XIX в. названная как «новая» и «Споручница грешных» ( Малов. 1884. С. 23; Пинегин. 1890. С. 375). Особенности ее извода указывают на повторение иконографии образа, почитавшегося в самарском Раковском жен. мон-ре или в московской ц. Рождества Христова в Палашах: соприкосновение ликов, переплетенные пальцы рук Богоматери, обнимающих Младенца Христа, сидящая поза Богородицы (подробнее см. «Взыскание погибших» икона Божией Матери ). Стиль иконы отличается утонченностью рисунка и колорита, напоминает работы не столько мастеров московской Оружейной палаты XVII в., сколько итал. Проторенессанса. Икона была написана в Москве по заказу Д. Н. Бонческула, к-рый прислал ее в Казань как список с принадлежавшей ему иконы «Споручница грешных» (1847, во 2-й пол. XIX в. в московской ц. Николы в Хамовниках) и просил не накладывать на икону ризы. В столице, вероятно, была написана икона «Праведная Анна Кашинская» (нач. XX в., НМРТ), связанная с прославлением древней святой в 1909 г. Особое значение иконы подчеркивает то, что она имела драгоценный оклад и бархатную «сорочку». Сохранились сведения об иконах XVIII - нач. XX в., включавших мощи. В каменном храме во имя прп. Кирилла Белозерского в с. Каймары (1723), возведенном в поместье ген.-майора М. Н. Кудрявцева и освященном митр. Тихоном, теплый храм имел приделы во имя кн. Александра Невского и свт. Мефодия Патарского (св. патрона строителя церкви), в храмовые иконы были вложены мощи (Обозрение. 1898. С. 269). Иконы с мощами присылали в городские храмы и новые монашеские обители. В казанской Никольской (Николо-Гостиной) ц. находилась икона прп. Сергия Радонежского, написанная в Троице-Сергиевой лавре худож. И. М. Малышевым; в изображение епитрахили была врезана часть от гроба святого ( Малов. 1884. С. 36). В Богородицкую ц. при больнице на ул. Грузинской в Казани ктитором Таршиным была в 1859 г. пожертвована небольшая икона свт. Митрофана Воронежского с частицей мощей, вставленная в раму с клеймами чудес от его мощей (Там же. С. 67-68).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Уникальность крупных инициалов О. Е., рисунок к-рых не повторяется, определяется вплетенными в них необычными антропоморфными (в виде масок - «личин») и зооморфными (монстрообразными, хищными) элементами, в к-рых исследователи усматривают влияние разных художественных традиций: западноевропейской ( Лазарев. 1953. С. 268; Попова. 2003; Уханова. 2013), персидской ( Свирин. 1964. С. 56) и др. (В трудах болг. авторов до последнего времени распространено мнение, что не только О. Е. скопировано с болг. оригинала, но и его живопись и орнаментика восходят к болг. рукописи Х в.; см.: Иванова-Мавродинова В. За украсата на ръкописи от Преславска книжовна школа//Преслав. София, 1968. Т. 1. С. 84-91; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга. София, 1981. С. 23-24; др. работы. Исследования российских ученых опровергают это мнение.) Богатство использованных материалов, размер, программа декора подтверждают мнение исследователей о рукописи как памятнике гос. значения своего времени. Повторение миниатюр О. Е. в более поздних княжеских драгоценных напрестольных Евангелиях, прежде всего Новгорода, таких как Мстиславово Евангелие, позволило исследователям предположить, что образцом для этих роскошных кодексов служил некий подобным образом украшенный манускрипт киевского происхождения, возможно напрестольное Евангелие киевского Софийского собора ( Смирнова. 2008. С. 470). Влияние миниатюр О. Е. на художественное оформление литургических книг сохранялось до XIV в., о чем свидетельствует, напр., миниатюра «Ап. Иоанн Богослов с Прохором» в Федоровском Евангелии (ЯИАХМЗ. 15718. Л. 2 об., 1-я пол. XIV в.). В сер. XIX в. ювелир П. И. Сазиков по проекту И. И. Горностаева выполнил драгоценный оклад О. Е. (ныне хранится отдельно). Лит.: Стасов В. В. Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334; Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Киевской Руси//ИРИ. 1953. Т. 1. С. 155-232; он же. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 227-296; Свирин А. Н. Остромирово Евангелие как памятник искусства//Тр. ГПБ. Л., 1958. Т. 5 (8) С. 47-55; он же. Искусство книги Др. Руси XI-XVII вв. М., 1964. С. 53-56, 171-172; Popova O. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Leningrad, 1975. Р. 10-13. Il. 1-3; она же (Попова О. С.). Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 181-184, 262-263; Смирнова Э. С. Миниатюры Остромирова Евангелия: Особенности иконографии//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 457-472; Уханова Е. В. Западноевропейские источники в древнерус. книжной культуре XI в. и Остромирово Евангелие//Путем орнамента: Исслед. по искусству Визант. мира: Сб. статей. М., 2013. С. 206-230.

