Оригинальное название представленного доклада: Sacramental Theology in the Armenian Tradition. Фокин Алексей Русланович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской Академии наук, доцент Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Избранные публикации: http://iph.ras.ru/fokin.htm Хеллер Дагмар ( Dagmar Heller ) – Ph. D., профессор Экуменического института в Боссэ (Швейцария). Пастор Евангелической Церкви Германии. Оригинальное название представленного доклада: Sacramentology in Hermeneutical Perspective. Холодный Андрей ( Andrei Holodny ) – M. D., профессор Корнелльского университета (Итака, штат Нью-Йорк, США). Оригинальное название представленного доклада: The Healing of the Body and the Soul in the Sacraments of the Church: Can theology accommodate the scientific world view? Хулап Владимир, священник – кандидат богословия, Ph. D., и. о. проректора по учебной работе и заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Цыпин Владислав , протоиерей – доктор церковной истории, магистр богословия, профессор и заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Шишков Александр Михайлович – кандидат философских наук, доцент Философского факультета Московского государственного университета. Список публикаций: Шмаина-Великанова Анна Ильинична доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Юревич Дмитрий, священник (ныне протоиерей) – кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе и заведующий кафедрой Библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Выполнению этой задачи служит, в частности, и работа над Катехизисом, которая ныне осуществляется в рамках деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии. — В последнее время активно обсуждается вопрос подготовки и созыва Всеправославного Собора. Насколько активно идет процесс подготовки? Какой видится Вам роль Библейско-богословской комиссии в подготовке этого значимого для всех Поместных Церквей Собора, — ведь есть целый ряд вопросов, в частности, проблема первенства, которые неоднозначно решаются именно по причине расхождения «путей богословия»? — Мне уже приходилось не раз останавливаться на вопросах, связанных с подготовкой Всеправославного Собора. Такая подготовка ведется уже полвека, она то активизировалась, то замирала. Были согласованы позиции Поместных Православных Церквей по ряду вопросов повестки дня. Сегодня мы вновь вернулись к обсуждению того, каким должен быть Собор, в ходе межправославного диалога. И надо сказать, что это обсуждение является частью соборного процесса, который сам Собор сможет увенчать. Быть может, некоторые спорные вопросы, по которым еще не достигнут консенсус, стоит не выносить на Собор, а оставить на будущее. Это касается и вопроса о первенстве в Православной Церкви, а также связанных с ним вопросов о предоставлении автокефалии и о диптихах. Что касается вопроса о первенстве, то в рамках деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии ведется серьезная исследовательская работа на эту тему. На основании исторического, канонического и богословского анализа будет составлен документ, в котором, после его одобрения Высшей церковной властью, найдет свое выражение позиция нашей Церкви. — Библейско-богословская комиссия по отношению к российским богословским школам является, по сути, «заказчиком» кадров и проектов. На ваш взгляд, в каких областях богословских наук наиболее остро ощущается сегодня дефицит специалистов? — Членами Синодальной библейско-богословской комиссии являются авторитетные и компетентные богословы и церковные ученые, но по мере необходимости мы привлекаем экспертов в различных областях, в том числе представителей молодого поколения богословов.

http://patriarchia.ru/db/text/2013596.ht...

У представляемого сегодня " Катехизиса " очень короткая история и очень долгая предыстория. Все началось с того, что еще при приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии Синодальной библейско-богословской комиссии, которую тогда возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет , было поручено подготовить новый Катехизис Русской Православной Церкви. Задача была сформулирована таким образом: это должен быть не просто краткий сборник, посвященный основам вероучения, а фундаментальный труд, который отвечает на основные вопросы, касающиеся вероучения, литургической практики и нравственности. Работа над Катехизисом началась внутри Синодальной -библейско-богословской комиссии, мне было поручено возглавить работу соответствующей рабочей группы. Позже, когда Предстоятелем Русской Православной Церкви стал Святейший Патриарх Кирилл, а я возглавил Синодальную библейско-богословскую комиссию, эта работа была продолжена. Итогом ее стал очень большой по объему текст, который был разослан на отзывы в епархии. Когда мы стали получать отзывы, среди многих похвальных слов, сказанных в адрес этого текста, неоднократно звучала и такая мысль: это не тот катехизис, который можно дать людям, готовящимся к крещению, это не та простая и короткая книга, которую человек мог бы прочитать за пару дней и усвоить из нее хотя бы какие-то основные истины, касающиеся Православной Церкви. По мере чтения отзывов я понимал, что у нас есть нужда в некоем кратком пособии, в кратком Катехизисе, где по возможности в простых современных и доступных формах излагались бы основы православного вероучения, нравственности и основы церковной жизни.  Зная, как работает Библейско-богословская комиссия и каким трудом даются коллективные тексты, я понимал, что никакой комиссии подготовку такого труда поручить невозможно, и в конце концов взялся за это сам, имея в виду, что, конечно, это будет Катехизис авторский, не претендующий на какую-то общецерковную значимость, подобный уже достаточно многим существующим ныне авторским катехизисам.

http://patriarchia.ru/db/text/5137355.ht...

