В двух статьях 21 К. И. Логачев рассматривает историю создания русских переводов Ветхого и Нового Заветов. Повествование иллюстрируется множеством примеров различных текстов переводов: – Ветхого Завета: «Вадим» (Лондон, 1860), Л. Мандельштам (Берлин, 1862), О. Штейнберг (Вильна, 1899) и др. – Нового Завета: В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков, К. П. Победоносцев , еп. Кассиан (Безобразов) . Хочется отметить характерную особенность статей – множество подробных примечаний с пояснениями и списком дополнительной литературы. В статье 22 настоятеля Антиохийского подворья в Москве архимандрита Макария (Тайяр) речь идет не только о переводах в XIX в., но и обо всей истории арабских переводов. Автор отмечает, что древние переводы с греческого, сирийского, еврейского языков или были неполны, или не имели широкого распространения по причине того, что отображали более ранние ступени развития арабского языка. В XIX в. было сделано два новых перевода Библии на арабский язык: протестантский и католический, при этом автор подробно описывает методику перевода. Статья протоиерея Яковлевич Радивой 23 посвящена изданию нового перевода Библии на современный чешский язык 24 . Автор, как член ветхозаветной комиссии, подробно рассматривает процесс работы именно этой группы ученых, отмечая при этом участие в переводе специалистов разных христианских исповеданий. Именно это, по мнению автора, придает новому переводу «подлинно экуменический характер» 25 . Также в статье особо выделяется один из принципов нового перевода – «экономичность изложения», т. е. стремление «мысли еврейского текста передать самым коротким образом, из возможных чешских эквивалентов» 26 . Статья архиепископа Кирилла (Гундяева) 27 (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) представляет собой доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвященном 1300-летию Болгарского государства 28 . Автор задается целью обобщить «понимание истории и современной ситуации в изучении славянской Библии , а также попытаться оценить возможные перспективы развития этой отрасли библейской науки и участия Церкви в этом процессе» 29 . Отмечаются две первостепенные задачи: консолидация как церковных, так и светских научных сил; подготовка квалифицированных специалистов в области славянской библейской текстологии 30 . Особо стоит отметить высокий научный уровень статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

209 Сергиевского. Н.А. Сергиевский , магистр 20-го курса (1856 г.) Московской Духовной Академии и первоначально бакалавр ее по библейской истории и греческому языку, был в это время (в 1867 г.) директором канцелярии обер-прокурора Св. Синода и членом Комитета для составления проекта устава духовно-учебных заведений. Ныне он попечитель Виленского Учебного Округа. В работах упомянутого комитета он принимал деятельное участие и был даже командирован за границу для обозрения тамошних духовно-учебных заведений. Поэтому хотя духовно-учебный комитет и был уже в это время сформирован (впрочем, еще не окончательно) ему поручалась ревизия духовно-учебных заведений и между прочим (в 1867 г.) в Рязанской и Костромской епархиях. 211 Митрополиту Филарету – в день пятидесятилетнего юбилея его служения в святительском сане, 5-го августа 1867 г. 217 Овербек, английский богослов, доктор богословия и философии, автор известного сочинения «Свет с Востока», присоединился к православию в 1871 г. 218 3 июля 1867 г. Высочайше утверждено определение Св. Синода, которым постановлено: «за увеличением, по Высочайше утвержденным 14 мая штатам духовных семинарий и училищ, содержания служащим при сих заведениях лицам, прекратить производство классных по ученым степеням окладов как вновь поступающим в службу лицам, так и состоящим на оной в духовно-учебных заведениях тех епархий, где содержание будет производиться по упомянутым новым штатам. Правило сие распространить и на наставников, имеющих сан священнослужительский». Классные оклады были введены Высочайше утвержденным 28 апреля 1814 г. положением Комиссии духовных училищ, которым были присвоены оклады: докторам Богословия по 500 р., магистрам по 350 р. и кандидатам по 250 р. ассигн., с посвящением их в священнослужительский сан; служащим же в духовно-учебных заведениях преподавателям дозволено было выдать эти оклады и прежде посвящения, если они объявят непременное желание вступить в духовное звание. 220 А.К., магистра 27-го курса (1867 г.) С.-Петербургской Духовн. Академии, ныне профес. Казанской Духовн. Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Arhiva Mesajul de felicitare al Patriarhului adresat mitropolitului Filaret (Vahromeev) cu prilejul aniversrii a 80 de ani din ziua naterii 21 martie 2015 13:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) с 80-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету (Вахромееву), почетному Патриаршему экзарху всея Беларуси Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе Владыка! В день Вашего 80-летия сердечно приветствую Вас и поздравляю со столь знаменательной датой в Вашей жизни, совпадающей с 50-м годом архиерейского служения. Взирая ныне на минувшие годы Вашего служения, следует воздать благодарение Господу за то, что Он сподобил Вас быть ревностным делателем Своего Виноградника. Не жалея сил, используя способности и дарования, которыми щедро наградил Вас Бог, Вы всегда с любовью и ответственностью стремились совершать всякое послушание, возлагаемое на Вас Священноначалием. Один лишь перечень должностей, которые Вы занимали за полувековой период иерархического служения, убедительно свидетельствует о неординарности Вашей личности и весомом вкладе в развитие жизни Русской Православной Церкви в новейшей истории. Вы были ректором Московских духовных школ, Патриаршим экзархом Средней, а также Западной Европы, председателем Отдела внешних церковных связей, председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, депутатом Верховного Совета Беларуси, членом различных церковных и государственных комиссий, активным участником международного и межконфессионального диалога. Особой признательности заслуживают Ваши созидательные труды, направленные на всестороннее развитие епархий и приходов Белорусской Православной Церкви. За более чем 35-летнее архипастырское служение на Минской кафедре Вы духовно сроднились с народом Белой Руси, стяжали любовь клира и паствы, общественное признание и глубокое уважение многих людей. Отрадно отметить, что Вы всегда уделяли должное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, конструктивно взаимодействовали со светской властью, деятелями науки, образования и культуры. Ныне, став почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, Вы, как и прежде, пользуясь высоким авторитетом, продолжаете свидетельствовать о силе и торжестве Православия. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с отмечаемыми Вами знаменательными датами полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Алексия, митрополита Московского, I степени. Всещедрый Владыка да приклонит к Вам Свою милость и да сохранит Вас в здравии на многая лета. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4016209...

В 1886 г. пострижен в монашество с именем Иакова и назначен ректором Вифанской семинарии; в 1891 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской семинарии; с 1893 г. – епископ Чигиринский; с 1897 г. – епископ Кишинёвский; с 1904 г. – архиепископ Ярославский. Ныне Архиепископ Казанский. 266 Там же, стр. 42–79; см. также о нём стр. 163. – О нём же см. «Церк. Вед.», 1891 г., 3, стр. 87–89. 268 Составлен о. И. В. Добролюбовым и дополнен С. Д. Яхонтовым. Издание Рязанской Архивной Комиссии под редакцией С. Д. Яхонтова. Рязань, 1910, стр. 158. 287 Ср. I выпуск настоящих чтений, стр. 35–36; см. также Fürst. Der Kanon des Alten Testaments nach den Ueberliefcrungen in Talmud und Midrasch. S. 10 (Leipzig. 1868). 289 Kuenen. Historisch-Kritische Einleitung in die Bücher des Alten Testaments, T. 2. Leipzig, 1892.S. 3–17. König E. Der Offenbarungsbegriff des A. T., B. 1. Leipzig, 1882, S. 77–78; Keil-Delitzsch. Biblischer Commentar über das A. T., 3. B. 1. Das Buch Jesaia. Leipzig. 1889, S. 3. 290 Gesenius. Hebräisches und Aramäisches Handwörterbuch über das AT. Leipzig, 1890 11 : Fürst. Hebräisches und Chaldäisches Handwörterbuch üb. das AT., B. 2. Leipzig, 1861: Berlin, 1889 5 . 291 Bleek. Einleitung in das AT., SS. 241–248: там же и о De-Wette-Schrader. Lehrbuch der histikritischen Einleitung in die kanonischen und apocryphischen Bücher des Alten Testaments Berlin, 1869 s , SS. 403–404; Прот. А. Солярский. Опыт библейского словаря собственных имен. Т.3, СПб. 1883, стр.255. 292 Hupfeld. Zeitschrift für die kunde des Morgenlandes, 1840 (B. III), S. 403. цит. у Riehm. Einleituhg i. d. AT, B. 2. Halle, 1890, SS. 12–13; Schultz. Alttestamentliche Theologie. Gottingen, 1896 9 . S. 168, 185. 293 Euald. Die propheten des Alten Bundes, B. I. Stuttgart, 1840 1 (есть 2-е изд. 1868 г.), SS. 6–8; König E., Der Offenbarungsbegrift des AT., I B Leipzig. 1882, SS. 71–78: здесь указана, хотя и неполно, литература предмета. 