http://pravenc.ru/text/Остромировом.html

После пожара 1645 г. настоятель обратился за помощью в восстановлении обители к царю (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 11 об.). В 1647 г. боярин Федор Иванович Шереметев, дьяк Ф. Ф. Лихачёв и гость Г. Никитников пожертвовали деньги на кровлю Одигитриевской ц. «под колокольней» (Там же. Ед. хр. 2167. Л. 5). Кнг. Анастасия Лыкова (сестра патриарха Филарета) дала монастырю деньги «на городское строение» (Там же. Ед. хр. 2171. Л. 1). Между 1661 и 1682 гг. крупные вклады (церковную утварь, книги и имущество) сделал в обитель дьяк Золотой и Серебряной палаты Захарий Богдан Силин (Там же. Ед. хр. 427. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 449. Л. 1-2). В период Смуты монастырские постройки были повреждены, и во 2-й пол. XVII в. в обители и в монастырских владениях велись строительные работы. В 1636 г. в с. Ангелове построена ц. свт. Николая Чудотворца, в 1667 г.- ц. прор. Илии в подмонастырской слободе, в кон. XVII в.- каменные храмы в Осташкове, Балашкове, Луковникове (Там же. Ед. хр. 735, 738-741). В XVII в. И. В. м. использовался как место содержания лиц, осужденных по решению светских и духовных властей, а также душевнобольных. При царе Василии Шуйском в И. В. м. был сослан кн. И. А. Хворостинин, в 1610 г.- мон. Иринарх, в 1625 г.- мон. Рафаил. В 1630 г. в мон-рь был заключен некий грек старец Иона, в 1640 г.- киевский старец Иов, в 1643 г.- белорусы старцы Исакий и Авраамий, в 1649 г.- дьяк Ефрем, в 1666 г. сослан противник патриарха Никона протопоп Иоанн Неронов. При мон-ре содержались уличенные в пьянстве, воровстве, а с нач. XVIII в.- отставные солдаты. XVIII - нач. XX в. С 1701 г. все недвижимое имущество И. В. м. передавалось в ведение Монастырского приказа. 36 монашествующих составили штат монастыря, оклад жалованья - 316 р. Иосифов Волоколамский мон-рь. Гравюра. XIX в. (ГИМ) Иосифов Волоколамский мон-рь. Гравюра. XIX в. (ГИМ) В 1702 г. И. В. м. возглавлял архим. Герман, переведенный из нижегородского Печерского мон-ря . В его ведение были переданы все духовные дела по Волоколамской десятине, однако уже в 1707 г. архим. Герман просил освободить его от этой обязанности. В 1710 г. все вотчины монастыря были разделены на определенные, в размере дохода от управления 3604 крестьянами (доход от к-рых шел на содержание обители), и заопределенные (находившиеся в ведении приказа). В 1710 г. из монастырской вотчины было изъято и передано кн. А. Д. Меншикову с. Спасское с 3 деревнями в Рузском у.; в то же время монастырю были возвращены вотчины в Волоцком у.

