– (раздел « Культура »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Илья Кузьменков , владелец консалтинговой группы «Кузьменков и партнеры»//Фома. - – апрель 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Дмитрий Володихин . «Трудно быть богом». Отравленный мир. Правда и ложь в фильме Алексея Германа . Фотографии Сергея Аксенова. Кадры из фильма предоставлены компанией Utopia Pictures и студией Север//Фома. – апрель 2014. – С.70-72. – (раздел « Культура »). Реклама : С.73. Вопросы мастерам о церковном искусстве:   Зачем в храме нужен притвор . Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото священника Константина Пархоменко//Фома. - – апрель 2014. – С.74. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Почему на иконах нет теней . Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – апрель 2014. – С.74. - (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.75. Эль Греко: аскет эпохи Возрождения. О художнике рассказывает историк и богослов Тимофей Китнис . Записала Алла Митрофанова . Ил.: Репродукции живописных полотен Эль Греко: Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580 г.; Апостолы Пётр и Павел. 1592 и др.//Фома. - – апрель 2014. – С.76-81. – (раздел « Культура »). На врезках к статье – заметки об отдельных работах, представленных в иллюстрациях. Прокомментированы полотна: « Благовещение » (около 1567-1568). – С.78; « Христос исцеляет слепого » (1570-1575). – С.79; « Несение креста ». – С.80; « Поклонение имени Христа » (около 1577-1579); «Снятие одежд с Христа» (1577-1579). В 2014 году исполнилось 400 лет со дня кончины великого художника. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Валентин Берестов (1928-1998) . Тайная опора . Подборка стихотворений 1943-1998 гг. («Любили тебя без особых причин…»; «Я тебе, Чуковскому Корнею…»; Бабушка Катя; «Не бойся сказок.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-132-...

Затем, по точным указаниям пр. Порфирия, афонские росписи относятся к следующим годам: придел И. Предтечи в Протатском храме к 1526 году (по нашему мнению обезображен перепискою). Собор Протата расписан Мануилом Панселином в 1535–1536 годах, который затем в 1537 г. расписал церковь в Миловоклиси бл. Кареи, между 1554 и 1574 гг. собор Руссика (сломанный) и между 1571 и 1582 гг. собор в Хиландаре (переписан в 1804 году). В 1535 г. расписан собор Лавры св. Афанасия Феофаном Критянином, в 1536 г. тамошняя трапеза (целиком переписана). К 1540 г. относится роспись трапезы в Филофеевском монастыре, к 1545 г. Храм Георгия в Ксенофе и к 1546 г. собор Ставро-Никиты, последний – Критянином Феофаном. В 1560 г. расписан придел Николая Чудотворца в Лавре, но ныне целиком переписан, и в 1564 г. лики мучеников на клиросах Ксенофа писал Феофан, а в 1567 г. тамошняя трапеза. В 1568 г. расписан собор Дохиара (поновлен в 1855 г.), и роспись его сравнительно лучше других сохранилась. Около 1600 г. расписан соборный храм Ивера, но поновлен в 1842 г. Множество церквей, приделов, трапез афонских расписаны уже в XVII веке: в Дионисиате собор (1647 г.) и притвор его, трапеза в Хиландаре, храм Симонопетрского монастыря, фиал Лавры, собор Кутлумуша (1640 г.), Пантократора (1640 г.), притвор с изображением акафиста Богоматери у Павла, церковь во имя Михаила Синадского в Лавре в 1653 году и около этого времени паперть Ксенофского собора с изображением Апокалипсиса, обе на средства, дарованные угровлахийским воеводою Иоанном Матфеем и женою его Еленою. К 1672–1674 гг. относятся росписи приделов соборных и трапезы в Ивере. К 1678 г. относится роспись Ватопедского придела во имя Богоматери «Парамифии» на средства Лаодикийского митрополита Григория и к 1683 г. придела Вратарницы в Ивере. Наконец, к XVIII столетию относятся росписи соборов в монастырях: Каракалла, Филофея, церквей, приделов и притворов в Лавре Афанасия (ц. Икономиссы), Ивере, Хиландаре, Дохиаре, Пантократоре, Ватопеде (придел Николая Чудотворца), Зографе, Кутлумуше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Генриху известно понятие Руси, Русской земли (Rucia) в широком его смысле 1562 . Но он часто говорит и о главах отдельных княжеств, которых именует «королями» (reges), не забывая каждый раз сообщить, какое княжество (королевство – regnum – по его