В 2009 году Синодальная богословская комиссия была преобразована в Синодальную библейско-богословскую комиссию. В ее состав были введены специалисты по библеистике. Это означает включение в сферу ответственности Комиссии масштабного и очень важного научно-богословского блока. Речь идет о систематической и планомерной работе в области библеистики. Целью такой работы является подготовка нового перевода Библии, опирающегося как на православную экзегетическую традицию, так и на современные научные исследования. Одновременно необходимо работать над созданием библейского комментария, включающего несколько уровней: текстологический, историко-археологический, экзегетический, богословский. Что же касается координации научно-богословской работы в общецерковном масштабе, то ранее комиссия практически такой деятельностью не занималась. А потребность в координации, безусловно, есть, потому что существующие ныне церковные научно-богословские центры слабо связаны друг с другом. Для плодотворного развития богословия нужно преодолевать распыленность наших ресурсов. С этой целью предполагается создать постоянные коллегиальные структуры, которые объединили бы всех ответственных за научно-богословскую работу в духовных школах, синодальных учреждениях и научных центрах — как церковных, так и светских. В данном случае комиссия выполняет не просто одну из своих уставных задач, но и решение Архиерейского Собора 2011 года, согласно которому комиссии поручено развивать инфраструктуру научных исследований в Русской Православной Церкви и совершенствовать диалог и взаимодействия Церкви и светской науки. Новый православный катехизис — Как идет работа над новым православным катехизисом? Когда можно ожидать ее завершения? — После того, как Архиерейский Собор 2008 года принял решение о начале работы по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви, которая была поручена Богословской комиссии, была создана специальная группа авторов и редакторов. Сегодня завершается первый этап, который включал разработку структуры катехизиса и формирование первичного массива текстов как основы для дальнейшей редакторской работы.

http://patriarchia.ru/db/text/1663694.ht...

Как отмечает член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков , «в последних записях своего блога Кураев пытается шантажировать Священноначалие нашей Церкви своей возможной " апелляцией " на Фанар, к расколоучителю, " восточному папе " , Патриарху Константинопольскому Варфоломею, подтверждая тем самым, что готов принять явное тоталитарное лжеучение об особой власти Константинопольской кафедры над Православной Церковью, если сочтет это выгодным лично для себя». Он напоминает, что совсем недавно блогер был яростным критиком Фанара. «В свое время протодиакон Андрей Кураев посвятил много времени и места в своем блоге изобличению мерзостей принятых недавно Фанаром бывших священнослужителей канонической Церкви, а ныне предателей архимандрита Виктора Бедя (ныне - лжеепископ) и запрещенного митрополита Александра Драбинко. Что тут скажешь? Видно, упав на лестнице, Кураев желает докатиться до самого дна. И оказаться на одной помойке с подобными персонажами», - иронически предположил пастырь. К слову сказать, подавляющая часть православного мира, за исключением подконтрольных Фанару греческих Церквей, не признаёт Константинопольский патриархат апелляционной инстанцией. Папистские притязания патриарха Варфоломея не обоснованы ни канонами, ни историей. О том, что у Фанара нет такого права, пишут многие богословы. Как отмечает иеродиакон Рафаил (Мисиаулис) , у патриарха Константинопольского есть «особая привилегия принимать апелляцию, но ТОЛЬКО от епископов и духовенства подчиненных ему Церквей, то есть Церквей, которые находятся в его юрисдикции». «Есть еще 9-е правило того же Халкидонского Собора, гласящее: " Если же на митрополита области епископ, или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к экзарху большей области, или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится " . На основании этого правила Константинополь утверждает, что имеет право принимать апелляции из любой Поместной Церкви. Но это не так. Данное правило действует только для Константинопольской Церкви. Уже в новейшее время (XIX век) такие авторитетные толкователи канонических правил, как преподобный Никодим Святогорец, опровергали ложное мнение о якобы праве Константинопольского Патриарха " действовать в диоцезах и областях других Патриархов " , в том числе и рассматривать апелляции из этих областей», - пишет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/06/ku...

