Исторически белорусский язык не имеет сложившейся собственной богословской и литургической терминологии. В этой области слишком часто используются так называемые «русизмы» и «полонизмы», которые бывают несозвучны общему лингвистическому строю белорусского языка. Поэтому сегодняшняя задача Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви – выработать на научно-богословских принципах такую белорусскую терминологию и испытать ее на практике. Для этого мы осуществили перевод на белорусский язык всех четырех Евангелий. Они изданы в составе четырехъязычных книг, которые содержат тексты на греческом, латинском, церковнославянском и белорусском языках. Продолжается перевод Апостольских посланий. Готовится специальное богослужебное издание Святого Евангелия на белорусском языке. Его особенности состоят в том, что тексты организованы именно для их чтения за Богослужением, во время совершения Таинств и молитвенных последований. Издан на белорусском языке Православный молитвослов, переведены чинопоследования Божественной литургии, таинств Венчания и Крещения. Что касается востребованности этих текстов в приходской жизни, то здесь все зависит от прихожан: если они захотят, чтобы в их церкви за богослужением звучал белорусский язык, ничто и никто не будет этому препятствовать, тексты доступны. А на каком языке проповедовать, разговаривать и видеть сны – это личное дело каждого, о внешнем «внедрении» речи быть не может. – Каким должно быть православное богословие сегодня? Какую пользу теология как наука приносит обществу? – Православное богословие сегодня должно быть своевременным. Оно призвано давать четкие ориентиры для сферы церковного образования, катехизации и миссионерства. Церковь после долгого периода несвободы ныне вновь осмысливает себя и в условиях современности, и в истории пройденного ею в XX столетии пути. А это, в свою очередь, требует догматической верности и единства богословской мысли и церковной жизни. Богословы должны быть внимательны к современному миру, к его поискам, сомнениям, проблемам, должны прилагать усилия, чтобы понять противоречивые пути его развития. Богословие призвано изучать современную культуру и вести диалог с нею.

http://pravmir.ru/o-roli-pravoslaviya-v-...

Катехизические книги создавались и впоследствии. Самым известным у нас, классическим катехизисом является катехизис, составленный святителем Московским Филаретом в вопросо-ответной форме. Он до сего дня используется у нас на приходах и в духовных учебных заведениях. Однако катехизису святителя Филарета скоро исполнится 200 лет, и, хотя бы в силу одного этого обстоятельства, он требует не просто обновления по сути дела, необходимо создание нового катехизиса, поскольку тот, что мы имеем ныне, устарел и по языку, и по форме изложения; кроме того, целый ряд тем, которые там затрагиваются, сегодня совершенно потеряли актуальность. Например, один из разделов этого катехизиса посвящен недопустимости дуэлей как бунта против Бога, бунта против правительства, бунта против человеческой совести. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в катехизисе святителя Филарета не отражено. В XX веке было несколько попыток создания катехизиса. Известны катехизис митрополита Антония (Храповицкого), катехизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шаньского), катехизис «Жив Бог» — все они появились в русском рассеянии. Уже в совсем недавнее время катехизис написал священник Олег Давыденков. Таким образом, существует целый ряд катехизических работ, однако ни одна из них не имеет официального статуса, ни одна из них не носит исчерпывающий характер. Когда мы начали обсуждать вопрос о том, каким должен быть катехизис, обсуждение это происходило на заседании Синодальной Библейско-Богословской комиссии, затем аналогичная дискуссия состоялась уже в рамках рабочей группы то пришли к следующему выводу: катехизис должен быть подробным, фундаментальным трудом, он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере морали и нравственности, о церковной структуре, о богослужении и Таинствах Церкви, а так же о тех вопросах, которые ставятся перед христианином современностью, в частности, проблемах биоэтики. Частично эти темы были раскрыты в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и, конечно, при подготовке катехизиса этот и другие принятые Церковью документы будут использоваться в качестве источников для написания соответствующих разделов.

http://patriarchia.ru/db/text/1051769.ht...

