Закрыть Епископ Бачский Ириней (Булович) Читательский рейтинг: 137 Родился 11 февраля 1947 года в семье Михаила и Зорки Булович, в селе Станишич в общине Сомбор, Югославия, и был крещен с именем Мирко. Начальную школу окончил в родном селе, а гимназию в Сомборе в 1965 году. Затем закончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде в 1969 году. За время обучения принял монашеский постриг от своего духовного отца, архимандрита Иустина (Поповича), будучи наречен Иринеем в монашестве. В 1969 году епископ Рашско-Призренский Павел рукоположил его во иеродиакона, а потом во иеромонаха. Неполные два года (1969–1970) отец Ириней провел в Острожском монастыре, где преподавал в монашеской школе. Десятилетие с 1970 по 1980 год провел в Афинах в аспирантуре на Богословском факультете Афинского университета, где в июне 1980 года защитил докторскую диссертацию. После краткого пребывания в Париже в 1980-1981 годах, в русском Богословском институте святого Сергия, отец Ириней был избран доцентом на кафедру Священного Писания Нового Завета в Белградском богословском факультете, где сохраняет за собой эту кафедру и поныне в звании рядового професора. На очередном заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в 1989 году был избран епископом Моравичским, патриаршим викарием. Хиротония его последовала в Печской Патриархии 20 мая 1990 года. Вскоре новопоставленный епископ был избран назначен на Бачскую кафедру и настолован в Новом Саду 24 декабря того же года. Владыка Ириней опубликовал много богословских работ, как научных так и популярных, а также ряд переводов. Десят лет редактировал журнал " Православный миссионер " , популярное издание Священного Архиерейского Синода. Ныне редактирует и издает " Беседу " , богословский журнал Бачской епархии. Член переводческой комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви; Всеправославной комиссии по диалогу с Римо-католической Церковью; Всеправославной комиссии по диалогу с лютеранами; Комиссии Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви по диалогу с римо-католической Комиссией епископских конференций Хорватии, Сербии и Черногории. Затем состоял членом комиссии по организации и осуществлению религиозного образования при правительстве Республики Сербской; Содружества библейских богословов Греции; Содружества литераторов Сербии; Комитета движения за единство и сотрудничество духовно родственных восточнохристианских народов; Совета религиозных лидеров Европы " Религия за мир " .

http://ruskline.ru/author/_/bulovich_iri...

Раскольники во все времена оправдывали свои страхи и свой церковноборческий энтузиазм уверением, будто антихрист уже пришел. Не будучи в состоянии указать его в реальности, они в таком случае начинали говорить о его “духовном” воцарении. В противовес этому церковная традиция всегда настаивала на том, что как Христос пришел во плоти, так же и антихрист будет конкретным человеком. Гонение, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — “обновится же паки во дни антихристовы, имущаго приити во плоти существенно, а не якоже брыняне (раскольники – А. К.) сказуют быти того мысленно токмо” (Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, с. 302). Сегодня тот же тезис преподается несколько в ином словесном облачении — если в прежние века говорили о “духовном антихристе”, то при переводе на современный жаргон нынешние раскольники слагают миф о “коллективном антихристе”: “Прозрение о коллективном антихристе поражает. Да, в 17 году в России воцарился коллективный антихрист... Этот коллективный антихрист в последнее время очевидно приобрёл власть над миром” (Тезисы в помощь православным противникам ИНН, участвующим в богословских комиссиях и конференциях. http://xopoc.narod.ru/INN/tezis.htm).   ( < < back) “Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятие “предпечати антихриста”, распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие “предпечати антихриста” образовано по подобию “предтечи антихриста”. Но предтеча антихриста действует, согласно Апокалипсису, одновременно с антихристом. Понятие “предпечати” весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола. Все святые отцы считали, что наложение печати антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени — построение Соломонова храма, воцарение в нем антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедь лжепророка и др.” (Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое понимание библейского понятия “печать антихриста”. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

XX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 9 октября, 2009. Редакция " Правмира " 9-14 октября 2009 года под пройдет осенняя сессия XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 9-14 октября 2009 года под пройдет осенняя сессия XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Перед началом работы конференции 9 октября в университетском Свято-Троицком храме совершена Божественная литургия. Конференция открылась пленарным заседанием и секцией «Русское богословие: традиция и современность». 10-14 октября работа конференции продолжится по секциям: Работа конференции завершится 14 октября в праздник Покрова Божией Матери вторым пленарным заседанием. По итогам конференции ежегодно публикуется сборник докладов — «Материалы Ежегодной богословской конференции ПСТГУ». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам, участникам и гостям конференции. Текст приветствия публикует Седмица.ру . Организаторам, участникам и гостям XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в Москве для участия в работе XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Знаменательно, что эта встреча происходит в день, когда Русская Православная Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а также отмечает двадцатилетие прославления в лике святых святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, имя которого носит Православный гуманитарный университет. Отрадно видеть, как растет и развивается вуз, как расширяется состав участников его ежегодной научной конференции, проходящей под эгидой Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. За минувшие двадцать лет из чтений, посвященных памяти протоиерея Всеволода Шпиллера и объединявших в основном московскую церковную интеллигенцию, конференция превратилась в представительный международный научный форум. Мне памятно, как в первых чтениях принимал участие протопресвитер Иоанн Мейендорф, искренне желавший послужить возрождающейся в России церковной науке. Радуюсь тому, что Свято-Тихоновский университет сохраняет добрую традицию богословского преемства, уделяя должное внимание актуальным вопросам православного свидетельства в современном мире.

