15 октября. 60 лет назад родился Вячеслав Бутусов. [«Апостол Павел       говорит: “Всегда радуйтесь”. Мне кажется, это практика обретения смысла жизни. Потому что мало кто в конце концов задумывается о том, что смысл жизни — это обретение блаженства. А блаженство — это такая близость к Богу, которой ты без изволения Всевышнего не сможешь добиться. Это состояние радости от того, что ты близко к Богу настолько, что все земное, то, что тебя тяготит, оно уже вне поля зрения...» Из интервью Владимиру Легойде в программе «Парсуна» ]. Фото Владимира Ештокина. - С.4; См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает генетик, молекулярный биолог, доктор биологических наук Егор Прохорчук //Фома. - — октябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). 19 октября. День памяти апостола Фомы. [Апостол Фома не присутствовал при первом явлении ученикам воскресшего Господа. И когда другие апостолы рассказали о чудесном воскресении Христа, Фома сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И Господь дал ему возможность убедиться в истинности Своего Воскресения, а Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой !(Ин 20: 26-28)]. Ил.: Апостол Фома. Икона Маши Бургановой-Ялтанской. В честь этого апостола назван наш журнал. В этом году в день памяти святого мы отмечаем 25-летие «Фомы». - С.5; 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году к        Константинополю подступили войска варваров. Жители византийской столицы с ужасом ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею (славянину, попавшему некогда в византийский плен) во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озаренную небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». Чудесный покров защитил город.       Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти]. Ил.: Стены Константинополя. Фото Nevit Dilmen. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-222...

Вот что сделали во мне, какую бурю искушений безрассудные, самоуправные поступки настоятеля. Конечно, я виноват более его, что из-за вещей я озлобился на настоятеля и из-за дерев потерял сокровище благодати Божией, сокровище мира, любви, кротости, смирения, незлобия, уважения, покорности, преданности старшему. Помилуй меня, Господи, во всем помилуй меня! Прости мне жестокость, суровость к нищим, озлобление на них, биение. Но Господи, Господи, праведно есть воздати скорбь оскорбляющим меня неправедно – настоятелю и единомышленникам его; смири, Господи, выю его железную и лоб его медяный, не ведущий стыда ни от единого греха. 19 октября Благодарю Господа, сподобившего меня достигнуть пятидесяти лет жизни моей, за бесчисленные Его благодеяния, на меня излиянные, благодарю и славлю Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Да будет отныне единственным сокровищем сердца моего Троица Святая Живоначальная и всё то, что Она возлюбила. После обедни. Благодарю Господа за превеликую Его милость, излиянную на меня во время утрени и ранней обедни; за покаяние мое и веру с припаданием к престолу благодати и целованием его я избавился от великой тесноты и скорби и смущения, постигших меня за огорчение на настоятеля. Вместо смерти Господь даровал мне жизнь, вместо смятения мир, вместо тесноты пространство, вместо малодушия дерзновение. В причащении же Святых Таин Господь дал мне жизнь новую, небесную. Согрешил я пред Господом огорчением на настоятеля за то, что он прогнал дьячка Зрелова, а на место его другого никого не представил и может чрез то произвести замешательство в отправлении службы и треб. Господи, научи меня не отпадать от любви к ближнему и не озлобляться на него ни из-за каких благовидных причин, ибо озлобление во всяком случае есть дело диавола. Если брат согрешает против нас или против Бога, Господь и воздаст ему по слову Писания: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [ Рим.12:19 ], – и Сам Господь во дни плоти Своея, будучи злословим...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но крестный ход на 28 января назначен против власти Рабоче-крестьянского правительства. Граждане увидят, как вся буржуазия присоединится к этому шествию, потому что сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов, не свободы веры. Этому никто и ничто теперь не угрожает; оно восстало на защиту богатств, имений, земель, жалованья в 200 тыс. руб. митрополитам, миллионов, накопленных в монастырской казне, сытой, спокойной и бездельной жизни сотен тысяч праздных и богатых людей. Известия ВЦИК. 1918. 