Скачать epub pdf МОНАШЕСТВО Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного. Святитель Григорий Богослов ( 15, 342 ). Монах – тот, кто не смешивается с миром, непрестанно беседует с одним Богом; видя Его, он и Им бывает видим, и любя Его, Им любим, и становится светом, неизреченно сияющим. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 224 ). Жительство монаха должно заключаться в труде, послушании, умной молитве, в устранении от себя осуждения, злоречия и ропота. Говорит Писание: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» ( Пс. 96, 10 ). Жительство монаха заключается в том, чтобы не вступать в общение с неправедным, чтобы не видеть зла, чтобы не любопытствовать, не разузнавать, не слышать о действиях ближнего, чтобы не похищать чужого, напротив, давать свое; чтобы не гордиться сердцем, не лукавствовать мыслью, чтобы не наполнять чрева, чтобы во всем поведении руководствоваться благоразумием. В этом – монах ( 82, 371–372 ). Постом усмиряется тело, бдением очищается ум, безмолвием приносится плач, плач доставляет иноку совершенство и безгрешность. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Первое делание у монаха – безмолвие, то есть жизнь без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтобы, став выше человеческих наслаждений, можно было прилепиться к Богу. Второе – соразмерный пост, то есть единократное в день вкушение малоценной пищи, и то не до сытости. Третье – соразмерное бдение, то есть употребление одной половины ночи на псалмопение, воздыхание и слезы. Четвертое – псалмопение, то есть телесная молитва, состоящая в псалмах и коленопреклонениях. Пятое – молитва духовная, совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю мысль. Шестое – чтение житий святых отцов и их слов, совершенное удаление слуха от чуждых учений и от всего иного, чтобы словами отцов побеждать страсти. Седьмое – вопрошение опытных о всяком слове и предприятии, чтобы по неопытности и самоуверенности, вздумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть, когда неистовствует плоть, по бесовскому навету или от вина... Поэтому должно все соразмерять, чтобы неумеренностью не поколебать ревности. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 403 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Св. апостол и Евангелист Марк Св. Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии ( Деян.12:12 ). Принятое православной Церковью Предание 32 почитает Марка одним из числа 70-ти апостолов Господних. Сохранилось также древнее предание, что св. Марк был тот упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь, когда был предан Спаситель, и все ученики оставили Его, следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них ( Мк.14:51–52 ). Дом матери св. Марка, Марии, в Иерусалиме служил местом молитвенных собраний для многих верующих иерусалимлян и местом пристанища для некоторых из апостолов. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что апостол Петр, после чудесного изведения его из темницы ангелом, пошел в дом Марии, где многие из верующих собрались для молитвы ( Деян.12:4–17 ). Таким образом св. Марк в доме матери своей мог участвовать в собраниях святых апостолов и первых христиан. Особенно в близком общении был он с апостолом Петром, который, для означения такой близости, называет его своим сыном ( 1Пет.5:13 ). Св. Марку приходился дядею св. Варнава, – муж, уважаемый в Иерусалимской Церкви, как муж добрый и исполненный Духа Святого и веры ( Деян.11:24 ). Через этого родственника своего Марк сделался известен и другому верховному апостолу, Павлу, когда тот, спустя три года после чудесного обращения своего ко Христу, в первый раз прибыл в Иерусалим. Вступив таким образом в общение с великими апостолами Петром и Павлом, Марк и в последующее время является в числе сотрудников этих верховных апостолов. Спустя 40 лет с небольшим по Рождестве Христовом, иудеи разграбили имущество иерусалимских христиан, так что те принуждены были терпеть сильный голод. По этому случаю апостол Павел вместе с Варнавой во второй раз приходил в Иерусалим, для доставления тамошним христианам пособия от христиан антиохийских. Исполнив это поручение Церкви верующих в Антиохии, Варнава и Павел, возвращаясь в Антиохию, взяли с собою Марка ( Деян.12:25 ), для того, чтобы сделать его участником в трудах своих. Когда, в том же году, Павел и Варнава предприняли из Антиохии первое апостольское путешествие для проповеди Евангелия иудеям и язычникам, то вместе с ними отправился и Марк в качестве их