В кон. XIX - нач. XX в. в Ризоположенской ц. древних икон Е. обнаружено не было. В. Т. Георгиевский указал «не древнюю» икону Е. «с деянием» в серебряном окладе (оклад поздний, «даже с пробой») в местном ряду иконостаса справа от царских врат, слева во 2-м праздничном ярусе икону-пядницу с ее изображением в золоченом окладе и киоте, попавшую туда из старого иконостаса, за клиросами переписанные в позднейшее время 2 иконы святой (Там же. С. 53-55). На фотографии кон. XIX в. части интерьера храма с ракой Е. запечатлена ее большая ростовая икона в окладе (Там же. Вкл.). Преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские. Створка складня. Кон. XVIII в. (ГВСМЗ) Преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские. Створка складня. Кон. XVIII в. (ГВСМЗ) Поздние иконы Е. находились также в храмах Ризоположенского монастыря. В Троицкой ц. за жертвенником в киоте было установлено 5 икон, на одной из к-рых среди Суздальских святых написана Е. В новой ц. Сретения Господня около столпов помещено «несколько старых икон» в киотах «не ранее… начала XVIII в.», в числе к-рых есть образ Е., на стенах приделов в киотах - 2 иконы Е. из старой Сретенской ц. В часовне на входных воротах стоял иконостас (иконы были взяты из старых иконостасов Сретенской и Ризоположенской церквей) с изображением Е., имевшим «следы древнего письма». Согласно описи 1771 г., на одной из икон в ц. Сретения Господня Е. была представлена вместе с преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским (Там же. С. 69, 74, 75, 81. Прил. С. 46). В XVII-XVIII вв. в рус. искусстве получили распространение изображения Соборов местных чудотворцев, в Суздале они появились не позднее 2-й пол. XVII в. Известна икона Суздальских святителей Иоанна, Феодора, преподобного Евфимия и Е. в молении Спасителю письма А. И. Татаринова (1791, частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 230). На иконе «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские» (1792, ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 498-501. Кат. 113; на обороте владельческая надпись: «Суждалскаго купца Андрея Чернова. Писан года») святые предстоят Владимирскому образу Божией Матери (в зеркальном переводе), Е.- справа вполоборота к центру, со сложенными перед грудью руками; надпись: «с. п. ефросиния». Др. аналогичная икона представляет 4 Суздальских святых вместе со свт. Петром, митр. Московским, под образом Спаса Нерукотворного (нач. XIX в., иконописец Д. Мешков, ГВСМЗ), Е.- 2-я справа, с четками в поднятой к груди правой руке. На левой створке небольшого складня-триптиха с композицией «Введение Пресв. Богородицы во храм» в среднике изображены прп. Евфимий Суздальский и Е., предстоящие Тихвинскому образу Божией Матери (кон. XVIII в., ГВСМЗ).

http://pravenc.ru/text/187882.html

Николая Чудотворца (Описная книга. 1878. С. 21). Прп. Евфимий Суздальский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Мугрееве-Никольском Ивановской обл. Ок. 1791 г. Прп. Евфимий Суздальский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в с. Мугрееве-Никольском Ивановской обл. Ок. 1791 г. Согласно описи, в Спасо-Евфимиевой обители существовало неск. одиночных (ростовых и поясных) икон святого, на которых по сторонам его фигуры помещались медальоны с изображениями Иисуса Христа и Богоматери «во облаце» (Там же. С. 6, 20, 22). Одна из них, с богатым убором, стоявшая у раки, может быть отождествлена с поясной иконой из собрания ГВСМЗ (Суздаль и его достопамятности/Изд. Владимирской губ. УАК. М., 1912. С. 26. Ил.; см. также: Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 36-37), сохранившей древний оклад и живопись XIX в. (святой представлен с развернутым свитком; список 2-й пол. XIX в. находится в ЦМиАР). Эта необычная для преподобных иконография, вероятно восходящая к изображениям свт. Николая Чудотворца с «Никейским чудом», отражает тесную связь их почитания, к-рая была воплощена и в др. произведениях из Спасо-Евфимиева мон-ря, напр. на запрестольных иконах Евфимиева и Никольского приделов с изображением образа Божией Матери «Знамение» на лицевой стороне и свт. Николая и Е. на обороте (Там же. С. 21, 23). Эта традиция отразилась и на 2 небольших иконах Е., свт. Николая и мч. Порфирия (Описная книга. 1878. С. 15, 16), к-рые, судя по изображению последнего святого, могли быть вложены архим. Порфирием, управлявшим Спасо-Евфимиевым монастырем в 1629-1636 гг. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 665). Не ранее кон. XVI в. был создан образ Е. с Суздальскими святителями Иоанном и Феодором и московским юродивым св. Василием Блаженным (Описная книга. 1878. С. 18). В описи 1660 г. упомянуты и др. иконы Е. разного размера и иконографии (Там же. С. 13, 14, 21, 24, 39), в т. ч. со Св. Троицей «в облаце» и в молении Спасу, а также 3 житийных произведения.

