Об исповеди Владыка как-то написал: «Исповедуйте свои ошибки тем, кому доверите сердце Ваше! Один грек-иеромонах в Таганроге, 50 лет тому назад, перед исповедью мне сказал: «Ты смотри на меня, как на глухого и слепого...» А я тогда был еще полумальчик или полумужчина и не понял слов его Но когда я рассказал это своему святителю, он рассмеялся и стал продолжать пить свой чай Но как-то грек-священник из Чимкента был у меня во время исповеди я вспомнил таганрогского грека-иеромонаха и стал, как Сарра, улыбаться под иерейским епитрахилем, вспомнив, что сказал мне тогда же мой святитель: «Идеальнее иметь духовника и не глухого и не слепого!» Мой тот Владыка не имел специального духовника – а исповедовался у всех иеромонахов своего Тверского Отроча монастыря. (Так ныне и я)». В Алма-Ате, месте последнего архипастырского служения Митрополита Иосифа, освящение фруктов совершается раньше, чем в средней полосе России. «Здесь яблоки освящают и в Петров день, ибо ранних сортов много. Но на Преображение – обхождение вокруг храма при большом скоплении богомольцев». Несомненно, в течение долгой жизни у Владыки было много встреч с различными людьми. Во время пребывания в неволе встречался он и с Епископом Афанасием (Сахаровым) 50 , а позднее снабжал его книгами 51 . Всякий раз, провожая кого-либо из своих гостей, он молитвенно просил, ссылаясь на Чин о путешествующих по воздуху, составленный Епископом Афанасием: «Архангеле Михаиле, поддержи своими невещественными крылами вещественные крылья (имя рек) самолета». Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского он охарактеризовал так: если преподобный Сергий – духовный игумен земли Русской, то преподобный Серафим – духовник. Владыка очень почитал отца Иоанна Кронштадтского , называя его святителем Николаем нашей эпохи. В его комнате висел большой портрет этого праведника, канонизированного в наши дни. Он особо чтил праведного Симеона Верхотурского, считая его покровителем Казахстанской епархии 52 . Различные мысли, приходившие Владыке в голову, он записывал на книгах, на конвертах грампластинок и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музыкальный подарок 25.05.2011 463 Время на чтение 4 минуты В Издательстве Саратовской епархии вышел новый диск: «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова исполняет Сводный хор храмов Саратова под управлением Светланы Хахалиной. «Запись такого диска - мечта любого регента!» - признается Светлана Владимировна. Мы попросили ее рассказать о том, как шла работа над этим сложнейшим музыкальным произведением и как проходила сама запись. Год назад поздними майскими вечерами в Покровском храме Саратова собирались музыканты пяти церковных саратовских хоров: Архиерейского мужского хора Духосошествен­ского кафедрального собора, Свято-Троицкого собора, храма в честь Казанской иконы Божией Матери, храма во имя преподобного Серафима Саровского и самого Покровского храма. В течение часа звукорежиссер расставлял микрофоны и настраивал аппаратуру, хористы распевались. Ровно в полночь начиналась запись. - Диск записывали десять дней,- рассказывает регент Светлана Хахалина.- Собирались к одиннадцати, заканчивали в пять часов утра, после чего кому-то надо было ехать на службу в свой храм, кому-то - на экзамены в консерваторию (как раз шла сессия). Порой количество записанных дублей доходило до двух десятков: то уборочная машина-пылесос по улице Горького проедет, то под утро начнется предрассветная перекличка собак из окрест­ных улочек. А однажды во время записи погас свет. Музыканты надеялись, что электричество в скором времени подключат, но, прождав напрасно два долгих часа, хор вынужден был разойтись. Петь, конечно, можно и при свечах, а вот записывать - не получится. «Всенощное бдение» Рахманинова - произведение сложнейшее. Если в обычном партесном пении, как правило, используется три-четыре голоса, то здесь хоровая партитура рассчитана на 12 голосов. Для того чтобы решиться исполнить его, хоровой коллектив должен иметь очень высокий уровень профессионализма и зрелости: композитор писал «Всенощную» для Московского Синодального хора, который считался одним из лучших хоров в Европе. В 60-е годы в Советском Союзе именно «Всенощное бдение» Рахманинова стало первым произведением духовной музыки, записанным на грампластинку; для этой записи Государственный академический русский хор под управлением А.В. Свешникова разучивал произведение в течение долгих месяцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Я ему: – Есть священники пьяницы, гомосексуалисты. Как же так? А он: – Каждый за свою жизнь сам перед Богом ответит. Мало ли мне чего не нравится. Но я смотрю на иные вершины. Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Так-то, Александрушка. И при каждой новой встрече дарил мне книги, пластинки, магнитофонные записи. Потом пригласил на храмовый праздник в Самолву. И вот трясемся по скользкой дороге на «Запорожце» без тормозов, отдавшись на милость Божию. Я, пригревшись, дремлю. Приходские священники, что меня встретили, разговаривают и сокрушаются. – Ведь не так все задумывалось, не так… Что не так-то? Оказывается здесь, в российской глубинке, два молодых священника задумали предприятие, которое в ту пору было не по силам всей русской православной церкви. А именно, привлечь к православию людей, которые хоть и не считают себя атеистами, но от церкви далеки. Молитва не касается их душ. Божественная премудрость не доходит до разума. А, оказалось, таким людям и предложить-то нечего. Этим ловко пользовались заморские миссионеры и доморощенные сектанты. Свои же духоборцы еще не успели вырасти. Сказывались многие годы запрета на проповедь. А нужно было биться за духовную целостность Отечества. Для таких людей – считающихся православными, но не знающих о православии почти ничего – и сочинил, и спел отец Роман свои первые духовные песни. Они зажили своей жизнью, преодолев границы не только Псковской епархии, но и России. Их стали транслировать по радио, записывать на грампластинки, издавать книгами. Их стали использовать эстрадные исполнители. Хорошо, если они, как Жанна Бичевская, от которой я сейчас везу иеромонаху Роману подарок, – две упаковки пластинок с записями его песен в ее исполнении, испросили на то благословения. Другие своевольничали, а то и просто хулиганили. Где-то в Питере положили его песни на рок-музыку, чем повергли отца Романа в неописуемое смятение, заронив сомнение, что, может быть, вовсе не следовало эти песни писать или отпускать их дальше круга друзей. Но тогда терялся весь смысл тогдашней его духовной работы.

