В дебатах по сословному вопросу " День " резко выступал против претензий дворянства на сохранение особых привилегий после отмены крепостного права. В опубликованных в 1862 гг статьях И. Аксаков писал о полной утрате дворянством после 19 февраля 1861 г. своего значения. Редактор прямо писал о необходимости " самоупразднения " дворянства. " День " имел определенный читательский успех. За первый год издания тираж вырос с 1,2 тысяч экз. до 4 тыс., а затем до 7.750 экз. Из всех российских газет в 1862 году чуть больший тираж (8 тысяч экз.) имели только официозные " Петербургские Ведомости " . В дальнейшем тираж упал вдвое, что объяснялось цензурными и финансовыми проблемами, конкуренцией с другими консервативными органами, особенно с " Московскими Ведомостями " Каткова. Меткая критика петербургской бюрократии и европеизированной " публики " вызывали постоянные конфликты редакции " Дня " с цензурой. С июня по октябрь 1862 г. Аксаков был отстранен от редактирования за отказ раскрыть псевдоним автора статьи о жизни провинциального духовенства. В конце 1865 г. издание " Дня " было прекращено. Помимо проблем с цензурой главную роль сыграло стремление Аксакова издавать качественно иную ежедневную газету. Тем не менее, " День " оставил неповторимый след в истории национальной журналистики. Не случайно название " День " стало как бы фирменным знаком для обозначения высококвалифицированной и яркой публицистики, отстаивающей русские национальные интересы. " Москва " и " Москвич " Доверия, доверия, доверия - вот что нужно, вот чего прежде всего ждет и желает себе Русское общество от Русской Верховной власти, - доверия, несмущенного доверия к народному разуму, народному чувству, и не только доверия, но и уважения к правам Русской народности и безусловной веры в нравственные силы, в историческое призвание, в будущность нашей великой России. И. С. Аксаков После закрытия " Дня " Аксаков молчал недолго. Правда, перед тем, как начать издавать новую газету, Иван Сергеевич радикально изменил свой семейный статус - он женился. Его избранницей стала Анна Федоровна Тютчева, дочь знаменитого поэта, друга и единомышленника славянофилов. В одном из своих писем невесте Иван Аксаков писал: " Пожалуйста, не сочтите меня попавшим в положение 18-летнего мальчика, испытывающего в первый раз известное чувство. Нет, это пишет вам 42-летний мужчина, которому это " известное чувство " , к несчастью, слишком хорошо знакомо, который испытал его в высшем градусе страсти, испепелившего много хорошего в душе, страсти, им проклинаемой и осуждаемой. Все это не то... Но теперь все мое счастье и существование сосредоточено в вас, как в своем собственном естественном центре, в то же время не только свободы, но и освобождения " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/24/...

Как быть таким колеблющимся? Заняться глубоким и серьёзным изучением философии, естествознания и этики? Да, это было бы самым надёжным и верным средством; но нельзя сомневаться, что это будет совершенно не по силам нуждающемуся и лишь испугает его своей неосуществимостью. Вот в таких-то случаях ему и будет весьма полезно уяснить себе значение для религиозного познания поэтов и художников. Пусть он познакомится с этими корифеями интуитивного мышления, имея при этом в виду их значение наряду с философами и учёными, – и он может быть уверен, что там, где от его самодеятельности потребовались бы годы упорного и напряжённого умственного труда, окажут ему хорошую услугу несколько хороших художников доброго направления. Но и не для одних только средне-образованных классов полезно знать указанное значение художественного творчества. Выяснить это значение также необходимо и для людей, философски и богословски образованных. Известно, что современная философская мысль нередко сильно страдает неустойчивостью своих основных принципов, шаткостью