слугами и правителями 1189 Ведь если ненависть была предвещена по отношению к Тому Сыну Человеческому, Который от Творца, а Евангелие свидетельствует, что имя христиан, произведенное, конечно, от Христа, будет ненавидимо за Сына Человеческого, Который есть Христос, то оно (Евангелие) делает причиной ненависти Того Сына Человеческого, Который от Творца, по отношению к Которому предсказывалась ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

(6) А теперь давай сравним самый поступок Фронтина, который кажется тебе более скромным, сдержанным. Он запретил поставить себе памятник, но в каких словах? «Расходы на памятник излишни: память обо мне останется, если я заслужил этого своей жизнью». По-твоему, скромнее дать на прочтение всему миру 1185 , что память о тебе останется навеки, чем отметить в одном месте двумя стихами то, что ты совершил? (7) Я не ставлю себе, впрочем, целью укорить одного и защитить другого. Но что может защитить его перед тобой вернее, чем сопоставление с тем, кого ты предпочел? (8) По моему суждению, ни того, ни другого не следует винить; оба они стремились к славе с одинаковой страстью, но разными путями: один – требуя должной надписи, другой – предпочитая казаться презирающим всякие надписи. Будь здоров. 20 Плиний Венатору привет. (1) Твое письмо было мне особенно приятно тем, что оно длинно, и еще больше тем, что оно все занято разбором моих книжек; не удивляюсь тому, что они доставили тебе удовольствие: ты ведь любишь все мое так же, как и меня. (2) Я же сам лично собираю урожай винограда, скудный, правда, однако более обильный, чем я ожидал 1186 : собираю, если собирать значит – иногда сорвать гроздь, посетить давильню, отведать из чана молодого вина, застигать врасплох городских рабов, которые теперь распоряжаются деревенскими, предоставив меня секретарям и чтецам 1187 . Будь здоров. 21 Плиний Сабиниану 1188 привет. (1) Твой вольноотпущенник, на которого, по твоим словам, ты сердишься, пришел ко мне и, пав к моим ногам, обнял их, будто твои. Плакал он много, много просил и молчал много – в общем внушил мне доверие к искренности своего раскаяния. Верю, что он действительно исправился, так как чувствует, что провинился. (2) Я знаю, ты гневаешься, и гневаешься с основанием, это я тоже знаю; но кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива. Ты любил этого человека и, надеюсь, опять полюбишь его, а пока достаточно, чтобы ты позволил умолять себя. (3) Можно будет снова гневаться, если он того заслужит; это будет тебе более простительно, если теперь ты поддашься мольбам. Уступи его юности, уступи слезам, уступи своему милосердию. Не мучь его 1189 , не мучь также себя; ты, столь мягкий от природы, мучишься, гневаешься.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Описание. Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы - 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов. Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада включают в себя белокаменные рельефами, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком. Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева . Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Собор, вид сверху Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле " елизаветинского барокко " . Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

(Северн. Пчела 1846 г. 11). 40. Около 1200 г. описано было «житие и хожение святые Ефросинии, княжны Полоцкой († 1173 г.). Описание дошло до нас в пергаменной рукоп. XIV в., найденной И. И. Срезневским в Львовском монастыре (Ж. М. Нар. Просв. 1843 г., Февр.). Оно же помещено в Четьи Минее митр. Макария под 23 мая. 41. Летопись событий 1116–1201 г., по Ипатиевскому списку, обличает в составителе ее жителя юга, окончившего труд свой около 1202 г. Здесь под 1171 г. читаем: «наутрья в субботу поидохом с Володимиром (покойным) из Вышгорода» в Киев. Это говорит, конечно, иеромонах, сопровождавший гроб князя с молитвами. «1187 г. бысть зима зла велми, тако иже на нашу память не бывало». Поставленный под 1199 г. рассказ о построении каменной стены в Выдубицком монастыре несомненно принадлежит очевидцу, Выдубицкому иноку. «По обычаю ти благому, говорит повествователь, обращаясь к князю Рюрику, и нашея грубости писание приими». По сим словам видим в летописце иеромонаха Выдубицкого, описывавшего современные события; а пример игумена Сильвестра Выдубицкого заставляет думать, что Выдубицкий летописец конца XII в. был также игумен Выдубицкий, к сожалению неизвестный по имени. Поскольку же под 1114 и 1136 г. видим в Ипатиевском списке также современника Киевлянина, то это дает видеть, что Выдубицкий игумен 1200 г. для первой половины XII столетия пользовался записками предшественников. Прибавим еще, что с 1202 г. в Ипатиевском списке уже виден Волынский летописец, и это опять служит подкреплением мысли нашей о составителе летописи 1116–1201 г. 42. По Лаврентиевому списку летописи 1111–1207 г., надобно признать в составителе ее Владимирского летописца, окончившего труд свой около 1210 г. Здесь под 1176 г. читаем о ростовцах: «слушающе