Да померкнут глаза их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни. Излей на них гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет обитателя 903 . Ибо кого Ты поразил, они преследовали и болезненность ран моих увеличивали. Приложи беззаконие к беззаконию их 904 , и да не войдут они в правду Твою 905 . Да изгладятся из Книги живых 906 и с праведными да не напишутся 907 . Я беден и страдалец, спасение Твое, Боже, да сохранит меня 908 . Восхвалю имя Бога моего песнию, возвеличу Его славословием. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами 909 . Да увидят (это) бедные и возвеселятся. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Ибо услышал убогих Господь и узников Своих 910 не уничижил. Да восхвалят Его небеса и земля, море и все живущее в нем! Ибо Бог спасет Сион, и обстроятся города Иудеи, и поселятся там, и наследуют его. И потомство рабов Его удержит его, и любящие имя Твое поселятся в нем. 889 Слав. псалом соответствует ψαλς– 21, 39, 55 и др. (до 70), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а в ват., [син.,] text. recept., евр. т. и Вульг. – нет. 893 Греч. π το λπζειν – слав. от еже уповати. Но первое значение глагола λπζω – ожидаю, это значение здесь уместно и принимается бл. Феодоритом, Зигабеном, преосв. Порфирием и в синод. пер. Поэтому уклоняемся от слав. пер. 895 Греч. συνεκλυψα [во мн. спп.] – закутывался, завертывался во вретище – одежду поста и скорби; [а ват., син. и Ральфе συνκμψα – слякохся, согнулся]. 897 Греч. ν νηστε – слав. постом, т. е. вретищем, худою скорбною одеждою одевался. Слав. буквально, но неясно: покрых постом душу мою. 900 Греч. ληθε τς σωτηρας Σου – слав. во истине спасения Твоего, букв. посредством истинного, непреложного спасения и избавления меня от опасности. 904 «Не забывай их беззаконий, увеличивая число их в книге всеведения Твоего» (Евс. Кес.). По изъяснению свт. Афанасия и бл. Феодорита, разумеются наказания за грехи иудеев против Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Действительно, оно отвращает ум от похотствования и усмиряет плоть сопутствующим обучению тяжким трудом, согласно сказанному [в Писании]: «Бдение изнуряет тело» 893 ( Сир. 31:1 ). Также оно помогает избавиться от желания богатства, в связи с чем читаем: «Я... богатство почитал за ничто в сравнении с нею» ( Прем. 7:8 ); и ещё: «Мы... не имеем надобности в них, имея утешением священные книги, которые в руках наших» ( 1Мак. 12:9 ). Также оно помогает научиться послушанию, в связи с чем Августин говорит: «Что это за упрямство, желать читать, но не желать руководствоваться прочитанным?». Отсюда понятно, что в учреждении монашеского ордена для научных занятий нет ничего недолжного. Ответ на возражение 1. В этих словах глосса толкует о Старом Законе, о котором апостол сказал: «Буква – убивает» ( 2Кор. 3:6 ). Поэтому «не знать им числа» означает не одобрять «перечисленных» [в нём] обрезания и других плотских соблюдений. Ответ на возражение 2. То изучение, которое определено к познанию без любви, надмевает и, следовательно, приводит к разногласиям, согласно сказанному [в Писании]: «От высокомерия происходит раздор», тогда как при наличии любви «у советующихся – мудрость» ( Прит 13:10 ). Поэтому апостол, сказав: «Вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор. 1:5 ), далее добавляет: «Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» ( 1Кор. 1:10 ). Впрочем, в данном случае Иероним говорит об изучении не наук, а разногласий, подмешанных в христианство еретиками и схизматиками. Ответ на возражение 3. философы занимались мирскими науками, тогда как монахи по преимуществу посвящают себя «относящемуся к благочестию» ( Тит. 1:1 ) изучению Писания и учения. Монахам, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, приличествует интересоваться другими науками только в той мере, в какой они соотносятся со священным учением. Поэтому Августин говорит: «Несмотря на то, что, как мы знаем, не должно смотреть сквозь пальцы на тех, кого вводят в заблуждение еретики лживыми обещаниями разумения и знания, тем не менее, мы не спешим исследовать их методы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Для чего, когда нам уготовано Царство Небесное и неизреченные блага, для чего мы увлекаемся страстью к богатству и временное, часто и до вечера у нас не остающееся, предпочитаем нескончаемому и вечному? И что может быть хуже этого безумия, когда, через привязанность к временным благам, мы и будущих лишаемся, да и настоящими не можем беспорочно наслаждаться?» 