80-81. Борей — северный ветер. Щекой, которая не так сурова. — То есть, дуя правым углом рта, он навевает северо-западный ветер, проясняющий небо и более мягкий, чем северо-восточный. 92-93. И множились несметней — то есть их было больше, чем: 2 в 64 — 1 (=18446744073709551615), — количество хлебных зерен, которое, по легенде, некий изобретатель шахмат попросил себе в награду у персидского царя. 100. Покорны узам — то есть узам любви, привязывающей ангелов к богу. 104. Престолы — см. Р., IX, 61-62. 114. Так лестница помалу пройдена. — Смысл: " Милость и добрая воля определяют степень заслуг; степень заслуг определяет полноту созерцания; полнота созерцания определяет полноту любви и блаженства " (ср. Р., XIV, 37-42). 117. Ночной Овен — то есть осень, когда по ночам видно созвездие Овна. 121. Три богини — то есть три ангельских чина. 127. К высоте — то есть к срединной Точке. 128. Книзу — то есть по направлению к периферии. 130. Дионисий Ареопагит — см. прим. Р., X, 115-117. 133. Григорий — то есть папа Григорий Великий (590-604), несколько иначе строивший иерархию ангелов. 138. Здесь не узревший — то есть наставник Дионисия, апостол Павел (см. прим. А., II, 28). 1-8. Беатриче замолкает на один миг, ровно на столько времени, сколько противостоят друг другу, на противоположных точках горизонта, в равном отдалении от зенита, рожденные Латоной близнецы, то есть Солнце (Аполлон), находящееся в созвездии Овна, и Луна (Диана), находящаяся в созвездии Весов, после чего каждый из них перейдет в новый небосвод, потому что Солнце скроется за горизонтом, а Луна взойдет. 9. Где Точка взор мой побеждала — См. Р., XXVIII, 16-18. 11. Твой вопрос читая. — Данте хочет знать, " где, когда и как " (ст. 46-47) сотворены ангелы. 12. Там — то есть в боге. 23. Б мир совершенства — то есть сотворенный мир, где все было совершенно. 22-24. Смысл: " Как с лука о трех тетивах слетают три стрелы, так созданное триединым божеством имеет троякий вид: это — либо суть ( " forma " схоластической философии, то образующее начало, благодаря которому вещи становятся собою), либо вещество, либо соединение их (суть совместно с веществом) " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

15 Cat 22.28—38 16 Cat 22.41—43. 17 Cat 22.66—67 18 Cat 22.56—58. 19 Cat 22.70—73 20 Cat 22.74—81 21 Cat 22.88—104 22 Cat 22.275—295. 23 Euch 2.41—46 " cf. Euch 1.114—117. 24 Hymn 20.126—139. 25 Cat 22.299—308. 26 Euch 2.47—73 27 Proem 44—47 28 Hymn 56.4—17 29 Vie 30.3—5 30 Cat 22.312—320 31 Euch 2.77—98. 32 Euch 2.102—117. 33 Euch 2.126—185. 34 Euch 1.156—161. 35 Euch 2.225—233. 36 Euch 2.268—272 37 Cat 34.22—25 38 Cat 34.36—57. 39 Cat 34.68—70. 40 Vie 30.3—15. 41 Vie 34.2—4. 42 Vie 34.4—6. 43 Vie 34.12—22. 44 Cat 1.16—37. 45 Cat 1.171—177. 46 Cat 1.182—184 47 Cat 9.397—398. 48 Cat 3.303—306; Cat 2.376—384. 49 Cat 12.212—223. 50 Cat 26.109—113; 42—43 51 Cat 4.547—562; Cat 14.198—201; Cat 26.308—312. 52 Cat 30.221—227. 53 Hymn 2.51—69. 54 Hymn 14.75—95. 55 Hymn 14.109—112. 56 Cat 6.358—368. 57 Cat 2.421—424. 58 Гипотеза о «мессалианском», или «полу-мессалианском», или «умеренно-мессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому, но написанные, вероятно, в Сирии в конце IV-haчaлe V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством. Только это духовное и богословское уклонение с его странными верованиями и обычаями было осуждено Соборами, в то время как «макарьевские» писания являются в своей большей части полемическими произведениями против мессалианских уклонений. См. по этому вопросу: Jean Meyendorff. Messalianism or Anti-Messalianism. A Fresh Look at the «Macarian Problem» — Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten. Vol.11, pp. 585—590. MunsterWestf. (s. а.). Недавно вопрос о мессалианстве макарьевских творений