http://pravenc.ru/text/673721.html

С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII - нач. XVIII в. было составлено неск. слов и поучений на празднование чудотворной Д. и., самые известные из к-рых - «Поучение» свт. Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского), написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. (РГБ. Тихонр. 207. Л. 159-177, XVIII в.); появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архим. Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор вел. кн. Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» (РГАДА. Ф. 181. Оп. 4. Д. 327, 707. Л. 5). Сказание о Д. и. в традиц. варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского. До наст. времени дошло неск. ранних списков Д. и. (Памятник, овеянный славой Куликовской битвы/Текст: Н. Б. Салько. Л., 1978. Ил. VI-X; Гусева. 1984. С. 46-50). Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый кон. XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев мон-рь, возможно кн. Владимиром Андреевичем Храбрым (ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 65. С. 151). Икона неизв. происхождения московского письма нач. XV в. (ГТГ; Byzantium: Faith and Power. 1261-1557/Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 88. P. 166). Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском еп. Давиде (1571-1580). В XIX в. почитались чудотворными следующие списки: сохранившаяся и ныне почитаемая Д. и. (в размер оригинала) 1591-1598 гг. в Донском мон-ре в Москве; икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского мон-ря, с летописью (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 913. С. 413); икона в Стародубе; образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пуст.; икона в приходском храме (бывш. Паройской пуст.) Липецка Тамбовской епархии (Сказания о земной жизни Пресв.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Вариант изображения святых, соименных заказчикам, представлен на иконе «Святые Михаил Малеин и Иоанн Воин в молении Владимирской иконе Божией Матери» (врезной образ Божией Матери утрачен), находящейся в с.-петербургском соборе св. Сампсона Странноприимца (1728-1740). М. М. являлся небесным покровителем купца М. Я. Грязновского-Лапшина, церковного старосты и ктитора собора. Икона, написанная в 1761 г. Трофимом Баженовым из посада Б. Соли, стала вкладом ее заказчика в собор. Преподобный показан в легком повороте к центру (вправо), руки крестообразно сложены на груди. Образам М. М. 2-й пол. XVIII - XIX в. при сохранении общих черт характеристики внешности святого свойственна вариативность жестов. Этим периодом датируется, напр., икона М. М., которая примечательна изображением на фоне построек монастыря на холме - образ основанной М. М. обители (Музей истории Православия на земле Кузнецкой, Кемерово; оклад 1891, Москва (?); Православные иконы XVI - нач. XX в. 2014. Кат. 53. С. 262-264). Святой представлен в 3/4-ном повороте влево в молении Спасителю в облачном сегменте; у него седые вьющиеся волосы, в левой руке перед собой он держит развернутый вверх свиток, так что персты благословляющей правой руки (двуперстно) касаются свитка. Надпись на обороте иконы позволяет связать образ с главой старообрядческой общины в Иваново-Вознесенске М. И. Ямановским (см.: Там же. С. 264). Возможно, создание иконы было обусловлено желанием заказчика иметь образ соименного святого, косвенным подтверждением этому может быть не типичный для иконографии преподобного - основателя монастыря текст на свитке («Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости…») из молитвы, читаемой на совершение начинаемого дела. Так же, в молении Спасителю, на фоне пейзажа с горой над водной гладью, несколько напоминающей постройками Св. Гору Афон, М. М. представлен на небольшой иконе - даре императора Ипатиевскому мон-рю в Костроме (XIX в., Церковный историко-археологический музей Костромской епархии): правая рука в жесте моления у груди, в левой, прижатой к груди, он держит закрытый свиток. Очевидно, в качестве соименного святого заказчика ростовой образ М. М. в 3/4-ном повороте вправо помещен на левом поле (наряду с изображениями других 3 преподобных) иконы «Успение Божией Матери, с избранными святыми на полях»; как и на иконе из кемеровского музея, он держит в левой руке развернутый вверх свиток с текстом (1-я четв. XVIII в., Ярославль, собрание В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 50. С. 457).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