Именно такая – православная – позиция представлена в нашей книге. Все мысли, изложенные в ней, находят полное подтверждение в церковном Предании. Ни одной мысли, не имеющей святоотеческого обоснования или противоречащей Слову Божьему, в книгу не включено. Так мы руководствовались при написании девизом: «Вперед, к святым Отцам!» Чуждая эволюционистскому мировоззрению, Православная Церковь всегда содержала учение о Боге Творце. Применительно к изучению естественных объектов наше вероучение исходит из постулируемого догматического утверждения о том, что «Бог есть». Из этой аксиоматической базы вытекает, что различные природные формы – от космических объектов (звезд и галактик) до элементов земной биосферы (растительных и животных видов, не исключая человека) – имеют независимое друг от друга происхождение. Таким образом, источником разнообразия форм во вселенной является Премудрый и Всемогущий Бог. Христианин, рассуждая о вопросах происхождения мира, жизни или человека, по умолчанию, начинает каждую свою мысль с исповедания: «Поскольку Бог есть, то…» Библейские цитаты мы приводим по-церковнославянски или, в случае необходимости, в русском синодальном переводе. Высказывания святых Отцов взяты из их богословских творений; если используются «Жития Святых» в скобках указывается число и месяц памяти угодника Божьего (по Юлианскому календарю). В книге приведено 326 ссылок на богослужебные тексты из Октоиха Триоди 160] и Минеи сквозная нумерация которых отмечена на полях монографии. Иеромонах Серафим (Роуз) был первым, кто взялся за разработку систематизации святоотеческого учения о Сотворении мира 135]. В своей работе он опирался в этом вопросе на мнение лишь десяти–пятнадцати учителей Церкви. Безвременная кончина не позволила ему завершить свой грандиозный богословский труд. Считаем долгом отметить, что православная общественность в выступлениях на московских Рождественских Чтениях неоднократно отмечала выдающееся достоинство богословского наследия отца Серафима (Роуза) сс. 36–60, 69–82; 122, с. 65; 123, с. 9]. Было засвидетельствовано частное почитание этого подвижника благочестия как местночтимого святого в Америке и в России с. 5; 125, сс. 25–26, 406–415]. Высказывались пожелания верующих рассмотреть на церковной Комиссии по канонизации вопрос о прославлении его в лике преподобных как проходившего свое священническое и монашеское служение в лоне Русской Православной Церкви Заграницей. Жизнеописание блаженной памяти отца Серафима изложено в книге его ученика и сподвижника иеромонаха (ныне игумена) Дамаскина (Христенсена)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Святейший Патриарх Кирилл направил приветствие участникам XX Богословской конференции Свято-Тихоновского университета 9 октября 2009 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам, участникам и гостям XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Организаторам, участникам и гостям XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в Москве для участия в работе XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Знаменательно, что эта встреча происходит в день, когда Русская Православная Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а также отмечает двадцатилетие прославления в лике святых святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, имя которого носит Православный гуманитарный университет. Отрадно видеть, как растет и развивается вуз, как расширяется состав участников его ежегодной научной конференции, проходящей под эгидой Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. За минувшие двадцать лет из чтений, посвященных памяти протоиерея Всеволода Шпиллера и объединявших в основном московскую церковную интеллигенцию, конференция превратилась в представительный международный научный форум. Мне памятно, как в первых чтениях принимал участие протопресвитер Иоанн Мейендорф, искренне желавший послужить возрождающейся в России церковной науке. Радуюсь тому, что Свято-Тихоновский университет сохраняет добрую традицию богословского преемства, уделяя должное внимание актуальным вопросам православного свидетельства в современном мире. Надеюсь, что Ежегодные конференции Свято-Тихоновского университета и в дальнейшем будут способствовать развитию богословской науки, обмену опытом между представителями Церкви и светской научно-академической среды, как российской, так и зарубежной. Желаю всем вам помощи Божией в предстоящих трудах! +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/807365.htm...

