Скачать epub pdf О священномученике Петре Александрийском Предисловие Во святых отец наш Петр жил около 296 г. 50 . Он стал семнадцатым архиепископом Александрии, взойдя на эту кафедру после Феоны. Поскольку Мелетий, епископ Ликополя в Фиваиде, был уличен в участии во многих еретических беззакониях, святой лишил его сана 51 и отказался признавать крещение, совершаемое Мелетием и его сторонниками 52 . Он же рукоположил в диаконский сан Ария, когда тот еще показывал свою ревность о догматах веры. Но поскольку потом Петр увидел, как Арий защищает отлученного Мелетия и соглашается со скверными его взглядами, он изверг Ария и изгнал его из Церкви 53 . Хорошо и богоугодно упасши свое стадо на животворных пастбищах, он окончил жизнь мученически при Диоклетиане 54 , оставив своим преемником Ахиллу. Когда всесвященная его глава была усечена, с неба раздался голос: «Петр – начало апостолов, и Петр – конец мучеников». В самом деле, после его смерти гонение тиранов на христиан прекратилось, и воцарился равноапостольный Константин Великий 55 . В 304 г. 56 Петр написал настоящие правила касательно отрекшихся paзлuчhыv образом во время гонения. Эти правила необходимы для церковного благочиния и устройства. Косвенно они подтверждены правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получают некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Они находятся во 2-м т. «Пандект» и в 1-м т. «Синодикона», со с. 129. Во святых отца нашего Петра, архиепископа Александрийского, мученика 15 правил, на которые (за исключением одного) разделено его слово о покаянии С толкованиями Правило 1 Поскольку приблизилась уже четвертая после гонения Пасха, то этого достаточно для тех, которые по доносу подверглись заключению в тюрьму, претерпели беспощадные мучения, нестерпимые раны и многие другие страшные пытки и которым под конец плоть по немощи изменила. Хотя из-за случившегося с ними величайшего падения они не были вначале приняты в общение, однако ради того, что они много подвизались и долго противоборствовали (ведь они дошли до отречения не по своему произволению, но из-за предательства немощной плоти, поскольку и язвы Иисусовы показывают на своих телах, а некоторые уже третий год пребывают в плаче), пусть к их епитимии будут прибавлены в качестве напоминания другие 40 дней со дня их возвращения в Церковь . Проведя в посте после крещения именно такое число дней, Господь и Спаситель наш Иисус Христос был искушаем от диавола. И они, проведя такое же число дней по преимуществу в подвиге и более строгом трезвении, впредь да бодрствуют в молитвах, поучаясь в ответных словах Господа искусителю, который требовал поклонения себе: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф.4:10 ; Лк.4:8 ; Втор.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Благовещения Благовещение – «разрешение мира от первыя клятвы» Святая Церковь за вечерним богослужением в честь праздника Благовещения в одной из стихир на литии обращает наше внимание на такие слова: «Се воззвание ныне явися нам: Бог человеком соединяется... Дева бо приемлет радость... Мир разрешися первыя клятвы». А в седальне за утренним благовещенским богослужением говорится: «Днесь вся тварь радуется, клятвы бо праотчи разрешается соуз». Наконец, в одной из стихир на том же утреннем богослужении мы находим такие слова: «Пресущественное Слово плотию вселися в Тя, Богородице Дево, назда род... падший от древния клятвы». Всеми этими словами своих благовещенских богослужений св. Церковь показывает нам, возлюбленные о Христе чада мои, какое величайшее благо даровано нам от Благовещения. Этим благом является избавление нас от проклятия, которое наложил Господь в раю за первородный грех наших прародителей, а через них и на все человечество. Страшным несчастьем было для нас это проклятие. В своей сущности оно было разъединением людей с Богом, или отлучением их от райского блаженства на земле, как и в будущей жизни, ибо двери рая были закрыты даже для ветхозаветных праведников. Впервые после падения Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение. Тогда настало для людей время возвращения им утраченного райского блаженства. Таким образом. Благовещение даровало нам избавление от проклятия, соединение нас с Богом и райское блаженство. В этом и заключается основное и спасительное для нас значение Благовещения. Недаром св. Церковью оно называется главизною, или началом нашего спасения. Разумеется, в самый момент Благовещения произошло только соединение Бога с человеком, а райское блаженство стало восприниматься нами, когда образовалась Церковь Христова на земле. Здесь мы получаем сие блаженство в благодатных