Фонд новой б-ки составляет ок. 10,5 тыс. томов. Святыни Иконы, предметы шитья и утварь из Н. м. почти полностью утрачены. Наиболее почитаемая святыня - Новонямецкая икона Божией Матери, список чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери , к-рый иером. Андроник (Попович-Баденский) заказал иером. Дамиану (Павлову) и мон. Митрофану (Хамузу). Икона 2-сторонняя: с одной стороны изображена Богоматерь «Одигитрия», с другой - вмч. Георгий на троне. В С.-Петербурге при содействии иером. Феофана (Кристи) худож. С. Ф. Верховцеву был заказан серебряный с позолотой оклад (НАРМ. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 4. Л. 32 об.; Памятники рус. культуры. 2009. С. 17). 10 окт. 1864 г. икону в окладе привезли в Н. м., на следующий день ее освятил архим. Варлаам (Чернявский), благочинный монастырей Кишинёвской епархии. После крестного хода икону внесли в Никольскую ц. Архим. Андроник описал 48 чудес, происшедших от иконы в 1867-1892 гг. В 1865 г. в Н. м. было установлено празднование Новонямецкой иконе Божией Матери (11 окт.), были составлены акафист, молитва, тропарь и кондак (церковнослав. текст изд. в 2014 в Н. м.). В 1940 г., после установления советской власти, имущество монастыря было описано, икону оценили в 140 тыс. р. Монахи в числе др. святынь вывезли ее в Румынию, в монастырь Кэлдэрушани близ Бухареста. Облачения и утварь выставлены в музее мон-ря, икона находится в кафоликоне Кэлдэрушани, к ней стекаются мн. паломники со всей Румынии. В Н. м. остался список чудотворной Новонямецкой иконы (без изображения вмч. Георгия на обороте), написанный маслом на холсте (дата неизв.). В 1962 г., во время закрытия мон-ря, эту икону взял с собой мон. Вадим (Тритяченко). После возрождения мон-ря в 1990 г. икону долго искали, и один из иеромонахов, причащая бывш. насельника в соседнем селе, случайно обнаружил ее в виде свернутого холста. Образ сильно потемнел, однако через 2-3 года после возвращения в церковь начал обновляться. Другие иконы В бессарабских монастырях во 2-й пол. XIX в. не было иконописных мастерских, поэтому все живописные работы заказывали профессиональным художникам.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Согласно делопроизводственным документам XVIII-XIX вв. К. и. представляла собой сложное произведение с большим количеством фигур. Видимо, древний складень был дополнен рамой с изображениями, или фигуры святых были написаны на его полях. К. и. имела богатый оклад, наиболее древними частями которого были золотые чеканные венцы с драгоценными камнями на образах Пресв. Богородицы и Младенца, а также на святых. Кроме того, икона была покрыта серебряной вызолоченной ризой с драгоценными и полудрагоценными камнями и привесами, поверх нее - золотой сеткой («кружевом») с камнями, к-рая была снята в 1841 г., вес ее составил 51 золотник (чуть более 2 кг). К. и. упоминается как складень, в центральной части находится образ Божией Матери с Младенцем, над ним - изображение Св. Троицы, образы святых прор. Иоанна, Симеона Богоприимца, в подножии - прп. Авраамия Смоленского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и прп. Пафнутия Боровского; на створке слева - арх. Гавриила и свт. Николая Чудотворца, справа - арх. Михаила и прор. Илии. Появление дополнительных образов, в т. ч. святых, среди которых 3 К-польских святителя и рус. преподобные, прославленные на церковных Соборах 1547 и 1549 гг., отражает распространение почитания К. и., а также могло быть связано с личным обетом; не исключено, что святые были покровителями тех, кто участвовал в поновлении К. и. в 1611 г. Мон-рь, где пребывала К. и., во 2-й пол. XVII в. посещал патриарх Иоаким (1674-1690), который по рождению происходил из Можайска, напр. он приезжал в Можайск в 1684 г. на освящение ц. во имя свт. Николая Чудотворца «на градских вратех»; в мон-ре был похоронен его дед, в миру носивший имя Иван Савёлов ( Холмогоровы. 