888 . Помилуй, Боже, помилуй мя. Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя Едомом был назван Исав из-за крайней своей женопохотливости: всегда разжигаемый невоздержанием и оскверняемый страстями любовными, Едомом именовался, что значит – распаление любогреховной души. Так понимает преподобный Андрей прозвище «Едом», которое получил невоздержанный Исав. Бытописатель повествует: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом» ( Быт. 25, 30 ). Толкователи поясняют: от вида того кушанья, которого он так ненасытно и жадно хотел 889 и в «небрежной рассеянности» 890 потребил (как передает ход его мыслей святой Златоуст: «что мне пользы от первенства, когда угрожает мне смерть, если не приму пищи?» 891 ), – Исав получает прозвание «Едом, то есть красный» 892 . Но святой Андрей толкует иначе: Едом, говорит он, означает разжжение души любогреховныя – распаление души, любящей грех . И связывает преподобный это прозвание Исавово не с тем, что он «родился в красной рубашке», и не с тем, что он «уже от рождения был предрасположен к кровопролитию» 893 , а с тем, что был Исав невоздержанием присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, и от того-то, то есть – из-за крайняго женонеистовнаго смешения, – и получил свое прозвание, которое стало потом этнонимом – словом для обозначения целого народа, произошедшего от потомства Исава (идумеи). Писание дает весомые доказательства в пользу такого толкования: «И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке, – читаем мы в книге Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

И в самом деле, насколько можем мы понять, представить себе теперь это их блаженство, оно будет главным образом гармоническою полнотою высоко-духовных переживаний – во всей глубине, богатстве и многоразличиях, и во всех направлениях. Но ведь каждому, думается, ясно, что все это – совершенно недоступно тем крайним нечестивцам, о которых теперь идет у нас речь, прямо немыслимо в них. Это – даже не то, что красочный мир для слепого, хотя бы он и родился таким; ибо слепой и мог бы, и несомненно – хотел бы наслаждаться им, только бы открылись его очи: но здесь перед нами – самоослепленные, которые сами, сознательно и по доброй воле своей, изуродовали, вырвали у себя эти очи свои, всей душою своей «… возлюбили тьму, потому что дела их были злы» 887 . Тем более немыслима в них, доколе и по скольку они таковы, основа блаженства будущей жизни – радость жизни богообщения . Бог есть свет, грех есть тьма: где светло, где сияет солнце, там нет этой тьмы, она исчезает – более, нежели «… яко тает воск от лица огня», как и наоборот: раз есть где мрак, это значит – нет вовсе там света. – Так и в будущем веке, где нынешней бесцветности и пестроты не будет, a отдельными и обособленными сферами лягут светлое и темное, и как мы видели, ничто нечистое и скверное не войдет в новый град, что вместо солнца и звезд сияет славою Божиею и Ее Светильником – Христом 888 . И как нормально и естественно пшенице быть в житнице Господней, так естественно и нормально соломе и плевелам сожигаться огнем неугасимым 889 . Это отстранение, удаление от Господа особенно часто и сильно указывается в Евангелии, как сущность будущей судьбы нечестивцев. «Отступите от Мене вси делатели неправды» 890 . «Идите от Мене проклятии» (в противоположность – приидите ко Мне благословеннии) 891 , скажет им Судия. Если Невеста – Церковь Христова со всеми верными сынами ее станет тогда святым, новым Иерусалимом – «… скиниею Бога с человеками», где «Он будет обитать с ними» 892 , брачным чертогом Царского сына 893 , то их удел – тьма кромешная (вне сущая) «за городом» находящееся «точило гнева Божия». «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере горящем огнем и серою: это – смерть вторая» 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