многочисленных источниках: в молитвах и богослужениях Церкви, в особенности в ее таинствах, в словах Божественного Писания, в святоотеческом учении и в жизнеописании святых угодников Божиих. Святые люди представляют собой источники великого райского для нас утешения. Об этом свидетельствует стремление великого множества русских людей к святым людям. Почему это происходило? Потому что через них Господь являл дивные свидетельства своего всемогущества, милосердия и премудрости; потому что через святых Господь совершал Свои чудеса, столь желанные и отрадные для нашего сердца. Через них переливалась Божественная радость в сердца тех верующих, которые имели общение со святыми. Недаром митрополит Московский Филарет говорил: «Прикасаясь святых, мы прикасаемся Самого Христа, Который в них живет и царствует Своею благодатью».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (от 2002 года) 9 мая 2005 г. 10:48 Устав принят 11 апреля 2002 года.  Новая редакция Устава была принята решением Собора ЭПЦ МП от 15 мая 2012 года. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Официальное гражданское наименование Церкви: «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата» (Далее в тексте Устава: ЭПЦ МП). 1.2. Сокращенное наименование «ЭПЦ МП» используется в документах внутрицерковного и общественного значения. 1.3. ЭПЦ МП является самостоятельной Церковью, относится к канонической юрисдикции автокефальной Русской Православной Церкви, через которую осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими Поместными Православными Церквами. 1.4. ЭПЦ МП является юридическим лицом, она имеет свою печать и символику. 1.5. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики. 1.6. Правление ЭПЦ МП находится в Таллине. 1.7. Хозяйственный год ЭПЦ МП начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. 2. ОСНОВАНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ И КАНОНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА; РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ 2.1. Основанием вероучения ЭПЦ МП являются: Священное Писание, Священное Предание, догматы, каноны Святых Вселенских и Поместных Соборов, правила Святых Отцов. 2.2. ЭПЦ МП сохраняет преемственно и непрерывно многовековые традиции Православия в Эстонии, свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 183 от 10 мая 1920 года, действие которого было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года . 2.3. В своей канонической деятельности ЭПЦ МП руководствуется Священным Писанием, Священным Преданием, постановлениями Святых Вселенских и Поместных Соборов, Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. 2.4. Целью деятельности ЭПЦ МП является достижение христианского спасения объединенных православной верой людей посредством: участия в церковных священнодействиях, следования евангельскому учению, распространения христианской веры, исполнения дел христианского милосердия и личного духовного совершенствования.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

В России Церковь организовала свыше 500 антиалкогольных проектов мая 2017 Такие данные были озвучены на профильной секции VIII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению , которая завершилась в Санкт-Петербурге 28 апреля.  Помощь многодетным семьям, женщинам в кризисной ситуации, людям с инвалидностью, церковная реабилитация наркоманов и алкоголезависимых - эти и другие вопросы обсудили участники VIII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению, которая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходила 26-28 апреля в Санкт-Петербурге. В конференции приняли участие представители 18 епархий Северо-Западного федерального округа: священнослужители, социальные работники, сестры милосердия и добровольцы - всего 241 человек. В третий день конференции работа проходила по тематическим секциям, охватывающим основные направления церковного социального служения. С опытом петербургских общин движения " Вера и свет " участников секции " Социальное служение инвалидам и их семьям на православных приходах " познакомил руководитель координационного центра по работе с глухими отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии иерей Димитрий Симонов . При храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ имени Александра Герцена , настоятелем которого является отец Димитрий, ведется работа не только с глухими людьми, но и с ментальными инвалидами. Общины " Вера и свет " действуют при приходе храма святых апостолов Петра и Павла уже три года, рассказал отец Димитрий Симонов. Основатель первых общин для ментальных инвалидов " Ковчег " , а также движения " Вера