вновь был поднят немецким ученым Клаусом Деппе в его ученом труде Der Wahre Christ. См. Библиографию. Но автор идет дальше. Не утверждая существования какой-либо исторической связи между пр. Симеоном Новым Богословом и мессалианством, он хочет, однако, доказать духовное тождество не только пр. Симеона, но и «исихазма» XIV века с «мессалианским движением» (стр. 387). Поистине, приходит в голову пословица: Кто хочет доказать слишком многое, ничего не доказывает! Что же нас касается, родство духовности пр. Симеона с духовностью «Духовных Бесед» есть для нас отрадное явление, так как хорошо показывает укорененность пр. Симеона в мистическом предании древней Церкви, в том, что в ней есть лучшего. См. также: Catecheses t. 1, р. 39. п 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

64 Впоследствии, эти творения были систематизированы и изданы в 6 томах, в следующем виде: т. 1, 2 и 3-ий – «Аскетические Опыты», т. 4 – «Аскетическая Проповедь» и «Письма к мирянам», т. 5 – «Приношение современному монашеству» и т. 6 – «Отечник». Кроме этих, напечатанных 6 томов, до нас дошли его рукописи (еще неизданные), представляющие собой его частную переписку с лицами монашествующими. Эти рукописи или точнее, письма, довольно верно отражают духовно-нравственный облик Преосвящ. Игнатия и своим содержанием вполне подходят к его напечатанным трудам. 65 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 113, ср. «Синод. Церк. Ведомств.» за 1903 г., 31 – статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игнат. Брянч.». 71 Ibid., т. IV, стр. 143, ср. т. I, стр. 460–463, 486; т. III, стр. 4–5, 281–286, 300; т. IV, стр. 14. 74 Ibid., т. I, стр. 328; т. II, стр. 340, 355; т. III, стр. 258; т. IV, стр. 22, 137, 187, 232, 233, 270, 273, 277, 281, 311, 348. 76 «Добротолюбие», т. I, стр. 523. – «Сочинения еп. Игнатия», т. I, стр. 109; т. III, стр. 5; т. IV, стр. 23; т. V, стр. 161. 80 Ibid., т. III, стр. 4–5, ср. т. I, стр. 460–463, 486, 517; т. III, стр. 281–286, 300; т. IV, стр. 14, 143. 81 Особенно ярко эта мысль проведена им в первом томе его творений, где он порицает всю человеческую науку, называя ее «изобретением падшего человеческого разума» или «исчадием падения человеческого» (Ibid., т. I, стр. 553–557, ср. т. IV, стр. 78, 511). 84 «Сочинения еп. Игнатия», т. IV, 296–331, ср. III, 258, 262, 270, 282–283, 286–288; т. IV, 225, 348, 384–398. 92 Ibid., IV, 359–363, ср. IV, 499; V, 29–31. – Вот почему и Божия Матерь, по мнению Преосвящ. Игнатия, ублажается Христом Спасителем не столько, потому что родила и вскормила Его, сколько за то, что слушала и исполняла Его учение ( Лк.11:27–28 , – «Сочинения еп. Игнатия», IV, 363, 430). 93 Ее мы встречали у Преосвящ. Игнатия и раньше, когда говорили о значении подвига в деле Богопознания. 94 Ibid., I, 102–104, 106, 117–120, 127–130, 138–165, 191–295; II, 52–76, 117, 124–125, 139, 14–321, 330–412; III, 281–288; IV, 20–34, 225, 228–239, 266–276, 296–331, 338–346, 351–359, 384–398, 452, 461–463, 467, 506–507, 508–509, 510, 531–534, 535–540, 548–549; V, 29–31, 55–70, 93–119, 136–143, 271–281, 319–336, 354–360, 366–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Стр. 104 целиком представляет или выписки, или пересказ из той же книги Светлова, стр. 684, 669, 670–671. Сделав эти заимствования, наш докторант делает примечание: «Подробные разъяснения по сему вопросу можно находит в труде проф. Тареева». На стр. 107 заимствование из кн. Янышева снабжено цитатой, но не отмечено, что в данном случае у Янышева не свои слова, а слова Пальмера. На стр. 108 в 1 прим. прот. Малиновский ставит много цитат и даже пишег латинскую строчку, только забывает отметить, что цитаты эти взяты у Макария-§ 136, m.III, стр. 100–101 прим. Как можно видеть, в этом параграфе наш автор не мало пользуется книгой Светлова, но, давая перечень «литературы» (стр. 93–94 прим.), эту-то книгу он и забыл упомянуть. § 79. И. Христос – Богочеловек есть единое лице (стр. 109–119). Около страницы на стр. 110–111 буквально выписано из статьи архим.