и ненадёжностью методов, скудостью выводов и недоверием к собственным силам; – говорим это, конечно, не о всех современных философских направлениях, а имеем в виду главным образом представителей так называемого релятивизма, столь широко распространённого как за границей, так и у —76— нас в России. Естественным последствием такого положения дела является религиозный скептицизм: безрезультатность философских поисков высшей истины толкает иногда человека к сомнению в самом её существовании. В философском умозрении такие люди видят лишь особого рода поэзию (Ланге), а религиозные идеи рассматривают, как продукт своеобразного художественного вымысла, представляющего лишь идеализацию человеческой природы (Фейербах, Ренан). Вот подобным-то мыслителям и было бы благовременно напомнить две истины: 1) что кроме методического, философского познания, нередко избирающего в своих поисках за истиной такие пути, которые не приводят его к желанной цели, существует другое, непосредственное или интуитивное, которым искони жило и живёт человечество, – познание, существовавшее раньше науки и философии и оказывавшееся, по учению Апостола Павла, достаточным для убеждения в самых общих и основных религиозных истинах ( Деян.17:26–29 ; Рим.1:19–20, 2:14–15 ); – 2) что если в философском и религиозном познании оказываются многие черты, роднящие его с художественным творчеством, то это нисколько не подрывает его достоверности, ибо и художественное творчество, при известных условиях, обладает полной правоспособностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем при переводе связных статей с немецкого языка на русский правила грамматики были выясняемы попутно. Переводы велись по немецкой хрестоматии Берте. Переведены были следующие статьи различных авторов: 1) Die aexte von Meissner; 2) Zeus und das Pferd von Lessing; 3) Die junge Schwalbe von Lessing; 4) Der alte Löwe von Lessing; 5) Der Leopard und das Eichhorn von Meissner; 6) Der Kirschbaum und die Pappel von Franz; 7) Der Wanderer und die Quelle von Wagner; 8) Die Boten des Todes von Grimm; 9) Geschichte eines Wassertropfens von Grube; 10) Das Nachtlager im Walde von Schubert; 11) Die Posaune des Gerichts von Auerbach; 12) Peter von Eiusied- —35— ler und die Kirchenversammlung zu Clermont von Raumer; 13) Das Ritterwesen von Schmidt; 14) Die Meistersinger von Hagen; 15) Die Natur des südlichen Italiens von Maier; 16) Das Erdbeben von Lissabon von Hirschfeld; 17) Die Kunst der Sprache und Rede von Herder; 18) Der Mensch ist zu scineren Sinnen, zur Kunst und zur Sprache organisiert von Herder; 19) Das Schöne von Schlegel; 20) Lobrede auf Friedrich II von Engel; 21) Rede bei der Enthüllung der Schillerstatue von Schwab; 22) Briefe von Humboldt an Friedrich von Schiller; Friedrichs von Schiller an W. von Humboldt; Göttès an Fr. von Schiller; von Schiller an Götte; 23) Der Taucher von Schiller; 24) Der Graf von Habsburg von Schiller: 25) Der Ring das Polykrates von Schiller. Лектором французского языка, и. д. доцента Павлом Соколовым студентам I курса был преподан систематический курс этимологии и основные правила синтаксиса; под его руководством студенты занимались упражнениями в переводе с русского на французский язык и переводили с французского отрывки из Боссюэ – „Discours sur l’histoire universelle“. Монтескье – „L " esprit des lois“ и „Lettres persones“, Мольера – „Malade imaginaire“ и Бюффона – „Discours sur le style“. Лектором английского языка, доцентом Анатолием Спасским студентам I курса в первое полугодие были преподаны правила английского произношения и грамматика английского языка, во второе же полугодие велись упражнения в переводе с английского языка на русский и в чтении английских классиков (Диккенса и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Б ) Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства 51 студент, окончивших в отчётном году академический курс; из них 19 – с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, если представят диссертации на степень магистра и защитят их установленным порядком; остальные 32 – если выдержат устные испытания по тем предметам, по коим не оказали успехов, соответствующих степени магистра, и представят новые сочинения. – Кроме того, утверждены в степени кандидата богословия, по представлении кандидатских сочинений, 4 действительных студента, окончивших курс в 1894–96 гг. В ) В звании действительного студента утверждены 12 студентов, окончивших в отчётном году академический курс; из них 8 с правом на получение степени кандидата богословия по представлении кандидатских сочинений, а остальные 4 – по представлении новых семестровых сочинений и удовлетворительном выдержании устных испытаний по тем предметам, по которым они в течение академического курса не оказали успехов, соответствующих степени кандидата богословия. В течение вакационного времени троими из сих последних означенные условия были выполнены и они утверждены в степени кандидата богословия. —15— 4) А . В 1896–97 учебном году библиотека пополнилась 914-ю названиями книг и брошюр в 1184 томах. Из них 672 названия в 878 томах приобретены покупкой, а 242 названия в 306 томах поступили в библиотеку как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. Кроме того, по завещанию покойного Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского, в академическую библиотеку поступила большая часть его библиотеки, в количестве слишком шести тысяч названий (около десяти тысяч томов). Много предварительных трудов по сему последнему делу, именно: по проверке каталогов библиотеки Высокопреосвященного Архиепископа Саввы, отобранию нужных для Академии книг и рукописей, составлению и утверждению завещательного акта и проч. принял на себя экстраординарный профессор Академии Иван Николаевич Корсунский, которому Совет Академии, в собрании своём 31 января 1897 года, постановил выразить благодарность за понесённые им труды в деле обогащения академической библиотеки и представил заслуги его для Академии особому вниманию Его Высокопреосвященства. Приём же библиотеки Высокопреосвященного Архиепископа Саввы, раздел её с Тверской духовной семинарией, отправка её в Твери и приём в Сергиевском Посаде были произведены библиотекарем лично, а укладка и упаковка её – под его непосредственным наблюдением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

вскоре); 2:24. не размш глбины ни (д.б. сатанины); 17:1. със (д.б. суд); опущено: 3:10. искушения, 12:6. име. 3-й свободен от ошибок 1 и 2-го. В нём читается 1:16. в сил свое ( и 2 въ слав); 17:10. п т ихъ пало 1 и 2 мало). Пропущенное в 1 и 2. читается в 3. 14:13. дла бо и хот т въ сл с ними снити, тоже 21:9. Л. 904 в 1 (и только в одном). Полный месяцослов, нач. Мцъ мартъ. а по евреискы нисанъ, има днїи. ал. а лна его държи т . л. днїи. сїи единъ дае т медлїнском лт млизм. мц. Таким же образом показывается продолжение и прочих, солнечных и лунных, месяцев и упоминается о придаточных днях. Об Апреле сказано: сїи дргыи днь даетъ. мелїнском лт млизм мц; о Мае, что он даёт третий день; Июнь и Июль дают по дню; Август, Октябрь и Декабрь по два; о Сентябре и Ноябре замечено: сїи ни дае ни емле. но въ свое сществ пребывае т . Таким образом всех придаточных дней для уравнения лунного года с солнечным насчитывается одиннадцать: наконец о Январе сказано: единъ днь февралю даеть в помощь (разумеется в високосный год). – Название мулизма есть испорченное Греческое μβολισμς, означающее вносный месяц, прилагаемый к лунному году, для уравнения его с солнечным. А медлийское лето есть собственно лунный год. В некоторых рукописных пасхалиях оно называется меледийское лето, и описывается так «меледийское лето месяц зовомый мулизма, а по-Еврейски