и свет " , в которые входят особые люди, их родители и их друзья, - француз Жан Ванье. " Сейчас это движение очень сильно разрослось и действует во многих странах мира, - рассказал священник Дмитрий Симонов. - Смысл движения в том, чтобы жить вместе: делается большой упор именно на общение, братские отношения в общинах, где на равных живут абсолютно разные и непохожие люди. Особые люди живут дома с родителями или попечителями и приходят в Церковь вместе с друзьями - людьми, которые подключаются к общине. Я принципиально избегаю по отношению к ним слова " волонтер " , потому что волонтер приходит и уходит, а друзья становятся частью этой общины, частью большой духовной семьи " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Е.Т. Кречетова (Пелих) Содержание Предисловие Часть I. Жизнеописание Годы детства В Москве Духовный наставник При святыне В Сергиевом Посаде Матушка Татьяна Явление преподобного Серафима Лавра оживает Рукоположение В Ильинском храме Иерей милостью Божией Печальная осень Отрада души – Отрадное Подвиг старчества Кончина отца Тихона По молитвам батюшки Спасительное общение Очищение через болезнь О грехе детоубийства Прозорливый старец Взыграся радощами «Будто кто любовью обнимает» Часть II. Проповеди Слово на Новолетие В Неделю пред Рождеством Христовым На Рождество Христово На Сретение Господне У дверей Великого поста На Прощеное воскресенье «Покаяния отверзи ми двери» В чем сущность покаянного подвига? О Страшном Суде В Неделю 2-ю Великого поста В Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста Вербное воскресенье В Великую Пятницу Христос воскресе! На Вознесение Господне В День Святой Троицы В праздник Пятидесятницы В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Два столпа Церкви На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа На Успение Пресвятой Богородицы В Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о должнике На Рождество Пресвятой Богородицы На Воздвижение Креста В праздник Иверской иконы Божией Матери В праздник Казанской иконы Божией Матери Об Ангелах «Сердце чисто созижди во мне...» Сокровища на кладбищах О назначении женщины О молитве Как нам молиться Должно родиться свыше Часть III. Дневники 1927 год 1928 год 1929 год Примечания     Предисловие Протоиерей Тихон Тихонович Пелих прожил долгую и на редкость плодотворную жизнь. Скорби, посетившие в XX веке многострадальную Россию, не миновали и батюшку Тихона, но как бы лишь коснулись его: он ни разу не был арестован, не был и в ссылках. В страшные богоборческие годы отец Тихон, будучи еще молодым человеком, не кривил душой, открыто исповедовал Христову веру, – и остался цел. Господь послал ему замечательных духовников, необыкновенную спутницу жизни, хороших детей, преданных духовных чад. Он всегда тяготел к знаниям, к мировоззренческому энциклопедизму, но Господь уготовил ему путь приходского священника. Дневники отца Тихона, которые он вел на протяжении долгих лет, приоткрывают завесу его внутренней жизни – углубленного, сосредоточенного постижения тайн Домостроительства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из трудов святителя Нектария Эгинского Скачать epub pdf 1. О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В соответствии с православным учением, Церковь имеет двойное значение, одно выражает ее догматический и религиозный характер, иными словами – сокровенный и духовный; другое – ее внешний характер в подлинном смысле этого слова. По православному духу и исповеданию, Церковь определяет себя как установление религиозное и как общество религиозное. Определение Церкви как религиозного установления может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть религиозное учреждение Нового Завета. Спаситель наш Иисус Христос создал ее икономией Своего Воплощения. Она зиждется на вере в Него, на истинном исповедании Его. Она была учреждена в день Пятидесятницы в момент сошествия Духа Святого на святых учеников и апостолов Христа Спасителя. Он соделал их инструментами божественной благодати, дабы увековечить искупительное делание Спасителя. В это учреждение была вложена вся полнота явленных истин; в нем действует через таинства благодать Божия; в нем через веру во Христа Спасителя возрождаются те, кто притекает к нему; в нем хранятся апостольское учение и предание как письменное, так и устное. Определение Церкви как религиозного общества сводится к следующему: Церковь есть общество людей, объединенных в единстве Духа и в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Ее апостольское служение может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть инструмент Божией благодати, которая осуществляет