Алексия (Прибавления, VI, 205, 207). Заменяя в этой выписке «человеческое естество» «человечеством2 и опуская слово «прославление», наш автор точной речи предпочитает неточную. Стр. 112 вся списана у Алексия (Прибавления, VI, 208, 212–213); примечание с 213 стр. этой статьи вставлено в текст и заключено в скобки. 1-ое прим. на этой стр. взято у Макария т. III, стр. 105, а дальнейшие примечания на стр. 112–11З взяты, между прочим, из толкования на посл, к филиппийцам еп. Феофана. Цитата стоит глухой и буквальные заимствования не отмечены. Здесь же в 5 прим. на 113 стр. местом издания книги М.М. Тареева – Уничижение Господа нашего И. Христа – назван Сергиев посад; эта книга издана в Москве. Примечание, занимающее 117 и 118 стр., посвящено протестантскому богословию и представляет наполовину выписку из только что названной книги М.М.Тареева , снабженную, впрочем. цитатой, а наполовину из книги Светлова-Христианское вероучение, т.2, стр. 720–721. Эта выписка снабжена не цитатой, а примечанием: «см. еще Светлова П. и т. д». При снисывании из книги Тареева допущены две ошибки на стр. 117: unio personalis переводится- " единство личности» и Лютеру приписываются латинские слова Бренца (см. у Тареева, стр. 146). § 80. Образ соединения двух естеств в едином лице Богочеловека (стр. 119–123).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Следствием такого направления было то, что из всех родов поэзии у евреев развилась только лирика» 15 . Строгая нравственная чистота и возвышенность еврейской поэзии, выразительницы богооткровенных истин Ветхого Завета, делали ее священной по содержанию и в то же время способной к выражению всех состояний души – радостных и скорбных, возникающих при миропонимании и самочувствии, основанных на богооткровенной религии. По преимуществу в составе священной еврейской поэзии выделяются следующие виды песнопений: а) песнопения покаянные, проникнутые чувством виновности пред Богом, сокрушения о грехах, молитвы о помиловании кающихся (например, пс.6, пс.31, пс.50 и др.); б) песнопения скорбно-молитвенные – другого характера, именно возникающие от сознания слабости и немощи человеческой при постигающих испытаниях, опасностях, бедствиях (пс.12, пс.30, пс.68, пс.70, пс.136 и др.); элементы скорбного чувства смягчены здесь надеждой на милость Божью (пс.70, пс.125 и др.). Другую категорию духовных песнопений, по радостному строю противоположную первым, составляют песни и псалмы, благодарственные и хвалебные. В благодарственных песнопениях выражаются радостные чувства благодарения Богу за Его милости и благодеяния (пс.17, пс.29, пс.114, пс.117, пс123 и др.). Хвалебные песнопения служат выражением прославления Бога при размышлении о Его совершенствах (пс. 102, 106 и др.), при созерцании творений Божиих и промышлении о них (пс. 103, 146, 148 и др.), при созерцании промышления Божьего о людях (пс.32, пс.145 и др.) и особенно об избранном народе еврейском (пс. 46, пс.104–105, пс.134–135 и др.). Многие священные песнопения проникнуты духом пророческим, содержат в себе предсказания о будущем, особенно о Спасителе, о событиях Его жизни, чудесах, страданиях, прославлении (пс.2, пс.8, пс.21, пс.108–109, пс.117 и др.). Так как чувства и строй мыслей, воплощающиеся в священной поэзии, требуют для надлежащего их усвоения нравственной подготовленности, высокого уровня нравственной чистоты, некоторые песнопения проникнуты дидактическим характером, стремлением возвысить духовное состояние внимающих священным песням (пс.71, пс.77, пс.118 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