— В большинстве духовных школ вместе с пастырско-богословским отделением для мужчин существуют регентское и иконописное отделения, куда могут поступать девушки. В КДАиС обучаются только мужчины. С чем это связано? Нет ли в планах создания дополнительных отделений? — Идея создания при Киевских духовных школах регентского и иконописного отделений существует уже давно. В 2008 году Синод Украинской Православной Церкви (журнал 108) благословил открытие катехизаторско-регентского духовного училища и иконописной школы в Киевской епархии и назначил ректором ныне покойного архиепископа Макаровского Илария (Шишковского) . К сожалению, тогда реализовать этот проект так и не удалось. Тем не менее при Академии уже более 20 лет действуют Православно-катехизаторские курсы имени святителя Петра Могилы, на которых на библейском, регентском, иконописном, катехизаторском, миссионерском, золотошвейном и других отделениях обучаются миряне. С этого года стало возможным и дистанционное обучение. Срок обучения — два или три года, в зависимости от направления. — В настоящий момент Киевская духовная академия и семинария не имеет аккредитации Министерства образования Украины. Планируете ли вы получать аккредитацию и как вообще смотрите на вхождение духовного образования в сферу влияния светских структур? — Вопрос аккредитации довольно сложный. Аккредитация образовательных программ, а также реализация лицензионных условий — это длительный процесс. И Киевские духовные школы в этом направлении максимально развивают свои образовательные ресурсы. Сегодня Киевская духовная академия и семинария не имеет государственной аккредитации, хотя мы как учебное заведение официально зарегистрированы государством. Хочу отметить, что отсутствие аккредитации не означает, что мы не учитываем рекомендации Министерства образования Украины. Однако уже несколько лет работает специальная комиссия при Министерстве образования Украины, которая по отдельности нострифицирует дипломы духовных учебных заведений Украины, в том числе и наши.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5852042...

Важно также пастырское участие священнослужителей в работе по реабилитации воинов, возвращающихся с территории боевых действий. В соответствии с многовековой пастырской практикой преподание Святых Христовых Таин может быть ограничено по причине участия в военных действиях на время покаяния лишь по индивидуальном рассмотрении ситуации пастырем и в особых случаях, к примеру, когда воином совершены воинские преступления, повлекшие за собой гибель людей, или когда это может помочь уврачеванию духовных ран. 6. Сегодня на украинской земле государственная власть явила себя прямой наследницей большевиков-богоборцев и воздвигает гонения против Православной Церкви. Верные чада церковные изгоняются из храмов, иерархи, священнослужители и миряне подвергаются неправедным арестам и бесчестным судилищам, святыни оскверняются и расхищаются. Особую горечь вызывают известия о том, что священнослужителей и мирян Украинской Православной Церкви пытаются принудить к отречению от Божией правды и подтолкнуть к расколу. Участники Архиерейского Совещания призывают к сугубой молитве о православных братьях и сестрах на Украине, о тех, кто вопреки угрозам, клевете и преследованиям стремятся к сохранению церковного единства, наипаче же о тех, кто являют поистине исповеднический подвиг, мужественно возвышая свои голоса в защиту этого единства. Многая лета митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу, находящемуся ныне в тюремном заключении, и всем иерархам-исповедникам, претерпевающим уголовные преследования за веру и Церковь! 7. Архиерейское Совещание с сожалением констатирует, что одним из инструментов враждебных Православию политических сил стали руководители Константинопольского Патриархата, ослепленные жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций. Рассмотрев представленное Синодальной библейско-богословской комиссией заключение «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», участники Архиерейского Совещания выражают согласие с выводами этого документа и передают его на утверждение Священного Синода.

http://radonezh.ru/2023/07/19/postanovle...