http://pravoslavie.ru/36542.html

При открытии прихода прихожане обязались построить каменный храм. Строительство началось в 1866 г. и велось в основном на средства прихожан, закончено было в 1872 г., а в 1873 г. храм был освящен во имя св. Тихона Амафунтского Чудотворца. В приходе имелась библиотека и существовали земские школы: в с. Тихоново с 1870 г., в д. Моркваши с 1897 г., в д. Поспелово с 1901 г. Штат церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Священниками при приходе состояли: с 1862 г. по 1904 г. – Александр Петрович Казаринов; умер 29(16 ст.с.) декабря 1904 г., погребен у алтаря Тихоновской церкви. С 1905 г. – Сергей Владимирович Покровский, после революции 1917 г. репрессирован вместе с остальным клиром, дата смерти и место погребения неизвестны. По рассказам старожилов приход закрыт в 20-30-е годы ХХ века. В здании церкви были организованы зерносклад и мельница, также пытались открыть клуб, но ничего не получилось, так как, ни разу не смогли запустить кинопроектор и проигрыватель грампластинок. В 1975 г. по решению местных властей в храме была устроена кормокухня для местного зверосовхоза, после чего храм стал приходить в упадок. Исторические данные приведены на основании архивных справок: от 07.08.2000 г., от 05.12.2000 г. со ссылкой на архивные документы: настольная книга о церквях и духовенстве Вятской Епархии Елабужского уезда 1872 – 1915гг., клировые ведомости Вятской Епархии 1872 -1915 гг., строительное дело Вятской Духовной Консистории 1872 г. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИХОДА И ХРАМА В 1995 г. в зверосовхозе «Тойминский» была введена в действие новая кормокухня, а находящаяся в здании церкви, по решению директора зверосовхоза Науменко В.В. была остановлена. В 2000 г. на общем собрании жителей с.Тихоново было решено вновь открыть приход и восстановить храм, и в связи с тем что, в советское время было преобразовано внутреннее территориальное деление России и с. Тихоново оказалось на территории Тат. АССР под юрисдикцией Казанской Епархии, прошение об открытии было подано Архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. В том же 2000 г. Приход был зарегистрирован и указом Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия настоятелем Прихода был назначен иерей Виктор (Стребков Виктор Федорович).

