А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 215-234). Пластины с Деисусом, вероятно, остались от оклада времени митр. Киприана ( Рындина А. В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 136-148), по своей типологии повторявшего предшествующие оклады святыни. Этот оклад, дополненный новыми пластинами басмы и прикладом, сохранялся на иконе в XV-XIX вв. В описях Успенского собора XVII в. икона определяется как «Умиление»; она помещалась в киоте на амвоне, против царских врат (Описи Успенского собора. Стб. 309-311, 423-425. Примеч. 1). В описи 1701 г. икона впервые имеет название «Владимирская», она находилась в алтаре - в центре иконостаса, устроенного по стенам вокруг жертвенника (Там же. Стб. 673). В 1-й пол. XIX в. икону перенесли в Петропавловский придел. И. М. Снегирёв назвал эту икону «запасной» ( Снегирев И. М. Памятники Моск. древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы. М., 1842-1845. С. 17), ошибочно отождествив ее со списком 1514 г., в XVII в. заменявшим древнюю святыню в крестных ходах (это неверное название повторяется до наст. времени). В 1905 г. была сделана новая серебряная риза; старый золотой оклад монтирован на доску и перенесен в соборную ризницу. В 1920 г. золотой оклад из Патриаршей ризницы передан в Оружейную палату. В том же году икона была реставрирована Е. И. Брягиным. В наст. время находится в Успенском соборе Московского Кремля. Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Вторая икона, список «в меру и подобие», появилась либо в период реставрации В. и. в 1514 г., либо вскоре после этого. Она была написана как новая наместница древней святыни и точно повторяет поновленный древний образ (вероятно, была использована прорись). Для воссоздания в списке облика оригинала в ее золотом окладе с двунадесятыми праздниками на полях списка также поместили эти изображения, выполненные красками, между праздниками - образы вселенских и рус.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Застенок середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром; сий застенок Пречистой Одигитрия, риза чеканная, гладка, венец и коруна сканная, с финифты, по полям оклад басемный из церковных, опушка камка гвоздичная, около середины и опушки шито золотом, по золоту низано жемчугом, на полях 16 дробниц круглых золочены, на них вырезаны святые, меж ими дробницы серебряны ж золочены, басемные. Застенок, середина камка червчатая, в ней слова шиты серебром; сий застенок к образу Пречистой Владимирской, по полям святые поясные, оклад и венец сканный Трифоновской Ступишина, опушка камка осиновая, около середины и на полях шито золотом, по золоту низано жемчугом мелким 16 дробниц круглых серебряны, золочены, на них вырезаны святые, меж ими дробницы серебряны, золочены, басемные, в двух местах жемчуг осыпан. (л. 183) Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром; сий застенок Пречистой Милостивой, оклад и венец басемный, Ионинской Протопопова, что в киоте в нелепном, опушка камка гвоздичная, около середины и опушки низано жемчугом мелким по золоту 14 дробниц серебряны, золочены, круглые, меж ими дробницы серебряны ж, золочены, басемные. Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром; сий застенок Пречистой Милостивой, оклад чеканный, по полям святые, венец с финифты, вверху Троица, опушка камка таусинная, около середины и опушки шито золотом, по золоту низано жемчугом 14 дробниц серебряны, на них вырезаны святые, с чернью, меж ими дробницы серебряные, золочены, чеканные. Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром, сий застенок Пречистой Милостивой, оклад и венец чеканный, по полям в травах репьи, опушка камка вишневая, около середины и опушки шито золотом, по золоту низано жемчугом мелким 16 дробниц круглых, на них вырезаны святые золочены, меж ними дробницы ж басемные. (л. 184) Застенок, середина камка червчата, в ней шиты слова серебром, сий застенок Пречистой Милостивой, оклад и венец чеканный, Микитинской, поля камка таусинная, около середины и пол по кружеву золотному, низано жемчугом, на полях 16 дробниц киотцами, на них святые, с чернью, а мелкие дробницы чеканные золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром, сий застенок Пречистой Милостивой, оклад и венец резаны травы, Василевский Юрьевича Малово, опушка камка таусинная, около середины и опушки шито золотом, по золоту низано жемчугом 14 дробниц серебряны, золочены, на них вырезаны святые, меж ими дробницы серебряны золочены, басемные. Застенок, середина камка червчатая, в ней слова шиты серебром, сий застенок Пречистой Милостивой Кутаринской, опушка камка таусинная, около середины и опушки низано жемчугом, на полях 16 дробниц больших серебряны золочены киотцами, на них вырезаны святые, меж ими дробницы ж серебряны сканные, с финифты. Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром, сий застенок Благовещения Щенятевского, опушка камка вишнева, около середины и опушки шито золотом, по золоту и по камке низано жемчугом мелким 16 дробниц киотцами, на них вырезаны святые, меж ими дробницы серебряны ж золочены, басемные. (л. 187) Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром, сий застенок Пречистой Милостивой, оклад и венец басемные, на окладе по полям пупышки, на пупышках накрест поясочки, опушка камка гвоздичная, около середины и опушки шито золотом, по золоту низано жемчугом 14 дробниц серебряны, круглых, на них резаны святые с чернью ж, меж ими дробницы серебряны, басемные. Застенок, середина камка червчатая, в середине слова шиты серебром, сий застенок Пречистой Милостивой, ризы кованы, венец чеканен с камнем, оклад сканный с красками, поля камка таусинная, около середины и пол по кружеву золотному низано жемчугом, на полях 14 дробниц киотцами золочены, на них вырезаны святые, меж ими дробницы ж серебряны золочены, басемные. Застенок, середина камка червчатая, в ней шиты слова серебром, сий застенок Пречистой Васяновской Топоркова, опушка камка таусинная, около середины и опушки шито золотом, по золоту низано жемчугом на полях 16 дробниц больших круглых золочены, на них вырезаны святые, а мелкие дробницы сканные золочены, во многих местах жемчуг осыпан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

протестант. государей. С одной стороны, он ценил праотеческую традицию, с другой - опасался вызвать протест в среде духовенства. Светская власть при П. А. взяла на себя функции защиты правосл. веры. Борьба с «раскольниками» - старообрядцами была одним из важнейших направлений совместных действий власти и Церкви. Особой поддержкой П. А. пользовался архиеп. Нижегородский Питирим (Потёмкин), инициативный, изобретательный борец со старообрядчеством в Поволжье. Сам бывш. старовер, архиепископ был своеобразным теоретиком борьбы с расколом, автором полемической кн. «Пращица Духовная» (1721), которую в лит-ре называют «Книгой русской инквизиции» (см.: Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церк. деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009). Законодательство о старообрядцах кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. имело неуклонную тенденцию к ужесточению и в рамках «регулярного» гос-ва приобрело тотальный характер. Это выражалось в усилении контроля Церкви над прихожанами - бывш. староверами, в борьбе с укрывательством раскольников (злостный укрыватель по закону подлежал казни как противник власти), в беспощадном преследовании «старцев-расколоучителей», в облавах на общины, укрывавшиеся в лесах. С введением подушной подати на староверов положили двойной подушный оклад. При этом власть подтверждала, что двойной оклад не означал легализации старообрядческого учения и двойное обложение сделано, согласно указу, «не для того, чтобы они свою раскольническую прелесть рассеивать могли и других учили» (ПСЗ. Т. 6. С. 739-742. 4052). Это было одно из многочисленных постановлений, направленных против любых форм распространения старообрядческой веры. Запрещались все старообрядческие общественные богослужения, строго преследовалось хранение дониконовских книг. Категорически запрещалась передача основ старообрядческой веры др. лицам, в т. ч. внутри семьи. За «совращение» хотя бы одного человека в старообрядчество «совративший» рассматривался как расколоучитель ( Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибир.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Пол. Собр. 3. Р. И. XXV, 18348), Староконстантинове, Кременце и Дубне – всюду по 110 руб., кроме брацлавского и дубенского соборов, которым положено по 245 р., всем 1345 руб. из Подольской Казенной Палаты. 5. Житомирской епархии – в г. Остроге, Новгород Волынске, Заславле, Ровне, Житомире, Овруче, Луцке, Ковне по 110 руб. и Владимире Волынском – 245 руб., всего 1480 руб. из Волынской Казенной Палаты, только ковенскому собору оклад положен из Литовской Казенной Палаты. 