Значительное количество публикаций, тем не менее, дает возможность упомянуть в статье почти всех авторов и их работы. К сожалению, на данном этапе исследования не удалось определить имена абсолютно всех отечественных библеистов. В качестве источника материалов в статье используется «Журнал Московской Патриархии» (далее ЖМП), а также начавшийся издаваться в 1960 году сборник «Богословские труды». Напомним, что возможность публикации книг и научных монографий по библеистике в советское время практически отсутствовала. Лишь немногим авторам в те годы удавалось (как правило, неофициально) опубликовать свои труды за рубежом, например, протоиерею Александру Меню. Русская православная текстология с 1953 по 1964 гг В первый тематический раздел собраны статьи, относящиеся к библейской текстологии и переводам Священного Писания . В них обнаруживаются несколько тем, вызвавших особый интерес в то время: начавшийся в 1951 году перевод Нового Завета на русский язык и выход в 1956 году нового издания Синодального русского перевода Библии. Также отмечены публикациями несколько памятных дат: 400–летие печатного «Апостола» и 900–летие Остромирова Евангелия. Русским Библейским Обществом в Вашингтоне (США) в 1952 году была издана русская Библия . Профессор ЛДА Александр Александрович Осипов 2 в своей статье, 3 отмечая «нарушение православных традиций в отношении Священного Писания в Вашингтонской Библии», 4 сформулировал ряд вопросов к новому изданию, в числе которых «соответствует ли этим тезисам (свт. Филарета) Вашингтонская Библия , повторяющая титульный лист синодальных изданий и тем самым претендующая на преемство?». 5 Указав на недостатки вашингтонского издания, автор отмечает «насколько необходимым и своевременным является предпринимаемое ныне издание Русской Патриаршей Библии ». 6 При участии Британского и Иностранного Библейского Общества в Париже в 1951 году начала свою работу комиссия по составлению перевода на русский язык Священного Писания Нового Завета. Ответственным переводчиком был приглашен епископ Кассиан (Безобразов) , профессор Священного Писания Нового Завета, ректор Православного Богословского института в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Катехизические книги создавались и впоследствии. Самым известным у нас, классическим катехизисом является катехизис, составленный святителем Московским Филаретом в вопросо-ответной форме. Он до сего дня используется у нас на приходах и в духовных учебных заведениях. Однако катехизису святителя Филарета скоро исполнится 200 лет, и, хотя бы в силу одного этого обстоятельства, он требует не просто обновления по сути дела, необходимо создание нового катехизиса, поскольку тот, что мы имеем ныне, устарел и по языку, и по форме изложения; кроме того, целый ряд тем, которые там затрагиваются, сегодня совершенно потеряли актуальность. Например, один из разделов этого катехизиса посвящен недопустимости дуэлей как бунта против Бога, бунта против правительства, бунта против человеческой совести. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в катехизисе святителя Филарета не отражено. В XX веке было несколько попыток создания катехизиса. Известны катехизис митрополита Антония (Храповицкого), катехизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шаньского), катехизис «Жив Бог» — все они появились в русском рассеянии. Уже в совсем недавнее время катехизис написал священник Олег Давыденков. Таким образом, существует целый ряд катехизических работ, однако ни одна из них не имеет официального статуса, ни одна из них не носит исчерпывающий характер. Когда мы начали обсуждать вопрос о том, каким должен быть катехизис, обсуждение это происходило на заседании Синодальной Библейско-Богословской комиссии, затем аналогичная дискуссия состоялась уже в рамках рабочей группы то пришли к следующему выводу: катехизис должен быть подробным, фундаментальным трудом, он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере морали и нравственности, о церковной структуре, о богослужении и Таинствах Церкви, а так же о тех вопросах, которые ставятся перед христианином современностью, в частности, проблемах биоэтики. Частично эти темы были раскрыты в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и, конечно, при подготовке катехизиса этот и другие принятые Церковью документы будут использоваться в качестве источников для написания соответствующих разделов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210280...

Поскольку активность Константинопольского Патриархата, наносящая вред православному единству, продолжалась и продолжается по сей день, Святейший Патриарх поручил Синодальной библейско-богословской комиссии доработать документ к настоящему Архиерейскому Совещанию с учетом последних антиканонических деяний Патриарха Варфоломея. Сегодня вашему вниманию представляется актуализированная версия документа. Он состоит из введения, восьми основных разделов и заключения. Во введении обозначается проблема активного распространения Константинопольским Патриархатом новой экклезиологической концепции, которая подразумевает, что Константинопольский Патриарх обладает значительно более широкими правами и полномочиями, чем Предстоятели других Поместных Церквей, и является фактически Главой Вселенской Церкви. Приводятся основные тезисы определения «О единстве Церкви», принятого Освященным Архиерейским Собором в 2008 году. В то же время отмечается, что с момента появления данного определения к претензиям Константинополя, на которые указывал Архиерейский Собор 2008 года, добавились новые. Эти новые претензии перечисляются по пунктам. Отмечается, что указанные уклонения от православной экклезиологии при переводе из теоретической плоскости в практическую привели к тому глубокому кризису мирового Православия, который мы ныне переживаем. Помимо антиканонического визита Патриарха Варфоломея в Киев в 2018 году, получившего должную оценку в решениях Священного Синода, упоминаются такого же рода недавние визиты в Литву и Эстонию. Первый раздел документа — «Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью» — в значительной своей части воспроизводит содержание определения «О единстве Церкви», принятого в 2008 году. Основной тезис сводился к тому, что в Православной Церкви не может быть Предстоятеля, обладающего особыми привилегиями по сравнению с другими Предстоятелями. Такой предстоятель, как известно, есть в Римско-Католической Церкви. В Православной же Церкви первенство Константинопольского Патриарха среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей является первенством чести, а не власти. Оно не дает ему никаких исключительных привилегий, кроме тех, которые могут быть ему усвоены в силу консенсуса Поместных Православных Церквей, как это имело место в период подготовки к так и не состоявшемуся Всеправославному Собору.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6043881...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010