Введение Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство». Глава II. Смысл употребляемого в Священном Писании слова «буйство», – существенного признака «юродства». Определение «юродства» в тесном смысле. Глава III Причины «юродства» в связи с вопросом о назначении человека. Реализация священного текста св. юродивыми. Объяснение подражания их Иисусу Христу. Глава IV. Сознательно-намеренное принятие святыми юродивыми безумства. Психологический смысл их притворного безумия. Отношение святых юродивых к уму. Скрытность их характера Глава V. Вид физической жизни святых юродивых: скитальческая жизнь, скудость в одежде, босоножие, провождение жизни вне жилищ или в непокрытых «хлевинах», спанье на голой земле. Нравственный смысл этих лишений. Глава VI. Аскетическое терпение в «юродстве»: перенесение телесных страданий, добровольное перенесение позора и неприятностей и их нравственное значение. Глава VII. Смирение в «юродстве» и его обнаружения. Смирение духа Глава VIII. «Юродство», как общественный деятельный тип. Любовь, как основное начало общественной св. юродивых деятельности и её проявления. Значение св. юродивых в обществе, опирающееся на их необыкновенных духовных дарованиях Глава IX. Бесстрастие, как завершение подвига «юродства». Проявление высшей степени святости в св. юродивых. Выяснение факта восхищения св. юродивого Андрея в рай и сущность полученного им откровения в раю. Глава X. Разбор возражений против целесообразности «юродства». Значение «юродства», как высшего самоотвержения. Заключение Часть II Глава I. Предварительные сведения о св. столпниках и о «столпничестве». Глава II. Особенные действия благодати Божией в избрании святых столпников на служение Богу Глава III. Безмолвие и молчание, как средства, подготавливающие св. столпников к созерцанию. Глава IV. Проявление созерцательного аскетизма в «столпничестве». Самосозерцание св. столпников, или стремление к собранности духа и к самообличению своей греховности Глава V. Аскетическое воздержание св. столпников, как следствие созерцательного их аскетизма и как противоборство плотской страсти Глава VI. Аскетический экстаз, или само-восхищение в «столпничестве». Вопрос о нравственном смысле сновидений св. столпников Глава VII. Общественное служение святых столпников Глава VIII. Разбор некоторых мнений, отрицающих целесообразность подвига «столпничества» Глава IX. Послание св. Исаака Сирина к св. Симеону Дивногорцу, как свидетельство нравственного общения этих двух подвижников Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послание 91(279). Разрешение различных вопросов «Вопрос 1». О пресвитере, диаконе и чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому; можно ли совершать о них приношение, или всенощную, или молитву? «Ответ». Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при исходе раскаялись и исповедали, что они были побуждаемы страхом, и наконец, если приобщились православных Святых Таин, то позволительно совершать о них вышесказанное. «Вопрос 2». О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками. «Ответ». Вышесказанный ответ пусть соблюдается и относительно таких, равно как и относительно мирян: мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших. Если же кто из всех упомянутых еще жив и раскаивается, отбрасывая страх с этого времени и решаясь злострадать за благо, то, если он пресвитер или диакон, должен быть отлучен от священнослужения до времени православного Собора, и после надлежащей епитимии пусть причащается православных Святых Таин. А сущность епитимии состоит в непричащении Святых Таин в продолжение такого времени или таких времен, как назначит налагающий епитимию; ибо невозможно сказать об этом определенно, потому что один от другого отличается и личностью, и познаниями, и занятиями, и возрастом. Если же то будет монах, или чтец, или монахиня, то по выполнении епитимии пусть тотчас будет даваемо Божественное Причастие; тоже и относительно мирян, – мужчин, и женщин, и детей. Очевидно, что и в отношении к ним нужно делать различие, смотря по личности, по достоинству и по возрасту, так что и в продолжение одной Четыредесятницы епитимия достаточна для принимающего ее. Ясно, что епитимия непричащения Святых Таин сопровождается и молитвами, и коленопреклонениями, и воздержанием от яств, по силам подвергающегося епитимий. «Вопрос 3». О приношении даров в монастырях мужских и женских. «Ответ». Нужно приносить, если они чужды общения с еретиками. «Вопрос 4». О причащении Святых Тайн монахами или монахинями самим от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Правила святых соборов поместных Правила святого поместного собора Анкирского (314) 1 О пресвитерах, которые идоложертвовали, потом возобновили подвиг за веру, и притом не по ухищрению некоему, но по истине, не делая предварительнаго приготовления и соглашения к тому, да покажут себя аки бы подвергаемых мучениям, тогда как употребляемы были оныя токмо для вида и притворно, рассуждено: да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершати приношение, проповедывати и вообще священническое что либо действовати. 