Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН [Константин Болгарский; болг. Константин Български] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф. О К. известно из ряда гимнографических произведений, входящих в состав Триоди, Минеи и Требника и указывающих в тексте или акростихах его имя как автора. О нем также сообщает запись (сохр. в рус. списках XV и XVI вв.) Тудора Доксова , сопровождающая сделанный им список 4 «Слов против ариан» свт. Афанасия Александрийского: в ней К. назван учеником архиеп. Моравского равноап. Мефодия и переводчиком «Слов против ариан» с греческого на слав. язык по поручению болг. кн. Симеона в 906 г. Во вступлении к Учительному Евангелию К. уточняет, что составил его по просьбе «брата Наума» (имеется в виду равноап. Наум Охридский ). На основе этих скудных данных исследователи предполагают, что К. стал учеником равноап. Мефодия уже после смерти равноап. Кирилла (869). Из-за отсутствия упоминания его имени среди учеников, к-рые, согласно Житию Климента Охридского, несмотря на противодействие нем. духовенства, продолжали просветительскую слав. миссию в Вел. Моравии и после смерти Мефодия, считается, что К. мог входить в группу учеников, к-рая была продана евр. купцам, а затем на рынке невольников в Венеции выкуплена визант. сановником и отправлена в К-поль. Более вероятна версия, что К. был одним из учеников Мефодия, оставленных им в К-поле (881), которые позже, очевидно, переехали в Болгарию ( Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 2002. С. 122-123). Время его приезда в Плиску, где он был пресвитером и учителем, неизвестно. Между 893 (годом составления «Учительного Евангелия») и 906 г. (перевод 4 Слов против ариан) он был хиротонисан во епископа Преслава. Долгое время лит. деятельность К. связывалась исследователями лишь с прозаическими сочинениями и переводами. Лишь в 1930 г. Д. Костич и Й. Павич обнаружили в каноне первоучителю еп. Мефодию, написанном, вероятно, не позднее весны 886 г. и известном в болг. списках XIII-XIV вв., акростих с именем К. Масштабы его гимнографической деятельности стали ясны в 70-х гг. XX в. после того, как болг. исследователь Г. Попов атрибутировал ему уникальный цикл великопостных трипеснцев и четверопеснцев в составе Битольской Триоди. Его объединяет не имеющий аналогов в визант. гимнографии фразовый акростих с именем автора (ок. 440 букв).

http://pravenc.ru/text/2056992.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ АЛЬ-ДЖАУХАРИ Илия Аль-Джаухари [араб.    ], еп. Иерусалимский в юрисдикции Церкви Востока , арабоязычный церковный писатель (IX в.). Под его именем сохранилось 2 сочинения. В богословском трактате «Единство веры» (Vat. arab. 657, 1691 г.) И. Д. выделяет общие положения в догматах, литургической практике и библейском каноне, объединяющие его единоверцев-несториан с др. христ. конфессиями - мелькитами (православными) и яковитами (монофизитами). Трактат «Устранение печалей» (Vat. arab. 1492, XIV в.) написан в форме послания и адресован другу-христианину, отстраненному от занимаемой им должности. Стиль произведения указывает на то, что оно было составлено во 2-й пол. IX в. под влиянием одноименного сочинения мусульм. философа аль-Кинди (ок. 800 - ок. 873). Краткий вариант трактата сохранился в рукописи Paris. arab. 206 (1371 г.), он также включен в состав более поздних сборников проповедей в качестве гомилии на 6-й четверг Великого поста. И. С. Ассемани отождествил И. Д. с Илией, митр. Дамаска, автором древнейшего перевода свода канонов Церкви Востока на араб. язык (Vat. arab. 157, XIII в.), и их обоих - с еп. Илией ибн Убайдом, упомянутым в араб. несторианской хронике Амра ибн Матты (сер. XIV в.), согласно к-рой 15 июля 893 г. он был перемещен католикосом Иоанном III с Иерусалимской кафедры на Дамасскую ( Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1896. [T. 2:] Pars altera: Amri et Slibae textus. P. 80). Впоследствии не было найдено свидетельств ни в пользу, ни против этого отождествления. Известны 2 рукописи, в к-рых собрание канонов приписывается И. Д., но обе они слишком поздние по времени написания, чтобы служить аргументом в пользу изначального тождества авторов. На неизвестное произведение Илии Али ибн Убайда, несторианского митрополита Дамаска, неоднократно ссылается с целью опровержения копт. писатель Севир ибн аль-Мукаффа , еп. Ашмунейна (2-я пол. X в.), в соч. «История Соборов» ( S é v è re ibn al-Moqaffa ‘ , é v ê que d " Aschmouna ï n. Histoire des Conciles (second livre)/Éd., trad. L. Leroy. P., 1911. P. 485, 518, 552. (PO; T. 6. Fasc. 4)). Однако, по замечанию Г. Графа , текст, цитируемый в «Истории Соборов», неидентичен сохранившемуся тексту трактата «О единстве веры». Т. о., вопрос о личности и лит. наследии И. Д. остается открытым. Соч.: Il conforto delle tristezze/Ed., trad. G. Levi Della Vida//Mélanges E. Tisserant. Vat., 1964. Vol. 2. P. 345-397. (ST; 232). Лит.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 513-516; Le Quien. OC. T. 2. Col. 1290, 1299; Baumstark. Geschichte. S. 82-83; Dauvilliet J. Chaldéen (droit)//DDC. Vol. 3. Col. 351-352; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 132-135; Jargy S. Élie de Damas, dit «al-Jauhari»//DDC. Vol. 5. Col. 248-251. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389399.html