295 Ср. Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Des AT Th.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При издании её руководствовались рукописью священного писания, подготовленной к печати ещё царём Арчилом, переселившимся в Москву раньше Вахтана VI. Однако, издатели, не довольствуясь имеющимся в их распоряжении древним переводом библии, стали её исправлять, приноравливаясь к славянскому тексту, и так как в разумении этого языка они не отличались нужной солидностью, то вместо улучшения положили начало искажению грузинской библии. По истечении более полутораста лет со времени издания грузинской библии, в 1884 г. была вновь она издана алфавитом гражданским мхедрули по распоряжению грузино-имеретинской синодальной Конторы и лишь недавно в 1900 г. напечатано Британским библейским обществом пятикнижье Моисея, представляющее буквальное воспроизведение имеретинского издания 1884 г. В предисловии к изданию библии 1884 г. заявлено от редакции, что при печатании её главное внимание было обращено на афонский список будто бы IX века (X?), копию с которого сняли в Тифлисе, в 1856 г. при экзархе Грузии Исидоре. Однако при ближайшем рассмотрении афонского списка и печатной библии оказывается, что издание её 1884 г. представляет точное повторение Московского (или Бакаровского) текста 1743 г. с некоторыми несущественными исправлениями и с обильным количеством новых кор- —422— ректурных опечаток. Таким образом на пространстве 160 лет трижды напечатанная грузинская библия постепенно ухудшалась в чистоте и правильности текста. В Тифлисе ныне организована комиссия при Экзархе Грузии с целью исправить текст грузинской библии. Идя на встречу этой назревшей потребности, я занялся сличением печатного текста груз. библии 1743 г., 1884 и 1900 г. с Афонским её списком 978 г. 2490 . Отправляясь на Афон, я имел намерение произвести сличение пятикнижия Моисея, как оно дано в печати и в рукописи. Но занявшись этим вопросом, пришлось его более судить и ограничиться сличением одной лишь книги Бытия, в виду того, что предстояло исправлять не только каждый стих, но даже каждое слово отдельного стиха. Наглядное представление о состоянии грузинской печатной библии даёт любая глава Бы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—71— Справка: 1) Определением Совета Академии от 13 декабря 1906 г. постановлено было: «предложить священнику (ныне протоиерею) Василию Металлову сдать новые устные испытания по 14 предметам академического курса и представить новые семестровые сочинения по 3 предметам (перечисленным в п. 4 справки), с предупреждением, что для получения степени магистра богословия он должен как на устных испытаниях по каждому предмету, так и по каждому семестровому сочинению получить балл не ниже 4½, – после чего и иметь суждение о рассмотрении представленной им на степень магистра диссертации» (под заглавием: «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский. Часть I и II, с приложением 9 таблиц снимков с рукописей X–XI–XII вв.» Москва, 1906 г. Стр. 336+IX). – 2) Во исполнение означенного постановления протоиереем Металловым представлены три семестровых сочинения: по Священному Писанию Ветхого Завета (отмечено баллом 4½), метафизике (5–) и психологии (4½) и сданы пред особо для сего назначенными комиссиями из наставников Академии устные испытания по 12-ти предметам академического курса: Священному Писанию Нового Завета (балл – 5), догматическому богословию (4½), нравственному богословию (5), патристике (5), общей церковной истории (4½), церковной археологии и литургике (4½), церковному праву (5), истории философии (5), психологии (5), древней гражданской истории (5–), новой гражданской истории (5) и русской гражданской истории (4½). – 3) Остальные справки из дел Совета Академии приведены в прошении протоиерея Металлова правильно, – 4) По § 81 лит. а п. 6 устава духовных академий 1884 г. «распоряжение о рассмотрении диссертаций на ученые степени и оценка оных» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: 1) Признавая просьбу протоиерея Василия Металлова заслуживающею уважения, – освободить его от сдачи дополнительных устных испытаний по Священному Писанию Нового Завета и библейской археологии. – 2) Магистерскую диссертацию протоиерея Металлова передать для рассмотрения ординарному профессору Академии по кафедре церковной археологии и литургики А.П. Голубцову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—277— II. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академия студента Рязанской духовной семинарий Василия Макова: „Приехавши в Московскую Духовную Академию держать приемные экзамены и выдержавши из них четыре – три письменных и один устный, я тяжело заболел брюшным тифом. Теперь, чувствуя, что силы мои восстановляются, и не желая терять наступающего учебного года, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, исходатайствовать мне пред Советом Московской Духовной Академии право додержать остальные приемные экзамены по начале учебных занятий Академии, когда силы мои совершенно окрепнут“. Справка: Представленные студентом Маковым письменные работы отмечены были экзаменационными комиссиями следующими баллами: по библейской истории – 4, по философии – 3 ½ и поучение – 3 ½; устный ответ его на испытании по Священному Писанию Нового Завета – баллом 5–. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении допустить студента Рязанской духовной семинарии Василия Макова, постигнутого во время приемных испытаний тяжкою болезнию, но находящегося ныне, по свидетельству пользующих его врачей Сергиево посадской земской лечебнице, на пути к полному выздоровлению, в виде изъятия из общего правила, – к сдаче остальных устных приемных испытаний: по Священному Писанию Ветхого Завета, догматическому богословию, всеобщей церковной истории и одному из древних языков, дабы, в случае успешного выдержания им оных, мог быть возбужден вопрос о принятии Макова в число студентов курса Академии. III. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии надзирателя Московской духовно семинарий Александра Зверева: „В 1904 году я выдержал приемные испытания в Московскую духовную Академию, но за недостатком помещения в число студентов принят быть не мог. Эта неудача не искоренила во мне желания получить высшее образование, и я имел твердое намерение держать снова нынешний уже год экзамен в академию, но болезнь не позволила осу- —278— ществиться моему желанию – весь почти август я проболел. Ваше Преосвященство, я осмеливаюсь обратиться к Вам со всепокорнейшею просьбою: не найдете ли Вы возможным походатайствовать пред Советом Академии о принятии меня в число студентов курса без экзамена на основании прошлогодних моих баллов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сперанский Михаил Несторович (1863–1938), филолог, историк литературы, славист, византолог, этнограф, фольклорист, магистр (1889), доктор (1899) русского языка и словесности, член-корр. (1902), академик РАН (1921, исключен в 1934, восстановлен в 1990), член Сербской Академии наук и искусств (1907), член Болгарской АН (1926), член Чешского королевского научного об-ва (1925). Преподаватель истории новой русской литературы в педагогическом классе Уч-ща (ин-та) Св. Екатерины (1892–1894), приват-доцент, профессор Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1895–1906), Профессор историко-филологического ф-та М. у. (1906–1920), член-учредитель (1910) и председатель (с 1912) Об-ва истории литературы при М.у. Профессор МВЖК (с 1907) и Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, сотрудник (с 1908), зав. Отделом рукописей и старопечатных книг (1927–1929) РИМ (ГИМ). Член Русской библейской комиссии Петербургской АН – АН СССР (1915–1929). 12.04.1934 арестован по «делу славистов», приговорен к 3 годам ссылки в Уфу, но срок заменен на условный. Реабилитирован посмертно (1990); Спижарный Иван Константинович (1857–1924), хирург, доктор медицины (1890). Профессор медицинского ф-та М. у. (с 1893), зав. факультетской хирургической клиникой (1906–1924). Председатель Московского хирургического об-ва, почетный член Московского и Саратовского хирургических об-в; Спиридонов В., владелец книжного магазина в Москве, на Моисеевской пл., д. 1, ныне часть Охотного ряда между гостиницей «Москва» и Госдумой РФ; Средин Александр Валентинович (1872–1934), художник, член «Союза русских художников» (с 1910). После Октябрьской революции член Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, профессионального Союза художников «Изограф», общественного совета Румянцевского музея, сотрудник Музейного отдела Наркомпроса (1918). После 1923 в эмиграции во Франции, сотрудник газеты «Возрождение»; Срезневский Измаил Иванович (1812–1880), филолог-славист, этнограф, магистр политической экономии и статистики (1837), доктор славяно-русской филологии (1847), адъюнкт (1849), экстраординарный (1851), ординарный (1854) академик Петербургской АН, действ. (1850), почетный (1879) член, управляющий Русским отделением (1851–1855, 1859–1874) РАО. Адъюнкт по первому отделению философского ф-та (1837–1839), и. д. профессора по кафедре истории и литературы славянских наречий (1843–1847), профессор той же кафедры (1847) историко-филологического ф-та, почетный член (1869) Харьковского ун-та. Профессор по кафедре славянских наречий (1847–1880), заслуженный профессор (1862), декан (1859–1880) историко-филологического ф-та, ректор (май – октябрь 1861) Петербургского ун-та, профессор Петербургского главного педагогического ин-та (до 1859). Заведовал делами ОРЯС Петербургской АН (с 1865), редактировал его «Известия» (1852–1863);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