1901. С. 6, 8, 10; Волкова. 2003. С. 588). Вкладами патриарха Иоакима могли быть наиболее старые богослужебные книги: Требник 1680 г., Евангелие воскресное с толкованиями 1681 г., 4 Ирмология и 2 Октоиха 1683 г., Апостол 1684 г., Евангелие малого формата 1685 г. и Минея месячная 1687 г. ( Трофимовский. 1864. С. 363; То же. 2013. С. 251). Вероятнее всего, что богатое убранство К. и. могло быть создано при патриархе Иоакиме в 3-й четв. XVII в. В 1727 г. еще совершались крестные ходы с К. и. в Можайск и Верею, судя по ходатайству, направленному в Крутицкую епархию от вкладчиков Колоцкого мон-ря бригадира Петра, стольника Афанасия, подполковника Тимофея Тимофеевича, детей Савёловых вместе с капитаном-лейтенантом гр. П. И. Мусиным-Пушкиным, с просьбой разрешить, как и в прошлые годы, провести крестный ход в день Сошествия Св. Духа ( Волкова. 2003. С. 588). После отнесения мон-ря к территории Гжатского у. и Смоленской епархии чудотворную икону носили на неск. недель в мае или июне в Гжатск (ныне Гагарин Смоленской обл.; Трофимовский. 1864. С. 357; То же. 2013. С. 247).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

С. 64-72). На л. 489 об. Н. представлен в рост, в развороте вправо, в паре с прп. Пахомием Кенским; одежды: монашеская мантия и схима с накинутым на голову куколем (на схиме написан красный 8-конечный крест на ступенчатой Голгофе). У Н. небольшая клиновидная борода, руки воздеты в молитвенном жесте. Рядом с изображением - текст: «Прп(д)бны(и) Никодимъ Кожеозе(р)скïй. Власы сче(р)на русы, впрос(д), пусты(н)ни(к) Хожьюскïй, мн(с)трь Кожезе(р)скïи, собо(р)ная ц(е)рков Бгоявленïе Г(с)дне». На рясе - текстовое уточнение о цвете: «Ряска дич». 2-й образец Сийского подлинника (л. 530) аналогичен: Н. в рост, в развороте влево, руки в молении, одет в мантию и плотно облегающий куколь на голове; лик с морщинами на лбу и щеках, борода короткая клиновидная. Надпись: «П Никодимъ Xo(ж)юckiй пу(с)[ты]никъ, Koжeoзe(p)ckiu Ч». Оба иконописных образца выполнены чернилами ( Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 214, 226; РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Д. F 88. Л. 489 об., 530; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 133; Т. 2. С. 181). Похожее изображение есть в Прологе 1662 г. из Александро-Свирского монастыря (БАН. ОРК 341 СП. Л. 147). В этом издании нет лицевых гравюр, только заставки. На правом поле листа с указанием дня памяти Н. 3 июля добавлен поздний оттиск в технике «черневого прилепа» с ростовым изображением святого (XVIII в.). Образ заключен в рамку с килевидным кокошником; над нимбом надпись: «Пр(д)бный Никодимъ Кожеозерскïй Чудотворе(ц)». Благодаря образцам Сийского иконописного подлинника был сформирован тип образа Н.: его изображали в рост и в развороте. Это определило дальнейшее развитие икон святого в предстоянии или «в молении». Такая композиция способствовала включению его образа в состав сев. деисусных чинов начиная со 2-й пол. XVII в. (напр., икона из деисусного ряда Никольской ц. Павловского погоста под Каргополем (ок. 1659, КИАМЗ)). Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XIX в. Оклад 1895 г. (собор прор. Илии в Архангельске) Прп.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Вероятно, к ранним памятникам можно отнести икону М. М., находящуюся в наст. время в экспозиции Оружейной палаты Музеев Кремля (1-я пол. XVII в., под записью XVIII-XIX вв.; см.: Клевцова. 