2 Подобно и диаконам идоложертвовавшим, но потом возобновившим подвиг веры, присвоенную им честь имети, но престати им от всякаго священнаго служения, от возношения хлеба и чаши, и от провозглашения молений. Аще же которые из епископов усмотрят в таковых некий труд, или смирение кротости, и восхотят нечто боее дати, или отъяти: да будет сие в их власти. 3 Убегающим от гонителей, и уловленным, или преданным от своих домашних, или иным образом лишенным имения, или претеревшим мучения, или вверженным в темницу, притом вопиявшым, яко суть христиане, и истязанным, и между тем, или нечто идоложертвенное в руки насилием утеснителей влагаемое, или некую пищу по принуждению приявшим, но непрерывно исповедывавшим, яко суть христиане, и скорбь свою о случившемся с ними всегда изъявляющим всякою скромностию, одеянием, и смирением жизни, таковым, яко вне греха сущим, да не возбранится общение. Аще же кем либо и возбранено было, ради вящей предосторожности, или по неведению некоторых: немедленно должны приняты быти во общение. Сие относится равно и к сущим от клира, и к прочим, то есть к мирянам. Было притом исследываемо и то, могут ли миряне, подвергшиеся тому же самому насилию, быти производимы в чин священный, и рассуждено: производити и таковых яко ничтоже согрешивших, аще и прежний образ их жития обрящется правым. 4 О идоложертвовавших по принуждению, и сверх того пред идолами пиршествовавших, которые быв приведены и с веселым видом вошли, и одежду употребили драгоценнее обыкновенной, и участвовали в приготовленном пиршестве безпечно, рассуждено: чтобы таковые находились год в числе слушающих писания, три года в числе припадающих, два года имели общение в молитве токмо, и потом вступали в совершенное общение. 5

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИПТИХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Диптих (гр. δπτυχον), списки имен, поминаемых во время литургии . Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (τρπτυχα), пентаптихами (πεντπτυχα) и т.д. или вообще полиптихами (πολπτυχα). В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии . Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых , мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости Церкви , соединяющейся с Христом в результате Евхаристии . Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана , во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной – вплоть до XII в. Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви святого Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация. Выделяются диптихи живых (δπτυχα ζντων, liber viventium) и диптихи усопших (δπτυχα νεχρν, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица , мученики и другие святые. Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые – в отличие от других праведно усопших – наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви – как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью.

http://drevo-info.ru/articles/1704.html

Июнь 1-го июня. Четверг. Как прославлю милосердие и силу Господа моего и Пречистой Его Матери, явленные мне во время сегодняшней утрени во спасение меня от коварства, смущения и боязни злых демонов, когда я всем сердцем помолился ко Господу и Пречистой Богородице? Меня тотчас заступил, спас, помиловал и сохранил Господь от бед молитвами Пречистой Своей Матери. Я служил утреню с шестопсалмием спокойно, твердо, ровно. Горько укоряю себя в том, что после сытного обеда (полторы тарелки супу, мяса, жаркого, салату, молока) я пил кофе (два стакана с булкой и стакан чаю) и потом лег спать с пресыщенным желудком. Во время вечерни я был игрушкою и посмешищем диавола: от смущения и боязни бесовской не мог говорить ектений; молил Господа – и не внял мне, и не заступил, и не спас меня. Поделом! И сколько посрамления, позору на лице своем я перенес! Счету нет! 2-го июня Благодарю Господа за неизреченный дар Его милосердия, ибо скоро помог мне Всеблагий и Всемилостивый по молитве моей мирно совершить утреню и обедню раннюю и причаститься животворящих Таин к премирному, прелегкому и пресладкому общению с моим Жизнодавцем. 