На вост. стене - фигуры святых царя Константина и царицы Елены, справа - мч. Мины, прп. Параскевы, праведных Иоакима и Анны. Над ними представлены поясные фигуры пророков Иезекииля, Илии, Даниила, Аарона, Моисея, Самуила и Иеремии, на своде - «Вознесение Господне». В центре храма стоит распятие с частицей Животворящего Креста. Совр. вид Верхнего О. сложился в 1924-1926 гг., когда после пожара 1923 г. по проекту рус. архит. Владимира Сукуренко были отремонтированы фасады храмов и построены келейный и паломнический корпуса. При входе в Верхний О. стоит часовня во имя мч. Исаии Острожского (2016). Нижний О. Находится в местности Косерадичи (или Госерадичи), в 3 км от Верхнего О. (640 м над уровнем моря). Сначала здесь находилось подсобное хозяйство, в 1723 г. возвели ц. вмч. Георгия Победоносца (в 1770 сожжена турками, восстановлена в 1799, в 1896 разрушена при землетрясении, вокруг ее развалин находятся монашеские захоронения), в 1742 г.- жилой корпус, в 1820 г.- однонефный Троицкий храм со звонницей (пристроена во 2-й пол. XIX в.; иконостас работы иером. Наума (Андрича) 1969-1973 гг.). В комплекс Нижнего О. входят келейные корпуса (1742, 1800), трапезная (украшена сценой «Острожские монахи на Небесной лествице» работы Гаврила Марковича). Ограда вокруг Нижнего О. сложена из жерл пушек, использовавшихся в 1876 г. в решающей черногорско-тур. битве на плато Вучий-До близ Билечи. В архиве О. хранятся грамота от 27 нояб. 1651 г. патриарха Печского Гавриила (Раича) о посвящении свт. Василия во епископа Герцеговинского, завещание святителя 1666 г., а также документы о деятельности обители с 1885 г. Мн. ценности из ризницы и б-ки О. сейчас находятся в различных собраниях: напр., Минея на сент.- в ц. прор. Илии в г. Плевля (Черногория), подсвечник (1799) - в мусульм. текке в г. Благай (Босния и Герцеговина), медный сосуд (1761) - в мон-ре Блишкова (Черногория). От библиотечного собрания сохранились лишь сборник XVI в. (с утратами) и «Архиерейский чиновник» (1638), принадлежавший Никону, экзарху патриарха Печского Арсения (Черноевича). Сейчас в ризнице имеются 15 икон (древнейшие из них - XVII в.: свт. Николая Чудотворца и «Схождение во ад», возможно, кисти иконописцев семей Рафаилович или Димитриевич), орарь архим. Иосифа (Павичевича) сер. XVII в. (вероятно, работы ювелира из Сараево Савы Божича), напрестольный крест (XIX в., дар австр. имп. Франца-Иосифа), серебряный оклад с частицами мощей 5 мучеников, крест (1864) гравера Якова Марковича из Подгорицы со сценами двунадесятых праздников и др.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

Имеется ряд икон, на к-рых руки Младенца Христа изображены не покровенными (см. иконы: из Дмитровска (сер. XIX в., ОМИИ, 38,5×26,3 см), надпись: «Образ Знамения пресвятыя Богородицы Курския», изображение дано на золотом фоне, Младенец представлен в круглой славе, правая ручка поднята в благословляющем жесте, в левой - свиток (см.: Комова. 2012. Ил. 49); «Богоматерь Курская» (Калуга, 1777, частное собрание), иконописец Максим Кузьмин Золотарёв (1761-1791), оклад - пробирный мастер Афанасий Красильников († 1791), в среднике фон золотой, остальное изображение на голубом фоне, у Богомладенца правая рука поднята, левая опущена, на окладе надпись: «...образ пресвятыя Богородицы (курс)ския»; «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (Ветка (?), 1-я пол. XIX в., Музей-собрание икон Пресв. Богородицы, дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл., 42,2×35,8 см), на золотом фоне, надписи нет, Младенец правой рукой благословляет, в левой держит свиток (см.: Цвет неувядаемый: Музей-собрание икон Пресв. Богородицы. М., 2004. С. 180. Ил. на с. 181)). Усеченный вариант изображения приведен на гравюре из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 711; Т. 3 (Атлас). 