Донской монастырь 1922 год – Святейший Патриарх вынужден был покинуть Троицкое подворье и переехать в Донской монастырь. Патриарх же поселился в одной из комнат маленького двухэтажного дома, рядом с надвратной церковью Донского монастыря, в условиях суровой охраны и постоянного наблюдения. Патриарху запрещалось без разрешения выходить из монастыря, посещать монастырские храмы; круг людей, допущенных к нему, был строго ограничен. Таким образом, удалось достичь его фактической изоляции от дел церковного управления. К участию в работе обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) удалось склонить епископа Леонида (Скобеева), что придавало некоторую видимость законности ВЦУ. На Троицком подворье, в покоях первосвятителя-исповедника, в тот же день водворилось самочинное ВЦУ во главе с епископом Антонином (Грановским). Еще в последние дни пребывания на подворье за патриархом было установлено постоянное негласное наблюдение, которое продолжилось и в Донском монастыре. 1924 год – Бывший протоиерей, обновленец Владимир Красницкий подал прошение на имя Святейшего Патриарха Тихона. Красницкий просил принять его и его «собратьев» в молитвенно-каноническое общение и «благословить потрудиться над восстановлением общецерковного мира и подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве Церковном Управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, в чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения». Патриарх написал на этом письме следующую резолюцию: «Ради мира и блага церковного, в порядке патриаршей милости, согласен принять в общение Протопресвитера Влад[имира] Красницкого. Св. Синоду предлагаю обсудить вопрос о его включении в состав образуемого Высшего Церков[ного] Совета. Патр[иарх] Тихон». 1946 год – Собор сербских епископов (19–20 мая) дал согласие на то, чтобы Церковь в Чехословакии возглавил русский епископ. Отношения Русской Церкви с Православной Церковью в Чехословакии складывались непросто. После гибели в 1942 г . единственного епископа Чешской Православной Церкви Горазда ее каноническое существование было вообще поставлено под сомнение. Однако в 1945 г . в Прагу подоспела помощь. Посланец Московской Патриархии архиепископ Орловский Фотий (Тапиро) провел переговоры с представителями верующих о принятии Чешской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата (до этого она находилась в юрисдикции Сербского Патриархата). Окончательное разрешение перехода Чешской Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата было дано Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви 15 мая 1948 г . Во главе ее на правах экзарха оказался бывший епископ Ростовский Елевферий (Воронцов).

http://pravoslavie.ru/5455.html

В мае 1914 года архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) был перемещен на Харьковскую кафедру, а на его место назначен архиепископ Евлогий (Георгиевский). В первый год войны российские войска вошли на территорию Австро-Венгрии, ими были взяты Львов и Перемышль, – и архиепископ Евлогий был направлен устраивать церковную жизнь в Галиции и организовывать жизнь перешедших в Православную Церковь униатских приходов. Епископ Антонин (Грановский; 1865–1927). В 1903 году хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1908 года на покое по болезни. С 1913 года – епископ Владикавказский. С 1917 года на покое по болезни, жил в Московском Заиконоспасском монастыре. В 1921 году запрещен в священнослужении патриархом Тихоном за введение литургических новшеств. В 1922 году председатель обновленческого ВЦУ, возведен в сан архиепископа, председатель Московского епархиального управления, настоятель Троицкого подворья в Москве, настоятель храма Христа Спасителя. В 1923 году участвовал во 2-м обновленческом Всероссийском Поместном соборе. В том же году объявил об автокефалии созданного им Союза церковного возрождения, который он возглавил, назвав себя митрополитом Московским и всея России. В том же году за богослужебные и литургические новшества запрещен обновленцами в священнослужении. Объявил о своем разрыве с обновленцами и, отказавшись от сана митрополита, стал именовать себя епископом Союза церковного возрождения. Скончался в 1927 году, погребен в Московском Новодевичьем монастыре. Епископ Макарий (Павлов; 1867–1925). В 1901 году был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. В 1909 году уволен на покой и назначен настоятелем Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря. Во время его правления монастырь пришел в состояние духовной и материальной разрухи. В 1917 году он был назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В 1919 году избран кандидатом в члены Высшего временного церковного управления на юго-востоке России во время гражданского управления этой территорией генералом А. И. Деникиным. В 1920 году привлечен Революционным трибуналом к суду, но был оправдан. В 1921 году вновь арестован и приговорен к пяти годам заключения, но был освобожден. В 1922 году, находясь в тесном контакте с ГПУ, перешел в обновленчество и возглавил духовенство Владикавказской епархии, большая часть которого присоединилась тогда к обновленцам. В 1923 году он был назначен «архиепископом» Пензенским и Саранским, членом обновленческого Священного Синода.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