http://pravenc.ru/text/187661.html

В Богоявленской ц. почитались 2 иконы 1-й пол. XVII в. в богатых драгоценных окладах. Одна из них, вероятно, была вложена кн. Василием Григорьевичем Ромодановским († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат. Поля и фон покрывал совр. письму иконы серебряный оклад с чернью, дробницами с образами святых (апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, святые Мария и Василий); венец был того же времени, что и оклад; зубчатая корона и большая цата - более поздние; массивная серебряная риза 1852 г. Икона была вставлена в икону-раму с клеймами Жития Богоматери и чудес. 2-я икона, в древнем серебряном чеканном окладе, с венцами и цатой с камнями того же времени, в шитой жемчугом и камнями бархатной малиновой ризе, помещалась в киоте перед алтарной солеей. Важное историческое и археологическое значение этих икон как «памятников древнего иконографического искусства» было отмечено учеными XIX в. Судьба икон в XX в. не выяснена. В. и. из г. Смоленска из ц. вмч. Георгия, где она находилась с 1797 г. В 1812 г. икона была похищена солдатами армии Наполеона и увезена в дом унтер-офицера Корнева. Дом сгорел, а икона осталась невредимой. В 1816 г. она была возвращена в ц. вмч. Георгия. В. и. «Оптинская-Новодивеевская» Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50–70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50–70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.) принадлежала оптинскому старцу Амвросию (Гренкову). В 1923 г., во время разорения Оптиной пуст., когда сжигали иконы, образ был узнан схим. Евдокией, видевшей прежде икону в келье старца, и спасен от уничтожения. Икона была передана инокам Оптиной пуст., временно поселенным в Козельске. Оттуда она попала в Киев, к прот. Адриану Рымаренко (впосл. архиеп. Роклендский Андрей), служившему в Борисоглебской ц. (после ранних литургий там совершался Акафист В. и.). Во время второй мировой войны о. Адриан выехал из России, взяв икону с собой. В годы войны В. и. находилась в Берлине, потом в Вестерхайме и Вайдлингене (Германия). Во время боя загорелся дом, в к-ром находились о. Адриан с группой людей. С образом Богоматери они вышли из дома и прошли невредимыми под двусторонним обстрелом. Митр. РПЦЗ Анастасий благословил этой иконой о. Адриана ехать в Америку. В Америке образ был поставлен в жен. Новодивеевском мон-ре. Икона выполнена в реалистической живописной манере, отличается хорошим художественным качеством; является работой либо иером. Оптиной пуст. Даниила (Болотова), известного академического художника, либо одного из живописцев его мастерской.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Савва Сторожевский, прп. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVII.] Прп. Савва. Икона. Москва. XVII в. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь. Файл 9727.jpg:   Размер: 1036x1192, 1.23 MPix, 270 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (403) , (26) . Описание: Иконка с изображением Саввы Звенигородского. Россия, XIX в. Материал: эмаль росписная, медь, серебро. 5х4 см. Государственный Эрмитаж. Файл 30218.jpg:   Размер: 725x877, 0.64 MPix, 232 Kb. Дата: 2017-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (113) , (1) . Описание: Преподобный Савва Сторожевский. Москва, XVIII в. (?) Икона – дерево, левкас, ткань; темпера; оклад – серебро; басма. Происходит из церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Файл 30220.jpg:   Размер: 724x840, 0.61 MPix, 233 Kb. Дата: 2017-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (99) , (1) . Описание: Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII в. Подмосковье. Дерево, левкас, темпера; двойной ковчег. 31х27,2 см. ЦАК МПДА. Файл 30221.jpg:   Размер: 748x880, 0.66 MPix, 245 Kb. Дата: 2017-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (83) , (1) . Описание: Преподобный Савва Звенигородский Чудотворец. 1890-е. Dimension: 8 3/4 х 7 in. Освещена на мощах святого (надпись на реверсе). Частное собрание Файл 30224.jpg:   Размер: 716x918, 0.66 MPix, 285 Kb. Дата: 2017-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (101) , (1) . Описание: Святые преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. 2-я пол. XIX века. Мстёра, старообрядческая школа (Алексей Суслов). 31.3 х 26.3 см. Частное собрание. Файл 30225.jpg:   Размер: 1013x1187, 1.2 MPix, 600 Kb. Дата: 2017-10-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (1) . Описание: Литография. Список с древней иконы, что в правой стороне раки святых мощей преподобного Саввы, звенигородского чудотворца. Период создания: 1903 год Материал, техника: бумага, цветная литография Размер: Л.58,5х42,9; и.46,7х37,9. Место создания: Россия, г. Москва Номер в Госкаталоге: 8390781 Номер по ГИК (КП): ЗИАХМ-9031 Инвентарный номер: ГП-1066 Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Звенигородский историко-архитектурный и художес[...] Файл 33576.jpg:   Размер: 626x800, 0.5 MPix, 160 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (57) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2815-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Национальный художественный музей Украины. Покров с портретом гетмана Богдана Хмельницкого. 1-я пол. XVIII в. Киевщина. Файл 29393.jpg:   Размер: 699x1024, 0.72 MPix, 383 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (4) . Описание: Икона Богоматери " Покрой нас кровом крилу Твоею " . Государственный Исторический музей. Вторая половина XVIII в. Дерево, грунт, темпера, масло, смешанная техника. 26х20,5 см. Место создания: Малороссия. Файл 29394.jpg:   Размер: 623x779, 0.49 MPix, 252 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (143) , (3) . Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Hargesheimer Kunstauktionen Düsseldorf, 2016, Lot 0669. A RARE ICON SHOWING THE VIRGIN OF MERCY. Russian, 19th century Oil on wood panel. The background made of silver, covered by a golden lacquer. The icon showing a group of people sheltering for protection under the outspread maphorion of the Mother of God. The Mother of God is shown frontally in full-length with out-stretched wings. Two selected saints on the borders. Minimally restored. 31 x 26 cm. [...] Файл 29395.jpg:   Размер: 924x1100, 1.02 MPix, 509 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (2) . Описание: Икона Божией Матери «Покрый нас кровом крылу Твоею». Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см. Икона реставрирована. Основа дублирована, вероятно, в XIX в. Тонировки живописи незначительные. Утрачена цата. Файл 29397.jpg:   Размер: 684x1024, 0.7 MPix, 458 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (1) . Описание: A very rare and large icon showing the Virgin of Mercy. Greek, 18th century. Tempera on wood panel. On the reverse label and inscription " DUBROVNIK 31-7-54 " . 43.2 х 34 cm. Частное собрание. Файл 32029.jpg:   Размер: 1258x1600, 2.01 MPix, 1186 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (123) , (2) . Описание: Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Москва, 1773 г. Материал, техника: серебро, дерево, чеканка. 35 х 26,5 см. Государственный исторический музей, Москва. Файл 32030.jpg:   Размер: 551x711, 0.39 MPix, 224 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) .