3-го июня Да дарует мне и ныне Владыко живота моего милость Свою, якоже обычно есть Ему, да даст во святыне, дерзновении и силе мнозей совершить и утреню, и литургию и причаститься пренебесных и животворящих Его Таин, и да даст благополучно сдать экзамен в 7-м классе. Господи! Сам устне наши отверзи, и уста наша возвестят хвалу Твою [ Пс. 50, 17 ]. Ты видел наши дела. Даждь плод. Буди! Ты Бог наш, Ты упование наше! Ты помощь наша, успех наш, слава наша, ибо Тобою хвалимся. 3 июня Благодарю Господа за неизреченную Его милость, явленную мне в совершении Божественной ранней литургии нынешний день и в неосужденном, миротворном, сладостном, животворном, радостном причащении Пречистых Его Таин – Тела и Крови Его. О, вера святая в Тайны! О, Святые Тайны! Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Если и преткнусь я завистию вражиею после принятия Святых Таин, но лишь уверую искренно, что Господь во мне, в Святых Тайнах, и помолюсь Ему, сущему во мне, чтобы Он ради сих Святых Таин и сими Тайнами помиловал, спас и очистил меня, умирил и утешил меня, как сейчас приходит ко мне спасение именно от Святых Таин и Святыми Тайнами, чрез посредство их. О, величие Таин! О, животворность, о, всемогущая сила! О, всеспасительная сила!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры Память 10 сентября Три девы – Минодора, Митродора и Нимфодора – принесли себя в дар Пресвятой Троице. Иные приносят дары Богу от своего имения, – подобно тому как некогда три восточных царя принесли Ему золото, ладан и смирну 5696 (см. Мф.2:11 ); девы же святые принесли Богу дары от внутренних своих сокровищ. Они принесли Ему вместо золота свои души, искупленные не тленным золотом, а честною кровию непорочного Агнца 5697 (см. 1Пет.1:19 ); вместо ладана принесли чистую совесть, говоря вместе с Апостолом: «Ибо мы Христово благоухание» 5698 ( 2Кор.2:15 ); вместо смирны принесли в дар Господу самое тело, отдавши его еще в непорочном девстве на раны за Христа. Святые девы твердо были убеждены в том, что Господь требует не временного богатства нашего, но нас самих, как некогда сказал Давид: «Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» ( Пс.15:2 ). Поэтому они и принесли в жертву Богу самих себя, как это ясно видно из святой их жизни и мужественных страданий. Святые девы родились в Вифинии 5699 . Сестры по плоти, они остались сестрами и по духу: ибо единодушно предпочли лучше служить Богу, нежели быть рабынями мира и всей его суеты. Желая же вместе с душою и тело сохранить не оскверненным и в совершенной чистоте соединиться с чистым Женихом своим, Христом Господом, святые девы последовали Его призыву: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» ( 2Кор.6:17 ). Всего более возлюбив девическую чистоту и зная, как трудно сохранить эту чистоту среди народа, склонного к любодеянию и непрестанному греху, святые девы оставили людское общество и, отстранив себя от всего мира, поселились в уединенном месте. Подобно тому как воды речные, впадающие в море, лишь только сольются с морскими водами, тотчас теряют свою сладость и становятся солеными, – и чистота душевная, пребывая среди мира, не может не заразиться его сластолюбием. Так дочь Иакова, Дина, сохраняла свою девическую чистоту, пока не отдала себя в языческий город Сихем; но как только познакомилась с жившими в том городе дочерьми и вступила с ними в общение, тотчас погубила свое девство 5700 . Мир сей со своими тремя дочерьми – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою 5701 (см. 1Иоан.2:16 ) – тот же Сихем и ни о чем другом не заботится, как только причинять вред тем, кто питает к нему любовь, как смола чернит прикасающихся к ней, так и мир делает почитателей своих скверными и нечистыми. Блажен посему тот, кто избегает мира, чтобы не запятнать себя его нечистотою; блаженны и сии три девы, бежавшие от мира и от злых его дочерей. Не очернили святых дев мирские скверны, и они остались чистыми, как белые голубки, летая на крыльях добродетели и Боговидения по горам и пустыням и желая найти приют, как в гнезде, в любви Божественной. Так у пустынников, живущих вне суетного мира, бывает одно только непрестанное стремление к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила Память 17 