Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологам П.И. Горский-Платонов . Своим резким и нетерпимым характером он скоро испортил отношения с большинством членов академической корпорации, и через год его сменил специалист по Англиканской Церкви экстраординарный проф. В.А. Соколов (июнь 1893 г. – октябрь 1898 г.). По сравнению со светскими журналами редакторы БВ менялись довольно часто. За четверть века на редакторском месте побывали десять человек. Среди них известные представители богословско-академической науки. Кроме уже указанных двоих, журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А.А. Спасский (ноябрь 1989 г. – февраль 1903 г.), экстраординарный профессор патрологии И.В. Попов (март 1903 г. – ноябрь 1906 г.), экстраординарный профессор византинист И.Д. Андреев (декабрь 1906 г. – октябрь 1907 г.), экстраординарный проф. А. И. Покровский (ноябрь 1907 г. – август 1909 г.), доцент-патролог А.П. Орлов (сентябрь-октябрь 1909 г.), ординарный профессор канонист Н.А. Заозерский (ноябрь 1909 г.–1912 г.), профессор священник П.А. Флоренский (1912 г. – май 1917 г.), проф. М.М. Тареев (июнь 1917 г. – до закрытия в сентябре 1918 г.). В первые двадцать лет, несмотря на частую смену редакторов, содержание и направление «Богословского вестника» принципиально не менялись. Поворот начинается с назначения редактором о. П.А. Флоренского: «Богословский вестник» из органа православного академического (не всегда, правда, выдерживавшего эту ориентацию и раньше) превращается, скорее, в журнал христианской культуры. Издание стало тематически разнообразней, больше откликается на запросы жизни, публикует работы представителей светского богословия (славянофилов), но произошло размывание границ православной духовности и самого богословия, которое нередко подменяется культурологией. Так, сам редактор поместил статьи «Приведение чисел (к математическому обоснованию числовой символики)» (1916, 6) и «Напластования эгейской культуры» (1913, 6). В пяти номерах печатались частные письма юного К.С. Аксакова: «Поездки в чужие края» (1915–1917 гг.). В 4 за 1914 г. опубликован «Обзор изданий и сочинений по грузиноведению» (С. Авалиани).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

…подлежат ли предложения оплате установленным гербовым сбором или нет. – Гербовый сбор – государственный налог, взимаемый с граждан и организаций при оформлении документов или специальных гербовых марок. В СССР начал взиматься с 1922 г. Им облагались письменные обращения частных лиц, государственных и кооперативных предприятий и организаций в правительственные учреждения и письменные ответы последних. Взимался также с отдельных договоров, сделок, счетов, векселей и других документов торгово-промышленного оборота. В 1927 г. все эти документы были освобождены от Гербового сбора; взамен был введен особый налог на обращение ценностей. Служащие по привычке опасались, не нанесет ли обращение к начальнику ущерб их бюджету. Товарищ Никандров до подобия похож на великого вождя В. И. Ленина. Эта косвенная причина послужила обстоятельством для его игры в знаменитой картине «Октябрь» и поездки тов. Никандрова самоокупятся. – Никандров – актер, сыгравший роль Ленина в фильме «Октябрь» выдающегося кинорежиссера и теоретика кино С. М. Эйзенштейна (1898–1948). Предложение Вантунга в сатирической форме обращает читателя к широко освещавшемуся факту создания кинофильма «Октябрь». Фильм в этом контексте уподобляется «походному мавзолею», в котором демонстрируется «образ скончавшегося вождя». Эта небезобидная шутка другим концом обращена к факту строительства Мавзолея Ленина в 1924–1930 гг. Вероятно, идея разглядывания умершего Ленина казалась Платонову кощунственной. …организовать 10 революционных заповедников, в коих бы и собрать атрибуты и живых участников великих событий… – Идея создания ревзаповедника воплотится позднее – в романе «Чевенгур», где товарищ Пашинцев в реквизированной помещичьей усадьбе будет сохранять революцию «в нетронутой геройской категории» (А Платонов. Чевенгур. М., 1989. С. 131). Добиться всесоюзного радостного единодушия, посредством испускания радиоволн, и организовать взрывы счастья, с интервалами для заслушивания итоговых отчетов. – Ирония по поводу массового внедрения всесоюзного радиовещания и линии партии на искусственное воодушевление народа. В. Хлебников в своем стихотворении «Радио будущего» заявил: «Радио становится духовным солнцем страны, великим чародеем и чарователем» (Красная новь, 1927, Способности «великого чародея» использовались как инструмент политического руководства страной. Поэтому уже через год после начала масштабного радиовещания в 1925 г. ЦИК берет эти вопросы под свою опеку. А в творчестве Платонова появляется образ радио – «всесоюзного дьячка», позднее разработанный в «Че-Че-О» и «Котловане».