злых человек развратников, нехотящих нам добра, завистью граду сему (Владимиру)». Рассказывая о войне Всеволода с Рязанцами 1180 г., пишет: «усретошася (рязанцы) с нашими сторожи... наши прогнаша». Тоже видим под 1185 г. в рассказе о Владимирском епископе Луке († 1189 г.) и под 1207 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сицилийцы смело шли вперед, и их флот уже подплывал к островкам, разбросанным возле Константинополя. Не ожидая никакой беды, норманны решили разделить силы: одна часть осталась в Фессалии, вторая двинулась к Серрам, а третья продолжила наступление, также разделившись – один отряд остался у Амфиополя, а другой стал лагерем у Мосиполя. И когда на беспечных врагов напал полководец Алексей Врана, им нечего было противопоставить дружному натиску византийцев, буквально смявших норманнов. Используя удачный момент, римляне ворвались в сам Мосиполь и овладели им. Быстро восстановив свои силы, византийцы затем напали на норманнов, отдыхавших у Амфиополя, и также разгромили их. Варяги попытались выиграть время и вступили с Алексеем Враной в переговоры. Но тот, верно поняв их замысел, не стал терять инициативы и 7 ноября 1185 г. у города Димитрицы на реке Стримоне произошла новая битва, завершившаяся полной победой византийцев. Норманнов убивали на месте, топили в реке, брали в плен; пленными оказались даже два знатных аристократа – Роберт, брат жены Танкреда, и надменный полководец Балдуин. Жители Фессалоники выместили всю свою месть на бессильных и жалких остатках норманнской армии. Враги спешно бежали в Фессалию, где сели на корабли и отплыли в Сицилию 799 . Но и здесь норманнов ждала страшная беда – разыгрался осенний шторм, потопивший множество кораблей. Те латиняне, которые остались на материке, пытались спастись сухопутным путем, но их добивали наемники-аланы из числа солдат византийской армии, конной россыпью рассеявшиеся по Фессалии. Не без варварской иронии они задавали вопрос схваченным сицилийцам: «Где мой брат?», имея в виду убийства норманнами пленных при взятии византийских городов, а затем погружали свои мечи в их тела. Сицилийский король Вильгельм II Добрый (1154–1189) попытался собрать всех беглецов в городе Эпидамн, который решительно не желал сдавать грекам, но вскоре и эта твердыня пала. Разгром был такой, что собаки, питавшиеся трупами норманнов, пресытились этой страшной пищей. Помимо всего, в руки к византийцам попал и предатель Алексей Комнин, пытавшийся найти в норманнах союзников; не тратя слов, его ослепили. Сицилийский флот, барражировавший возле византийской столицы под командованием норманна Танкреда, сильно пострадал от штормов и нападений греческих боевых кораблей. Не найдя на берегу своих соотечественников, сицилийцы повернули обратно, но многие суда потонули по дороге. Практически безнадежная война была выиграна византийцами в считанные недели, в чем они небезосновательно видели милость Божью, некогда оставившего их за грехи и внявшего молитвам праведника-царя. Норманны потеряли более 10 тысяч воинов убитыми и почти 4 тысячи пленными 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы говорили, что Леонтий по своим богословским воззрениям принадлежит к синкретическому (каппадокийскому) направлению. Состав его флорилегиев теперь осязательно подтверждает нам всю непреложность такой его богословско-философской характеристики. Тогда как большинство цитируемых Леонтием авторов встречается по два-три раза каждый, каппадокийские же богословы имеют у него место почти на каждой странице его сборников. Так из Василия Великого Леонтий извлекает в сборники 10 цитат, из Григория Богослова – 20, из Григория Нисского – 13. Равным образом, и в тексте своих сочинений Леонтий ни на кого так часто не ссылается, как на каппадокийских отцев, которых всегда старается и отличить особыми титулами, в роде: μγας θεοσφος и др. 1181 . Все это убеждает нас, что для Леонтия каппадокийцы стоят на первом плане, что с их учением он постоянно сверяется в своей учено-богословской деятельности. И только Св. Кирилл Александрийский , с которым Леонтий стоит в исключительно тесной близости, находит себе на страницах сочинений нашего автора более частое, чем каппадокийцы, упоминание и цитацию. Флорилегии Леонтия важны и любопытны еще и в том отношении, что они сохранили для нас отрывки из таких сочинений, которые отчасти совсем не дошли до нас в своем полном виде с именем своих авторов, отчасти же и совсем неизвестны были вместе с именами своих писателей. Такова, напр., цитата из «Антиоха Птолемаидского, свидетельство которого помнил св. Кирилл» 1182 . Во 2-й книге «О священных вещах» есть еще фрагмент из слова этого же писателя об Адаме 1183 , при чем издатель замечает, что этот Антиох жил в начале V-ro века и что все его сочинения утрачены. Такова же цитата из Св. Кириака, еп. Нафского, который был одним из отцев Никейского собора 1184 , что подтверждает и Ефрем Антиохийский 1185 . Таковы, далее, цитаты: из Геласия, еп. Кесарийского, одного из отцев 2-го вселенского собора 1186 , Иринея, еп. Лионского 1187 , Севириана Гавальского 