1216): представлена Богоматерь «Знамение», над Ней в облаках - Господь Саваоф, по сторонам - 4 пророка. В иконописи подобные изображения распространения не имели. Почитание Крестный ход в Курске со списком иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение» 1902 г. Июль, 2012 г. Крестный ход в Курске со списком иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение» 1902 г. Июль, 2012 г. Начало широкого почитания К. и. связано с мероприятиями по восстановлению Курска в 1586-1597 гг. и с «хождением» иконы в Москву в 1597 г., где она получила офиц. признание, и ей поклонялись государи. Наибольшая слава К. и. приходится на XVII в.- после Смутного времени и в период после 2-го возвращения К. и. из Москвы в 1615 г. Икона, как помощница и покровительница воинства, не раз использовалась для его благословения. В 1662 г. ее отсылали в Белгород, там носили по полкам и заставам. В 1676 г. К. и. была принесена на Дон для благословения донских казачьих войск и для сбора милостыни на постройку каменного храма. В 1678 г. икона была отпущена в полк Голицына, в походе ее сопровождали монахи Знаменского мон-ря. В 1684 г. от царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Курскую Коренную пуст. был прислан список К. и. в серебряном позолоченном окладе, который было велено носить к правосл. воинству ( Сенаторский. 1913. С. 13-14).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Здесь же находились и 2 иконы прп. Кассиана: одна, с серебряными венцом и цатой,- на раке, другая - «по правую сторону от могилы». Гробницу окружала железная решетка. К нач. XX в. над захоронением основателя (на помосте в 2 ступени) стояла др. медная рака (2-я пол. XIX в.), украшенная «балдахином на 4 деревянных золоченых столбах» (прежнюю медную позолоченную раку (1721) перенесли на паперть трапезы Успенской ц.). При раке хранилась часть древней схимы преподобного - «власяница черного цвета, расшитая соответствующими изображениями». Схима возлагалась на иноков и паломников, страдавших головной болью. Здесь же хранился и деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший основателю пустыни. По преданию, игум. Филарет исцелился от зубной боли, приложившись к этому кресту. Серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 окт. 1710 г. также на средства иеродиак. Стефана. На зап. стене теплого придела храма, справа от входа, хранился белокаменный «княжеский герб» прп. Кассиана - «двуглавый орел, по бокам которого два сосуда с цветами» ( Васильевский. 1997. С. 29, 39-40; Титов. 1895. С. 404). В «книгохранительнице» при Успенской ц. находились 3 старопечатных Евангелия (1653, 1657 и 1689) в «ценных переплетах», а также монастырский архив; в ризнице - 18 риз, 3 подризника, 10 епитрахилей, 6 стихарей, 6 орарей, 10 пар поручей, 2 пояса, плащаница на желтой тафте, воздухи и пелены. Ок. 1710-1714 гг. в К. п. возвели каменный одноглавый храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи с трапезной и сев. приделом во имя равноапостольных Константина и Елены. Согласно описи 1752 г., барабаны и главы были «выкладены кирпичом на каждой главе крест и чепи железные луженые» (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 197. Оп. 1. Д. 1638. Л. 117 об., 118). К 1764 г. в Иоанно-Предтеченской ц. стоял 3-ярусный, а в приделе - 2-ярусный иконостас. Для освещения использовалось сначала деревянное, а затем медное паникадило (весом в 17 фунтов). В церкви и трапезе имелись печи, выложенные муравлеными изразцами.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Псалтирь 1565 г. была также заказана Георгием II (бумага, нусхури) и переписана в 2 столбца Иоване Чумбуридзе. После текста Псалтири имелась вставка на др. бумаге, на к-рой, выполненный отличающимся от предыдущего почерком, размещался синодик царей и католикосов Грузии с припиской: «Христос, возвеличь душою и телом в обеих жизнях Богом венчанного царя царей Георгия». Третья часть рукописи представляет собой гимны, посвященные Пресв. Богородице, и другие песнопения, выполненные хорошим почерком в XV-XVI вв. В приписках упомянут еп. Ацкурский Мануил (Чхетидзе; 2-я пол. XVI в.), занимавший до этого Никорцминдскую кафедру. В приписке более позднего времени, выполненной письмом мхедрули, упомянуты некий Иоване Патарадзе и его супруга Танана ( Такаишвили. 