http://predanie.ru/book/221159-rasskazy-...

Так, 1) к ошибочным местам в книге рецензент причисляет места, где автор неправильно, по его мнению, говорит о предубежденном отношении к Эригене западных исследователей (С. XXXI, XXXIX, XL, L, 466) – не всех, нужно бы прибавить, хотя г-н Серебреников и не прибавляет, но произносящих неблагоприятные, односторонние отзывы об Эригене как только пантеисте, подобно тому, как делает это г-н Серебреников. – Неужели, однако, нужно считать совершенно не предубежденными, например, тех ультрамонтанских ученых, для которых вопрос об Эригене раньше исследования его решен папской буллой, провозгласившей учение философа еретическим? 136 Но главное – почему рецензент не обращает никакого внимания на то, что в книге не отвергаются совершенно отзывы об Эригене и этих ученых, а только признаются односторонними и, например, на первой же из цитируемых им страниц (С. XXXI) говорится, что «на самом деле несправедливо было бы видеть у них только пристрастное отношение к Эригене» и что «в самой же системе его находятся основания для обвинений против него»? 137 Для г-на Серебреникова не было, очевидно, особой необходимости брать под свою защиту авторов, мнение которых он сам более или мнение воспроизводит. 2 Журнал Министерства Народного Просвещения. 1898. Октябрь. С. 469–491. Настоящий ответ на рецензию появляется в печати не на страницах того издания, где она помещена, по не зависевшим от автора обстоятельствам. 3 Результаты исследования были изложены в тезисах к нему для магистерского коллоквиума и в речи, произнесенной на коллоквиуме: «И. Ск. Эри-гена и его отношение к богословию восточному и западному "http://Христианское Чтение. 1898. Июнь; также отдельно, с приложением тезисов, но ни на Тезисы, ни на речь г-н Серебреников в своей рецензии не обращает внимания. Рецензия его в целом представляет собственно буквальное, по-видимому, за немногими исключениями, воспроизведение тех рассуждений, которые были предложены им в виде возражений на коллоквиуме как официальным оппонентом. Краткое изложение его мыслей см. в описании коллоквиума//Церковный Вестник. 1898. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 206 студентов, именно: —13— в I курсе 51 студент, во II – 46, в III – 55 и в IV – 54. В этом числе казеннокоштных было 121 стипендиатов, содержавшихся на проценты с пожертвованных Академии капиталов – 34, 2210 на счет сумм Московской —14— кафедры – 6, на счет специальных средств Святейшего Синода – 11, стипендиатов Троице-Сергиевой Лавры – 16 и своекоштных – 18. Из последних значительное большинство в течении отчетного года пользовалось пособием от Братства Преподобного Сергия, а некоторым назначено было вспомоществование и из процентов с капитала, завещанного покойною П. А. Мухановою. В течении отчетного года в составе и средствах содержания студентов произошли следующие перемены: На IV курсе: один студент (иностранный уроженец) перемещен, согласно прошению, в Казанскую Духовную Академию на тот же курс с переводом ассигнованной на его содержание стипендии Святейшего Синода. На III курсе: а) один студент также переведен в Казанскую Духовную Академию на III курс; б) другой – уволен из числа студентов, согласно прошению, по —15— семейным обстоятельствам и в) третий – по определению Правления Академии от 19 мая 1898 года, утвержденному Его Высокопреосвященством 29 мая, уволен из Академии на год с правом поступления в другое высшее учебное заведение (последние двое по переводе их после годичных испытаний, бывших в мае месяце 1898 года, на IV курс). На II курсе: а) вновь принят на II курс, согласно прошению, один студент