и взятое от земли возвращалось в землю, и дарованное от Бога заключалось в ад, и происходило разрушение прекрасного союза, и разделялось прекрасное тело. 56 Человек был разделяем смертью. Ибо ужасное несчастье и пленение объяло его. Он был захвачен в плен тенью смертной, и образ Отца лежал заброшенный. Именно по этой причине совершилось таинство Пасхи в теле Господа. 57 Вначале же Господь предустроил Свои страдания в патриархах, в пророках и во всем народе, запечатлев через закон и пророков. Ибо, чтобы будущему стать новым и великим, оно загодя приуготовляется, чтобы потом, когда оно осуществится, ему поверили, поскольку оно издавна прообразовано. 58 Так и таинство Господа прообразовано издавна, видимо же сегодня, заслуживает доверия [как] совершившееся, хотя и кажется для людей новым. Ибо таинство Господне ветхое и новое – ветхое по прообразу, новое же по благодати. Но если взглянешь на этот прообраз, увидишь истинное через его исполнение. 59 Итак, если хочешь увидеть таинство Господне, взгляни на Авеля, подобным образом убиваемого, на Исаака, подобным образом связываемого, на Иосифа, подобным образом продаваемого, на Моисея, подобным образом отвергаемого, на Давида, подобным образом гонимого, на пророков, подобным образом за Христа страдающих. 60 Взгляни же и на овцу, в земле египетской закалаемую, на поразившего Египет и спасшего кровью Израиль. 61 Таинство же Господне проповедано и пророческим голосом. Ибо Моисей говорит народу: «И увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими ночью и днем, и не уверуете в Жизнь вашу» 891 . 62 Давид же сказал: «Зачем мятутся народы, и люди замышляют тщетное? Предстали цари земные, и начальники собрались вместе против Господа и против Христа Его» 892 . 63 Иеремия же: «Я как незлобивый агнец, ведомый на заклание. Они замыслили зло против Меня, говоря: Давайте положим дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых, и имя Его больше не будет поминаться» 893 . 64 А Исаия: «Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иез. 34 :9. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне: Иез. 34 :10. Так говорит Господь Бог: вот Я-на пастырей, и взыщу овец Моих от рук их, и удалю их, чтобы они не пасли 885 овец Моих, и не будут пасти их пастыри, и самих себя не будут пасти 886 , и исторгну овец Моих из челюстей их, и более не будут им в пищу. Иез. 34 :11. Посему так говорит Господь Бог 887 : вот Я взыщу овец Моих и осмотрю их. Иез. 34 :12. Как пастырь осматривает стадо свое, в день облачный и туманный, когда находится 888 среди разсеянных овец своих, так и Я взыщу овец Моих и удалю их из, всякого места, куда оне разсеялись в день облачный и туманный. Иез. 34 :13. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и введу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, и в долинах, и во всяком обитаемом месте земли. Иез. 34 :14. На хорошей пажити буду пасти их, на высокой горе Израилевой, и загоны их будут там, и будут лежать и покоиться там на хорошей пище, и на тучной пажити будут пастись на горах Израилевых. Иез. 34 :15. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, и узнают, что Я-Господь 889 . Иез. 34 :16. Так говорит Господь Бог: потерявшуюся отыщу и заблудшую возвращу, и израненную перевяжу, и ослабевшую подкреплю, и крепкую охраню 890 , и буду пасти их по правде. Иез. 34 :17. А о вас 891 , овцы Мои, так говорит Господь Бог: вот Я буду судить между овцою и овцою, и бараном и козлом. Иез. 34 :18. Недовольно-ли вам, что вы на хорошей пажити паслись, а остаток пажити вашей ногами своими топтали, устоявшуюся воду пили, а остаток (ея) мутили ногами своими? Иез. 34 :19. А овцы Мои питались потоптанным ногами вашими и возмущенную ногами вашими воду пили. Иез. 34 :20. Посему так говорит Господь Бог: вот Я буду судить между овцою сильною и между овцою слабою: Иез. 34 :21. Боками и плечами своими вы толкали, и рогами своими бодали, и всякое слабое (животное) отталкивали, пока вон не изгоняли их 892 . Иез. 34 :22. И Я спасу овец Моих, и не будут более расхищаемы, и буду судить между овцою и овцою 893 , и между овном и овном.