2006. С. 80. Ил. на с. 76). Она происходит из 2-го ряда надгробного иконостаса первых представителей рода Романовых в Архангельском соборе, сформированного из т. н. родимых, или мерных, икон, к-рые писали в меру роста новорожденных младенцев царского рода (самая ранняя - икона 1554 г. с образом прп. Иоанна Лествичника, тезоименитого святого сына вел. кн. Иоанна IV Грозного, царевича Иоанна (1554-1582)). Должны были быть веские основания, для того чтобы поместить в ряд родимых образов эту икону М. М., имеющую размер и формат, не соответствующие по объективным причинам мерной иконе (28,4 ´ 31,8 см.; вероятно, мерная икона Михаила Феодоровича, рожденного в боярской семье, не существовала). Сохранился драгоценный убор иконы, считающийся самым дорогим среди икон 3 рядов этого иконостаса (см: Лебедев. 1880. С. 179): золотой, чеканный, с гравировкой и чернением оклад украшен 3 изумрудами, 3 рубинами, 16 крупными сапфирами и жемчужной обнизью по абрису фигуры святого, по полям, нимбу и цате; такое убранство свидетельствует о значимости образа. М. М. изображен прямолично, в рост, на нем охристый хитон, коричневая мантия, сине-зеленая схима с куколем, к-рый лежит на плечах. Клиновидная борода с проседью доходит до середины груди, и, как указано в иконописном подлиннике, на конце разделяется на 2 «космы». Руки отведены в стороны, персты правой сложены для благословения, в левой держит развернутый свиток, в к-ром из-под оклада читаются лишь начальные буквы текста (возможно, вариант традиц. обращения основателя мон-ря к своей братии: « к бра мо »). На обороте доски вырезана надпись: «Писалъ сей образъ Дiakohъ Лука Михайловъ» ( Лебедев. 1880. С. 179), относящаяся ко времени поновления ряда икон Архангельского собора в 1774 г., о чем, например, оставлена надпись белилами на обороте иконы прп. Кирилла Белозерского, сделанная диак. Лукой Михайловым Глаголевским в 1774 г. (Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного. М., 2007. Кат. 79. С. 186; см. также: Клевцова. 2006. С. 80. Примеч. 43 на с. 86).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

По описанию, сделанному в 1869 г. Евпсихием, архим. Нижнеломовского мон-ря, К. Н. и. «живописью подобна явленному в Казани образу, в размере же меньше онаго,- живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков» (26,7×17,8 см) (Там же). В описании монастыря 1891 г. дается уточненный размер иконы (41/2×33/4 вершка) (20×16,7 см - Там же. 1891. С. 18), этот же размер приводится в описаниях мон-ря 1911 г. (Там же. 1911. С. 17; Гедеон (Котлов). 1911. С. 7). После закрытия Нижнеломовского мон-ря К. Н. и. считалась утраченной. Ныне известно, что святыня находилась у архим. Макария и иером. Гедеона, к-рый перед арестом отдал ее правосл. семье Климовых. Икона хранилась у А. А. Климовой († 2008), дочери расстрелянного иконописца Нижнеломовского мон-ря А. М. Климова, к-рая завещала передать икону в 2008 г. в мон-рь. Кроме нее никто не знал о существовании иконы. Образ был вновь обретен 26 апр. 2008 г., в Страстную субботу. Ныне К. Н. и. находится в новом, освященном 27 окт. 2008 г. Казанском храме Нижнеломовского мон-ря и является одной из главных святынь Пензенской епархии. Сохранившаяся К. Н. и. относится к 1-й пол. XVII в. и имеет размер 20 ´ 16,7 см. В типах ликов Богородицы и Младенца Христа видна связь с ранними списками Казанской иконы. Авторский красочный слой имеет утраты. Корона с белильными «жемчужинами» над головой Богоматери частично видна на архивной фотографии К. Н. и. нач. XX в. (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 161). Чудотворный образ часто носили в крестных ходах (особенно многочисленных в годы эпидемий и засухи), и тогда в раму с клеймами вставлялся список К. Н. и. На хромолитографиях кон. XIX - нач. ХХ в. икона воспроизводилась в золотом окладе 1856 г. (положение Младенца Христа чуть развернуто к Богородице). Оклад желтого цвета, высокая корона с бриллиантами серебряного оттенка, нимб в виде лучей, в верхних углах 2 прямоугольные дробницы с монограммами имени Божией Матери, в нижних углах головки ангелов. Хромолитографии или олеографии наклеивались на доску в размер чудотворного образа (ПГОКМ).