В окт. 1925 г. К. принял участие в работе 2-го обновленческого «Поместного Собора», на к-ром среди прочего было принято постановление, что настоятелями кафедральных соборов должны быть правящие архиереи. К. попытался занять место настоятеля кафедрального Богоявленского собора в Свердловске, однако встретил сопротивление со стороны духовенства и общины собора, сославшихся на то, что «митрополит» находится в постоянных разъездах по епархии и поэтому содержать его должна вся епархия. По этой причине К. был вынужден стать настоятелем свердловского Екатерининского собора. 14 нояб. 1925 г. свердловское обновленческое епархиальное управление назначило К. настоятелем Богоявленского кафедрального собора. 9 февр. 1926 г. УралОМЦУ постановило считать К. почетным настоятелем кафедрального собора, а 26 февр. К. решил принять настоятельство в обоих соборах. В связи с образованием Уральской обновленческой митрополии местные обновленцы предполагали просить синод о возведении Екатерининского собора в степень областного кафедрального, поскольку он являлся основным центром обновленчества на Урале. В марте 1926 г. в Свердловск прибыл руководитель григорианского раскола Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) . Авторитет архиеп. Григория на Урале в то время был высок, и нек-рые обновленческие приходы перешли в юрисдикцию григорианского Временного Высшего Церковного Совета . Обновленческий архиерей и глава григориан обменялись письмами. К. выразил надежду, что архиеп. Григорий признает обновленческий синод «правящим органом, как признанный Православными Восточными Патриархами», и пригласил прибыть к себе для переговоров по этому поводу. В ответном письме архиеп. Григорий приветствовал «искание мира» со стороны К., однако явиться для переговоров отказался, заявив: «Ваш Синод и все обновленчество заблуждаются… и не нам к Вам, а Вам к нам придется идти» ( Лавринов. 2007. С. 75-76). 29 сент. 1926 г. под председательством К. в Свердловске открылся 2-й обновленческий Уральский церковный собор. Во время его проведения было получено известие о назначении 22 сент. К., согласно избранию обновленческого Воронежского областного съезда, «митрополитом Воронежским и всей Центральной Черноземной области». 5 окт. К. отбыл в Воронеж. Состоял членом президиума обновленческого синода. В февр. 1927 г. принял участие в обновленческом 1-м Всесоюзном миссионерском съезде по борьбе с сектантством (Москва), на к-ром был избран членом центрального миссионерского совета при обновленческом синоде, 1 апр. 1931 г. был награжден обновленцами правом предношения креста за богослужением.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Пермской епархии (см. ст. Пермская и Кунгурская епархия ), существовало в 1923-1929 гг. на территории бывш. Оханского у. Именовалось по г. Оханску (ныне адм. центр Оханского р-на Пермского края ). Во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов 24 дек. 1919 г. Пермский епархиальный совет поручил пермскому духовенству и мирянам иметь суждение об открытии викарных кафедр в соответствии с числом уездов. Первоначально предусматривалось иметь епископов в Перми, Красноуфимске и Соликамске, но приходам остальных 4 уездов, в т. ч. Оханского, предоставлялась полная свобода высказать свое мнение по этому вопросу. Резолюции съездов духовенства и мирян Оханского у., состоявшихся в 1920 и 1921 гг., неизвестны. В первые 2 месяца после ареста в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона и начала обновленческого раскола Пермский еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ) с подчиненным ему духовенством не признавал каноничности обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). После того как в Оханск дошли сведения об аресте патриарха и о появлении самочинного ВЦУ, съезд духовенства и мирян главного (1-го) благочиннического округа Оханского у., собравшийся в авг. 1922 г., не признал законности церковного управления раскольников. Однако прибывший в том же месяце в Пермь уполномоченный ВЦУ свящ. Михаил Трубин (в расколе «протоиерей») «под всевозможными угрозами» заставил признать ВЦУ сначала духовенство г. Перми во главе с еп. Сильвестром, а затем и духовенство в уездах. Вскоре в Оханский у. явились уполномоченные обновленцев, ложно утверждавшие, что власть ВЦУ передал сам патриарх; т. о. уполномоченные «поколебали некоторых из священнослужителей» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 221. Л. 3). Большинство представителей духовенства стало поминать ВЦУ, а после ареста законного еп. Сильвестра (22 дек. 1922) подчинилось «рукоположенному» раскольниками Кунгурскому «епископу» Николаю Ашихмину, который 6 янв. 1923 г. был назначен временно управляющим Пермской обновленческой епархией. Незначительная часть духовенства и приходских советов осталась при прежнем мнении, отказавшись признавать ВЦУ.