воадар, а сии месяц бывает после февраля». Вносный месяц в Еврейских пасхалиях действительно называется веадар, что значит: ещё адар, и вставляется после Февраля, именуемого: адар. С Еврейского же языка надобно производить и наименование: медлийское или меледийское лето. Оно происходит от слова молед, которое в Еврейских Пасхалиях означает рождение луны. Лето меледийское будет год, определяемый по рождениям луны, или лунный год. – Появление Еврейского наименования в Новгородском месяцеслове в конце XV в. может быть объяснено влиянием жидовствующих в Новгороде, которые, по словам архиепископа Новгородского Геннадия, имели свой шестокрыл, расположенный по 19-летним, лунным периодам (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Признав, что затронутые в изложенных докладах вопросы имеют важное миссионерское значение, Съезд постановил ходатайствовать пред Св. Синодом о зависящих по содержанию изложенного распоряжениях. 19) Херсонский епархиальный миссионер г. Кальнев охарактеризовал в ярких красках ненормальные условия религиозно-нравственного быта рабочих на фабриках, заводах и плантациях, вследствие чего они представляют собою подготовленную среду к восприятию и распространению среди православного населения всевозможных сектантских заблуждений и социальных доктрин. Причем почтенный деятель миссии предложил Съезду оо. и гг. миссионеров, не найдут ли они необходимым и возможным сделать постановление о ходатайстве, в целях миссии, пред Св. Синодом, чтобы он возбудил, где это нужно, вопрос о том, чтобы: 1) При многочисленных фабриках и заводах были открываемы школы непременно типа церковно-приходских школ, и созидаемы храмы Божии, или же – школы – церкви для удовлетворения религиозных нужд рабочего люда. 2) Вследствие несомненно развращающего влияния плантаций на работающих здесь подростков, желательно со стороны владельцев-плантаторов иметь особое нравственное наблюдение и попечение об условиях жизни женской прислуги несовершеннолетнего возраста, независимо от сего необходимо. 3) чтобы над жизнью всех вообще работающих на плантациях и фабриках, а в особенности над условиями быта работниц был учрежден и самый строгий правительственный надзор, привлекающий развратителей в строгой законной ответственности в случае их противо-нравственных действий и религиозно–развращающих отношений к работающим на плантациях. 4) Наконец, чтобы управляющие фабриками и заводами обязаны были вести правильную и точную регистрацию всех рабочих с указанием их принадлежности к известному вероисповеданию, ежегодно в начале рабочего времени доставляли сведения об этом местному начальству, а последнее к ближайшему приходскому пастырю, дабы православная миссия, если будет это необходимым, своевременно могла принимать соответствующие меры в пресечению пропаганды и к ведению миссионерских бесед среди рабочих на фабриках и заводах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мужики кучей потянулись разглядывать его. Быстро и сначала про себя прочел я заглавие: «Сказание, каким святым каковыя благодати в исцелении от Бога даны, и когда память их». Потом, сейчас же, посмотрел подпись издателя. Оказалось, Листок печатан был в Одессе, в типо-хромолитографии Фесенко. Цензуровал его Киевский протоиерей П. Значит, Архипыч солгал: монахи не принимали в издании добытого им Листка никакого участия. Это я и поставил ему на вид прежде всего. Архипыч не смутился: – Ну монахи, аль не монахи издали ваш Листок – мне все равно. Важно, что он наполнен обманом… – Посмотрим, какой ты нашел тут обман. А пока ответь на мой вопрос: где в Листке сказано, что без сокрушения о грехах можно спастись? – Читайте вот написанное под 19 июня, и вы сами увидите… – Я внятно и раздельно прочел: «о избавлении от мук умерших без покаяния (молитися) Преп. Паисию Великому " … – И это не обман, по-вашему? перебив меня, зашумел Архипыч, обращаясь к народу. Разве умершие без покаяния могут избавиться от мук? На что это похоже?