Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН († нач. IV в. или ок. 320), сщмч. (мч.) Галатийский (пам. 12 и 13 сент.). В визант. Синаксарях сохранилось 2 версии мученической кончины И. Согласно Житию И., помещенному в стишных Синаксарях под 12 сент., он пострадал в царствование рим. императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305, 307-308). Когда правителю Галатии (М. Азия) Антонину донесли, что в пещере в горах скрываются И. и 40 христиан, тот послал отряд воинов, но им удалось схватить только И. На допросе он не выдал сотоварищей, отказался принести жертвы и был положен на раскаленное ложе, но ангел Господень остудил пламя и сохранил мученика невредимым. Антонин приказал привести мать И. и велел ей склонить сына к идолопоклонству, угрожая отдать ее на поругание воинам, но та отказалась переубеждать сына. Правитель отпустил ее, а И. осудил на усечение мечом. Придя на место казни, мученик попросил у воинов времени для молитвы. В это время с небес раздался голос: «Христос отверз тебе врата Царствия Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!» Этот глас услышали 40 христиан, скрывавшихся в пещере. Они пошли на место казни И., исповедали перед воинами христ. веру, были приведены к Антонину и обезглавлены по его приказу (Paris. gr. 1582. Fol. 17v - 18v, XIV в.). Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В Житии, включенном под 13 сент. в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), И. назван пресвитером из сел. Кринтеунт (Κριντεος, Κριντεοντος) близ Анкиры в Галатии, пострадавшим при имп. Лицинии (308-324), а вместо 40 сотоварищей указано 42. Кроме того, имеются разногласия относительно возраста И.: если в 1-м Житии мать И. названа «старицей» (γερντισσα), то в данном тексте о нем самом говорится как о «благочестивом старце, боящемся Бога». Сюжет Жития в основном сходен с предыдущим, но имеются и различия. Однажды, когда у скрывавшихся в горах христиан закончилась вода, И. вышел из пещеры и отправился к источнику, где был схвачен язычниками, пришедшими принести жертвы Гекате, храм к-рой находился неподалеку. Представ перед правителем, И. исповедал себя христианином и не выдал остальных. Ему на голову надели раскаленный шлем (о раскаленном ложе не упом.), а затем отсекли голову (SynCP. Col. 41; PG. 117. Col. 45-48). О кончине остальных мучеников не сообщается. В аналогичном Житии в Синаксаре Ambros. B. 104. Sup. (XII-XIII вв.) добавлено, что И. был похоронен близ источника (SynCP. Col. 41-42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евтропий Амасийский, мч. Описания иконы Евтропий Амасийский, мч. - житие Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года. Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице. Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: " Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученическ[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Дечани. Ок. 1350.] Мчч. Евтропий, Клеоник, Василиск. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Файл 5795.jpg:   Размер: 743x1200, 0.89 MPix, 144 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (175) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Евтропий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5796.jpg:   Размер: 784x844, 0.66 MPix, 75 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (1) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Евтропий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5797.jpg:   Размер: 416x1200, 0.5 MPix, 88 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1723

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Ахтырская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Ахтырская икона Пресвятой Богородицы – главное сокровище Милькова монастыря в Сербии. Икона была принесена сюда русскими монахами и является списком с оригинальной чудотворной иконы Ахтырской, одной из самых почитаемых икон в России.Множество паломников стекается в монастырь, чтобы поклониться этой чудотворной иконе. Файл 23725.jpg:   Размер: 780x981, 0.77 MPix, 759 Kb. Дата: 2014-05-21, участник [ apolinarije ]. Рейтинг изображения: 3 (159) , (5) . Описание: Один из первых списков Ахтырской иконы Божией Матери. Явлен чудесным образом в 1816 году в селе Алексеевском Казанской губернии. Ныне находится в храме Воскресения Христова в поселке Алексеевское республики Татарстан Файл 25599.jpg:   Размер: 2480x2811, 6.97 MPix, 5454 Kb. Дата: 2015-10-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (199) , (3) . Описание: Икона Ахтырская.Из жанра " народнаяикона " ,подокладная.Размер 20см X 14,5 см X 08мм.В частном пользовании с последующей передачей в Иверский монастырь,г.Валдай Файл 31474.jpg:   Размер: 1977x2577, 5.09 MPix, 1706 Kb. Дата: 2018-03-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (67) , (1) . Описание: Образ Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. Собор свв. апп. Петра и Павла в Петергофе (1894-1904), Петродворец. Фото: Чеботарь Александр Мирчевич (2013) Файл 32263.jpg:   Размер: 624x800, 0.5 MPix, 204 Kb. Дата: 2018-07-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (1) . Описание: Изображение Святой Чудотворной Иконы Пресвятой Богоматери Новоявленной Ахтырской... Ок. 1800 г. 31.1 х 26.3 см. " Together with a silver-gilt machine engraved riza and halo hallmarked Moscow, dated 1873 and Cyrillic maker " s mark DYe and with 84 silver standard (not illustrated). " Частное собрание. Файл 32264.jpg:   Размер: 600x709, 0.43 MPix, 180 Kb. Дата: 2018-07-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (117) , (2) . Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Гравюра. Богоматерь Ахтырская. Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, гравюра Размер: 43х35 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9844998 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/6 Инвентарный номер: И XIII 18974 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " Файл 33390.jpg:   Размер: 550x800, 0.44 MPix, 172 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (67) , (1) . Описание: Икона Ахтырская.Размер иконы 29.5см Х 24.5 см Х 3см.Имеется двойной ковчег.В частном пользовании с последующей передачей в ЦАМ ПСТГУ г.Москвы. Файл 34105.jpg:   Размер: 2042x2495, 5.09 MPix, 1970 Kb. Дата: 2019-08-08, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (62) , (1) .