июня Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями и происходили из Персидской страны 4027 . Родители их были людьми именитыми, но не единоверными: отец держался персидского неверия, а мать была благочестивой христианкой. Детей своих она с самого раннего возраста воспитывала в христианском благочестии, – подобно тому, как в раннем детстве вскормила их своим матерним молоком и возрастила в страхе Божием; а блаженный пресвитер Евноик породил сих святых братьев банею святого крещения и научил их Слову Божию. Когда же они достигли зрелого возраста, то зачислены были в воинское звание. Но посвятив свои телесные силы царю персидскому Аламундарю 4028 , – духом своим они всё время работали Царю небесному, Господу нашему Иисусу Христу, стараясь во всем угождать Ему своими добрыми делами. Однажды они посланы были своим царем к греко-римскому императору Юлиану Отступнику 4029 , ради заключения с ним мира. Юлиан сперва принял их с честью и, всячески оказывая им свою милость, всё время относился к ним по-дружески; но потом, узнав, что они христиане, исполнился гнева на них, и вопреки обычаям и законам, общим всем народам, предал сих братьев мукам за веру во Христа и умертвил их после самых тяжких истязаний. Мученический же подвиг их был таков. Однажды беззаконный император задумал отправиться в Вифинию, в местность, называемую Оргия Тригон 4030 , ибо там скоро наступал один из богомерзких языческих праздников. Когда он, переправившись на корабле из Царьграда к Халкидону 4031 , прибыл в названное нами место, то начал тотчас же, со всем множеством собравшегося там народа, совершать скверное свое празднование, поклоняясь идолам и принося бесам бесчисленные жертвы: – и вот начинались здесь непрерывные пирования с пением и музыкой и тимпанными играниями, – и в честь пагубных языческих богов за это время совершено было здесь много мерзких беззаконий. Рабы же Христовы Мануил, Савел и Исмаил, находясь тут же, вместе с императором, не хотели даже и смотреть на это нечестивое празднество; отойдя как-то раз в сторону от ликующих и стоя вдали, они рыдали и плакали о прельщении и заблуждении этих людей, и молились ко Господу Богу – и о себе, дабы им не оскверниться общением с идолопоклонническими жертвами, – и о всех заблуждающихся, чтобы Господь привел их к познанию истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Молитва Поделиться: Молитва Молитва — сердце веры. Бог есть, потому что люди знают Его в молитве. Вера в Бога возникает из общения с Ним. Поэтому о молитве трудно говорить — можно говорить только «из неё».   Если молитва — это глупо, то глупа сама вера как общение с Высшим. Если Бога нет — нет и молитвы. Если Бог — не Личность, то молитва не возможна.   Личность — тот, с кем можно говорить. Молитва и есть общение с Богом. Это существо веры — говорить с Богом, «быть вместе», общаться.   Просительная молитва  Второе значение слова «молитва» (после общения)  — просьба. По-человечески понятно: просить чего-то, желать чего-то — одна из основ человеческого как такового. Молитва — артикулированное желание, обращенное к Богу.   «Просительная молитва» часто принимается за молитву вообще и потому подвергается критике. И совершенно зря. Желание — суть человека. У человека нет ничего, кроме его желаний, и их-то мы в первую очередь преподносим нашему Творцу.   Просительная молитва не тождественна просьбе. Когда мы артикулируем наше желание и отдаем его Богу, мы что-то с ним делаем. «Господи, дай здоровья моей матери» — это просьба из любви к Любви, и мы отдаем ее с легким сердцем. «Господи, сделай плохо этому человеку» — такая молитва невозможна, хотя подобных желаний сколько угодно. Молитва меняет наше желание: «Господи, убери из меня эту грязь, научи меня любить этого человека». Так мы «учим» наши желания, перестраиваем себя.   Просительная молитва — детство молитвы: «хочу», «дай», «помоги». Детсткая молитва — не значит плохая, наоборот, она чиста и невинна, как само детство. Но надо взрослеть: что хорошо в младенце, смешно в подростке, что хорошо в подростке — недостойно в взрослом.   Общение святых  Третий образ молитвы (после общения и просьбы) — молитва чужими словами. Первые слова, которым учат ребенка: дай, хочу, мама, папа. Таковы и наши первые молитвы: «Господи, помилуй», «Подай, Господи».   Ребенок учится речи у родителей, повторяя за ними. Мы учимся молитве у святых, молимся их словами. Тексты молитвослова или Псалтири — не «заклятья», а учебник; проверенное русло, по которому мы направляем поток нашей души.