того же курса Казанской Духовной Академии и б) один студент уволен, по прошению, для поступления в число студентов Императорского Юрьевского Университета. На I курсе: а) вновь приняты в число студентов I курса, по указам Святейшего Синода от 10 февраля, 1 и 5 сентября 1897 года за 712, 4742 и 4889, два греческих и два сербских уроженца, с ассигнованием на их содержание особых стипендий Святейшего Синода, и б) два студента уволены из Академии согласно прошениям: один – по болезни, другой – по семейным обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

93 Тренч. «Толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа». Перев. А.З. Зиновьева. СПб., 1888. С. 88. 97 См.: проф. Е. Амфитеатров. «Исторический очерк учений о красоте и искусстве». Вера и разум, 1890. 6. С. 254–257. 99 Оно стремится решить эти свои так называемые вечные или проклятые вопросы: Что тайна от века? В чем существо человека? Откуда приходит, куда он идет? И Кто там, вверху, над звездами живет? 100 О. Flügel. «Ueber die Entwicklungd der sittlichen Ideen. Zeitschrift jür Völker-Psychologie und Sprachwissenschaft». В. XII, с 31. 101 I. George. «Humanitat und Kriminalstrafen». Iena, 1898, s, 3, 5. Ср.: Гроссе. «Формы семьи и формы хозяйства». М., 1898. С. 56. 103 Lact. Inst, divin., lib. IV, cap. 23. См. «Введение в православное богословие» м. Макария. Прим. к стр. 37. Главнейшие результаты по филологическому объяснению слова «религия» указаны в сочинении пр. Базарова: «Истинное значение и подлинный смысл религии». «Христ. чтение», 1878. С 2. 111 Кроме цитированных сочинений о взаимном отношении между нравственностью и религией можно читать в следующих изданиях: проф. М.А. Олесницкого «История нравственности и нравственных учений». Киев, 1882. Ч. 1. С. 211–243; «Возможна ли нравственность при отрицании христианских догматов» (Христ. чтение, 1882. Кн. 5 и 6); А.Б. «Зависимость нравственности от религии» (Вера и разум, 1889. Кн. 12, 14 и 16); проф. Л. Городенского «Отношение нравственности к религии» (Богословский вестник, 1896. Ноябрь); проф. М.М. Гареева «Религия и нравственность» (Богосл. вестник, 1904. Октябрь, ноябрь и декабрь). Указатель иностранной литературы по данному вопросу см. у Luthard’a, «Kompend d. theolog. Ethik». Leipzig, 1898, s. 8. 114 «System der Rechtsphilosophie», Erlangen 1857, s. 192. «Quid leges sine moribus vanae proficiunt?» – вопрошал еще Гораций (Horat. «Carmina», lib. III, ed. XVIII, 35). 115 Подробнее см. анонимную статью в «Вере и разуме» за 1893 г. Кн. 15 и 16 «Отношение между правом и нравственностью». Специально разработан трактуемый вопрос в следующих монографиях: Ренненкампфа «Право и нравственность в их обоюдном отношении». Архив практ. и ист. свед., 1860; В. Щеглова «Нравственность и право», 1888; Вл. Соловьева «Право и нравственность», 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Немного о жизни и творчестве Поэта. Федерико Гарсиа Лорка (5 июня 1898 – 19 августа 1936, 38 лет) – испанский поэт и драматург, музыкант, художник-график, артист. Поистине: центральная фигура «поколения 27 года», горького для Испании, один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Родился 5 июня 1898 г. в городке Фуэнте-Вакерос (Пастуший источник) в испанской провинции Гранада. Отец: Федерико Гарсиа Родригес, богатый землевладелец. Мать: Висента Лорка, учительница. 