23 Cm.: Loehr W. A. Der Brief der Gemeinden von Lyon und Vienne Schneemelcher zum 75. Geburtstag. Stuttgart, 1989. S. 135–149; 26 Cm.: Hardwick M. E. Josephus as a historical source in patristic literature through Eusebius: Dissertation. Cincinnati, 1987 27 Cm.: Warmington В. H. The sources of some Constantinian documents in Eusebius’ Ecclesiastical History and Life of Constantine//Studia Patristica. Vol. 18. 1985. P. 93–98. 31 См. об этом: Urbainczyk Т. Socrates of Constantinople: Historian of Church and State. Ann Arbor (Mich.), 1997. P. 19. 32 См. об этом: Urbainczyk T. Op. cit. P. 18–19. Трудно согласиться co старой идеей Ф. Гепперта о низком происхождении Сократа (Geppert F. Die Quellen des Kirchenhistorikers Sokrates Scholasticus. Leipzig, 1898. S. 3 33 Гипотеза о том, что Сократ был учеником Троила, восходит к Анри де Валуа. Ныне она принимается рядом исследователей См., напр.: Cameron at Court Theodosius II//Ctasskal Studio. Vol. 27. 1982. P. 272; Winkflrnin F. Kirch – Kechichtswerke... S. 174 n. 74. В то же время Т. Урбанчик считает эту гипотезу безосновательной (Urbainczyk Т. Op. cit. Р. 15–16). 34 EltesterW. Sokrates Scholasticus//Paulys Real-Encyclopedias der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1927. Bd. Ill A 1. Zweite Reihe. Halbbd. 5. Col. 893. 36 См.: Baldwin B.Greek Historiography in Late Rome and Early Byzantium//Hellenika. Vol. 33. 1981. P. 63; Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Cambridge (Mass.), 1993. P. 7; Chesnut G. F. Histories... P. 176; Downey G. The perspective of the early Church historians//Greek, Roman and Byzantine Studies. Vol. 6. 1965. P. 59; Kaegi W. E. Op. cit. P. 176–177; Mazza M. Sulla teoria della storiografia cristiana: Osservazioni sui proemi degli storici ecclesiastici//La storiografia ecclesiastica nella tarda antichità (Atti del Convegno tenuto in Erice 3–8. XII. 1978)/Ed. S. Calderone. Messina, 1980. P. 354; MomiglianoA The Classical Foundations of Modern Historiography. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1990. P. 143. T. Урбанчик, однако, ставит эту гипотезу под сомнение (Urbainczyk Т. Op. cit. Р. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти, выражаемые через прекрасные качества, суть не объективные, часто, в действительности, не принадлежащие предмету, а всегда обусловленные отношением к нему других, стремлением к нему, благорасположением. – Словом χρις два раза переведено 887 и по одному разу 888 , 889 , и 890 . В этих местах говорится или о внутреннем чувстве изящного, прекрасного, которое испытывает само действующее лицо 891 , или о той благосклонности, иногда, полной любви и уважения, с которой относятся к предметам другие, Бог или люди. Судя по сказанному, можно видеть, что в В. 3. слово χρις употребляется тогда, когда нужно сказать или о благосклонном, любвеобильном отношении одного к другому, или о тех свойствах, какие представляются в предмете лицам, стремящимся к этому предмету, с любовью относящимся к нему. Этому употреблению слова χρις, в В. 3. соответствует и его буквальное значение. Χρις, происходя от χαρω – радоваться, быть довольным, означает все то, чему я радуюсь, чем я доволен. Это не объективное свойство предмета, не его качество, а качество, обусловленное известным благосклонным отношением к нему других 892 . Через λεος в св. книгах Ветхого Завета переводится еврейское , что означает, собственно, рвение, стремление к добру, доблесть, великодушие, милость, благорасположение (иногда этим же словом обозначали похоть, плотское вожделение, страсть) 893 . Словом λεος но одному разу переведены слова 894 , 895 , 896 , 897 , и 898 . Во всех этих местах говорится о милости (Божией), проявленной или имеющей проявиться, милости, имеющей прямое отношение к жизни человека, милости, как Божием даре человеку. Поэтому 70 в Ис. 45:8 слово , что буквально означает простор, раздолье (земли), перевели через λεος, так же через λεος перевели и в Пс. 84 (83):12 слово , что означает солнце. В обоих случаях переводчики ставили λεος на том основании, что на простор, раздолье земли 899 и на солнце 900 должно смотреть, как на благо, милость Божию. Через ειρνη переводится , что значит благополучие, как внутреннее спокойствие духа 901 , так и внешнее – здоровье 902 , тишина, безопасность 903 , согласие, дружба с другими 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