http://pravenc.ru/text/2581769.html

С началом 1923 г. на митр. Михаила (Ермакова) и киевское духовенство отказывавшееся «присоединиться к ”Живой Церкви”» 6 , начало оказываться очень сильное давление со стороны властей. В одной из сводок ГПУ этого времени имеется следующая характеристика деятельности патриаршего экзарха и его окружения: «Заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на Правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства, способствовал организации крепкого контр-революционно-тихоновского фронта» 7 . Одним из участников «тихоновского фронта» был и еп. Василий (Богдашевский) . В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923г. имеется следующее свидетельство: «Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику» 8 . 5 февраля 1923 г. был арестован митр. Михаил (Ермаков). Незадолго до этого, 22 января 1923 г. он составляет «Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста» 9 . Еп. Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев. Вскоре, – «в ночь на Великий четверг, 4 апреля 1923 г. отделение Секретно-оперативной части киевского губернского ГПУ провело в Киеве новую серию арестов. Киевская епархия была полностью обезглавлена. Митрополит сидел, – теперь чекисты подобрали викариев» 10 . Накануне, своего ареста еп. Василию (Богдашевскому) был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), – высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 г., следующего содержания: «Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы,за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

166 Обращение Св. Синода Православной Российской Церкви ко всем чадам Православной Церкви//Вестник Священного Синода... 1926. 10(6). С. 11. 167 Обращение Св. Синода Православной Российской Церкви ко всем чадам Православной Церкви//Вестник Священного Синода... 1928. 7 (30). С. 11. 169 Затворник А. Обновленцы по суду канонов Вселенской Православной Церкви: Девять лекций против обновленческого лжеучения. Уфа, 1927. С. 122–124. 175 Титлинов Б. В., проф. Что было сделано для церковного мира//Вестник Священного Синода... 1926. 7(3). С. 5–10. 177 Титлинов Б. В., проф. Пять лет борьбы за церковное обновление//Вестник Священного Синода... 1927. (17). С. 17. 179 Труды Первого Всероссийского съезда, или собора Союза Церковное Возрождение. Л., 1925. С. 21. 180 Слова из второго после освобождения послания Патриарха Тихона от 2(15) июля 1923 г. Дословно «Тех же, которые волею или неволею ведением или неведением поползнулись в настоящем веке лукавствия и, признав незаконную власть, отпали от церковного единения и благодати Божией, умоляем сознать свой грех , очистить себя покаянием и возвратиться в спасительное лоно единой Вселенской Церкви» (См.: Акты... С. 288–292). 181 Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве – кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки (улица Волхонка, 15–17). Первоначально храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия и был освящен 26 мая 1883 г. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи. 5(18) ноября 1917 г. в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России – старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий с именем нового Патриарха – Митрополита Московского Тихона (Беллавина). После закрытия соборов Кремля в 1918 г. становится центром церковной жизни России. С 1922 г., после ареста Патриарха Тихона, храм оказался в ведении обновленческого «Высшего Церковного Управления», а впоследствии обновленческого «Священного Синода» – вплоть до закрытия в 1931 г. 5 декабря 1931 г. храм был разрушен. В 1960 г. на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 г. В 1994–1997 гг. храм был заново отстроен на прежнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