4 детей. С 1909 – Гранада. Учился: Школа Святого сердца Иисусова (ненавидел); музыке – у Антонио Сегура, ученика Дж. Верди. С 1914-го – факультет права и философии и литературы в университете Гранады; с 1919-1929 в Мадриде – Студенческая резиденция (свободный, привилегированный университет). В 25 лет (1923) Лорка стал кандидатом на степень лиценциата права. В 6 лет уже писал сценки для кукольного театра, первые сохранившиеся стихи – 1915 года (17 лет). Первая книга прозы: «Впечатления и картины», туда вошло несколько его рисунков – 1917 год. В 1922-м – участие в Фестивале народной андалусской песни канте-хондо. В мае 1929 – через Париж и Лондон – в Америку, Колумбийский университет. В 1929 - 1930 годах Гарсиа Лорка жил в Америке – в Нью-Йорке и на Кубе (книга «Поэт в Нью-Йорке»). В ноябре 1931-го – создал и возглавил студенческий театр «Ле Баррака». За пять лет на его сцене поставили десять его пьес. В сентябре 1933-го – Южная Америка, октябрь-март – Аргентина. Современник и невольный (?) участник политических событий на страстно любимой родине: сентябрь 1923-го – Государственный переворот, диктатура Примо де Риверы; январь 1930 – падение диктатуры Примо де Риверы; 14 апреля 1931-го – падение монархии в Испании; октябрь 1934-го – всеобщая забастовка, народное восстание в Астурии; 16 февраля 1936-го – победа Народного фронта на выборах; 17 июля 1936-го – фашистский мятеж. 16 августа 1936 года Федерико Гарсиа Лорка был арестован, 19 августа расстрелян у селения Виснар (8-12 км. от Гранады).

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/18/...

Нелегок был жизненный крест этого священника. Потеряв жену в возрасте 33-х лет, он впоследствии лишился своих взрослых детей. Сын умер в молодом возрасте, когда ему открывалось поприще профессора Московского университета, единственная дочь скончалась вскоре после того, как сделалась супругой «одного из московских пастырей». Отец Гавриил, очевидно, был похоронен на церковном погосте, рядом со своим храмом. Один из присутствовавших на его погребении отозвался о почившем в своей речи в следующих словах: «Обращаясь к твоей жизни, деятельности и взглядам как приходского пастыря, законоучителя и миссионера, я … укажу здесь только одну черту, замеченную мною и резко выдающуюся из числа других. Эта черта - верное понимание цели жизни и назначения человеческого здесь - на земле, вследствие ясного и просвещенного взгляда на нее … Ты увидел в ней не источник радостей и удовольствий, а наоборот, источник скорбей и бедствий - душевных и физических. Поэтому труд и деятельность ты предпочитал и ставил выше всякого другого времяпровождения, спокойного и беззаботного». Судя по данным метрических книг тех лет, прихожан уже не погребали на церковном кладбище. Хоронили, главным образом, на Ваганьковском кладбище. Реже - на Лазаревском и Калитниковском. В следующий, после о. Гавриила, период настоятельства (с 1890 по 1898 г.), в документах встречается сведение только о заштатном священнике храма - Сергее Виноградове (за 1898 г.). Возможно, место Гавриила Сретенского занял протоиерей Алексей Горский, имя которого, как настоятеля, встречается в документах лишь с 1899 года. По «Книге для записи расходов и прихода по Вознесенской церкви на Б. Никитской улице за 1895-1898 г.г.» можно познакомиться с повседневной жизнью храма. 1895 г. март - окраска церкви снаружи масляной краской; устройство палаток для освящения пасхи; октябрь - израсходовано на выписку: а) «Церковных ведомостей»; б) «Церковных ведомостей издаваемых Священным Синодом»; в) Журнала «Православный Благовестник»; ноябрь - уплачено по счету Хомякову за сделанную им в церкви в 1899 г. медную решетку; 1896 г. февраль - уплачено по счету Кондрашеву за промывку живописи в церкви и за написание новых картин; за окраску церкви масляной краской; 1897 г. июнь - покупка железа для церковной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=02266