помощника ( Деян.13:5 ). Вместе с ними он был в приморском городе Селевкии, на восточном берегу Средиземного моря; отсюда отплыл на остров Кипр, прошел его с востока на запад, от Саламина до Пафа. В последнем месте он был свидетелем чудесного поражения слепотою по слову св. апостола Павла волхва Вариисуса. Прибыв затем в Малую Азию, в памфилийском городе Пергии, Марк, к немалому огорчению апостола Павла, почему-то оставил его с Варнавою и возвратился в Иерусалим, в дом матери своей ( Деян.12:4–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Часть 1 Предуведомление к изданию на русском языке    Писатель этой книги Палладий, родом галатянин, сперва путешествовал несколько лет по разным странам Египта, потом отправился в Палестину, откуда прибыл в Вифинию, где рукоположен был в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Но, защищая святителя от нападений врагов его, он сам принужден был скрываться одиннадцать месяцев в уединенной келии. После того был он в Риме. Все означенные путешествия Палладия, как можно видеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом.    В продолжение сих путешествий Палладий с большим усердием собирал сведения о жизни святых и блаженных отцов и некоторых жен и собранные сведения предложил в этой книге, как сам говорит в Предисловии, «для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную… и в пример любви к Богу для жен, хотящих украситься венцом воздержания и чистоты».    Эта книга написана по желанию и убеждению (как видно из Предисловия) одного знаменитого мужа, занимавшего при императорском византийском дворе весьма важную должность, по имени Лавса, поэтому и книга посвящена сочинителем ему же и от имени его получила наименование «Лавсаик».    Сократ в четвертой книге своей «Церковной истории», сказавши кратко о египетских отцах, желающим более знать о них указывает на книгу, написанную Палладием, и говорит так: «Кто хочет знать, как они (отцы египетских пустынь) жили, что делали, что говорили на пользу слушающих, как им повиновались и звери, — есть особая книга, составленная монахом Палладием, учеником Евагрия. В этой книге он предложил подробные сведения о них, упоминает и о женах, по своей жизни подобных тем мужам, о коих выше сказано».    Православная Церковь дает свое свидетельство о важности сей книги для чад ее тем, что издревле постановила правилом на утрени Великого поста из числа четырех положенных чтений заимствовать два чтения из «Лавсаика» во все дни Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3786...

Часть VI. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ Глава 1. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА Каждый христианин, соответственно его личным качествам, идет своим духовным путем. Каждого ко спасению Господь ведет путем особым и каждому дает свое служение. Но есть у христиан и общее делание, без которого теряют смысл и становятся бесполезными все иные пути и служения. Главное из главных дел жизни христианина – молитвенное предстояние перед Господом, пребывание с Ним в непрестанном общении. Апостол Павел призывает нас молиться непрестанно ( 1Фес. 5, 17 ), а значит, и непрестанно пребывать в общении с Богом. Святые угодники Божии, каково бы ни было земное их дело, всегда предстояли перед Господом и удостаивались по благодати Божией небесного состояния уже на земле. Читая со вниманием Жития святых и вслушиваясь в богослужебные песнопения, которыми прославляет их Церковь , можно увидеть, что у каждого из них была сокровенная от других людей внутренняя жизнь со Христом – предстояние и хождение пред Лицом Божиим. Главное дело жизни угодников Божиих и то, чего они достигали, должно быть целью жизни каждого христианина: слова апостола Павла о непрестанной молитве обращены ко всем христианам, а обетование Спасителя «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 ) относится не к одним апостолам, но и ко всем верующим, по слову их. Святые отцы, опытно прошедшие путь духовной жизни, в творениях своих, раскрывающих сокровищницу их личного духовного опыта, указали к этой цели многие пути, но путь, необходимый для всех делателей виноградника Христова и одинаково доступный как начинающим духовную жизнь, так и совершенным, – это путь вхождения в жизнь Христа Спасителя через богослужение, через таинства и священнодействия церковные. Проходя им, мы приобщаемся к деланию святых угодников Божиих, входим в общение с ними и с Матерью Божией и удостаиваемся предстоянию страшному Престолу Господа Славы. В православном богослужении происходит и раскрывается восхождение на небеса через посредство воплотившегося нас ради Сына Божия. Начинается оно сразу, с той минуты, когда мы входим в Божий храм – земное небо. Стоя в храме и участвуя в богослужении, православный христианин становится причастником жизни небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