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как оградить верующим себя от заблуждений? Апостол Павел дает один ответ: должно держаться преданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания. Солунян он убеждает твердо держаться Преданий 888 , удаляться от всякого… поступающего бесчинно (τκτως), а не по преданию, которое приняли от него (μ κατ τν παpδοσιν ν παpελβετε πα μν) ( 2Сол.3:6 ). [Он] хвалит коринфян за то, что они держат Предания, как он им передал (καθς παpεδωκα μν παpαδσεις κατχετε) ( 1Кор.11:2 ). Филиппийцев [он] убеждает исполнять то, чему они научились, что приняли, что слышали и выдели ( Флп.4:9 ) 889 . Римлян умоляет остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению (παp τν διδαχν), которому они научены ( Рим.16:17 ) 890 . А вот наиболее выразительное место из Послания к Галатам: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) 891 . Вполне понятно, что критерием иномыслия здесь можно считать не писание апостола, а только Предание в широком смысле слова. Это, очевидно, есть живое самосознание Церкви, обладательницы и хранительницы апостольской истины. Это Предание обязательно. Несогласие с ним – признак лживости. Так принцип Предания положительно установлен е в раннейших посланиях апостола Павла 892 . Но наиболее ясно и подробно учение о предании раскрыто апостолов Павлом в посланиях последнего периода его жизни, в посланиях пастырских. Знал святой апостол, что наступало время его отшествия; течение свое он скончал, уготовлялся ему венец правды (см. 2Тим.4:7 ) 893 . Прошел он с проповедью Евангелия от края до края земли, основал много Церквей. И когда на закате жизни своей окидывал он взором дело свое, невольно мысль его обращалась в будущее, и тревога закрадывалась в сердце апостола языков. Уже события жизни апостола убеждали его в том, что по смерти его настанут лютые времена: отступят многие от веры, внимая духах обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:1–2 ) 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Очень замечательны последние стихи главы XXI об удалении от дел вредного по влиянию своему иноземца Севны, склонявшего царя искать помощи в союзе с Египтом,-между тем как Исаия проповедывал непоколебимую веру в Бога, защитника Израиля 891 . Указание на Севну заставляет думать, что пророчество произнесено в виду грядущего нашествия Сеннахерима, армия которого погибает в стане под Ливной (или далее по пути к Пелузиуму). Угрозы ст. 2–3 не исполнились в этот раз, потому что царь и народ послушались Господа 892 , хотя исполнились позже и при обстоятельствах, напоминающих политическое положение дел при Исаии. Исаия предупреждал Ахаза не вступать в союз с Ассирией,-тот не послушался, и Ассирия принесла бедствие царству Иуды.-Исаия настаивает, чтобы Езекия не вступал в союз с Египтом и надеялся на Господа Бога; Езекия послушался и Господь помиловал Иерусалим. Но позже пророк Иеремия ( Иер. 27:6–22 ) возвестил Седекии волю Господню, чтобы цари Иуды покорились Вавилону и не надеялись на Египет 893 . Седекия не послушался пророка и Иерусалим был взят при нем Навуходоносором и он сам умирает в плену,-ослепленный. (См. весь ряд событий от царствования Иохаза и фараона Нехао до Седекии 4Цар. 23:36–25:8 ). 1 . Пророчество о долине видения. – Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? 2 . Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечем убиты и не в битве умерли; 3 . все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. Мы говорили во вступлении, что пророчество исполняется буквально при Седекии, который не слушается голоса пророка Иеремии, и что оно могло также исполниться при Езекии, если бы этот последний не послушался Исаии. Напомним несколько обстоятельства нашествия Навуходоносора. Седекия, не смотря на увещания Иеремии: „нарушает клятву с именем Божиим“, данную им царю Вавилонскому 894 . В настоящей главе Исаии первый стих рисует ожидание бедствия, вследствие этого поступка Седекии; второй и третий стихи предвидят последствия этого необдуманного – и главнейше незаконного, – шага. В плаче Иеремии ( Плч. 4:9 ) находится разъяснение слов: „пораженные твои не мечем убиты“; Иеремия говорит, воспоминая бедствия осажденного Навуходоносором Иерусалима, – „умерщвляемые мечем счастливее умерщвляемых голодом.... которые истаивают“. Слова стиха 3-го этой главы Исаии суть слова пророческие, исполнение которых мы видим в сказании книги Иеремии XXIX, 3–4; т. е. слова Исаии относятся к неудачному бегству Седекии и его сановников, захваченных Халдеями, как то подробно описано в 4Цар. 25 ; 2Пар. 36:11–17 . Мы знаем, что схваченный Седекия ослеплен, после того, как перед глазами его закололи сыновей его 895 , всех же вельмож и воинов отправили связанными в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После этого предварительного труда, открыты были в Иерусалиме (с 