Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин) (+ 1568) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв. в день преставления Прп. Феодосий, из дворянского рода Сумориных, родился в городе Вологде в начале XVI в. По воле родителей он рано женился и имел дочь Марину. Семейная жизнь не мешала развитию в нем иноческого призвания, но вопрос о совместимости семейных привязанностей со служением Богу много его мучил. В церкви он любил молиться, укрывшись за колонной. По смерти родителей и жены он поручил дочь родственникам, отдал ей все состояние, а сам поступил в Спасо-Прилуцкий монастырь прп. Димитрия (память его 11 февр.). После искуса новоначалия ему был поручен надзор за монастырскими соляными варницами около города Тотьмы. Он заботливо относился к рабочим, всегда был с ними ласков, и никогда варницы не приносили столько дохода, как при нем. В это время жители города стали переселяться на новое место, за 2 версты от города (где он и находится теперь), и на приисках наступила тишина. Тогда прп. Феодосий нашел место, удобное для основания монастыря, и настоятель с любовью отпустил его. Преподобный стал подвизаться сначала в шалаше, а потом в землянке. Сильно обрадовались тотемцы, что у них будет свой монастырь: землю под него пожертвовали ее владельцы; отдавали свои земли и горожане и делали пожертвования. Царь Иоанн IV и митрополит Макарий дали свое разрешение и благословение, а настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Божией Матери, прославившейся впоследствии чудесами под именем Суморинской (по фамилии преподобного). Прп. Феодосий, получивший в юности хорошее образование, собрал духовную библиотеку и старался распространять просвещение. Иноки его обители должны были, по уставу, питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве. Было установлено и непрестанное чтение Псалтири об усопших. В хозяйственном отношении обитель была также высоко поставлена. За глубокое смирение ее настоятеля, все приписывавшего помощи Божией, а никогда себе самому, Господь всегда даровал ему успехи во всех делах и начинаниях его. 19 декабря 1567 г. прп. Феодосий написал свое завещание, впоследствии хранившееся в монастыре. С тех пор силы его стали ослабевать, и 28 января 1568 г. он, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, тихо заснул вечным сном. И только после кончины его изумленные братия открыли, что он носил на себе власяницу и вериги, врезавшиеся в его тело. При жизни его этого не подозревали, так как ни тени утомления или страдания на лице его никогда никто не видел.

http://sedmitza.ru/lib/text/436868/

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XX. Епархия Смоленская Смоленская епархия учреждена в 1137 г. – Вторая из третьеклассных. I. Епископы Смоленские 1. Мануил , Грек, первый, с 1137 (Ипат. Лет., 14); упом. 1147, 56 и 67 (Ипат., 30, 80, 94). 2. Константин , 1180 (Ипат., 123). 3. Симеон , 1197 (Ипат., 151). 4. Игнатий , 1206. 5. Лазарь , около 1220. 6. Меркурий , Святой ... 7. Феофилакт хирот. 1356. 8. Парфений хирот. около 1365. 9. Даниил хирот. около 1375. В 1382 прибыл в Москву и там остался; † в мар. 1397, в Чудове. В Москве он именовался «владыка Звенигородский». 10. Михаил хирот. в начале 1383, из иеромонахов Симоновских; в 1396 сменен и 7 окт. 1397 прибыл в Москву; † 6 мая 1402, в Троице-Сергиеве мнтре. 11. Нассон хирот. 6 апр. 1396. 12. Севастиан , на соборе 15 нояб. 1415. 13. Герасим в 1433 возведён на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжён 1435. 14. Мисаил упом. 1454, а с 1474 митрополит Киевский. Иоаким , 1475 или 1490 (Акт. Зап. Рос., I, 70). 15. Иосиф Салтан , из архим. Слуцких, 1494 (А. 3. Р., I, 112, 144,145, 148, 166, 213); 30 мая 1498 наречён на митрополию Киевскую, оставаясь и в Смоленске. Упом. 1505 и 7, 8 февр. 1509 (А. 3. Р. II, 51, 53). 16. Варсонофий , с 1509, а в окт. 1514 лишён сана великим кн. Василием, за измену. 17. Иосиф хирот. 15 февр. 1515 из архим. Чудовских; † 22 июня 1532. 18. Савва Слепушкин хирот. 20 февр. 1536, из иеромонахов Иосифова монастыря; до 1538. II. Епископы Смоленские и Брянские 19. Гурий Заболоцкий хирот. 16 мар. 1539, из игум. Песношского монастыря, а в мар. 1555 оставил епархию, за немощью. Погребён на Песноши. 