21 мая 1924 г. решением Патриарха св. Тихона Д. был включен в расширенный состав Свящ. Синода, образовавшего Высшее Церковное Управление вместе с Высшим Церковным Советом (ВЦС), в состав к-рого должны были войти обновленческий прот. В. Красницкий и др. деятели «Живой церкви» при условии принесения ими покаяния. Поскольку Красницкий отказался выполнить это условие, 1 июля того же года Патриарх распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава, а резолюцией от 9 июля объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным (Акты свт. Тихона. С. 318-319, 325, 326). Д. получил известия о возобновлении общения с В. Красницким и своем включении в Синод только в авг. 1924 г. Не зная об отмене этого решения, вошел в общение с обновленческой общиной Красноярска, начавшей поминовение за богослужением Патриарха Тихона, Синода и Д. (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 758, 761). В период подготовки 2-го обновленческого собора («Третьего Поместного»), на котором обновленцы предполагали осуществить объединение с правосл. Церковью, Д. вступил в общение с обновленческими структурами. 27 июля 1925 г. он посетил заседание расширенного пленума обновленческого Томского епархиального управления, но уклонился от ответа на вопрос об участии в подготовке к Собору. 28 авг. Д. прибыл на епархиальный съезд обновленцев, где выразил несогласие с постановлениями обновленческого собора 1923 г. и предложил немедленно поставить вопрос о примирении с Патриаршей Церковью. Услышав, что прежде нужно обсудить участие архиерея в новом обновленческом соборе, на к-ром будет решаться этот вопрос, Д. покинул съезд ( Левитин, Шавров. С. 503-504). После образования в дек. 1925 г. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), самочинно объявившего себя высшим органом церковного управления, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) запретил в священнослужении предводителя григорианского раскола Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) и др. организаторов ВВЦС. Пытаясь обосновать каноничность своих действий, члены ВВЦС обратились к находившемуся в заключении Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) . Неосведомленный о ходе церковных дел митр. Петр резолюцией на докладе ВВЦС от 1 февр. 1926 г. передал свои полномочия коллегии в составе Владимирского архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , Д. и архиеп. Григория, о запрещении к-рого Местоблюститель не знал. Митр. Петр также не знал, что др. члены назначенной им коллегии не имеют возможности принять участие в ее работе. Архиеп. Николай пребывал под арестом. Д. был арестован 6 февр. и 23 февр. освобожден без права покидать Томск. 22 апр. того же года митр. Петр подтвердил полномочия своего заместителя митр. Сергия, а 9 июня издал резолюцию об упразднении ранее учрежденной коллегии.

http://pravenc.ru/text/178145.html

Русская Православная Церковь ХХ век 24 июня 1922 год – Епископ Алексий (Симанский) отказался от управления Петроградской епархией. В Петроград по поручению Высшего церковного управления (ВЦУ) приехал протоиерей Владимир Красницкий и потребовал от епископа Алексия (Симанского), управлявшего Петроградской епархией, безоговорочного признания обновленческого ВЦУ. Владыка Алексий ответил твердо: «нет». В тот же день он подал заявление в ВЦУ об отказе от управления Петроградской епархией и убыл в отпуск. 1923 год – «Митрополит» Антонин (Грановский) в результате резкого конфликта с членами обновленческого Высшего церковного совета (ВЦС), прежде всего с Владимиром Красницким, освобожден от всех занимаемых должностей и уволен на покой. Писатель Иван Шмелев 1950 год – В православной обители  Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем умер русский писатель И. С. Шмелев. Иван Сергеевич Шмелев родился в Москве в 1873 г . В 1922 г . вынужден был покинуть Родину, жил сначала в Берлине, а потом в Париже.  Историк Русской Церкви А. В. Карташев писал о Шмелеве: «Как бы там ни судили академики от литературы о писательском наследстве Шмелева, это их право и компетенция, но есть и не избудет около Шмелева другой, массовый, читательский суд. И вот тут­то произошло нечто довольно редкое, я бы сказал, исключительное. В нашей новейшей литературе еще небывалое. Шмелев, и сам того не подозревая, попал в некую, не литературно­формальную, духовно­биологическую точку. Он спустился в недра русского простонародного церковного благочестия и там попал во власть суда, ни от каких академий не зависящего, суда собора Церкви народной. Суд этот не боится переоценки ценностей. Критерий его устойчив, тысячелетен, неизменен. Там Шмелева признали своим и почти уже канонизировали. Так массовая читательская оценка слилась с оценкой церковной. А это факт тяжеловесный. От него не отмахнешься ни замалчиванием, ни непризнанием. Соборно­церковная оценка лишь в последнюю очередь эстетическая, художественная. А в первую голову – учительная, назидательная, горевозносящая. Она признала Шмелева учителем. Так претендент на “светского учителя жизни” превратился в учителя церковного. У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики “Лета Господня”, как прежде лежали “Жития святых” святителя Димитрия Ростовского. Это уже не литература… Это – “душа просит”. Это утоление голода духовного». 