В нач. 1923 г. группа «Живой церкви» создавалась в Каменец-Подольском окр. Для этого ГПУ привлекло приходского священника, недовольного архиеп. Пименом и епархиальным советом. Группа была образована, но, как указывалось в отчете ГПУ, из-за равнодушия верующих распространение обновленчества шло очень медленно. Изменить ситуацию удалось в 1923 г. Образование Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ), тиражирование типового устава «Живой церкви», активное содействие органов власти привели к увеличению количества обновленческих приходов и образованию руководящих органов раскола в Подолье. 23 мая 1923 г. о признании ВУВЦУ и присоединении к «Живой церкви» заявил архиеп. Пимен, возглавивший Подольско-Брацлавскую обновленческую кафедру. Вскоре в раскол перешли почти все подольские викарии, ставшие во главе епархиальных окружных управлений. 19 июля архиеп. Пимен создал обновленческое Подольское епархиальное церковное управление. В 1923 г. количество приходов «Живой церкви» увеличилось в Могилёв-Подольском окр., окружные епархиальные управления были организованы в Тульчинском и Гайсинском округах. На Проскуровщине благодаря активному противодействию правосл. Проскуровского еп. Валериана (Рудича) обновленчество не было распространено. В Винницком окр. не было ни окружного управления, ни уполномоченного ВУВЦУ. Попытки представителей РПЦ организовать в нач. 20-х гг. XX в. канонические органы управления не имели успеха, власти под разными предлогами отказывали им в регистрации. В нач. 1923 г. Синод РПЦ разработал рекомендации по сохранению епархиального управления в условиях церковного раскола, эти рекомендации применялись в Подолье. В случае перехода правящего архиерея в раскол викарии должны были разорвать с ним отношения и взять на себя управление епархией, при отсутствии в епархии епископа приходам предлагалось обращаться к архиереям др. епархий. После перехода архиеп. Пимена в раскол в управление Подольской епархией вступил Винницкий еп. Амвросий. 25 июня 1923 г. архиеп. Пимен лишил его сана. Община Преображенского собора Винницы обращалась в органы советской власти с прошением вмешаться и отменить распоряжение архиеп. Пимена. Вскоре еп. Амвросий был арестован по обвинению в укрывательстве бывш. офицеров царской армии, к-рых он рукополагал во иереев и был увезен из Винницы. В постановлении секретного отдела Подольского губотдела ГПУ отмечалось, что епископ заявлял, что обновленческое движение поддерживается гражданской властью и все архиереи-обновленцы являются агентами ГПУ. После ареста еп. Амвросия из Винницы выслали его активных сторонников - мон. Елену и иеродиаконов Ананию и Филиппа. В 1925 г. еп. Амвросий был назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в Подолье не успел, поскольку вновь был арестован, в 1932 г. умер в ссылке.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В февр. 1921 г. в Киеве был образован Собор (также именовался как синод) епископов Украины, в состав к-рого вошел и Н. Собор епископов принял ряд резолюций по поводу «отпадших от единства со Святейшим патриархом Тихоном». Опираясь на эти постановления, 25 марта 1921 г. Н. подписал указ о лишении Липковского священнического сана. 14 июля того же года Н. подписал обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского «Украинского церковного собора Киевщины». Н. управлял епархией до прибытия в авг. 1921 г. в Киев патриаршего экзарха митр. Михаила (Ермакова) . В сент. Н. был направлен к поддерживавшему связи с УАПЦ Полтавскому архиеп. Парфению (Левицкому) с патриаршим посланием, в к-ром архиерея призывали отмежеваться от автокефалистов. После этого архиеп. Парфений прекратил отношения с раскольниками и отказался участвовать в «епископской хиротонии» их лидера (в результате автокефалисты были вынуждены прибегнуть к антиканоническому самосвятскому «соборно-мирянскому рукоположению» Липковского в «архиепископа-митрополита Киевского и всея Украины»). В нач. окт. 1921 г. Н. был перемещен на новоучрежденную Радомысльскую викарную кафедру Киевской епархии. Н. не признал обновленчества и в кон. 1922 или нач. 1923 г. был уволен на покой постановлением обновленческого Высшего церковного управления . 25 янв. 1923 г. обновленцы назначили на Радомысльскую кафедру прот. Александра Раевского. Н. не согласился с увольнением и не признал прибывшего на Киевскую кафедру обновленческого «митрополита» Тихона (Василевского) . Митр. Михаил (Ермаков) в тайном завещательном распоряжении от 22 янв. 1923 г. о передаче управления Киевской епархией на случай своего устранения от должности указал Н. 6-м в списке преемников среди киевских викариев. 5 февр. митр. Михаил был арестован, а в ночь на 23 марта органами ГПУ был задержан и Н. (по др. данным, он был арестован в ночь на 4 апр. 1923 одновременно с епископами Димитрием (Вербицким ; впосл. архиепископ), Василием (Богдашевским), архим.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении настоятеля Московского Данилова монастыря, епископа бывшего Волоколамского Феодора [Поздеевского], с возведением его в сан архиепископа, управляющим Петроградской епархией Заявление Святейшего Патриарха Тихона своему ближайшему окружению об «успехах» обновленческих раскольников 10(?).1923. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона об утверждении чиноприема обновленцев, принимаемых в Православную Русскую Церковь в пределах Петроградской епархии 01(14).11.1923. Послание Святейшего Патриарха Тихона Сербскому Патриарху Димитрию [Павловичу] Слово, сказанное архимандритом Григорием [Лебедевым] при наречении его Святейшим Патриархом Тихоном и другими иерархами епископом Шлиссельбурским и Лодейнопольским, викарием Ленинградской епархии Сообщение Святейшего Патриарха Тихона викарию Петроградской епархии, епископу Лужскому Мануилу [Лемешевскому] о состоявшемся покаянии обновленческого «епископа Петроградского» Артемия [Ильинского] 106. Указ Святейшего Патриарха Тихона и состоящего при нем Высшего Церковного Управления об упразднении Карловацкого Синода (вторичный) 132. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и состоящего при нем Священного Синода, по докладу архиепископа Финляндского Серафима [Лукьянова] о вхождении православной (русской) епархии в Финляндии в юрисдикцию Константинопольской патриархии Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Можайскому Борису [Рукину] 430. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном прошении обновленческого священника Гомельской епархии Феофана Давыдова 254. Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции о запрещении поминания в публичных молитвах лиц, находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений Заявление Святейшего Патриарха Тихона Е. А. Тучкову при свидании с последним на Лубянке после провала попытки обновленцев примирения с Православной Церковью на условиях устранения Патриарха от церковного возглавления и управления 11(?).1923.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