1-го дня десятого месяца) общие заседания глав поколений, под председательством Ездры священника 891 . Пред лице этого собрания и приходили в назначенные времена обвиняемые лица, и с ними старейшины каждого города и судьи его, для окончательного расследования дела и решения приговора, доколе не отвратится пылающий гнев Бога за это дело 892 . …И окончили, таким образом, исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца 893 ... Первый месяц по еврейскому счету соответствует второй половине нашего марта и первой половине апреля. Обращая внимание на деятельность Ездры во всем этом деле, нельзя не заметить, кроме неусыпной его ревности о законе и глубокого благочестия, – и мудрой его осмотрительности и умеренности. Ибо, несмотря на чрезвычайную власть, которой он уполномочен был от персидского царя 894 , он ничего не предпринимает без старейшин и глав поколений. Не без основания полагают, что со времен Ездры началось народное представительство в гражданском управлении евреев, а также положено начало сосредоточения высшей правительственной власти в особе великого первосвященника. Напротив – то, что раввины говорят о существовании в эти времена великой синагоги по делам церковным и великого синедриона – по гражданским, не подтверждается св. историей 895 . 10:19. …и они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину… Расторгнуто было 113 браков. Разлучив мужей от жен, из коих многие уже родили детей 896 , Ездра употребил, конечно, весьма строгую и суровую меру, которая иным, смотрящим на дело не с иудейской точки зрения, может показаться несправедливой. Но нужно иметь ввиду, что смешанные браки с язычницами воспрещались для Евреев прямым и положительным законом Божиим, для восстановления которого, собственно, и пришел Ездра из Вавилона в Иерусалим; а в законе Божием, конечно, заповедывалось Евреям одно только то, что, по национальному их характеру и особенностям, было для них внолне нужно и спасительно, воспрещалось же то, что было вредно и опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Демидов, смотритель Карийского промысла, расследовавший в 1870-е годы преступление Красикова – 338, 685, 881 Депрерадович, начальник о. Сахалина в 1870-е гг. – 247 Дербин, смотритель рыковской тюрьмы, убитый за жестокость в 1882 г. арестантом Кудряшовым – 71, 108, 149, 476, 810 Десятилетний отчет («Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления») – 133, 829, 851, 860, 893 Дефо Даниэль (1661–1731), англ. писатель. «Робинзон Крузо» – 170, 309 Джаксанбетов Ултамбай (р. 1825), крестьянин из ссыльных в Александровске, магометанин; жены – свободного состояния Батыма (р. 1823), поселка Сасена (р. 1856) – 265, 600 Дитятова Ольга Владимировна, женщ. своб. состояния, дворянка, фельдшерица Александровской больницы, жена Ландсберга К. Х. (сын Григорий, р. 1889) – 58, 265, 269, 394, 606, 862, 863 Дмитриев Михаил, ссыльнокаторжный в Корсаковске, поэт. Сохранились в архиве Чехова письма и стихи Дмитриева (ЦГАЛИ) – 201, 202, 334, 535, 680, 715, 754, 776, 812, 844, 849, 851, 876, 880 Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837–1897), художник, иллюстратор известной Чехову книги А. И. Шренка – 172, 707, 840 «Доброволец», Добровольный флот основан на пожертвования. Пароходы Добровольного флота курсировали от Петербурга – Одессы до Дальнего Востока. – 70, 91, 245, 255, 256, 318, 320, 358, 364, 423, 472, 578, 591, 655, 746, 759, 760, 762, 763, 802, 806, 810, 822, 843, 873, 886 Доброславин Алексей Петрович (1842–1889), профессор-гигиенист, основатель кафедры гигиены в Петербургской военно-медицинской академии (1872) и журнала «Здоровье» – 279, 298, 642, 870, 871 Добротворский М. М., врач на Сахалине в 1860-1870-е гг., автор известных Чехову работ – 215, 216, 219, 547, 774, 841, 854, 885, 892 Догинов, б. военный матрос, сосланный за дисциплинарное преступление; на Сахалине за аналогичное преступление был судим военно-полевым судом, прикован к тачке в Воеводской тюрьме – 141, 142, 468, 528, 806, 833, 834 Долбех Яков (р. 1850), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель – 137, 320, 424, 463, 653, 770, 783, 799, 818, 819, 829, 832, 875, 893 «Записки из Мертвого дома» – 320, 653, 875, 893 «Село Степанчиково и его обитатели» (Фома Опискин) – 137, 463, 832

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010