http://pravoslavie.ru/5492.html

Эта позиция патриарха и разделялась, и поддерживалась Сергием. Он понимал, что она выбивает основной козырь из рук обновленцев – заявление о лояльности к советской власти. И результат не заставил себя ждать. Вскоре по Москве прокатилась волна возвращения обновленческих священников в Патриаршую церковь . Обновленцев к тому же чуть ли не повсеместно изгоняют из храмов, избивают, говорят о них с большей ненавистью, чем даже о безбожниках. Внутри обновленчества начались разброд и шатания: одна часть его сторонников с еще большим озлоблением стала относиться к «тихоновщине», проклиная ее и взывая к властям с требованиями «уничтожить церковную контрреволюцию», а другая – разнообразные группировки обновленцев, ранее спорившие между собой за власть и паству, оказавшись перед общей опасностью, должна была предпринимать шаги к объединению. Фигурой, которая, как надеялись обновленцы, сможет осуществить этот объединительный процесс, стал митрополит Нижегородский Евдоким (Мещерский). Тот самый, что год назад вместе с Сергием Страгородским подписал воззвание о признании каноничности власти обновленческого Высшего церковного управления. Его умоляют приехать из Нижнего Новгорода в Москву и возглавить движение. Сразу по прибытии в Москву Евдоким проводит совещание представителей различных обновленческих группировок. Принимаются решения об упразднении ранее действовавшего обновленческого Высшего церковного совета и об учреждении вместо него Синода во главе с Евдокимом. В состав Синода вводятся, для придания видимости «церковной законности», епископы старого (дореволюционного) поставления. Евдокиму удалось за короткий срок свершить, казалось бы, немыслимое – приостановить центробежные процессы и консолидировать обновленчество. С ним обновленцы почувствовали себя спокойнее и увереннее. Величественный и надменный князь церкви Евдоким в то время импонировал решительно всем. Обновленческие батюшки подобострастно склонялись перед высоким духовным сановником, почуяв наконец привычную для них властную руку староцерковного архиерея. В иностранных посольствах Евдоким принимал вид образованного европейца, чему немало способствовали его великолепная английская речь и навыки, приобретенные им в бытность архиепископом Североамериканским и Алеутским (1914–1917). Представителям Восточных патриархов в Москве и ученым теоретикам обновленчества из бывших академических профессоров импонировали диплом магистра богословия и ученая карьера Евдокима – инспектор, ректор Московской духовной академии (1898–1908). Наконец, народ, бесцеремонно выталкивавший из церквей обновленческих батюшек, умолкал при появлении старого архиерея в белом клобуке, с генеральской осанкой, с барской пренебрежительностью в обращении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

  Высшее церковное управление после кончины Святейшего Патриарха Тихона После смерти Святейшего Патриарха Тихона в ночь с 7 на 8 апреля патриаршие права и обязанности, согласно его завещательному распоряжению от 7 января 1925 г., перешли к митрополиту Крутицкому Петру Собравшиеся на погребение Предстоятеля Церкви в московский Донской монастырь архиереи утвердили митрополита Петра в должности Местоблюстителя. И хотя митрополит Петр принял полномочия по управлению Церковью на основании патриаршего завещательного акта, а не благодаря утверждению архиереями, рецепция завещания Патриарха со стороны епископата означала в том числе готовность признать над собой полномочия указанного в патриаршем завещании Местоблюстителя и подчиниться выбору почившего Предстоятеля. После ареста Местоблюстителя в декабре 1925 г. бразды правления Российской Церковью принял Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий Протоиерей Н. К. Чуков в своем дневнике рассказывает о перипетиях в сфере высшего управления Российской Церковью. Совершая поездки в Москву по церковным делам и знакомясь с рассказами лиц, приезжавших в Ленинград, он описывает канву происходящих событий и делится собственными мыслями. Многие известные и описанные ранее историками факты предстают в дневнике в новом свете. Обновленческое ВЦУ, усилившись благодаря прямой поддержке государственных властей, претендовало на власть в Российской Церкви. Между тем патриаршая Церковь находилась на нелегальном положении. Будучи лишена юридических прав и отвергаема государством, находясь вне закона, она нуждалась в нормализации отношений с действующей властью в стране, насколько это позволяли обстоятельства того времени. К легализации церковной администрации в советском государстве стремились и Святейший Патриарх Тихон, и митрополит Петр, и митрополит Сергий. Для этого следовало заручиться согласием властей на созыв церковного Собора, который смог бы запустить механизм высшего церковного управления, осудить обновленцев, призвать к церковному единству, определить отношение Церкви к молодой советской власти, решить накопившиеся проблемы. Такой Собор был не в интересах властей, не желавших укрепления Церкви. По этой причине «компетентные» органы отказывали не только в подготовке и проведении Собора, но и в создании при Первоиерархе Российской Церкви органов высшего церковного управления. 18 сентября 1924 г. и 28 февраля 1925 г. Патриарх Тихон обращался в НКВД с ходатайством о регистрации в советских государственных органах Временного Патриаршего Священного