общение Бога с людьми через веру в Спасителя Иисуса Христа. Вознесшись на небо, Господь наш послал Своего Святого Духа в виде огненных языков на святых Своих учеников и апостолов. На этих Своих апостолах он создал Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь – общество Бога и людей. Он дал ей благодать искупления, чтобы спасти род человеческий, возвращая его из заблуждения и возрождая его через таинства, и чтобы соделать его достойным будущей жизни, накормляет его хлебом небесным. В Священном Писании слово « Церковь » имеет два значения. Чаще всего – в смысле человеческого общества, объединенного религиозным союзом, или же – Храма Божьего, в котором собираются верующие для совместного Богослужения. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковь называется так потому, что она призывает всех людей и потому что она их собирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Мониторинг СМИ «Приемлю. Благодарю. И нимало вопреки глаголю» XVI Патриархом Московским и всея Руси избран Митрополит Кирилл 28.01.2009 10:52 27 января Поместный Собор Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал нового Предстоятеля. Им стал Местоблюститель Патриаршего Престола, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 508 делегатов Собора отдали ему свои голоса. Его единственный соперник, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент получил 169. Согласно древней традиции, Поместные Соборы заседают прямо в храме, там, где проходят богослужения. Поэтому во вторник Зал церковных соборов московского храма Христа Спасителя пустовал, а перед входом в алтарь был поставлен длинный стол для членов Священного Синода. Перпендикулярно к нему - столы для остальных архиереев. Сбоку - скромные черные металлические стулья для рядовых соборян, духовенства, монашествующих, мирян. Они заняли свои места первыми, предварительно приложившись к чтимому списку Федоровской иконы Божией Матери. В 12.00 в храм торжественно под колокольный звон стали заходить иерархи в мантиях (шлейфы мантий несли иподиаконы). Первыми - члены Священного Синода, затем архиепископы и епископы. Местоблюститель Престола митрополит Кирилл появился последним. Он вышел из алтаря. После этого был отслужен молебен на начало благого дела. Затем с докладом выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Прежде всего он напомнил, что за время патриаршества Алексия II в разы увеличилось число храмов и монастырей, было канонизировано более 1700 святых, обретены мощи многих святых, в том числе Серафима Саровского и преподобных Оптинских старцев. Владыка подчеркнул, что, несмотря на распад СССР, Церкви удалось сохранить единство. Было восстановлено каноническое общение с РПЦЗ. Речь владыки Кирилла была посвящена тем годам церковной жизни, которые прошли под водительством Алексия II, но одновременно она носила и программный характер.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О прославлении и молитвенном призывании святых Ангелов и угодников Божиих § I. Жители села Ключей исстари благоговейно чтили память Святого Архистратига Божия Михаила. Посоветовавшись между собой, – они решили приобрести, прилично украсить и поставить на видном месте, в храме, его св. икону. – Против решения мира восстали штундисты. Они кричали, что Богу противно прославление ангелов и угодников православных. Потому они не желают участвовать в общих расходах... Несогласия, возникшие в приходе, удручающе подействовали на православных стариков. Более ревностные из них говорили: – Эх, кабы наша власть! Задали бы мы штундарям память, как не почитать Святых Ангелов Божиих... – Распустился мир! – С грустью твердили другие. – Всяк идет, куда знает – и своевольничают... Для поддержки доброго настроения в православном народе, по приглашению батюшки, я приехал в Ключи. Штундисты встретили меня враждебно. Только после длинных переговоров условились мы, наконец, беседовать о прославлении и молитвенном призывании Св. Ангелов и угодников Божиих . Беседовать решили вечером в волостном правлении. Для «ответа» мне штундисты уполномочили своего пресвитера, Козьму Трифоновича, – человека «несговорного», как утверждали православные. Его «взялись» поддерживать соседние «братья». Таким образом, против меня объявилось значительное число возражателей. После молитвы, я сказал: – Дорогие братья и сёстры! Ап. Павел в Послании к Евреям написал: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). Эти слова Апостола радостью наполняют наше сердце. Видим из них, что мы – не одинокие и бедные странники на земле; мы находимся в теснейшем общении с Церковью торжествующей, небесной. Апостол так и говорит христианам: «вы приступили к горе Сиону»... Заметьте, братцы: не сказал Апостол: «вы приступите» к горе Сиону, когда умрете. Он учит нас, что мы теперь уже «приступили» к торжествующему собору праведников Божиих. Значит, уже во время земной жизни, мы должны поддерживать непрерывное общение с ними. – Вот об этом, друзья, отпадшие от нас, мы с вами ныне и побеседуем, если Богу будет угодно. Скажите мне: приступили ли вы к Сионской горе, населенной духами ангелов и праведников Божиих, или только надеетесь еще приступить?