И в контексте этой параллели обсуждаемое открытое письмо священнослужителей более всего напоминает печальную открытую декларацию «Богословие майдана», ряд ведущих подписантов которой, бывших клириков Украинской Православной Церкви, ныне оказались в националистическом расколе т. н. «святейшей церкви Украины», куда их вполне логично и последовательно привела занятая политическая позиция. Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: «Собрались прогрессивные священники, почитали статьи и вынесли окончательный вердикт...» Прошу прощения, ув. Автор! Но почему в подобных статьях постоянно замалчивается тот факт, что это дело не одних лишь подписантов? Эти пастыри, объединенные братской любовью, такой же любовью соединены и с сотнями тысяч, если не миллонами своих пасомых, которых они ведут/выведут в нужный момент/туда, куда влечет их их совесть? Куда могут привести?! Разрешение, как показала жизнь, им не требуется... А такие действия " разномыслием " не прекроешь — это ..! А если предположить, что число подписантов — лишь верхушка верхушки айзберга? " Там времени не тратить по-пустому, где надо власть/и ум!/употребить " — нет? Со всей мерой ответственности... Я извинился... Право на ошибку... Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 05.07.2023 24.02.2022 19.02.2022 05.01.2021 02.05.2020 Новости Москвы 05.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 03.04.2024 Соглашение об ассоциации Украины с ЕС 26.03.2024 20.03.2024 16.03.2024 16.03.2024 12.03.2024 Оранжевая революция в России 03.04.2024 01.04.2024 29.03.2024 28.03.2024 25.03.2024 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/26/so...

П. Кудрявцева , с которым, по словам епископа Василия, по-прежнему было «сговориться, конечно, невозможно» 2685 . После рассмотрения в академическом Совете Устав предполагалось передать на утверждение Собора Епископов, который должен был начать свои заседания во второй половине августа. «В Уставе ясно отмечена зависимость академии от Собора Епископов (Синода) и митрополита, при сохранении автономии в учебной части, – замечал епископ Василий. – Преподаются науки только богословские. Учебный курс распределяется на три года. На пятом и шестом семестрах (третий год) студенты пишут курсовое сочинение и изучают специально, под руководством профессоров, три избранных ими богословских науки» 2686 . В одном из последних писем, полученных Глубоковским накануне окончательного отъезда из России, епископ Василий писал: «Дай Бог, чтобы Ваши пожелания относительно Академии осуществились. Храним ее как зеницу ока, ибо ничто ее заменить не может. А трудно ныне ее сохранить: профессоров нет почти половины, средств на содержание ее не имеется. Нынешние профессора, читающие лекции, истинные подвижники: трудятся только из любви к Академии» 2687 . Занятие кафедры в университете или другом высшем учебном заведении (преимущественно преподавание иностранных языков), место чиновника в государственном учреждении, библиотеке или архиве были редкостью в дальнейшей «карьере» академических преподавателей; чаще – школьный учитель и библиотекарь, причем, как правило, в родном селе (подавляющее большинство преподавателей духовных академий вышло из среды сельского духовенства), совмещающий работу с занятиями в области местного краеведения и архивоведения. Один из ярких примеров такой подвижнической деятельности – И. Е. Евсеев , профессор Петроградской духовной академии по кафедре гомилетики и истории проповедничества, председатель Библейской комиссии, член-корреспондент Императорской Академии наук, уехавший (по приглашению) в ноябре 1918 г. на родину для организации Народного университета в Пскове. Живя в родном селе Каменка, в перерывах между посевными, уборочными и прочими сельскохозяйственными работами (надо было кормить семью из 12 человек) он занимался устройством библиотеки Псковского народного университета и Педагогических курсов в Порхове, на которых впоследствии недолгое время преподавал 2688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010