http://pravicon.com/icon-260-photo

Свт. Иона, архиеп. Новгородский, благословляет прп. Зосиму Соловецкого и поставляет его в игумены. Миниатюра из Жития святых Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 44 об.) Свт. Иона, архиеп. Новгородский, благословляет прп. Зосиму Соловецкого и поставляет его в игумены. Миниатюра из Жития святых Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 44 об.) Изводы, созданные мастерами-иконниками, работавшими для Новгородских владык сер. XVI в., использовались в др. произведениях для софийской казны. На серебряной святительской панагии, происходящей из новгородского Юрьева мон-ря (в нач. XIX в. служила привесом к иконе Богоматери с Младенцем в Георгиевском соборе по левую сторону царских врат), гравирована композиция, в к-рой в молении Богоматери на престоле преклоняются, припадая на колени, святители Никита и И. Новгородские (2-я пол. XVI в., НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 423-424. Кат. 152); И. (надпись: «  ») облачен в клобук и крещатую фелонь. Дробницы с резным изображением И. 2-й пол. XVI - XVII в. сохранились на подвесных пеленах к местным иконам Благовещенского собора Московского Кремля, иногда в рост (подписи: «Архиепископ Иона», «Агио(с) Иона Новгородский»). Сохранившиеся описи новгородских мон-рей свидетельствуют, что со временем получили распространение иконы, где И. изображался с др. местными святыми. В Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря, согласно описи 1642 г., почитаемая икона Богоматери Одигитрии в правой части иконостаса (одна из неск. пядниц в дорогих окладах, с прикладами и пеленами; располагалась сразу после местного образа прп. Варлаама Хутынского, с житием, на золоте) была помещена в киот, на правой створке к-рого были изображены арх. Гавриил, И. и «Варлам Футынский» ( Макарий (Миролюбов). 1856. С. 14). Створки киота имели оклад и сканые венцы. В трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в иконостасе помимо 5 местных икон находилась пядница с образами «Ионы архиепископа с Александром, Сверским чудотворцем, во облаце Спас, писаны на празелени» (Там же. С. 54), большая икона в деревянном киоте располагалась на столпе: «…Ионы архиепископа да Василия Блаженного, во облаце Спас, писан на красках, в киоте, киот деревяной» (Там же. С. 55). В б-ке мон-ря, находившейся в ц. Всемилостивого Спаса, хранилась книга «в тетрадех, в полдесть, писменая, Житие Ионы, архиепископа Новгородского, в красной коже» (Там же. С. 118).