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Азбука духовной жизни «Азбука духовной жизни» прот. В. Мордасова рассказывает об основных понятиях православного вероучения и нравственности на основе свидетельств Священного Писания и святых отцов Церкви. Материал излагается в книге в алфавитном порядке, а в конце дан алфавитный указатель основных православных терминов, содержащихся в данном издании. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей. По благословению Святейшего Патриарха Московкого и Всея Руси АЛЕКСИЯ II Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Мордасов Азбука духовной жизни А Об АНГЕЛАХ. Ангелы – духи бесплотные, а потому телесными очами нашими невидимые, одарены умом, волею, могуществом, совершеннейшими и превосходнейшими, чем человек; обитают на небе, но когда нужно, то с быстротою молнии слетают на землю. Хотя Ангелы являлись нередко людям в чувственных образах, например в виде юноши или мужа совершенна, но они принимали этот чувственный вид на время, для удобнейшего откровения людям воли Божией. В сущности же Ангелы суть духи бестелесные, не облеченные плотью. Ангелы входят в общение только с людьми, подражающими их деятельности. Как пчелы удаляются оттуда, где распространяется смрад, так и Ангелы удаляются оттуда, где умножается грех. «Кто через свою худую жизнь, – говорил некогда Ангел Божий святому Пахомию Великому, – сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни пройти около не можем» . Почитание святых АНГЕЛОВ мы должны выражать в призывании их на помощь во дни скорбей и напастей наших, в часы искушений и соблазнов, нас окружающих. Мы должны быть друг для друга АНГЕЛАМИ ХРАНИТЕЛЯМИ: родители, учителя и воспитатели – для детей; господа – для слуг; муж – для жены, брат и сестра – для брата и сестры, друг для друга; мы все – для беззащитных, угнетенных, несчастных. Мы должны принять их под свой кров, утешить и ободрить. Быть Ангелами Хранителями для заблуждающихся, грешников: обратим заблудшего, не оттолкнем грешника. Б

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лавсаик Лавсаик — книга “для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную… и в пример любви к Богу для жен, хотящих украситься венцом воздержания и чистоты”. Палладий Еленопольский объездил главные монашеские центры, где собрал множество материалов, представленных в Лавсаике. Лавсаик, наравне с Патериком — главные свидетельства о первоначальном монашестве. Материал Лавсаика главным образом связан с Нитрией (Патерик же со Скитом). В конце книге мы расположили «Диалог с Феодором, Римским диаконом» — апологию Златоуста (Палладий был сподвижником Иоанна и искал поддержки великого праведника в Риме). Епископ Еленопольский Палладий Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов   По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II   © Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. 2003. Предуведомление к изданию на русском языке Писатель этой книги Палладий, родом галатянин, сперва путешествовал несколько лет по разным странам Египта, потом отправился в Палестину, откуда прибыл в Вифинию, где рукоположен был в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Но, защищая святителя от нападений врагов его, он сам принужден был скрываться одиннадцать месяцев в уединенной келлии. После того был он в Риме. Все означенные путешествия Палладия, как можно видеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом. В продолжение сих путешествий Палладий с большим усердием собирал сведения о жизни святых и блаженных отцов и некоторых жен и собранные сведения предложил в этой книге, как сам говорит в Предисловии, «для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную… и в пример любви к Богу для жен, хотящих украситься венцом воздержания и чистоты». Эта книга написана по желанию и убеждению (как видно из Предисловия) одного знаменитого мужа, занимавшего при императорском византийском дворе весьма важную должность [ 1 ], по имени Лавса, поэтому и книга посвящена сочинителем ему же и от имени его получила наименование «Лавсаик».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010