28 января. Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 16–17. II.1.19. Открытое письмо Патриарха Тихона священнику Томской епархии Бийского уезда с. Усть-Каменного истока Николаю Троицкому 336 30 января (12 февраля) 1918 г. Возлюбленный сын Наш о Христе, Честный отец Николай С великим прискорбием и тугою сердечной слышим Мы о невинных страданиях многих сослужителей Наших о Христе, епископов, иереев и дьяконов, иноков и инокинь, терпящих озлобление от людей развращенного века сего, когда многими забыты страх Божий и благие заповеди Спасителя Нашего. Божиим попущением и на Вас выпала сия доля страданий от злых людей, безвинно воздвигших на Вас гонение и причинивших Вам беду. Соболезнуем страданиям Вашим, Отечески припадаем к Вашему терзающемуся скорбию сердцу и молим Милосердного Господа, да пошлет Он Вам скорое утешение и избавление от обдержащих Вас зол. Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец Господь Наш Иисус Христос , предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15, 20, 18 ); а св. Апостол Петр призывает нас радоваться, терпя страдания за Христа: возлюбленные, огненного искушения, для испытания нам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо дух славы, дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется... И так страждущие по воли Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро ( 1Петр.4:12–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Вот, Я посылаю вам утешителя ( Ин.15:26 )“, —285— ибо говорит: „иного Параклита посылаю вам“ ( Ин.14:16 )“, то есть, Утешителя. Как Сам Он Бог, так Бог и Тот, Кто посылается. Если бы Он был больше Духа потому, что посылает Его, то также и Дух был бы больше Его, потому что отвёл Его в пустыню на искушение ( Мф.4:1 ). И каким образом сказал: „хорошо для вас. если Я пойду, потому что если Я не уйду, то Утешитель не придёт к вам и не откроет вам всякой истины ( Ин.16:7:13 )“? Каким образом оказалось благом то, что Господь ушёл и, поскольку Он не мог показать всей истины, пришёл раб 2037 дабы дать то, чего не дал Господь? И почему первый Утешитель 2038 не раскрыл всей истины, а второй 2039 раскрыл нам её по слову первого, поскольку Сей 2040 есть вся истина? А что Дух назван Господом, о том свидетельствует Писание в следующих словах: „получил Симеон повеление от Духа Святого, что он не вкусит смерти, пока не увидит Господа Христа, и когда взял Господа на руки свои, сказал: ныне отпускаешь. Господи, раба Твоего по слову Твоему в мире ( Лк.2:26, 28:29 )“. Итак, от Духа Святого получил повеление и сказал: „Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего“, как и там: „пока не увидишь Господа Христа“. „И никто, – говорит, – не знает того, что в человеке. кроме духа человеческого, находящегося в нём; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 )“. Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание на- —286— учает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. „Кроме Духа, – говорит, – который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его“. Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: „идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 )“, то не сказал: во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа“, дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. „Вы, – говорит, – храм Божий и Дух Божии обитает в вас ( 1Кор.3:16 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Если возможно, да минует Меня чаша сия“. То, что сказал только Отцу, знал, знал и то, что чаша может миновать, однако для той цели и пришёл, чтобы пить её за всех и посредством этой чаши уплатить долги всех, коих уплатить не могли своей смертью пророки и спасатели. „Отче, да минует Меня чаша сия“. Кто смерть Свою описал через пророков Своих и таинство смерти Своей прообразовал на праведниках Своих, Тот, когда настало время Самому подпасть смерти, не (мог), конечно, отвергнуть смерть и отказаться пить чашу её. Ведь, если бы не хотел пить её и имел желание отвергнуть её, то не сравнил бы тело Своё с храмом, говоря: „разрушьте сей храм, и Я в третий день воздвигну Его ( Ин.2:19 )“, и не сказал бы сыновьям Заведеевым: „можете ли пить чашу, которую Я буду пить ( Мф.20:22 )“, и в другом месте: „предстоит Мне крещение, которым Я должен креститься ( Лк.12:50 )“, и: „как Моисей вознёс змия в пустыне, так вознесён будет Сын человеческий ( Ин.3:14 )“, и: „как Иона был —290— во чреве кита, так Сын человеческий будет в сердце земли ( Мф.12:40 )“, и: „должно Ему умереть и воскреснуть ( Лк.9:22 )“, и: „сильно желал Я есть эту пасху с вами прежде Моего страдания ( Лк.22:15 )“, и: „Сын человеческий идёт, как написано о Нём ( Мф.26:24 )“. Даже и вечером той ночи, когда предал Себя, разделил тело Своё Апостолам Своим и кровь Свою роздал ученикам Своим и дал им заповедь творить сие в воспоминание Его страдания. Тот, Кто ученикам Своим заповедал не бояться смерти, говоря: „не бойтесь убивающих тело ( Мф.10:28 )“, каким образом Он Сам убоялся смерти и просил, дабы миновала Его чаша сия? Кто добровольно подъял число месяцев в утробе и число годов на земле, ужели Он хотел, чтобы миновала Его чаша и всё Его явление сделалось тщетным, в то время, когда дни, месяцы и годы прошли и оставалось только несколько часов? Когда был в Иерусалиме и провозглашал Своё увещание, то, желая показать величие даров Своей милости, сказал: „если бы в Содоме явлены были те силы, которые явлены в тебе, то и доселе оставался бы он местом обитания ( Мф.11:23 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Ст. 3. Было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику в земле халдейской, при реке Ховар.    И Даниилу и Иезекиилю, жившим в Вавилоне при реках, открываются тайны будущего при водах или вернее при самых чистых водах, чтобы явлена была сила крещения. Также и апостол Павел, глаза которого прежде были покрыты чешуею, после того как был омыт о Господе Ананиею, то освободился от слепоты (Деян. 9:17). И по книге Бытия то, что первое должно было жить, произошло из воды. Также и то нужно принять во внимание, что Господь пришел для крещения в тридцатый год Своей жизни; в четвертый месяц, который у нас называется январем и служит первым в начале года, исключая Нисан, месяц новин, в который совершается пасха. Ибо у восточных народов после сбора плодов и выжимания винограда, когда приносились в храм десятины, октябрь был первым месяцем, а январь четвертым. Присоединяет же пятый день месяца для того, чтобы обозначить крещение, при котором отверзлись Христу небеса, и доселе чтится день Богоявления, а не рождение во плоти, как думают некоторые, ибо тогда Он был сокрыт, а не явился. Этому времени приличествует сказанное: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3:17). Далее, Вузий на наш язык переводится: презренный и отверженный, [а] Иезекииль — укрепленный Богом. Это мы можем применить к Господу, сказав, что Творец мира, который есть Отец Спасителя, презирается и отвергается еретиками, не принимающими Ветхого Завета. И неудивительно, что Господь есть сильный Бога, потому что Он есть Божия сила и Божия премудрость.     И была на нем там рука Господня. LXX: И была на мне рука Господня.    Чтобы мы могли видеть и понимать видения, нужно, чтобы на нас была рука и сила Божия. Этою рукою и десницею был изведен народ израильский из Египта; часть силы Его уразумели даже волхвы, говоря: перст Божий есть (Исх. 8 19). И Спаситель в Евангелии [говорит]: аще ли о персте Божии изгоню бесы (Лук. 11:20), вместо чего в другомь Евангелии написано: аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы (Матф. 12:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Алла встала, махнула рукой: — Да что и говорить-то с вами! Вы не знаете ничего, не понимаете! Христос придет, и мы будем править с Ним! Тысячу лет. А вы… пропадайте как хотите! И она вышла, резко и крепко закрыв за собою дверь. Глухая, ошеломленная тишина осталась после нее. «Что же это? — в беспомощном отчаянии думала Соня. — Что же это?.. Что же это?!» Тихо сидела Оксана, глядя в пространство страдающими глазами. Потрясение, пережитое ею, казалось, не вмещалось в ее уме, в ее душе. А перед ними на маленьком столике лежала раскрытая Книга, и с белоснежной страницы ее смотрели на них слова: «…По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие»» . В передней громко хлопнула дверь. Алла ушла. Опубликовано в журнале " Москва " . М.,1997, 3, с.190-208, а также в книге: В. Ульянова. Дарованный путь. М., 2005. См.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц октябрь. Кн.2. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993, с.83-85. См. тж. Житие св. апостола Карпа. Там же, месяц май, кн.9, с.720-722. Мф. 16, 18. 1 Тим. 3, 15. 1 Тим. 3, 15. 