http://pravenc.ru/text/578254.html

(Речь, произнесённая на торжественном годичном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1902 года) Параграф I II     Имею честь предложить Вашему просвещённому вниманию историческую справку о значении женщины в русском старообрядческом расколе. Как очевидно, предмет этот стоит в прямой связи с вопросом об особенностях и условиях современной противораскольнической миссии. § I «Дело» женщины, как и имя её, в истории раскола встречается вообще часто. Поэтому, чтобы удобнее разобраться в массе относящихся сюда фактов и явлений, нужно установить прежде всего общие их группы. Начнём, для введения, с статистики. Общая цифра женского пола стоит выше мужской по всем всеобщим переписям раскола, как более ранним, так и позднейшим, несмотря на всё различие условий, при которых производились они. В первой половине XVIII века, когда, по именным указам во всенародное сведение, производились записи раскольников под двойной оклад, разность колеблется в приблизительных пределах от 5 до 7% 1 ; в первой половине XIX века, когда правительство собирало ведомости о числе раскольников через губернские начальства без огласки и под рукой, разность имеет приблизительную точность от 6 до 7% 2 ; наконец, первая всеобщая перепись 1897 года, по приёмам своим имевшая опять свой специальный характер, дала графу поповцев и беспоповцев с разностью между мужским и женским полом около 7 и 10% 3 . Так, повторяем, по общей сумме каждой из переписей. В частных слагаемых эта разность значительно колеблется: и возвышается, и понижается, и, наконец, нередко мужской пол превышает женский; но в случаях более характерных, где раскол представляет единицу наиболее крупную, преимущественно превышает женский пол. Пусть эти цифры отвечают действительности не вполне и собственно – ниже её. Они важны для нас в качестве показателей относительных и, как таковые, констатируют бесспорный факт. В своём происхождении факт этот на первый взгляд не совсем понятен. Но ещё более требуют объяснения нижеследующие факты и явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В Ржевском уездном казначействе находилась икона Спасителя XVI в., к-рая, согласно преданию, «до нашествия Литвы была надвратною иконою при Спасо-Преображенской церкви; оттуда была взята в воеводскую канцелярию, а после упразднения оной поступила в казначейство». На ней В. и. А. изображены припадающими к стопам Спасителя в числе др. святых (Там же. С. 67. Прилож.: рис. с иконы). Парным (на одной доске) было и изображение на надгробном образе святых (известно по описанию и прориси - Там же. С. 64-67. Табл. II): В. и А. представлены в рост прямолично со сложенными на груди руками, глаза закрыты, в длинных княжеских одеяниях, украшенных узором, драгоценными камнями и жемчугом. На голове св. Агриппины белый узорчатый плат, концы к-рого спускаются на плечи. Голова св. Владимира непокрыта, у него небольшая борода, волосы распущены по плечам. После 1745 г. надгробную икону из Успенского собора в Ржеве архим. Жёлтикова мон-ря Варлаам перевез в Тверь, где она находилась в кладовой под колокольней Спасо-Преображенского собора. Оттуда с разрешения архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) (1857-1876) ее перенесли на хранение в Тверской музей (в наст. время местонахождение неизвестно). Единоличное изображение князя находилось в деревянной часовне Преображенской ц. г. Ржева (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19009. Л. 41). Как небесные покровители заказчиков (?) образы В. и А. могли быть представлены на иконах в числе др. святых, напр. на иконе «Не рыдай Мене, Мати (со святыми на полях)» из с. Змеёва Лихославльского р-на Тверской обл. (1-я пол. XIX в., ТОКГ), на иконе в окладе «Святые блгв. кн. Михаил и свт. Арсений Тверские, блгв. кн. Владимир и кнг. Агриппина Ржевские» (XIX в., ТГОМ; оклад в ТОКГ). Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея: Археол. отдел. М., 1888. 85-86; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 194-195, 81, 82. Н. А. Майорова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/text/159124.html