Церковь св. Архангелов в мон-ре равноап. Наума на Охридском оз. X в. Церковь св. Архангелов в мон-ре равноап. Наума на Охридском оз. X в. Храмы и мон-ри, созданные в эпоху равноап. Климента и его последователей, сохранились в перестроенном виде или в развалинах: ц. вмч. Пантелеимона в Охриде (893), ц. св. Архангелов в Наума равноапостольного монастыре (ок. 900); X в. датируются руины храмов в Горице и Злести. В это время возобновление церковного строительства зафиксировано и в Центр. М. (напр., ц. ап. Андрея в Перистере, 870-871) и особенно в зап. части М. в Кастории: ц. первомч. Стефана (IX или нач. X в.), ц. св. Таксиархов (IX или X в.), ц. Панагии Кумбелидики (сер. IX или X в.), ц. св. Бессребреников (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.) и др. Храм Пресв. Богородицы Контариотиссы VIII в. близ совр. г. Катерини был реконструирован в X в. В этом же веке возник важнейший монашеский центр на Афоне (история афонских мон-рей не рассматривается в этой статье, хотя они и находятся на территории М.). Эпиграфический материал X в. свидетельствует о восстановлении и строительстве крепостей в греч. городах ( κ αραγι ννη. 2010. Σ. 83-84). Одновременно с крепостями строились и храмы (напр., 3-нефная базилика в Рендине, X в.). Центр Западноболгарского царства в М. (70-е гг. X в.- 10-е гг. XI в.) Кризис Первого Болгарского царства, начавшийся в конце правления царя Петра (927-969), отразился на М. После взятия болгарской столицы Преслава византийцами в 971 г. имп. Иоанн I Цимисхий низложил болгарского царя Бориса II. Византийцы претендовали на захват всего Болгарского царства, но овладели только восточной ее частью. Центр болгарских земель переместился на юго-запад, в М. Здесь болгарская центральная власть уже не действовала, но сохранились структуры провинциальной администрации, война болгар за независимость продолжалась. Движение болгар возглавили комитопулы - братья Давид, Моисей, Аарон и Самуил , сыновья комита Николая. Движение комитопулов поставило целью возобновление полноценной государственности и Болгарской Церкви. Титулы комитопулов и, следовательно, их статус в болг. обществе в визант. источниках не раскрываются. Хронист Иоанн Скилица (сер. XI в.) лишь однажды называет Самуила монархом; по определению визант. писателя Кекавмена (кон. XI в.), он - «апостат» (предатель) и тиран. Историки Михаил Пселл (кон. XI в.) и Анна Комнина (сер. XII в.) называют Самуила василевсом. В «Хронике попа Дуклянина» сообщается, что Самуил провозгласил себя императором ( Алексеев С. В. Летопись попа Дуклянина: Пер. с лат. и коммент. СПб., 2015. С. 64). Тем не менее Самуил и Аарон использовали царские титулы. Ведущую роль играл Самуил, к-рый в Битольской надписи назван самодержавным ( Заимов Й., Тъпкова-Замова В. Битолски надпис на Иван Владислав, самодържец български: Старобългарски надпис от 1015-1016 г. София, 1970. С. 33-34, 110). Разделение царской власти продолжалось до смерти Аарона, когда Самуил стал монархом - единовластным царем болгар.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Стара-Загорская. Кафедра—Стара-Загора .II. За пределами Болгарии Нью-Йоркская. Кафедра—Нью-Йорк Епископии I. В пределах Болгарии 1. Агатонийская 2. Браницкая 3. Величская 4. Главиницкая 5. Драговитийская 6. Знепольская 7. Крупнишская 8. Левкийская 9. Макариопольская 10.Проватская 11. Смолянская 12. Стобийская 13. Траянопольская II. За пределами Болгарии 1. Акронская 2. Детройтская Предстоятели Болгарской Православной Церкви Архиепископы Св. Иосиф I.......................................870-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан 927 - ? Герман Филипп кон. X в. Давид 1015-1018 Архиепископы (Охридские) Иоанн I 1018-1037 Лев I XI в. Феодул I 1065 Иоанн II Лампин. . . 1078 или 1079 Иоанн III Трезвый Феофилакт I . ок. 1085 -1108 Лев II Мунг ок. 1120 Михаил Иоанн IV Комнин (брат импер. Алексия I Комнина) сер. XII в. Евстафий Константин I ок. 1160 - 1170 Иоанн V Коматир ок. 1213 Димитрий II Хоматен ок. 1216 - 1234 Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий кон. XIII в. Макарий ок. 1295 -ок. 1299 Григорий II ок. 1317 Анфим Метохит ок. 1341 Николай I ок. 1347 Григорий III ок. 1364 Матфей ок. 1408 Никодим ок. 1452 Дорофей ок. 1466 Марк Ксилокорав 1467 Николай II Захария Прохор 1529 -1550 Симеон ок. 1550 Григорий IV Никанор ок. 1557 Паисий ок. 1566 Парфений Софроний ок. 1572 Гавриил ок. 1582 -1587 Феодул II ок. 1588 Иоаким ок. 1593 Афанасий I ок. 1596 Валаам ок. 1598 Нектарий I 1598, tl626 Митрофан ок. 1614 Нектарий II ок. 1622 Порфирий ок. 1624 Георгий Иоасаф I ок. 1628 Авраамий 1629 -1634 Мелетий I ок. 1637 Харитон ок. 1643 -1651 Даниил Афанасий II ок. 1653 -1658 Дионисий I. 1665 Пафнутий ок. 1692 Игнатий I ок. 1660 Арсений Зосима I ок. 1663 -1670 Панарет 1671 Нектарий III ок. 1673 Игнатий II ок. 1676 Григорий V Феофан 1676 Мелетий II 1676 Парфений 1677 -1683 Герман II 1688 -1695 Григорий VI 1691 -1693 Игнатий III 1693 -1695 Зосима II 1695 -1699 Рафаил 1699-1702 Мефодий 1708 Дионисий II 1709 -1714 Филофей 1714 -1718 Иоасаф II 1719 -1745 Иосиф II 1746-1751 Дионисий III 1752 -1756 Мефодий II 1757 -1758 Кирилл 1759-1762 Иеремия 1763 Анания 1763 Арсений ............1763 -1767 Архиепископы (Тырновская Церковь) 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