http://pravicon.com/icon-14-photo

и лат. классиков и философов. Он также встречался с гуманистом Джироламо Дона (Донати; ок. 1457-1511), который перевел на латынь мн. тексты комментаторов Аристотеля, а также извлечения из «Ареопагитик» и трактата «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Возможно, под влиянием бесед с ним Л. д " Э. решил подготовить собственный полный перевод «Точного изложения...». Последний раз Л. д " Э. посетил Италию осенью 1507 г. в составе посольства, отправленного франц. кор. Людовиком XII (1498-1515) к папе Римскому Юлию II (1503-1513). Во время этой поездки он познакомился с генеральным приором ордена августинцев-еремитов Эджидио да Витербо (ок. 1469-1532), который долгие годы занимался исследованием евр. каббалистики и перевел на лат. язык мн. сочинения евр. теологов и теософов. Л. д " Э. также удалось изучить в б-ке Ватикана рукопись с сочинениями Николая Кузанского; вскоре после этого у Л. д " Э. возник замысел издать собрание его философских и богословских произведений (см.: Carri è re. 1947. P. 115-117). С нач. 90-х гг. XV в. Л. д " Э. совмещал преподавание в ун-те с интенсивной издательской деятельностью; многие опубликованные им сочинения были по тематике тесно связаны с традиц. университетскими курсами, а также с достижениями гуманистической науки, сведения о к-рых Л. д " Э. получал во время поездок в Италию. Постоянным сотрудником Л. д " Э. при публикации переводов философских и богословских сочинений с 1500 до 1518 г. был его ученик и единомышленник Йоссе ван Клихтове (ок. 1472-1543), с 1506 г. преподававший на теологическом фак-те Парижского ун-та (подробнее о нем см.: Farge. 1980. P. 90-104. N 101). В подготовке нек-рых изданий принимали участие Шарль де Бовель (1479-1567), Жерар Руссель (ок. 1480-1546), Франсуа Ватабль ( 1547) и др. студенты Л. д " Э., впосл. преподававшие на фак-те искусств и входившие в его ближайшее окружение. Л. д " Э. как философ и издатель философских текстов Исключительное место среди опубликованных Л. д " Э. книг занимали труды Аристотеля и комментарии к ним; многие из этих изданий неоднократно перепечатывались до кон.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

АМАБИЛИЙ (397 - ок. 475), регент собора г. Арвернора, затем приходск. свящ., св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня) АМАЛАР СИМФОЗИЙ Мецский (ок. 775 или 780 - ок. 850), литургист, автор первого в Европе аллегорического толкования богослужения АМАЛЬРИК АУГЕРИЙ августинец-еремит, церковный историк XIV в., приор мон-ря Санта-Мария де Аспирано (диоцез Эльн) 99-100 100-101 АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. 101-102 102-103 103-104 104-108 108-110 110-111 111-117 117-118 118-119 АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.) 119-135 АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) 135-137 АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) 137-138 АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 138-139 АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 139-140 140-141 АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель 141-142 142-143 АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий; ок. 1728 - ок.1812), еп. Некресский, груз. церк. деят, проповедник и поэт 144-145 145-146 АМВРОСИЙ (Паппа-Георгополи Амирей; 1791-1863), старообрядческий митр., основатель Белокриницкой иерархии 146-149 АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель

http://pravenc.ru/vol/ii.html

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого. В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг. Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/150505.html

Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

Первые колонии македонцев и греков в районе буд. Д. занимали выгодные в стратегическом отношении точки на важных путях и в удобных для культивации землях, обычно заселенных с древности ( Mittmann. 1966; Bauzou. 1988). Они возникли во время похода Александра Македонского, к-рый почитался в Герасе как ее основатель; Стефан Византийский называет Александра основателем Диона ( Steph. Byzant. Ethnika. 103-104); он же считался основателем Абилы и Капитолиады ( Seyrig. 1965. P. 24-28; Frézouls. 1988. P. 127). Пелла, возможно, названа в честь одноименной столицы Македонии, что подтверждают находки монет Птолемеев и штампы на родосских амфорах ( McNicoll. 1982). Название Пелла может восходить не к македон. метрополии, но к похоже звучащему топониму древнеегип. документов. Филадельфия названа в честь Птолемея II Филадельфа (ок. 308-246 гг. до Р. Х.). Полибий ( Polyb. Hist. V 69-70) назвал ее Раббатаманой (Ραββαταμνα; Раббат-Аммон, Равва Аммонитская ). Абила, Канафа, Гадара, Гераса сохранили древние имена ( Zayadine. 1982). Название Гиппос (греч., букв.- конь), возможно, калька с семит. названия  ,  (Сусита); оно отражено в изображениях на монетах города крылатого коня. Для нового названия Беф-Сана - Скифополь есть много объяснений, восходящих к Геродоту ( Herod. Hist. IV 105) и хронисту VI в. Иоанну Малале ( Ioan. Malal. Chron. 5. 178), причем поселение здесь скифов связывают с эпохой Птолемея II ( Lifshitz. 1977); иногда топоним объясняют семит. корнями ( Frézouls. 1987). Скифополь называли также Ниса, что в рим. период связывали с мифом о Дионисе и с его кормилицей ( Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 14); есть и др. объяснения (напр., используя имена женщин дома Селевкидов, Антиоха III или Антиоха IV ( Frézouls. 1987. P. 88)). В кон. III в. до Р. Х. Антиох III Великий отобрал у Египта Сирию, Юж. Финикию и Палестину, получив по договору Скифополь ( Lifshitz. 1977. P. 268-270; Sartre. 1988. P. 21), Пеллу, Галааду (т. е., вероятно, Герасу, Абилу и Гадару) и Филадельфию ( Polyb. Hist. V 69-71). Захват последнего города Селевкидами заставил Иоанна Гиркана спасаться в крепости Тир ( Ios. Flav. Antiq. XII 4. 11) - возможно, совр. Ирак-эль-Амир ( Villeneuve. 1988). Антиох III Епифан и его преемники колонизовали район Иордании, что привело к переименованию городов ( Frézouls. 1988. P. 117-119): Гадара стала называться Селевкия и Антиохия ( Steph. Byzant. Ethnika. 128. 30), Гераса - Антиохия-на-Хрисорроасе (см. надпись на гирьке 143/2 г. до Р. Х.- Seyrig. 1950. P. 53; надпись эпохи Адриана и монеты императоров от Марка Аврелия до Коммода ( Spijkerman. 1978. P. 160-163)), Абила - Селевкия, Гиппос - Антиохия (согласно надписям на монетах - Spijkerman. 1978. P. 50-57, 170-179). Именно в этот период города Д. получили статус эллинистических полисов ( Barghouti. 1982), что хорошо заметно в Герасе ( Seigne. 1986. P. 53).

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

Перевод синаксарного сказания был включен в слав. стишные Прологи под 16 марта ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 49), а затем - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 27. 2-я паг.). Ист.: SynCP. Col. 43-44, 539-540; PG. 117. Col. 48-49 [Менологий Василия II]; MartRom. P. 99. Note 3; ActaSS. Mart. T. 2. P. 424-425; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 147, Τ. 4. Σ. 92: ЖСв. Март. С. 328. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 108; Sauget J.-M. Papas//BiblSS. T. 10. Col. 314; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 374. О. Н. А. Иконография Мч. Папа Ларандский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 36) Мч. Папа Ларандский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 36) Изображения П. немногочисленны и в средне- и поздневизант. традиции известны гл. обр. по памятникам минейного состава с сохранившимся циклом на март. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 36, 1-я четв. XI в.) изображено истязание святого: тело П. растянуто параллельно земле между опорами, 2 мучителя бичуют его сучковатыми палками, так что внизу образовалась лужа крови; в центре протяженной стены, с архитектурными объемами по сторонам,- дерево; из одежд на П. лишь повязка на бедрах; он изображен седовласым человеком, напоминающим чертами лица ап. Петра, у него такие же вьющиеся волосы, тонзура и короткая борода округлой формы. В архиерейских одеждах - подризнике, фелони, с омофором - П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонская книга образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 104) - в рост, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; в облике сохранены те же черты, что и на 1-й миниатюре, кудрявые волосы и округлая борода (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 284). Известен пример включения образа П. в сентябрьские минеи: на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) полуфигура святого помещена под 14 сент.; это молодой человек с темными вьющимися волосами и еще короткой, разделенной на 2 пряди бородой; он облачен в хитон и гиматий, в правой руке держит крест; вверху надпись: «СТЫ ПАПА» (см.: Менолог. С. 287. Слик. 120). Также под 14 сент. память святого включена в рус. иконописные подлинники наиболее полного состава, напр. в подлинник Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, однако краткие сведения не содержат описания внешности П. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 152). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусова обобщенная автором житийная информация недостоверна, поскольку привела к смешению П. и Папия, мч. Памфилийского ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 14, 209).

http://pravenc.ru/text/2578907.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010