терминологии) представляет данный князь. В сочинении Генриха имеются упоминания о великих князьях (magnus rex) новгородском 1563 , полоцком 1564 , киевском (rex magnus Mistislave de Kywa 1565  – имеется в виду Мстислав Романович, из смоленских князей 1566 ), а также суздальском 1567 . Кроме того, хронист называет князей, владевших княжествами («королевствами») галицким 1568 , псковским 1569 , смоленским 1570 , также городом-крепостью Ерсике (Герцике) 1571 . Вячко Борисович (?), обладавший крепостью Кокнесе (Кукенойс) (убит в 1224 г.) 1572 , и Владимир Мстиславич, князь псковский 1573 , названы Генрихом «князьками» (reguli) 1574 . О том, что на Западе в XIII b. считались с фактом раздробления русских земель на ряд самостоятельных в политическом отношении государств, правители которых по традиции продолжали именоваться не только в литературных произведениях, но и в официальных документах папской курии «королями», можно судить по папским буллам, адресованным отдельным князьям – королям. Это послания 1231 г. 1575 («Георгию пресветлому королю Руси» – великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу 1576 , 1246 (две грамоты) 1577  и 1247 гг. 1578 («королю Руси Даниилу» – князю галицко-волынскому Даниилу Романовичу). Характерно, что Даниил Романович именуется в папских посланиях и Ипатьевской летописи королем до его коронации папским легатом Опизо, которая была совершена около 1254 г. 1579 В папской грамоте 1218 г. говорится о вкладе «королей русов из Галича» (a... Russorum regibus apud Galizam) Василька и Ивана-Владимира в хорватский монастырь на реке Саве 1580 . Исследователи предполагают, что здесь речь идет о сыновьях галицкого князя Владимира Ярославича, оставшихся в Венгрии 1581 . О существовании в западной литературе традиции титуловать королями Руси местных князей XII – XIII bb. находим свидетельство во всемирной хронике французского монаха Альберика из обители Труа-Фонтэн (ум. в 1252 г.), доведенной до 1241 г. Под 1141 г. этот автор упоминает «короля Руси» по имени Musuch, мужа польской княжны Риксы и отца Софьи, ставшей королевой Дании 1582 . Здесь речь, видимо, идет о Владимире Всеволодовиче, сыне новгородского князя 1583 . Под 1205 г. хронист говорит о походе «короля Руси» (rex Russiae) Романа 1584 (галицко-волынского князя Романа Мстиславича 1585 в Саксонию). Вторично он упомянут под 1227 г., которым Альберик ошибочно датирует победу краковского князя Лешка Белого над этим «королем Руси» 1586 , одержанную в 1205 г. 1587

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

876 ...княжа Ряполовское Дмитрей... – Князь Дмитрий Иванович Ряполовский, участник оппозиции, руководимой Челядниным-Федоровым. Казнен вместе с ним в сентябре 1568 г. 877 ...княжата ростовские Смен, Андрй и Василй... – Князь Семен Васильевич Лобанов-Ростовский был одним из лидеров боярской оппозиции в 1553 г. После неудачного побега в Литву был казнен. К этой же оппозиции примыкал князь Андрей Иванович Катырев-Ростовский, казненный вместе с князем Семеном Васильевичем. Князь Василий Иванович Темкин-Ростовский был вначале членом опричного двора, но затем впал в немилость у царя и был казнен в 1571 г. 879 ...Петръ, глаголемы Щенятевъ... – Князь Петр Михайлович Щенятев без ведома царя постригся в монахи, что послужило причиной царской немилости. Умер под пытками в 1566 г. Во время взятия Казани он вместе с Курбским возглавлял полк правой руки. 881 ...Феодоръ Лвовъ... другого князя Феодора... – Кто такие Федор Романович и Федор Львов ярославские – неизвестно. 883 ...Василия и Александра, и Михаила княжат... Прозоровских, и Ушатыхъ нареченныхъ... – Прозоровские и Ушатые происходили из рода князей ярославских. Василий Иванович, его брат Александр и двоюродный брат Михаил Федорович Прозоровские были казнены, вероятно, около 1567 г. 885 ...княжа Пронское Василий... –Князь Василий Федорович Пронский-Рыбин выступил против политики Ивана IV на Земском соборе 1566 г. Казнен в конце этого же года. 886 ...Владимера, стрыечного брата своего... – Двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич играл важную роль в политических интригах и дважды был кандидатом на престол в планах противников Ивана Грозного. Казнен в 1569 г. 887 ...