891 «Истинная цель церковного проповедничества – убеждать, действовать на сердце и чувство людей, располагая их посредством живых и одушевленных изображений достойного и недостойного, полезного и вредного, стремиться к одному и удаляться другого» («Ист. рус. ц.», т. I, пол. I, стр. 659 – М. Антоний «Из ист. хр. проп.», стр. 342). 893 «Неск. исслед.», стр. 9–14. Неопределенность взглядов Певницкого проходит чрез ряд его многочисленных статей по истории гомилетики, печатавшихся в Тр. К. Д. А. Он выражает полное сочувствие представителям «искусства или ораторского направления в проповеди» Мосгейму (1896, III, 308) и Юнгману (1898, III), подчинявшим проповедь «тем же законам, каким подлежит светское красноречие» (1896, III, 262; 1898, III, 505), и не сочувствует Шпенеру (1896. II, 484); однако он вместе с Ахелисом упрекает Меланхтона за «подчинение церковного и светского красноречия одинаковым риторическим правилам» (1896, I, 28), а против Шлейермахера возражает, что «красноречие, а вместе с ним и проповедь, нельзя без особенной натяжки переносить в область искусства» (1898, I, 101). 903 Название это в древности указывало не на определенную форму проповеди, а на общий внутренний характер проповеди, тогда как в гомилетике речь идет об определенных формах проповеди. 906 Достойно замечания, что Амфитеатров не составил на рассматриваемый отдел гомилетики конспекта на том, между прочим, основании, что некоторые вещи не нужно изучать, а довольно прочесть об них... 907 Когда в наших гомилетиках читаешь предварительное понятие о проповеди (как проповедании слова Божия – в храме, за богослужением), правила о внешних приемах храмового проповедания – выйти из алтаря, помолиться, сказать во имя О. и С. и Св. Д., то невольно думаешь, что гомилетики рассчитаны на учеников, никогда не бывавших в православном храме... 909 Правда, архиеп. Амвросий пишет: «Когда надо дать человеку (условное?) приличие, грацию и ловкость в походке и движениях, то призывают на помощь правила и законы» («Ж. сл.», стр. 79); но проповедь не есть искусство...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одновременно с войнами в Венгрии велись сражения с сербами. В своей освободительной борьбе против византийского владычества сербы нашли поддержку у венгров. В Рашке одно восстание следовало за другим. Хотя Мануилу каждый раз удавалось подавлять мятежи, он был не в состоянии положить им конец, как бы часто не сменялись оказавшиеся неверными жупаны. В 1166 г. великим жупаном Рашки был сделан Стефан Неманя 891 . Однако и он вскоре восстал против византийского императора, нанеся византийцам тяжелое поражение. Между тем успехи Мануила в Венгрии привели к переменам и здесь, поскольку сербы лишились венгерской помощи. Союз с Венецией оказался не слишком эффективен и когда в 1172 г. император во главе большого войска вторгся в Сербию, Неманя прекратил оказавшееся бессмысленным сопротивление. Таким же театральным способом, как и Рейнальд Антиохийский, побежденный мятежник был вынужден выказать свою покорность 892 , после чего присутствовал при триумфальном въезде императора в Константинополь. Покорение беспокойной славянской страны придворные риторы прославляли в воодушевленных речах 893 , а настенные изображения в императорском дворце увековечивали победу византийского императора над непокорным сербским великим жупаном 894 . Стефан, родоначальник славной династии Неманичей и будущий основатель сербской независимой государственности, находясь поначалу в изоляции, воздерживался от каких бы то ни было враждебных действий по отношению к Византийской империи, сохраняя вассальную верность императору Мануилу вплоть до его смерти. Как нападение византийцев на Анкону положило конец их сотрудничеству с венецианцами в борьбе против норманнов, так аннексия Далмации означала конец общности венециано-византийских интересов в отношении Венгрии. С другой стороны, особое положение венецианских торговцев в Империи было тяжелым бременем для византийской торговли. Мануил, стремясь упрочить связь с другими итальянскими морскими республиками, в 1169 г. заключил договор с Генуей, а в 1170 г. – с Пизой 895 . Так отношения с Венецией еще более обострились, а в 1171 г. вспыхнул ожесточенный конфликт. 