соч., S.3, n.1. 6. Там же, n.2,3. 7. Там же, S.23. 8. Августин (Epist. 186) [Migne, s.l., t.33, col.815-832] называет его Brito [col.816], a в Commonitorium super nomine Celestii Мария Меркатора назван gente Britannus. Cp. Dr. J. Schwane. Dogmengeschichte der patrist. Zeit. Mnster, 1869. S.657. 9. Praedestinatus. Там же. 10. Quod ille apertior, iste occultior fuit, ille pertinacior, iste mendacior, vel certe ille liberior, hic astutior. Contra Pelag. et. Celest. [Migne, s.l., t.45, col.1613-1664]. 11. Pelagianorun est haeresis, hoc tempore omnium recentissima a Pelagio monacho exorta. Quem magistrum Coelestius sic secutus est, ut soctatores eorum Coelestiani etiam nuncupentur. Augustin., Adv. haer., cap.88 [Migne, s.l, t.42, col.47]. 12. Из сочинений Пелагия до нас дошли: Commentarii in epistolas Pauli, написанные до 410 года, одно письмо ad Demetriadem de virginitate, затем один libellus fidei и одно письмо ad Celantiam Matronam. Cp. дальше сочинения Августина: De gratia Christi et peccato originali [Migne, s.l, t.44., col.359-410]; De gestis Pelagii [Migne, s.l, t.44, col.319-360] и т.д. Ср. Schwane, упом. соч., S.657, n.4. Hefele, Conciliengeschichte, II,105 и сл. 13.Conciliengeschichte, II,104. 14. Conciliengeschichte, II,104. 15. Migne, s.l, t.48,69, и сл. - Ср. Hefele, Conciliengeschichte, II 105, n.2. 16. Hefele, упом. соч., S.107. 17. Hefele, упом. соч., S.107. 18. Hefele, упом. соч., S.108. 19. Augustin, De gest. Pelagii 10,11. [Migne, s.l, t.44, col.333-336]. - Ep. 186 [Migne, s.l, t.33, col.815-832]. - Cp. Hefele, Conciliengenhichte, II,108-113. 20. Augustin, Ep. 175 [Migne, s.1, t.33, col.758-762]. - Cp. Hefele., Там же. 21. Hefele, там же. 22. Augnstin., Bp. 181,182,183 [Migne, s.L, t.33, col.779-788J. - Cp. Hefele, там же, S.114. 23. Hefele, упом. соч. и место. 24. Там же, S.115. 25. Указ издан 30 апреля 418 года. Ср. Schwane, упом. соч., S.730. 26. Hefele, Conciliengeschichte, II,116-117. 27. Эти правила против пелагиан находятся в нашем " Зборнике " под 109-116 пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1314...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Этнографический указатель 1212 Абасги (авасги) – западнокавказские племена, обитавшие севернее колхов, от р. Сингам (совр. Ингури) до Питиунта (Пицунда) 69, 79, 80, 82, 122, 123, 168 Абтаат – см. Залдапы Абхазия – см. Авасгия Авария – страна авар 118 Авары – кочевой народ, переселившийся в Центральную Европу и создавший там Аварский каганат 65, 82, 94, 97–101, 104–106, 108–113, 115, 117, 149 Авасгия (Абасгия, Абхазия) – территория современной Абхазии, место расселения авасгов 80, 122, 123, 150 Авид – город близ Галлиполи 265 Аврит – город в Мезии 19 Авсонии – у Приска архаизирующий термин для обозначения римлян – жителей Италии; у Иоанна Геометра – ромеи-византийцы 45, 188 Агатополь – 284, 285, 299 Адраиг (Адрабиган, Атропатена) – Южный Азербайджан 114 Адрианополь (Орестиада) – город во Фракии, совр. Эдирне в Турции 50, 78, 105, 112,190, 199, 284, 285, 290, 291, 293, 296–298, 303, 305, 307, 308 Адриатическое море – см. Ионийский залив Азербайджан – см. Адраиг Азия (Асия) – часть света; в некоторых текстах так именуется полуостров Малая Азия, а также область с центром в Эфесе 16, 17, 15, 22, 24, 76, 86, 88, 93, 168, 255, 256 Азовское море – см. Меотийское озеро Аифор (Неасит, Ненасытец) – один из днепровских порогов 162, 163 Акилисена – см. Келесена Акис (Гамизграде) – город на Балканах, совр. Гамизграде в Сербии 104 Аксара (Аксарай) – город в Малой Азии, совр. Аксарай в Турции 310 Аламаны – германское племя; в поздневизантийских текстах обычно обозначают германских крестоносцев 22, 37, 257, 265, 269 Алания – область на Северном Кавказе, в долинах Кубани и Терека 122–124, 150, 168–171 Аланский проход – см. Ивирийские ворота Аланы – ираноязычные племена, обитавшие между предгорьями Урала и Северного Кавказа, в дальнейшем осевшие на Южнорусской равнине восточнее Дона и на территории Северного Кавказа распространившиеся от верховьев Кубани до Дагестана; предки совр. осетин 19, 42, 60, 63, 69, 79, 80, 122–124, 148, 168, 169, 264