XV в. Епископы Г.: Афанасий (?), Ипатий (ок. 1-й пол. IV в.?), Дий (ок. 340), Василид (ок. 375-376, арианин), Воспорий (431), Каллиник (434-446), Петр (между 446 и 459), Феодот (ок. 518), Прокопий (ок. 536), Александр (ок. 553), Алипий (ок. 681), Сергий (ок. 691), Иоанн (VIII в.), Маркеллин (ок. 742), Константин (ок. 787), Мефодий (ок. 860), Василий (ок. 870), Николай (ок. 879), Стефан (ок. 879), Николай (ок. 932), Христофор (ок. 941), Петр (ок. 997), Иоанн (ок. 1030), Никифор (ок. 1079), неизвестный (ок. 1143), неизвестный (ок. 1164), Иоанн (ок. 1166-1192), Феодор (ок. 1197), Калогеропул (ок. 1224-1225), Фока (ок. 1285-1294), неизвестный (ок. 1309), Константин (ок. 1315-1319), Арсений (ок. 1385), Герман (ок. 1400-1401), Дорофей (ок. 1467), Пахомий (ок. 1499), Парфений (ок. 1604-1610), Даниил (ок. 1622-1626), неизвестный (ок. 1630), Христофор (ок. 1643-1645; митр. Неокесарии и Г.), Самуил (1645-1655), Кирилл (1655-1677), Арсений (1677), Тимофей (1913-1918). Лит.: Magie D. Roman Rule in Asia Minor to the End of the 3d Cent. Princeton, 1950; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamization from the XIth through XVth Cent. Berkeley, 1971; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 85-86; Darrouz è s. Notitiae; Janin R. , Stiernon D. Gangres//DHGE. T. 19. Col. 1091-1103; TIB. Bd. 9: Paphlagonien und Honorias/Hrsg. K. Belke. W., 1996. Рубрики: Ключевые слова: АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви ПАФЛАГОНИЯ историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ)