12 марта, в течение одного дня – что служит доказательством основательной подготовки мероприятия и расторопности византийского правительственного аппарата, – на всей территории Империи были арестованы все венецианцы, а их имущество, корабли и товары подверглись конфискации. Ответный удар Венеции не заставил себя долго ждать: сильный флот напал на византийское побережье и сжег острова Хиос и Лесбос. После этого начались долгие переговоры, которые однако оказались безрезультатными. Отношения между Византией и Венецией были прерваны на целое десятилетие 896 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

872 Cp.: Cornelius Byeus в Acta sanctorum. Ed. Carnandet. Octobris tomus secundus. P. 48, 85, num. 144, 277. 882 Блаж. Иероним. De viris illustribus. Cap. LXIX: «et adversus Paulum Samosatenum ante paucos dies quam moreretur insignis ejus fertur epistola». 883 Евсевий. Церковная история. VII, 28. Св. Дионисий управлял Церковью несколько более 17-ти лет, но Евсевий, как и в большинстве случаев, считает только целые года, хотя от начала 247 г. до конца 264 г. прошло 17 лет и 10–11 месяцев. Неудивительно поэтому, что время епископского служения св. Дионисия Кирхер в своем каталоге или списке патриархов Александрийских определяет в 18 лет (ср.: Byeus. Op. cit. Р. 18, num. 38 и Р. 96, num. 319). Но трудно сказать, откуда автор «Восточной хроники» почерпнул известие о том, будто епископское служение св. Дионисия продолжалось 19 лет и 281 день. Впрочем, это не единственная ошибка автора «Восточной хроники». Говоря о предшественнике св. Дионисия Иракле, он относит его служение к царствованию Валериана, вопреки прямому свидетельству Евсевия (Церковная история. VI, 35). 886 Byeus. Op. cit. P. 94, num. 311; cp.: Tillemont. Histoire des empereurs. T. III. P. 296, 322. 887 Книга Житий святых, месяц Октоврий. М., 1852. Лист 54 на обороте: «В той же день (5 октября)... и святого священномученика Дионисия, епископа Александрийского». 888 Cornelius Byeus в Acta sanctorum. Ed. Carnandet. Octobris tomus secundus. P. 8, num. 1; P. 9, num. 4. 893 В абиссинском агиологе под 9 марта о св. Дионисии говорится, между прочим: «Ныне переселился он в небесную обитель, дабы присоединиться к сонму архиепископов»; ср.: Ibid. Р. 96, num. 321. 894 Первый указ, приписываемый императору Филиппу, помечен 14 марта, и хотя промежуток между 9 и 14 марта 247 г. слишком незначителен, чтобы на разные дни этого промежутка могли падать и вступление св. Дионисия на Александрийскую кафедру, и начало четвертого года правления Филиппа, однако мы можем предположить, что св. Дионисий вступил на Александрийскую кафедру 10–12 марта 247 г., а Филипп сделался императором 13–14 марта 244 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Известны документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к ней. По крайней мере однажды люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста. Мощи матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года. В тот день автор этих строк по счастливой случайности оказался в Голосеево. Мощи уже были сокрыты в нижнем пределе строящегося храма «Живоносный Источник». А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, священник начинал служить панихиду. Я поднял голову вверх. В майском голубом небе – высоко над крестом – широко сверкало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Видел ли кто ещё? Все молились, вверх никто не смотрел. Позже я узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест… Олег Слепынин Вы прочитали статью Пророчества матушки Алипии. Обратите внимание на другие материалы: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 102 893 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/prorochestva-matushki-...