http://sobory.ru/article/?object=12714

Я начал посещать богослужения, познакомился с батюшкой. Он, заметив мой интерес к песнопениям, давал прослушать грампластинки (тогда уже понемногу начали появляться записи церковных хоров). Батюшка сам закончил семинарию в Троице-Сергиевой лавре, а матушка его была регентом, когда-то пела в знаменитом хоре у Николая Васильевича Матвеева в храме на Большой Ордынке. Вот у этих людей я и получил свое первое церковное образование. Когда я поступил в музыкальное училище, отец сказал: «Пора брать благословение у настоятеля на пение в церковном хоре». Моим первым учителем клиросного пения стала тетя Валя. Она была маленького роста, но при этом очень высокого духовного уровня. Добрая, деликатная. Помню, вставала на специальную подставочку, чтобы лучше видеть тексты. А пела очень уверенно, всю жизнь была в хоре. Она научила меня не просто слушать во время пения других певцов, но и открыла для меня многое, что, кстати, очень помогло мне, когда я уже сам начал регентскую практику. По-настоящему регентским делом я начал заниматься у замечательного московского дирижера Анатолия Дмитриевича Бутусова. Именно у него я по-новому для себя понял специфику хорового пения, у него научился особым приемам регулирования звучания хора. Мы с ним часто вели службу вместе: он на правом клиросе, я – на левом. Позже, когда был создан Православный университет Иоанна Богослова и открыт факультет церковного певческого искусства, Анатолий Дмитриевич порекомендовал мне поступить туда учиться. В университете тогда преподавали очень интересные для меня люди, мне захотелось углубить свои знания не только в области богослужебного устава, но и по другим богословским дисциплинам, и я, внимательно изучив расписание, начал посещать занятия и на других факультетах. – А как вы стали звонарем? – Окончив Православный университет, я по-прежнему продолжал служить регентом, но к тому времени в мою жизнь уже прочно вошла колокольная деятельность. Звоны меня заинтересовали еще тогда, когда я только начинал приобщаться к церковной жизни. Голос колокола, его богатое звучание, сильные, необычные ощущения, которые рождают многосложные сочетания его обертонов – все это завораживало меня, заставляло остановиться, вновь и вновь прислушаться и поразмыслить, что же именно меня так волнует в его пении?

http://pravoslavie.ru/32050.html

Летом того же года большая группа насельниц совершила паломничество в Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь и по приглашению ректора архим. Кирилла (Гундяева ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) посетила ЛДА. 12 мая 1984 г. указом патриарха Московского Пимена К. м. была предоставлена Патриаршая ставропигия с непосредственным подчинением предстоятелю РПЦ. 4 янв. 1987 г. с посещения К. м. начал свое служение на Волынско-Ровенской кафедре еп. Варлаам (Ильющенко). Прибывшая 14 февр. в обитель группа звукозаписи Издательского отдела МП сделала запись грампластинки «Воскресни, Боже», посвященной празднику 1000-летия Крещения Руси. 18 февр. 1986 г. по решению ровенского облисполкома обители был возвращен сад, сестры занялись его благоустройством. В нояб. 1987 г. настоятельница обратилась к Р. М. Горбачевой с просьбой вернуть незаконно захваченный корпус 2, на что 11 янв. 1988 г. последовал положительный ответ из секретариата ЦК КПСС. 15 февр. того же года корпус 2 был освобожден от располагавшегося в нем музея. 26 июня освящение восстановленного корпуса возглавил митр. Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв) в сослужении архиеп. Свердловского и Курганского Мелхиседека (Лебедева) и архиеп. Винницкого и Брацлавского Агафангела (Саввина) . Торжества посетил секретарь патриарха протопресв. Матфей Стаднюк, представители гос. власти. 30 июля - 1 авг. 1988 г., в ходе торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси, органы власти разрешили установить памятный крест и знак в природоохранной зоне мон-ря. В 1991 г., после возвращения Церкви построек Кременецкого мон-ря, в обитель вернулись старые насельницы, пребывавшие в Корце. Игуменией восстановленного Святогорского Зимненского мон-ря Волынской обл. по прошению еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука) была назначена корецкая мон. Стефана (Бандура). В 90-х гг. XX в. К. м. испытывал давление западноукраинских праворадикальных движений и представителей раскольнических течений, обвинявших монашескую общину в непосредственном подчинении патриарху Московскому. В авг. 1990 г. в К. м. останавливался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 3 авг. и 8 сент. 1992 г. К. м. посещал новый предстоятель УПЦ митр. Владимир (Сабодан) . 19 авг. 1993 г. в К. м. прибыл крестный ход с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери в поддержку канонической УПЦ, инициированный еп. Луцким и Волынским Нифонтом (Солодухой) . 26 июля 2006 г. по рекомендации престарелой игум. Наталии К. м. возглавила мон. Рафаила (Хильчук), возведенная в сан игумении. 2 авг. 2009 г., во время первого офиц. визита на Украину, К. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