6. Новороссийской епархии, в городах, присоединенных от Порты – Тирасполе, Одессе, Дубоссарах, Овидиополе и Очакове по 110 руб. 7. Феодосийской епархии (викариатства) – в Еникале, Карасубазаре, Бахчисарае – по 110 руб., всего 8 церквам 880 руб. из Новороссийской Казенной Палаты, всего на все соборы и церкви 5735 руб. Подробнее об учреждении соборов см. Пол. Собр. Зак. Р. Имп. XXV, 19070. 1161 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIV, 18116. Указ 29 авг. 1797 г., об устроении Воронежской губернии и разграничении ее с соседними губерниями – Слободско-Украинской и Курской и об отчислении от нее некоторых сел. 1162 Арх. Св. Син. д. 1798 г., 120, лл. 1–4. Невнимательность Губернских Правлений к требованиям Духовных Консисторий доходила до того, что по некоторым делам Консистории писали в Губернские Правления в продолжение нескольких лет раз по семи и более, но без всякого удовлетворительного дейстния. Св. Синод жаловался Сенату на невнимательность Губернских Правлений. Сенат особым указом 13 сентября 1798 г., под угрозой наказания, требовал от светских учреждений отвечать на запросы духовных мест с возможной поспешностью (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXV, 18665). 1167 Вот некоторые справки: Саратов от Астрахани – 720 вер., Пенза от Астрахани – 800 вер., от Тамбова – 340 вер., от Саратова – 234 вер.; города Саратовской губ. от Саратова: Камышин – 174 вер., Вольск – 110 вер., Хвалынск – 180 вер., Петровск – 105 вер., Сердобск – 175 вер., Кузнецк – 180 вер., Новохоперск (не показано), Царицын – 355 вер., Пензенской губ: Аткарск – 79 вер., Мокшан и Городище не показано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И за вышеозначенных вычетом и за оною дачею, ежели повелено будет ныне оным синодальным членам выдать, и имется быть: президенту 2786 рублёв 10 алтын пол 3 деньги; вице-президентам 2-м по 2321 рублю по 30 алтын, 4643 рубли 26 алтын 4 деньги; советникам 4-м по 428 рублёв по 25 алтын по 2 деньги, 1715 рублёв 1 алтын 2 деньги; асессорам: Анастасию Кондоидию в новоопределённый оклад 478 рублёв 25 алтын 2 деньги; протопопам 2-м по 357 рублёв по 8 алтын по пол 5 денег, 714 рублёв 17 алтын 3 деньги; обер-секретарю против сенатского 714 рублёв 17 алтын 3 деньги; итого 11 052 рубли 32 алтына с полу 1 деньгой. А ежели из вышеозначенных членов советнику, Петровскому архимандриту Леониду другую сего года за вычетом половину, в которой в Святейшем Правительствующем Синоде по отпуске при делах его не имелось 428 рублёв 25 алтын 4 деньги, изо оного числа вычесть, и имется быть кроме его в даче 10624 рубли 6 алтын пол 3 деньги. А в Святейшем Правительствующем Синоде по ведению комиссара Семёна Дьякова наличной денежной казны: присланных из Нижнего Новагорода чрез вексели с раскольников – 13 371 рубль, да из домов архиерейских и из монастырей разных сборов в присылке ж, а именно из Смоленска лазаретных 1804 рубли 22 алтына 5 денег; всего наличной казны 15 175 рублёв 22 алтына 5 денег. Да ныне оных же вексельных раскольнических начитается 2000 рублёв; за тем по оным векселям на иноземце Иване Томасе надлежит донять 3529 рублёв 29 алтын 2 деньги. Святейший Правительствующий Синод, вышеписанной выписки слушав, согласно приговорили: определённый именным Его Императорского Величества указом трактамент синодальным членам с начала состояния Синода на нынешний 721-й год для новозаводства и ради нынешнего из Санкт-Питербурха в Москву отъезду и будущего оттоле в Санкт-Питербурх возвращения выдать сполна из обретающейся в Синоде наличной казны: а асессору и обер-секретарю выдать токмо один обер-секретарский трактамент против дачи сенатского обер-секретаря. А о удержании обретающимся в асессорах протопопам жалованья, которое во оный их трактамент зачесть довелось, послать в Штатс-Контор Коллегию указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и сукон на 74 р. и хлебного по 192 чети пол-3-четверика ржи и овса. По приказанию царя Петра Алексеевича, все эти певчие были распущены. Что касается хоров певчих при других особах царской фамилии, то в 1699 г. их уже не было, а службу исполняли лишь крестовые дьяки. У остававшихся же 2 наречного пения писцов с окладом – одному – 10 р., кормовых – 15 р. 8 алт. 2 деньги, ржи и овса по 6 четей, и другому – с окладом 7 р., кормовых – 18 р. 8 алт. 2 д. и хлеба по 4 чети и пол-2-четверика ржи и овса, Петр также сократил содержание, приказав им давать только по 10 р. и по 5 четей ржи и овса – в год. Что касается двух сторожей, состоявших при певческой палатке, которым прежде давалось по 5 р. в год – в приказ, то царь велел эти деньги давать уже в оклад 1891 . К числу важных статей содержания