Но 894 год был и годом смерти Святополка. Весьма понятно, что при столь враждебных отношениях к немцам, при давнишней тесной дружбе Вихинга с Арнульфом не мог Святополк не позаботиться о немедленном же удалении митрополита; и действительно, в 893 уже году мы находим Вихинга исправляющим должность секретаря Арнульфова 431 . Во весь этот семилетний промежуток (885–892) Вихинг, оказывается, совершенно свободно, без малейшего противоречия с чьей бы то ни было стороны, управлял в качестве митрополита епархией Паннонско-моравской; это обстоятельство одно может ручаться за согласие папы, а следовательно и за действительность Стефанова послания, которым не только Вихинг признается достойным митрополитского сана, но и приглашается сам князь заменить им немедленно же Мефодия. В противном случае снова представится непостижимым равнодушие двора римского к беспрепятственному и спокойному занятию столь долгое время высшего иерархического звания лицом, которое, по уверению и католических писателей, не могло не считаться преступным в глазах папы; необъяснимость такого поведения Рима тем должна быть страннее, что отделение митрополии Паннонской от Зальцбурга и Пассавы ставило ее представителя в непосредственную зависимость от папы. Понятно, что по удалении Вихинга Святополку было не до церковного устройства: все помыслы его и вся энергия должны были обратиться на отражение грозной опасности внешней. Невозможно было ожидать ничего лучшего в этом отношении и от преемника Святополкова, Моймира, стесненного еще более вследствие семейных раздоров, которые не преминули немцы, как и всегда, обратить в свою пользу. Напрасны были усилия Моймира сохранить и поднять окруженную со всех сторон врагами Моравию, напрасно думал он помочь беде и союзом с немцами – Моравия, очевидно, доживала последние минуты своей самостоятельности, пока наконец нападение мадьяров в 907 году не опустошило вконец этой области и не доставило тем самого легкого средства для немцев упрочить навсегда господство над нею. История, среди страшного вихря мадьярского, не сохранила далее и известия о погибели последнего из князей моравских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, с помощью металлических штырей на столбы и стены крепятся плиты мраморной облицовки. Длинные железные балки (так называемые связи) проходят между парами подкупольных столбов с севера и с юга на уровне пят арок, стоящих на колоннах между ними. Вероятно, именно они имеются в виду в данном случае. 887 Cp. Glykas 498. На самом деле подпружные арки, паруса и купол сложены в одинаковой технике из кирпичей большего размера, чем остальные (Duppel С. Ingenieurwissenschaftliche Untersuchungen... S. 114; см. выше, с. 35). 889       О вложении мощей в Св. Софии см.: Teteriatnikova N. В. Relics in the walls, pillars and columns of Byzantine churches//Восточнохристианские реликвии/под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 2003. С. 80–82. 890       К: затем его покрыли мозаикой и все облицевали мрамором, и столбы, и галереи. – Смысл слова ρθιος – «прямой», «вертикальный» – здесь непонятен (чтение некоторых руко­писей ρθριος – «рассветный», «восточный» – вообще бессмысленно), если только не иметь в виду представление автора «Сказания» (28) о том, что второй, возведенный после землетря­сения купол был (вопреки реальности) ниже, чем первый. Тогда первый купол в его глазах действительно мог казаться «вертикальным». О первом куполе и его перестройке см. с. 31–32, примеч. 88. 891       Эти соединения (ζεξεις) не тождественны упомянутым выше (13) скрепам (μοχλο); ве­роятно, речь идет о рельефных мраморных рамках вокруг мраморных панно. 892       Ср. Paul. Sil. Soph. 386 (с. 286–287); Mich. Thess. Soph. 4 (с. 444–445). См. с. 444, примеч. 672. 893       Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 238, nt. 121) считает этот термин про­изводным от латинского laquearia – «потолок» – и относящимся к резному декору сводов и стен. 894 В данном случае термин κοσμτης относится к карнизам, проходящим над аркадами первого и второго яруса. Однако в Св. Софии нет третьего яруса, что позволяет предполагать в этом месте аллюзии на Иерусалимский храм (Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 238–239, nt. 121). Возможно, здесь имелись в виду карнизы в перестроенных окнах боковых тимпанов. О карнизах в Св. Софии см.: Butler L. Е. The nave cornices...; Idem. Hagia Sophia’s nave cornices... 