Михаилъ Воротынской и Микита, княжа Одоевской... – Князь Михаил Иванович Воротынский одним из первых попал в опалу и был сослан в 1562 г. в Кирилло-Белозерский монастырь. Получив прощение, он был возвращен в Москву в 1565 г. и избран в Думу. Когда в 1572 г. войска крымского хана Девлет-Гирея под командованием мурзы Диве (Дивей-мирзы) вторглись в русские земли, он был назначен главнокомандующим русских войск и одержал решительную победу над татарами. Был обвинен в измене и казнен 12 июня 1573 г. Вместе с ним был казнен князь Никита Романович Одоевский, также участвовавший в походе против войск Девлет-Гирея, командуя полком правой руки. Оба они последние по времени жертвы репрессий царя, упоминаемые в «Истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

890 На поле: Трогедиа есть игра плачевная, яже радостию починается и зло многими бдами и скорбми скончевается. 892 ... am Магмета-паши... – Махмет-паша был великим визирем турецким в 1565–1579 гг. Его войска также участвовали в качестве подкрепления в походе Девлет-Гирея. 898 ...Иоанна Петровича... – Имеется в виду Иван Петрович Челяднин-Федоров, предводитель оппозиционной группировки, раскрытой в 1567 г. Точная дата его смерти неизвестна. Он был женат на вдове Ивана Осиповича Дорогобужского, погибшего в казанском походе 1530 г. Курбский имеет в виду приемного сына Ивана Петровича Челяднина – Ивана Ивановича Дорогобужского. 899 О Иоанне Шереметве. – Иван Васильевич Большой-Шереметев – один из выдающихся политических и военных деятелей 50-х гг. В 1564 г., подозреваемый в измене, был арестован, a затем пострижен в Кирилло-Белозерский монастырь. Казнен ок. 1573 г. 902 ...именем Хозяинъ... – Хозяин Юрьевич Тютин. Казнен по неизвестным причинам ок. 1568 г. Курбский называет его подскарбием. Подскарбием в Польше и в Великом княжестве Литовском назывались казначеи. 903 ...Хаборовъ... – Иван Иванович Хаборов, боярин и смоленский наместник, вероятно, ок. 1558 г. В 1573 г. он был еще жив, что видно из писем Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. По некоторым данным, он умер в 1581 г. Хронология Курбского таким образом и в данном случае несколько отлична от сведений других источников. 906 ...Старого Сигизмунда... – Король Сигизмунд I Старый, отец Сигизмунда II Августа, на службу к которому перешел Курбский. 907 ...род Колычовых... – Неясно, кого из представителей рода Колычевых Курбский имеет в виду. Известно, что после низложения митрополита Филиппа страшные гонения обрушились на его близких. Было казнено около десяти человек из рода Колычевых. См. также коммент. к Предисловию к Новому Маргариту. 908 Василей, глаголемы Разладинъ... – Причина и дата смерти Василия Васильевича Квашнина неизвестны. 912 ...Дмитрей онъ... – Дмитрий Васильевич Шеин был взят в плен во время Казанского похода Ивана III в 1514 г. и убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Эль Греко была возможность пожить в Риме: он перебрался туда в 1570 году, когда покинул Венецию. Город оказал на него огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты... Но там он долго не задержался. С 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной. Толедо и сейчас — один из самых блестящих городов Испании, а в то время... Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в «мистическом» доме — в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Художник прожил в его доме до конца своих дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. В это время он создал один из самых известных своих холстов — «Апостолы Петр и Павел». Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, в конце которой он создал целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. Записала Алла Митрофанова «Благовещение» В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу… приношение. Ведь в деле спасения людей участвует не только Господь, но и мы сами — это соработничество. Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий и подвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. И как только это произошло, стало возможно пришествие в мир Спасителя — Бог вышел навстречу человеку. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это и не может удержаться от движения к Божией Матери. «Христос исцеляет слепого

http://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozr...