24 июля 1920 г. Казанский и Свияжский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) возглавил в соборе Богородицкого мон-ря в Казани хиротонию И. во епископа Мамадышского. И. стал 2-м викарием Казанской епархии. Местом его пребывания был определен Кизический Введенский мон-рь. 21 нояб. 1920 г. вместе с еп. Анатолием участвовал в хиротонии во епископа Чебоксарского архим. Афанасия (Малинина). Временно управлял епархией после ареста 26 марта 1921 г. еп. Анатолия и до прибытия в Казань 4 янв. 1922 г. освобожденного из заключения митр. Кирилла. В июне 1921 г. вместе с еп. Афанасием совершил хиротонию во епископа Спасского Андроника (Богословского) . В нояб. того же года добился открытия в Казани Богословского ин-та вместо закрытой властями КазДА. 12 апр. 1922 г. назначен епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии. После очередного ареста 15 авг. 1922 г. митр. Кирилла И. вновь стал управляющим епархией. В то время, когда Патриарх свт. Тихон был арестован, а руководство Церковью фактически захватили обновленцы, И. был тверд в защите Православия, но избегал излишней конфронтации во взаимоотношениях с гражданской властью и с обновленцами. Как и митрополит Кирилл, возлагал надежду на то, что ситуация разрешится на Поместном Соборе. Хотя И. не делал заявлений о признании обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), 1 окт. 1922 г. с согласия И. в состав Казанского епархиального управления вошли обновленческие священники. «Примиренческая» позиция И. объяснялась, очевидно, стремлением избежать в случае решительного разрыва с ВЦУ массового закрытия властями казанских храмов или их передачу обновленцам. 4 апр. 1923 г. в Казань прибыл еп. бывш. Тираспольский Алексий (Баженов) , назначенный ВЦУ «архиепископом Казанским». И. сначала допустил его присутствие на литургии в соборе Богородицкого мон-ря, но потом, когда тот сообщил о своем неканоничном назначении, не позволил ему совершать чин омовения ног и совершил его сам. Вместе с епископами Афанасием (Малининым) и Андроником (Богословским) И. отказался признать власть обновленческого архиепископа и образованного обновленцами нового епархиального управления. Из-за запрета властей И. проводил негласные богослужения с поминовением Патриарха Тихона и митр. Кирилла. В Казани из приходских храмов верность Патриаршей Церкви сохранили только Петропавловский собор и Покровская ц. Большинство приходского духовенства Казани признали Алексия (Баженова) правящим архиереем, хотя в епархии обновленцев поддержало менее половины приходов. Осталось верным Патриарху и большинство епархиальных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/578054.html