«В декабре 2016 года своё отношение Критскому Собору высказал Священный Синод Грузинской Православной Церкви , решения которого в целом совпадают с уже упомянутым мною заявлением Антиохийского Патриархата. В постановлениях Синода подчёркивается, что Собор на Крите " не может быть назван всеобщим, Всеправославным Собором " , поскольку в его работе " не принимали участие представители четырёх Поместных Православных Церквей " . Констатируется нарушение принципа консенсуса и подчёркивается, что " постановления Критского Собора не могут быть обязательными для Грузинской Православной Церкви " . Синод отметил, что в принятых на Крите документах " не выражены по существу представленные Церквами основательные замечания " , в связи с чем необходимы их последующие переработка и исправление», - отметил Предстоятель Русской Церкви. «Результаты состоявшегося на Крите Собора обсуждались на заседании Священного Синода нашей Церкви 15 июля прошлого года. Отметив, что " основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса» , Синод констатировал, что «проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы - как выражающие общеправославный консенсус " . Вместе с тем, Священный Синод признал, что " состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году " » , - цитирует он. «Священный Синод нашей Церкви, - продолжил Предстоятель, - на том же заседании поручил изучение принятых на Крите документов Синодальной библейско-богословской комиссии, которая подготовила соответствующее заключение. Ныне оно представлено на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/re...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Малер А.М. Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Аркадий Маркович Малер родился 14 апреля 1979 года в Москве. С 2004 года — глава Византийского Клуба «Катехон» в Институте философии РАН. С 2005 года — редактор альманаха «Северный Катехон», а  с 2007 г. — сайта Katehon.ru. В 2004 г. закончил с отличием философский факультет Государственного университета гуманитарных наук при РАН (ГУГН, ныне ГАУГН). Защитил диплом по теме «Православное богословие и философский эллинизм в работах В. Лосского». Готовит диссертацию по истории метафизической философии Московской духовно-академической школы на Кафедры метафизики и сравнительной теологии ГАУГН. Преподает авторские курсы истории философии в ГАУГН (с 2007 г.), культурологии в МИФИ (с 2002 г.). Регулярно публикуется в светских СМИ по церковным, политологическим и культурологическим вопросам. С 2009 года — член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата.   Профессиональные интересы: догматическое богословие, классическая метафизика, история русской религиозной философии, философия христианского персонализма. Какое место культура занимает в христианском мировоззрении? Как отличить языческий подход к культурной деятельности человека от подхода библейского? Вспоминаем статью члена Редакционного совета портала «Богослов.Ru» Аркадия Марковича Малера.

http://bogoslov.ru/person/470915

Как отмечает член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков , «в последних записях своего блога Кураев пытается шантажировать Священноначалие нашей Церкви своей возможной " апелляцией " на Фанар, к расколоучителю, " восточному папе " , Патриарху Константинопольскому Варфоломею, подтверждая тем самым, что готов принять явное тоталитарное лжеучение об особой власти Константинопольской кафедры над Православной Церковью, если сочтет это выгодным лично для себя». Он напоминает, что совсем недавно блогер был яростным критиком Фанара. «В свое время протодиакон Андрей Кураев посвятил много времени и места в своем блоге изобличению мерзостей принятых недавно Фанаром бывших священнослужителей канонической Церкви, а ныне предателей архимандрита Виктора Бедя (ныне - лжеепископ) и запрещенного митрополита Александра Драбинко. Что тут скажешь? Видно, упав на лестнице, Кураев желает докатиться до самого дна. И оказаться на одной помойке с подобными персонажами», - иронически предположил пастырь. К слову сказать, подавляющая часть православного мира, за исключением подконтрольных Фанару греческих Церквей, не признаёт Константинопольский патриархат апелляционной инстанцией. Папистские притязания патриарха Варфоломея не обоснованы ни канонами, ни историей. О том, что у Фанара нет такого права, пишут многие богословы. Как отмечает иеродиакон Рафаил (Мисиаулис) , у патриарха Константинопольского есть «особая привилегия принимать апелляцию, но ТОЛЬКО от епископов и духовенства подчиненных ему Церквей, то есть Церквей, которые находятся в его юрисдикции». «Есть еще 9-е правило того же Халкидонского Собора, гласящее: " Если же на митрополита области епископ, или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к экзарху большей области, или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится " . На основании этого правила Константинополь утверждает, что имеет право принимать апелляции из любой Поместной Церкви. Но это не так. Данное правило действует только для Константинопольской Церкви. Уже в новейшее время (XIX век) такие авторитетные толкователи канонических правил, как преподобный Никодим Святогорец, опровергали ложное мнение о якобы праве Константинопольского Патриарха " действовать в диоцезах и областях других Патриархов " , в том числе и рассматривать апелляции из этих областей», - пишет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/06/ku...