http://pravmir.ru/xx-ezhegodnaya-bogoslo...

Пн Вийшов у новий номер журналу «Церква час» 17 липня 2019 р. 17:22 17 июля 2019 года вышел в свет очередной, второй (87) номер научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время». Он открывается публикацией, посвященной десятилетию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В статье, которая была подготовлена сотрудниками синодальных отделов и учреждений Московского Патриархата, рассказывается об основных изменениях и событиях, происшедших в сфере церковного управления, устроения внутренней церковной жизни и организации внешних церковных связей за десятилетний период, истекший со времени проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего на Московский Патриарший престол ныне здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла и определившего основные направления развития Церкви на последующие годы. Также представлены статистические сведения на начало 2019 года в сравнении с началом 2009 года. В статье председателя Отдела внешних церковных связей , председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона «Демифологизация новозаветной науки» подвергаются обоснованной критике сложившиеся в науке к концу XVIII в. подходы к изучению Евангелия. Оторвавшись от церковной традиции, европейская новозаветная наука создала собственную «догматику», в которой гипотезы исследователей превращаются в незыблемые догмы, не подлежащие критике. Автор призывает ученое сообщество рассматривать евангельский текст в его целокупности, исследуя его как в историческом контексте, так и с богословской точки зрения. В статье аспиранта кафедры филологии Московской духовной академии диакона Даниила Салищева «Диалогичность в гомилетическом наследии святителя Филарета (Дроздова)» рассматривается диалогичность как характерная стилистическая черта проповедей Московского святителя. Автор приходит к выводу, что данный прием имеет не столько риторическое, сколько богословское значение в ораторском искусстве святителя Филарета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5473757...

Значительное количество публикаций, тем не менее, дает возможность упомянуть в статье почти всех авторов и их работы. К сожалению, на данном этапе исследования не удалось определить имена абсолютно всех отечественных библеистов. В качестве источника материалов в статье используется «Журнал Московской Патриархии» (далее ЖМП), а также начавшийся издаваться в 1960 году сборник «Богословские труды». Напомним, что возможность публикации книг и научных монографий по библеистике в советское время практически отсутствовала. Лишь немногим авторам в те годы удавалось (как правило, неофициально) опубликовать свои труды за рубежом, например, протоиерею Александру Меню. Русская православная текстология с 1953 по 1964 гг В первый тематический раздел собраны статьи, относящиеся к библейской текстологии и переводам Священного Писания . В них обнаруживаются несколько тем, вызвавших особый интерес в то время: начавшийся в 1951 году перевод Нового Завета на русский язык и выход в 1956 году нового издания Синодального русского перевода Библии. Также отмечены публикациями несколько памятных дат: 400–летие печатного «Апостола» и 900–летие Остромирова Евангелия. Русским Библейским Обществом в Вашингтоне (США) в 1952 году была издана русская Библия . Профессор ЛДА Александр Александрович Осипов 2 в своей статье, 3 отмечая «нарушение православных традиций в отношении Священного Писания в Вашингтонской Библии», 4 сформулировал ряд вопросов к новому изданию, в числе которых «соответствует ли этим тезисам (свт. Филарета) Вашингтонская Библия , повторяющая титульный лист синодальных изданий и тем самым претендующая на преемство?». 5 Указав на недостатки вашингтонского издания, автор отмечает «насколько необходимым и своевременным является предпринимаемое ныне издание Русской Патриаршей Библии ». 6 При участии Британского и Иностранного Библейского Общества в Париже в 1951 году начала свою работу комиссия по составлению перевода на русский язык Священного Писания Нового Завета. Ответственным переводчиком был приглашен епископ Кассиан (Безобразов) , профессор Священного Писания Нового Завета, ректор Православного Богословского института в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Журналу СПбДА " Христианское чтение " исполнилось 195 лет марта 2016 Журналу Санкт-Петербургской духовной академии " Христианское чтение " исполнилось 195 лет. Академический журнал - первый в истории русской православной периодики печатный орган. Академия с первых лет существования регулярно издавала сборники студенческих работ и проповедей. Встал вопрос о том, чтобы не только студенты, но и преподаватели имели возможность публиковать результаты своей научной и исследовательской деятельности. Инициатором учреждения журнала стал ректор академии архимандрит Григорий (Постников), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в 1821 году в свет вышел первый номер журнала. Это стало важным событием в истории высшей духовной школы и Русской Православной Церкви. " Христианское чтение " продолжало выходить в 1916-1917 годах, в 1918-м редакция прекратила свою деятельность из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием " Вестник Ленинградской духовной академии " было возобновлено в 1990 году по благословение митрополита Алексия (вскоре избранного Патриархом). Главными редакторами возрожденного журнала были иеромонах Сергий (Кузьмин) и протоиерей Владимир Мустафин . В 2008 году, по дореволюционной традиции главным редактором журнала стал ректор духовных школ епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) , ныне архиепископ Петергофский . Ответственным редактором журнала стал протоиерей Димитрий Юревич . С 2009 года журнал начал выходить в новом формате, с учетом требований Высшей аттестационной комиссии к рецензируемым научным изданиям. Итогом долгой подготовительной работы стало включение в 2015 году " Христианского чтения " в перечень ВАК. Основная цель журнала - публикация оригинальных научных статей, освещающих с точки зрения вероучения и предания Православной Церкви проблемы в сфере богословских, библейских, церковно-исторических, литургических и смежных с ними дисциплин. " Христианское чтение " ставит своей задачей способствовать развитию богословской науки, сотрудничеству церковных и светских ученых, представляющих различные исследовательские и образовательные институты. ИА " Вода живая " - сайт СПбДА , 04.02.16 Поделиться Упоминания в новостях 28 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 31 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 21 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 24 марта 2024 23 февраля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=985...