2 мая 1921 г. хиротонисан в Москве во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. По поручению Курского архиеп. Назария (Кириллова ; с авг. 1921 митрополит) подготовил проект разделения территории Курской епархии на 2 полусамостоятельных вик-ства - Рыльское и Белгородское. Имел резиденцию в рыльском во имя святителя Николая мужском монастыре , совершил поездки почти во все города и мон-ри Курской епархии, побывал и во мн. сельских приходах, часто проповедовал. Хотя П. не был искусным оратором, его проповеди находили отклик у слушателей. Составил неск. акафистов, в т. ч. службу с акафистом своему небесному покровителю свт. Павлину Ноланскому. В Курске образовалась община духовных детей П. К ним присоединились монахи из закрытой властями Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Двое из них - иеромонахи Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш) стали в дальнейшем помощниками П. Верным советником П. была его мать, мон. Евдокия (Крошечкина), принявшая иноческий постриг. Вместе с митр. Назарием П. выступил против образованного при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В кон. авг. того же года, после отъезда из Курска митр. Назария, возглавил борьбу сохранившего верность Патриаршей Церкви духовенства (ок. 1/3 клира епархии) против обновленческого Курского епархиального управления во главе с признавшим ВЦУ Белгородским еп. Никоном (Пурлевским). Противодействие обновленцам стало причиной ареста П. 5 дек. 1922 г. на состоявшемся в Курске открытом судебном процессе он был приговорен за «присвоение административных полномочий» и проведение нелегальных собраний к 5 годам заключения (по др. сведениям - 20 февр. 1923 приговорен Курским областным судом к 2 годам заключения «без строгой изоляции»). Отбывал срок в одной из тюрем Москвы. Через год был освобожден. Проживал в Москве под адм. надзором властей, сохранял связи с общиной закрытого Новоспасского мон-ря. Активно поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в борьбе с григорианским расколом . Находясь в Москве, 2 февр. 1926 г. П. засвидетельствовал разрыв с григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) и возвращение в каноническую Церковь Переславского еп. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 438). 2 апр. того же года П., видимо вернувшись на нек-рое время в Курск, вместе с митр. Назарием (Кирилловым) подписался под суждением 25 архипастырей о «раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС)» и о поддержке каноничных мер прещения против членов ВВЦС со стороны митр. Сергия (Там же. С. 450). 14 окт. 1926 г. митр. Сергий назначил П. епископом Полоцким и Витебским, но, видимо, он не отбыл к новому месту архиерейского служения (по др. сведениям - совершил короткую поездку в Витебск), т. к. выступал в это время главным инициатором и организатором проведения выборов нового патриарха путем тайного опроса архиереев.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

4 дек. 1911 г., после учреждения в Семипалатинске викарной кафедры Омской епархии, К. был хиротонисан в Омске во епископа Семипалатинского. При К. был построен и освящен Иоанно-Предтеченский храм в казачьей слободе, ставший 6-м приходским храмом Семипалатинска; возникшая в местности Св. Ключ жен. монашеская община решением Синода была преобразована в Знаменский жен. мон-рь, при к-ром действовал сиротский приют. К. также продолжал исполнять обязанности начальника Киргизской миссии. В 1912-1916 гг. его помощником в управлении миссией был иером. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит). После Февральской революции 1917 г. К. неоднократно обращался в Семипалатинский областной комиссариат Временного правительства, ратуя за продолжение деятельности Киргизской миссии. В миссионерских приходах состоялись собрания представителей как рус. прихожан, так и новокрещеных казахов, которые приняли постановления о необходимости сохранения миссионерских станов. Однако после Октябрьской революции 1917 г. деятельность миссии была прекращена. Во время гражданской войны К. переехал в Омск, где был помощником Омского архиеп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского) , главы Высшего временного церковного управления Сибири, затем вернулся в Семипалатинск. Весной 1922 г., во время изъятия церковных ценностей , К. выступил с обращением, в к-ром призывал паству к миру и спокойствию. Это помогло избежать насильственных действий и не дало властям повода для массовых репрессий против верующих. Летом того же года К. занял двойственную позицию в отношении обновленчества : формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), но противодействовал исполнению его предписаний. Местные обновленцы направили в обновленческое Сибирское церковное управление в Томске просьбу о смещении К. и замене его обновленческим епископом. Из Томска в Семипалатинск прибыл в качестве главы новой обновленческой епархии свящ. Николай Минин (утвержден ВЦУ Семипалатинским «архиепископом» в нояб. 1922). Однако большинство приходов Семипалатинска признавало своим архиереем К.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