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Вначале от него потребовали подписку о невыезде из Москвы без разрешения ГПУ. К дому патриарха была приставлена вооруженная охрана. Отныне в подворье допускался узкий круг лиц, обслуживавших патриарха. По инициативе ГПУ, стремящегося полностью отстранить Тихона от церковных дел, 12 мая к нему допускается делегация обновленческого духовенства во главе с петроградским протоиереем Александром Введенским . Ей удается «вырвать» у патриарха письмо на имя председателя ВЦИКа М. И. Калинина, в котором патриарх сообщал, что «почитает полезным» для блага церкви поставить временно, до Собора, во главе церковного управления либо митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), либо митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) 90 . Но ни тот ни другой выехать в Москву не могли. Параллельно в Петрограде разворачивался аналогичный процесс над духовенством. Выезду же митрополита Агафангела всячески противодействовали местные органы ГПУ. Таким образом, высшая церковная власть оказалась «бесхозной»: глава церкви под арестом, члены Священного синода и Высшего церковного управления – кто за рубежом, кто в ссылке, кто за пределами Москвы, кто в тюрьме… Моментом вакуума церковной власти воспользовались лидеры нарождающегося обновленческого движения. 18 мая они вновь явились в Троицкое подворье с целью «уговорить» Тихона временно передать им – до прояснения ситуации и приезда митрополита Агафангела – дело церковного управления. До сих пор остаются непроясненными мотивы, которыми руководствовался патриарх, когда давал письменное согласие незваным посетителям «принять и передать высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела» через посредство бывшего на тот момент в Москве епископа Вернинского Леонида (Скобеева). Резолюцию патриарха обновленцы расценили или, во всяком случае, представляли всем и вся как официальный акт передачи им церковной власти. Тотчас же они приступили к задуманным церковным преобразованиям, в которых теперь уже не было места патриарху Тихону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Е. много выступал с проповедями, читал лекции, организовал открытые пастырские курсы и кружок христ. молодежи. Он умел растрогать и расположить к себе людей, но в то же время смущал верующих своим явно немонашеским поведением. Е. высоко оценивал свои успехи в устроении отношений между Церковью и местными гражданскими властями: «Мы переживаем глубокий мир в Нижегородской епархии. Многие говорят, что в прежнее, дореволюционное время так хорошо не жилось в епархии, как живется в настоящее время» ( Левитин, Шавров. С. 127). Но многочисленные обращения верующих, в к-рых сообщалось о закрытии храмов, об изгнании священников из своих домов, оставлялись правящим архиереем без внимания. Е. поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей . После образования при содействии властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) выступил 19 мая 1922 г. с открытым письмом, выражая солидарность с «прогрессивной группой духовенства», и обвинил Патриарха свт. Тихона в «разрушении Церкви». 16 июня заявил о признании ВЦУ канонической законной церковной властью, подписав «Меморандум трех» вместе с вернувшимися вскоре в каноническую Церковь Владимирским митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Костромским архиеп. Серафимом (Мещеряковым) . В обострившемся в авг. 1922 г. среди обновленцев противоборства провозглашенного «митрополитом Московским» главы ВЦУ бывш. еп. Антонина (Грановского) с группой «Живая церковь» занимал осторожную позицию, заявил о создании собственной орг-ции. В окт. вошел в реорганизованное ВЦУ в качестве одного из заместителей Антонина, был возведен в сан «митрополита». 2 нояб. назначен в обновленческую Одесскую и Херсонскую епархию. 31 марта 1923 г. прибыл в Вятку, чтобы убедить управляющего Вятской епархией Яранского еп. Сергия (Корнеева) признать ВЦУ. 13 апр. переведен на Вятскую кафедру, вскоре назначение было отменено. В мае 1923 г. был участником обновленческого «2-го поместного собора», но прибыл на него уже после принятия основных решений и не подписал документ о низложении и об извержении из сана Патриарха Тихона. После смещения 24 июня Антонина с поста председателя Высшего церковного совета (бывш. ВЦУ) избран на его место. Прибыл в Москву 20 июля, задержавшись с переездом из Одессы по рекомендации начальника 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова . 8 авг. 1923 г. Высший церковный совет, к-рый возглавлял Е., был переименован в «Священный Синод Российской Православной Церкви», все ранее существовавшие самостоятельные обновленческие группировки упразднялись.

http://pravenc.ru/text/187055.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010