В подобном же роде решает автор и другой свой вопрос, – «не есть-ли философия Спинозы совершенное выражение цели, метода и сущности истинно философского миропонимания» (стр. 22). Вместо точных понятий и общепризнанных научных данных он предпочитает оперировать над собственными измышлениями. Очевидно, что и в истории философии он основным руководящим принципом считает тоже «свободу ведения»… П. Тихомиров Смирнов С.И. Приложение к статье «Древнерусский духовник»//Богословский вестник 1898. Т. 4. 10. С. 1–21 (3-я пагин.) —1— Приложение I (к стр. 23). В l -й главе нашего очерка (стр. 173–74) приводилась статья деяний Московского собора 1667 г. «о детех духовных, отходящих от отцев своих духовных без отпуска», которая гласит: «от отцев духовных без отпускных и без воли их детем духовным ко иным отцем духовным не отходити. А священником без отпускных прежних отцев духовных в духовность к себе не приимати разве великия нужды и дальняго разстояния, и путнаго шествия и часа ради смертнаго». Статья отмечает обычай духовных отцов выдавать своим детям отпускные. В издаваемом ниже (по ркп. пол. XVI в. И. П. Б-ки Q XVII, 68) «прощальном списке» и надо видеть образец подобной отпускной, выдаваемой духовному сыну, по-видимому, «ради путнаго шествия». К сожалению, памятник попался нам в руки, когда I глава очерка была напечатана. – Когда вошел в жизнь обычай выдавать такие грамоты, сказать трудно. Но легко понять, чем он был вызван. Переходить от одного духовного отца к другому у нас было запрещено верующим, а священникам запрещалось еще в глубокой древности принимать отогнанных детей на покаяние (P. И. Б. VI. 107). Во избежание нарушения такого порядка и появляются отпускные грамоты, образец которой мы имеем от пол. XVI в. —2— (Ркп. И. П. Б-ки, собрание Толстого Q XVII, 67, л. 291 и об.) Прощальныи список от отца духовнаг. святаго, сыну моему, яж святом дусе. что исповедал пред богом своа моему аз же взях от заповдеи апостолскых. и явих ему правила церковнаа. святых и бгоносных отець. и дах ему против сих всх его бремен по его немощи елико может понести, сирчь I пак по сем дах сыну моему. яж о святом дус, аз худыи и смиренныи иери. бог да простит сына моег. в всх яж, яви мн, великаа и малая. Да есть богом. и мною гршным в сем вц и в будущем. Заповда убо господь нам глаголя. ащ съгршают пред вами человци, о. седмерицею прощаите их. Егож бо ащ свяжете на земли, будет связан на небеси. i егож аще разршите на земли, и будет разрешен на небеси. вы ж отци и яж о христ. Аще оудалится мои сын от мене. в кои град иныя страны, гд ни буди, по моему и Не браните ему приходити, к тлу и крови господа нашего христа, милость буди с всми вами амин: наказав его правилом святым, святых отець. отпустит его с миром и с великою и с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Занятия Правления Академии Занятия Правления, согласно требованию академического устава, состояли в приеме, хранении и расходовании сумм, поступавших на содержание Академии, в своевременном и сообразном с действительными потребностями заготовлении и употреблении различных материалов и припасов по содержанию студентов и академических зданий, при чем главные из них приобретаемы были с торгов, а остальные хозяйственным способом, – вообще в управлении хозяйственною частью по Академии; в наблюдении за порядком и чистотой в академических зданиях и содер- —25— жанием их в исправности. Кроме того, предметом занятий Правления были и некоторые другие дела по административной, учебной и воспитательной частям. Главными источниками доходов, поступавших на содержание Академии, в отчетном году, как и