http://pravenc.ru/text/161639.html

Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Хронологический список Антиохийских Патриархов составлен на основе перечня, предложенного К. Каралевским и дополненного В. Грюмелем, к-рый был проверен по доступным источникам с учетом датировок архим. Порфирия (Успенского) и совр. исследователей. Даты предстоятельства для раннего периода (I-III вв.), а также для XIII в., как правило, предположительны. Принятые обозначения: «?» отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - имена претендентов, оспаривавших престол; свт. - Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны только для святых, упоминаемых в совр. календаре РПЦ). св. ап. Петр (ок. 45 - ок. 53, пам. 29 и 30 июня, 16 янв.) свт. Евод (ок. 53 - ок. 68, пам. 4 янв., 7 сент.) сщмч. Игнатий Богоносец (ок. 68 - ок. 107, пам. 20 дек., 29 янв.) Ирон (? - ок. 136) Корнилий (ок. 137 - ок. 149) Ерос (ок. 150 - ок. 175) свт. Феофил (ок. 176 - ок. 188) Максимин (ок. 190 - ?) свт. Серапион (до 202 - после 211) свт. Асклипиад (ок. 227 - ок. 233) Филит (ок. 234 - ок. 235) Зевина (ок. 236 - ок. 238) сщмч. Вавила (238 - ок. 250) Фавий (251-253) свт. Димитриан (Димитрий) (ок. 255 - ок. 260?) Амфилохий (?) Павел Самосатский (ок. 260-272, низложен в 268) свт. Домн I (ок. 268 - ок. 272) Тимей (ок. 274 - ок. 279) Кирилл I (ок. 279/80-303) Тиранн (ок. 304 - ок. 314) Виталий (ок. 314 - ок. 320) свт. Филогоний (ок. 320-324) свт. Евстафий (324/25-330) Павлин Тирский (330, 6 месяцев) Евлалий (331-332) Евфроний (332-333) Флакилл (Плакент) (333-342) Стефан I (342 - лето 344) Леонтий (344-357) Евдоксий (358 - сент. 359) Аниан (Ананий) (сент. 359) свт. Мелетий (кон. 360-381, с перерывами) Евзоий (360/61-376) Павлин (362-388), глава евстафиан Виталий (375?) Дорофей (376-381?) свт. Флавиан (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан Евагрий (388-392/93), преемник Павлина Порфирий (404-414?), преемник Флавиана Александр I (414-424) Феодот (424-428) Иоанн I (428-441/42) Домн II (Домнин I) (441/42-450) Максим (451-455) Василий (457-458) Акакий (458-459) Мартирий (ок.

http://pravenc.ru/text/115764.html

859-871/72)     Михаил II   (871/72-21.08.903)     Иоанн VII Майюма   (?)     Христодул (Абд аль-Масих)   (17.06.907-21.11.932)     Евтихий II (Сайд)   (6 или 7.02.933-11 или12.05.940)     Софроний II   (?)     Исаак   (авг. или сент. 941-954)     Иов (Иаков)   (ок. 954-7.09.960)     свт. Илия I   (июнь или июль 964-нач. 972)     Илия II   (после 972-12.05.1000)     свт. Арсений I    (17.06.1000-4.07.1010)     Феофил II (Филофей)   (1010?-1020?)     Георгий II   (2.04.1021-1036 или 1052)     Леонтий   (1052-1059)     Александр II   (1059-1062)     Иоанн VIII Кодонат   (1062-1100)     Савва   (после 1100-1122)     Феодосии П   (1122-1137)     Кирилл II   (?-?)     Евлогий II   (?-?)     Софроний III   (упом. в 1166)     Илия III   (ок.1171-ок. 1175)     Елевферий (Альфтер)    (ок. 1175-1180)     Марк III   (ок. 1180-1209)     Николай I   (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243)     Григорий I   (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263)     Николай II   (ок. 1243 или 1263-1276)     Афанасий III Синаит    (1276-ок. 1308 или 1316)     Григорий II   (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354)     Григорий III   (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366)     Нифонт   (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385)     Марк IV   (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389)     Николай III    (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98)     Григорий IV   (ок. 1397/98-ок. 1412)     Николай IV   (ок.1412-ок. 1417)     Афанасий IV   (ок. 1417-ок. 1425 или 1428)     Марк V   (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437)     Филофей I (Феофил)   ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459)     Марк VI   (1459-ок. 1484)     Григорий V   (1484-ок. 1486)     Иоаким I Афинянин   (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом)     Филофей II   (упом. в 1523)   VI   (?)     Сильвестр Критянин   (12.04.1569-июль 1590)     Мелетий I Пигас   (5.08.1590-13.09.1601)     Кирилл III Лукарис    (1601/02-4.11.1620)     Герасим I Спарталиот   (30.11.1620-30.07.1636)     Митрофан Критопул   (сент. 1636-20.05.1639)     Никифор Кларонцан   (кон. мая 1639-апр.1645)     Иоанникий Киприот   (9.06.1645-15.09.1657)     Паисий   (15.10.1657-ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010