Забытые страницы русского имяславия. С. 59–60 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1555 Там же. С. 60. 1556 Т. е. имяславцев. 1557 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 153. 1558 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1508. 1559 Там же. С. 1509. 1560 Пс. 13:1; 52:2. 1561 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего имени Бо–жия. С. 1504–1521. То же в: Моя поездка на Старый Афон. С. 153–154. 1562 М. К. Афонский бунтарь. — Русское слово, 9.07.1913 157). Данное сообщение о выступлении архиепископа Никона перед афонскими монахами, принадлежащее ино–кам–имяславцам Феофилу (Кузнецову) и Иакову (Чернопятову), скреплено подписью архимандрита Давида (Мухранова) и печатью Свято–Андреевского скита. Ср. также свидетельства игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила: Забытые страницы русского имяславия. С. 61–62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 185 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1563 На Афоне. — Русское слово, 12.06.1913 134). На этом же пароходе из России возвращался Патриарх Антиохийский Григорий. Архиепископ Никон встретился с ним и заручился его»нравственной поддержкой». См.: Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 154–155. 1564 Там же. С. 155. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1565 Забытые страницы русского имяславия. С. 253 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 16). 1566 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1512; Моя поездка на Старый Афон. С. 156. 1567 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 156–160. 1568 Там же. С. 160. 1569 См.: На Афоне. Константинополь. 22.06. — Русская молва, 23.06.1913 189). 1570 См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 65 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 186 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1571 Там же. С. 160 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1572 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 79. Ср.: Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 34. 1573

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

864 Дмитрей Овчининъ – князь Дмитрий Федорович Телепнев-Овчина-Оболенский был убит около 1564 г. Его отец, Федор Федорович, известный в свое время полководец, был взят в плен во время войны с Литвой при Елене Глинской. После заключения перемирия в 1537 г. вернулся в Москву и умер там, а не в Литве, как сообщает Курбский. 865 ...Михайла... Репнинъ... – Князь Михаил Репнин-Оболенский был убит вместе с Юрием Ивановичем Кашиным-Оболенским в январе 1564 г. 868 ...князь Иоан... князь Дмитрей... – Князь Иван Иванович Кашин и князь Дмитрий Андреевич Шевырев были обвинены в измене и казнены в феврале 1565 г. 869 ...Дмитрия... Курлетева... – Князь Дмитрий Иванович Курлетев-Оболенский также обвинен в измене и казнен в 1562 г. 870 ...Петръ Оболенский, глаголеми Сребреный... – Князь Петр Семенович Оболенский-Серебряный казнен в 1571 г. 871 ...Александра Ерославово... Владимера Курлетова... – Князь Александр Иванович Ярославов в последний раз упоминается источниками как живой в 1567 г. Князь Владимир Константинович Курлятев, занимая пост наместника захваченного русскими войсками Полоцка, был казнен, вероятно, в 1568 г. или немного позже. Оба происходили из князей Оболенских. 872 ...княжа сусдолское Александръ... Петръ Ховринъ... и братъ его Михаилъ Петровичъ... – Князь Александр Борисович Горбатый-Суздальский, его сын Петр, братья Петр и Михаил Петрович Ховрины-Головнины казнены вместе с Кашиным и Шевыревым в феврале 1565 г. Предок Ховриных-Головниных Стефан Комнин был выходцем из Кафы, прибыл в Россию в 1399 г. 873 ...единъ Андрй, княжа суздолское... – Имеется в виду Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь Суздальский и Владимирский, второй сын Юрия Владимировича Долгорукого от половецкой княжны (род. ок. 1110 г. – убит в 1174 г.). Андрей Боголюбский возглавил объединение и возвышение северо-восточных русских земель, заложив таким образом основы будущей централизации русского государства. 875 На поле: Тх же то былъ княжатъ суждальских сродичь Нижнаго Новаграда отчичь, славный богатырь в земляхъ руских, князь Ян Тугой-Лукъ. Аще бы о нем по ряду воспомянути, была бы цлая повсть рьцерства его. ...князь Ян Тугой-Лукъ... – Князь Иван Тугой Лук упоминается среди князей суздальских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, архимандрит Мессанского монастыря Спасителя в Сицилии управлял 46-ю южно-итальянскими монастырями по хрисовулу правителя Роджера II. 1563 Архимандриту латрского монастыря св. Павла были подчинены 11 монастырей. 