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стр. 104 целиком представляет или выписки, или пересказ из той же книги Светлова, стр. 684, 669, 670–671. Сделав это заимствование, наш докторант делает примечание: «Подобные разъяснения по сему вопросу можно находить в труде проф. Тареева». На стр. 107 заимствование из кн. Янышева снабжено цитатой, но не отмечено, что в данном случае у Янышева не свои слова, а слова Пальмера. На стр. 108 в 1 прим. прот. Малиновского ставит много цитат и даже пишет латинскую строчку, только забывает отметить, что цитаты эти взяты у Макария – § 136, т. III, стр. 100–101 прим. Как можно видеть, в этом параграфе наш автор не мало пользуется книгой Светлова, но, давая перечень «литературы» (стр. 93–94 прим.), эту книгу он и забыл упомянуть. § 79. И. Христос – Богочеловек есть единое лице (стр. 109–119). —628— Около страницы на стр. 110–111 буквально выписано из статьи архим. Алексия (Прибавления, VI, 205:207). Заменяя в этой выписке «человеческое естество» «человечеством» и опуская слово «православие», наш автор точной речи предпочитает неточную. Стр. 112 вся списана у Алексия (прибавления, VI, 208, 212–213); примечание с 213 стр. этой статьи вставлено в текст и заключено в скобки. 1-е прим. на этой стр. взято у Макария т. III, стр. 105, а дальнейшие примечания на стр. 112–113 взяты, между прочим, из толкования на посл. к филиппийцам еп. Феофана. Цитата стоит глухой и буквальные заимствования не отмечены. Здесь же в 5 прим. на 113 стр. местом издания книги М.М. Тареева – Уничижение Господа нашего И. Христа – назван Сергиев посад; эта книга издана в Москве. Примечание, занимающее 117 и 118 стр. посвящено протестантскому богословию и представляет наполовину выписку из только что названной книги М.М. Тареева , снабжённую, впрочем, цитатой, а наполовину из книги Светлова – Христианское вероучение, т. 2, стр. 720–721. Эта выписка снабжена не цитатой, а примечанием: «см. ещё Светлова П. и т.д.». При списывании из книги Тареева допущены две ошибки на стр. 117: unio personalis переводится – «единство личности» и Лютеру приписываются латинские слова Бренца (см. у Тареева, стр. 146).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аваз – потомок Тогармы 199 Авийор – потомок Тогармы 199 Авраам Парнас – один из руководителей киевской еврейско-хазарской общины X в. 176 Али ибн ал-Хайсам – ширваншах до 917 г. 115 Алиша (Элиша) – библейский персонаж, потомок Яфета 170, 172 Аскарийа – брат правителя Гянджи Мусы ибн Фадла (XI в.) 162 Ашкеназ – библейский персонаж, потомок Иафета 170 Б-лг-р – потомок Тогармы 199 Бану Хашим – хашимиты, потомки Хашима ибн Абд Манафа, прадеда Мухаммада 162 Берке – хан Золотой Орды (1256–1266) 156 Биз-л – потомок Тогармы 199 ал-Бируни, Абу Райхан – среднеазиатский ученый-энциклопедист (973–1048) 158 Буга Старший – наместник провинции Арминия в 847–861 гг. 39 Бул-ш-ци (Песах) – хазарский полководец X в. 182 Буладмир – имя или титул царя русов 60, 62 Булан – хазарский правитель VIII в. (?) 