певчих дьяков должно отнести получение ими казенной одежды, которая была вообще однообразна и как бы составляла определенную для всех их форму. Прежде всего им давалось нижнее белье и сапоги, при чем эта выдача всего чаще производилась деньгами. Прихожее платье, как и нижнее выдавалось певчему из мастерской палаты, по вступлении его в государевы певчие дьяки и состояло из 4 кафтанов, шапки, рукавиц и суконных аглицких штанов. Одна пара кафтанов или однорядок была верхнее, а другая – исподнее. Верхние кафтаны были суконные, – один – полукармазиновый с беличьим хрептовым исподом и шестью серебряными, иногда вызолоченными пуговицами, – другой – суконный аглицкий – с русачьим исподом. Исподнее прихожее платье обходилось в 20 р. 26 алт. 4 деньги 1892 и выдавалось или по частям, или же сразу из мастерской палаты или сшитым, или в ту же цену одними товарами, взятыми в казне, или купленными на стороне. Доброе или праздничное платье выдавалось певчим дьякам для употребления в господские праздники и государевы именины. Оно состояло из однорядки, двух ферезей, двух полукафтаньев и шапки. Добрая однорядка делалась из сукна вишневого или светло-вишневого цвета, а иногда объяри, имела шелковые завязки, в столбцах и кистях золото, тафтяную нашивку, или торочек, четыре пуговицы серебряных золоченых, или в финифти, обшивалась золотым голуном, подпушивалась зеленою камкою, или атласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1334 г. в Сисе свящ. Григором был изготовлен серебряный позолоченный оклад для Евангелия 1332 г. (Jerus. Arm. 2649), украшенного миниатюристом Саркисом Пицаком. На окладе в обрамлении из образов святых и растительных узоров изображено «Распятие», на др. стороне - «Рождество Христово». Качество рельефов свидетельствует об исключительном мастерстве их создателя. Примером ювелирного искусства К. А. является также посох кор. Хетума I из красного янтаря, покрытый орнаментом из золота. Различные технические методы, стилистическое разнообразие дошедших до нас памятников позволяют судить о высоком уровне ювелирного искусства К. А. Книжная миниатюра Наивысшего расцвета в К. А., находящейся на стыке 3 мировых культур, достигло искусство оформления рукописной книги. Во многом это стало возможно благодаря вниманию высшего духовенства и царского двора. Центрами книжного искусства в К. А. были мон-ри Дразарк, Скевра, Грнер, Ромкла. В этих скрипториях работали живописцы Теодорос Кесунци, Григор Мличеци, Костандин, Киракос, Ованнес, Торос Рослин , Овасап, архиеп. Ованнес Аркаех байр (брат кор. Хетума I), Торос Философ, Саркис Пицак и др. мастера, имена к-рых остались неизвестны. Начало Евангелия от Марка. 2-я пол. XII в. Ромкла (Матенадаран. 7737. Л. 1) Начало Евангелия от Марка. 2-я пол. XII в. Ромкла (Матенадаран. 7737. Л. 1) Важнейшими памятниками киликийского книжного искусства являются иллюминированные Четвероевангелия. Мастера использовали новые принципы иллюстрирования рукописных книг: напр., посвящение заказчику оформлено в виде хорана (напр., Матен. 7347, 1146 г.; Baltim. 538, 1193 г.). В Евангелии 1193 г. худож. Костандином выполнены заглавные миниатюры «Крещение» и «Распятие» (Venez. Mechit. 1635) - подобная форма украшения впервые встречается в книжном искусстве К. А. и дает представление как о новой системе оформления Евангелий, так и о первом проявлении рафинированного стиля. Торжественностью и монументальностью отличаются миниатюры Скеврского Евангелия 1197 г. (Jerus. Arm. 1796), работу над к-рым приписывают Теодоросу Кесунци, и сходного с ним по исполнению Евангелия из Галереи искусств Фрира в Вашингтоне (Freer. 50. 3). Эмоциональны и выразительны по исполнению миниатюры венецианского манускрипта (Venez. Mechit. 141).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Сооружение 9 использовалось не менее 5–6 раз, в нем устраивали нитеобразные хлебные печи, приносили жертвы – кости людей и животных, разбрасывали обломки глиняной посуды и разнообразные вещи. Совершавшиеся здесь обряды были связаны с аграрной магией, направленной на обеспечение обильного урожая, хорошего приплода скота и помощь в хозяйственных делах и бытовых нуждах. Сооружение 10 представляло собой овальное углубление с ровным полом и наклонными стенками (рис. 52, 6). Вдоль стенок лежали большие камни. Посередине западной стенки сделан вход в виде ступеньки. Пол сооружения покрыт слоем угля толщиной 5–7 см, а его центральная часть сильно обожжена до красного цвета. На полу найдены ножны меча, нож, пряжка, четыре