Крест запрестольный. Сер. XVI в. (ГММК) Крест запрестольный. Сер. XVI в. (ГММК) Тип 6-конечного К. был характерен для воздвизальных К., известных по изображениям на византийских миниатюрах. Древнейшие воздвизальные К. домонг. времени в рус. землях могли сочетать функции ставротеки и служебного К. Они создавались по случаю принесения на Русь великих святынь, навсегда сохраняли имена своих создателей и, несмотря на различия в происхождении, имеют много сходных черт. Стремление дать реликвиям, прежде всего связанным с К-полем, достойное обрамление из драгоценных материалов (металлы и камни) характерно, напр., для К., изготовленного в 1161 г. мастером Богшей Лазарем для обетного мон-ря прп. Евфросинии Полоцкой в Полоцке, а также для К. архиеп. Антония Новгородского, вложенного им в новгородскую Св. Софию (1207-1212, с позднейшими добавлениями; местонахождение неизв.). К. этой традиции имеют близкие размеры (40-70 см) и развитую изобразительную декорацию (драгоценные камни, оклад с орнаментами, надписями и с изображениями). Для частицы Животворящего Древа могли использовать в качестве ковчега деревянные 4-конечные К. Позднее сама форма 6-конечного воздвизального К. стала служить образцом для хранения этой святыни (напр., К. в золотом с эмалью окладе новгородской работы 2-й пол. XII - нач. XIII в., ГММК). По типу и облику к этим К. примыкают менее известные воздвизальные К. из новгородской Св. Софии XII в., которые в XIV в. получили дополнительные украшения в виде оклада или живописных вставок. Традиция создания драгоценных окладов для таких святынь сохранялась и в XIX в. К числу визант. К. принадлежал, вероятно, и «корсунский» К. из Успенского собора Московского Кремля, известный по рис. акад. Ф. Г. Солнцева для изд. «Древности Российского государства» (М., 1849-1853. 6 т.). «Корсунскими» с XIX в. стали называть и др. древние К. из Успенского собора, напр. хрустальный выносной К., изготовленный в Зап. Европе (XV в., ГММК) и дополнительно украшенный в Московской Руси на рубеже XVI и XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Доходы И. В. м. складывались из окладного жалованья, продажи хлеба и сена, а также из денежных средств, полученных от адм. деятельности. В 1750 г. монастырь имел 1712 р. доходов и 1268 р. расходов (100 р. из них - жалованье солдатам и офицерам, проживавшим при монастыре). В 1763 г. монастырь получил с 1581 крестьянина 3604 р. сбора. Вотчины И. В. м. соседствовали с владениями Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мон-ря , московского Архангельского собора, Александро-Невской лавры, Тверского архиерейского дома, синодальных крестьян и с помещичьими усадьбами. Экономическая политика монастырских властей в 1-й пол. XVIII в. была направлена на поддержание крестьянских хозяйств за счет развития арендных отношений, предоставления ссуд и налоговых льгот. Но в обстановке земельных конфликтов 1700 г.- 60-х гг. XVIII в. монастырские власти не могли обеспечить эффективную защиту интересов своих крестьян, к-рые все чаще требовали перевести их в разряд государственных. В 1757 и 1760 гг. для усмирения волнений монастырских крестьян вызывались воинские команды ( Вдовина. 1988. С. 42-43, 193-201). Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря. Фотография. XIX в. (ГИМ) Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря. Фотография. XIX в. (ГИМ) По указу от 26 февр. 1764 г. И. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату в братии было 17 чел.: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 5 монахов. Мон-рю полагались 250 р. годового жалованья, участок земли под пашню, огород и сенокос. В 1764-1765 гг. в И. В. м. перевели насельников упраздненных Возмицкого и неск. др. мон-рей. И. В. м. использовался как место содержания колодников, и в 1766 г. настоятель добился выделения на их содержание средств из Волоколамской воеводской канцелярии. Указом имп. Павла I оклад мон-ря был повышен, а земельные угодья увеличены до 30 дес. Основной доход (ок. 40 тыс. р.) И. В. м. получал от сдачи в аренду домов подворья в Москве под торговые палатки. Поступали доходы и от монастырской усадьбы (загородного двора, огорода, пашен, озер, леса), мельницы в с.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010