—24— Академии, а сочинения экстраординарного профессора Ивана Корсунского и ординарного профессора Митрофана Муретова – при назначении премий Епископа Курского Михаила за лучшие печатные труды по Священному Писанию. 2) Диссертации смотрителя Жировицкого духовного училища Петра Полянского , преподавателя Витебской духовной семинарии Никандра Тихомирова и доцента Академии Ивана Попова допустить к соисканию премии Митрополита Московского Макария за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. XV. Доклад комиссии из ординарного профессора по кафедре Священного Писания Нового Завета Митрофана Муретова, доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Василия Мишцына и исправляющего должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологии Павла Тихомирова: «Во исполнение поручения Совета Академии Комиссия имеет честь представить следующие соображения касательно «изменений в существующей ныне программе и методе преподавания Священного Писания в духовных семинариях для достижения разумного усвоения семинарскими воспитанниками Священного текста». 1) Как живой и действенный источник назидания, укрепления и утешения верующих христиан, Слово Божие должно быть изучаемо предназначаемыми к пастырскому служению Православной Церкви воспитанниками духовных семинарий непосредственно по Библии; последовательно-дословное чтение Библии не может быть заменено никакими произведениями ума человеческого, в виде ли, например, обозрений содержания библейских книг, или и вообще богословских разных наук, обрабатывающих и изъясняющих библейский текст с частных сторон и своих особых точек зрения. 2) Воспитанники духовных семинарий в течении шестилетнего курса должны всенепременно прочитать всю Библию сполна, без всяких опущений, – и при том: Новый Завет – на греческом и славянском языках, а Ветхий – на славянском, а в необходимых случаях и при пособии греческого хотя бы иногда, еврейского, – с потребными для уразумения Священного текста толкова- —25— ниями. Необходимость именно такого изучения Библии питомцами духовных семинарий определяется во 1-х тем, что этого требует самоочевидное существо дела, – а во 2-х тем, что наша Церковь , употребляя при богослужении текст славянский, представляющий собою перевод с текста греческого, разрешает и русский перевод Библии, сделанный с еврейского (Ветхий Завет) текста, послужившего оригиналом и для древне-греческого перевода LXX и имеющего в своем теперешнем виде значительные (текстуальные) разности с сим последним, кои неизбежно отразились и в славянском и русском переводах, – и в 3-х тем, что наиболее образованные распространители новейших рационалистических заблуждений в России могут предъявлять и уже предъявляют пастырям Церкви и миссионерам такие возражения, на кои основательные ответы требуют от защитника Православия умения пользоваться греческим и еврейским текстами Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Климент (Вечеря), еп. Ирпенский. Фотография. 2014 г. (Вечеря Олег Александрович; род. 16.08.1977, Киев), архиеп. Нежинский и Прилукский. В 1994 г. окончил среднюю школу 20 в Киеве и поступил на биологический фак-т Киевского национального ун-та им. Т. Г. Шевченко. В 1999 г. продолжил обучение в аспирантуре, был зачислен на должность ассистента-преподавателя биологического фак-та Киевского национального ун-та. В том же году поступил послушником в киевский Ионинский (Ионовский) во имя Святой Троицы мужской монастырь , назначен смотрителем Зверинецких пещер (см. Киевский Зверинецкий во имя архангела Михаила мужской монастырь ). Учился в Киевской ДС, по окончании к-рой в 2000 г. поступил в КДА. В том же году рукоположен Мукачевским и Ужгородским еп. Агапитом (Бевциком ; ныне архиепископ) во диакона. Был назначен управляющим делами Ионинского мон-ря. С 2001 г. сотрудничал в ж. «Отрок UA». В 2002 г. защитил диссертацию на звание кандидата биологических наук. В 2003 г. пострижен в монашество наместником киевского Ионинского мон-ря архим. Ионой (Черепановым) с именем Климент в честь свт. Климента Римского. В том же году рукоположен еп. Агапитом (Бевциком) во иерея. C 2004 г. являлся автором и ведущим передачи «Православный календарь» на теле- и радиоканале «Эра». В том же году возведен в сан игумена. С 2005 г. наместник новоучрежденного Преображенского муж. мон-ря в с. Нещеров Обуховского р-на Киевской обл. (до 2008). В авг. 2007 г. назначен преподавателем Киевской ДС, в дек. того же года защитил диссертацию на звание кандидата богословия по теме «Хозяйственно-экономическое положение Православной Церкви в Украине в ХХ столетии». 31 марта 2008 г. назначен проректором по научной работе КДА и семинарии. В том же году возведен в сан архимандрита. В 2009 г. получил ученое звание доцента КДА. 20 июля 2012 г. Синод Украинской Православной Церкви (УПЦ) назначил К. председателем Учебного комитета и определил ему быть епископом Ирпенским, викарием Киевской епархии. Наречен во епископа 21 июля во Всехсвятском храме киевского Пантелеимонова мон-ря в Феофании. 23 июля епископскую хиротонию К. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . В том же году К. стал членом Синодальной библейско-богословской комиссии и Координационного центра по развитию богословской науки в РПЦ. 3 окт. 2013 г. назначен управляющим Восточным вик-ством г. Киева.