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Покрый Нас Кровом Крылу Твоею " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Покрый Нас Кровом Крылу Твоею Покрый нас кровом крылу Твоею Начало XVIII века. Москва. Оружейная палата. Икона: дерево, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение (огневое), чеканка, гравировка, канфарение, стразы. 30х19,8 см. Икона реставрирована. Основа дублирована, вероятно, в XIX в. Тонировки живописи незначительные. Утрачена цата. Икона Богоматери является редкостным по художественному качеству и уникальным по иконографии памятником петровского времени. На иконе крылатая Пресвятая Дева раскрывает над верными свой плащ-покров. По сторонам от Нее представлены группы праведников. Тексты в картуше и на бандероли - и - вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст , указывающий на литературный источник этой иконографии, - Апокалипсис (12:14). Здесь сочетаются темы Покрова Богоматери, причем в западноевропейском варианте (тип ), и Апокалиптической Жены. [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Национальный художественный музей Украины. Покров с портретом гетмана Богдана Хмельницкого. 1-я пол. XVIII в. Киевщина. Файл 29393.jpg:   Размер: 699x1024, 0.72 MPix, 383 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (4) . Описание: Икона Богоматери " Покрой нас кровом крилу Твоею " . Государственный Исторический музей. Вторая половина XVIII в. Дерево, грунт, темпера, масло, смешанная техника. 26х20,5 см. Место создания: Малороссия. Файл 29394.jpg:   Размер: 623x779, 0.49 MPix, 252 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (143) , (3) . Описание: Икона Покрый Нас Кровом Крылу Твоею. Hargesheimer Kunstauktionen Düsseldorf, 2016, Lot 0669. A RARE ICON SHOWING THE VIRGIN OF MERCY. Russian, 19th century Oil on wood panel. The background made of silver, covered by a golden lacquer. The icon showing a group of people sheltering for protection under the outspread maphorion of the Mother of God. The Mother of God is shown frontally in full-length with out-stretched wings. Two selected saints on the borders. Minimally restored. 31 x 26 cm. [...]

http://pravicon.com/icon-260

Современная фреска с оплечным образом И. Л.- диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в мон-рь прп. Иоанна Лампадиста. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. На фронтальной части крышки реликвария со св. главой И. Л. помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой - предмет, похожий на копье на коротком древке. На противоположной изображению И. Л. части крышки помещен образ Спасителя на троне, на боковых - Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, т. о. И. Л. включен в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария - образы святых, их выбор, очевидно, был продиктован волей заказчика - Кипрского архиеп. Никифора (1640-1671), изображенного коленопреклоненным на передней панели. С XVIII в. появляется вариант изображения И. Л. в мирских одеждах, держащего в руках развернутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из ц. свт. Ираклидия ( Papageorgiou. 2008. P. 59. Fig. 66). Ныне оклад одет на чтимый образ совр. письма, находящийся в ц. прп. Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине к-рого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке - крест, в правой - развернутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам ап. Павла (Гал 2. 19-20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О. В. Лосевой). На полях оклада - образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение прически святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам. В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом И. Л. того же типа, что и на иконе. Отличие в том, что в левой руке святого крест и развернутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зеленый «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике его можно отнести к 1-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/471341.html