199 ал-Бухтури – арабский поэт (ум. 897) 29 Варда Склир – византийский военачальник X в. 107 Варда (Вардис) Фока – византийский военачальник X в. 106–108 Василий – византийский император Василий II Болгаробойца (976–1025) 106, 107 Вениамин – хазарский царь 180, 181, 203 Вениамин Тудельский, еврейский путешественник XII в. 169, 208 Гомер – библейский персонаж, потомок Яфета; см. также Джумар 170 Гостята бар Кьябар бар Коген (см. GWSTT’ бар KYBR) – член киевской еврейско-хазарской общины X в. 174, 176 Гофониил, сын Кеназа – иудейский законоучитель 196 Дан – библейский персонаж, сын Иакова 196 Джа‘фар ибн Шакувийа ал-Курди 104 Джумар – коранический персонаж, потомок Яфета 38; см. также Гомер ад-Дир – царь славян 117 Доданим – библейский персонаж, потомок Яфета 170, 172–173 Езекия – хазарский царь 203 Завулон – хазарский царь 203 Зийад (Зийад ибн Раби’а ал-Бахили) – арабский полководец, участвовавший в арабском завоевании Закавказья в VII в. 36 Зу-л-Карнайн – коранический персонаж 16 Иафет (Яфет) – библейский и коранический персонаж 38, 90, 110, 117, 125, 126, 170, 199 Ибн Абу-с-Садж – Йусуф ибн Абу-с-Садж – наместник Азербайджана (909–918, 922–927) 775 Ибн Са‘ид ал-Магриби – испано-арабский филолог, историк, географ и путешественник (1208 или 1214–1274 или 1286) 159, 160

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый «ответ» представляет собою разбор «Аугсбургского исповедания», присланного тюбингенцами патриарху и другим лицам. Разбор этот ведется не так, чтобы брались те или другие места из этого исповедания и подвергались оценке с православно-научной точки зрения, а так, что воззрениям протестантским противопоставляется учение православное, при чем подлинных слов Аугсбургского исповедания 344 не приводится в «ответе». «Ответ» —269— однако ж не оставляет без внимания ни одного главного пункта протестантского вероучения, переходя от одной главы «исповедания» к другой. При рассмотрении этого «ответа», как и последующих, мы будем держаться такого правила: во-первых, мы будем указывать, какими источниками пользовалась греческая церковь , излагая свое православное учение, а во вторых, затем будем приводить некоторые выдержки из «ответа», когда находим их наиболее характеристическими. Но прежде всего, в общих чертах, нужно познакомить читателя с содержанием первого «ответа». Глава 1-ая: о едином и триипостасном Боге (Acta, pag. 57–58. Перев., 12–14); гл. 2: о членах веры (pag. 58–63. Перев. 16–22); гл. 3 345 : о прародительском грехе (pag. 63–64. Пер. 15–16); гл. 4: о вере оправдывающей (pag. 64–65. Пер. 23–25); гл. 5: о исполнении слова, т.е. Божия. Здесь раскрывается такая мысль: всякий должен совершенно и надлежащим образом исполнять то, за что возвещается в слове Божием обетование царства небесного (pag. 65–71. Пер. 25–34); гл. 6: о добрых делах (pag. 71–77. Пер. 35–44); гл. 7: о церкви (pag. 77–81. Пер. 44–52); гл. 8: о том, что в церкви находятся и непотребные (pag. 81–85. Пер. 52–59): гл. 9: о крещении (pag. 85. —270— Пер. 59–60): гл. 10: о вечери Господней (pag. 86. Пер. 60–61); гл. 11: о исповеди (pag. 86–89. Пер. 62–65): гл. 12: о покаянии (pag. 89–95. Пер. 66–76); гл. 13: об употреблении (de usu) св. таинств. Здесь опровергаются мысли протестантов, что таинства установлены будто бы для того, чтобы быть только некоторыми символами или признаками, отличающими христиан от язычников (pag. 95–104. Пер. 76–92); гл. 14: о рукоположении или чине церковном (pag. 104–108. Пер. 92–99): гл. 15: о церковных обрядах (pag. 109–111. Пер. 99–104); гл. 16: о делах гражданских (pag. 112–113. Пер. 104–107); гл. 17: о последнем суде (pag. 113. Пер. 107); гл. 18: о самопроизволении (pag. 113–117. Пер. 108–115); гл. 19: о причине греха (pag. 117–119. Пер. 115–118); гл. 20: о добрых делах (pag. 119–127. Пер. 118–131); гл. 21: о почитании святых (pag. 127–143. Пер. 131–158–1), – здесь впрочем говорится и о некоторых других материях, наприм., о злоупотреблениях по части таинств в римско-католической церкви, о праздниках, постах, о монашеской жизни (кроме того здесь же в конце главы находится обращение к читателям, т.е. к лютеранам). Вот общее содержание первого «ответа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010