20. Симеон хирот. 17 мар. 1555, из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. до 28 июля 1567. 21. Феофил , 1568. 22. Сильвестр упом. с 1572; в мае 1589 возведён в архиепископа; † … III. Архиепископы Смоленские и Брянские 23. Феодосий упом. 1592 (6 март.) 1604. В февр. 1605 вакансия. (Акт. Ист., II, 63, кол. 2). 24. Сергий , 1608–11, при взятии Смоленска пленён поляками. (Жив в 1616; Акт. Ист., II, 68). 25. Исаия Копинский в 1628 перев. из Перемышля. Именовался «Смоленский и Черниговский». 18 нояб. 1631 избран в митрополита Киевского; † 1634. IV. Архиепископы Смоленские и Дорогобужские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– (раздел « Культура »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Илья Кузьменков , владелец консалтинговой группы «Кузьменков и партнеры»//Фома. - – апрель 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Дмитрий Володихин . «Трудно быть богом». Отравленный мир. Правда и ложь в фильме Алексея Германа . Фотографии Сергея Аксенова. Кадры из фильма предоставлены компанией Utopia Pictures и студией Север//Фома. – апрель 2014. – С.70-72. – (раздел « Культура »). Реклама : С.73. Вопросы мастерам о церковном искусстве:   Зачем в храме нужен притвор . Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото священника Константина Пархоменко//Фома. - – апрель 2014. – С.74. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Почему на иконах нет теней . Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – апрель 2014. – С.74. - (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.75. Эль Греко: аскет эпохи Возрождения. О художнике рассказывает историк и богослов Тимофей Китнис . Записала Алла Митрофанова . Ил.: Репродукции живописных полотен Эль Греко: Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580 г.; Апостолы Пётр и Павел. 1592 и др.//Фома. - – апрель 2014. – С.76-81. – (раздел « Культура »). На врезках к статье – заметки об отдельных работах, представленных в иллюстрациях. Прокомментированы полотна: « Благовещение » (около 1567-1568). – С.78; « Христос исцеляет слепого » (1570-1575). – С.79; « Несение креста ». – С.80; « Поклонение имени Христа » (около 1577-1579); «Снятие одежд с Христа» (1577-1579). В 2014 году исполнилось 400 лет со дня кончины великого художника. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Валентин Берестов (1928-1998) . Тайная опора . Подборка стихотворений 1943-1998 гг. («Любили тебя без особых причин…»; «Я тебе, Чуковскому Корнею…»; Бабушка Катя; «Не бойся сказок.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-132-...

У Эль Греко была возможность пожить в Риме: он перебрался туда в 1570 году, когда покинул Венецию. Город оказал на него огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты... Но там он долго не задержался. С 1575 года и до конца своих дней - до 1614 - он прожил в Толедо. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной. Толедо и сейчас - один из самых блестящих городов Испании, а в то время... Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в «мистическом» доме - в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Художник прожил в его доме до конца своих дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. В это время он создал один из самых известных своих холстов - «Апостолы Петр и Павел». Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, в конце которой он создал целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. Записала Алла Митрофанова «Благовещение» В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу... приношение. Ведь в деле спасения людей участвует не только Господь, но и мы сами - это соработничество. Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий и подвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. И как только это произошло, стало возможно пришествие в мир Спасителя - Бог вышел навстречу человеку. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это и не может удержаться от движения к Божией Матери. «Христос исцеляет слепого»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Затем, по точным указаниям пр. Порфирия, афонские росписи относятся к следующим годам: придел И. Предтечи в Протатском храме к 1526 году (по нашему мнению обезображен перепискою). Собор Протата расписан Мануилом Панселином в 1535–1536 годах, который затем в 1537 г. расписал церковь в Миловоклиси бл. Кареи, между 1554 и 1574 гг. собор Руссика (сломанный) и между 1571 и 1582 гг. собор в Хиландаре (переписан в 1804 году). В 1535 г. расписан собор Лавры св. Афанасия Феофаном Критянином, в 1536 г. тамошняя трапеза (целиком переписана). К 1540 г. относится роспись трапезы в Филофеевском монастыре, к 1545 г. Храм Георгия в Ксенофе и к 1546 г. собор Ставро-Никиты, последний – Критянином Феофаном. В 1560 г. расписан придел Николая Чудотворца в Лавре, но ныне целиком переписан, и в 1564 г. лики мучеников на клиросах Ксенофа писал Феофан, а в 1567 г. тамошняя трапеза. В 1568 г. расписан собор Дохиара (поновлен в 1855 г.), и роспись его сравнительно лучше других сохранилась. Около 1600 г. расписан соборный храм Ивера, но поновлен в 1842 г. Множество церквей, приделов, трапез афонских расписаны уже в XVII веке: в Дионисиате собор (1647 г.) и притвор его, трапеза в Хиландаре, храм Симонопетрского монастыря, фиал Лавры, собор Кутлумуша (1640 г.), Пантократора (1640 г.), притвор с изображением акафиста Богоматери у Павла, церковь во имя Михаила Синадского в Лавре в 1653 году и около этого времени паперть Ксенофского собора с изображением Апокалипсиса, обе на средства, дарованные угровлахийским воеводою Иоанном Матфеем и женою его Еленою. К 1672–1674 гг. относятся росписи приделов соборных и трапезы в Ивере. К 1678 г. относится роспись Ватопедского придела во имя Богоматери «Парамифии» на средства Лаодикийского митрополита Григория и к 1683 г. придела Вратарницы в Ивере. Наконец, к XVIII столетию относятся росписи соборов в монастырях: Каракалла, Филофея, церквей, приделов и притворов в Лавре Афанасия (ц. Икономиссы), Ивере, Хиландаре, Дохиаре, Пантократоре, Ватопеде (придел Николая Чудотворца), Зографе, Кутлумуше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С начала 1567 года территория опричного «удела» начала расти. К концу года в опричнину были взяты земли Боровского уезда, которые не вошли в княжество Владимира Андреевича, а также принадлежавшая ранее двоюродному брату царя Старица. Позднее Старица стала одной из любимых резиденций Ивана IV В 1568/69 году в опричнину была включена и значительная часть Белозерского уезда. В XVII веке вспоминали, что «царь Иван Васильевич изволил белозерских помещиков и вотчинников всех из Белоозера перевести в ыные городы, а их поместья и вотчины изволил взять на себя государь». Наконец, «лета 7077 (1569) генваря в 21 день взял царь и государь князь великий Иван Васильевич Ростов град и Ярославль в опришнину». Около того же времени вошло в опричный удел и Пошехонье. Расширяя территорию «удела», царь укреплял и увеличивал преданное ему опричное войско и ослаблял положение недовольных его правлением. Не случайно свой рассказ об опричных переселениях немец-опричник Штаден заключал словами: «Так убывали в числе земские бояре и простой люд. А великий князь — сильный своими опричниками, усиливался все более». Взяв в опричнину Ростов и Ярославль, царь в конце концов осуществил тот замысел, который ему не удалось полностью реализовать в 1565—1566 годах. Ростовские и ярославские князья, которых царь не захотел взять в опричнину, должны были окончательно проститься с родовыми вотчинами и превратиться в помещиков в самых разных районах государства. Правда, поместья они теперь получали, как правило, на территории «Московской земли» (многие ярославские князья стали, например, помещиками в Рязанском уезде) и поэтому не были исключены из состава правящей элиты, продолжая входить в состав «государева двора», но их сплоченность, опора их власти и влияния были подорваны. Когда Курбский в 70-х годах XVI века, работая над своей «Историей о великом князе Московском», размышлял о причинах казней и гонений, которые Иван IV обрушил на своих вельмож, он пришел к выводу, что царь губил их потому, что те имели «отчины великие». Представляется, что связь событий была иной: царь отобрал у ростовских и ярославских князей их родовые вотчины для того, чтобы лишить их власти и влияния.