http://media.predanie.ru/tema/molitva/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — ноябрь 2013 г. 01.11.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Когда впервые открылась мне вера, сердце мое буквально горело. Я не сомневалась, что так будет всегда. Но с годами, надо в этом честно признаться, первое переживание ослабело. А иногда я иду в храм, как говорится, просто мертвыми ногами. Что это, привычка к святыне, о которой Вы часто пишете как об одной из самых главных опасностей в христианской жизни, или что-то еще? Как хотела бы я вернуться к чудесному началу! Что для этого надо сделать, в чем секрет? А. Воронцова, г. Астрахань Вера никогда не становится некоей нашей собственностью. Если бы так было, она тотчас же исчезла бы как таковая. Вера не есть то, что находится в нашем распоряжении. Но это дар, который всегда предлагается нам. Можно сравнить веру с человеческой любовью. Ее нельзя обрести раз и навсегда. Она должна всегда завоевываться, она обретается, когда переживается как совершенно новый дар. Точно так же вера слабеет и совсем угасает, если она не возвращается всегда как новый дар ее Подателю. Вера может непрестанно рождаться только из своего источника, который должен всегда присутствовать во всех наших обстоятельствах. Простого воспоминания о том, что было однажды получено, недостаточно. Свидетельство о благодати в хвале Бога и в празднике принятого дара не должно никогда охладевать. Вера как дар, но также вера как жизнь может возрастать только в церковном общении. В конце концов, жизни не учатся. Хорошо читать книги святых отцов, учиться в семинарии, академии, но вера не исходит из уст, как какой-то предмет. Школа не есть ее подлинная область. Жизнь рождается и развивается в общении с жизнью. Вера как жизнь нуждается в истинном общении, и если она дар, которым живут, она снова и снова возвращается особенным образом.   Сколько людей, в том числе как будто верующих, приходят в уныние из-за бедности, из-за невозможности обеспечить свою семью всем необходимым! А с другой стороны, есть и такие, которые, как пишут сейчас в газетах, входят в десять процентов «преуспевающих». Я уже не говорю о тех, которых недавно называли «новыми русскими», а теперь все чаще — «новыми нерусскими». У них все хорошо, они исполнены самодовольства. Все хорошо? А я, естественно, думаю, где большая опасность для человека.

http://moral.ru/dom/

Слово 102. О том, чтобы избегать ненужных встреч Весьма хорошо и особенно полезно избегать ненужных встреч и обходить стороной мудрствующих по-мирски, кроме великой нужды. Ибо иное устроение у тех, кто вне мира, и иное устроение у тех, кто в мире. Так же как нелепо содружество быка и буйвола, подъяремного животного и онагра 148 , так и монахов и мирских. Ибо монах своей власти не имеет, потому что поработился Завербовавшему его [в войско], так как преклонил выю свою под ярмо Выгнавшего его [на поле], не оправдываясь, пахать борозды в долинах смирения, напояемые небесным орошением Живодавца-Духа и дающие урожай Божественного хлеба,в каплях которого веселится ( Пс. 64:11 ) взращивающая Божественные помышления человеческая душа. Ибо тому, кто вожделеет безмолвия и желает беспрепятственно беседовать с Богом, неполезно вообще с кем бы то ни было встречаться, ибо это мера совершенных – умертвивших себя для мира и прилепившихся к любви Божией. Если же и возникнет нужда в общении, то [ Col. 1741 ] пусть общается с отцами духовными, со сподвижниками или братиями, нуждающимися в помощи. Ибо такое общение вменяется в благословение, и он во всяком случае или доставит пользу [другим], или [сам] получит пользу. Говорит же и Писание:Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра; и кто мудр, прилепись к тому ( Сир. 6:36, 35 ), ибо общающийся с премудрыми премудр будет ( Притч. 13:21 ). А общение с миром неполезно для нас, ибо [в нем] говорят о вещах века сего. А в дальнейшем ум расслабляется и делается праздным в отношении духовного делания и ослабляет подвижническое напряжение. Наконец, следуют пиршества, и оно теряется 149 . Итак, каждый показывает плоды собственного труда. Поэтому, как я сказал, не согласуется жизнь безбрачных и мирских. Посему необходимо из-за вреда для души скорее отсекать общение с ними, ибо после их ухода ум отягощается из-за оставления [молитвенного] правила и разности в пище 150 . Из-за этого-то подвижники и стремились в пустыни, чтобы, оказавшись вне этих [мирских общений], могли бы беспреткновенно собеседовать с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010