Единоличное предоставление Синодом Константинопольского Патриархата автокефального статуса Элладской, Румынской, Сербской и некоторым другим Церквам в XIX-XX веках является практикой новейшего времени, обоснования которой не могут быть найдены в церковных канонах эпохи Вселенских Соборов. При этом исторически Константинопольский Патриархат был не единственной Церковью, предоставлявшей автокефалию вне границ империи. Так, Грузинская Церковь получила автокефалию от Церкви Антиохийской, о чем свидетельствует Вальсамон: «Грузинскую удостоило чести решение Антиохийского Собора: ибо можно прочесть, что во дни патриарха Феуполя — Великой Антиохии господина Петра состоялось соборное решение: быть Церкви Грузии, подчиненной тогда патриарху Антиохийскому, свободной и 8. Продолжая тему автокефалии, Патриарх Варфоломей называет ошибочным мнение «о [существовании] самодостаточных Поместных Церквей», поясняет, что автокефальные статусы «не являются некоей неподвижной и статичной системой, но таковой, каковая с большой осмотрительностью приспособляется к пастырским потребностям сегодняшнего дня». Существующие ныне автокефальные Церкви Патриарх определяет как «новейшие и так называемые " автокефалии " ». В экклезиологической модели, предлагаемой Патриархом Варфоломеем, вводится иерархия Церквей, во главе которой стоит Константинопольский Патриархат — «арбитр», «опекун» и «общая кормилица православных». Второе место занимают древние Церкви, статус которых, зафиксированный в деяниях Вселенских Соборов, уважается, что не исключает, однако, возможности вмешательства в их внутреннюю жизнь со стороны Константинополя. Наконец, последнюю ступень в иерархии занимают «так называемые " автокефалии " », т.е. все остальные автокефальные Православные Церкви, статус и объем полномочий которых целиком определяется Константинопольским Патриархатом, вплоть до полного упразднения этих Церквей волевым решением Синода в Стамбуле. Подобная концепция полностью обесценивает понятие автокефалии и противоречит православной экклезиологии. О принципиально равных правах всех Патриархов даже в рамках существовавшего в византийскую эпоху института пентархии, на который ссылается Патриарх Варфоломей, было сказано выше.

http://patriarchia.ru/db/text/5444176.ht...