http://sedmitza.ru/lib/text/438950/

В последующие дни архиепископ Никон вместе с Троицким посещал монастырскую библиотеку, где встречался с иноками-имяславцами. «Малоплодные попытки» Никона к увещанию имяславцев успеха не имели: монахи называли его масоном и еретиком. На вопрос имяславцев о том, следует ли брать благословение у Никона, архимандрит Давид (Мухранов) отвечал: «Лучше взять благословение у сатаны, чем у этого еретика» 1565 . Впоследствии архиепископ Никон с возмущением напишет об имяславцах: «Крайняя нетерпимость есть их отличительная черта» 1566 . Иногда беседы в библиотеке проводил Троицкий – реакция на него у монахов была менее агрессивной 1567 . Никон и Троицкий не ограничиваются работой с иноками Пантелеимонова монастыря: они посещают также монастырские скиты – Старый Руссик и Новую Фиваилу. Впрочем, и там настроения братии примерно такие же, как в самом монастыре 1568 . Относительное спокойствие сохраняется только в Ильинском скиту, который отмежевался от «ереси» Андреевского скита и Пантелеимонова монастыря 1569 . 14 июня под охраной вооруженных солдат началась перепись монахов Пантелеимонова монастыря 1570 . По сведениям архиепископа Никона, к 29 июня из общего числа 1700 иноков 700 заявили, что они «к ереси не принадлежат», тогда как прочие называли себя «исповедниками имени Божия» 1571 . Согласно имяславским источникам, результаты переписи были таковы: имяборцев – 661, имяславцев – 517, не явилось – 360 1572 (подавляющее большинство «не явившихся» принадлежало, надо полагать, к числу сочувствующих имяславию). Таким образом, и по той и по другой статистике, несмотря на все увещания архиепископа, значительная часть иноков Пантелеимонова монастыря (около тысячи) на конец июня продолжала активно или пассивно поддерживать имяславие. 28 июня, накануне праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Никон заявил о своем желании отслужить в монастыре Литургию. Однако во время всенощного бдения игумен Мисаил информировал Никона о том, что ризничий иеромонах Понтий не отдает ключи от ризницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Эти сметные предположения в 1567–1568 осуществились в следующей мере из Кемы, Кивуя и Вашкия поступило 39 рублей 20 алтын 2 деньги, из Пантелеймоновского села – дополнительный сбор с 4 l / 2 вытей – 10 алт. без 1 1 / 2 ден., из Кукобоя – 14 рублей без 2 алтын и 2 денег, из Карповского, Ескина, Семеновского и Душилова – 20 рублей 14 алтын 3 деньги, из Сизмы, с новых деревень Ирдомских, с 11 1 / 4 вытей – 4 рубля 10 денег, из Тапищ с Суды – 40 алтын 4 деньги; итого получено 79 рублей, 18 алтын и ½ деньги, т. е. приблизительно половина суммы, назначенной сметою 243 . Замечательно, однако, что недостающая половина поступлений в 1567–1568 году почти покрывалась другими сельскими денежными доходами как то: приходными деньгами, дымными деньгами, старою данью и другими подобными сборами 244 , непредусмотренными в «оброчнике», так что общая сумма денежных доходов с сел в 1567–1568 годах равнялась приблизительно 143 рублям, 83 алтынам и 9 деньгам. Возможно предположить отсюда, что в системе податной раскладки между 1560 и 1567 годами произошло несколько перемен, в силу которых к платежу денег разного происхождения были привлечены крестьяне: Санникова, Колкача, Околомонастырья, Сизмы и т. п., или же, что «приходная книга» называет другими именами теже сборы, какие имел в виду и «оброчник». В начале XVII века выполнение сметы денежных доходов, составленной в 1601 году, затруднялось недоимками, вызванными ухудшением крестьянских хозяйств. Так около 1603 года вместо ожидавшихся 299 рублей, 11 алтын и пол 5 денег» 245 , с вытчиков было собрано только 212 рублей, 4 алтына и пол 4 деньги 246 (что объясняется мором и голодом предшествующих годов). После «литовского разорения» эта сумма понизилась еще больше так, что с 1 сентября 1620 года по 31 августа 1621 года монастырь имел в приходе: «волосных оброчных, и праздничных, и кортомных и сенные продажи денег, и за овчины и за яретины», всего на всего – 180 рублей 14 алтын и 3 1 / 2 деньги 247 . Подобные недоимки постоянно наблюдались и при доставке «столовых запасов». Так в 1601 году было собрано с крестьян 18,449 лиц 248 и было предположено взимать их на будущее время ежегодно по 23,195 штук, но в один из последующих годов в монастырь было доставлено только 11,778 яиц 249 . В начале XVII века (после голодных годов) сверхсметные поступления наблюдались только при доставке сыров, которых в конце XVI века монастырь получал ежегодно 584, большею частью с крестьян околомонастырных 250 . В 1601 году было решено брать еще по 130 сыров (всего 714 сыров), но в один из следующих годов монастырю удалось