896 Имеются в виду золотофонные мозаики. Часть рукописей дает здесь дополнение: «позолотил и галереи, и колонны, и мраморную облицовку». Обилие золота и позолоты во всех частях здания Св. Софии в HagSoph вызывает ассоциации с храмом Соломона (ср. 3 Дар. 6: 21–22; J. AJ 8,68; 8,74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Началась новая СВО. Поле битвы — Израиль 07.10.2023 893 Время на чтение 5 минут ФОТО: ILIA YEFIMOVICH/DPA/GLOBAL LOOK PRESS Источник: Царьград Израиль очень долго был " горячей точкой " на карте мира. Теперь он, похоже, превращается в очаг настоящей большой войны. Не исключено, что сам факт этой войны может быть выгодным для России и её союзников. Операция " Буря " 7 октября 2023 года армия Израиля официально заявила: это война. С утра по Израилю Боевики ХАМАС ( " Исламское движение сопротивления " правящая партия в Секторе Газа) прорвались на территорию еврейского государства. Поступают сообщения о жертвах среди гражданских, мобилизации в Израиле резервистов, уличных боях в некоторых городах и т п. Некоторые из израильских телеграм-каналов описывали происходящее панически: Катастрофическая ситуация в приграничной зоне. Судя по сообщениям СМИ, десятки террористов до сих пор находятся в израильских населённых пунктах. Жители Сдерота пишут, что боевики заняли крыши нескольких домов, с которых обстреливают улицы. По некоторым данным, КПП Эрез занято боевиками. Есть погибшие мирные жители и солдаты. Позже появились видеоматериалы об отправке в Газу трофейной израильской военной техники. Руководство ХАМАС называет происходящее " операция " Буря Аль-Аксы " , а также, вы будете удивлены, " специальной военной операцией " . СВО — это теперь как " спутник " , ещё одно русское слово, покорившее мир... Но это, конечно, всего лишь подробности. ОФИЦЕРЫ АРМИИ ИЗРАИЛЯ В АШКЕЛОНЕ ИЗУЧАЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ РАКЕТНОГО ОБСТРЕЛА ГОРОДА. ФОТО: ILIA YEFIMOVICH/DPA/GLOBAL LOOK PRESS Эскалация или война? Происходящее в Израиле похоже и не похоже на многочисленные случаи обострения обстановки и эскалации напряженности, к которым все привыкли и на Ближнем Востоке, и в мировых информационных агентствах. Ракеты, которые летят из Газы по израильским городам давно не сенсация — это бывает часто. А вот заявления руководства ХАМАС " вынимайте оружие, все, кто может, берите в руки винтовки, этот день настал " — дело другое.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/07/nachal...

Повелеваем также быть им обузданными нашей силой и быть им изгнанными из ваших земель, дабы одна больная овца не заразила бы всего стада.» (ЛИБИ, т. II, с. 298.) [Папы Иоанн X (914–928 гг.), Иоанн XIII (965–972 гг.), Венедикт VII (974–983 гг.), Александр II (1061–1073 гг.) и Григорий VII (1073–1085 гг.) тоже запрещали богослужение на словено-болгарском языке, а у папы Александра прорвалось назвать св. Мефодия еретиком.] Зима 885/6 гг. Гонения в Великоморавии, организованные Епископом Вихингом, против Епископа Горазда и учеников Святых братьев с обвинениями их в государственной измене и посягательстве на власть Святополка (Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, IX, 29). Ученики Святых братьев устремляются в Болгарию. Свв. Климент и Наум, Ангелярий, Савва и Горазд добираются до Болгарии. Свв. Климент и Наум пешком доходят до гор. Белграда на Дунае. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав принимает их и отправляет к св. Царю Борису в Плиску, так как знает, что св. Царь Борис разыскивает и ждет необходимых ему людей, которые владеют словено-болгарской грамотой и у которых есть богослужебные книги на болгарском языке (Пространное греческое житие св. Климента Охридского блаж. Феофилакта, Архиепископа Болгарского и Охридского). В столице болгарского государства Плиске св. Царь Борис принимает учеников Святых братьев (Пространное житие св. Климента Охридского). Свв. Климент и Наум по происхождению болгары (Димитрий Хоматиан, Краткое житие св. Климента Охридского; Второе житие св. Наума Охридского). После г. Письмо св. Патриарха Фотия св. Царю Борису (ГИБИ, т. IV, с. 105–106). 29.VIII.886 г. Император Василий I умирает. Начало декабря 886 г. Второе низложение св. Патриарха Фотия с патриаршества его воспитанником Императором Львом Мудрым. 888/9 г. Св. Царь Борис-Михаил принимает монашество и передает власть своему старшему сыну Владимиру-Расате. 889–893 гг. Царь Владимир-Расате. Проводит откровенно антихристианскую политику с возвратом к язычеству и с гонениями против христианских священнослужителей. В то же время заигрывает с Германией и проявляет склонность к католическому Риму. †6/19.II.891 г. Кончина св. Патриарха Фотия. 6.X.891–4.IV.896 гг. Папа Формоза. Сентябрь 892 – май 893 гг. Германо-болгарский союз против Великой Моравии. Возобновление германо-болгарского договора 883 г. †Осень 893 г. Св. Царь Борис выходит из монастыря, свергает с престола своего сына Владимира и ослепляет его, возводит на престол своего младшего сына Симеона и созывает Первый болгарский церковно-народный собор (Reginonis Chronicon, 2; ЛИБИ, т. II, с. 307), который принимает следующие решения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010