165. Слово в день собора св. Архистратига Михаила (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 619 1842 год Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? ( Ebp. I. 14 ). В честь Собора безплотных небесных духов, собрался здесь ныне плотоносный, однако также духовный, Собор Церковный. Чудное, вере только возможное, сближение земнаго с небесным, видимаго с невидимым. Ангели на небеси, а мы на земли: однако мы празднуем для них, как-бы имея их с собою. Они невидимы для нас; без сомнения, и мы не всегда видимы для них, как не везде сущих и не всевидящих: однако мы празднуем для них так, как-бы они были пред нашими очами, как-бы мы были пред их очами. Ибо странно и безполезно было бы составлять для них праздник, обращать к ним слова хваления и молитвы, в том случае, если они сего не видят, не слышат и не знают. Итак настоящий праздник есть свидетель нам в том, что святая Церковь признает близкое общение наше, Христиане, с Ангелами. В каком же отношении находятся они к нам? В каком отношении мы к ним должны находиться? Главное и общее изображение отношения Ангелов к человекам находим в сих словах Апостола Павла: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» Апостол преподает в сих словах три достопримечательныя сведения: первое, что Ангелы суть «духи служебные», хотя по роду служения и называются иногда «властями» и «господствиями», а по благодати «сынами Божиими», и следственно достоинства их отнюдь не должно смешивать с верховным достоинством Иисуса Христа, Сына Божия по естеству, единосущнаго и сопрестольнаго Богу Отцу, истиннаго Бога и Господа Вседержителя; второе, что хотя Ангелы живут на небесах, однако «посылаются» Богом «в служение» и на землю: третие, что служение Ангелов особенным образом направляет Он в пользу тех из человеков, которых провидит, по вере и доброму, или покаянием исправляемому житию, способными «наследовать спасение» и вечное блаженство. Если же хотим и несколько подробнее узнать, каким образом Ангелы совершают свое служение в пользу хотящих наследовать спасение: сказует нам Святый Иоанн Дамаскин , научась от Святых Дионисия Ареопагита и Григория Богослова , что Ангелы «хранят части земли, народам и местам предстательствуют, яко же на сие от Создателя учинены суть, сущая наша управляют, и помогают нам, обаче всячески по Божественному хотению и повелению, яко вышше нас суще, и Богу присно предстояще» (Богосл. кн. 2. гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

17-е Святого священномученика Симеона Персидского, и других с ним Усиление христианства в Персидском государстве не и могло не обращать на себя внимания правительства. Христианство коренилось в лучших провинциях (по Тигру и Евфрату), колебало древнюю веру огнепоклонников и вводило Персидских подданных в тесное религиозное общение с Римлянами и Армянами, непрестанно враждовавшими с Персией. И вот умножение христиан в Персиде подвигло магов на гнев и ярость, а Евреи, всегдашние недоброжелатели Христиан, приметивши настроение магов, с свойственной им ловкостью начали возбуждать против них общественное мнение. Со стороны Римского правительства нельзя было опасаться заступничества; там царствовали три сына Константина Великого , не отличавшиеся силой духа и мудростью правления. И вот царь Сапор решился на первый раз ограничить права Христиан и наложил на них дани тяжкие и неудобоносимые, а сборщиками даней приставил людей суровых (вероятно жидам же дал на откуп). Неожиданное лишение общих гражданских прав имело целью побудить Христиан отречься от своей веры, как ведущей к унижению в обществе; Христиане становились не гражданами, а рабами и невольниками. Лишние против иных соотчичей подати, притом тяжкие и невыносимые, влекли за собой обиды, взыскания, продажу имуществ. Тогда епископ Селевкии Ктезифона, Симеон, как первенствующий епископ и представитель церкви, не мог оставаться безучастным к судьбе пасомых и взял на себя письменно обратить внимание царя на несправедливое отношение к Христианам и незаконные требования; а царь жил тогда в Леде, замке близ Сузы. Письмо такого содержания: «Христос искупил Церковь Свою смертью Своею, кровью Своею извёл людей в свободу и, снявши с вый