собрать до 778 сыров 251 . Менее исправною была доставка овчин и поярков. Так, при описи монастырских вотчин, производившейся при Борисе Годунове, решено было увеличить количество прежде взимавшихся овчин (на 92) до 986 252 , а поярков (или яретин) – до 964 (вместо прежних 865) 253 . Но несколько лет спустя число доставленных за год овчин понизилось до 748 254 , а число «поярков» – до 654 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Расправившись так со своими родными, Грозный отправился вместе с царицею Мариею и сыновьями Иваном и Феодором на богомолье в Кириллов монастырь. Ездил чрез Вологду 66 . Еще в 1565 году в декабре были посланы в монастырь сытники для становления медов и пивов для царского приезда. Вероятно, он и был тогда в монастыре. Очень возможно, что Грозный не раз посещал обитель, пока жил в Вологде, которую некоторое время думал сделать даже своей столицей. Можно, например, полагать, что он был здесь еще в 1567 году. На монастыре у царя и его сыновей были у каждого свои особые кельи. В 1567 году царь Иван Васильевич дал двести рублей на кельи, а в следующем, 1568 году, прислал Деисус с праздники и пророки и велел поставить в своей келье. В 1570 году царевич Иван Иванович дал образ Пречистой Богородицы («поставити тот образ в царевичеве Иванове кельи»), да на келии дал двести рублев; тогда же царевич Феодор Иванович дал образ Пречистой Богородицы и велел тот образ поставить в келье своей, да пожаловал вклад пятьсот, да сто рублев на кельи. Приехав со всею семьею на Белоозеро в монастырь в 1570 году, царь горячо предался делам благочестия, от себя и детей ставил пудовые свечи пред гробом преп. Кирилла, о заготовлении которых еще раньше, в 1567 году было приказано вологодскому погребному ключнику Сабурову. Вместе с милостями царскими к монастырю росли 67 укрывавшиеся здесь волею и неволею от страшного царского гнева. Здесь были Хабаров, Собакин 68 и другие. Невольные постриженники, бояре внесли с собою и с своим богатством в монастырь свои привычки, расходившиеся с древними обычаями монастыря; имели у себя слуг, не ходили на общую трапезу, собирались друг у друга в кельях для бесед, построили за монастырскою оградою для себя целую дворню и клети для всевозможных вин и барских припасов. Царь к игумену Косме около 1578 года по этому поводу обратился с строгим посланием 69 . С полною укоризною и со всею беспощадностью он обличал допущенное послабление в монастырском уставе, преданном преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Потому совершенно свободно мог объясняться с казанскими татарами, искусно состязался с ними о вере, обличая их заблуждения, и многих из них привлек ко Христу. Будучи рукоположен (1567) во епископа Тверской епархии, святой Варсонофий правил ею только около четырех лет и потом возвратился на покой в свою казанскую обитель, где и скончался 11 апреля 1567 г. Все три святителя: Гурий, Герман и Варсонофий, бывшие главными действователями при насаждении христианства в Казанском крае, там же почивают своими нетленными останками и доселе не перестают быть как бы живыми свидетелями истинности той веры, которую они проповедовали. Вскоре после взятия Казани покорена была русскими и Астрахань (в 1554 г. ). Вслед за тем начали обращаться к святой вере некоторые и из тамошних татар. Так, между прочим, поступила одна из цариц их, Ельякши, вместе с сыном своим, которого родила на пути своем в Москву; в Москве она крещена под именем Иулиании и вышла замуж за именитого дворянина Плещеева, а сын ее назван в крещении Петром . Но для насаждения христианства в Астраханском царстве правительство наше не сочло нужным немедленно учредить там особую епископскую кафедру, а только послало туда в 1568 г. игумена Кирилла, чтобы он устроил в Астрахани монастырь во имя Пресвятой Троицы и святителя Николая. В 1573 г. в монастыре этом было уже три храма и 25 братий, кроме слуг и детей, вероятно обучавшихся грамоте . Трудами ли этих иноков или при содействии и других лиц, но только в Астрахани, по свидетельству современника, «благодать Божия день ото дня растяше и многия святыя церкви поставлени быша», так что с началом следующего столетия там открыта и епархия . Надобно присовокупить, что некоторые татары, будучи взяты в плен, крестились в самой России, например в 1555 г. в Новгороде, и потом раздавались по монастырям для утверждения в вере и что многим новокрещенам казанским, астраханским, даже крымским царь жаловал земли и разные угодия . Завоевание русскими двух царств, Казанского и Астраханского, глубоко отозвалось между соседственными народами Востока, а в числе их — между черкесами и жителями Сибири.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010