В 1710 г., в царствование Петра I, Н. В. м. был «определен содержанием» на 100 монахов. Мон-рю были оставлены 8 вотчин, остальные поступали в ведение Монастырского приказа, а доходы от них - в казну. В 1711 г. управление этими вотчинами было возвращено обители, однако доходы от них продолжали поступать в казну. Помимо этого на Н. В. м. было возложено множество ежегодных и экстраординарных податей, поставок рекрутов, фуража, хлеба, подвод для армии, привлечение работников на строительство С.-Петербурга, верфей, каналов. На содержание в обитель отправляли отставных военных и инвалидов. Петр I пожаловал мон-рю урочище Змеевы Горы в Симбирском у., к-рое власти обители обменяли на соседние земли, где были поселены монастырские крестьяне, основавшие большие села - Никольское и Воскресенское (их население занималось в основном рыбной ловлей). Имп. Елизавета Петровна значительно улучшила положение Н. В. м. выделив средства из доходов Синода и личных (кабинетных) сумм. Кроме того, по указу от 19 июля 1749 г. не взимались отчисления в Синодальное экономическое правление с симбирской вотчины Н. В. м.- села Воскресенское (Сергиевское), все доходы должны были пойти на ремонт собора Воскресения Христова. В результате секуляризации церковных имуществ 1764 г. Н. В. м. потерял все свои огромные владения в 26 уездах страны (ок. 14 тыс. душ мужского пола). По штатам обители 1-го класса братия Н. В. м. не должна была превышать 33 монаха, 30 послушников и 34 служителя. Все остальные насельники считались сверхштатными, и мон-рь должен был сам изыскивать средства на их содержание. Главным источником существования братии был гос. оклад, выдававшийся Синодом (его расход строго контролировался синодальными органами); его размер равнялся примерно 30% от прежних монастырских доходов. Доходы от свечной продажи, кружечных сборов, пожертвований на поминовение, частных вкладчиков составляли внештатные суммы мон-ря. В распоряжении ими власти Н. В. м. были более свободны, хотя значительные траты сумм из этих фондов тоже требовали разрешения Московской синодальной конторы. За мон-рем сохранились некоторые угодья (сенокосные луга в пойме Истры, рощи, мельницы, огороды), земельные участки в с. Воскресенском и московские подворья: в Китай-городе на ул. Ильинке (с 1658) и в Сущёвской части (находилось за пределами Земляного города и называлось загородным). Большая часть помещений Ильинского подворья (за исключением ц. Воскресения Христова в Ст. Панех и настоятельских апартаментов) сдавалась под торговые лавки. Это приносило Н. В. м. 9-10 тыс. р. ежегодного дохода. Во 2-й пол. XIX в. большую роль в жизни мон-ря играли частные благотворители, среди к-рых самым крупным был фабрикант П. Г. Цуриков (1812-1878), владелец суконной фабрики в с. Ивановском Звенигородского у.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В XVIII в. Д. А. изображался в основном в монашеском одеянии, в частности на гравюре 1-й пол. XVIII в. М. Н. Нехорошевского с образом Владимирской иконы Божией Матери среди почитаемых рус. святых, в 5-м клейме сверху на правом поле (РНБ. Собр. А. В. Олсуфьева - см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 493. 1226; Атлас. Т. 3. 1226). В сер. XVIII в. большой образ Д. А. в схиме был поставлен у его мощей (Опись 1763 г. Л. 4-6). В нач. 60-х гг. XVIII в. он был украшен на средства купца М. Козмина серебряным позолоченным окладом (Опись 1789 г. Л. 2 об.), в 1840 г. оклад был заменен новой серебряной чеканной позолоченной ризой с надписями на эмалевых дробницах (Описи Данилова мон-ря 1843, 1859 гг.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 120. Л. 7 об.; Ед. 122. Л. 13 об.). В живописных образах и иконах XVIII в. сохранялась древняя иконография Д. А.