– А те, кто писал доносы на своих, оставались живы? – Как правило, те люди, которые подписывали на себя всякие бессмысленности и «ломались» на допросах, называли имена якобы своих единомышленников и этим самым способствовали их аресту и мучениям — сами потом были расстреляны. Так что это не помогало, но люди все равно старались хоть как-то спасти себя, совершая нелепые поступки. – Как Вы считаете, люди, которые всё выдержали и не «сломались», должны были обладать особыми качествами характера? Почему та деревенская старушка осталась верной своим убеждением до смерти? – Она с молоком матери впитала в себя веру, и самое главное – сумела эту веру сохранить. Именно это дало ей силы остаться человеком. Люди понимали свою человеческую слабость, но, как говорит апостол Павел: «Сила Божия в немощи совершается». И вот оказывалось, что этих немощных, как опять же Апостол говорил, Бог избрал и именно через них сохранил веру. Мне особо запомнилась еще одна история. 5 ноября 1937 года, здесь, на полигоне был расстрелян Сергей Михайлович Ильин. Он был бухгалтером и глубоко верующим человеком. Помогал арестованным и репрессированным священнослужителям. В частности, имел переписку со священномучеником Кириллом Смирновым, митрополитом Казанским и оказывал ему материальную помощь. Удивительно, что он был ещё коллекционером: собирал грамзаписи духовных песнопений, у него при аресте было изъято более двухсот грампластинок. А ведь это было в тридцатые годы – представляете, какая фонотека для того времени! У него был старший брат, священник Александр Михайлович Ильин, или как его звали в Москве, «отец Александр Горбатенький». Отец Александр имел родовую травму, поэтому действительно имел такой физический недостаток. Он был известным в Москве священником, длительное время служил в храме святителя Николая на Маросейке. Именно им была отслужена последняя Литургия перед закрытием храма. После этого отец Александр совершал богослужения в квартирах своих духовных чад. И вот некто об этом донёс. Но чекисты, придя на квартиру к отцу Александру не застали «А.М. Ильина» и арестовали «С.М.Ильина», приняв его за священника. И те обвинения, которые должны были быть предъявлены отцу Александру, были подшиты к делу Сергея Михайловича. И Сергей Михайлович нигде и никогда , ни одним словом не обмолвился, что обвинение относится не к нему, а к его брату. Отец Александр скончался во время войны от болезни, в оккупации. А Сергей Михайлович был расстрелян – за своего брата…

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-lyud...

12 августа . Выехали на автомашине в Хвалынск, предварительно получив пропуск в райисполкоме, так как на территории Саратовской области холера. 13 августа . В Хвалынске утром был в краеведческом музее. Там выставлены разные картины под одной подписью: А. Бенуа. Но это не Бенуа. Сказал об этом директору музея, он обещал проверить и заменить табличку. Вечером служба — вынос Креста. Перед вечерней в храм пришел секретарь горисполкома и запретил службу из - за холеры. Я поинтересовался, было ли работникам церкви письменное предписание со ссылкой на какое - то решение властей. Не было. И тогда я начал службу. Во время службы снова приходил секретарь горисполкома, требовал остановить. Я послал к нему настоятеля со словами, что по закону никто не может ни вмешиваться в богослужение, ни останавливать его. Спустя 2 дня я был в Саратове и пожаловался уполномоченному. Тот просил меня не волноваться и сказал, что здесь какое - то недоразумение. Дал мне телефон председателя Хвалынского горисполкома Орлова, я ему звонил, просил в дальнейшем деликатнее обращаться с верующими и подобные вопросы не решать с ходу, но по предварительном согласовании и обсуждении. Скоро пришло разъяснение от митрополита Пимена о том, что в связи с карантином в ряде храмов по берегу Волги надо ограничить целование икон и крестов. В конце сентября три дня гостил в Киеве, был у родственников, посетил Байковое кладбище, долго по нему ходил, читал надписи на крестах и плитах. Над воротами кладбища надпись по - латыни: " Блаженны мертвые, умирающие о Господе " . Был в магазине грампластинок, купил очень много записей классики, особенно Баха, Бетховена, Шуберта, Моцарта. 23 сентября в Волгограде в соборе сняли старосту Ивана Филипповича Богданова. Причина была та, что в соборе нашли антисанитарное состояние — грязь, мусор, и это в дни, когда все Поволжье борется с холерой. Настоятель собора предупреждал Богданова, что надо убрать мусор, но тот прикрикнул: " Я здесь хозяин, не указывайте " . Вот так тиран и потерял свою голову. Все духовенство радо безмерно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