наших иго рабства, облегчил нас от тяжкого бремени. И пообещав нам светлые награды в будущем веке, Он укрепил упования наши, потому что власть Его вечна и никогда не прекратится. И так как Христос есть Царь царей, мы положили не допускать на себя ига, которое вы задумали возложить на нас. Бог да отвратит нас от такого преступления и предпочтения рабства существам смертным свободе, дарованной нам. Господь, Которому мы повинуемся и покоряемся, есть Творец и Покровитель вашего начальствования, но несправедливого господства со-рабов наших мы не терпим. И так как Бог наш есть Создатель и Устроитель того, что вы почитаете за божество, мы считаем делом нечестивым и непотребным сотворённые Им вещи и нам равные равнять с Богом. Кроме того, вы требуете от нас золота, а у нас недостаёт для того ни золота, ни имений, и Господь воспретил нам копить золото и серебро, и Апостол Его заповедал: «вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1 В эти-то дни Апостолы восприняли первоначальное свое число 12, избрав по жребию Матфея на место Иуды Искариотского. 2 Между крещеными самарянами находился некто С!имон волхв. Увидев, что через возложение рук Апостольских дается Дух Святой, он принес им денег и сказал: «Дайте и мне сию власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Но Петр отвечал ему: «Да погибнет с тобою серебро твое, поелику ты помыслил за деньги получить дар Божий. Нет тебе в сем части и жребия». По имени этого волхва и всякое приобретение священных должностей за деньги стало называться симонией. 3 Во время пребывания своего в Коринфе Апостол написал два послания к Солунянам. 4 Из Ефеса Апостол Павел написал послания: к Галатам, к Тимофею, 1-е Коринфянам и к Титу. 5 Из Македонии он написал 2-е послание к Коринфянам. 6 Из Коринфа, при вторичном посещении, написано им послание к Римлянам. 7 Во время своих первых уз в Риме апостол Павел написал послания к Ефесянам, к Колоссянам, Филимону и Филиписеям. 8 Во время вторых уз в Риме апостол Павел написал 2-е послание к Тимофею и к Евреям. 9 Сначала римляне считали христианство иудейской сектой, и потому при императоре Клавдии (41—54), когда иудеи произвели возмущение в Риме, христиане наравне с иудеями выгнаны были из Рима 10 Например, Символ, известный под именем Апостольского, читается так: «1. Верую в Бога Отца всемогущего: 2. Творца неба и земли: 3. Верую во Иисуса Христа, Сына Его, Единородного, Господа нашего: 4. Иже зачат бысть от Духа Святаго, рожден от Марии Девы: 5. Пострада при Понтии Пилате, распят, умре и погребен: 6. Сниде во ад, в третий день воскресе из мертвых: 7. Взыде на небеса, сидит одесную Бога Отца всемогущаго: 8. Оттоле приидет судити живых и мертвых: 9. Верую и в Духа Святаго, Святую Церковь Соборную: 10. Общение святых, отпущение грехов: 11. Воскресение плоти: 12. Жизнь вечную. Аминь». 11 Между иудействующими сектами наиболее замечательны евионеи. Они признавали обрядовый закон Моисея безусловно необходимым для спасения; Иисуса Христа они считали простым человеком, получившим Божественную силу только при крещении. Писания Апостола Павла они за Божественные не признавали, а руководствовались одним поврежденным Евангелием от Матфея под названием Евангелия от Евреев. Кроме того, они верили, что Иисус Христос снова придет на землю и оснует тысячелетнее земное царство, в котором верующие в Него будут наслаждаться всеми возможными чувственными благами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

325. Беседа к братиям Святого храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем 783 (Говорена мая 13-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Прихожу к вам ныне, братия святого храма сего, как вестник и исполнитель воли Благоверного Государя Наследника Престола, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича. Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительского и Прародительского благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатного общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единой, святой соборной и апостольской Церкви. С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ее священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите. Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня. Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, расцветая возрастом, расцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