… – Твои слова и твой крик, действительно, друг, ни на что не походят… Надобно вдумываться в суть дела и помнить завет Иисуса Сына Сирахова: «не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим» (5:16). Тогда ты не оболгал бы наших монахов и побоялся бы клеветать на все Православное учение… В листке совсем не сказано, что без сокрушения о грехах люди могут избавиться от мук: такая проповедь была бы уничтожением Евангелия ( Мф.5:4 ; Лк.13:5; 15:10–32; 16:25 и др.). И не об этом покаянии вовсе там речь. – А о каком же? Это любопытно. У вас, стало быть, несколько покаяний?… – Да. На основании Слова Божия, форм или способов для обнаружения покаянного чувства мы допускаем несколько. И прежде всего: каждый христианин должен непрестанно оплакивать общую греховность своей жизни, как св. Царь Давид ( Пс.37:1–11; 105:6–48 ), Пр. Иеремия ( Иер.3:25; 8:14; 14:7–9 ; Пл. Иер.), Пр. Даниил (9:3–20) или священник Ездра ( 1Ездр.9 гл.; 10:1–2). – Затем. Все мы обязаны исповедовать Богу частные свои грехи, – как т делали древние Праведники: Моисей, Аарон, ( Чис.12:11 ), Давид, Езекия, Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Меня очень беспокоит одно сейчас: встретит меня кто нибудь из Госкино или нет. 7 августа Москва Ну, вот и Москва. Уже виделся и с Сизовым, и с Ермашом. Получил чеки за издание в соц. странах сценариев (6 августа, 80): Андрей с Андрюшей и Даком. Москва Чехословакия 15753 Венгрия 21447 Польша 9870 (ВААП) 47070 Дома все более или менее в порядке. Лара нездорова. Ольга сомнительна. Один Тяпус радует пока. Надо срочно выбрать натуру и ехать в деревню. 19 августа В эпизоде Сна Горчаков видит себя просыпающимся и выходящим из развалин. Пальто, висящее в проеме. 31 августа Всего итальянцы платят СССР (за все — и мне, и Ларисе, и Толе) около 300.000.000. Ларисе — 30. Мне и Толе — 100. Сентябрь-октябрь 1980 1 сентября Очень не хочется ничего писать. Накопилось многое. Я уже почти месяц в Москве. Уже Тонино и Лора успели сюда приехать. Завтра они улетают в Крым. В Италии, кроме срока приезда Фикеры, перенесенного на 25–30 сентября, ничего не изменилось. Все в порядке. Меня, правда, беспокоит возможность превращения денег для фильма в бумажки в связи с девальвацией. Нашел натуру для Дома Горчакова, который будет строить Женя Черняев. Это в 32 км от Москвы по Старо-Калужскому шоссе, рядом с мостом через Десну. Место очень хорошее. «Совинфильм» не может и не хочет тратить ни копейки на подготовительные работы до подписания контракта. Порочный круг. Ермаш (я был у него дважды) не хочет давать деньги на короткометражку о съемках «Сталкера», несмотря на желание Агостини и «Гомона» купить ее. О Господи! Затеял разговор с Ермашом по поводу оформления Тяпы: он ответил, что у них не было прецедента и что он «не советует поднимать этот вопрос». Я ответил, что обязательно подниму, ибо я «в своем праве». На что Ермаш сказал, что у меня «слишком много прав». Я ответил, что это очень хорошо. Дальше не углублялся, ибо необходимо прежде подписать контракт, а уж тогда поднимать скандал. Я решил требовать свободный паспорт для себя и Лары с Тяпой, если меня не будут оформлять с Андрюшкой. (Где требуют этот свободный паспорт?) У нас ужинал Шкаликов. Я ничего ему не сказал об Андрюшке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