ответил, что не желает иметь с Евдокимом ничего общего. 4 февр. 1923 г. в Киево-Печерской лавре патриарший экзарх всея Украины Гродненский и Брестский митр. Михаил (Ермаков) в сослужении викария Киевской епархии Уманского еп. Димитрия (Вербицкого; впосл. архиепископ) совершил хиротонию О. во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Первую архиерейскую литургию О. совершил 6 февр. в Успенском соборе г. Елисаветграда (ныне г. Кропивницкий Кировоградской обл.) при большом стечении молящихся. Через неск. дней к нему явился уполномоченный от обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), чтобы узнать, какой церковной ориентации он придерживается. О. ответил, что не признаёт ВЦУ. 11 февр. 1923 г. арестован по обвинению в том, что не зарегистрировался у властей как епископ и возглавил незарегистрированное местное церковное управление. Заключен в елисаветградскую тюрьму, затем переведен в Одессу, где содержался в заключении 3 месяца. 15 мая О. освободили и взяли с него подписку, что он покинет Одесскую губ., хотя суда не было. О. избрал местом жительства Кривой Рог. Вскоре по прибытии туда он отправил послание к елисаветградской пастве о непризнании обновленческого ВЦУ и начал активную борьбу с обновленчеством. В окт. того же года был вновь арестован, заключен в криворожскую тюрьму, затем переведен в Екатеринослав (ныне г. Днепр), оттуда - в Харьков. В янв. 1924 г. освобожден под подписку о невыезде. Находясь в Харькове, по поручению патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) взял на себя управление Одесско-Херсонской епархией и Елисаветградским вик-ством в основном посредством переписки. В это время вел активную борьбу с обновленцами. Также выступал против григорианского раскола, возникшего в дек. 1925 г. Вместе с др. архиереями подписал обращение в поддержку зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) против григориан. Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, составившие 3 тома (общий объем 1062 машинописные страницы).

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии, названо по г. Клину (ныне Московской обл.). 20 сент. 1921 г. во епископа Клинского, викария Московской епархии, был хиротонисан Иннокентий (Летяев) . Не позднее 17 окт. 1921 г. все приходы Клинского у. получили от священноначалия распоряжение, по к-рому каждый причт должен был отчислять на содержание епископа Клинского в месяц 10 тыс. р., пуд зерна и пуд картофеля. Совет Успенской общины с. Завидова, одного из богатейших приходов уезда, по предложению настоятеля сщмч. Григория Раевского 17 окт. 1921 г. принял решение выделить 12 тыс. р. единовременно «на обустройство архиерейского подворья» в Клину. Весной 1922 г. он перешел в обновленчество , тогда же перешло в раскол большинство храмов в Клину. Выполняя указания властей, еп. Иннокентий потребовал в февр. 1922 г. от всех приходов Клинского у. немедленно рассмотреть вопрос о пожертвовании церковных ценностей в пользу голодающих (см. Изъятие церковных ценностей ). Постановлением обновленческого Высшего церковного управления от 16 мая 1922 г. Клинскому еп. Иннокентию было поручено временное руководство Московской епархией (Церковное оживление. 1922. 2/3. С. 3). По всей видимости, непосредственное управление обновленческими общинами в Клинском у. осуществлял благочинный Клинского городского округа прот. Сергий Фаворский, один из организаторов обновленческого движения в данном регионе. В 1923 г. Фаворский был избран делегатом от Клинского у. на 1-й Всероссийский обновленческий собор (ЦГИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 8. Л. 5). В 1927 г. он получил назначение на обновленческую Рязанскую кафедру. В февр. 1923 г., после отъезда из Клина Иннокентия (Летяева), на вик-ство был поставлен «епископ» Игнатий Жебровский, получивший в управление приходы Клинского у. Игнатий начал преследование клириков канонической Церкви. 13 марта 1923 г. обновленческий Московский епархиальный совет утвердил указ Игнатия о «запрещении в служении и увольнении с прихода» не подчинившегося ему настоятеля церкви в с. Селинском Алексия Воробьёва (Там же. Д. 9. Л. 2). В мае 1923 г. в обновленчество перешел Троицкий собор в Клину, являвшийся ранее кафедрой К. в. В авг. того же года в Клин прибыл представитель патриарха Московского и всея России св. Тихона архим. Борис, к-рый встретился с прихожанами Троицкого собора; храм вновь стал православным, архим. Борис совершил его повторное освящение.

http://pravenc.ru/text/1841429.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010