прежде, служили; а) суммы, ассигнованные по штату и смете из духовно-учебного капитала и Государственного Казначейства; б) проценты с принадлежащих Академии капиталов; в) сумма, ежегодно поступающая от Московской кафедры на жалование одному сверхштатному преподавателю и содержание шести неполных стипендиатов кафедры из студентов Академии; г) поступления от Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры на содержание 16 полных стипендиатов Лавры из студентов Академии и д) взносы своекоштных студентов. Ассигнуемая по штату сумма увеличилась с отчетного года на 350 рублей вследствие назначения, по определению Святейшего Синода от 23 апреля / 4 февраля 1898 года за 292, квартирного пособия помощнику библиотекаря Академии. Принадлежащие Академии капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 284440 р. (по номинальной стоимости процентных бумаг), получили в течение года следующее приращение; 1) На проценты с капиталов: а) поступившего по завещанию покойного Высокопреосвященного Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского, на учреждение при Академии стипендии его имени (за 1897-й год), б) завещанного с таковым же назначением покойным потомственным почетным гражданином В. И. Феолого (за 2-ю половину 1897 года) и в) пожертвованного покойною А.Ф. Аксаковою на учреждение при Академии стипендии имени И. С. Аксакова (за 2-ю половину 1896-го и 1897-й год) приобретены Правлением Академии два 4½ % закладных листа Государственного Дворянского Земельного Банка,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Секта малеванцев в Херсонской губернии, ее вероучение и культ. 18 (ноябрь). М. Кальнева. Стр. 1171–1181. По епархиям: раскол и миссия. Мисс. свящ. К. Попов. Пенза в 16, 733–743; 18, 1087– 1088; 19. Стр. 1233–1237. Из миссионерских записок и дневников. Из воспоминаний паломника о преподобном Серафиме Саровском . С. Глебов. Стр. 67–71. “Завещание чадам и домочадцам и детям духовным” австрийского лжепопа Мирона. Сообщил свящ. И. Чередников. Стр. 76–79. Забытые мысли из православно-церковного учения. Архимандрит Андрей. Стр. 203–214. Крайности миссионерской полемики. (Отклик на беседу Д. И. Боголюбова о св. мощах). Миссионер В. Базарянинов. Стр. 214 –218. Из итогов моей прошлогодней миссионерской деятельности. Синодальный миссионер Ксенофонт Крючков. 12 219–228; 14. Стр. 461–475. Несколько слов по поводу окружного послания к духовенству Волынской епархии.Ф. Немоловский в 13. Стр. 354– 360. Из миссионерских рассказов Флегонта Андреевича. Г. Т. Северцев. 13. Стр.366– 371. Толстой против Толстого. К. И. в 14. Стр. 455–458. Братские замечание. (По поводу беседы с штундистом – о. А. Спасского. “Мисс. Обоз.” 1903 г., кн. II). Д. Боголюбов, 14. Стр. 459– 460. Мысли сельского священника по поводу “послания епископа Антония”. Свящ. Феодор Тихвинский, в 15. Стр. 591– 600. К вопросу об упорядочении иконотроговли. Н. Гринякин, в 15. Стр. 600–602. Неблагопристойность и соблазн в иконопромышленном деле. Свящ. С. Брояковский, в 15. Стр. 602–606. Среди немоляк (очерк). Г. Т. Северцев в 15. Стр. 610–613. Миссионерские очерки Д. Боголюбова. В церковной школе на уроке закона Божия 11. “Молоканская двуличность” 13 и “Конец беседы”. 13. Стр.361–366. Поздним вечером. 15 (октябрь). Стр. 606– 606. Тревога в деревне. Стр. 1082–1086. Затруднительное положение 20. Стр. 1406– 1409. Из пастырской хроники сельского свящ. А. Смирягина 16 (октябрь) 722–732; 17 (ноябрь) 892–900; 18 (ноябрь) 1165–1076; 19 (декабрь) 1255–1232; 20. Стр. 1379–1898. Открытое письмо к Л. Н. Толстому. Свящ. М. Платонов в 17. Стр. 833–891.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010