et resurrect. Patrol. Curs, compl. ser. graec. t. 46. col. 101. Сильвестр, Опыт правосл. догмат. богосл. т. V, стр. 474, изд. 1891 г.). Другие, напротив, совершенно отрицают принадлежность этого учения св. Григорию и отрицают ее по следующим основаниям, как они сгруппированы у Киолла: а) Герман, патриарх Константинопольский, утверждает, «что св. Григорий Нисский и его творения не содержат в себе Оригенова учения об апокатастасисе (в недошедшем до нас сочинении «νταποδοτικς», известном по рецензии Фотия, Biblioth. cod. 233, изложенные мысли св. Григория об апокатастасисе он признает позднейшими вставками); Ь) Никифор Каллист, lib. II, Histor. eccl. с. 19, утверждает, что оригенистические заблуждения, встречающиеся в книге св. Григория «О душе и воскресении», внесены были впоследствии сторонниками этих заблуждений (в новое время такого взгляда на происхождение их в творениях св. Григория держатся TiIIemont, в Mem. pour servir а l’hist. eccl. t. IX, Скворцев, Философия св. Григория Нисского , Труд. Киевск. дух. акад. 1863 г., октябрь и др.). Наконец с) в подлинных творениях святаго отца находится довольно мест, ясно свидетельствующих об его православной вере в вечность загробных мучений. (KnoII Alb. а Bulsano, Instit. Theol t. VI, p. 784 и д.). Третьи, наконец, признают, что рассматриваемое учение есть учение того же св. Григория Нисского ; что оно изложено в сочинениях, признаваемых подлинно его сочинениями, а предполагать в них присутствие посторонних вставок не позволяет ни контекст речи, ни основные его воззрения на природу и сущность зла, в которых учение об апокатастасисе заключается, как растение в семени (Приб. к твор. св. оо. 1883 г. кн. III). Двойственность же его воззрения на один и тот же предмет объясняют таким образом: «До 5-го вселенского собора учение о последней судьбе человека не получило еще точного церковного определения, а все высказанное раньше; этого не имело характера строго догматической истины. Правда, большая часть древних христианских писателей высказалась в пользу учения о вечном разделении праведных от нечестивых, о нескончаемом блаженстве первых и непрестающих мучениях вторых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Наталья Павловна. Бедная, бедная моя девочка. Не бойся, детка, поплачь, поплачь… Соня. Что мне делать? Что мне делать? За ним идти – зачем? С вами остаться – зачем? Ничего не знаю, где правда, где ложь… Наталья Павловна. Соня! Ты его жена. Ты должна идти за ним. Даст Бог его выпустят, и ты… Соня. Не могу, не могу… Наталья Павловна. Не понимаю. Соня. Ах, мама! Я себя сама не понимаю. Но я знаю, что тут где-то ложь, неправда. Я не хочу быть женой. Это было наваждение, надрыв. Я пожалела его, я думала, что люблю его… Наталья Павловна. Не греши. Соня. Твой путь теперь ясен. Ты теперь прежде всего жена, может быть, будешь матерью… Соня. Нет, нет, я не жена, не мать, я сама, сама, я… Понимаете?! Я! И зачем ребенок? Какой ребенок? Что я с ним буду делать? На что он родится? На смерть? Мама, мне страшно, страшно. Наталья Павловна. Не нам судить об этом. Не ропщи, детка моя. Смирись.   Входит Арсений Ильич. Явление 19 Арсений Ильич. Завтра рано утром на вокзал. Евдокимовна его вещи приготовит. Соня, ты бы ей помогла. А вечером и сами укатим. Довольно, довольно. Сил моих больше нет.   Входит Евдокимовна. Явление 20 Евдокимовна. Вот делов-то этот смутьян наделал! Арсений Ильич (возбужденно). Все поедем! Все поедем! Все бросим! И тебя, старая, возьмем! Евдокимовна. Куда это, батюшка, мои старые кости везти хотите? Арсений Ильич. В Париж! В Париж! Действие четвертое Октябрь 1906 г Действующие лица: Те же и Вася, сын Анны Арсеньевны, цыбастый подросток. Борис. Коген Максим Самойлович. Интеллигент-журналист. Еврейского происхождения, приземист, упитан, веселый. Жмурится, как кот. Гущин Иван Иванович. Очень юный поэт, высокий, лицо мертвенное, голос подкошенный, шеей не ворочает от подпирающих воротничков. Горничная, француженка.   Гостиная. Осень. В глубине очень широкая стеклянная дверь в столовую. В столовой у окна сидят Наталья Павловна, Анна Арсеньевна и Вася. Разговаривают. В гостиной налево у камина Арсений Ильич. Ноги под пледом. Бланк ходит по комнате, попивает кофе из маленькой чашечки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010