1188 , Амфилохия Сидского 1189 . Все же вообще многочисленные извлечения из сочинений, как известнейших отцев – писателей, так и совсем неизвестных нам авторов, красноречиво говорит о том, что Леонтий обладал обширным знанием патристической литературы и имел в своем распоряжении если не – большую библиотеку сочинений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Господь воспретил не только осуждать ближних, но и судить их [ 1182 ], когда не представляется необходимости учинить суд правильный для своей и общественной пользы. Последнего рода суд есть вящшее закона [ 1183 ], по определению Господа; без такого суда добро не может быть отделенным от зла, наша деятельность не может быть правильною и богоугодною. Этот суд редко встречается между человеками; но судом и осуждением, воспрещенными Господом, они занимаются непрестанно. По какой причине? По причине совершенного невнимания себе, по причине забвения своей греховности, по причине совершенного пренебрежения покаянием, по причине самомнения и гордости. Господь пришел на землю спасти грешников, а потому от всех человеков непременно требуется сознание в греховности; суждение же и осуждение ближних есть отвержение этого сознания и присвоение не принадлежащей себе праведности; из нее-то и производится суждение и осуждение: имя лицемера для всякого судящего и осуждающего ближних есть имя самое свойственное [ 1184 ]. Господь заповедал постоянную, то есть учащаемую и непрестанную, молитву. Не сказал Он, чтоб мы единовременно попросили, потом престали от прошения, но повелел просить усиленно, неотступно, соединил с повелением просить обетование услышать и исполнить прошение [ 1185 ]. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется [ 1186 ]. Будем просить с терпением и постоянством, отрицаясь своей воли и своего разума, предоставляя всесвятой воле Божией и время, и способ исполнения, и самое исполнение просимого. Мы не постыдимся: Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя ли о них [ 1187 ], то есть замедляя исполнением прошения их. Деннонощный вопль к Господу избранных изображает постоянную, неотступную, непрестанную, усиленную их молитву. По последствиям молитвы, которыми она увенчивается от Бога, можно и должно заключить о предметах ее. Евангелист Лука говорит, что Бог сотворит отмщение избранных Своих, то есть освободит их из плена, в котором мы находимся у наших страстей и у бесов. Евангелист Матфей говорит, что Отец Небесный даст блага просящим у Него [ 1188 ]. Блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [ 1189 ]. Опять Евангелист Лука говорит: Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него [ 1190 ]. Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов [ 1191 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

LIV, col. 918. 573 „Quae tamen antiqua Sanctorum Patrum consensio non in omnibus legis quaestiunculis, sed solum certe praecipue in fidei regula magno nobis studio et investiganda est et sequenda“ (Должно, впрочем, заметить, что мы обязаны с величайшим усердием исследовать эти согласные суждения древних святых отцов и следовать им не относительно всех каких-либо маловажных вопросов божественного закона, но главным образом только касательно правила веры), говорит св. Викентий Лиринский , Commonitor., XXXVIII, t. L., col. 675. 574 „Consulat (interpres) regulam fidei quam de Scripturarum planioribus locis et de Ecclesiae auctoritate percepit“, говорил бл. Августин. (Сл. стр. 217 [подраздел 157.1]). De Doctr. Christ., III, 2, n° 2, t. XXXIV, col. 75. Примеры, приводимые бл. Августином, можно видеть ibid., n° 3 sq. 575 „Незнающие Предания не могут найти истину из Писаний“, говорит св. Ириней. Adv.Haer., IΙΙ, ΙΙ, 1, t. VIΙ, col. 846. 577 Можно доказать, впрочем, филологически, что эти столь важные слова не могут быть изъясняемы в переносном смысле. Это доказал основательно Wiseman в своих Conférences sur les doctrines de l‘Eglise, conf. XIV и в Dissertations sur la prsénce réelle, diss. 2, y Миня, De· monstr. Evang., t. XV, col. 1185 и 1189. 578 Бл. Августин, в De Doctr. Christ. (1. III, 15–16, t. XXXIV, col. 74), обозначает, как можно в большинстве случаев различать места, которые должны быть принимаемы в строго буквальном смысле, – от тех, которые должны быть понимаемы в метафорическом смысле. „При всякой фигуральной речи, говорит он, должно наблюдать то правило, чтобы читаемое место рассматривалось со всем вниманием до тех пор, пока можно будет истолковать его в пользу царства любви. Если какое-либо место прямо и собственно выражает любовь, то нет нужды почитать его иносказательным. Когда какое-либо изречение Писания содержит в себе заповедь, возбраняющую разврат или злодеяние, или внушающую что-нибудь благопотребное или благодетельное для ближних, то всегда должно быть принимаемо в собственном смысле. Напротив, всякое изречение, предписывающее, по-видимому, нечто худое или преступное и возбраняющее благотворительность или правильное попечение о собственной выгоде, должно изъяснять в смысле высшем“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010