1564 В Афинах в конце XII в. архимандрит Неофит заведовал всеми афинскими монастырями. 1565 Архимандрит был по отношению к настоятелям подчиненных ему монастырей как бы отцом и первенствующим, а они по отношению к нему как бы детьми, уполномоченными или наместниками. 1566 Самый монастырь, в котором игуменствовал архимандрит ( μνδρα), был матерью (mater) всех от него зависящих. Звание архимандрита носили вообще немногие из игуменов византийских монастырей. Кроме вышеупомянутых, оно принадлежало настоятелю монастыря Николая Казолы близ Отранто, власть которого простиралась на монастыри в Кастре, Алессане, Ми- нервине и др., 1567 а также одному из игуменов горы Олимпа вифинского, но какого именно монастыря – неизвестно. 1568 Ограниченная распространенность архимандритского звания объясняется тем, что оно давалось за особые заслуги или отдельных лиц – настоятелей монастырей, – или же целого монастырского учреждения. Монастырь св. Павла Латрского был почтен достоинством архимандричьего за превосходство в добродетели всех монастырей на горе Латре, для которых он служил в нравственной жизни образцом и примером. 1569 Достоинству архимандрита соответствовало достоинство прота ( πρτος, первый), которое принадлежало некоторым византийским игуменам. Власть прота возникла и развилась прежде всего на св. Горе Афонской. Ее происхождение относится к первым временам появления здесь монашества. Еще при Константине Погонате на Афоне существовало единое управление под названием «кафедры старцев», во главе которого стоял первый из иноков – прот. Около 875 г. «кафедру старцев» заменил «протат» с той же центральной властью прота. В последующее время эта власть окончательно привилась на св. Горе. В уставе 971 г. можно уже видеть ее более или менее организованной. Тогда «протат» – главное управление афонских монастырей – находился в Карее и именовался, по своему центральному положению и значению, «серединой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Во время отсутствия митрополита Мар Иосифа (после его первого ареста в 1563–1565 гг.) по просьбе индийских христиан патриарх Абдишо направил в Индию Мар Авраама, который был сердечно принят в стране. Однако в этот момент возвратился и Мар Иосиф. Оказалось два претендента на престол. Мар Иосиф, ссылаясь на папское письмо, получил поддержку со стороны португальцев, которые схватили Мар Авраама и хотели отправить кораблем в Лиссабон. Однако во время плавания Мар Аврааму удалось в порту Малинди бежать с корабля благодаря сильной буре, разыгравшейся у восточных берегов Африки, и прибыть в Месопотамию. Патриарх Абдишо написал 24 августа 1564 г. латинскому архиепископу Гоасскому, что Мар Авраам выразил полное повиновение Римской Церкви и что с благословения папы Nuя IV, который посоветовал ему разделить временно Серру между Иосифом и Авраамом, он таким образом восстановит церковный мир. Однако прежде чем письмо прибыло в Малабар, Мар Иосиф был снова схвачен (1567), а Мар Авраам, прибывший в Гоа (1568) с папским посланцем, не встретил никаких препятствий со стороны португальских властей, с которыми старался по мере сил поддерживать определенные отношения. Впрочем, Мар Авраам, поддерживая отношения с католиками, не забывал и о патриархе Вавилонском, которому писал о том, что его положение в Индии находится под угрозой. Тогда патриарх Илия VII(1576–1591) прислал своего викария по имени Мар Симон, который вскоре был схвачен католиками и отправлен в Португалию, где и умер (1599). Католики, постепенно усиливая свое влияние в стране, всячески препятствовали проникновению клириков Халдейской Церкви. В 1575 г. собор в Гоа, кафедральном городе латинского архиепископа Индии, решил, что Серра должна управляться епископом, назнача­емым португальским королем, а не Халдейским патриархом. Каждый епископ, прибывая в Серру, должен представлять свои верительные грамоты в Гоа. Кроме того, большое значение в прозелитской деятельности католиков имела иезуитская семинария в Файпикотте, где около пятидесяти студентов, изучавших латинский и халдейский языки, нравственное богословие, догматику и литургику, во главе с преподавателем Франциском Розом, впоследствии епископом Серрским, были призваны осуществлять миссию Римской Церкви среди христиан Индии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010