31 мая . Был у Бельского 2,5 часа. Говорил очень спокойно. Все ему высказал. Рассказал о встрече в Совете с Михайловым. Предложил " перемирие " . Он на все мои рассуждения говорил одно: " Я действую по закону. Должен соблюдаться закон " . Я спрашиваю: " Какой закон: от 1929 года? Так ведь он устарел, в правительстве готовится новый закон. Как - то надо это учитывать " . 5 июня . Среда. Выехали из Волгограда в Ставрополь через Элисту. В Ставрополе осмотрели собор, епархиальное управление (построено заново!). Поехали к Владыке. Тоже новый большой дом. Обедали. Ездили смотреть Успенскую церковь. Владыка Антоний рассказывал, что было много трудностей, но он пошел на прием к первому секретарю обкома Михаилу Горбачеву, и он сильно помог. У Владыки мы и заночевали. 7 июня . Выехали из Орджоникидзе. Видели вдали Казбек. Здесь река Терек. На горе — церковь Св. Троицы. На самом перевале — крест. Отсюда и название — Крестовый перевал. Дорога идет зигзагами. Перевал сделан при Екатерине II, закончен при Николае I, стоил очень дорого. Далее — река Арагва. Приехали в Мцхету. Здесь собор Свети - Цховели и монастырь. Въехали в Тбилиси в 16 ч. 30 м. Долго искали Сионский собор, где резиденция Патриарха Илии. Нас устроили в доме сестры Патриарха Нины Георгиевны. Заботился о нас двоюродный брат Патриарха Зураб Спиридонович (их отцы — родные братья). Особую заботу о нас проявил ректор семинарии епископ Зосима. 8 июня . Суббота. В 11 ч. были на официальном приеме у Патриарха Илии. Получили от него подарки, в том числе — металлическую икону св. муч. Георгия. Вручили свои подарки. Поехали с епископом Зосимой в Дживари (Крест), VI–VII век. Здесь высоко над горами св. Нина поставила Крест. Потом на этом месте соорудили храм. Он назван Крестным. Посетили в Мцхете собор и монастырь. Всенощную стояли в Сионском соборе. Служил Святейший Патриарх. Ужинали у Нины Георгиевны. Звонил Лиане Исакадзе по поводу билетов. Она теперь в Тбилиси проводит ряд концертов. 11 июня . Вторник. Сегодня состоялся прием у католикоса Вазгена I в 11 ч. 30 м. Патриарх очень приветлив. Я вручал ему подарки: Евангелие на славянском языке, " Русская Церковь " на английском языке и 15 грампластинок с записью классической музыки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Святая Церковь допускает многообразие в церковно-богослужебном чине и считает православные восточные и православные западные обряды равночестными. 2. Церковная музыка Русская Церковь , приняв общецерковные песнопения и нормы музыкального искусства, создала свои песнопения – тексты и напевы, которые и сохраняет до настоящего времени как освященные богослужением в ряде столетий. 1)      Дальнейшее упрочение и развитие церковного музыкального искусства должно проходить под знаком его усовершенствования с сохранением за ним того спасительного значения, которое указано ему в Священном Писании . 2)      Упрочению и развитию церковного музыкального искусства должны содействовать: а)      соблюдение его от чуждых ему «мирских» влияний; б)      изучение этого искусства в учебных заведениях, подготовляющих священно-церковнослужителей; в)      широкое ознакомление с этим искусством членов Церкви через печать, лекции или беседы и духовные концерты, издание духовной музыкальной литературы и выпуск грампластинок. 3. Иконография, архитектура, священная утварь и облачение и т.д. Богослужебная жизнь Православной Церкви есть благодатное общение ее членов с Богом и миром духовным. Оно совершается преимущественно в храме. Православный храм с его священными предметами является произведением церковного искусства, которое предназначено содействовать этому общению. Эта цель может быть достигнута только при условии действительной церковности искусства. 1.      Церковное искусство должно соответствовать Преданию Церкви. 2.      Путь к развитию и упрочению православного искусства должен идти чрез уяснение сущности этого искусства и изучение освященных Церковью традиционных форм его. 3.      Для лиц, служащих Церкви в искусстве, кроме художественной и технической подготовленности, необходимо понимание особенностей церковного искусства. 4.      В целях ограждения церковного искусства от всего несвойственного ему надлежит бережно хранить наследие церковного искусства. Читать далее Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.)/Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010