http://pravenc.ru/text/1841353.html

Святейший Патриарх возложил на меня и многие другие послушания, в частности, руководство богословской работой в нашей Церкви через председательство в Синодальной библейско-богословской комиссии, Межведомственной рабочей группе по теологии, через ректорство в Общецерковной аспирантуре. Это работа, которая приносит и радость, и удовлетворение, но также требует особо ответственного подхода, потому что богословы это люди, которые формируют вероучительный язык Церкви. Поэтому так важно всегда в своем богословском поиске, творчестве опираться на Евангелие, на творения святых отцов Церкви и на всю многовековую традицию Православия. В этот день слова благодарности соединяются с молитвой Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему и Богу, о том, чтобы Господь хранил нашу Святую Церковь и помогал нам и дальше свидетельствовать о Его истине, о Его Евангелии перед лицом мира сего. Этот мир часто оказывается враждебным к нам, несмотря на то, что Русская Православная Церковь сегодня пользуется и подобающим почетом, и уважением, и возрождается с такой скоростью, с какой никогда, наверное, ни одна христианская Церковь не возрождалась и не развивалась. Мы живем в благословенное время. Многие из тех, кто стоит здесь, помнят времена, когда Церковь жила в стесненных условиях, когда не было у нас возможности ни на телевидении вести передачи, ни книги публиковать, а вся религиозная литература доставалась, как тогда говорили, из-под полы на черном рынке, малыми тиражами размножалась в самиздате. Но уже в те годы Господь давал нам уверенность, что когда-нибудь Церковь будет свободной, и мы станем свидетелями и участниками того чуда Божия, которое происходит ныне с нашей Церковью. Я очень хотел бы надеяться на то, что это чудо будет и дальше продолжаться в таких же масштабах и с такой же скоростью. Надеюсь, что вера Православная будет укреплять наше Отечество, наш народ, и что мы служители, которых Господь избрал и поставил на Свое Божественное сеяние, будем достойными той ответственности, которую Он на нас возложил.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4940426...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010