62. Наше духовное сиротство и бездерзновение веры Еще на заре христианства один вдумчивый философ-христианин сказал, что душа человеческая по природе христианка. В самом деле, отчего так тоскливо живется на свете в наши смутные, безверные дни? Не оттого ли, что все дальше и дальше улетают от нашего сознания истинные христианские идеалы? Не от того ли, что мы все больше и больше духовно сиротеем? Оглянешься назад, вспомнишь сравнительно недавнее прошлое: митрополиты Филарет премудрый и Иннокентий препростый – Московские, Филарет милостивый, Филофей подвижник и другие – Киевские, святители-затворники Феофан и Иеремия, старцы-подвижники Макарий и Амвросий Оптинские , Варнава Гефсиманский , Иероним и Макарий Афонские, пастырь-молитвенник о. Иоанн Кронштадтский , и много-много других имен, с любовью произносимых православным народом русским. И тепло было на душе сознавать, что они с нами и мы с ними, что во всяком горе можно прибегнуть к ним, в простоте сердца поведать им свои думы, заботы и недоумения, в уверенности, что получишь у них и ответ, и успокоение. А теперь где они – сии светлые носители Духа Христова, сии светочи веры православной? К Богу ушли. А мы осиротели. Может быть, да, конечно, это так и есть: без праведников свет не стоит. Может быть, и теперь есть рабы Божии, за грешный мир молящиеся, но как-то мало слышно о них, будто не открывает их нам Господь за недостоинство наше. И грустно, и сиротливо себя чувствует православный русский человек. И душа просит общения с теми, которых уже не видно среди нас; и идешь в храм Божий, как в дом Отчий, чтобы согреть свою скорбящую, томящуюся духовным одиночеством душу: ведь в храме Божием небо всегда отверсто, ведь там – врата небесные, там можно всегда войти в благодатное общение с теми, по ком грустит сердце. И счастлив ты еще, русский православный человек, что там, на небе, у тебя столько родных тебе по плоти святых Божиих, которые с такою любовью смотрят на тебя с высоты небесной, молятся за тебя, с готовностью принимают твою слабую молитву и несут ее к Престолу Всевышнего! Только не оскудела бы твоя вера, а их любовь неоскудеваема! Счастлив ты, брат мой возлюбленный, что можешь не только взирать на святые лики их здесь, но в разных уголках твоей родной Руси можешь с любовью и детской простотой припадать и к нетленным останкам их, и у подножия их выплакивать горе твое, оплакивать духовное сиротство твое!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

VI. Летопись Дома Иконы «...о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих... за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19: 42–44 ) Летопись Дома Иконы, или краткий хронологический обзор событий, связанных с 15-летним Проявлением Мироточивой Иконы Иверской Монреальской Божией Матери Брат Иосиф получил Иверскую Икону Божией Матери в Рождественском скиту в конце 1982 г. Он сразу вернулся в Монреаль в свою очень скромную темную полуподвальную квартирку (2602, rue St. Hubert) и поставил Икону, как сам рассказывал, между апостольником Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и мощами святых Киево-Печерской лавры. Затеплив лампадку перед Иконой, он стал ежедневно читать акафист Божией Матери на французском языке. Через три недели, 11/24 ноября 1982 г., Икона начала Мироточить. Новость об этом чуде разнеслась по всему православному миру, и с 1983 г. брат Иосиф начал возить свою Икону по приходам и церквам Русской Зарубежной Церкви. В России также начали понемногу узнавать о Мироточивой Монреальской Иконе, главным образом через ехавших в Москву друзей брата Иосифа, которые привозили туда очень много иконок-копий и пропитанной миром ваты. Вскоре это событие произвело особое впечатление и на русское духовенство. У Дома Иконы завязалось регулярное общение с Россией. Священник о. Тимофей Алферов из поселка Любытино Новгородской области написал Акафист «Пресвятой Владычице Богородице ради Иконы Ея Мироточивыя», который публикуется в данной книге. Им же написана «Месяца ноембрия в первыйнадесять день служба Пресвятей Богородице». Между тем брат Иосиф переезжает в более светлую маленькую квартиру на 2-м этаж (4804, rue St. Hubert), хотя его очень смущало покидать прежнюю, в которой Икона начала мироточить. Новая двухкомнатная квартира имела преимущество отдельного входа с улицы. Большая комната была отведена под мастерскую, в которой он писал иконы, принимал гостей, разговаривал по телефону. Здесь же находилась Святая Икона. Другую комнату занимал жилец, деливший с ним обиход. Спальня брата Иосифа была в неотапливаемой легкой кирпичной пристройке. Темная прихожая служила кухней и столовой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010