Архив Пн «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Речь митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии 3 ноября 2011 г. 16:00 2 ноября 2011 года митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры посетил   Санкт-Петербургскую православную духовную академию . Во внимание к многочисленным богословским трудам и в связи с широкой научно-богословской деятельностью митрополита Илариона Ученый совет СПбПДА принял решение присвоить ему звание доктора Санкт-Петербургской духовной академии honoris causa. После вручения креста и диплома доктора богословия Санкт-Петербургской духовной академии председатель ОВЦС выступил с докторской лекцией, посвятив ее памяти митрополита Никодима (Ротова) . 1. Вступление Ваше Преосвященство, дорогой владыка ректор! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего, хотел бы сердечно поблагодарить Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии за оказанную мне высокую честь — присуждение степени доктора богословия honoris causa. Воспринимаю это не столько как признание моих заслуг, сколько как аванс на будущее, как пожелание от одной из старейших наших академий еще более усердно трудиться на тех послушаниях, которые возлагает на меня Церковь. Санкт-Петербургская академия имеет 290-летнюю историю. На посту ее ректора трудились выдающиеся богословы и церковные деятели, в числе которых и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отдавший академии ровно 10 лет своей жизни. Немало трудов по благоустроению академии положил и приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), чей мемориальный кабинет и поныне находится здесь, напоминая нам об этом выдающемся святителе. Его светлой памяти я и хотел бы посвятить свою докторскую лекцию. Будучи председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим большое внимание уделял межправославному сотрудничеству. Он стоял у истоков того процесса, который в конечном итоге должен привести к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Знаменательно, что первое предсоборное межправославное совещание на острове Родос состоялось в 1961 году, спустя лишь год после того, как владыка Никодим занял пост председателя ОВЦС. Он был непосредственным участником предсоборного процесса вплоть до своей безвременной кончины в 1978 году. Участниками этого процесса были и его преемники на посту председателя ОВЦС — митрополиты Ювеналий , Филарет и Кирилл. Ныне же возглавление делегации Московского Патриархата на межправославных совещаниях вошло в круг моих обязанностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

Результаты состоявшегося на Крите Собора обсуждались на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля прошлого года. Отметив, что «основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса», Синод констатировал, что «проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус». Вместе с тем Священный Синод признал, что «состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году». На том же заседании Священного Синода изучение принятых на Крите документов было поручено Синодальной библейско-богословской комиссии, которая подготовила соответствующее заключение. Ныне оно представлено на рассмотрение Архиерейского Собора. «Полученные нами копии документов Критского Собора Комиссия сравнила с теми предсоборными текстами, которые уже были рассмотрены нашим Архиерейским Собором в феврале 2016 года», рассказал Святейший Патриарх. Сравнение показало, что документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Автономия и способ ее провозглашения» и были приняты Критским Собором без внесения существенных содержательных поправок. Анализ документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учетом высказывавшейся в его адрес критики. Так, в документ было внесено важное упоминание об отвержении униатства. «Тем не менее, многие формулировки остаются не вполне ясными и удовлетворительными, они могут быть поняты в том смысле, что речь идет о восстановлении единства христиан, а не о восстановлении единства с Церковью отделенных от нее христианских сообществ, указал Его Святейшество. Некоторыми критиками документа именно так и был прочитан этот соборный текст. К сожалению, наши поправки не были учтены».

http://patriarchia.ru/db/text/5073298.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАННУАРИЙ (Ивлиев Дмитрий Яковлевич; род. 9.12.1943, Вологда), архим., проф. СПбДА. В 1966 г. окончил физический фак-т ЛГУ. До 1975 г. работал в ЛГУ, занимаясь исследованиями околоземного космического пространства. В 1975-1979 гг. учился в ЛДА, защитил канд. дис. на тему «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания». 8 марта 1979 г. пострижен в монашество архиеп. Выборгским Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Он же 18 марта 1979 г., на 2-й неделе Великого поста, рукоположил И. во диакона, а 22 апр. того же года, в праздник Пасхи,- во иерея. В 1986 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) возведен в сан архимандрита. С 1979 по 2008 г. преподавал в ЛДА (СПбДА) логику, основное и догматическое богословие, НЗ и библейское богословие. С 1985 г. доцент, с 2005 г. профессор СПбДА. Является членом Синодальных комиссий РПЦ: Богословской, Библейской и Комиссии по канонизации. Член РБО и Международного научного об-ва Colloquium Paulinum. Участник многочисленных международных конференций и семинаров. Является также преподавателем СПбГУ, МДА, Библейско-богословского ин-та св. ап. Андрея в Москве, Российской христианской гуманитарной академии в С.-Петербурге и др. И.- постоянный участник бесед на радио. В наст. время основная область его исследований - экзегетика НЗ и библейское богословие. И.- автор многочисленных научных и популярных статей, а также ряда статей по новозаветной библеистике в Православной энциклопедии. Соч.: Значение традиции и выражение веры в мире сегодня//ЖМП. 1981. 10. С. 54-56; 11. С. 49-52; Die Rolle der Tradition und die Artikulation des Glaubens in der Welt von heute//StdO. 1982. N 4. S. 45-48; N 5. S. 37-46; Вклад СПбДА в рус. библеистику//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 192-198; La signification spirituelle du bap tê me de la Russie//RThL. 1988. Vol. 19. N 3. P. 269-275; Опыт характеристики рус.

http://pravenc.ru/text/200389.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010