2 Пет. 1, 20-21. Требник. Последование исповеди. Ин. 20, 22-23. Мф. 18, 18. Мф. 28, 19-20. Ин. 6; 48, 51, 53, 59. Ин 20, 28. Ин. 10, 30. Ин. 1, 1. Ин. 1, 14. Ин. 1, 3. Преосв. Иоанн (Митропольский). История Вселенских Соборов. М., 1995, с.37. Быт. 1; 26, 27. Преосв. Иоанн (Митропольский). Указ. соч., с.35. Ин. 11, 41-42. Св. Иоанна Златоустого избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993. Т.1, с.321, 423, 432. Мф. 26, 38. См.: Соборное послание св. Льва, архиепископа г. Рима (против ереси Евтихия); Воспоминание 4-го Вселенского Собора. - В кн.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц август. Кн.12, 1992, с.639-676.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Глава 41 Сны фараона Быт.41:1 . По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи с Быт. 40:23 , от освобождения виночерпия, или же эта дата может обозначать весь срок пребывания Иосифа в темнице. Река, евр. jeor, – без сомнения, Нил, называемый этим нарицательным именем в значении собственного не только в Пятикнижии, но и в других книгах Ветхого Завета ( Ис. 7:18–19 ; Иер.46:7–8 ; Иез. 29:3 и др.). Еврейское название Нила созвучно египетскому: lapo – река: можно думать, что и в египетском языке нарицательное первоначально jeor позже стало обозначать только Нил, важнейшую для Египта реку (как urbs в лат. яз. – Roma; στυ в греч. – Αθναι). Фараон, возвысивший Иосифа, был, по предположению, Апофис или Апапи из династии Гиксов, или, по другим, Аменемха III, 12-й египетской династии. Быт.41:2–3 . и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Нил, в своих периодических разливах (с июня по октябрь), является главным источником плодородия Египта, то большего, то меньшего, смотря по обилию воды ( Втор. 11:10 ). Эта специфически египетская черта сновидения фараона восполняется далее столь же характерными для Египта чертами: из Нила выходят коровы (рогатый скот в жарких странах подолгу остается в воде). Животные эти чрезвычайно ценились в древнем Египте, служа и предметами культа. Бык – особенно известный Апис – был символом Нила и Озириса (последнее имя жрецы усвоили и Нилу), а потому и земледелия, плодородия. Корова же в египетской символике – тип земли, также плодородия, олицетворение самого Египта ( Иер. 46:20–21 ). Как бык посвящался Озирису, изобретателю земледелия, так корова – Изиде, богине плодородия и любви. Коровы пасутся в тростнике – нильском растении, по-еврейски achu (ср. Иов. 8:11 ). LXX в одних кодексах: ν τ αχει, в др:. ν τ χη; слав.: «по брегу»; Vulg. – ближе к мысли еврейского текста: in locis palustribus. 7 тучных коров, выходящих из Нила, были символом 7-кратного плодородия египетской почвы по влиянию Нила. По противоположности с этим 7 тощих коров, выходящих тоже из Нила, – 7 периодов-годов голода, в зависимости от Нила же, именно меньшего разлития его и засухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если же Господь наделяет верных рабов своих каждого особым дарованием, – то это понятно и выяснено в Слове Божием. В Послании к Коринфянам Ап. Павел пишет: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и Тот же; и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:4–10; 27–30 ). Отсюда мы видим, что Церковь Христова, состоящая из многих членов (ст. 12–14, 20) назначенных к неодинаковому деланию (ст. 14–28), должна обладать и многообразными дарами Духа Св. Эти святые дары распределяются между верующими, смотря по их достоинству ( Еккл.2:26 ; 1Кор.7:7 ; Лк.19:13–26 ; особ. Мф.25:15 ) и нуждам ( 1Кор.12:7; 14:12, 14, 19 и др.). Такой порядок всегда хранил Господь и в Церкви православной, как о том повествует нам Листок. Слава же и благодарение Богу, дивному во святых своих ( 2Сол.1:10 )!… – Но этими святыми вы окончательно затмили от людей Христа! – опять возбужденным голосом заговорил Архипыч. Простой народ только и умеет молиться Божьей Матери, Николе да Флору с Лавром. О Христе он и не думает… Да и вы то плохо помните Его. Посмотрите, во всем Листке, какой у вас в руках, ни разу не помянуто имя Иисусово. Нешто это Евангельская проповедь?… – Тяжкие обвинения взводишь ты на нас, Архипыч! но мы их не заслужили. Мы не застилаем Христа от глаз народа: нельзя закрыть солнце, чтобы оно не светило мipy. И Христос, как духовное солнце ( Пс.83:12 ; ср. Ин.1:4–9; 12:35–36 ), постоянно во всех и над всеми нами ( Еф.1:23 ; Кол.3:14 : Фил.4:13 ). Он есть Владыка неба и земли ( Мф.28:18 ; Лк.10:22 ; Ин.3:23; 17:2 ; Фил.3:21 ), жизни и смерти ( Ис.22:22 ; Апок.1:18; 3:7 ). От Него льются нам потоки благодатных даров ( Иак.1:17 ; Рим.1:7; 16:24 ; 1Кор.1:3, 4 ; Гал.6:18 ; Еф.6:23 ; 1Сол.1:1 ; 2Тим.4:22 ; Тит.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010