- схимника, предстоящего Св. Троице. Так, ок. 1794 г. были выполнены 4 аналойные иконы Д. А. в серебряных позолоченных чеканных окладах - святой в «монашеском великия схимы одеянии» со Св. Троицей в облаках, на одной - с Пресв. Богородицей и Младенцем Иисусом Христом (Опись 1793 г. Л. 17). Видимо, подобная икона св. князя нач. 60-х гг. XVIII в. (Опись 1763 г. Л. 117 об.) была поднесена еп. Крутицким Самуилом (Миславским) , членом Святейшего Синода, имп. Екатерине II во время ее посещения Данилова мон-ря 30 авг. 1775 г., в день празднования памяти святого. Среди рус. вел. князей и царей, скопированных с гравированного портрета имп. Петра I с баталиями работы П. Пикара (1717), Д. А. присутствует на гравюре 2-й пол. XVIII в. с изображением в центре имп. Екатерины II, ведущей за руку малолетнего сына Павла, вдали - Московский Кремль ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 237, 239). В числе мн. др. святых Д. А. (с непокрытой головой) запечатлен на складне-мощевике 2-й пол. XVIII в. (ГММК). В XIX в. сосуществовали различные традиции иконографии святого. Так, на новой серебряной раке 1817 г. (Опись 1859 г. Л. 12 об.- 13), выполненной в стиле классицизма, Д. А. был представлен и в княжеских одеждах, и в схиме. На боковой стороне - чеканное изображение святого в рост, в горностаевой мантии, со скипетром в правой руке. Судя по выполненному акварелью и тушью чертежу раки Е. Кафтанникова, образ святого был помещен в круге на золотом фоне, по бокам - ветви, поддерживаемые ангелами (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 561. Л. 2). На верхней позолоченной доске раки имелся чеканный образ Д. А. в схиме (на обороте доски - ковчежец с частью зуба св. кн. Александра Невского) (Опись 1859 г. Л. 12 об.- 13).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Серебряными и золотыми пластинами оковывали патриаршие деревянные посохи, символы власти. В нояб. 1627 г. такой О. на посох патриарха Филарета (Романова) изготавливали патриаршие жалованные мастера В. и И. Васильевы; в окт. 1630 г. мастер В. Васильев оковывал серебром детали нового патриаршего посоха, из пальмового дерева, включавшего золоченый верх с крестом, 4 яблока, 9 трубок и наконечник ( Троицкий. 1914. С. 40-41). О. XVIII - нач. XX в. На серебряных О. рус. икон Нового времени, как правило, отпечатаны клейма: города, пробирного мастера, владельца ювелирной мастерской, фабрики или торгового дома, а также - именник (личное клеймо) мастера, позволяющие точно датировать эти произведения и, кроме того, связать их с определенным художественным центром, мастерской. На О. в XVIII-XIX вв. делали надписи. Начиная с XVIII в. на иконах перестали делать ковчег, поэтому изменилась форма О., нарушилась его структура. С этого времени О. изготавливали из больших тонких серебряных пластин прямоугольной формы с накладными венцами и с просечными открытыми участками для иконописных ликов и рук. Слитки металла прокатывали в тонкие серебряные и золотые пластины на механических вальцах, что позволяло получить листы для цельнометаллических О. на храмовые иконы, напрестольные Евангелия и др. В XVIII - нач. XX в. наряду с ручными приемами широко применялись технологические операции, связанные с машинным производством: штамповка, вальцевание, гальванопластика, гильоширование и др. О. 1-й пол. XVIII в., как правило, декорированы растительным орнаментом, характерным для произведений предыдущего столетия, в сочетании с барочными мотивами - чеканными связками плодов, травами, ягодами и цветами. Часто отсутствует четкая граница между полями и светом иконы, а размеры металлических венцов не совпадают с размерами и формой иконописных нимбов. На серебряных О. икон 1-й трети XIX в. в стиле русского классицизма находят отражение эстетические идеалы античной классики. Поля, венцы и свет украшали чеканным или гравированным растительным орнаментом.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010