1939; он же. 1963. С. 98-102). Четвероевангелие 1581 г. (Кут. 2095; 20,5×15,5×5,7 см; бумага, нусхури в 2 столбца) в кожаном на деревянной основе переплете Кондаков ошибочно датировал XIII в. Рукопись украшена заставками в виде киноварных плетений. Книга хранилась в серебряном окладе, остались следы позолоты (Кут. 60; 21×16×7 см). Рисунок выполнен чеканом и резцом по деревянной основе, в виде горельефа, отличается тонкостью линий и высоким уровнем исполнения. На лицевой стороне изображено Распятие с предстоящими Пресв. Богородицей, подпершей левой рукой голову, и ап. Иоанном с Евангелием в руках. Сверху помещены фигуры 2 ангелов, под крестом - череп Адама. Над Распятым помещена надпись: «Ие [исус] Хе [Христос], царь иудеев». Из камней, украшавших оклад, уцелели 2 аметиста и яхонт. На боковой створке представлены фигуры 4 евангелистов. На обороте помещена сцена «Сошествие во ад», изображения фигур отличаются удлиненностью пропорций, имеется пояснительная надпись «Воскресение». Верхняя боковая створка украшена изображением ангела, обращающегося к мироносицам и сидящего внутри свода Гроба Господня на сфере; над гробом надпись - «Гроб Христов». По полям пущен орнамент. Внутри оклада были сделаны 3 надписи, поясняющие, что заказчиками оклада и Четвероевангелия, пожертвовавшими их в Н., были Давид Цулукидзе и его жена Парсангиджавар Лашхишвили ( Уварова. 1894. С. 139-140; Такаишвили. 1963. С. 96-97; Бочоридзе. 1994. С. 120-121). В Кутаисском музее хранятся еще несколько церковных книг из Н. XVI-XIX вв. ( Такаишвили. 1963. С. 97-98, 103; Бочоридзе. 1994. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. В церквах хранились: 2 напрестольных Евангелия (1627, 1644; 2-е было выполнено «на полуалександрийской бумаге, обложено рытым бархатом, лицевая дека» имела серебряный с позолотой чеканный оклад, украшенный «по местам разноцветными камнями, в наугольниках изображены евангелисты без символов, в средине Распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, у досок литые застежки» (передано церкви как дар кн. Ромодановского Меньшого «по деде своем» кн. Григории (в схиме Геннадий)), Евангелие 1669 г., серебряный позолоченный потир (дар кн. Ромодановского Мельшого 1663 г.), 2 больших серебряных кадила, серебряное с позолотой блюдо с гербом кн. Ромодановского, 2 серебряные ложки, на одной из которых вырезано: «Johan Rodde an 1689». В ризнице хранились Требник (1646) митр. Киевского св. Петра (Могилы), Синодик «в бумажном переплете, от заглавного листа 53 гравюры с бордюрами, изображающими Евангельские притчи и св. отец Церкви». В трапезной Богоявленского собора у зап. дверей находилось 15 каменных надгробий князей и княгинь Ромодановских (Там же. С. 357-358). 14 окт. 1864 г. по благословению свт. Владимирского и Суздальского Феофана Затворника (Говорова) при Богоявленской ц. было открыто Богоявленское церковное правосл. братство. В 60-х гг. XIX в. на средства вязниковского купца и промышленника, уроженца Мстёры О. О. Сенькова в Иоанновском храме был сделан чугунный пол, а также мастерами из Палеха под рук. В. А. Салабанова выполнена настенная роспись. В 1867 г. по проекту владимирского епархиального архит. Н. А. Артлебена на средства Сенькова вместо шатровой колокольни бывш. Иоанновского монастыря была построена каменная. В Иоанновском храме (1809) почитались иконы святителей Иоанна Милостивого («древняго письма», украшена жемчужной ризой), Николая Чудотворца Можайского («голова святого высечена из камня»), Филиппа, митр. Московского («древняго письма»), Св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; хранилось напрестольное Евангелие (1649). В храме служили священник и псаломщик, на содержание которых полагалось 1,2 тыс. р. в год. Приход состоял из 217 дворов слободы Мстёра, в которых проживало 649 мужчин и 722 женщины.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010