переплетенных проволочных височных кольца, обломки стеклянных браслетов (рис. 53, 8–10), кости животных (свиньи, мелкого рогатого скота – нижняя челюсть, крупного рогатого скота, собаки, лошади – берцовая кость, благородного оленя – фаланга) и птицы. Среди костей животных находились кости людей, обломки черепа, два шейных позвонка и ребра подростка 12–14 лет, три фрагмента свода черепа младенца 1,5 лет и правая плечевая кость мужчины молодого возраста. Сооружение 11 примыкает к капищу 3 и склону вала, поэтому его глубина колеблется от 10 до 90 см (рис. 42; 52, 7, 8). Его пол обожжен и покрыт слоем угля. В восточной части пола лежали шейные позвонки и нижняя челюсть ребенка 7–9 лет и кости животных (свиньи, крупного и мелкого рогатого скота, преобладали фрагменты черепов, зубы, кости ног). Часть костей была обожжена. На высоте 10 см над полом кости перекрыты плотным углистым слоем и на нем находится второй слой костей – плечевые кости и фрагмент черепа молодого мужчины и скопления костей животных такого же состава, как и на дне сооружения. Сверху на этом слое были положены камни и жернов. В черном заполнении найдены: обломки стеклянных браслетов, две половинки бронзовых колтов с орнаментом, два проволочных височных кольца, перстень, лунница, пять квадратных бронзовых бляшек с изображениями птиц и дубового листа, пряжка, два наконечника стрел, семь железных ножей, трубчатый замок, три ключа, шпора, шиферное пряслице, край бронзового котла, бронзовые оковки и застежка от деревянной шкатулки, бронзовый оклад иконки и обломки глиняной посуды XII – начала XIII вв. (рис. 38, 35, 36; 53, 17–19; 54).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1736–1739 гг., стоившую больших потерь людьми и деньгами. Русским войском командовал Миних. См. указы 28 сентября 1736 г., 6 февраля и 7 сентября 1737 года (Пол. Соб. Зак. 7070, 7169 и 7364). Первым велено учинить перепись детям лиц духовного звания, и малолетних отдать в школу, а других определить в службы «для нынешней нужды в комплектовании армии и гарнизонов» вследствие чего и набрано 6557 человек. По второму указу церковнослужители, для освобождения себя от военной службы, могли ставить вместо себя рекрутов или вносить 200 руб.; при поставке рекрута брали с них на жалованье ему, на мундир, ружье и аммуницию по 30 руб. Третий указ строжайше подтверждал кончить перепись неположенным в подушный оклад к половине октября и всех, от 15 до 40 лет, без разбора взять в военную службу: для замещения же церковных чинов употреблять из малолетних церковнических детей, а равно из тех, кому свыше 40 лет. Не читается В настоящее время приступил к изданию неизданных проповедей Леванды г. Терновский Ф. А. вышел пока первый том, заключающий в себе биографию проповедника, не изданные доселе проповеди и письмо. Железный ошейник с цепью. Так в слове о правосудии проповедник последовательно рассматривает сущность, идею преступления, смысл и цель наказания, совершенно также, как и в наказе Екатерины II; в одном только он расходится с автором Наказа: он требует, чтобы представители суда не ограничивались буквою закона, а вникали в оживляющий ее дух. Такое требование мы встречаем только теперь, в судебных уставах 1864 г.! Духовным Регламентом велено было «Приятного ставленника не тотчас ставить, но чтоб он изучил изданные от Св. Синода о вере и должностях всех чинов книжицы». См. прибавл. о пресв. При посещении архиереями епархии также велено было дознавать: читают ли священники упомянутые наставительные книжицы? А в случае нерадения о том священников, их наказывать (дела еписк. т. 5). В 1737 г. Марта 15 изустное о вере и законе Христовом изучение подверждено (П. С. З. без того во священники и диаконы отнюдь никого не посвящать, да и в причет церковный отнюдь произвождения не чинить, и оное самим архиереям иметь во всегдашней памяти со всеконечным исполнением, под немалым за то самих, архиереев (аще от кого в том противным образом будет поступлено) штрафованием чего ради при достодолжном во священники и диакона и в причет церковный о каждом произведении выше прописанное все между прочим вносить в докладные выписи точно». В 1739 г. Янв. 16 (П. С. З. Св. Синод предписал епархиальным архиереям для обучения ставленников учредить особых учительных священников, чтобы они обучали ставленников: «заповедям Б. и преданиям церковным и прочей должности священника, с толкованием Св. Писания, в чем состоит закон хр. и проч.».

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010